«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2007 год Новости — коротко 9 апреля. Сотрудники уголовного розыска РУВД Василеостровского района Санкт-Петербурга раскрыли громкое преступление, совершенное в конце августа 2006 года, когда неизвестными преступниками было повреждено мозаичное изображение открытого алтаря «Лик Христа Спасителя» на Смоленском кладбище. Первоначальная версия о том, что преступление было совершено членами сатанистской секты, не подтвердилась: по обвинению в вандализме была задержана 15-летняя девушка, учащаяся вечерней школы для трудных подростков. 10 апреля. В Митрополичьем корпусе Александро-Невской Лавры прошел обучающий семинар под названием «Как помочь пьющему члену семьи». Семинар был организован руководителем Школы трезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии Владимиром Цыганковым и собрал более ста слушателей. Ведущий показал, насколько значима для преодоления алкоголизма роль близких, в первую очередь - жены и матери зависимого человека. 11 апреля. Здание единоверческой церкви Св. Николая (ул. Марата, д. 24-а), в котором в настоящее время располагается музей Арктики и Антарктики, должно быть возвращено верующим. Министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов на заседании Госдумы заявил, что его ведомство в ближайшее время подберет новое здание для петербургского музея. 12-14 апреля. В Детско-юношеском центре св. прав. Иоанна Кронштадтского при приходе храма прмч. Андрея Критского пос. Володарский состоялся уже пятый по счету ежегодный фестиваль детских православных коллективов «Пасхальный Благовест». Ученики различных воскресных школ и кружков города и области представили свои театральные постановки, рисунки и поделки. Педагоги обменялись опытом работы во время круглого стола. 12 апреля. В рамках «Года Китая в России» состоялось открытие выставки «Русские в Шанхае».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/12...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2010 год ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ... Гордый Петербург с его колоннами, Адмиралтейской иглой, Александрийским столпом, прямыми проспектами и холмистая Москва с нарядным Кремлем, живописной путаницей улиц и бесчисленными куполами — даже внешние облики двух столиц противостоят друг другу. Вечный спор Петербурга и Москвы проник в искусство и науку, в стиль мышления и взгляды на жизнь. Не обошел он и богослужебное пение... В певческой практике сегодняшней Церкви петербургская и московская школы — два больших древа, а все остальные традиции представляют собой ответвления от них. Петербургская школа выкристализовывалась постепенно и свой окончательный облик, известный нам до сего дня, обрела только к середине XIX beka. Черты петербургского стиля — это простота мелодической линии, сухость, строгость звучания, безупречное соблюдение законов классической европейской гармонии, четкий симметричный ритм, преобладание немецко-итальянских мелодико-гармонических принципов над исконными русскими.Петербургская традиция родилась в Петербургской придворной певческой капелле (ныне Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга). Это старейшее отечественное профессиональное музыкальное учреждение было основано в 1479 году как хор государевых певчих дьяков, которые пели за богослужением в присутствии великого князя. Этот хор составляли лучшие певцы, которых государь собирал по всей стране. Во времена петровских церковных реформ в 1701 году он был переименован в Придворный хор, а в 1763 году — в Императорскую придворную певческую капеллу. В 1846 году при капелле открылись регентские классы. В 1917 году она была реорганизована в Государственную академическую капеллу имени М.И. Глинки и с этого момента вышла из рамок истории церковного пения. Первый директор капеллы — Дмитрий Бортнянский, ученик итальянского композитора Бальдассаре Галуппи — привнес в русскую церковно-певческую культуру итальянское влияние.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/6/75...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 7, 2011 год Фонд в храме С чего начинается фонд Детская городская больница равноапостольной Марии Магдалины на 2й линии Васильевского острова. Храм при больнице во имя этой же святой. Вход в храм с улицы, зайти может любой прохожий. Здесь и можно найти настоятеля храма иерея Даниила Василевского, который также является исполнительным директором фонда святого Димитрия Солунского. Полгода назад отец Даниил стал настоятелем еще одного храма: восстанавливающейся Смоленской церкви в Пулково. Рассказывает отец Даниил: Фонд создан его нынешним президентом Дмитрием Зайцевым в честь его святого покровителя. Он задумывался, как создать организацию, способную объединить силы обыкновенных граждан в помощи нуждающимся. Когда фонд был создан только на бумаге, мы стали думать, что делать. Ездили в тюрьму поздравлять заключенных, устраивали концерты, дарили детям из детских домов подарки на Рождество. Но когда ты появляешься где-то один раз, то не можешь повлиять на ситуацию. Чем поздравить тысячу, лучше взять одного и ухаживать за ним постоянно: ведь просто поздравление с праздником, к сожалению, мало чью жизнь может изменить к лучшему. Постепенно сложилось так, что мы стали помогать многодетным семьям, увидев, в какой ситуации живут многие из них. Какие бы ни были обстоятельства, какие бы ни были сложности в характере у этих людей, все равно дети в этих семьях удивительно хорошие, очень добрые, терпеливые. Они более жизнеспособные, они скорее принесут пользу обществу. При этом каждый ребенок — это ценность, это душа, которая может в рай попасть. Если мы хорошо знаем сложную ситуацию в какой-то многодетной семье, мы стараемся курировать ее как можно дольше, некоторым семьям мы помогаем уже 5–6 лет. Вскоре возникло еще одно наше служение — поддержка беременных женщин. Ведь важно не только обличать аборты, а помочь конкретной женщине, хотя бы даже финансово поддержать ее во время беременности и после рождения малыша. Это дает свой плод. Обычно мы помогаем до того момента, когда женщина может выйти на работу, то есть когда ребенок пойдет в детское дошкольное учреждение. Но! Мы понимаем, что, если просто дать женщине деньги, это не решит основной проблемы, ведь большинство из них не имеет представления о том, что такое христианская нравственность, поэтому мы пытаемся донести до них Слово Божие, конечно, если они сами этого хотят.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/7/92...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 8, 2008 год СЛОВО БОЖИЕ И МОЛИТВА В книге Деяний об успехе проповеди апостолов сообщается такимисловами: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось вИерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6,7). В последние годы в наших приходах все сильнее ощущается потребностьв чтении Библии. Если мы хотим, чтобы Слово Божие «разрасталось»,совершая свое победное шествие, покоряя вере сердца людей нашеговремени, обратимся к опыту Отцов Церкви. Вжитиях святых мы находим множество повествований о том, как СвященноеПисание становится школой молитвы, школой жизни и подлинным опытомдуховного общения с Богом. Слово Божие взывает, влечет к себе,направляет мысль, преображает чувства и саму жизнь. Церковьво все времена жива Словом Божиим прежде всего в богослужении. Дляпервых поколений христиан такие выражения, как «Тело Христово естьразумение Слова Божия» или «насыщаться Телом и Кровью Христа не тольков таинствах Престола, но и в чтении Слова» были не просто красивойметафорой, а реальностью их жизни. К сожалению,мы нередко сталкиваемся с недоверчивым отношением к чтению Библии дома.Достаточно широко распространены предрассудки, будто келейное чтениеСвященного Писания вообще чуждо православной традиции. С другойстороны, среди нас не так много образованных людей, которые могли быпробудить в своих собратьях живой интерес к Слову. Без этого вераоказывается отрезанной от своих корней, а Благовестие Христово легкоможно свести к сумме нравственных предписаний, православную веру — копределенному укладу жизни. Недаром еще на зарехристианства блаженный Августин сказал: «Писание делает христианина».По мере того как оно звучит и встречает живой отклик в сердцах людей,Слово просвещает, испытывает, преображает, силой Святого Духа оноспособно воссоздавать в человеке искаженный грехом образ Божий. Вместес тем оно становится ядром, вокруг которого постепенно собираетсявоедино Церковь. Сама община верующих становится неким необходимымпространством, в котором Слово Божие становится словом жизни.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/8/62...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Иерей Владимир Хулап Кандидат богословия, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю… В тебе, душа моя, измеряю я время». Эти слова блаженного Августина замечательно показывают, что время - это нечто само собой разумеющееся и совершенно непостижимое, то, что мы ежедневно расточаем и чего не купим ни за какие богатства, нечто одновременно имманентное и трансцендентное человеку. ВРЕМЯ КАК БОГ Непостижимость и неудержимость ускользающего из человеческих рук времени, невозможность распоряжаться им логически приводила к обожествлению времени. Такой взгляд мы находим, в числе прочего, в древнеиндийской религии. В ведических текстах Кала (время) появляется как первоначальное божество, которое «сотворило небо и землю; побуждаемое им, расширяется прошлое и будущее». В Бхавагат-Гите (IV-III века до Р. Х.) со временем идентифицируется Кришна-Вашудева, творец и разрушитель мира: «Я - могучее время, губящее мир». Схожие идеи мы находим и в древнеиранской религии, где безграничное время (Зерван Акарана) - это высшее божество, владыка над всем космосом. Греческая мифология донесла до нас впечатляющий образ бога времени Хроноса. Сын Земли (Геи) и Неба (Урана), он - отец первых богов, в том числе и Зевса, повелителя греческого Пантеона. Одновременно это самое кровожадное божество, регулярно и беспощадно пожирающее собственных детей. Власть Хроноса - это власть смерти, поэтому он является символом неумолимого завершения земного бытия, скоротечности жизни и неизбежности конца. Еще одно божество - Эон, или вечное время, - греки считали образом (εικν) богов, душой всего космоса. В Александрии его почитали как хранителя этого величественного города, ежегодно празднуя его рождение в ночь с 5 на 6 января (отсюда в ходе христианизации возникнет наш праздник Богоявления). Совершенно естественно, что отношение к такому обожествленному времени могло быть только одно - человек стремится умилостивить его, замедлить его бег путем регулярного принесения жертв.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/49...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Савва Сербский. Хиландарский устав «Так как многие начали писать об этих известных вещах, то и я, наихудший из всех, а при том и грешный, но болезнующий и желающий, чтобы вы восприняли благо, по порядку написал вам, возлюбленные мои, установленный для вас Богом преданный устав служб, и умилений, и молитв, и послушаний, и терпений, коими мы будем умилостивлять Господа. Ибо это прекрасно, и Богу угодно, и направлено к немалой пользе для вас, возлюбленные мои о Господе Иисусе Христе братия и духовные чада». По мимо Хиландарского устава, мы поместили здесь другое творение свт. Саввы «Слово о жизни преп. Симеона Мироточиваго, его отца». Хиландарский устав Письменный устав жизни в монастыре Пресвятой Богородицы Наставницы — Хиландаре, который я, грешный и смиренный монах Савва , передал вам, возлюбленные о Господе чада и братия. ГЛАВА 1 Отче, благослови! Так как многие начали писать об этих известных вещах, то и я, наихудший из всех, а при том и грешный, но болезнующий и желающий, чтобы вы восприняли благо, по порядку написал вам, возлюбленные мои, установленный для вас Богом преданный устав служб, и умилений, и молитв, и послушаний, и терпений, коими мы будем умилостивлять Господа. Ибо это прекрасно, и Богу угодно, и направлено к немалой пользе для вас, возлюбленные мои о Господе Иисусе Христе братия и духовные чада. Богоносные и преподобные, и преблаженные Отцы наши, светила вселенной, земные Ангелы и небесные человеки, изначала научились монашескому житию из предания Святого Духа. Поэтому они были просвещены благодатию Божией и, вселив Христа в свои прекрасные души, ради чистой своей жизни показали победу над дьяволом. Будучи распаляемы многими его искушениями и одолев их, они просияли ярче солнца и убелились яснее снега, и, расправив мысленные крылья из невещественного золота, взлетели как парящие в небе орлы, чтобы совершить восхождение к Изрекшему: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин.7,37) от источника воды живой (Откр.21,6). И еще: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. Кто любит жену, или детей, или ниву, или имения более Меня, не достоин Меня (ср.Мф.10,37;19,27;Мк.10,29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Псалом 28 есть хвалебная песнь Господу, открывающему свое величие и славу в проносящейся над Палестиною грозе и буре. Псалмопевец, в созерцании грозного явления природы, приглашает верующих прославлять величие и славу Божию (ст. 1–2) и, набрасывая картину проносящейся с севера Палестины на юг страшной грозы и бури, прославляет слышимый им в раскатах грома глас Божий и его поразительные действия в природе, возбуждающие всю тварь к возвещению славы Божией (ст. 3–9), я в заключение возвещает верующим, что в действиях грозы и бури Господь открывает Себя, как верховный судия и вечный царь народов, Который, истребляя нераскаянных грешников потопом, дарует силу и благословение мира избранному Своему народу израильскому (ст. 10–11). Но символическое седмеричное число гласов Божиих, соответствующее числу упоминаемых в Апокалипсисе (10:3–4) семи громов, возвестивших Тайновидцу тайны церкви Божией и предвозвещённым пр. Исайею семи дарам Св. Духа на Христе и его церкви ( Ис.11:2–3 ), особенно же близкое соответствие гласа Божия на водах гласу Бога Отца и явлению Св. Духа при крещении Христовом ( Лк.3:22 ), а гласа, иссякающего пламень огня, тому гласу бурну, при котором Дух Св. в огненных языках сошел на апостолов ( Деян.2:2–3 и 6), – дают предполагать, что псалмопевец не ограничивался изображением откровения славы Божией в природе и церкви ветхозаветной, но пророчески созерцал откровение седмеричного действия Духа Св. в устроении церкви новозаветной и особенно в событиях крещения Господня и сошествия Св. Духа на апостолов. В этом преимущественно смысл и объясняли псалом св. оо. и учители церкви и в таком именно смысл с древних времён изъясняет его православная церковь в своей богослужебной песни на освящение воды в день Богоявления: «глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшегося Христа» 135 . И если справедливо, что этот пс., по общепринятому значению греческого надписания его: исхода скинии, в древние времена в иудейской церкви пелся при отдании праздника кущей и, – по замечанию Зогара (Parascha 96), – именно при обряде возлияния в алтарь воды 136 , то кажется изложенный пророческий смысл его указан Самим Иисусом Христом, Который в последний день праздника кущей, по поводу упомянутого обряда возлияния воды, сопровождавшегося пением этого пс., предложил учение о живой воде, т. е., по изъяснению Евангелиста, о Духе, которого имели принять врующие ( Ин.7:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский   1. Это весьма близко относится к предложенному (Стефа­ном) предмету. " Сего Моисея " , говорит. Какого – " сего " ? Того, который подвергался опасности погибнуть, которого (евреи) презрели, которого они отвергли, сказав: " кто тебя поставил начальником и судьею над нами? " , подобно тому, как и о Христе говорили: " нет у нас царя, кроме кесаря " (Ин.19:15 ). Сего Бог начальником и избавителем послал через Ангела, который сказал ему: " Я Бог отца твоего, Бог Авраама " (Исх.3:6). Этим он показывает, что бывшие (при Моис ее) чудеса совершены были Христом. " Сей " , т.е. Моисей (посмотри, как Стефан изо­бражает славу его) " вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет. Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте " (Деян.7:36,37), т.е., Которого они также презрят и подвергнут гонениям. Ведь и Его (Христа) Ирод хотел убить, но Он спасся в Египте, подобно тому, как и тот в детстве подвергался гонениям. " Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам " (ст. 38). Опять (это происходило, когда) еще не было ни храма, ни жертвоприношения. " С Ангелом " , говорит, " принял живые слова, чтобы передать нам " . Этим он показывает, что (Моисей) не только творил знамения, но и дал закон, как и Христос. И как он сначала творить знамения, потом дает закон, так точно и Христос. Но (евреи), привыкшие никогда не покоряться, не послушали его и после знамений и чудес, бывших в те­чение сорока лет. И не только не послушали, но сделали про­тивное, на что указывая, Стефан и присовокупил: " которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту, сказав Аарону: сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1673...

Священное Писание Нового Завета ясно свидетельствует, что Церковь Христова, руководствуясь наставлениями Господа, с первых же дней своего исторического бытия неизменно поставляла условиями для принятия Крещения веру и покаяние. В Евангелии от Марка Господь Иисус Христос начинает свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ), а в Своей последней беседе с учениками Он наставляет их словами: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Подобно тому, как вера и покаяние открывают человеку вход в Царствие Божие через рождение от воды и Духа ( Ин.3:5 ), так и участие в таинстве Крещения без предварительного покаяния и живой веры не только лишает человека этой возможности, но и навлекает на него осуждение. В день Пятидесятницы св. апостол Петр возвещает ту же самую истину Христова Евангелия: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ), а диакон Филипп на вопрос эфиопского вельможи — что препятствует мне креститься? — отвечает: если веруешь от всего сердца, можно ( Деян.8:37 ). Вместе с тем, при внимательном чтении Нового Завета мы находим, что вера и покаяние являются не единственными условиями для вступления в Церковь, — требуется еще научение, которое как раз и необходимо для того, чтобы вера была осмысленной, а покаяние — глубоким: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19-20 ). В этой заповеди Спасителя содержится ясное указание на пред- и посткрещальную катехизацию. Св. апостол Павел также напрямую связывает совершение таинства Крещения с таинством возвещения Благой Вести в слове проповеди и научения: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова ( Еф.5:25 ). Таким образом, в новозаветном Предании Церкви катехизация, будучи прямой и непосредственной заповедью Спасителя, является неотъемлемым компонентом единого таинства умирания для греха и воскресения для обновленной жизни во Христе ( Рим.6:11 ). С библейской точки зрения катехизация вообще не является проблемой, но — самоочевидной нормой церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/problema-p...

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 7: (Ин.11:37–52)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1907. Т. 2. 6. С. 49–64 (1-я пагин.) —49— тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти. Только что заплакал и тотчас же удерживает слезу, дабы не показался каким-то жестоким и бесчеловечным, но и нас в тоже время научая не ослабевать от чрезмерной печали по умершим, ибо первое есть проявление сострадания, а второе – признак женственности и бессилия. Поэтому то и допустил Своей плоти поплакать немного, хотя по природе и был бесслёзен и недоступен никакой печали, поскольку это касалось Его (божеской) природы. Но и сами враги удивляются плачу Господа, ибо достигшие высшей ступени философии и пользующиеся высоким почтением не плачут, как способные пересиливать всякое несчастие. Думали Иудеи, что плакал по причине смерти Лазаря, а между тем Он плакал из сожаления о всей человеческой природе, оплакивая не только Лазаря, но имея в виду и то что случается со всеми, потому что вся человеческая природа оказалась под властью смерти, справедливо подвергшись такому наказанию. Другие же, снедаемые завистью, не говорили ничего хорошего, но неистинно и лицемерно обвиняли Господа в том, что Он будто бы повелел умереть Лазарю, ибо только верующим свойственно было думать, что Он мог остановить смерть. Но как бы так говорят: где сила Твоя, Чудотворец? Вот даже против Твоей воли умер любимый Тобою, ибо из плача твоего видно, что Ты любил его, – поэтому если бы делом Твоей силы было исцеление слепца, то Ты мог бы и смерть остановить, что действительно выше человеческой природы. Итак, —50— говорят это злорадствуя на основании того, что видели как бы ослабевающею славу Его. [Поражается 1734 опять божественный евангелист, видя плачущею бесслезную Природу. Но страдание это было человеческим, ибо Он справедливо сожалел, видя подвергшимся тленно собственный Свой образ и состраждет нашим бедствиям. Ведь если бы не плакал за нас, не отнял бы мою слезу. Как был Словом Сказавший: «Я – хлеб, с неба сшедший и жизнь дающий мipy», вопреки собственной плоти допустил некогда осилить голод ее, так и здесь, будучи недоступен печали как Бог, сострадательно дозволил плоти Своей выразить печаль в слезах, в образец нам, ибо как чрезмерный плачь должно считать неуместным, так и совершенное воздержание от плача будет жестокостью и бесчеловечностью].

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010