Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете ( Ин.1:7–8 ). Прослеживается связь также с последующим троекратным упоминанием о свидетельстве Иоанна: Иоанн свидетельствует о Нем… ( Ин.1:15 ); И вот свидетельство Иоанна… ( Ин.1:19 ); И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем… И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин.1:32, 34 ). Однако в беседе с Никодимом терминология свидетельства применена уже по отношению к Иисусу: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете ( Ин.3:11 ). Если рассматривать приведенные тексты в совокупности, то из них отчетливо вырисовывается богословское утверждение об истине, которая открывается людям посредством свидетельства. Сам автор четвертого Евангелия говорит о себе как о свидетеле того, что видел своими глазами ( Ин.19:35 ; 1Ин.1:3 ). Иоанн Креститель предстает как свидетель того, что узнал от Бога. Свидетельство Иисуса становится главной и последней инстанцией в цепи свидетельств: что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Слова: что Он видел и слышал – указывают на Бога Отца, от Которого Иисус слышал то, что возвещает людям. Как Иисус в беседе с Никодимом, так и Креститель в беседе со своими учениками говорит о Духе. Согласно свидетельству Иоанна, Бог подает Духа «не мерою» (ο… κ μτρου); это выражение, не встречающееся более нигде в греческой литературе, следует понимать как указание на обильное, неограниченное излияние Духа Святого на уверовавших в Иисуса. Последние, приняв Его свидетельство, тем самым «запечатлели», что Бог истинен (σφργισεν – буквально: «поставили печать»), потому что Приходящий от Бога говорит слова Божии. Утверждение Иоанна Крестителя о том, что Отец любит Сына и все дал в руку Его, состоит из двух половИн.Первая из них будет в несколько расширенном виде повторена Иисусом в беседе о воскресении, которая последует за исцелением расслабленного у Овчей купели: Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь ( Ин.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Спаситель, понимая, что предстоит пережить апостолам при Голгофе, стремится укрепить их веру предстоящим чудом и тем самым показать добровольность Своей смерти. Когда Иисус Христос с учениками пришли в Вифанию, Лазарь уже четыре дня лежал в гробовой пещере. Было не принято открывать гроб, разве что сразу после похорон. Вид разлагающегося тела всегда производит ужасающее впечатление. На погребение пришло много народа, ведь Иерусалим был рядом. Многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог ( Ин.11:19-22 ). Не раз об этом между собой в великой скорби говорили Марфа и Мария. И сейчас, перед лицом своего любимого Учителя, Марфа произносит свою просьбу. Она верит, что Иисус может воскресить ее брата, но ее же слова говорят и о том, что веры в Божество Иисуса Христа у нее нет: Чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог ( Ин.11:22 ). Утешая Марфу, Спаситель говорит о цели Своего прихода в Вифанию: Воскреснет брат твой ( Ин.11:23 ). До Марфы из-за скорбных мыслей не доходят Его слова: Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? ( Ин.11:24-26 ). Марфа за три года привыкла полностью доверять Иисусу Христу. Поэтому она без колебаний принимает откровение о Божестве своего Учителя, откровение, обращенное лично к ней: Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя ( Ин.11:27-28 ). Получив это известие, Мария сразу же поспешно встала и быстро пошла навстречу Иисусу Христу. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там ( Ин.11:30-31 ). Увидев Учителя, она со слезами пала к ногам Христа, и из ее уст вышли те же слова, которые недавно произнесла Марфа: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился ( Ин.11:32-35 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

По учению Священного Писания, Бог наполняет небо и землю (см. Иер.23:24 ); небо – Его престол, а земля – подножие Его ног (см. Мф.5:34–35 ); всё содержит Он «словом силы Своей» ( Евр.1:3 ); всё оживотворяет (см. 1Тим.6:13 ); по-отечески печется о Своих творениях, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ; ср.: Лк.6:35 ); от сотворения мира Он непрестанно действует в мире (см. Ин.5:17 ); «все Им стоит» ( Кол.1:17 ); в Его руке души всех существ и дух каждого человека (см. Иов.12:10 ); от Него зависит и бытие, и жизнь, и движение, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ); Он определяет место и время жизни творений (см. Деян.17:26 ; Пс.103:8–9, 118:90–91 ), подавая им всё необходимое для существования; всем дает Он «жизнь, и дыхание, и всё» ( Деян.17:25 ); без Его воли не падает и волос с головы (см. Мф.10:30 ); Он надзирает за землей и напояет ее; покрывает небо облаками, посылает дождь, производит траву, подает пищу скотам и птицам, одевает поля пшеницей; всё Он питает, всё содержит, на всё призирает; нет ничего, что без Него и вне Его, ибо от Него, и чрез Него, и в Нем – всё (см. Рим.11:36 ; 1Кор.12:6 ); Он сотворил небо, небеса небес и всё воинство их, землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них, – и всё это Он оживляет (см. Неем.9:6 ); Он Сам зрит всё сущее под небом, ведая всё, что на земле: всё, что Он сотворил (см. Иов.28:24 ; Притч.15:3 ; Пс.32:14 ; Евр.4:13 ). По Своей неизреченной промыслительной любви Бог заботится о нуждах всех творений: как самых больших, так и самых малых (см. Мф.6:25–34 ; Пс.90:116 ); Он питает и одевает небесных птиц, а тем паче людей (см. Мф.6:26 ); Он дает силу полевым лилиям, и они растут, одеваясь неизреченной красотой (см. Мф.6:28–29 ). Размышляя с молитвенным удивлением о всеобщем и многозаботливом Божием Промысле, премудрый Соломон так обращается к Богу: «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» ( Прем.11:25–26 ). «Вообще Божий Промысл так ясно раскрыт в Священном Писании, – говорит Климент Александрийский , – что не нужно того и доказывать, но, напротив, следует изобличать и наказывать мнящего, что Промысла нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13:35 ), – говорил Господь в последней, прощальной беседе ученикам Своим. И действительно, живое единение, взаимная любовь и общение всегда были самыми отличительными чертами христианской жизни в лучшие времена ее развития. О первых христианах Иерусалимской Церкви Дееписатель пишет: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4:32:34–35 ). Достойно подражания это совершеннейшее единение первых христиан – единение в духе и в самой внешней жизни среди тогдашнего общества иудейского и языческого, испорченного, развращенного и грубого, где каждый заботился о своих выгодах, и все старались теснить друг друга, и потому всем было друг от друга тесно. И после времен апостольских, в последующие века христианской истории, взаимная любовь и общение между христианами были настолько высоки, что ничего подобного в древнем языческом мире не было. Христианская Церковь скоро распространялась тогда по всем городам и странам, но в каждом городе Церковь имела сравнительно малое число последователей, окруженных со всех сторон огромным множеством неверовавших и враждебных христианству язычников. И тем не менее члены различных христианских Церквей, рассеянные по всему миру, по разным странам и племенам, постоянно преследуемые бесчисленными врагами и наветниками, были как бы членами одной семьи – братьями и сестрами, как они и называли друг друга с искренностью и в истинном значении этих слов. В дошедших до нас пастырских посланиях того времени, пересылавшихся часто лицами, никогда в глаза друг друга не видевшими, дышит дух такой близости, искренности, взаимного доверия, взаимного участия, точно это действительно переписывались друг с другом члены одной семьи, с детства росшие вместе и издавна привыкшие делить между собою мысли и чувства, радости и горе.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Лк.7:35 .  И оправдана премудрость всеми чадами ее. Рассказ о прибытии ко Христу учеников Иоанна Крестителя, который поручил им спросить Христа, Он ли обетованный Мессия, евангелист Лука излагает сходно с Матфеем ( Мф.11:2–19 ). «Возвестили Иоанну...» (стих 18). Евангелист Лука точнее обозначает, от кого Креститель услышал о чудесах Христа (ср. Мф.11:2 ). «А в это время...» (стих 21). Евангелист Лука отмечает это обстоятельство для того, чтобы сделать более понятными следующие слова Христа: «Скажите Иоанну, что вы видели...» (стих 22). Стихи 29–30 представляют раздел речи Господа, который имеется только у евангелиста Луки. Здесь Господь говорит о том, что выступление Крестителя имело не для всех его слушателей одинаковые последствия: простые люди, даже мытари, поверили Иоанну как пророку и прославили Бога за послание такого пророка, а фарисеи и законники не захотели признать в нем Богом посланного руководителя, который призывал их изменить свой образ жизни, и не крестились у него (ср. Мф.21:31–32 ). Стихи 31–35 представляют собой повторение Мф.11:16–19 . Только у евангелиста Луки это обличение Христа относится не к книжникам и фарисеям, а к присутствующим толпам народа (см. стихи 33–34: «говорите»). Лк.7:36 .  Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. Следующая далее история помазания Христа женой-грешницей представляет собой самостоятельный рассказ евангелиста Луки. Он имеет значение иллюстрации к словам 34-го стиха о Христе: «вот человек, который любит есть и пить, друг мытарям и грешникам». «Некто из фарисеев». Ниже названо и имя этого фарисея – Симон (стих 40). «Просил Его вкусить с ним пищи». По-видимому, Симон получил от Господа какое-то благодеяние и в благодарность за него пригласил Христа к себе на обед (ср. стихи 41–42, 47). Лк.7:37 .  И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром Точнее перевести так: «и вот женщина, которая в городе была грешницей, т.е. блудницей (ср. Ин.8:7 ), узнав...».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Никто ничего из имения своего не называл своим и не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.2:44–45, 4:32–35 ). Таким образом в первое время сравнительная малочисленность христиан в Иерусалиме дала возможность радикально осуществить единство жизни в общении имуществ. То, что в наши дни было так неудачно названо «первохристианским коммунизмом» было на деле не результатом какой-либо специфически христианской экономической или социальной теории, а проявлением любви, иными словами, не в общении имуществ как таковом, смысл рассказа Деяний, а в том свидетельстве о новой жизни, всецело преображающей старую, которое проявлялось в этом общении. И уже в посланиях Павла находим мы призыв «каждому уделять по расположению своего сердца», что указывает на сохранение в других общинах частной собственности. Но максимализм иерусалимской общины – этого братства «нищих», как назвал их Павел, навсегда останется в христианском сознании как неустранимый пример и завет; как идеал полного преображения жизни, действительного обновления всех человеческих отношений любовью. И почти в каждую эпоху, всё в новых и новых условиях, будет возрождаться в сердцах христиан, пусть иногда очень немногих, стремление воплотить этот идеал первохристианства, сделать Церковь подлинной основой «новой жизни». Раннюю Церковь часто изображали равнодушной к миру, постоянно пребывающей в напряженном ожидании конца. Но уже в самом этом идеале любви и новой жизни, воплощенной в церковном обществе, заключено и новое отношение к миру, потому что для христиан эта любовь есть не внутреннее дело Церкви, а сущность ее свидетельства в мире. «Посему узнают все, что вы мои ученики, если будете любовь иметь между собою» ( Ин.13:35 ). И в Новом Завете, если его внимательно читать, открывается целостное учение о мире и о том, как должны относиться к нему и жить в нем христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

«Имущественная» тема присутствует и в Деян. Говоря о Церкви как о собрании учеников, у которого «было одно сердце и одна душа», дееписатель отмечает: 32 И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... 34 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного 35 и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 32. 34-35). Там же приводятся конкретные примеры как положительного характера (Иосия, прозванный Варнавой, который продал все и положил деньги к ногам апостолов; 4, 36-37), так и отрицательного (Анания с женой Сапфирой, утаившие часть своих денег; 5, 1-11). Святой Дух в Лк. и Деян. В Писаниях Луки много внимания уделяется действию Святого Духа в Церкви. Действие Святого Духа — вот то главное, что определяет Церковь не просто как общество людей, хранящих единство Предания и веры и живущих по каким-то определенным правилам, а как собрание, где продолжает присутствовать Живой Господь, воскресший Иисус. Особенно это видно в Деян., где «очень много» Святого Духа и Его действие описано с таким восторгом и так зримо, что возникает ощущение непрекращающейся Пятидесятницы, как в Церкви на самом деле и происходит. Такое повышенное внимание Святому Духу — оборотная сторона замысла св. Луки. Разделив в линейности время Иисуса и время Церкви (см. выше), он пишет о присутствии Бога в Церкви в Святом Духе при видимом, телесном отсутствии в ней Иисуса. Святой Дух в Лк. Присутствие и действие Святого Духа («другого Утешителя», как Он именуется в Ин. 14, 16) подчеркивается не только в Деян., где это бесспорно важнее и актуальнее (ведь Иисус уже не присутствует зримо, телесно), но и в Лк. Само слово «Дух» (to pneu=ma) в Лк. употреблено 14 раз (в Мф. — 10; в Мк. — 6). Из них обратим внимание на такие случаи: В начале Евангелия все поочередно, исполнившись Духа Святого, пророчествуют: Елисавета (1, 41), Захария (1, 67), Симеон (2, 25-26). Гавриил — вестник Святого Духа. Жизнь Иисуса Христа зачинается как наитие Святого Духа:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В Нагорной проповеди Христос учит не заботиться о том, что есть и пить. Бог Сам знает, в чем мы нуждаемся, и даст все, что нужно. Но есть одно условие — «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:25–33). На первом месте не физическая жизнь, на первом месте душа. Да, хлеб нам необходим для поддержания физических сил. Не зря Христос заботится о том, чтобы накормить тысячи людей, которым Он проповедовал. Но человек — не только телесное существо, но и духовное, ему нужна пища и для души. Здесь появляется второе значение слова «хлеб». Господь во время искушения в пустыне процитировал книгу Второзакония: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4:4). Слово Божие — это тот Хлеб Жизни, который необходим нам каждый день. И этот Хлеб — Сам Христос, истинный хлеб, сшедший с небес (Ин 6:32–35, 41). Получить этот хлеб можно и читая Священное Писание, и соединяясь со Христом через принятие Его Тела и Крови в таинстве Евхаристии.   …и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим) Долги перед Богом — это грехи. Сам Господь сравнивает прощение грехов с прощением долга (Мф 18:23–35). Евангелисты, у которых приводится молитва Господня, употребляют оба слова: Матфей — использует слово «долги», Лука — «грехи». Долг человека — жить по заповедям, по воле Божьей. Народ Божий договорился об этом, когда заключил завет на Синае. И тогда Бог будет с ним. Бог исполняет обещание быть Богом для Своего народа, а человек не может исполнить заповеди в полноте. Единственный, кто это может, — Господь Иисус Христос. Поэтому человек может только просить Бога простить его и благодарить за все милости и дары, которые получает. Мы приходим к Богу и, принимая в Крещении Духа Святого, получаем очищение от грехов. Но мы продолжаем совершать грехи, и, чтобы быть с Богом, мы просим Его о прощении. Что такое прощение? Если человек со временем забыл о нанесенной ему обиде, это совсем не значит, что он простил. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что прощение начинается тогда, когда еще свежа в памяти обида, еще чувствуется боль, но я этого человека принимаю таким, какой он есть, сколько бы боли он ни причинил, как Христос принимает меня. Часто это бывает очень трудно. И важно иметь хотя бы намерение, желание простить. Это уже начало прощения.

http://blog.predanie.ru/article/obshhaya...

Посмотрим, какое таинство заключается в этом. Прежний народ обрезания представлен Рувимом ( Быт.29:32 ), который был первенцем; но и Гадом ( Быт.30:10 ), который также первенец от Зелфы; и Манассией, который есть также первенец и ничем им не уступает ( Быт.41:51 ). Однако, говоря «первенец», я имею в виду первенство по времени. Таким образом, это сказано отнюдь не для того, чтобы могло показаться, будто существует некое разделение и разграничение между нами и теми, кто был праведным до пришествия Христа, но чтобы показать, что они – наши братья, хотя и жили до Христова пришествия. И хотя до прихода Спасителя у них и был жертвенник, они понимали и осознавали, что это – не подлинный жертвенник, а лишь его отражение, образ грядущего подлинного жертвенника. Знали они, что настоящие жертвы, такие, которые стирают грехи, приносят не на этом жертвеннике первенцев, а на том, где пребывает Иисус, где сожигаются истинные небесные жертвы. И есть «один Пастырь и одно стадо» ( Ин.10:16 ), то, которое составляют ветхозаветные праведники и нынешние христиане. И чтобы подтвердить свои слова, я хочу привести пришедшую мне на ум историю, и да сподобит нас Господь ее духовного истолкования. Случилось некогда так, что люди в пустыне стали умирать. Пришел первосвященник Аарон и «стал он между мертвыми и живыми» ( Чис.16:48 ), чтобы остановить в других губительное действие смерти. И ныне приходит истинный Первосвященник Господь мой и встает между живыми и мертвыми, то есть теми иудеями, которые приняли Его присутствие, и теми, кто не только не принял Его, но убили скорее сами себя, чем Его, сказав: «Кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф.27:25 ). Вот почему «вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, которого убили между храмом и жертвенником, придет на род сей» ( Мф.23:35–36 ), сказавший: «Кровь Его на нас и на детях наших». Это и есть мертвая часть народа, ибо не соблюдают они, как должно, ни постные, ни праздничные дни, «их праздники обратились в скорбь, а все увеселения – в плач» ( Тов.2:6 ); и даже если бы они захотели, то не смогли бы отмечать праздники в месте, избранном Господом Богом. Однако мы не сказали им: «Вы не будете иметь части ни в нашем жертвеннике, ни в наследии Господнем», но сами они по своей воле отвергли истинный жертвенник и небесного Первосвященника и дошли до такого несчастия, что утратили образ и не приняли истину, и потому сказано им: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Лк.13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

24–30. У кого один с кем дух, мысли и чувствования, тот, при одних и тех же обстоятельствах ( Деян.4:23 ) говорит одно и то же, и одинаковыми почти словами (Сличи четырех Евангелистов). В Святых Божиих говорит Дух Отца небесного ( Мф.10:20 ), дающего молитву молящемуся ( 1Цар.2:9 ; Рим.8:26 ). 26–27. Имя – Христос означает помазанника, и Христос был помазан Духом Святым ( Лк.4:18 ), телесно ( Кол.2:9 ), и без меры ( Кол.2:9 ). 29. Угрозы – смелость, но смелость не угрозы, а мужество против угроз ( Лк.12:4 ); первое внушает нам плотской разум ( Деян.4:17 ), а второе Сам Бог ( Деян.4:19 ). 30. Иисус Христос есть рука Божия ( Ин.1:3 ), премудрая и сильная, единосущная и нераздельная. Когда Господь простирает руку Свою на исцеление, и на соделание знамений и чудес, то простирает оную по вере (именем) и во славу (именем) Святаго Сына Своего Иисуса. 30–31. Святые Божии человеки на исцеление именем И. Христа и на соделание знамений и чудес исполняются Духа Святаго. 32. Где одно сердце и одна душа, там никто ничего из имения своего не называет своим (не жалеет), там у всех все общее. У верующих только одно сердце, и одна душа ( Иак.1:7, 8 ). 30, 33. Чудеса исцелений и знамения Божией силы в человеках означают великую благодать Божию. 34–35. Если хочешь быть совершенен, немедленно продай имение твое и раздай нищим сам, или через Священнослужителей; и получишь сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Благотворительные общества составляются для того, чтобы никто ни в чем не нуждался, и чтобы не было бедных. 35, 37. В первые времена Христианства главой благотворительного общества были Апостолы. Благотворения наши освящаются руками Святых угодников Божиих и пастырей Церкви. Гл. 5. Ст. 2. Кто подает милостыню для Бога, и жалеет; тот сам себе завидует (Сл. Сир.14:67 ). 2–4. Благотворения наши должны быть не с принуждением, не с огорчением, но с радостью: ибо Бог любит дающего доброхотно ( 2Кор.9:7 ). Если подаешь милостыню, то не завидуй сам себе, и не обманывай всевидящего Бога, которому даешь взаймы, в лице брата или ближнего твоего ( Мф.25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010