Небесный хлеб, дающий вечную жизнь, по величайшей любви и милости послан нам Богом Отцом посредством Божественного Сына, Который сказал: Я есмь хлеб жизни ; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин.6:35 ). И далее: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни ( Ин.6:47-48 ). Обратите внимание, братья и сестры, Господь подчеркивает хлеб жизни, но не говорит хлеб пищи. До пришествия Спасителя порабощенный первородным грехом мир пребывал во власти смерти, но Иисус Христос Искупительной Жертвой Своей напитал голодных и страждующих хлебом жизни, вкушаемым вечно. И теперь тот, кто верит, не будет терпеть голод неправды и лжеучений, потому что с ним всегда животворящий хлеб слова Божия. Не станет страдать от жажды стяжания Божественной благодати, ибо Дух Святой неизреченной благостью Своей навечно пребудет и озарит душу. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3,16 ). Сподобимся же, братья и сестры, в Таинстве Святого Причащения всегда достойно вкушать хлеб небесный и вместе со святым апостолом Петром с любовью и от всей души воскликнем: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго ( Ин.6:68-69 ). Аминь. Христос воскресе! Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. ( Деян.5:30 )-31 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Когда Господь наш Иисус Христос по Воскресении Своем вознесся на небо и воссел одесную Отца Небесного, преисполнившись Божественной славы, дело благовестия Святого Евангелия на земле продолжили апостолы, верные ученики Христовы. В сегодняшнем Апостольском чтении (см.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Иисус Христос – Божественный Просветитель (свет) мира. – Служение ветхозаветных пророков состояло в том, что они, по вдохновению свыше, возвещали людям волю Божию и наставляли их, вразумляли и укрепляли в истинной вере и благочестии. Служение Господа Иисуса Христа, как величайшего из пророков, выразилось в том, что Он возвестил людям во всей возможной полноте и ясности волю Божию о спасении мира ( Ин. 1:8–9 ), преподал нам новый, совершеннейший закон веры н благочестия, спасительный для всего человеческого рода, и собственным примером показал путь святой праведной жизни ( Лк. 4:18–21 ). Совершил Он Свое пророческое служение сначала непосредственно, когда, по достижении тридцатилетнего возраста ( Лк. 3:23 ), Он в течение трех с половиною лет ходил по всем городам и селениям земли Иудейской, проповедуя словом и жизнью евангелие царствия Божия ( Мф. 9:35 ), а затем – посредством Своих учеников и Апостолов, которых Сам-же предварительно избрал ( Лк. 6:13 ) и приготовил к делу учительства и которым, при вознесении Своем на небо, заповедал идти по всему миру и проповедать евангелие всем народам ( Мк. 16:15 ). Послушные этой заповеди, апостолы, действительно, пронесли учение Его по всей земле, возвестили всем народам ( Рим. 10:18 ) и устно и письменно предали Церкви на все времена ( 2Сол. 2:15 ). – Как пророк и учитель, Христос неизмеримо превосходит всех учителей человечества. Даже ветхозаветные пророки, облеченные силою свыше, светили не своим светом, а заимствованным от Бога и в такой мере, в какой получали его от Бога; о величайшем из пророков, Иоанне Крестителе, св. евангелист Иоанн Богослов говорит: «он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» ( Ин. 1:8 ). Тем более не могут быть названы светом представители естественной мудрости, значение которых собственно заключается в неутомимом искании истины. Христос не искал истины; Он обладает полнотой истины; истина не вне Его, но в Нем Самом. Поэтому Он есть Учитель и Пророк – единственный, всемирный, ни с кем не сравнимый. Он – «Свет, истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). Даже апостолы – только ученики, а не учители: «не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос» ( Мф. 23:8 ). Современники Иисуса Христа, внимавшие Его слову, живо испытывали на себе неотразимое обаяние Его учительства. «Откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему?» – невольно спрашивали они друг друга ( Мк. 6:2 ). Они чувствовали, что Иисус учил их как власть имеющий» ( Мф. 7:28–29 ), что «слово Его было со властию» ( Лк. 4:32 ). Даже слуги, посланные фарисеями и первосвященниками взять Иисуса Христа, так были обезоружены и увлечены Его словом, что невольно должны были признаться: «никогда человек не говорил так, как этот Человек!» ( Ин. 7:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Христос возвышается над своими соучастниками тройным превосходством и исключительным величием. Первое – Священство по чину Мелхиседека, о котором так говорит Апостол: «Быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» ( Евр. 5:10 ). Он же называет Христа Священником в другом месте, потому что Тот принес Себя в жертву Богу и Отцу, и говорит: «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр. 9:14 ). И ниже: «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих» (9:28). Второе исключительное превосходство и величие – Его Царство, что открыл Архангел Гавриил, когда принес спасительную весть Пречистой Деве: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32–33 ). Также и волхвы, которые принесли дары во время Его рождения, свидетельствовали о Его Царстве, говоря: «Где родившийся Царь Иудейский?» ( Мф. 2:2 ). Это же утверждает и надпись наказания Его, во время Его смерти: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин. 19:19 ). О Его третьем превосходстве пророчествовал от Бога Моисей, говоря: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой» ( Втор. 18:15 ). Это Его величие обнаруживается из Его святого учения, в котором Он открыл и Свою Божественность, и все, что было нужно для спасения человека, как Он Сам говорит: «Я открыл им имя Твое» ( Ин. 17:26 ). И выше: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (17:8). Христос показал Свое достоинство Пророка (третье превосходство) тогда, когда предсказывал будущее не благодаря какому-нибудь откровению, но по собственному знанию, как истинный Бог и Человек. Вопрос 35. Почему Сын Божий называется «Единородным»? Ответ. Священное Писание ясно учит, что Сын Божий – Единородный: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). И ниже: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (1:18). Он называется Единородным, потому что только Он один Сын Божий по природе. Остальные [люди], которые называются сынами Бога, носят это имя не по природе, а по благодати и усыновлению, как все верные и избранные Бога. Эта благодать усыновления ( χρις τς υοθεσας) даруется через Христа, как говорит Писание: «Всем же, кто принял Его, – дал им власть стать детьми Божиими» ( Ин. 1:12 ). Вопрос 36. Что означают эти два слова: «Свет от Света»?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

А кто был достоин веры и кому действительно верили, когда он писал то, что слышал, тому тем справедливее верить, когда он излагает не то, что принял от других, но что сам видел и слышал. Если, говорит, ты принял (мое повествование) о Христе, то тем больше (примешь повествование) об апостолах. Что же? Разве то его произведение (Евангелие) есть только (обыкновенная) история, и слово его не причастно Духа? Отнюдь нет. Почему? Потому, что то, что передали ему « то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова », было от Духа. Но почему же он не сказал: « как передали нам » удостоившиеся Духа Святого, но: « бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова »? Потому, что это, то есть, знание от самовидцев, всего боле придает достоверность (повествованию), а то для людей неразумных показалось бы даже гордостью и хвастовством. Потому–то и Иоанн так говорил: « и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий » (Ин. 1:34). Да и Христос также говорит Никодиму, когда тот был еще груб: « мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете » (Ин. 3:11). И опять, доказывая, что о многом можно свидетельствовать, основываясь и на данных зрения, Он говорил ученикам: « также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною » (Ин. 15:27). И сами апостолы часто так говорят: свидетели мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему (Деян. 2:32). А Петр впоследствии, чтобы уверить в воскресении, говорил: « с Ним ели и пили » (Деян. 10:41). Вообще (иудеи и язычники) скорее принимали свидетельство людей, которые обращались (со Христом), — потому что были еще очень далеки от познания Духа. Поэтому и Иоанн в своем Евангелии, повествуя о крови и воде, говорит, что он сам это видел (Ин. 19:35), выставляя им свое видение, как самое достоверное свидетельство. Конечно, внушения Духа несомненнее (свидетельства) зрения, но — не у неверных. А что Лука был причастен Духа, это видно из многого: из знамений, которые теперь совершаются, из того, что в то время и простые: люди получали Духа Святого, из свидетельства Павла, который говорит о нем: « во всех церквах похваляемого за благовествование » (2 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Только Лука упоминает, что Моисей и Илия явились во славе и что апостолы, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним ( Лк. 9:31–32 ). Термин «слава», употребленный здесь и во Втором послании Петра, имеет прямое отношение к описываемому событию. В Ветхом Завете этот термин указывал на присутствие Божие, выражавшееся в зримых образах, в частности в образе облака ( Исх. 16:7–10; 24:15–17; 40:34–35 ). Облако упоминается и у всех трех евангелистов (у Матфея облако светлое): оно «осеняет» учеников, то есть спускается на них, как светоносная тень (глагол πισκιζω происходит от слова σκι тень). Термин «слава» играет особую роль в Евангелии от Иоанна. Пролог четвертого Евангелия заканчивается словами о том, что мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ). Эти слова, по-видимому, не относятся к какому-то конкретному событию из жизни Иисуса, например Преображению. Скорее всего, они относятся к самому событию боговоплощения, когда предвечное Слово Божие стало Сыном Человеческим. С другой стороны, термин «слава» в том же Евангелии указывает на бытие, которым Сын Божий обладал до воплощения: И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин. 17:5 ). Наконец, термин «слава» у Иоанна может обозначать и то явление силы Божией, которое непосредственным образом связано с конкретными действиями Иисуса. Например, перед воскрешением Лазаря Иисус говорит Марфе: Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию ( Ин. 11:40 ). Здесь выражение слава Божия относится к действию, благодаря которому умерший будет возвращен к жизни. В Евангелии от Иоанна описан эпизод, имеющий некоторое сходство с Преображением. Этот эпизод относится к последнему периоду земной жизни Иисуса – после того как Он торжественно вошел в Иерусалим. Иоанн рассказывает, как в одной из бесед с народом Иисус говорит о предстоящем Ему страдании: Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Этот неожиданный переход от разговора с людьми к разговору с Богом приводит к немедленному ответу Бога: Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю ( Ин. 12:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

3 . И в радости будете почерпать воду из источников спасения, Если мы вспомним угрозы пророка Ис. 3:1 : „У Израиля отнято будет.... всякое подкрепление водою“; и Ис. 8обличение: „что народ пренебрегал водами Силоама“, т. е. вечно живым источником слова Божия, – то для нас яснее раскрывается смысл настоящего пророчества. Когда народ воскликнет: Господь Бог спасение мое и упование мое,-тогда для него откроется тот животворный источник, который утолит жажду души его и обратить печаль в радость. Это исцеление сердца, о котором позже говорит Иеремия XXXI, 33–34; это крещение Духом Святым, о котором говорил и Иоиль ( Иоил. 2:26–32 ) и Креститель Иоанн ( Мф. 3:11 ) и рождение от Духа, о котором говорил Сам Господь ( Ин. 3:5 ) и вечный источник, напояющий живущих, на что указал опять Сам Господь, „говоря о Духе, которого имели принять верующие в Него“ 668 . Воды Силоама, тихие воды, воды Господни, – противополагались бурным водам языческим 669 . Они были символом ветхого завета, дарующего человеку тихое спокойствие, но не дарующие еще ему вечного счастья. Только источник воды живой, текущий в жизнь вечную, напояет вполне душу человеческую; а источник этот дарован лишь Иисусом Христом, принесшим в мир истину и благодать ( Ин. 1:18 ) и прощение, и освящающий человека и человечество Духом Святым и творящий нового человека. См. Ин. 2:14, 6:35, 15:26 ; 2Кор. 5:17 ; Гал. 6и мн. др. 4. и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. 5. Пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле. В главе XI, как мы видели, говорилось о собрании вкупе Израиля и язычников, т. е. всех народов, для участия в царстве Божием, под главенством „Отрасли от корня Иессеева, на Котором Дух Господень“. Глава XII есть пророческий возглас хваления совершившагося; радостный гимн, раздающийся уже не в одной Палестине, а по всей земле. Заметим, что призывание к славословию Иеговы всех народов земли встречается не только во Второзаконии 670 , но еще в книгах Паралипоменон, где записан Псалом „данный Давидом чрез Асафа и братьев его“ по случаю перенесения ковчега во град Давидов 671 . „Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела его“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Новом Завете оно преимущественно означает мученическое свидетельство о Христе, о непреходящей радости быть с Ним, пребывать верным Ему даже до смерти, чтобы получить венец жизни (ср.: Откр.2:10 ). Полнота свидетельства об истине – в Личности и подвиге Господа Иисуса Христа, Который Сам сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» ( Ин.18:37 ). «Меня прославляет Отец Мой, – говорил Спаситель иудеям, – ... и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец». ( Ин.8:54–55 ) В Откровении Иоанна Богослова Христос назван «Свидетелем верным и истинным» ( Откр.3:14 ). По Своем Вознесении Господь оставил во свидетельство о Себе святых апостолов: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Вся жизнь апостолов действительно была свидетельством о Христе, подвигом веры и исповедничества. Они не раз и сами называли себя свидетелями: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» ( Деян.2:32 ), ср. Деян.3:15 ; 1Пет.5:1 ; и др. «Видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» – писал апостол Иоанн Богослов о происходившем на Голгофе ( Ин.19:35 ). На место Иуды Матфий мог быть избран именно потому, что он был свидетелем жизни и Воскресения Христова ( Деян.1:21–22 ). Свидетелем Своим называет Господь апостола Павла: «Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» ( Деян.26:16 ). Апостол Павел в книге Деяний называет свидетелем первомученика Стефана ( Деян.22:20 ). С его подвига открывается новый период исповедания истинной веры, когда свидетельство о ней становится подлинным мученичеством. Окончательная трансформация смысла слов «свидетель» и «свидетельство» в «мученик» и «мученичество» происходит в Откровении св. Иоанна Богослова. Эту книгу вообще называют «книгой мучеников». В ней воздается слава мученикам, победившим диавола «кровью Агнца и словом свидетельства своего», не возлюбившим «души своей даже до смерти» ( Откр.12:11 ) 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Деян.10:34–35 . «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Объяснение. Вера в Господа и вступление в Церковь Христову не должна быть принадлежностью только одного какого-либо народа, но все люди, которые, подобно Корнилию, своими добродетелями подготовили себя к вступлению в Церковь Христову, призываются Богом ко спасению: 1Кор.12:13 ; Гал.3:28 ; Рим.10:12–14 . 2Пет.3:10 . «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей». Объяснение. Сказанное здесь сбудется в последний день, т.е. в день страшного суда Божия: Мф.24:29–30 , а до этого дня человек, как состоящий из души и тела, нуждается в благодатных действиях не только для очищения души, но и тела, а стало быть, и средствами для очищения должны служить не одни духовные силы и внешние, как, например, при Крещении вода: Ин.3:5:23 ; при елеопомазании – масло: Иак.5:14 ; да и при жизни апостолов все чудеса совершались чрез внешние видимые посредства: Деян.2:2–3 ; Мк.8:23 ; Ин.9:6:7 ; Мк.5:27–29 . Рим.10:13 . «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Иоил.2:32 ). Объяснение. Не думай, что спасение зависит от одного словесного обращения к Господу: Мф.7:21 . Нужно, чтобы имя Господне обладало всеми нашими помыслами, желаниями и делами: Мф.19:17 ; Мк.8:34 . По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40 , и ослица провещать: Чис.22:28 , но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению: 1Кор.13:4–7 ; Гал.6:9–10 . 1Кор.1:28–29 . «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Объяснение. Бог избирает немощных и уничиженных и чрез них спасает мир не потому, чтобы Он отрицал мудрость истинную: Иак.3:13–17 ; а потому, чтобы таким образом доказать человеку, что спасение его зависит не от его сил, а от Христа, Который сделался нашей мудростью и спасением: Ин.15:5 ; Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Церковь Христианская начала возжигать светильники при Богослужении деннонощно, побуждаемая, без сомнения, не столько нуждой светения во время ночи ( Деян.20:8 ), сколько духовным знаменованием светильников. По указанию священных писателей и Отцев Церкви, светильники служат видимыми знаками Церкви, празднующей Господу, – живущему во свете и славе ( 1Тим.6:16 ; Ин.17:22 ), и Святым, – участникам присносущного Его света и славы, еще на земле бывшим светильниками миру ( Ин.8:12; 5:35 ); матери Церкви, веселящейся при благодатном возрождении и просвещении чад своих, вступающих в недра ее, и сопровождающей отшествие их, в надежде жизни вечной, во свете Божием. Посему светильники, возжигаемые нами при Богослужении, суть безмолвные свидетели нашего участия или в надежде Церкви на будущую блаженную жизнь умирающих о Господе, или в ее веселии о вступающих в завет с Богом и с ней, или, наконец, в ее высокой радости и светлом торжестве, совершаемом во славу Господа и в честь Святых. Чем более света при Богослужении; тем живее и очевиднее усердие и участие верующих в надежде и радости св. Церкви. Возможно ли веселие и торжество без света? Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою ( Ис.60:1 ), восклицает Богодухновенный Исаия, пророчески изображая духовное веселие и торжество Церкви Христианской. Выражая духовную свою радость и надежду. Церковь светом своих светильников внушает также, что она среди мраков мира есть единственный светильник спасения, которое не возможно без света Откровения, также, как не возможно шествие по прямой стезе, без видимого света. По словам Пророка Захарии, Церковь Божия есть светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его ( Зах.4:2 ). Седмь светильников, ты видел в деснице Моей, говорил св. Иоанну Богослову голосе Откровения, суть семь церквей ( Откр.1:20 ). Будучи светильником миру, Церковь указует нам путь истины, как прорек Исаия: И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию ( Ис.60:3 , сн. Лк.2:32 ), ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ( Ин.3:20–21 ); и путь вечной блаженной жизни; ибо юродивые девы, упоминаемые в Евангелии, которые говорили мудрым, потому что светильники наши гаснут, не вошли с женихом на брачный пир ( Мф.25:8,10 ). Светильничные и светильны

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Истинно хвалиться крестом Господа Иисуса Христа можно лишь тогда, когда «слово крестное», которое есть великая «сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ), глубоко напечатлеется в нашем сердце, проникнет все наше сознание, освятит нашу волю, приобщит нашу жизнь к священному подвигу крестоношения. «Как Христу подобало пострадать, дабы потом войти в славу ( Лк. 24:26 ), которую имел Он у Отца – говорит приснопамятный святитель Московский Филарет, – так христианину многими скробями надлежит войти в Царствие ( Деян. 14:22 ), которое завещал ему Христос ( Лк. 22:29 )... Как Крест Христов есть дверь Царствия для всех, так и крест христианина есть ключ Царствия для каждого сына Царствия. Вот, вкратце, сущность великого слова крестного». Митрополит Филарет. Слово в Великий пяток, сказанное в Александро-Невской лавре в 1813 году. – (Слова и речи, т. 1. 1803–1821. М. 1873, с. 32). " Кто хочет идти за Мною, – говорит Спаситель, – отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною« ( Мф. 16:24 ). Христианское крестоношение не представляет собой какого-то непонятного страдания ради самого страдания. Страдание несущего свой от Бога, от любящего Небесного Отца, ниспосланный жизненный крест христианина есть не простое бессловесное перенесение чуждых ему и противоестественных мучении. Нет, оно есть прежде всего радостное и жертвенное сострадание, сораспятие Христу, за нас умершему ( Гал. 2:19 ; 2Кор. 5:15 ), общение с Ним в жизни и в смерти. Оно есть многоплодная и самоотверженная деятельность, жизнь по заветам Христовым. »Тем прославится Отец Мой, – говорил Христос Спаситель в Своей прощальной беседе, – если вы принесете много плода и будете Моими учениками» ( Ин. 15:8 ). Учеником Хрисотвым может быть лишь тот, кто трудится не для себя только, но для всех, для своих ближних, для своего Отечества, для всей человеческой семьи. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ). И, конечно, верхом подвига христианского крестоношения является такая степень деятельной любви, при которой человек ради ближних своих не щадит и собственной жизни. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010