И еще: «жестоко есть слово сие, и кто может послушати?» (Там же, Ин.6:60 ). Так и сии безумные ропотники послышали сие Христово обличение: «дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничто же. Глаголы, яже аз вам глаголах, дух суть, и живот суть» (Там же, Ин.6:63 ). Что, де, я вам, несмысленные, ни говорю, вы того не должны одну только смотреть поверхность и плотским умом рассуждать: о Божиих вещах надобно особливое иметь понятие, и духовного держаться разума: «глаголы, яже аз глаголах, дух суть, и живот суть». В сие пагубное любопытство впал было оный у Евангелиста Иоанна помянутый Никодим, один из ученых фарисеев Князь Жидовский. Он познавши, что Христос есть учитель, который от Бога пришел, просил его показать себе ко спасению путь: Христос на сие ему подтверждением сказал: «аминь, аминь, глаголю тебе, аще кто не родится водою и духом, не может внити в царство небесное» ( Ин.3:5 ). Вам известно, что здесь говорится о крещении. Тот Никодим на Христово слово сей подлинно фарисейской предложил вопрос: «како может человек родитися будучи стар? (Там же, Ин.3:4 ) Уж ли, де, опять может внити в утробу матери своей и родиться?» О вопрос сам чрез себя немощный! но не меньше суетны и все те, которые в Христианских догматах хотят быть судьями. Христианское учение есть камень, на котором ежели кто падет, сокрушится, а на которого камень падет, сотрет его. Вера есть для нас святое убежище, безопасное пристанище, а неверствие или пустое любопытство есть опасное зло, которое прямо ведет к развращению. Таковые развращающие путь Господень всегда были и будут: нельзя быть пшенице без плевел; всегда церковная роза терниями была окружена: «подобает и ересем в нас быти» ( 1Кор.11:19 ), как негде слово Божие говорит; зачем? «Да искуснии явятся». Надобна тьма, чтоб лучше узнать превосходства света: злато во огне светлейшим становится. Мы от сей опасности удалены, мы Христиане, наша вера, наша церковь есть утверждена на камени Христе. «Аз глаголю тебе, говорит глава наша Христос в лице Петровом церкви своей, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Беседа о великом таинстве Божественной Евхаристии, что сколь оно непостижимо для силы ума нашего, столь нужно для спасения души . Чтенное ныне послание Богомудрого Павла возводит ум наш к Богопреданному Таинству Божественной Евхаристии. Он учит доказательно, какую имеет силу кровь Господа Иисуса Христа, говоря, что она очищает душу нашу от грехов, и делает нас истинными служителями Бога живаго. « Аще бо », говорит, « кровь козлия и телчая, и пепел юнчий кропящий оскверненныя освящает к плотстей чистоте: кольми паче кровь Христова, Иже Духом Святым Себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, во еже служити Богу живу? » ( Евр.9:13–14 ) Согласна проповедь Павлова с учением Иоанна; ибо и он учит, говоря: « Кровь Иисуса Христа Сына Его очищает нас от всякаго греха » ( 1Ин.1:7 ). Каким же образом очищает? Достойно будучи приемлема. Посему когда Спаситель предал нам совершать Причащение оной, то завещал, говоря: « сие творите в Мое воспоминание » ( Лк.22:19 ). Какое же воспоминание мы делаем, совершая то? Воспоминание живоносной смерти Иисуса Христа. « Елижды бо аще », учит Павел, « ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет » ( 1Кор.11:26 ). Почему нужно всякому благочестивому человеку слышать слово о Таинстве сем. Но какое слово может представить достолепно высоту, благодать, силу и действия оного? Изнемогает поистине не только всякая мысль человеческая, но и всякий невещественный ум небесных Сил. Ничего другого не могу я сказать, как только что великое сие и преестественнейшее Таинство сколь есть непостижимо для силы ума нашего, столь нужно для спасения души. Какой ум человеческий может уразуметь, как по благословении хлеб бывает Телом Христовым, а вино Кровию Его, и однако же остается и протяжение, и вид, и запах, и вкус, и осязание хлеба и вина? Какому уму вместительно то, как едино Тело Иисус Христово в одно и то же время находится одесную величествия на небесех и на тмочисленных жертвенниках православных на земли? Или как и весь благословенный хлеб есть Тело Иисус Христово, и всякая часть, хотя и малейшая, того же хлеба равно есть все тело Христово, или как жуется зубами, и проходит гортанью в желудок обоженная плоть Живодавца? Какая сила ума понимает, как причащением сего Таинства соединяется Христос с причащающимся, и пребывает с ним, как Сам Он учил, сказав: « ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем »? ( Ин.6:56 ) Столь непостижимо Таинство сие, что многие, хотя уверовали во Иисуса Христа, и оставивши все соделались учениками Его, и последовали Ему, но когда услышали учение о Таинстве сем, то сперва сказали: « жестоко есть слово сие, кто может его послушати? » ( Ин.6:60 ) А потом, « идоша вспять, и ктому не хождаху с Ним » ( Ин.6:66 ), то есть, отвергшись веры оставили Учителя своего, и возвратились в прежнее свое состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Ин.6:22 .  На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Ин.6:23 .  Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. Ин.6:24 .  Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. С 22-го по 70-й стих идет речь Христа, сказанная Им по возвращении в Капернаум. Эта речь разделяется на три отдела: первый заключается в стихах 25–40, второй – в стихах 41–51, и третий – в стихах 52–59. Ст. 22–24 представляют собой историческое замечание о поводе к речи. На другой день по совершении чуда насыщения толпы народа прибыли в Капернаум в надежде здесь отыскать Чудотворца-Христа. Найдя здесь действительно Христа, народ обращается к Нему с вопросом: когда Он пришел в Капернаум? Христос на это делает им замечание: эти люди ищут Христа только потому, что получили насыщение чудесным образом, а между тем им следовало бы более заботиться о вечной жизни, которая может быть названа неистощимой пищей. При этом на требование народа совершить перед ним что-либо подобное низведению Моисеем манны, Господь отвечает заявлением, что истинный хлеб с неба сходит к народу теперь и что этот хлеб жизни есть Сам Христос. Так как народная толпа обнаруживает неверие к этим словам Господа, то Христос разъясняет, что Его слушатели, очевидно, не принадлежат к числу избранников Его Отца (стихи 25–40). На этот упрек слушатели Христа отвечают указанием на Его простое происхождение, Христос же, продолжая Свою мысль, разъясняет, в чем состоит «приближение» людей Отцом, и указывает на необходимость веры в Него, Христа, потому что только Он один может дать людям вечную жизнь (стихи 41–51). Так как Христос сказал, что хлеб жизни, который Он даст людям, есть Его собственная Плоть, то иудеи соблазнились этим. Однако Господь снова подтвердил, что без вкушения Его Плоти и Крови никто не может получить вечной жизни (стихи 52–59). После этого соблазнились словами Христа и некоторые Его ученики, но апостол Петр от лица 12-ти исповедал, что только один Христос имеет глаголы вечной жизни (стихи 60–71).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Явление Христа поставило человечество перед страшной дилеммой, потому что так или иначе, ведая или не ведая, каждый будет «есть плоть» Его как «хлеб». Либо чтобы «иметь жизнь вечную» ( Ин.6:54 ), либо человек окажется на стороне тех, кто порывается «есть плоть» Его ( Церковь ) и «народ» (церковный) – как «хлеб», враждуя на Христа и на Церковь . Когда Христос сказал: «Я хлеб живой… Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя» ( Ин.6:51 ), то «многие из учеников Его говорили: жестоко (σκληρς) есть слово сие. Кто может это слушать?» ( Ин.6:60 ). Для понимания книги Псалмы необходимо понять «жесткое слово»: в религиозной жизни неизбежно происходит поляризация с выделением тех, кто для Христа и Церкви враждебен в абсолютном измерении. Поэтому мы повторяем каждый день не один раз: «избавь нас от лукавого» – диавола. Пс.26:11             Научи меня, Боже, пути Твоему                         и веди меня по стезе прямой из-за соглядатаев моих. «Научи… пути» – о связи Учения (Тора) и «пути» говорит Псалом 1. «Соглядатаи» – те, кто караулит, оставаясь невидимым, они – «семя змея», что «блюдет» всякого человека ( Быт.3:15 ). «По стезе прямой» – ср.: «ради соглядатаев моих сделай прямым предо мною путь Твой» ( Пс.5:9 ). Если «прямыми сделать стези Господу» ( Мф.3:3 ) – прямыми от Него к себе, и самому пойти по этой прямой, – то «соглядатаям» негде будет укрыться и вредить. Пс.26:12             Не отдай меня на алчность врагов моих… «На алчность» – букв.: «в душу» (см. Пс.17 /16:9). Нефеш – это «душа» и (как носительница желаний) «жадность, алчность, произвол». Например: «расширил Шеол алчность (душу) свою и разинул пасть свою» ( Ис.5 :14). Пс.26:12             …ибо восстали на меня свидетели лжи и выдыхают насилие. «Свидетели лжи» – в прямое нарушение Девятой заповеди: «не произноси на ближнего твоего свидетельство ложное» ( Исх.20:16 ). «Восстали» – так «Каин восстал на Авеля» ( Быт.4:8 ). «Выдыхают» – hap.leg.: возможно, отдуваются (выталкивают дыхание, как при родовых схватках; Иер.4:31 ). «Насилие» хамас – дышат насилием те, кто ненавидит ненавистью насилия» ( Пс.25–24:19 ). О суде над Христом сказано: «встали свидетели-насильники» ( Пс.35 /34:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

На человеческую природу Спасителя указывается уже в Ветхом Завете. В Быт. (12, 103 2-3; 22, 18) о грядущем Мессии говорится как о семени Авраамовом, а также как о семени Исаака (Быт. 26, 4) и Иакова (Быт. 28, 14). В книге пророка Иеремии Мессия назван потомком Давида (23, 5, 6). В Новом Завете в Евангелии от Луки (3 гл.) и Евангелии от Матфея (1 гл.) приводятся родословия Господа Иисуса Христа, где указаны его предки по плоти. Сам Господь неоднократно называет Себя в Евангелии человеком и Сыном человеческим. Например, Ин. 8, 40: " Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину " ; Мф. (8, 20): " Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову " . Само выражение " Сын Человеческий " — это не простое наименование, а мессианский титул, восходящий к ветхозаветной книге пророка Даниила, применительно ко Христу упоминается в Свщ. Писании Нового Завета около 80 раз. Апостолы также называли Христа человеком — например, апостол Павел (1 Тим. 2, 5). В Деян. (17, 31) Господь Иисус Христос назван Мужем. В 1 Кор. (15: 45, 47, 49) Господь Иисус Христос назван Вторым Адамом. Свщ. Писание совершенно недвусмысленно говорит нам о реальности человеческой природы Спасителя и его единосущии нам по человечеству, причем, природы как телесной, так и духовной. Многократно в Свщ. Писании говорится о теле Спасителя. Некая жена помазала тело Спасителя миром перед погребением (Мк. 14, 8). Апостол Петр в 1 Пет. (2, 24) говорит, что Господь вознес наши грехи на теле Своем. Иосиф Аримафейский просил у Пилата тело Иисусово (Мф. 27: 58, 60). Кроме того, Спасителю усвояются различные части тела, как, например, глава, руки, ноги, голень, персты, ребра, а также плоть и кровь (Деян. 20, 28). Приписываются различные телесные отправления. Так, тело Спасителя было обрезано (Лк. 2, 21), имело нужду в пище и питье, подвергалось усталости (Ин. 4, 6), требовало сна (Мк. 4, 38), было способно к болезненным ощущениям (Лк. 22, 41-44 и Ин. 19, 30) и, наконец, вкусило смерть. Так же усвояется Спасителю в Свщ. Писании человеческая душа или дух.

http://sedmitza.ru/lib/text/443338/

Содержание I. Петр и благовествование иудеям в Иерусалиме, Иудее и Самарии (1,1 12,24) А. Наставления, полученные от Иисуса, и ожидание Духа Святого (гл. 1) Б. Возникновение Церкви (гл. 2–7) 1 . Сошествие Духа Святого и первая проповедь Петра (2,1–41) 2 . Общение верующих (2,42–47) 3 . Исцеление нищего и вторая проповедь Петра (гл. 3) 4 . Преследование со стороны синедриона (4,1–31) 5 . Общинная жизнь и церковная дисциплина (4,32 5,11) 6 . Дальнейшие преследования со стороны синедриона (5,12–42) 7 . Избрание семи диаконов (6,1–7) 8 . Гонения и смерть Стефана (6,8 7,60) В. Преследуемая Церковь рассеивается и несет Евангелие по Иудее и Самарии (гл. 8) 1 . Филипп проповедует в Самарии и обращает ефиопского вельможу (гл. 8) 2 . Обращение Савла (9,1–31) 3 . Проповедь Петра в Лидде и Иоппии (9,32–43) 4 . Проповедь Петра Корнилию в Кесарии; излияние Духа Святого на язычников (10,1 11,18) 5 . Церковь в Антиохии Сирийской (11,19–30) 6 . Преследование Церкви Иродом Агриппой I и его смерть (12,1–24) II. Павел и благовествование язычникам (12,25 28,31) А. Первое миссионерское путешествие Павла, распространение евангелия на Кипре и в Малой Азии (12,25 14,28) 1 . Иерусалимский собор (15,1–35) 2 . Второе миссионерское путешествие Павла снова Малая Азия, затем Европа (15,36 18,22) 3 . Третье миссионерское путешествие Павла и вновь Малая Азия, затем Македония и Греция (18,23 21,16) 4 . Арест Павла, суд над ним и заключение в Палестине (21,17 26,32) 5 . Путешествие в Рим (27,1 28,16) 6 . Проповедь Павла в Риме в течение двух лет (28,17–31) Глава 1 1 Первую книгу. Букв.: «предыдущий отчет», т.е. Евангелие от Луки, на что, в частности, указывает повторное упоминание Феофила ( Лк. 1,3 ). о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. Дела и слова Иисуса, записанные Лукой в его Евангелии. 1 вознесся. Лк. 24,50–52 указывает место, где произошло вознесение: селение Вифания (на восточном склоне Елеонской горы, к востоку от Иерусалима). дав Святым Духом повеления. Общаясь с апостолами после воскресения, Иисус Духом Святым уверил их в реальности Своего воскресения (Ин., гл. 20; 21) и в том, что Он истинно Мессия ( Лк. 24,44–49 ), передал им дары Духа Святого ( Ин. 20,22.23 ), показал, что воскрес в теле, физически ( Лк. 24,37–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Брак должен быть неразрывен 1Кор.7:10 . «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем». Объясн. Здесь подтверждается неразрывность брачного союза, охраняемого евангельским законом, повелением Самого Господа: Мф.5:32:19:6 . Только люди, отступившие от веры, чрез лицемерие лжесловесников отрицают этот законный брак: 1Тим.4:1–3 . 1Кор.7:29 . «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие». Объясн. Говоря о браке, апостол различает свой личный совет и положительное повеление Господа о браке: 1Кор.7:6–7:12, 20 . Положительная заповедь Господня о браке такова: жене не разводиться с мужем: ст.10–11; сущность же личного совета апостола по вопросу о браке изложена во 2 ст. этой же главы или – Рим.7:2 . О повиновении жены мужу Еф.5:24 . «Но, как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём». Объясн. Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера: Кол.3:18–19 . О семейных отношениях Мф.8:21–22 . «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мной и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов». Объясн. Здесь не говорится против добрых семейных отношений. Сам Господь заботился о Своей Матери: Ин.19:26–27 ; то же заповедали и апостолы: 1Тим.5:8 ; воспрещается привязанность к близким неумеренная, большая, чем к Богу: Лк.9:60–62 ; Мф.10:37 . Лк.9:61–62 . «Ещё другой сказал: я пойду за Тобой, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». Объясн. Только ради высшего (апостольского) призвания можно оставлять заботу об отце, о погребении его, но не всякому бывает такое призвание: Рим.10:15 ; 1Кор.12:29 ; зато всякому говорится: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного»: 1Тим.5:8 ; Спаситель и на Кресте проявил заботу о Матери Своей: Ин.19:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Иоанна, один Иуда Искариот ( Ин.12:4 ). Это должно понимать так, что некоторые из учеников выразили неудовольствие на излишнюю, как им казалось, трату дорогой благовонной масти, особенно же выразил свое негодование сребролюбец Иуда, и выразил не потому, как замечает еванг. Иоанн, чтобы заботился о нищих, но потому что был тать. Он имел денежный ящик и носил, что туда ему опускали ( Ин.12:6 ) и, вероятно, похищал оттуда, и из денег за миро он мог бы похитить немало. Можно думать и так, что неудовольствие на поступок жены первый высказал Иуда, а ученики Господа, по своей простоте, приняли его суждение за чистую истину и сами высказали свои мысли. Негодовали или, лучше, роптали вместе некоторым образом и на Самого Иисуса Христа, Который позволил женщине сделать такую трату мира, а Самому принять помазание. „Откуда родилась в учениках мысль относительно поступка жены? Как они могли согласиться с мнением сребролюбца Иуды? вопрошает св. Златоуст, и отвечает: они видели, как Учитель их не терпел роскоши и как высоко ставил дела милосердия и сострадания. Милости хочу, а не жертвы ( Мф.12:7 ), высказал Он однажды; они слышали, как Он порицал Иудеев за то, что те оставляли важнейшее–суд, милость и веру, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом таким образом: если Он не принимает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее примет помазание миром“. Более нежели за триста динариев. Динарий–монета около 20 коп.; 300 динариев – около 60 руб.,–сумма значительная. Мк.14:6 . Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Мк.14:7 . Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Мк.14:8 . Она сделала, что могла; предварила помазать тело Мое к погребению. Поступок женщины происходил от ее благоговения к Иисусу Христу, теплой веры и сокрушенного сердца, почему Господь и допустил сделать оный. Между тем, женщина не могла не смущаться, когда увидела негодование и ропот учеников Христовых относительно своего поступка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Между тем евангелист Иоанн дает определенные указания на то, что Спаситель наш по крещении Своем (1:31–34) удалился· одиноко в Галилею (1:43; 2:12), но отсюда совершил пять путешествий в Иерусалим. Таковы – первое на первый праздник Пасхи (2:13,23), когда Он властво изгнал из храма торговцев и менял и явил Себя великим пророком анонимным; второе путешествие Спасителя – на праздник Пятидесятницы (5:1), когда он при купели Вифезда совершил исцеление разслабленного; – это было уже после второй (неупомянутой лишь) Пасхи в период служения Иисуса Христа (на третью же Пасху, (названную в 6:4), Он в виду злодейских замыслов иудеев (7:11) не приходил в Иерусалим, а проповедывал только в Галилее (3–4), не бывав в Иудее и Иерусалиме около 1½ лет); третье путешествие в Иерусалим – на праздник Кущей (7:14,2); четвертое – на праздник обновления храма (10:22); пятое – на последнюю Пасху (12), с каковым путешествием можно соединить скорое шествие Спасителя в Вифанию (11:1,17–18). Не вступая здесь в обследование вопроса об усматриваемом критиками противоречии между четвертым Евангелием и синоптиками, мы не можем не сказать лишь о том, что Господь Иисус, как Мессия, не мог все годы служения посвятить только отдаленным провинциям Палестины, вопреки предписанию Моисеева закона, не посетивши ни однажды теократическую столицу даже во время великих еврейских праздников. Притом, в переданных синоптиками событиях и изречениях Иисуса Христа имеется немало прозрачных, хотя без хронологического обозначения, указаний на пребывание Его в Иудее и Иерусалиме ( Ин. 11:1 , Мф. 26:6–7 ; Ин. 19:38 ; Мф. 27:57–60 ; Мф. 23:37 ; Лк. 13:34 ). Справедливо полагать, что в повествовании синоптиков отдельные путешествия Спасителя в Иерусалим представлены безраздельно, слитно в одном большом или важном по трагическому исходу путешествия туда на Пасхальный праздник, и оно, как общее целое, видимо противополагается различным проявлениям галилейской проповеднической Его деятельности, одинаково объединенной в нераздельном пребывании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Михаил – ангел 4, 22. 287. Михей пророк цитуется под именем Исаии 5, 23, –9, 30. Мир (М ip): миром Христос называет не живущих на земле, но помышляющих земное и суетное 14, 22, – мир означает как живущих в чувственных страстях и не удаляющихся от дья- —404— вольской мерзости, так и обитающих по всей земле 16, 8–11, – в значении всего тварного ( Ин.8:23 ) 8, 23. б. 273. Миры – надземные и наднебные, где господствует Христос как Бог 18, 36. Младенцы, восклицавшие Христу «осанна» при входе Его в Иерусалим, служат символом ангелов 12, 14–15, – крещение их см. крещение. Модад см. Елдад. Моисей превосходит всех ветхозаветных святых 1, 16–18, – переселился в вышние обители в глубокой старости, удалившись от человеческих дел 5, 16–17, – его писания дают видеть одно только познание всеобщего спасения чрез Христа, но в них еще не присутствует сама благодать 6, 32–33. 485, – был прообразом Христа как посредник 5, 46. б. 406–408, –17, 9–11. 60, как законодатель и вождь ib. 408–410, – маловерие Моисея, дважды им проявленное ( Числ.11:21–25 и вместе с Аароном Числ.20:10–12 ) и наказание за него от Бога 6, 8–10, – был только посредником, слугою и исполнителем Бога, но не самоличным совершителем чудес, как Христос 6, 32 и 6, 32–33. 476. 477. 478. Молитва: вместе со многим другим, Христос установил необычный древним образ молитвы, повелев просить во имя Его и дав обещание исполнять все прошения 14, 16–17. 244, – поощряет учеников к прошению себе во имя Его даров духовных и сообщает уверенность в исполнении их молитв 16, 23–24, –16, 26–27, – но для просящих вышней благодати неправо и не на совершение добродетели, а для наслаждения плотскими удовольствиями и мирскими похотями, дающая десница Божия перестает и Бог как бы замыкает Свой слух и совсем ничего не подает 14, 15 ср. 15, 7, –16, 16, – образцом молитвы для нас служит первосвященническая молитва Спасителя, где сначала прославляется Бог, а потом уже присоединяется прошение 17, 1. Молчание хотя и безопасно в предметах божественных, но священнослужителям Бог повелевает говорить т. 1 стр. 1 и 6.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010