Вопрос: Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Вера в великое чудо Воскресения пришла ученикам не сразу. Первыми свидетелями были жены-мироносицы. Было еще темно, когда они пришли к пещере в саду Иосифа Аримафейского. Камень, которым был закрыт вход в гроб, оказался отваленным. Пока они были в недоумении, предстал перед ними Ангел и сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь (Мф. 28:5-6). Чтобы поверить, им было достаточно пустого гроба и слов Ангела. Их чутких и любящих сердец не коснулось сомнение. Когда же они побежали возвестить апостолам, Сам Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28:9). Апостолы не поверили им (Мк. 16:11). В тот же день, когда приближался вечер, Иисус открыл великую тайну Своего Воскресения еще двум ученикам (апостолам из 70-ти – Луке и Клеопе), шедшим в Еммаус, отстоявший на 60 стадий ( 11,5 км ) от Иерусалима. Для их веры в Воскресение своего Учителя Иисус привел из Писания все мессианские пророчества (Лк. 24:27). Однако полностью они поверили только после таинства Евхаристии: И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них (Лк. 24:30-31). Лука и Клеопа в тот же день вернулись в Иерусалим и рассказали апостолам, но те не поверили, как и женам-мироносицам. Поздно вечером Иисус явился апостолам, которые собрались при запертых дверях, опасаясь иудеев. Спаситель прошел затворенными дверями. В этом проявилась особенность преображенного по Воскресении тела Господа. Оно не подчинялось законам физического мира. Иисус мог пройти сквозь вещественные предметы. Учеников охватило смущение, потому что они подумали, что видят дух. Он показал им руки и ноги и ребра Свои (Ин. 20:20). Это было важно не только для того, чтобы убедить их, что Он явился к ним телесно, но для того, чтобы победить их неверие. Господь дает им осязать руки, ноги и ребра. Раны от гвоздей на них убедили их, что это то же самое тело, которое было распято на Кресте.

http://pravoslavie.ru/6915.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет роб Господень — величайшая христианская святыня, гробница вблизи Голгофы в Иерусалиме, место погребения тела Иисуса Христа после распятия. Также это главный алтарь храма Воскресения Христова. С IV века Гроб Господень является основным центром паломничества. Евангельские источники ( Мф. 27: 60 28: 8 ; Мк. 15: 46 16: 8 ; Лк. 23: 53 24: 24 ; Ин. 19: 41 20: 11 ) кратко описывают место погребения Спасителя: оно находится недалеко от места распятия, в саду. Гробница была вырублена в скале богатым человеком Иосифом Аримафейским, членом синедриона. Туда ученики положили снятое с Креста тело Иисуса Христа, после чего закрыли ее вход камнем, который был «весьма велик». Произошло это в 30-е годы I века. По свидетельству Святителя Кирилла, епископа Иерусалимского, изначально перед входом в нее было вытесанное в скале пространство, но его убрали, чтобы лучше выделить гробницу; камень, которым была закрыта гробница, еще лежит перед ее входом, и сохраняются следы сада. В начале XII века игумен Даниил впервые описал Гроб Господень на русском языке: «Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь». В правление Константина Великого , поруганная язычниками -римлянами гробница была заново открыта. Часть скалы Гроба Господня была отделена от массива и дополнительно архитектурно оформлена «колоннами и множеством орнаментов», превращая «почитаемую пещеру в сверкающее украшение». Так появилась кувуклия — небольшая (6 х 8 м) купольная часовня, заключающая в себе Гроб Господень и придел Ангела. Описание

http://azbyka.ru/art/svyatoj-grob-gospod...

Скачать epub pdf 7. Первомученик Стефан (3-й день Рождества Христова. Небо открыто). (Деян. 6:8–15; 7:1–5; 47–60) «Я вижу небеса отверсты »( Деян. 7:56 ). Чтобы спасти нас, братия и сестры, Сыну Божьему нужно было сойти с неба и, воплотившись, сделаться Сыном Человеческим, совершить дело нашего спасения и вновь уйти, «вознестись» на небо. С тех пор небо и открыто для нас. Ещё в первые дни своего служения на земле при избрании апостолов Иисус Христос сказал Нафанаилу и другим слушателям: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:51 ). Ангелы Божии не раз сходили на Сына Человеческого (Мф. 4и др.). При крещении Спасителя небо было открытым, и Дух Святой низошёл на Него, и был с неба голос Отца ( Лк. 3:21–22 ). По отшествии Христа на небо был послан Им с неба Утешитель – Дух Святой. Между небом и землёй в христианскую эпоху установилось самое тесное взаимообщение. На небе – Престол Божий ( Деян. 7:49 ). Там – Церковь торжествующая, Царство Славы с ангелами и праведниками. Это Царство Славы непрерывно пополняется праведными и очищенными душами из Церкви земной, страждущей и взыскующей помощи Божией. И все мы, живущие на земле, лишь странники и пришельцы, взыскующие Бога и отечества Небесного. Живя на земле, мы явно и тайно тяготеем к небу, «тоскуем» по нему. Тяготение это настолько сильно и непреодолимо, что некоторые святые, будучи ещё на земле, восторгались духом своим на небо. Так, апостол Павел восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова ( 2Кор. 12:2–4 ); а также святой Андрей, Христа ради юродивый и другие. Христиане – граждане не только своей страны, но, по запросам и устремлениям своего духа, – граждане и всей вселенной. Они призваны уподобляться Богу и быть духом своим везде с Ним, как Владыкой всего мироздания, всей вселенной. В часы духовных подъёмов, ощущения связи с Богом и умиротворения духа не только у подвижников, а и у обыкновенных людей стираются грани между небом и землёй, и в небесах они видят Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Новости 8 декабря 2007, 14:21 Документальная лента о жизни петербургских религиозных общин подготовлена в рамках городской программы «Толерантность». Режиссер фильма – Николай Макаров. В разработке сценария принимали активное участие сотрудники Отдела по взаимодействию с религиозными организациями администрации губернатора Санкт-Петербурга и сами религиозные лидеры. 8 декабря 2007, 14:13 6 декабря, в рамках конференции «Традиции веротерпимости в Санкт-Петербурге. История и современность» в Государственном музее истории религии, протоиерей Александр Будников, председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии, прочел доклад на тему «Толерантность и права человека. Православный взгляд». 8 декабря 2007, 14:03 6 декабря на открытии конференции «Традиции веротерпимости в Санкт-Петербурге. История и современность» выступил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, представитель ЗАГСа по связям с религиозными организациями Игорь Риммер. Приветствуя участников форума, депутат рассказал, как рано утром, отправляясь на конференцию, он встретил соседа-мусульманина. 8 декабря 2007, 13:12 7 декабря в выставочном центре " Евразия " в Петербурге открылась VIII международная выставка христианской литературы " Книги, несущие свет " . На выставке представлено более 60 участников: издательства христианской литературы, книготорговцы, христианские миссии, библиотеки, христианские учебные заведения.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=164

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Мы, современные христиане, воспринимаем слова Спасителя не совсем так, как воспринимали их Его непосредственные слушатели. То, что для них было продолжением, для нас становится началом. В отличие от Его земных современников и соплеменников, мы, если и читаем Ветхий Завет, то, во-первых, фрагментарно; во-вторых, либо после Нового, либо без всякой связи с Новым. В результате у нас (за малым исключением богословски образованных людей) нет понятия о единстве Священного Писания. Мы не исходим из Ветхого Завета в понимании Завета Нового. Многие из нас сказали бы, пожалуй, что исследовать Писания нам и нужды нет, мы и так верим во Христа. Но если попытаться исследовать хотя бы в малой мере — вера изменится, станет гораздо глубже и богаче. Библию или Новый Завет с параллельными местами не вдруг еще и найдешь: большинство современных изданий, увы, лишены этих пометок, этих стрелочек, легко проходящих сквозь тысячелетия, помогающих неленивому и любопытному читателю в непростом путешествии: из Нового в Ветхий и обратно. Но у меня на полке лежит старая, купленная в советские еще времена у баптистов Библия с параллельными местами. Воспользуюсь ею и помощью опытного проводника — заведующего кафедрой библеистики МДА протоиерея Леонида Грилихеса. И постараюсь понять, каким же образом свидетельствуют о Нем, о Сыне Божием и Агнце Божием, ветхозаветные тексты, написанные за тысячи лет до Его Рождества, какова связь между Ветхим и Новым Заветами. — Отец Леонид, я попробую начать свое путешествие со второй главы Евангелия от Матфея. Приходят волхвы с востока и спрашивают: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (2). Смотрим отсылку — Исаия, 60, 3, торжественное обращение к Иерусалиму: И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. А вторая отсылка ведет нас еще глубже, в Книгу Чисел (24, 17), к мудрому волхву Валааму, отказавшемуся преступить повеление Господа и использовать волхвование против Израиля: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл (возможно, росток, побег. — Ред. ) от Израиля. Волхвы с востока — прямые наследники Валаама, я вижу связь повествований. Но дальше (Мф. 2, 6) уже не связь, а цитата, вернее, вольный пересказ второго стиха из пятой главы пророка Михея: и ты, Вифлеем, земля Иудина… из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (у Михея иначе — из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ). Столько нитей связывает повествование евангелиста с Ветхим Заветом — это ведь не случайно?

http://pravoslavie.ru/56506.html

Какой силой освящен Крест Крестным знамением совершались многие великие чудеса, я уже не говорю о том, что им совершается самое великое из Таинств – Евхаристия. Мария Египетская, осенив воду крестным знамением, перешла через Иордан. 27 сентября, 2009 Крестным знамением совершались многие великие чудеса, я уже не говорю о том, что им совершается самое великое из Таинств – Евхаристия. Мария Египетская, осенив воду крестным знамением, перешла через Иордан. www.sestry.ru (Евангелие от Иоанна, 60 зачало, глава XIX, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35) Во время Божественной Литургии Иоанна Златоустого, читая тайные молитвы Евхаристического канона, священник произносит следующие слова, обращенные к Богу Отцу: «Великолепна слава Твоя, Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный». Сегодня мы вспоминаем событие первой половины IV века по Рождестве Христовом – обретение и прославление Креста Господня, на котором Господь Иисус Христос, принеся Себя в жертву, совершил наше спасение. Вот что далее говорит эта евхаристическая молитва: «Иже пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот». Господь Иисус Христос предал Свою человеческую жизнь на страдания и муки «за мирский живот», то есть за жизнь всего мира – не за абстрактное «все человечество», но за каждого отдельного человека, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 15). И теперь только от нас зависит, осуществим ли мы через деятельную веру эту возможность спастись или не воспользуемся ею по своему нерадению. Все, даже самую страшную страсть – гордость, можно преодолеть, лишь бы человек понуждал себя. В сегодняшнем евангельском чтении описываются те события, ради которых мы и почитаем Крестное Древо. Иудеи желали не просто избавиться от человека, имевшего на народ большое влияние, которое, как им справедливо казалось, должно было все более распространяться, но избавиться так, чтобы не осталось никаких следов Его учения. Иудеи желали через позорную казнь на кресте лишить Спасителя славы, вызвать презрение к Его учению и показать всему народу, что Спаситель совершенно бессилен, беспомощен и ничтожен.

http://pravmir.ru/kakoj-siloj-osvyashhen...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2008 год На горе Елеонской Часто мы говорим о Святой Земле, по-настоящему не задумываясь о её прошлом и настоящем. Святой град Иерусалим, освящённый искупительной жертвой Христовой, является духовным центром человечества. Вознесшийся над морем почти на километровую высоту, он является колыбелью трёх мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. История этого города, отмеченного печатью избранничества, сложна и страшна. Археологи утверждают, что Иерусалиму не менее пяти тысяч лет. Первое письменное упоминание о нём находят в египетских текстах, датируемых XV веком до Р. Х. Библеисты отождествляют его с тем самым Салимом, в котором царствовал священник Мелхиседек, встретивший хлебом и вином Авраама. Там же неподалеку, на пустынной горе Мориа, где впоследствии был воздвигнут Иерусалимский храм, богопослушный Авраам привёл своего первого и любимого сына Исаака для принесения в жертву Богу Всевышнему. Интересно и название города. По-еврейски оно буквально означает «обиталище мира» (иеру - жилище, шалом - мир), греческое название ассоциируется со святостью (иерос - святой), мусульмане сначала называли его Илия, потом Мадина Байт аль-Макдис (город Храма), а с X века - эль-Кудс (Священный). В книгах пророков и в более поздние времена Иерусалим назван Святым городом, Городом Бога, Градом справедливости, Верной столицей, Городом мира, Ариэлем (Божественный лев), Сионом (по названию одного из холмов) и просто - Градом. Иерусалим живописно раскинулся на нешироком плоскогорье в седловине Иудейских гор в 60 километрах к востоку от побережья Средиземного моря. Улицы его то круто сбегают вниз, то вновь поднимаются на невысокие холмы. До середины XIX века границами Иерусалима являлись стены Старого города, основная планировка которого относится ещё к 30-м годам II столетия по Р. Х.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Выступая на ежегодном собрании Санкт-Петербургской митрополии 26 ноября, председатель епархиального Отдела по делам молодежи, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в РГПУ имени Герцена протоиерей Артемий Скрипкин поделился своими соображениями относительно миссии в молодежной среде. «Наконец пришло то время, когда ни у кого уже не возникает вопрос: а нужна ли Русской Православной Церкви молодежь?», - отметил отец Артемий. Он сослался на данные социологов, согласно которым в 1987 году верующих молодых людей в нашей стране было всего 6 %, в то время, как в 2007-м эта цифра увеличилась в десять раз и составила уже 60% - «и все это в условиях общего религиозного невежества в нашем обществе, откровенной враждебности по отношению к Церкви в системе государственного образования и настоящей информационной войны, развязанной СМИ против всего разумного, доброго и вечного». «Если такая тенденция сохранится, то уже через одно поколение мы будем жить во всецело религиозном обществе», - предположил священник В связи с этим он призвал приходских священников уделять особое внимание отношениям с молодежью. Даже если у священника нет сил и времени на специальные миссионерские проекты, необходимо быть очень чутким к молодым людям, впервые приходящим в храм и действовать согласно принципу «не навреди». «Многие из этих молодых людей подчас бессознательно ждут от нас поддержки. Не получив ее и покинув с чувством обиды наши православные приходы, такая ищущая молодежь вскоре может пополнить ряды другой, альтернативной духовности, - где их, напротив, встречают с распростертыми объятиями», - подчеркнул отец Артемий.

http://old.aquaviva.ru/news/2007-12-03/2...

Мы все — верующие люди — желаем спастись. И, безусловно, что-то для этого делаем: ходим в храм, исповедуемся и причащаемся, постимся, исполняем молитвенное правило, читаем святых отцов. Но при этом сплошь и рядом забываем… об одном человеке, с которым наше спасение связано совершенно неразрывно,— о своем ближнем. Все тот же эгоизм Каждый раз, когда наступает Неделя о Страшном суде, я вслушиваюсь в Евангелие за Божественной литургией, и меня словно впервые поражает мысль: желая представить образ этого суда Своим ученикам, Господь указал, по сути, только на одну причину оправдания или осуждения: на отношение к ближнему (см.: Мф. 25, 31–46). Это не значит, разумеется, что других причин как первого, так и второго быть не может. Это свидетельствует лишь о том, что данная — важнее всех прочих. Почему же на практике так нередко бывает, что ближний оказывается чем-то заслонен от нас — нашими личными «подвигами», нашими обстоятельствами, а на самом деле — нами самими? Объяснение, лежащее где-то совсем на поверхности, очень простое и, без сомнения, верное: виной тому наш самый заурядный, каждому хорошо знакомый эгоизм, как в малом проявляющийся, так и в большом. Говорила некогда об этом замечательная подвижница XIX столетия игумения Арсения (Себрякова): «Мы только тогда можем сказать, что любим человека, когда бываем готовы уступить ему то место, на котором стоим сами. Что это за место? — Весь видимый мир». Но есть и другое объяснение (с эгоизмом также, впрочем, напрямую связанное, но имеющее свои нюансы), на котором хотелось бы остановиться прежде всего,— менее очевидное, но, пожалуй, даже более важное. Мы очень часто… играем. В том числе и в духовную жизнь. Следуем определенным правилам, установленной внешней форме, но гораздо меньше заботимся о подлинном содержании, о чем, быть может, мало кто подозревает, кроме нас самих. Да и сами-то мы порой об этом даже не задумываемся. Это утверждение может показаться неоправданным преувеличением, о нем захочется сказать: «жестоко слово сие» (см.: Ин. 6, 60), но поясню свою мысль.

http://pravoslavie.ru/38154.html

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему. Еф 4, 25 Ложью является намеренное искажение истины. По объяснению святых отцов, ложь может быть мыслью, словом или жизнью. Источником лжи является диавол: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине,ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говоритсвое, ибо он лжец и отец лжи Ин 8, 44. Ложь запрещается девятой заповедью, а главное средство борьбы с ней — правдивость. На страницах Священного Писания довольно часто встречаются сложносоставные слова, одним из корней которых является слово «ложь»: лжесвидетели (см.: Мф 26, 59–60), лжепророки (см.: Мф 7, 15), лжеучители (см.: 2 Пет 2, 1–2), лжебратья (см.: 2 Кор 11, 26), лжеапостолы (см.: 2 Кор 1, 13), лжехристы (см.: Мф 24, 24). Глубоки и точны слова святителя Николая Сербского: «С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиями богоотречению». Приведем несколько записей преподобного Андроника о грехе лжи: «Хранись от лжи: она изгоняет страх Божий из человека». «Ложь — это ветхий человек, а истина — новый человек. Истина есть корень добрых дел, а ложь — смерть (из патерика)». «Если не будем осторожно вести себя по внешнему человеку, то не сможем сохранить и внутреннего человека. Ложь да не исходит из уст ваших». «Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем-либо неполезном для душ ваших». «Соблюдай себя от лжи: она изгонит из человека страх Божий; исповедуй твоему отцу все помышления твои и дела, соделанные тобою, — и помощь Божия осенит тебя. Понудь себя на рукоделие твое — и страх Божий вселится в тебя». Из книги " Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша), подвижника Глинской пустыни " Рейтинг: 7.5 Голосов: 218 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии наталья 2 декабря 2014, 17:58

http://pravoslavie.ru/74423.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010