сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Исагогика См. 378. Канон. Текстология. Переводы. 169. Василий (Богдашевский) , еп. Каневский. Критические этюды по Новому Завету//БТ. 1992. Сб. 31. С. 5–15. 170. Данн Дж. Д. Керигма или керигмы?: Гл. из кн. «Единство и многообразие в Новом Завете»/Пер. с англ.: свящ. Н. Балашов//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 3–21. Евангельская проповедь : содержание и процесс в единстве и разнообразии текстов синоптических Евангелий и Евангелия от Иоанна. 171. [Рец. на кн.:] Данн Дж. Д. Единство и многообразие в Новом Завете: Исследование природы первоначального христианства. М.: ББИ, 1997//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 631. 172. [Аннот. к кн.:] Данн Дж. Д. Единство и многообразие в Новом Завете: Исследование природы первоначального христианства. М.: ББИ, 1997//МБ. 1998. Вып. 5. С. 67. 173. Иванов А. И. Текстуальные памятники священных новозаветных писаний//БТ. 1960. Сб. 1. С. 53–83. 174. Казенина Е. Т. Якутский проект института перевода Евангелия//АиО. 1997. 2(13). С. 374–376. 175. Козлов М. Е., прот. «Глаголы любви» в Новом Завете//АиО. 1995. 2(5). С. 21–36; 3(6). С. 23–38. Лингвистический анализ. 176. Крейцер Л. Эпизод в храме ( Ин. 2, 13–25 ) – прелюдия к тому, что должно произойти: Пер. с англ.//Страницы. 2000. Т. 5. 2. С. 163–169. Текстология Нового Завета. 177. Логачев К. И . К вопросу об улучшении русского перевода Нового Завета: Лексико-фразеологические проблемы русского перевода//БТ. 1975. Сб. 14. С. 160–165. 178. Мецгер Б. М. Проблема канона в наши дни/Пер. с англ.: Д. Гзгзян//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 483–499. Гл. из кн.: Канон Нового Завета (2-е изд. 1968, полный рус. пер. 1998). 179. Русский текст лекционариев Пентикостария/М. В., К. Л.//ВРЗЕПЭ. 1985. 114. С. 163–208. Классификация рукописей Нового Завета. Пер. текста Евангелия от Иоанна, гл. 1–8. 180. Смирнов А. Вопрос о времени написания книги Деяний в богословской литературе//ХЧ. 1999. 17. С. 61–87. 181. Хосроев А. Л. Еще раз о послании Иакова (1, 17): [Докл. на Междунар. конф. «Проблемы библейской текстологии, экзегетики и перевода». ББИ, Москва, 25–27 сент. 1998 г.]//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 500–503. Текстологический анализ выражения «Отец светов». См. также 2949. Апокрифы 182. Малков П. Ю. [Реф. на:] Hennecke E, von, u. a. Die neutestamentlichen Apocryphen. Tübingen, 1958–1964. Bde 1–2 [Хеннеке Э. фон, и др. Новозаветные апокрифы. Т. 1–2]//АиО. 1994. 3. С. 45–60. См. также 1804, 2514. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 2 Кор 13:7. 2 Пс 36(по LXX). В Синод, пер.: Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его. 3 См.: блаж. Августин. De gestis Pelagii, 14. 30 4 Ср.: Пс 4(по LXX). 5 Пс 36:23. 6 Притч 8(по LXX). В Синод, пер.: ...н получит благодать от Гос­пода. 7 Флп 2:13. 8 Мф 6:9. 9 Свт. Киприан Карфагенский. De oration Dominica, 14—17. 10 Мф 6:10. 11 Ср.: Мф 5:44; Лк 6:28. 12 terreni. В Синод.пер.: перстного. 13 См.: 1 Кор 15:47—49. 14 Ср.: Пс 16:1. 15 Ср.: Пс 36 16 Кол 1:12—13. 17 1 Кор 1:31. 18 Мф 25:41. 19 Ср.: 2 Кор 11:14. 20 Ср.: Ин 8:44. 21 Т.е. Адама, ср.: Быт 3:1—6. 22 Ср.: 1 Тим 2:14. 23 Ср.: Рим 5:12. 24 Ср.: Еф 1:4—5. 25 Ср.: Еф 2:2. 26 Ср.: Еф 6 27 Рим 14:23. 28 Евр 11:6. 29 Мф 12:29. 30 Евр 2:14. В Синод.пер.: державу смерти. 31 Ср.: Мф 12:29. 32 Т.е. Христос. См.: 1 Кор 15:445. 33 Рим 7:7. 34 Гал 3:21. 35 Пс 67:10. 36 Ср.: Рим 7:11—12. 37 Ср.: 2 Кор 3:6. 38 Рим 9:16. 39 Флп 2:13. 40 Ср.: Рим 9:22—23. 41 Ин 6:65. 42 Ин 6:61, 66. 43 1 Кор 10:12. 44 Ср.: Рим 12:16. 45 Ср.: 2 Кор 7:15; Еф 6:5; Флп 2:12. 46 Ср.: Иов 7(по LXX). В Синод.пер.: …не определено ли человеку время на земле. 47 Прем 4:11. 48 Ср.: Флп 3:15—16. 49 Пс 85:11. 50 Рим 9:11. 51 Ср.: Рим 5:12. 52 Рим 14:10. 53 2 Кор 5:10. 54 Мк 16:16. 55 Ср.: Ин 6:54. 56 Откр 14:13. 57 Ср.: Рим 10:9—10. 58 1 Тим 2:4. 59 1 Кор 15:22. 60 Ср.: Рим 9:14. 61 Речь идет о младенцах, умерших без крещения. — прим.ред. 62 Ср.: 2 Мф 24:13. 63 Прем 4:11. 64 Ср.: 2 Кор 5:10. 65 Откр 14:13. 66 См.: свт. Киприан Карфагенский. De mortalitate, 7, 20—21. 67 Притч 8(по LXX). 68 Гал 1: 22—24. 69 Ср.: 1 Кор 7:25. В Синод.пер.: получивший от Господа милость быть Ему верным. 70 В Синод.пер.: прославляли за меня Бога. 71 Вар 2(по LXX). В Синод.пер.: И Я дам им сердце — и уразумеют, и уши — и услышат. 72 Мф 13:9; Мк 4:9; Лк 8:8. 73 См.: свт. Киприан Карфагенский. De oration dominica, 17. 74 Ср.: Рим 10:1. 75 2 Фес 3:1—2. 76 Деян 13:48. 77 Еф 1: 4—5. 78 Иез 11:19; 36:26. 79 Еф 1:15—16. 80 Рим 10:14. 81 Ср.: Мф 7:7; Лк 11:9—10. CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978—989. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403—425 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2788...

1 О молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. Таяжде писати вам, говорит Апостол, мне убо неленостно, вам же твердо (Флп. 3:1). 2 Лк. 2:34. 3 Схимонах Василий Поляношерульский. Сочинения его изданы Введенской Оптиной пустынью вместе с сочинениями старца Паисия Величковского. Москва, 1847 год. 4 Пс. 30:19, 20. 5 Пс. 19:8. 6 Слово 2. 7 О безмолвии в 15-ти главах, гл. 2//Доброт., ч.1. 8 Ин. 14:13, 14. 9 Ин. 16:23, 24. 10 Спаситель — на еврейском Иисус. 11 Псалтирь с возследованием. 12 Псалтирь с возследованием. 13 Мф. 18:3, 4; Мк. 9:36. Четьи-Минеи. Декабря в 20 день. 14 Подобие 9-е, гл. 14. Книга святого Гермия особенно уважалась в первенствующей церкви Христовой. Иногда присовокуплялась она к Новому Завету и читалась при Богослужении. 15 Четьи-Минеи. 27 сентября. 16 Слово прп. Исихия.//Добротолюбие, ч. 2, гл. 1. 17 Изд. Москва, 1844. 18 Деян. 4:7—12. 19 Рим. 10:13. 20 Флп. 2:9, 10. 21 Пс. 61:8, 11, 14, 15, 17, 19. 22 Пс. 61:9. 23 Пс. 8:2, 3. 24 Прп. Нил Сорский, Слово 9. 25 Пс. 42:1—3. 26 Пс. 28:2. 27 Пс. 9:11. 28 Пс. 73:21. 29 Пс. 39:5. 30 Пс. 118:55. 31 О том, как подобает петь.//Добротолюбие, ч. 1. 32 Пс. 117:10—12. 33 Лествица, Слово 21, гл. 7. 34 Пс. 43:6—9. 35 Пс. 137:1—3. 36 Пс. 110:9. 37 Пс. 78:9. 38 Пс. 53:3, 4. 39 Пс. 68:36, 37. 40 Ин. 11:25. 41 Пс. 142:11. 42 Пс. 79:19. 43 Пс. 60:6. 44 Пс. 149:1—3. 45 Пс. 55:11—13. 46 Пс. 139:14. 47 Пс. 102:1. 48 Пс. 148:11—13. 49 Мк. 16:17. 50 Ин. 13:27. 51 Еф. 2:1—3. 52 Мф. 12:43—45. По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник. 53 Прп. Григорий Синаит. Глава 3. О дыхании.//Добротолюбие, ч. 1. 54 Ин. 11:25. 55 Мк. 16:17. 56 Мк. 50:17—27. Прп. Варсонофий. Ответ 116. 57 Ответ 301. 58 Прпп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Глава 49.//Добротолюбие, ч. 2. 59 Слово 1, гл. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Слава Бог всегда бывает славою для Своею народа: Ты, Господи, слава моя ( Пс.3:4 ). Бог твой будет тебе [Иерусалим] славою твоею ( Ис.60:19 ). Господь есть слава Вечного, открывшаяся верующим: Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца ( Ин.1:14 ). Евангелие назначено ко славе верующих: Мы проповедуем премудрость Божью тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей ( 1Кор.2:7 ). Бог дарует славу: Возвеличил Господь Соломона пред очами всего Израиля и даровал ему славу царства, какой не имел прежде его ни один царь у Израиля ( 1Пар.29:25 ). Ты, царь [Навуходоносору], царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу ( Дан.2:37 ). Слава человеческая есть как бы цвет травный: Всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал ( 1Петр.1:24 ). Не ищите славы человеческой: Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других ( 1Фес.2:6 ). Когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры на улицах, чтобы прославляли их люди ( Мф.6:2 ). Не полагайте вашей славы в людях, но да хвалится всякий Господом: никто не хвались человеками ( 1Кор.3:21 ). Хвалящийся хвались Господом; тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле ( 1Кор.1:31 ; Иер.9:24 ). Не бывает слава для ищущих ее: Как не хорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава ( Притч.25:27 ). Славе предшествует смирение ( Притч.15:33 ); за смирением следует слава ( Притч.22:4 ). Умудряемые страхом Божиим наследуют славу и жизнь с довольством: Страх Господень научает мудрости; долгоденствие в правой руке такой мудрости, а в левой у нее богатство и слава ( Притч.3:16 ; Притч.15:33 ). Муж есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа ( 1Кор.11:7 ). Господь а) не искал на земле славы человеческой: Не принимаю славы от человек ( Ин.5:41 ). Иисус, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, удалился на гору один ( Ин.6:15 ). Я не ищу Моей славы. Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой ( Ин.8:50,54 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Указатель мест Свящ. Писания: Ин. – Откр.]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1912. Т. 2. 9. С. 561–576 (1-я пагин.) —561— 34. 8, 35. 324. 27–28. 5, 45. 404. 8, 39. 334. 9, 32. 453. 8, 39. 334. 335. 28–29. 14, 8. 194. 39–41. 15, 20. 380. 17, 6–8. 58. 8, 56. 393. 5, 45. 405. 8, 42. 345. 9, 33 455. 10, 30. а. 14. 1, 11. 136. 8, 46. б. 364. 9, 40. 466. 1, 1, а. 16. 15, 9–10. 355. 1, 1. б. 24. 16, 23–24. 16. 6, 27. 469. 6, 68. 96. 8, 46. а. 364. 10, 24. 8. 8, 44–45. 362. 15, 9–10. 355. в поправ. т. 4. 6, 56. 57. 7, 28. б. 181. 10, 24. 8. 8, 46. а. 364. 18, 7–9. 134. 8, 46. б. 364. 14, 22. 273. 8, 58. 395. 7, 30. 185. 8, 48. 369. 8, 20. 257. 8, 48. 370. 20–21. 15, 20. 380. 8, 51. 375. 10, 11. 482. 6, 2–4. 420. 14, 8. 193. 8, 55. а. 388. 1, 1. б. 23. 52–53. 16, 14. 4. 3, 33. 256. 8, 54. а. 383. 5, 19. 339. 8, 54. б. 384. 10, 18. б. 3. 8, 54–55. 387. 10, 31. 15. 1, 2. 44. 10, 33. 16–17. 1, 2. 46. 10, 37–38. 25. 1, 2. 48. 14, 7. а. 186. 1, 2. 55. 14, 28. б. 300. 15, 14–15. 365. 15, 1. 329. 1, 1. а. 14. 17, 6–8. 53. 55. 8, 1–2. 127. 15, 1. 319. 19, 11. 192. 1, 2. 48. 1, 9–10. 128. 5, 30. 367. 9, 34. 458. 6, 68. 91. 1, 9–10. 128. 8, 46. а. 363. 11, 9–10. 34. 12, 49–50. 110. 14, 31. 314. 17, 6–8. 55. 1, 4. 85. 1, 9. 106. 9, 13–14. 426. 20, 17. б. 248. 9, 18–19. 434. 34–36. 17, 11. 66. 1, 2. 47. 17, 26. 127. 16, 26–27. 20. 19, 7. 187. 17, 6–8. 58. 35–36. 3, 33. 255. 15, 2. 402. 5, 20. в. 346. 9, 41. 468. 37–38. 1, 14. в. 148. 5, 37–38. 399. 1, 16–17. 157. 6, 2–4. 420. 12, 47–48. 104. 14, 18. 248. 3, 33. 255. 256. 1, 1. б. 22. 5, 46. б. 408. 1, 1. в. 41. 9, 27. б. 449. 1, 3. б. 67. 10, 18. б. 3. 11, 21–24. 40. 14, 15. 242. 13, 37. 167. 16, 3. 404. 13, 37. 167. 14, 15. 242. 13, 37. 167. XIII. 2. 13, 10–11. 123. 12, 14–15. 75. 13, 20. 134. 11, 32. 46. 13, 9. 119. 11, 28–29. 44. 14, 11. б. 216. 6, 57. 60. 13, 21 проп. т. 4. 7, 39. 219. стр. 307. 7, 46. 228. 18, 3. 129.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава VI. Молва мира сего и безмолвие Житейское попечение Печаль мира сего смерть соделывает ( 2Кор.7:10 ). Евангелие повествует, что, когда проповедовал Господь людям спасение Свое, то некоторые, показывающие себя премудрее прочих, смеялись над Его учением. Слышали, – так сказано, – и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним ( Лк.16:14 ). Другие же почитали учение Его не только смешным, но и безумным, так что о Нем говорили: неистов есть ( Мк.3:21 ). Мнози от ученик Его, – еще сказано, – слышавше Его учение, говорили между собою: жестоко есть слово сие; кто может Его послушати? и от сего идоша вспять, и к тому не хождаху с ним ( Ин.6:60, 66 ). Все это и ныне повторяется, хотя и не так явно, и как бы под прикрытием немощи или бессилия человеческого. И ныне ведь тот же мир, во зле лежащий (Ср. Ин.5:19 ), – такие же есть люди, как и прежде, которым учение Господне представляется как бы неосновательным, не вполне благоразумным. И Господь также неизменен, ибо Он вчера и днесь, как сказано, той же и вовеки ( Евр.13:8 ). Он даже до ныне говорит: се стою при дверях и толку, – стоит долготерпеливый при дверях сердца нашего, затворенных для Него невниманием нашим, и ударяет в них гласом Своим, аще кто услышит глас Мой ( Откр. 3, 20 ). Но многие и слушать не хотят, а другие, хотя и слушают, но внимать не хотят или не могут понять, – чего хощет Господь от нас, чего Он от нас требует? Слухом услышите, – так сказано и о нас, – и не имате разумети ( Мф.13:14 ). В одной беседе с такими, как и мы, многопопечительными людьми Господь много раз повторял одно и тоже слово: не пецытеся, – так говорил Он, – душею вашею, что ясте, или что пиете; ни телом вашим, во что облечетеся. Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех. Потому не заботьтесь и о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы ( Мф.6:35, 31, 34 ). Не преподается ли и нам сие учение Господне? Не тот же ли глас Его и мы ныне слышим? И не говорят ли также и ныне люди с ожесточенными сердцами: «да разве можно так жить, чтоб не заботиться и о завтрашнем?» – Бедные умом! не разумеют они, что Господь ведь не заповедал делать что-либо невозможное. А если кто так думает, тот должен признаться, что учение Господне почитает безумием. Ибо не безумно ли велеть делать то, чего нельзя сделать? Ты говоришь: «Да кто же может так жить?» Но довольно уже и этих слов к осуждению твоему, если считаешь для себя невозможным исполнение воли Господней. Мудрование плотское есть вражда на Бога, как сказано, ибо закону Божию не покоряется, да и не может. И потому все живущие по разуму естественному, по закону плоти, Богу угодити не могут ( Рим.8:7, 8 ). И все они услышат от Судии праведного глас такой: отыдите от Мене делающие беззаконие ( Мф.7:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Беседа 60 Ин.10:14–15 . Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 1. Худые пастыри. – Новое подтверждение равенства Сына с Отцом. – 2. Намек на призвание язычников. – Как Иисус Христос имеет власть оставить свою жизнь и опять принять ее. – 3. Спор среди иудеев касательно Иисуса Христа. 4 и 5. Нужно подражать Иисусу Христу как нашему образцу. – 6. Обязанности Его учеников и последователей. – Великая награда тем, которые утешают узников. 1. Великое дело, возлюбленные, великое дело – предстоятельство в Церкви. Оно требует и много любомудрия, и такого мужества, что должно, как сказал Христос, полагать душу за овец, никогда не оставлять их без защиты и помощи и твердо стоять против волка. Этим пастырь отличается от наемника. Последний, не заботясь об овцах, имеет всегда в виду собственную безопасность; первый, напротив, всегда заботится о спасении овец, забывая о себе самом. Указав, таким образом, признаки пастыря, Христос выставляет на вид двух губителей; один из них – тать, убивающий и расхищающий, а другой – тот, кто ничего такого сам не делает, но за то не обращает внимания и не препятствует, когда другие это делают. В лице первого Он указывает на Февду и подобных ему, а в лице другого выставляет учителей иудейских, которые не пеклись и не заботились о вверенных им овцах. В этом и Иезекииль некогда укорял их, говоря: «горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» ( Иез.34:2 ). Но они поступали напротив; а это величайшая степень нечестия и причина всех прочих зол. Потому-то и говорит (пророк), что они и заблудшую (овцу) не обращали на путь, и погибшую не искали, и ту, у которой сокрушены голени, не обвязывали, и больную не врачевали, пасли самих себя, а не овец ( Иез.34:4, 8 ). На то же самое указывал другими словами и Павел, говоря: «потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» ( Флп.2:21 ); и в другом месте: «никто не ищи своего, но каждый пользы другого» ( 1Кор.10:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Значимость прощальной беседы определяется тем, что она была сказана непосредственно перед смертью , когда Господь возлюбил Своих сущих в мире, до конца возлюбил их ( Ин.13:1 ). В ней называется вечный критерий для внешних, как распознать учеников, – это их любовь: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:35 ). Самое большое дело любви – если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Поэтому для самих верующих критерием выступают дела, вытекающие из их веры: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ). Все просьбы верных будут переданы Самому Отцу и исполнены ( Ин. 14, 13; 16, 23, 26 ). Ясно, что дела и любовь могут быть критерием жизни во Христе лишь при условии правильной веры, потому что незаконный подвиг не увенчивается, как учит ап. Павел ( 2Тим.2:5 ). Во всяком случае, слова о любви и о делах веры были бы бессмысленны, если всего через 60–70 лет верующих почти не осталось бы. Напротив, вера названа как обязательная заповедь, а не как причина будущего отпадения: веруйте в Бога, и в Меня веруйте ( Ин.14:1 ). Вера требуется в равной мере и для апостолов, и для всех верующих на все времена: никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Если бы некогда грехи иерархии воспрепятствовали бы подавляющему большинству верующих прийти к Отцу или Сыну, то было бы очень уместно упомянуть здесь об этом. Вера является лишь одной из заповедей Христовых, к исполнению которых призваны все христиане: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ). Говорить об этом, конечно, было бы совершенно бессмысленно, если бы вскоре Церковь , не успев родиться, почти полностью отпала бы от своего Главы. Итак, христиане по смерти Спасителя смогут соблюсти Его заповеди, в том числе о вере в Него ( Ин.6:29 ). Очень важный образ единства Христа и верных предлагает Господь, сравнивая Себя с лозой, Отца – с виноградарем, а верующих – с ветвями ( Ин. 15, 1–8 ). Тем самым Он показывает, как верные оживотворяются через пребывание во Христе. Лозу, на которой почти нет ветвей, следовало бы назвать бесплодной. Но эта Лоза никогда не будет бесплодной, потому что на ней много ветвей, и они приносят много плода ( Ин. 15, 4–5 ). Пребывание во Христе естественно для верующих ( Ин. 15, 4–7 ) – конечно, не только в день прощальной беседы, но и всегда. Обещая пребывание верующих на лозе – Себе Самом, Господь тем самым учит нас, что такие люди будут содержать правую веру во Христа, принося при этом свойственный христианам плод.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

В Таинстве Евхаристии нам преподается величайший дар - единения с Богом в предельно возможной степени для тварных существ. Вкушая тело и кровь Христову, верующие становятся «сотелесными и сокровными» (16) со Своим Спасителем и таким образом делаются « причастниками Божеского естества » (2 Петр. 1, 4). Однако, чтобы приобщиться этому Божественному Дару, каждый верующий должен лично явить подвиг веры - без какого-либо подробного рационального обоснования принять верой слова Спасителя: « Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем » (Ин. 6, 53-56). Поверить, что после совершения Евхаристии под чувственным видом ему преподается истинная, действительная, реальная плоть и кровь Христова. Без преувеличения это подвиг веры, и он особенно труден для людей, привыкших доверять своему чувственному опыту и воспринимающих мир лишь в той степени, насколько он может быть рационально описан. Эти слова нашего Спасителя из 6-й главы Евангелия от Иоанна (Ин. 6, 48-69) и дальнейшие пояснения являются ключом к православному пониманию таинства Евхаристии. В них Господь Сам изъясняет тайну вкушения Его тела и крови не прикровенно, но по сути, в предельно доступных человеческих словах. Поэтому Его слова предваряются утверждением « истинно, истинно ». Услышав Его слова, многие иудеи соблазнились. Они оказались неспособными на подвиг веры, поэтому недоумевали: « как Он может дать нам есть плоть Свою? » (Ин. 6, 52). Но Христос не сделал для них смягчающих пояснений, позволяющих понять Его слова в переносном смысле, тем самым засвидетельствовав, что они поняли Его правильно. Слова Христовы о необходимости вкушения Его плоти и крови стали камнем преткновения для многих Его учеников, из-за чего они впали в недоумение и говорили: « какие странные слова! кто может это слушать? » (Ин. 6, 60). И для их маловерия Спаситель не сделал снисхождения, но лишь указал на их внутреннее духовное состояние: « но есть из вас некоторые неверующие » (Ин. 6, 64). Однако и после этих слов Христовых они не вразумились: « С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним » (Ин. 6, 66).

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/22/...

Церковь Христианская начала возжигать светильники при Богослужении деннонощно, побуждаемая, без сомнения, не столько нуждой светения во время ночи ( Деян.20:8 ), сколько духовным знаменованием светильников. По указанию священных писателей и Отцев Церкви, светильники служат видимыми знаками Церкви, празднующей Господу, – живущему во свете и славе ( 1Тим.6:16 ; Ин.17:22 ), и Святым, – участникам присносущного Его света и славы, еще на земле бывшим светильниками миру ( Ин.8:12; 5:35 ); матери Церкви, веселящейся при благодатном возрождении и просвещении чад своих, вступающих в недра ее, и сопровождающей отшествие их, в надежде жизни вечной, во свете Божием. Посему светильники, возжигаемые нами при Богослужении, суть безмолвные свидетели нашего участия или в надежде Церкви на будущую блаженную жизнь умирающих о Господе, или в ее веселии о вступающих в завет с Богом и с ней, или, наконец, в ее высокой радости и светлом торжестве, совершаемом во славу Господа и в честь Святых. Чем более света при Богослужении; тем живее и очевиднее усердие и участие верующих в надежде и радости св. Церкви. Возможно ли веселие и торжество без света? Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою ( Ис.60:1 ), восклицает Богодухновенный Исаия, пророчески изображая духовное веселие и торжество Церкви Христианской. Выражая духовную свою радость и надежду. Церковь светом своих светильников внушает также, что она среди мраков мира есть единственный светильник спасения, которое не возможно без света Откровения, также, как не возможно шествие по прямой стезе, без видимого света. По словам Пророка Захарии, Церковь Божия есть светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его ( Зах.4:2 ). Седмь светильников, ты видел в деснице Моей, говорил св. Иоанну Богослову голосе Откровения, суть семь церквей ( Откр.1:20 ). Будучи светильником миру, Церковь указует нам путь истины, как прорек Исаия: И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию ( Ис.60:3 , сн. Лк.2:32 ), ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ( Ин.3:20–21 ); и путь вечной блаженной жизни; ибо юродивые девы, упоминаемые в Евангелии, которые говорили мудрым, потому что светильники наши гаснут, не вошли с женихом на брачный пир ( Мф.25:8,10 ). Светильничные и светильны

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010