Смысл слов пророчественных такой: «И будет в последние дни, то есть в пришествие обетованного Спасителя, – говорит Бог, – излию Духа Моего на всех людей, без различия состояния, пола и возраста, и будут разуметь тайны спасения (дотоле непонятные) сыны и дщери ваши, юноши и старцы. Ибо на верующих в Меня излию тогда Духа Моего, и будут пророчествовать, разуметь и объяснять другим истины спасения» – Слово «пророчествовать» означает не только предсказывать будущее, но вообще – разуметь тайны Божии, необходимые для спасения, которые со времени сошествия Святого Духа, при помощи благодати Его, соделались удобопостижимыми и открытыми для верующих во Иисуса Христа. Следующие за тем стихи: 19–21. и дам чудеса на небеси горе.... и всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется.... относятся непосредственно к обстоятельствам разрушения Иерусалима, как страшного свидетельства истины евангельского учения, отвергнутого иудеями, и посредством сего события, как прообразования будущего суда, к обстоятельствам скончания сего мира. в) Особенно ясно и поразительно доказывают и истину и божественное величие сего события – действие Святого Духа на Апостолов, их чудеса, и чрезвычайные дары Святого Духа в первенствующей Церкви. 3. Действие Святого Духа па Апостолов Чтобы яснее видеть Божественное всемогущество Святого Духа в Его благотворном, чудесном действии на Св. Апостолов, покажем: 1) чем они были прежде сошествия на них Святого Духа, и 2) чем стали после сего. 1 . Хотя Спаситель учеников Своих, избранных в Апостолы, различным образом приготовлял на служение евангельской проповеди; учил их не только вместе с народом, но и особо ( Мф.10:27, 13:18, 18:1 и след.; Деян.1:3 ), в различных случаях давал им наставления и изъяснения на Своё учение ( Мф.13:36–37, 15:15 и след.; Мк.10:10 и след.), и сообщал им некоторые дары чудотворений ( Мф.10:1, 8 ): но при всём этом будущие столпы новоустрояемой Церкви Христовой ещё мало были готовы к своему Апостольскому служению. Они ещё не были свободны от влияния общих мнений и приверженности к выгодам житейским, как напр., сыны Зеведеевы ( Мк.10:35–37 ); не понимали иногда учения Иисуса Христа ( Лк.24:25–26 ; Ин.16:12 ), или даже прекословили Ему ( Мф.16:23 ); среди опасностей показывали себя малодушными, и оставили своего Учителя предаваемого в руки злодеев ( Мф.26:56 ); по смерти Господа, собираясь вместе в доме, заключались страха ради иудейска ( Ин.20:19 ); и даже по воскресению Господа, когда снова были наставляемы от Него в истинах спасения, всё ещё не понимали тайн Божия домостроительства, и не были совершенно свободны от ошибочных мнений своих соотечественников ( Деян.1:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   «Эсхатология» (от греческого слова последний) есть учение о «последних сроках», о грядущем явлении Господа Иисуса Христа во славе, о конце нынешнего века и о начале будущего века.    Ср., напр., иеромонах Лев (Жиллэ), ук. соч., стр. 87 слл.    В русском переводе Лк. 9молва, дошедшая до Ирода, ограничивается служением Господа. Но восполненное курсивом «Иисус» не отвечает ни греческому подлиннику, ни контексту отрывка. Контекст говорит о служении Двенадцати, и греческое слово значит: все происходящее.    Мое проставлено только в позднейших рукописях, надо думать, для пояснения. Смысл остается неизменным.    Ст. 21, отсутствующий в лучших рукописях, по всей вероятности, не принадлежал к первоначальному тексту Мф.    Текст Лк. 9:54-56 дошел до нас в нескольких разночтениях. Лучшие рукописи не имеют 54в (ссылку на Илию) и 55в — 56а (слова Господа), Мысль отрывка остается неизменною, и на топографические выводы форма текста не имеет влияния.    Как уже было указано, форме текста Ин. 6:4 без упоминания Пасхи не может быть дано предпочтение перед нашею формою по всей совокупности объективных данных.    В русском переводе слова ст. 22: «и обратившись к ученикам сказал», представляют худшую форму текста и подлежат исключению. Противоположение начинается с ст. 23. Ублажение стт. 23—24 относится к одним ученикам. Из противоположения вытекает, что слова Христовы в стт. 18—22, обращенные к ученикам, были слышаны не одними учениками.    В двух последних случаях присутствие народа вытекает из указаний 12и 16    Лучшие рукописи имеют в 10при определение.    Ст. 26, по всей вероятности, не принадлежит к первоначальному тексту Мк.    Мы берем притчу о двух сыновьях в том виде, какой она имеет в нашем тексте Нового Завета. Разночтения, представленные в некоторых древних рукописях, позволяют думать, что, в первоначальной форме текста, нарушил обещание старший сын, тогда как младший сначала отказался, а затем исполнил волю Отца.    Речь Иисуса в Ин. 12:44-50, вне пространства и времени, надо понимать, как принадлежащее Евангелисту резюме, словами Иисуса, всего Его учения перед народом

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Своих первых учеников набирает из самых низших классов народа. Свое первое чудо совершает на одном бедном семейном празднике в отечественной деревне. Начальника Он удостаивает загадочной 5 беседы касательно значения чудес, творимых Им: a самарянке, женщине презренного в глазах иудеев племени и греховной жизни, открывает образ истинного поклонения Отцу и тайну пришествия Мессии ( Ин.4:5–30 ). В последующее время он постоянно отвергал прославление со стороны исцеляемых Им ( Мф.8:4, 9:30, 12:16 ; Мк.1:44, 3:12, 5:43, 7:36, 8:26 ; Лк.5:14, 8:56 ). Еще более решительно Он уклонился от чести, когда насыщенная Им чудесно толпа народа хотела провозгласить Его царем ( Ин.6:15 ). Даже на более твердые и справедливые восхваления со стороны ближайших своих учеников Он постоянно отвечал предсказаниями о поношениях, ожидающих и Его, и их ( Мф.16:13–23, 17:1–12, 22, 23 ; Мк.8:27–33, 9:2–10, 30–32 ; Лк.9:18–22, 43–45 ). Любовь к народу, сострадание к его немощам выступают всюду в Его делах, в Его словах. Мытари и грешницы с сердцами полного искреннего раскаяния были ближе к Его царствию, чем натуры посредственные, приличное поведение которых часто не имеет никакой нравственной заслуги. За то как горячо отдавались и как крепко привязывались в Нему души этих презираемых, находя в следовании за Ним путь к возвращению внутреннего мира и собственного достоинства. Круг Его избранных, конечно, представлял смесь не очень благовидную, которая не могла не поражать строгих хранителей наружного приличия в то время. К нему собирались такие личности, с которыми порядочный еврей не захотел бы знаться ( Мф.9:10 ; Лк.15 ). Он явно оказывал предпочтение людям самым незначительным и даже сомнительного поведения перед особами именитыми и отличавшимися строгим парадным благоповедением. «Мытари и блудницы прежде вас войдут в царствие Божие» ( Мф.21:31, 32 ), говорил Он. Ниспавшие с общественной лестницы, павшие нравственно, нетвердые по полу и возрасту – женщины и дети – находили в Спасителе приветливейшего и ласковейшего учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Пс.87:4. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Пс.87:5. Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи.    Пророчество это исполнилось в Гефсимании, когда Христос сказал ученикам: «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мф. 26:38). Тогда же «Он привменен бых», то есть причислен к «нисходящим в ров» смерти и «бых яко человек без помощи», ибо действительно «тогда ученицы вси оставльше Его бежаша» (Мф. 26:56). Один Иисус умер ради беззакония людей, и, когда был «мертв», пребывал «свободным», поскольку не имел греха, который соделывал бы Его повинным смерти (Афанасий). Пс.87:6. В мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша.    Христос уподобил Себя не только людям «язвенным» (раненым), но и изглажденным из памяти Бога, отринутым от «руки» Его, «спящим во гробе», т.е. лишенным сил и деятельности за грехи свои. Христос же был помянут у Отца за Свое незлобие. Тело Христово и по смерти было исполнено животворной силы, почему оно в одно и то же время «источило» из ребра кровь и воду: первую — как доказательство человека, а вторую — в доказательство того, что выше человека; так как невозможно этому произойти от мертвых тел (Златоуст, Афанасий). Пс.87:7. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. Пс.87:8. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя.     «Яростию» Божиею называет наведенное на род человеческий проклятие смертию. А так как Христос сделался за нас клятвою — то «ярость» Божия утвердилась в Нем. «Волнами» называет «искушения», понесенные Господом ради нас (Афанасий, Евсевий). Пс.87:9. Удалил еси знаемых моих от мене, положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах.    Во время страданий все Его оставили: «стояху же еси знаеми Его издалеча, и жены споследствовавшыя Ему от Галилеи, зрящя сия» (Лк. 23:49). «Положиша Мя мерзость себе» — смотри, как и доныне иудеи гнушаются именем Христовым (Златоуст, Афанасий). Пс.87:10. Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои.    Очи Христа «изнемогосте от нищеты», то есть от страданий, ибо Он много о нас печалился и плакал. Он проливал слезы даже о погибели предателя, когда «свидетельствова, возмутися духом и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя» (Ин. 13:21), где смущение духа означает плач, а «воздеяние рук» выражает мучительную скорбь души (Златоуст, Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В большинстве традиционных религий осуждение и даже наказание подобных людей является нормой. В древнем Израиле, например, благочестивые иудеи должны были до смерти забить камнями грешников, уличенных в супружеской измене. А в тех мусульманских странах, где в основе уголовного права лежит шариат, взятому с поличным грешнику и сегодня грозит тяжкое физическое наказание, вплоть до смертной казни. С точки зрения обычной человеческой логики, это вполне нормально: преступление требует наказания, а грех — возмездия. Однако евангельский принцип отношения к грешникам решительно противоречит подобному рассуждению. Своей земной жизнью Иисус Христос показал людям ту норму человечности, к которой все мы призваны, и поэтому любой поступок Христа, описанный в Евангелии, является эталоном поведения для каждого человека, искренне стремящегося исполнить волю Божию. Что же говорит Евангелие об отношении Христа к грешникам? Только одно: Он их не осуждал, но относился к ним с любовью и жалостью. Христос не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин 8:11); не осудил жителей Самарянского селения, отказавшихся дать Ему пищу и кров (Лк 9:51-56); и даже Иуду, пришедшего предать Его на мучительную смерть, Господь не исключил из числа Своих друзей (Мф 26:50). Более того: первым человеком, которого Христос ввел в Рай, был покаявшийся бандит и убийца, распятый за свои грехи (Лк 23:32-43). Евангелие упоминает лишь одну категорию людей, которая подверглась резкому осуждению Христа. «Змиями» и «порождениями ехидниными» Господь назвал первосвященников, книжников и фарисеев. Это была религиозная элита иудейского народа — то есть именно те люди, которые как раз и считали себя вправе осуждать грешников. В чем же причина такого парадоксального отношения к грешникам в христианстве и почему в Православии любая форма негативной оценки даже очевидно согрешившего человека считается тягчайшим грехом? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала выяснить: а как вообще понимается грех в Православии? Принцип бинокля

http://foma.ru/ne-sudite.html

Христос как Человек есть не меньшее чудо, чем Христос как Бог . И одно – чудо, и другое – чудо, но оба вместе чудо из чудес. Однако чудо сие не есть чудо магии, или волхвования, или ярмарочной ловкости рук; сие есть чудо Божией премудрости, Божией силы и Божия человеколюбия. Господь творил чудеса не для славы человеческой. Идет ли кто-нибудь из нас в больницу к безумным, глухонемым и прокаженным, чтобы стяжать от них славу? Лечит ли пастырь овец своих, чтобы овцы прославляли его своим блеянием? Господь творил чудеса лишь для того, чтобы милосердно помочь беспомощным страдальцам и в то же время чрез то показать людям, что к ним из милосердия и любви пришел Бог 85 . Средства, которые Иисус использовал для исцеления, были самыми простыми и не имели отношения ни к магии, ни к медицине. Этими средствами было Его слово и в ряде случаев прикосновение к телу больного. В трех случаях евангелисты упоминают об использовании Иисусом собственной слюны ( Лк. 7:33; 8:23 ; Ин. 9:6 ). Никакие другие специальные средства, методы или техники не упоминаются. Прикосновение было одним из наиболее часто используемых Иисусом «методов» исцеления болезней. Во многих случаях Он прикасается к телу больного или к конкретному органу, требующему исцеления. В рассказе об исцелении прокаженного Иисус, простерши руку, коснулся его ( Мф. 8:3 ; ср. Мк. 1:41 ; Лк. 5:13 ). Слепых Он исцеляет, прикасаясь к их глазам ( Мф. 9:29; 20:34 ), глухого косноязычного – прикасаясь к его языку ( Мк. 7:33 ). В Вифсаиде к Иисусу приводят слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему ( Мк. 8:22 ). Иисус берет слепого за руку, выводит из селения, плюет ему на глаза и возлагает на него руки. Зрение частично возвращается к слепому. Тогда Иисус возлагает руки на его глаза. Зрение возвращается полностью ( Мк. 8:22–26 ). Нередки случаи, когда люди по своей инициативе прикасаются к Иисусу ( Мк. 3:10 ; Лк. 6:19 ) или к Его одежде ( Мф. 9:20; 14:36 ; Мк. 6:56 ) и получают исцеление. Прикосновение к телу больного – широко распространенный в медицинской практике жест, чаще всего используемый в целях диагностики (например, когда врач ощупывает больное место) или в лечебных целях (массаж, втирание масел или мазей в кожу больного). Однако в тех случаях, когда Иисус касается тела больного, нет никаких признаков того, чтобы прикосновение имело лечебный характер. Вряд ли можно согласиться с мнением ученых, считающих, что Иисус заимствовал отдельные элементы целительной практики (включая прикосновение) у врачей Своей эпохи 86 . Скорее, прикосновение, как и слово Иисуса, служило для передачи той духовной энергии, которая исходила из Него, имела сверхъестественный характер и обладала целительной силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В большинстве традиционных религий осуждение и даже наказание подобных людей является нормой. В древнем Израиле, например, благочестивые иудеи должны были до смерти забить камнями грешников, уличенных в супружеской измене. А в тех мусульманских странах, где в основе уголовного права лежит шариат, взятому с поличным грешнику и сегодня грозит тяжкое физическое наказание, вплоть до смертной казни. С точки зрения обычной человеческой логики, это вполне нормально: преступление требует наказания, а грех – возмездия. Однако евангельский принцип отношения к грешникам решительно противоречит подобному рассуждению. Своей земной жизнью Иисус Христос показал людям ту норму человечности, к которой все мы призваны, и поэтому любой поступок Христа, описанный в Евангелии, является эталоном поведения для каждого человека, искренне стремящегося исполнить волю Божию. Что же говорит Евангелие об отношении Христа к грешникам? Только одно: Он их не осуждал, но относился к ним с любовью и жалостью. Христос не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии ( Ин.8:11 ); не осудил жителей Самарянского селения, отказавшихся дать Ему пищу и кров ( Лк.9:51-56 ); и даже Иуду, пришедшего предать Его на мучительную смерть, Господь не исключил из числа Своих друзей ( Мф.26:50 ). Более того: первым человеком, которого Христос ввел в Рай, был покаявшийся бандит и убийца, распятый за свои грехи ( Лк.23:32-43 ). Евангелие упоминает лишь одну категорию людей, которая подверглась резкому осуждению Христа. «Змиями» и «порождениями ехидниными» Господь назвал первосвященников, книжников и фарисеев. Это была религиозная элита иудейского народа – то есть именно те люди, которые как раз и считали себя вправе осуждать грешников. В чем же причина такого парадоксального отношения к грешникам в христианстве и почему в Православии любая форма негативной оценки даже очевидно согрешившего человека считается тягчайшим грехом? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала выяснить: а как вообще понимается грех в Православии? Принцип бинокля

http://azbyka.ru/ne-sudite

Nec sunt causae essendi aut etiam fiendi simpliciter, sed fiendi hoc aut tale. Propter quod effectus producti perseverant in ese causis absentibus. Deus autem, cum sit causa esse absolute rerum, causa causarum, – Sapientiae 1o: «creavit ut essent omnia,, – sic ipsa in esse producit, ut sine ipso conservante non possint consister. Supra, Io. 1 : «omnia per ipsum facta sunt, et sine ipso factum est nihil». Gregorius: «omnia in nihilum dedicerent, si non ea manus omnipotentis teneret». Exemplum ponit Augustinus, 8 Super Genesis, de lumine conservato in aere ex praesentia solis» [«Во-первых, деятели мира сего по отношению к своим следствиям выступают причинами не бытия, а лишь становления. Они – не причины бытия и даже не причины становления в абсолютном смысле, а лишь причины становления тем или таким. Поэтому произведенные следствия удерживаются в бытии даже в отсутствие причин. Бог же, будучи причиной бытия вещей в абсолютном смысле, причиной причин, – как сказано в книге Премудрости, ( Прем. 1:14 ): «Он создал все для бытия», – так производит их в бытие, что без его сохраняющего действия они не могут существовать. Выше, (Ин:3), сказано: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть». У Григория: «Все вещи обратились бы в ничто, если бы (Бог) не удерживал их всемогущей дланью». Пример приводит Августин в книге восьмой Толкования на книгу Бытия: свет сохраняется в воздухе благодаря присутствию солнца»]. – Св. Григорий Великий , Moral. XVI, cap. 37, n. 45 (Pl 75, col. 1143); св. Августин, Sup. Gen. ad litt., lib. VIII, cap. 12, n. 26 (PL 34, col. 383). Ср. текст о сохранении, в том же смысле: ibid., lib. IV, cap. 12, nn. 22–23 (PL 34, coll. 304–305). 1158 Thomas Aquinas, Summa theologiae, I, q. 104, a. 1 resp; ad 4 . – См. комментарий к этому месту Э. Жильсона: Letre et l’essence (Paris 1948), pp. 93–94. 1159 E. Seeberg в Eckhartiana I, в Zeitschrift für Kirchengeschichte, 56 (1937), решительно протестует против запятой, которую Г. Денифль ставит между superiori и esse (p.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Напротив, Господь Иисус Христос творит чудеса собственной силой и не заимствованным ни от кого могуществом; чудеса Его свидетельствуют только о Его власти и славе ( Мк.9:25 ; Лк.7:14 и мн. др.), о силе внутренне присущей Ему и действующей в Нем. Он не обращается к Небесному Отцу с мольбой о помощи при совершении чуда, а если и возводит свой молитвенный взор к небу, то лишь в виде благодарности к Отцу за прославление Его имени пред народом и то, – с целью пробудить в нем веру в Себя, как Сына Божия, – показать, что Он находится в общении с Небесным Отцом и не есть один из обыкновенных смертных людей ( Ин.11:42 ). Мы видели, что чудеса Господа Иисуса Христа совершаются преимущественно в области человеческой природы, и суть проявления величайшего милосердия и самоотверженной любви к человеку, так что уже одними этими чертами они доказывают высоту и божественность учения Господа Иисуса Христа. Между тем, область совершения чудес в Ветхом Завете есть по преимуществу внешняя природа; ее силы служат, как бы пособниками и орудиями совершения чуда. Само чудо имеет более внешний, осязательный характер и проявляется большей частью в материальных формах, как например: чудесное ниспослание с неба Манны, изведение воды из камня, огонь с неба, разделение вод Чермного моря и Иордана, падение стен Иерихона и т. п. Эти чудеса носят по преимуществу название «сил» и отличаются своей колоссальностью, так как в них проявляется, главным образом, Божие всемогущество, стоящее неизмеримо выше стихийных сил природы; в них Бог явил Себя Владыкой и Господом всей природы и ее сил, и показал, что по исключительному могуществу Своему Он не есть один из многих ( 3Цар.20:23 ). Остается еще одна отличительная и весьма знаменательная черта, свойственная чудесам Христовым. Главным условием совершения чудес Господь Иисус Христос поставляет глубокую веру, требование которой предваряет почти каждое чудо, а последнее служит, как бы наградой за веру. Так, при исцелении кровоточивой Спаситель свидетельствует, что вера ее спасла ее (Мф.9:18–26) и тут же, укрепляет веру Иаира, пораженного вестью о смерти дочери словами: «не бойся, только веруй» ( Мк.5:22–43 ; Лк.8:41–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Граждане же или свои и знаемые Доброго Пастыря суть все находящиеся под Его властью, и прежде других божественные ученики, кои и рассеялись и убежали, когда поражен был Пастырь; ибо когда пришли слуги Иудеев и с ними предатель с отрядом воинов, намереваясь взять Иисуса, то «(ученицы) вси оставльше его бежаша» (Мф.26:56), как говорит евангельское писание. А что, дав за нас на смерть собственного Сына, Бог и Отец, сказано, как бы поразил Его, оставив Его на всяческие страдания, в сем удостоверит и Сам Сын гласом поющего о нечествовавших на Него, очевидно, Иудеях: «зане его же ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша» (Пс.68:27). Добровольно, как говорил я, подъял Он страдание, дабы оно имело искупительную силу. А что распинателям должна будет предстоять погибель и руководившие таким замыслом и предприятием (они же были и вождями народа) подпадут бедствиям божественного гнева, это раскрывает в словах: «и наведу руку мою на пастыри». Ведь они «растлиша виноград Его, по слову пророка, даша часть Его желаемую в пустыню непроходную» — стал он «в потребление пагубы» (Иер.12:10—11). Наводит Бог на пастырей руку Свою, как бы останавливающую меч и совершающую наказание за нечестие, не только за то, что сами они неистовствовали на Христа, но кроме того и для других стали началом и путем неудержимого неистовства против Христа. Так, блаженный евангелист Матфей говорит, что, когда Пилат предложил Иудеям Христа и Варавву и провозгласил: «кого хощете от обою отпущу вам», то первосвященники и старейшины «наустиша народы, да испросят Варавву, Иисуса же погубят». А кроме того побуждали кричать: «распни, распни Его» (Мф.27:20—23 ср. Ин.19:6). Посему истинным оказывается сказанное гласом пророка, что «пастыри обуяша и Господа не взыскаша: сего ради не уразуме все стадо и расточено бысть» (Иер.10:21). Как бдение добрых пастырей приносит пользу стаду, так нерадение губит, и подвластные всецело следуют по следам пастырей. Зах.13:8—9. И будет в день он на всей земли, глаголет Господь, две части ея потребятся и исчезнут, а третия останется на ней: и проведу третию часть сквозе огнь, и разжгу я, якоже разжизается сребро, и искушу я, якоже искушается злато: той призовет имя мое, и Аз услышу его и реку: людие мои сии суть: и тии рекут: Господь Бог мой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010