Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный ( Ин.6:54 ). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную. Необходимость таинства причащения для каждого христианина. Условия, требуемые от приступающих к сему таинству . Таинство причащения необходимо каждому христианину, так как оно служит для верующего истинной духовной пищей и источником вечного блаженства ( Ин.6:5354 ) 124 . Сознавая важность и пользу таинства причащения, древние христиане причащались каждый воскресный день, но в настоящее время немногие из христиан имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Тем, кто желают вести особенно благочестивую жизнь, Церковь голосом матери заповедует исповедываться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой четыре раза в год или и каждый месяц, а всем христианам – непременно один раз в год. Приступать к таинству причащения могут все верующие, получившие крещение и миропомазание, и не только взрослые, но и младенцы, которых должно приобщать св. Таин для освящения их душ и тел и для получения благодати Божией. От взрослых, желающих приступить к таинству причащения, Церковь требует, чтоб они предварительно испытали перед Богом свою совесть и очистили ее покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва . Ап. Павел пишет: Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня ( 1Кор.11:2829 ). Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем 125 . Участие в таинстве причащения тех, которые только присутствуют при совершении его, но не причащаются . Святейшее таинство причащения так важно и спасительно, что одно присутствие при его совершении, или одно участие в Божественной литургии, может быть весьма плодоносно для верующих. Так из православных христиан, которые не приступают ко святому причащению, но только слушают литургию, могут и должны участвовать в литургии своей молитвой, верой и в особенности непрестанным воспоминанием о Господе нашем Иисусе Христе, Который именно повелел сие творить в Его воспоминание ( Лк.22:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

191 . Беседа 7 на книгу Бытия. Четвертая заповедь церковная Эта заповедь предписывает хотя бы четыре раза в год, и уж непременно один раз в год, исповедовать свои грехи перед священником, законно и православно рукоположенным. Больные прежде всего должны стараться очистить исповедью свою совесть и приобщиться Св. Таин, приняв прежде Таинство Елеосвящения. Часто ли приступаешь к святым, великим и спасительным Таинствам покаяния и Причащения? С должным ли приготовлением приступаешь к ним? Не забывай, что " есть только одно убежище от гнева Божия - покаяние, - учит свт. Тихон Задонский, - оно скрывает грешных от мщения и казни. К сему безопасному убежищу прибегли ниневитяне, услышавшие о грядущем гневе Божием, и так спаслись. К сему и ныне многие прибегают и спасаются. Покайся, пока есть время; обратись, пока принимает Господь " . 192 Знай: Бог хочет, чтобы все люди спаслись достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился от пути злого и жив был (Иез. 18, 23). Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Если исповедаем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и всего мира (1 Ин. 1, 7, 9; 2, 2). Вспомни, что Господь говорит: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, во мне пребывает и И в нем (Ин. 6, 56). Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 54). Если у христианина нет желания пользоваться этими спасительными Таинствами, то это верный знак того, что он равнодушен к своему вечному спасению, не замечает своей приближающейся гибели, не ценит дара беспредельной милости Божией, не ценит Жертвы, принесенной за него Спасителем, чуждается общения с Ним, и хотя находится в среде верующих, но не принадлежит к ней, как засохшая ветвь не принадлежит более дереву, хотя и остается на нем до времени, пока не будет отсечена и брошена в огонь. 192 . Творения. Т. II. С. 205. Пятая заповедь церковная

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

2. Патрология 51. Св. отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского Творения. Издание 2-е исправленное и дополненное (под редакцией проф. А.П. Шостьина). Части 1-я и 2-я. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. 472 стр. и 494 стр. (Отдельное приложение 1902 года). 52. Св. отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Творения. Издание 2-е исправленное и дополненное (под редакцией проф. А.П. Шостьина). Части 3-я и 4-я. —9— Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. 524+II стр. и 480 стр. (Отдельное приложение 1903 года). 53. Св. отца нашего и исповедника Евстафия Епископа Антиохийского Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу сестер его. Перевод Н.П. Кудрявцева, под редакцией М.Д. Муретова. 1908, II, 7–8, 1–14. (В приложении). 54. Св. отца нашего Ефрема Сирина Творения. Издание 4-е. Части 1-я и 2-я. Сергиев Посад, 1895. 77+404 и 430+2 стр. (Отдельное приложение 1911 года). 55. Св. отца нашего Аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом Христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические. Издание 3-е, исправленное. С предисловием и под редакцией С.И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911. XI+1+435+X+1+87. С изображением святого. (Отдельное приложение 1910 года). 56. Св. отца нашего Кирилла Архиепископа Александрийского толкование на Евангелие от Иоанна. Книги четвертая, пятая и шестая ( Ин.6:38–10:17 ) (Творений св. отцов том 66-й и часть 13-я Творений св. Кирилла). Перевод и примечания М.Д. Муретова. 1902, I, 1, 1–16; 3, 17–32; II, 5, 33–48; 7–8, 49–64; III, 9, 65–80; 11, 81–96; 12, 97–112; 1903, I, 1, 113–128; 3, 129–144; II, 5, 145–160; 7–8, 161–176; III, 9, 177–192; 11, 193–208; 1904, I, 1, 209–224; 3, 225–240; II, 5, 241–256; 6, 257–272; 7–8, 273–288; III, 11, 289–304; 12, 305–320; 1905, I, 1, 321–336; 2, 337–352; II, 7–8, 353–384; III, 9, 385–400; 10, 401–416; 1906, I, 2, 417–432; 3, 433–448; 4, 449–464; II, 7–8, 465–501 и титул. (В приложении). 57. Св. отца нашего Кирилла Архиепископа Александрийского толкование на Евангелие от Иоанна. Книги седьмая, осьмая, девятая и десятая ( Ин.10:18–16:13 ) (Творений св. отцов том 69-й 2519 и часть 14-я Творений св. Кирилла). Перевод и примечания М.Д. Муретова. 1906, III, 9, 1–16; 1907, I, 1, 17–32; II, 5, 33–48; 6, 49–64; 7–8, 65–80; III, 9, 81–96; 10, 97–112; 11, 113–128; 12, 129–144; 1908, I, 1, 145–160; 2, 161–176; 3, 177–192; 4, 193–208; II, 5, 209–224; 6, 225–240; 7–8, 241–256; III, 9, 257–272; 10, 273–288; 11, 289–304; 12, 305–320; 1909, I, 1, 321–336; 2, 337–352; 3, 353–368; 4, 369–384; II, 5, 385–400; 6, 401–422 и титул. (В приложении).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В притчах Христа можно различать новое и старое. Старое – это те знакомые всем образы, которыми Он пользовался: сеятель, семя, плевелы, сокровище, жемчужины и прочее. Новое принадлежало Ему и было пока понятно только ученикам – это новые нравственные истины, разъясненные в притчах. Он указывает здесь поэтому просто на новый метод Своего учения, который должен быть усвоен и всяким книжником, наученным Царству Небесному, строить новое на основании старого, всем хорошо понятного и известного. Мф.13:53 .  И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. (Ср. Мк.6:1 ). Из следующего стиха видно, что Иисус Христос пошел в Свое отечество под словом «отечество» обычно понимают Назарет. Так считают Иоанн Златоуст и многие другие. Дальнейший рассказ у Матфея и Марка сходен с рассказом Луки ( Лк.4:16–30 ), но многочисленные подробности, сообщаемые Лукой, у двух первых евангелистов опущены. Евангелист, как замечает Августин, не ведет здесь своего рассказа в последовательном порядке. Тождественность рассказов Матфея и Марка с Лукой ( Лк.4:16–30 ) одними отрицается, другими признается; в последнем случае говорят, что точная хронологическая последовательность соблюдена только у Луки. Разобраться, в каком порядке следовали действительные события, здесь крайне трудно. За приточной речью у Марка рассказывается о путешествии на восточный берег озера и об исцелении дочери Иаира. Но Матфей уже рассказал об этом в 8-й и 9-й главах, теперь опускает рассказ об этих событиях и продолжает с Мк.6:1–6 . Мф.13:54 .  И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Мф.13:55 .  не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? (Ср. Мк.6:3 ). О братьях и сестрах Спасителя см. Ин.2:12 ; Мф.12:46 и параллельные места; Мф.13:55–56 и параллельные места; Ин.7:3 и сл.; Деян.1:14, 12:17, 15:13, 21:18 ; Гал.1:18–19, 2:9, 12 ; 1Кор.9:5 . Иаков (не Алфеев и не Зеведеев) был после епископом Иерусалимской церкви, а после него третий брат его Симеон (см. Евсевий Кесарийский . «Церковная История», III, 11). Он, по свидетельству Егесиппа у Евсевия (III, 32) пострадал при Траяне и консуле Аттике, кончив жизнь «почти той же смертью, какую претерпел Господь» 120 лет от роду. Это было в девятый год царствования Траяна, т.е. в 107 г. от Р.Х. Если так, то Симеон был старше Спасителя на 11 лет. Внуки четвертого брата Иуды были приведены к Домициану и отпущены им. О втором брате Спасителя, Иосии (так в русском переводе) ничего не известно, кроме одного имени, если только не принимать во внимание общих сведений о братьях Спасителя (см. о них вышеприведенные цитаты). Само имя Иосий пишется по-разному: ωσφ, ωννης, ωσ ( ς) , родит. ωστος, как у Марка ( Мк.6:3 ). Наиболее достоверное чтение у Матфея – ωσφ, а у Марка – ωστος (родительный падеж).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прибытие Иисуса с учениками в Капернаум После совершения чуда в Кане Иисус пришел в Капернаум. Евангелист говорит, что пришел Он Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его (Ин. 2, 12). Были ли братья Его на брачном пиршестве в Кане — неизвестно; надо полагать, что не были, так как Евангелист ничего об этом не говорит. Поэтому можно допустить предположение, что Иисус с Матерью и учениками пошел из Каны в Назарет, пробыл там некоторое время и оттуда уже с Матерью Своей, в сопровождении братьев Своих и учеников, пришел в Капернаум. Определение родства Иисуса с так называемыми Братьями его Но какие же это братья Иисуса, когда Он был единственным Сыном Девы Марии? О братьях Иисуса упоминают все четыре Евангелиста в дальнейших своих повествованиях, но по именам называют их только Матфей и Марк: Матфей: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? (13, 54-56). Марк: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? (6, 2—3). Итак, братьями Иисуса назывались Иаков, Иосия, Симон и Иуда. Но чьи они были сыновья? Для разрешения этого вопроса обратимся к Евангелиям. Называя женщин, стоявших на Голгофе во время распятия Иисуса Христа, Евангелисты говорят: Матфей: между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых (27, 56). Марк: Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего, и Иосии, и Саломия (15, 40). Иоанн: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его Мария Клеопова. и Мария Магдалина (19, 25). Лука , повествуя о шествии ко гробу Иисуса, говорит: То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними (24, 10). Из этих свидетельств Евангелистов видно, что при кресте Иисуса стояли три Марии: Мария — Матерь Его, Мария Магдалина, и третья Мария, которую Иоанн называет Марией Клеоповой и вместе с тем сестрой Матери Иисуса. Эту же третью Марию Матфей называет матерью Иакова и Иосии, Марк — матерью Иакова меньшего и Иосии, а Лука — матерью Иакова. Поэтому Иаков (названный Евангелистом Марком меньшим в отличие от Апостола Иакова) и Иосия были сыновьями Марии Клеоповой, сестры Богоматери. Хотя Евангелисты ничего не говорят о том, чьи сыновья были Симон и Иуда, тоже именуемые братьями Иисуса, но так как они в других, выше приведенных местах Евангелий, называются братьями Иисуса вместе с Иаковом и Иосией, то следует признать, что Иаков, Иосия, Симон и Иуда были между собой родными братьями, а следовательно, сыновьями Марии Клеоповой, сестры Матери Иисуса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Ропот, поднявшийся среди иудеев, напоминает о ропоте сынов Израилевых против Моисея в пустыне ( Исх.17:3 ; Числ.11:1, 14:27–29 ). Вопросы, которые иудеи задают друг другу по поводу Иисуса, очень напоминают то, что, согласно Матфею и Марку, говорили об Иисусе в его «отечестве»: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?» ( Мф.13:55–56 ; Мк.6:2–3 ). Под отечеством Иисуса понимается Назарет, где Он был воспитан, что подтверждается повествованием Луки о посещении Им назаретской синагоги, сопровождавшемся тем же вопрошанием: «Не Иосифов ли это сын?» ( Лк.4:16–22 ). Капернаум, где происходит беседа о небесном хлебе, находился совсем недалеко от Назарета, и там вполне могли знать «отца и Мать» Иисуса. В сознании Его слушателей не укладывалось то, что Он заявлял о Себе как сшедшем с небес, в то время как Его родители и родственники были живыми свидетелями того, что Он родился на земле и воспитывался в обычной семье. В следующей главе Евангелия от Иоанна на сцене появятся «братья Иисуса», которые «не веровали в Него» ( Ин.7:3–5 ). Как человек, имевший родителей, братьев и сестер, мог претендовать на то, что сошел с небес? Иисус не отвечает на этот вопрос, оставляя слушателям самим доискиваться истины. Однако Он дает им ключ, при помощи которого они могут разгадать Его загадку: они будут «научены Богом». Здесь Иисус впервые в Евангелии от Иоанна цитирует Ветхий Завет , приводя близко к тексту слова из Книги пророка Исаии: «И все сыновья твои будут научены Господом» ( Ис.54:13 ) 10 . Данный текст содержит в себе обетование об Иерусалиме, который представлен в образе женщины – «неплодной, нерождающей», «не мучившейся родами», «бедной, бросаемой бурей, безутешной». Она не будет постыжена, потому что Сам Господь Саваоф – ее супруг ( Ис.54:1–12 ). Похожее пророчество есть у Иеремии: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более ( Иер.31:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В книге бывшего католического священника Абдуль Ахада Даууда (Давида Кельдани) «Мухаммад в Библии» довольно много мест, в которых он пытается найти в библейском тексте указания на пророчества об основателе ислама Мухаммаде. Одним из распространенных способов как раз и является своего рода лингвистический анализ оригинального текста Писания, тем более, что А.А. Даууд позиционирует себя как знатока древних языков 49 . Наиболее характерным местом в Евангелии, в котором А. Даууд видит указание на Мухаммада, являются стихи в которых используется древнегреческое слово παρκλητος – «Утешитель» ( Ин.14:16, 26; 15:26; 16:7 ) 50 . Несмотря на то, что текст Евангелия говорит об «Утешителе» как о Святом Духе ( Ин.14:17, 26; 16:13 ), которого получат апостолы Христовы (см. Деян.2:1–39 ), а не как о человеке Мухаммаде, родившемся в 570 году, и что «иной Утешитель» будет в апостолах и они знают Его ( Ин.14:17 ), все это не смущает исламского автора 51 . Более того, такое внеконтекстное толкование выглядит очень странно для вероучения ислама, т.к. Мухаммад не является духом и не может присутствовать в апостолах до своего рождения 52 . Оказывается, по мнению этого бывшего христианина, «в Евангелии от Иоанна, написанном на греческом языке», слово «параклетос» (παρκλητος) 53 неизвестно «для классической греческой литературы» 54 . Вместо него должно стоять слово «периклитос» (περικλτς) 55 , соответствующее арабскому слову «Ахмад» (якобы одно из имен Мухаммада) в значении «знаменитейший», «прославленейший», в котором мусульмане видят пророчество об основателе своей религии. Указание на это они видят в Коране, где якобы Сам Иисус в Суре «Ряды» («ас-Сафф») говорит, что после него придет посланник, «имя которому будет Ахмад» (К.61:6) 56 . Однако такие смелые заявления А. Даууда в отношении греческого языка и текста Евангелия уже вызывают сомнения в его компетентности, поскольку слово «параклетос» было хорошо известно древнегреческим авторам, например, ораторам Ликургу Афинскому (IV в. до н.э.) и Демосфену (384–322 г. до н.э.) 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

В славянском переводе сказано более выразительно: «[Чтобы ты имел] утверждение». Апостол Лука не преподносит новое вероучение и даже не раскрывает прежнее, а показывает твердое основание того, что Феофил уже знал. Итак, если Евангелие является лишь твердым основанием того, в чем мы уже наставлены, то тем более такими являются догматы Вселенских Соборов или другие вероучительные истины. Рассмотрим кратко несколько примеров того, как в Евангелии говорится о тех или иных догматах и что утверждает о них Церковь. Первый пример относится к иконопочитанию. Когда Филипп говорил Нафанаилу о Спасителе, «Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри» ( Ин.1:46 ), по-славянски «прииди и виждь». Казалось бы, какое отношение к иконопочитанию имеют эти два слова? Но согласно апостольскому Преданию, или традиции («традиция» — это в переводе с латинского на русский язык, собственно, и есть «предание»), они являются обоснованием догмата о священных изображениях. Еще один пример. Господь Иисус Христос говорит о будущем Таинстве Евхаристии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:54–56 ). Эти слова были так поразительны, что многие ученики, услышав их, оставили Его. Церковь в сравнительно позднее время для того, чтобы утвердить эту евангельскую истину, воспользовалась термином «пресуществление», заимствованным у римо-католиков. Его не употребляли ни святые отцы, ни тем более святые апостолы, но этот термин очень точно изображает то, о чем говорится в Священном Евангелии. Слово «единосущие» также не встречается ни в Священном Писании, ни в Священном Предании, более того, им пользовались еретики-савеллиане. Но святые отцы дали этому термину православное толкование, и он прекрасно объясняет слова Евангелия «Я и Отец — одно» ( Ин.10:30 ), или, по-славянски, «Аз и Отец едино есма».

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Вечную жизнь Господь Иисус Христос сделал зависимой от вкушения Плоти Сына Человеческого и от пития Его Крови: «Истинно, истинно, говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин.6:53–54 ). Сколь незаменимо важна истина о том, Господь Иисус Христос есть истинный человек очевидно и из того, что, как замечено в Евангелии, Спаситель 84 раза называл Себя Сыном Человеческим, то есть намного чаще, чем каким бы то ни было другим именем, которое Господь Себе усваивал. Однажды в беседе с иудеями Спаситель ясно называет Себя человеком: «Теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога», ( Ин.8:40 ; ср. Ин.1:20 ; Деян.17:31 ). О том, что человечество Господа Иисуса вечно, и вознесено на небо, и восседает по правую сторону Бога Отца, свидетельствует нам первый святой мученик за Христа, архидиакон Стефан, который, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. И сказал: вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55–56 ). Вся проповедь святых Апостолов есть не что иное, как непрерывное свидетельство очевидцев об исторической достоверности и подлинности Иисуса Христа как Истинного Бога и истинного человека. Именно эта историческая реальность Христовой Личности привлекла их к Иисусу и сделала Его неустрашимыми учениками и исповедниками. Поразительная историческая истинность Бога и человека Иисуса есть то, что они как сопроводители и свидетели Иисуса слышали своими ушами, видели своими глазами, рассмотрели и осязали своими руками ( 1Ин.1:1 ). Поэтому они, когда христоборцы запрещают им упоминать о имени Христовом, бесстрашно заявляют: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян.4:20 ; ср.: 1Ин.1:3 ). Вся их вера в Господа Иисуса и всё учение о Господе Иисусе основаны на собственном опыте и на личном свидетельстве, поэтому святой Апостол Петр и подчеркивает, что всё у них основано на исторической действительности, а не на вымыслах и баснях: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» ( 2Пет.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Подробно об этом см. в беседе за 27 декабря 1909 г. 52 Житие преп. Иакова Постника (VI в.; пам. 4 марта), отшельника Кармидьского (Палестинского)//Четьи-Минеи. 4 марта. С. 104–116. 53 Имеется в виду участие России в европейских революционных войнах и конфликтах, в том числе — подавление восстания в Венгрии графом И. Паскевичем. 54 Святитель Петр — митрополит Московский и всея Руси († 1326; пам. 21 декабря), великий чудотворец. 55 В Евангелии: Исследуйте Писания (Ин. 5, 39). 56 Стих канона Пасхи. 57 Гурьев В. Прологе поучениях. 27 марта. М., 1994. С. 392–393. 58 В течение XX века Китай несколько раз принес массовое мученичество христиан.— Ред. 59 Русский архив. 1884. 6. С. 349. 60 Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров; 1779–1857) — ректор трех семинарий, с 1816 г. — Московской духовной академии, с 1819 г. — епископ, с 1837 г. — митрополит, скончался в схиме. Известен как богословскими сочинениями, так и подвижнической жизнью. Нетленные мощи его пребывают в Киево-Печерской лавре. 61 Святитель Феофан (Говоров; 1815–1894) пребывал в затворе Вышенской пустыни (Шацкий уезд, Тамбовская губерния). Канонизирован Русской Церковью в 1988 г. В конце книги см. стихотворение преп. Варсонофия, посвященное свт. Феофану. 62 О ней упоминается в беседе от 23 декабря 1910 г. 63 Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) — русский писатель, автор повестей и пьес. В начале века пережил кризис религиозного сознания. Скончался вне Церкви. Отпадением от Церкви характеризуется и творчество его сына — Даниила Андреева. 64 В Евангелии: ...Как слышу, так и сужу... (Ин. 5, 30). 65 Чис. 22, 29–30. 66 Стогны (ц.-слав.) — улицы и площади города. 67 Столповой распев — вариант древнего знаменного пения. 68 Батюшка начал беседу чтением отрывка из книги «На горах Кавказа» — об Иисусовой молитве. Он предупредил, что тем из нас, кто бывал у него раньше, прочитанное не скажет ничего нового, все будет знакомо, но это известное можно повторить много раз. 69 Заповеди Его тяжки не суть (1 Ин. 5, 3). 70 Преп. Макарию (Иванову). 71

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010