Богословие Святейшего Патриарха Пимена. Его общественное и миротворческое служение [доклад на торжественном собрании в МДА и МДС]//1983. 2. С. 20–25. Слово на Вознесение Господне//1983. 9. С. 36–37. Пастырская дидактика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова//1984. 3. С.70–75. Слово в день памяти святого пророка Божия Елисея//1984. 8. С. 41–42. Жертва вечерняя//1985. 1. С. 40–41. Свете Тихий//1985. С. 41–43. О званых и избранных//1985. 12. С. 34–36. «Ангела Хранителя у Господа просим»//1986. 1. С. 41–42. Дидактические принципы Яна Амоса Коменского и их влияние на становление богословского образования в русской Духовной школе [доклад, прочитанный при вручении ему диплома доктора богословия honoris causa на Богословском факультете имени Яна Амоса Коменского в Праге 9 декабря 1985 года]//1986. 5. С. 69–72; 6. С. 70–75. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне ( Ин. 4, 4–42 )//1987. 4. С. 30–32. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//1987. 9. С. 43–44. Ответы на вопросы итальянского журналиста//1987. 10. С. 4–5. Слово в день празднования перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста //1988. 1.С. 35–36. Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших//1988. 6. С. 42–43. Эстетика преподобного Иосифа Волоцкого //1989. 1. С. 60–65. Слово в Неделю о мытаре и фарисее//1989. 2. С. 42–44. Верую во Единаго Бога Отца//1989. 8. С. 45–46. Выступление на Съезде народных депутатов СССР//1989. 9. С. 7–8. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя//1989. 9. С. 37–38. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым//1989. 11. С. 37–39. Об издательской деятельности Московского Патриархата//1990. 2. С. 24–31. Патриарх и его время//1990. С. 27–28. Слово в Прощеное воскресенье//1991. 2. С. 39–40. Выступление на IV Съезде народных депутатов СССР (20 декабря 1990 года)//1991. 4. С. 47–48. Слово в день памяти мученика Иоанна Воина//1991. 8. С. 36. Византия и Радонеж (из доклада на XVIII Международном конгрессе византинистов)//1991. С. 60–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Царь царей 05.04.2020 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Пассия Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна Пилат задает Христу вопрос, который задавали также и другие: «Ты Царь Иудейский?» В самом ли деле Он Царь иудеев? Вопрос имеет смысл, поскольку уже при виде умножения хлебов люди говорили: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» и хотели придти, нечаянно взять Его и сделать царем (Ин. 6, 14—15). А потом, при входе Его в Иерусалим, толпа вышла к Нему навстречу с приветствиями: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 13) Вопрос имеет смысл также и потому, что нет ничего царского в этом Человеке Иисусе, стоящем пред ним. На этот вопрос Господь отвечает двояко — и да, и нет. Вначале следует отрицание. Он — не царь, подобный земным царям, и Царство Его не отсюда. Весь этот длинный ряд образов, которыми мы характеризуем царей сего мира, здесь не подходит. Власть, сила, почести, раболепство придворных, красивые одежды, земельные владения, замки, сундуки, набитые золотом и серебром, — все это не про Него. Все это надо отбросить, если мы хотим иметь правильное представление о том, какого рода Царем является Христос и каково Его Царство. Но мы слышим и утверждение: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37). Христос — Царь, потому что Он — носитель истины, потому что Он открывает истину, потому что Он — сама Истина. И Пилат спрашивает Его: «Что есть истина?» Господь не дает ему ответа, потому что Пилат не в состоянии понять. Он отказывается понять. Но для тех, кто хочет понять, будет дано Евангелие. От первой до последней строки оно изображает это Царство, которым запечатлена Личность Христа. Это Царство состоит из любви. Оно — отражение и конкретное явление Отчей любви к людям. Глубокой, непоколебимо верной, бескорыстной любви. Это Царство состоит из служения. Царь Христос — Царь Слуга. Он склоняется перед Своими учениками и умывает им ноги. Он первый встает на их защиту. Это Царство состоит из страдания. Царь Христос любит нас до страдания за нас. Он свидетельствует о истине Своей любви и о истине Своего Божественного Царства, вольно принимая страдания даже до Креста.

http://moral.ru/passion-tsar/

«И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля преидоша, и моря несть ктому» ( Откр. 21:1 ) – здесь говорится не о небытии твари, но о перемене к лучшему, как свидетельствует Апостол: «сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8:21 ). И Божественный Песнопевец говорит: «яко одежду свиеши я, и изменятся» ( Пс. 101, 27 ). Обновление устаревшего означает не изглаждение и уничтожение, но устранение устарелости и морщин (св. Андрей Кесарийский ). Эта новизна неба и земли будет состоять в преобразовании их огнем и в новизне форм и качеств, но не в изменении самой сущности. Море как непостоянный и волнующийся элемент исчезнет. «И аз Иоанн видех град святый Иерусалим нов сходящ от Бога с небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему» ( Откр. 21:2 ) – под образом этого «Нового Иерусалима» представляется здесь торжествующая Церковь Христова, украшенная как бы невеста Господня, чистотою и добродетелями Святых. «Сей город», говорит св. Андрей, «имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из Святых, о которых написано: «камение свято валяется на земли его» ( Зах. 9:16 ). «И слышах глас велий с небесе, глаголющь: се скиния Божия с человеки и вселится с ними: и тии людие Его будут, и Сам Бог будет с ними Бог их. И отъимет Бог всяку слезу от очию их. И смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому: яко первая мимоидоша» ( Откр. 21:3–4 ) – ветхозаветная скиния была лишь прообразом обитания Бога с человеками, которое начнется в будущей вечной блаженной жизни и будет источником блаженства для людей, освобожденных от всех скорбей нынешней земной жизни ( Откр. 21:1–4 ). «И рече Седяй на престоле: се нова вся творю... И рече ми: совершишася» ( Откр. 21:5–6 ), то есть я созидаю новую жизнь, совершенно отличную от прежней; исполнено все, что было обещано. «Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец», то есть все, что я обещаю, есть уже как бы исполненное, ибо пред моими очами будущее и настоящее составляет один и тот же нераздельный момент. «Аз жаждущему дам от источника воды животныя туне» ( Откр. 21:6 ), то есть благодать Святого Духа, образно представляемую в Священном Писании под образом воды живой ( Ин. 4:10–14 ), ( Ин. 7:37–39 ). «Побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет мне в Сына» ( Откр. 21:7 ), то есть все эти блага получит побеждающий в брани против невидимых демонов и соделается сыном Божиим. «Страшливым же и неверным, и скверным и убийцам, и блуд творящым, и чары творящим, идоложерцам и всем лживым, часть их в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая» ( Откр. 21:8 ) – боязливые и не имеющие мужества в борьбе с диаволом, грешники, преданные страстям и порокам, будут осуждены на «вторую смерть», то есть на вечные адские муки ( Откр. 21:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Равенна. Церковь Аполлинария Равеннийского в Классе. Сант-Аполлинаре ин Классе /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Действует.   Престолы: Аполлинария Равеннийского Год постройки:Между 532 и 549. Адрес: Via Romea Sud, 224, 48124 Classe, Равенна, Italy Координаты: 44.3803, 12.23304 Проезд:Выехать из исторического центра Равенны на юг по Via Classicane прибл. 10 км. На развязке Classe повернуть на север. Проехать прибл. 500 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Базилика святого Аполлинария в Классе находится в 5 км к юго-востоку от центра Равенны, в когда-то портовом районе Классе. Базилика была построена в первой половине 6 века (с 535 по 538 года) на средства Юлиана Аргентария по распоряжению архиепископа Урсицина, епископа Равеннского, и была освящена в 549 году архиепископом Максимианом, который за год до этого освятил базилику святого Виталия. Базилика посвящена святому Аполлинарию, первому епископу Равенны. Там же хранятся его мощи. Изначально это была дворцовая церковь Теодориха. Это трёхнефная базилика с приподнятым центральным нефом и апсидой, рядом с которой расположены две капеллы. Фасаду предшествует гармоничный портик, пристроенный в 16 веке. Зрительно разгружает конструкцию фасада огромное трёхстворчатое окно над портиком. Слева от церкви находится колокольня 9 века, высотой 37,5 метров, имеющая цилиндрическую форму (фото). Окна колокольни внизу одностворчатые, выше – двустворчатые и наверху – трехстворчатые. Колокольня соединена с церковью оригинальным проходом. В скупом интерьере церкви взоры посетителей сразу устремляются на апсидную часть, покрытой великолепной разноцветной мозаикой различных эпох, от середины 6 до 9 века. В верхней части триумфальной арки, над конхой, изображен Христос в медальоне. По бокам от Христа в стилизованных облаках показаны символические изображения четырех евангелистов: орла (Иоанн Богослов), ангела (Матфей), крылатого льва (Марк) и крылатого тельца (Лука). Ниже показаны города Иерусалим и Вифлеем, откуда исходят 12 апостолов в образе агнцев. Стены городов выполнены из драгоценного камня. Внутренние части арки украшены изображением пальм, которые в библейской литературе символизируют праведность и мученичество. Под ними находятся фигуры архангелов Михаила и Гавриила и поясное изображение апостола Матфея и неизвестного святого.

http://sobory.ru/article/?object=28013

XXXVI. О таинстве Елеосвящения Православное учение об елеосвящении как святом таинстве имеет для себя твёрдые основания и в Священном Писании и в данных истории. Предзнаменование этого таинства можно видеть в той власти, получив которую, апостолы, посланные Иисусом Христом на проповедь, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Косвенно на это таинство указывает притча о милосердном самарянине ( Лк.10:30–37 ). Установление сего таинства, сделанное, конечно, по Божию повелению, видим в словах святого апостола Иакова: «болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Слова «во имя Господне» указывают на особое повеление и власть, данную апостолам и их преемникам, к совершению таинства. Впрочем, связь этого стиха с последующими, прямой смысл и тон речи свидетельствуют, что апостол только напоминает исполнять то, что было уже всем известно, что он не устанавливает нового таинства, на что он, как служитель только и строитель тайн Христовых, и не имеет права; но напоминает христианам долг пользоваться спасительным источником благодати Христовой, который был им известен. Да апостолы и не проповедовали сами от себя ( Гал.1:11–12 ), а учили только тому, что заповедал им Христос ( Мф.28:20 ) и что внушал Дух Божий ( Ин.16:13 ); значит, и елеосвящение установлено Самим Господом. В таинстве елеосвящения, при помазании тела освящённым елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Напоминая христианам об этом таинстве в вышеприведённых словах, апостол Иаков ( Иак.5:14–15 ) ясно говорит: 1) что елеосвящение есть действие не только врачебное для тела, но и тайнодейственное для души, потому что посредством этого действия не только даруется восстановление от болезни, но и отпущение грехов, и 2) что совершать это таинство могут только пастыри-пресвитеры Церкви, чрез таинственное рукоположение уполномоченные на совершение таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви 10 марта скончался один из старейших клириков нашей епархии - архимандрит Кирилл (Начис). Архимандрит Кирилл (в миру Леонид Владимирович Начис) родился 9 января 1920 года в городе Двинске (ныне Даугавпилс). После гимназии учился на Богословском факультете Латвийского университета. С января 1942 года служил псаломщиком в Псковской миссии, а с марта 1944 года, после эвакуации в Латвию, - псаломщиком Свято-Троицкого собора в Лиепае (тогда Либаве). В декабре немцами был отправлен в лагерь в Кенигсберг. Псковская миссия была примечательным явлением в истории Церкви. Экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский) добился от оккупационного командования разрешения на открытие православных храмов. В результате на территории Ленинградской, Новгородской и Псковской областей было открыто более 300 церквей. После прихода Красной армии часть храмов оставались действующими, но многие труженики Миссии были осуждены НКВД. Не избежал этой участи и отец Кирилл. После войны он был направлен в фильтрационный лагерь Пехлец под Москвой, где его осудили на 10 лет, но в 1957 году был реабилитирован. В 1963 году по окончании Ленинградской Духовной академии был оставлен профессорским стипендиатом и преподавал общецерковную историю в семинарии. 14 декабря 1958 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры был рукоположен во диакона, а 25 января 1959 года в храме Смоленской иконы Божией Материм - во священника. 20 июля 1960 года в храме Виленского Свято-Духовского монастыря священник Леонид Начис был пострижен в рясофор с оставлением ему прежнего имени, а 6 января 1965 года был пострижен в мантию с наречением в честь святителя Кирилла Александрийского. В 1965 году отец Кирилл был возведен в сан игумена и в том же году назначен настоятелем Воскресенской церкви села Петрова Горка Лужского района Ленинградской области. Затем ему довелось служить в храмах Петровой Горки (Голубково), Иова Многострадального на Волковом кладбище, в Сусанино, в Гатчинском храме Петра и Павла, в Преображенском храме Выборга, в храме Покрова Пресвятой Богородицы Мариенбурга.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Полнота времени Апостол на Рождество Христово. Послание к Галатам, глава 4, стихи 4-7 4 Братия, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от женщины, рожденного под Законом, 5 чтобы искупить тех, кто под Законом, чтобы получить нам усыновление 6 А поскольку вы - сыны, Бог послал Духа Сына Своего в наши сердца, взывающего: «Авва! Отец!» 7 Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник - благодаря Богу. Перевод архимандрита ИАННУАРИЯ (Ивлиева) «Полнота времени», о которой говорит Апостольское чтение Рождества Христова, ожидалась в мире задолго до самого Рождения Спасителя. Равноапостольный Константин Великий, первый христианский кесарь Римской империи, созвав Первый Вселенский собор, процитировал собравшимся отцам Церкви пророчество римского поэта Вергилия, написанное за несколько десятилетий до Рождества: «Возраст последний настал… Новых великих веков чреда зарождается ныне…» И первые слова Спасителя, произнесенные Им, как нам сообщают Евангелия, после Его Крещения от Иоанна, были о том же: «Исполнилось время!» (Мк. 1, 15). Положенная Творцом мера времени была достигнута. Мир и время подошли к концу, к своей цели, настали «новые великие века». Когда пришла эта «полнота времен», когда все небесное и земное соединилось во Христе (ср. Еф. 1, 10), тогда наступило время «Нового Завета». Но, произнося привычное словосочетание «Новый Завет», ощущаем ли мы всю необычность, всю значимость этого выражения? Все народы земли во все времена хвалились древностью своих традиций, священных установлений и книг. И вдруг: «Древнее прошло, теперь все новое!» (2 Кор. 5, 17). В чем же новизна? Новизна в том, что наступил исторический поворот: рабы стали свободными сынами. Бог сотворил новую ситуацию через послание Своего Сына, Который вошел в мир, как и все прочие люди: через рождение. Более того, как и прочие люди, Он поставил Себя в подчинение Закону. И все это ради того, чтобы все мы стали свободными и сынами Божиими.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/35...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2010 год ЦЕРКОВЬ — БЕЗ ПОДРОСТКОВ? Кто из нас не видел их рядом — в троллейбусе, в парке, на скамейке возле дома — громко хохочущих, вызывающе одетых, внешне циничных. Этот ужасный «переходный возраст» настолько стал притчей во языцех, что не писал о нем, как говорится, только ленивый. Он неотвратим, как новогодние фейерверки, и опасен, как сползающие весной с крыш сосульки. Он вызывает у детей почтительный испуг, у взрослых — стойкое раздражение. Часто ли мы видим, как в транспорте делают замечание взрослому, даже иной раз и чересчур распоясавшемуся? Однако юношу или девушку, а особенно если их несколько, одернуть, научить, пропесочить — «святая» обязанность каждого прохожего. Они неудобны, их принято обвинять, в чем можно и в чем нельзя. Любому взрослому за спиной иссиня-черноволосой девушки или бритого юноши мерещатся такие ужасные проступки, мысли о которых, может быть, в их полудетском сознании даже не появлялись. Почему-то у нас существует некая выборочная амнезия: мы помним свое счастливое безмятежное детство, а потом уже сразу свою сознательную взрослость. Наши собственные похождения юности, музыкальные увлечения, внешние пристрастия, сложные отношения со сверстниками, конфликты с родителями, сосущее чувство брошенности, непонятости и одиночества куда-то улетучиваются со временем из уголков нашей памяти. Подростки, тинейджеры, отроки... наши дети в возрасте от 12 и до... 16, 17, 18, 19 (у кого как) лет. Что мы ждем от них, должны ли мы ждать что-то от них? Удивительно, что в Церкви — где должно быть все по-другому, где принцип любви должен перевешивать, по апостолу Павлу, все другие принципы — в отношении к подросткам существует то же самое: раздражение, пусть порой и тщательно скрываемое. Может быть, поэтому наши дети, превращаясь в отроков, исчезают из храмов? Да, вроде бы это уже признанный факт, и мы, назвав тему нынешнего номера столь провокационно, уже сразу ставили вопрос однозначно.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/6/74...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Год назад, 27 апреля, от нас ушёл Кирилл Юрьевич Лавров. Лишь после его кончины многие с удивлением узнали, что народный артист СССР, игравший Ленина и партийно-советских деятелей, был прихожанином Леушинского подворья, где в младенчестве его крестили родители. Лавров вернулся в храм своего детства, как он его называл, в знаменательном 2000 году. «Он пришел вместе с супругой - она воцерковилась раньше его и, конечно же, о нём молилась. Я, признаться, робел - как поведет себя человек, отмеченный всеми возможными регалиями и «звездами». Первое, что он сделал, войдя в храм, - перекрестился и низко поклонился. Нам стало легко, мы увидели простого без всякой рисовки верующего», - поделился воспоминаниями настоятель подворья, протоиерей Геннадий Беловолов. В храме святого Иоанна Богослова на Озерной улице венчались родители Лаврова, а крестил его, как выяснилось, настоятель протоиерей Феодор Окунев, впоследствии принявший мученическую кончину. Воспоминания о батюшке, каким запомнил его юный Кирюша, ходивший до 6 лет с мамой в храм, стали бесценным даром нынешним прихожанам от последнего «леушанина». Он хорошо помнил, как отмечались праздники, как насельницы обители совершали крестные ходы в самом центре Ленинграда в конце 1920-х годов… Поклонный крест подвижникам веры прихожане храма установили в мае 2003 года на Левашовской пустоши. С ними на месте расстрела отца Феодора и тысяч жертв молился Лавров. Он делал всё что мог для возрождения подворья. На 110-летие храма подарил золоченый образ преподобного Сергия Радонежского - в память о своем деде Сергее Васильевиче, дворянине и белоэмигранте, чью могилу после долгих поисков вместе с дочерью Марией и внучкой Ольгой нашёл в Белграде… По инициативе актёра вечера памяти устроительницы десяти монастырей России игумении Таисии Леушинской (1842-1915) переместились на сцену БДТ, сам худрук театра а за ним и многие верующие мастера искусств стали принимать в них активное участие. Седьмой концерт прошёл 15 января 2008 года, как всегда, с аншлагом уже без Лаврова и совпал с днем 70-летия мученической кончины отца Феодора Окунева…

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/49...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Жертвоприношение составляло сердцевину всякой религии с первых дней человечества. В минуты скорби или радости, опасности или благоденствия человек, возвышаясь духом, стремился поделиться с Богом самым дорогим: так выражались и благодарность, и просьба об избавлении, так восстанавливалось общение с Богом. История донесла до нас и страшные примеры - вплоть до принесения в жертву людей и даже своих детей. И только приход Христа, добровольная жертва Бога, принесшего и принявшего ее, показал людям: жертвовать можно лишь самим собой. Бескровная жертва на Евхаристии и есть воспоминание о той единственной Жертве, которая была принесена Христом на Голгофе. Оно составляет суть Литургии верных и начинается с торжественного перенесения Даров - хлеба и вина, приготовленных заранее, еще до начала Литургии - с жертвенника на престол. В старые времена жертвенник находился не в алтаре, а отдельном помещении, часто даже вне церкви. Все члены общины приносили туда каждый свои «дары», т. е. пищу, из которой диаконы перед службой отбирали самое лучшее и подходящее для совершения Евхаристии. В ранней Церкви диаконское служение было служением деятельной любви: диаконы «пеклись о столах» (Деян. 6, 2-3) - следили за тем, чтобы все члены Церкви были одеты, обуты и не нуждались в самом необходимом. Поэтому именно диаконы занимались отбором приношений для Евхаристии. Позже, когда большая часть Византийской империи была христианизирована, традиция принесения продуктов в храм постепенно отмерла, а процесс отбора лучшего из принесенного трансформировался в проскомидию - приготовление хлеба и вина для совершения Таинства. Причем примерно до XIV века проскомидия по-прежнему совершалась диаконами. Позже было соборно принято решение о том, что «диакон да не дерзнет совершать священнодействие». На проскомидии сам процесс приготовления агнца выглядит как символическое жертвоприношение: приготовление евхаристического хлеба - как заклание Агнца; вливание вина в чашу - как излияние крови и воды из ребер Господа.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010