Это единство Церкви в евхаристии непосредственно связано с Боговоплощением и является его прямым следствием: «Но в том-то сила и значение дела Христова, что оно не ограничивается одним только учением. Человеку даны новые силы, а потому для него и возможным становится новое церковное единение. Эти силы даны, прежде всего, тем, что в воплощении Сына Божия человечество теснейшим образом соединилось с Богом. В Церкви и продолжается всегда и неизменно единение человека с Христом. Это единение – источник духовной жизни, а без единения с Христом – духовная смерть. В чем же это единение? Христос говорил: “Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне” (Ин 6: 51, 53–54, 56). Таинство причащения – вот где единение со Христом и, следовательно, источник духовной жизни. Таинство причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет и друг с другом» («Христианства нет без Церкви») . Другое начало единства христианской жизни, то есть жизни Церкви, – Святой Дух. Его действие в церковном теле уподобляется действию духа в человеческом теле: «Как в теле дух есть начало, все связывающее и объединяющее, хотя члены различны, так и в верующих есть Дух Святой, который объединяет всех» (блж. Феофилакт). Приобщаться к единству человеческой природы, возрожденной в Боговоплощении, члены Церкви имеют возможность действием Божественной благодати, подаваемой им в ипостаси Святого Духа, Который со дня Пятидесятницы объединяет людей в Церкви, делая их «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4): «В Церкви и достигается единство человечества, о котором мечтают люди и вне Церкви, но которого без Церкви достигнуть не могут, ибо лишь в Церкви “низшедшая сила Божественного Духа совокупила в одно согласие разделенный в древности язык людей, согласившихся на зло, вразумляя верных познанием Троицы”» («Триединство Божества и единство человечества») .

http://pravoslavie.ru/33271.html

. Вксите и видите, к блгъ гдь: блженъ мжъ, иже уповаетъ нань. 9. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! 9 . Вообще, у Господа, будто различных снедай на обильной трапезе гостеприимного хозяина, уготовано для прибегающих к Нему множество различных милостей, и – Он всех зовет, и всех достойно приступающих допускает к своей трапезе (ср. Мф.22:8–13 ). Вкусите же от уготованной Господом трапезы, – попробуйте в ваших нуждах прибегнуть к Его помощи и заступлению, обратитесь к Нему с усердною молитвою, и вы увидите, как благ Господь, – собственным опытом убедитесь в великой благости Господа к прибегающим к Нему, потону что несомненно получите требуемую помощь, если только будете обращаться к Нему с твердою, непоколебимою надеждою. Блажен человек, который уповает на Него, потому что он по своему упованию получает от Господа самую верную и самую благовременную помощь и, утешаемый явлением Его милости, не помнит испытываемых им скорбей, но чувствует довольство и радость, делающие его вполне счастливым; если же Господь и медлит ниспосланием своей помощи, то и тогда уповающий на Него счастлив в сравнении с людьми, подобно ому испытывающими несчастия, но немеющими крепкого упования на Бога, потому что при своем уповании он с твердостью переносит свое испытание, не падает духом, не предается отчаянию, но сохраняет мир и спокойствие души (ср. 1Кор.4:8–10 и 16; 6:4–5, 9–10), уверенный, что Господь и тогда пребывает с ним (ср. Пс.22:4 ), что все творит ко благу его (ср. Пс.118:71 ; Римл. 8:28 ) и не допустит искушения свыше его сил ( 1Кор.10:13 ). 1-я половина этого ст. в богослужении Христ. Прав. Церкви употребляется в качестве причастна на литургии преждеосвященных Даров и объясняется в поющейся вслед за тем песни, как пророчественное призывание христиан к таинству тела и крови Христовой (см. выше в общ. обозр. псалма стр. 459 и толк. св. Афанасия, Евсевия, бл. Феодорита, Августина и Зигабена), «вкушение» которых «явственно показывает благость Спасителя», (Феодорит), ибо являет неизреченное Его снисхождение к людям, очищает от грехов ( Мф.26:28 ), вводит в внутреннее живое общение с Ним ( Ин.6:56 ) и служит залогом наследия жизни вечной ( Ин.6:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Итак, слушатели, если хотите исповедоваться: то исповедуйтесь со всей откровенностью; открывайте все, что знаете за собой худого; показывайте себя такими, каковы вы на самом деле; оправдания и извинения на исповеди вовсе неуместны. Аминь. 6. Пред Святым Причастием (I) Прежде – нежели приступите, слушатели, ко Святому Причастию, побеседуем о том, какую мы получим пользу, когда причащаемся Тела и Крови Христовой, и с какими чувствами должны мы приступать к сему страшному Таинству. Итак, какую пользу мы получаем, когда причащаемся Тела и Крови Христовой? – Мы теснейшим образом соединяемся с Иисусом Христом, так что Иисус Христос начинает тогда пребывать в нас, а мы в Нем: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин.6:56 ), – говорит Иисус Христос . Что же именно такое происходит в нас тогда? – Этого объяснить и сознать невозможно; можно только несколько чувствовать, и то не всегда. Что бывает с вами тогда, когда вы, томимые голодом и жаждой, принимаете обыкновенную пищу и пьете обыкновенное вино? – Вы тогда как будто начинаете жить новой жизнью; вы становитесь веселее, здоровее и готовее к трудам. Подобное сему бывает и с душой того человека, который причащается Тела и Крови Христовой: душа его тогда начинает жить новой, Божественной жизнью; какая-то неземная радость водворяется в ней; каким-то небесным светом озаряется она и какой-то необыкновенной готовностью к добру оживляется. – Соединяясь с Иисусом Христом, причащающийся делается таким образом причастником жизни вечной, так что душа его прямо воспарила бы к Иисусу Христу в рай, если бы ему в то время случилось умереть: «Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный» ( Ин.6:54 ), – говорит Господь. Оттого-то, слушатели, так покойно, так весело умирают те люди, которые пред смертью успеют причаститься Тела и Крови Христовой. Чего им бояться, когда они теснейшим образом соединяются с Иисусом Христом, источником жизни вечной? – Итак, причащаясь Тела и Крови Христовой, мы теснейшим образом соединяемся с Иисусом Христом и делаемся причастниками жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

По этой причине мы не можем с уверенностью сказать, был ли Иисус формально приговорен Синедрионом к смерти в ту же ночь (что было запрещено «фарисейским правом»), или Синедрион ночью выдвинул против Иисуса только обвинения для последующего судебного разбирательства перед Пилатом. Спорным является также, вправе ли были иудеи времен Иисуса Христа вообще выносить смертные приговоры, или, возможно, оккупационные римские власти не слишком принципиально придерживались своего права на это. 2 . Далее, не ясно, отпускал ли Пилат в каждую Пасху одного заключенного, о котором его просил иудейский народ. Как об этом пишет Марк: «На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили» ( Мк.15,6 ). Дело в том, что никаких других свидетельств о таком обычае историки не имеют. Возможно, случай с Вараввой был единичным. a) Иисус перед Каиафой и Синедрионом (Мк.14,53–64; Мф 26,57–68; Лк 22,54; Ин 18,12–14.19–25). 53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. 54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. 55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. 56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. 57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. 59 Но и такое свидетельство их не было достаточно. 60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? 62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? 64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Бдение по-прежнему представляло собой начинавшееся в четверг вечером и оканчивавшееся на рассвете шествие с 7 " остановками " , на каждой совершалось небольшое последование, состоявшее из псалма с припевом, 2-хгимнографических циклов (ипакои), Евангелия и коленопреклонной молитвы. Бдение (Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 642-664) совершалось на Елеонской горе, где до середины ночи все пребывали в молитве, а в полночь пели 1-е последование (Пс 2 (стих: Пс 2. 2), ипакои: " Со иными учениками " и " Сим образом Ты " , Ин 13. 31-18. 2, молитва); 2-е последование происходило на месте Вознесения (Пс 40 (стих: Пс 40. 9), ипакои: " Давид пророчествова " и " О иудино коварство! " , Лк 22. 39-46, молитва); место совершения 3-го последования (Пс 40 (с небибл. стихом), ипакои: " Учитель вопияше " и " Иже на вечери " , Мк 14. 33-42, ектения и молитва) не вполне ясно; 4-е последование (Пс 108 (с небибл. стихом), ипакои: " Что помышляеши " и " Егда покланяхуся " , Мф 26. 36-56, ектения и молитва) пелось в Гефсимании; 5-е (Пс 58. 2 (с небиблейским стихом), ипакои: " Разуме Петр " и " Каиафа име " , Мф 26. 57-27. 2, молитва) - в храме св. Петра, построенном на месте дома первосвященника Каиафы; 6-е (Пс 34. 1 (с небибл. стихом), ипакои: " Тя, Слова Отча " и " Егда приведен бысть " , Ин 18. 28-19. 16a, молитва) - в храме св. Софии, построенном на месте дворца Пилата; 7-е (Пс 21 (с небибл. стихом), ипакои: " Пред царем предстал еси " и " Яко агнец непорочен " , Ин 18. 3-27, молитва) - на Голгофе; сразу после 7-го последования на Голгофе бдение заключалось еще одним последованием (небиблейский прокимен, ипакои: " Ты, Иже завистию предан еси " , Лк 22. 54-23. 31, окончание утрени). Т. о., как выбор чтений, так и общий порядок бдения в общем те же, что и в рукописи Paris. Arm. 44. В гимнографическом приложении к Лекционарию приведены полностью тексты прокимнов и тропарей бдения (Tarchnišvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. N 59-98), а также " новых стихов " (дополнительной гимнографии - Ibid. N 99-113). О поклонении Кресту в грузинском Лекционарии не говорится, но в гимнографическом приложении приведены 12 песнопений Кресту (Ibid. N 114).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Думал же он о людях, которые стояли перед ним в ожидании его пастырского слова, молитвенного предстояния перед Богом. Смотрел на них, своих первых настоящих прихожан, и чувствовал любовь к ним. Так вот в чём дело! Нужно почувствовать эту любовь, эту тревогу и боль. Тогда рождается пастырь. «И овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их… и идёт перед ними, а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса… Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11). Когда отец Борис возвращался домой, ему казалось, что он стал старше лет на десять. Ещё он чувствовал сильную усталость. А на душе было светло. Подойдя к дому, он сначала не мог понять, что не так. А потом сообразил: в доме горел свет, из трубы валил дым. Отец Борис почувствовал, как защипало в носу и захотелось плакать. Не спеша входить, стоял на крылечке и слушал доносящийся до него милый голос Саши, щебетанье Кузеньки. Падал снег. И небо и земля становились совсем другими – новыми, белоснежными. Рейтинг: 9.7 Голосов: 178 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В этой истории, произошедшей на самом деле, имена и название храма изменены. скрыть способы оплаты Комментарии 28 декабря 2014, 21:36 Спасибо, огромное Вам спасибо! Пусть у всех людей будет надежда на чудо! Валентина 18 сентября 2013, 16:44 Спасибо вам за ваши рассказы, в душе после них покой и надежда милость Божию к нам многогрешным. Спаси Вас Господи. Наталья 20 июня 2013, 20:53 очень замечательный рассказ Юлия 21 апреля 2013, 18:56 Ольга, спасибо вам огромное за ваши добрые и душевные рассказы! У меня сейчас как раз тяжёлое время, и ваши рассказы помогают преисполниться душевных сил и веры. Спаси Господи! Юлия, г. Дублин читающая всё подряд 17 марта 2013, 14:00 Доброта, как надо ее беречь.. Людмила 31 октября 2012, 17:54 Во истину Господь милостив к нам грешным! Прошу помолиться за болящего младенчика Максимку (2,5 недели от роду) находящегося в коме после кровоизлияния. Помоги Господи и Пресвятая Богородица р.б.Кристине молиться о сыночке к Вам.

http://pravoslavie.ru/44059.html

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Борис Пивоваров Божественная Евхаристия как основа духовной жизни и залог спасения В Избранное 1. Вместо предисловия Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. ( Ин.6:56 ) Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. ( Ин.6:54 ) Божественная Евхаристия является средоточием всей церковной жизни и основой духовной жизни каждого православного человека. Цель настоящей статьи – показать, насколько важное значение в духовной жизни члена Церкви Христовой Православной имеет Святое Причащение. Моя основная задача – выявить наиболее актуальные вопросы современной евхаристической практики в Русской Православной Церкви и через свидетельства, заимствованные из источников церковного богословия, наметить возможные пути к решению этих вопросов. Первый раздел статьи показывает центральное место Евхаристического богословия в церковном богословии. Второй раздел посвящен евхаристической практике. Третий – содержит свидетельства о благодатных действиях Евхаристии, четвертый – практические рекомендации и пожелания. В статье имеется краткий список богословской литературы по теме «Евхаристия». 2. Евхаристическое богословие Евхаристия – не проблема (в современном, светском употреблении слова), а таинство, или по святоотеческому наименованию – «Таинство Таинств» церковных. Потому богословское исследование Евхаристии должно соответствовать литургическому и святоотеческому Преданию Церкви Христовой Православной. Говоря о Церковном Предании как об учении Церкви, священномученик Ириней, епископ Лионский, писал: «Наше учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение» 1 . Важнейшие письменные источники для Евхаристического богословия – тексты Священного Писания, а также тексты литургий. Евхаристические молитвы литургии святителя Василия Великого являются вершиной церковного богословия. В них содержится изумительное изображение Божественного домостроительства и наиболее выразительное литургическое молитвенное свидетельство о спасительных плодах Евхаристии.

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-evxarist...

Суть великопостного подвига. Мы проходим сейчас подвиг Великого поста. Что такое Великий пост? Святая Церковь отвечает нам на этот вопрос в самом начале – при наступлении Великого поста, когда радостно поет: «Возсия благодать Твоя, Господи, возсия просвещение душ наших: се, время благоприятное, се, время покаяния!» (Стихира в неделю Сыропустную). Великий пост – время покаяния , время  особенно благоприятное  для принесения нами покаяния (ибо каяться-то, вообще говоря, мы должны  всегда , во всякое время года!) Суть великопостного подвига и заключается в том, чтобы мы достодолжным образом настроились к покаянию и принесли это покаяние, завершив его таинством Покаяния, в котором мы примиряемся с своей совестью, примиряемся и возсоединямся с Святой Церковью и с Господом Богом, от которых мы отторгаем себя чрез грех, о чем свидетельствуют слова разрешительной молитвы духовника:«примири и соедини его Святей Твоей Церкви …» Итак, суть великопостного подвига состоит в покаянном возвращении в Церковь , в возсоединении с Церковью тех, кто отпал от нее чрез нераскаянные грехи. Такая  чисто-православная  точка зрения явно исключает формальный подход, не считающийся с голосом совести, ко всем вопросам духовно-церковной жизни в нашем св. Православии. Это нашло себе отражение даже в нашем Церковно-приходском Уставе: «Не имеет права голоса в приходских собраниях, тот, кто не говеет ежегодно, ибо поскольку он не говеет, он  отпал  от Церкви, он – уже  не член  Церкви " . И тут, на первом месте должна стать  совесть . Говение должно быть не формальным, а  искренним , ибо, в противном случае, как говорит наш великий русский светильник Еп. Феофан Затворник , может быть, что духовник говорит: «Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих…», а Господь в это же время скажет: «А Я не прощаю и не разрешаю!..» О таком же – отнюдь  не формальном  подходе свидетельствует нам и само Слово Божие. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» ( Ин.6,54 )  – говорит Сам Господь наш Иисус Христос и: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин.6,56 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Пространство Церкви, как общества верующих, в совокупности всех времён и стран мира, не может быть по праву ограничено никакими пределами. Истинная Церковь Христова есть Церковь вселенская. Такова она и по назначению и по существу своему. Сам И. Христос положил на земле основание Церкви – не какой либо поместной или частной, но вселенской: ибо Он не указал пределов ни времени, ни места, до которых должна простираться Его Церковь ( Мф. 28:19 . Мар. 16:15 . Деян. 1:8 ); поэтому апостолы, по вознесении Спасителя, изшедше из Иерусалима, проповедаша всюду ( Мар. 16, 20 ), так что во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их ( Рим. 10:18 ). С этого времени и доселе благовествование Христово существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо непрестанно ( Кол. 1:5–6 ). Можно сказать, что и в самом существе Церкви положено основание вселенскому распространению её. Ибо учение веры, заключая в себе поклонение Богу духом и истиною ( Ин. 4:25 ), по тому самому нс может быть ограничено никаким местом и временем (ст. 21. 24). Таинства, имея отношение ко внутренней, духовной жизни человека, и действуя в ней силою благодати Св. Духа, которая неистощима и вседейственна, также не подлежат, в своем действии, никаким внешним условиям места, или времени ( Ин. 3:5, 6:54, 6:56 , Мф. 18:18 ). Церковное священноначалие, утверждаясь на преемстве единой благодати от апостолов через рукоположение, сообщается от одной Церкви другой: так образовались иерархии поместных Церквей: а в единомыслии веры, в общении молитв и таинств, в согласии прав и законов управления, – все отдельные православные иерархии составляют одну вселенскую иерархию, и во взаимных сношениях между собой, или в виде вселенского собора, могут простирать свое действие на всю кафолическую Церковь . 1 Это вселенское общество веры, в своём видимом составе, состоит из разных ча­стей, которые, имея свои отдельные устройства, составляют частным, или поместные Церкви. Таким образом существует почти столько же поместных Церквей, сколько есть народов, или обществ, исповедующих веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Глава вступительная Новозаветные известия о братьях Господних и пояснение их    В Евангелиях нередко встречается упоминание о братьях Господних. О них упоминают как евангелисты, так и другие лица, слова которых передаются теми же евангелистами. Иногда эти братья Господни здесь называются и по именам, причем делается указание и на сестер Господних, которые однако же в новозаветных книгах нигде не поименовываются. В этом отношении важны два почти одинаковых свидетельства евангелистов Матфея и Марка. Первый пишет: «И пришед в отечество Свое (т.е., конечно, Назарет), Иисус учил их (Своих последователей) в синагоге их... Они изумлялись и говорили, не плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мария и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» (13:54—56). Другой евангелист, указав те же обстоятельства, при каких заходит речь о братьях Господних, влагает в уста изумленного назаретского народа слова: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (6:3). Мы видим, что повод к указанию на братьев Господних и к называнию их точными именами дан был назаретянами, среди которых раньше жил Иисус Христос, Его мать и братья Его (во время рассматриваемого события все эти лица и Христос жили уже в Капернауме: Ин.2:12), а теперь продолжали жить Его сестры («не здесь ли между нами Его сестры?»), как думают, в качестве уже замужних женщин, — дан был необычайной высотой и глубиной Его учения, а также поразительностью Его чудес (Мк.6:2). Народные толки в Назарете о родственниках Иисуса Христа, мимоходом посетившего этот город, были явлением очень естественным. Каким образом от таких родителей, как плотник (Иосиф, здесь, впрочем, не поименованный, вероятно, ввиду его смерти) и жена его Мария, которая, с точки зрения назаретян, ничем особенным не отличалась, и наряду с такими братьями, которые и на самом деле были совсем незамечательны, мог родиться муж, обладавший необычайными познаниями и мощный духом как пророк? Вот вопросы, какие занимали пораженных проповедью и чудесами Христа Его прежних сограждан. При этом некоторые из них называли по именам не только Его мать, но и братьев Господних. Благодаря рассказанному событию, мы достоверно знаем, что их было четверо, и они носили имена Иакова, Иосия (по более точным научным известиям: Иосифа), Симона (или Симеона, так как Симон и Симеон не два разных имени, а разное произношение одного и того же имени) и Иуды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2640...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010