Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько Скачать epub pdf Глава 5. Вожделевательная сила души (воля) § 1. Особенности православного понимания воли И философы, и богословы часто оказываются единодушными в том, что важнейшим качеством человека называют его свободу. Христианская антропология исходит из положения, что Творец создал человека по природе свободным, что дар свободы или произвольная активность – свойство природы, сущности человека. Изменяя себя, проявляя самовластие, каждый человек «творит» свою жизнь, каждый «приговорен» к жизнетворчеству. Как и всякая сущность, сущность человека проявляет себя своими энергиями, действиями. Об устроении человека св. Григорий Нисский писал так: «Наилучший Мастер сотворил нашу природу как бы сосудом, нужным для царственной деятельности (энергии), устроив, чтобы по душевным преимуществами даже по телесному виду она была такая, как требуется для царствования. Ибо душа обнаруживает собой царственность совсем далекую от тупой приниженности, потому что, не имея владыки над собой и, будучи самовластной, она самодержавно располагает своими хотениями. А у кого это может быть, кроме царя?»/ Григорий Нисский . 1995, с. 39/. Вопрос о свободе воли фактически сводится к вопросу свободы человека, ибо, как говорил Л. Карсавин: «Я» человека – это субстанция, сознающая свое бытие/Карсавин. 1992, с. 108/. Создавая человека свободным, Бог пошел на некий риск, но иначе было невозможно: тогда человек стал бы запрограммированным роботом, и мир был бы иным, где не было бы морали, ответственности, любви и всего того, что выделяет человека из мира животных. Таким образом, самый главный дар человеку от Бога – это свобода воли. По мнению многих св. отцов, именно в этом состоит Образ Божий, а этот «царственный» дар делает человека господином как своего внутреннего мира, так и внешних обстоятельств своей жизни. Сущность Абсолютной Свободы заключается в отсутствии всякого ограничения и необходимости. По определению богословов, свободно то, что есть причина для самого себя. Такой Абсолютной Свободой обладает только Сущий, Бог. Человек, как тварное существо (не сущий, в смысле, не являющийся причиной самого себя) имеет ограничения своей человеческой свободы. Тело человека подчинено, детерминировано законами материальной природы, душа – социальными законами общественной жизни, и только дух человеческий, данный Богом, «дышит, где хочет» ( Ин. 3;8 ). Свобода духа человеческого проявляется в том числе и в его господстве над своим телом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

ЛЮБОВЬ I. ЛЮБОВЬ БОЖИЯ К ЧЕЛОВЕКУ Бог есть едина любовь (5:17, см. ПОКАЯНИЕ , 709) Любовь Божия – источник благодати (3:39, см. БЛАГОДАТЬ , 34). Любовь Божия к роду человеческому Солнце всю поднебесную согревает, и как бы оживляет: тако БОГ, Солнце вечное, теплотою любве Своея все создание, и наипаче род ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ согревает и оживляет. «О Нем бо живем и движемся и есмы» ( Деян. 17,28 ). А наипаче всю теплоту любве Своея излиял на нас в послании единородного Сына Своего к нам, – к НАМ, отступившим от Него, и погибшим (4:10). Видишь или в жене-матери – к своим детям, или в птице к своим птенцам, или в скоте и звере к своим детищам горячую любовь. От сего случая возведи ум твой к любви Божией, которую к разумному Своему созданию человеку по образу Своему созданному имеет. Ежели в созданиях Своих, напр. матерях к своим исчадиям, толикую насадил любовь: коль несравненно большую Сам Он имеет любовь к ЧЕЛОВЕКУ, котораго по образу Своему и по подобию сотворил. От сего источника проистекает, что Он толико благодеяний человеку показует, которых не токмо исчислить, но и умом понять невозможно. Любовь Его несказанная делает, что Он так жаждет спасения нашего, так много терпит согрешающим нам, с толиким желанием ожидает на покаяние нас, с таким благоприятием и радостью кающихся приемлет, с толиким неблаговолением некающихся наказует. «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 16 ). Откуду Сам чрез пророка глаголет: «егда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь» ( Ис. 49, 15 ). Сия отеческая Небеснаго Отца любовь праведника увеселяет, грешника утешает и увещавает не отчаятися милости Его, но паче поощряет прибегать к Нему с покаянием и не сумнительно милости Его ожидать (2:21). В ЛЮБВИ и благодеяниях Божиих заключаемся вси. На что ни посмотришь, к чему не обратишь ум твой: все тое показует любовь Божию к нам и БЛАГОДЕЯНИЯ. Самая ГЕЕННА, объявленная нам от Него, благодетельствует нам: убо устрашает нас, да каемся и плачем пред Господем, сотворшем нас, да помилует нас и избавит нас от нея. Самого ДИАВОЛА попущает Создатель наш в пользу нашу, и столько попущает, сколько пользует нам, и столько сей враг искушает нас, сколько полезно нам. Как пользует? Возбуждает нас от ЛЕНОСТИ, побуждает к МОЛИТВЕ, да, чувствуя присутствие сего врага, прибегаем к Богу и от Него помощи и защищения просим (4:36).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Начало виноградарства и виноделия, опьянение и нагота патриарха (комментарий Быт. 9:18–21 ) В книге Бытие есть весьма интересный фрагмент – 9:18–27, в котором описывается опьянение Ноя, действия его сыновей и последующие проклятие и благословения, которые Ной изрек своим детям, предопределив судьбу происшедших от них народов. Этот эпизод вызывает немало недоуменных вопросов, причем до сих пор нет ни одного подробного православного толкования на русском языке, в котором были бы подвергнуты детальному анализу все вопросы. Вниманию читателя предлагается цикл из трех статей, в которых рассматривается указанный фрагмент. В настоящей статье анализируются вводные замечания 9:18–19, а также начальный отрывок 9:20–21, где говорится о насаждении Ноем виноградника, изготовлении вина и о последующем опьянении и обнажении праведника в своем шатре. Пристальное внимание уделяется анализу спорных вопросов: был ли Ной первым виноградарем и виноделом и в какой степени можно говорить о виновности самого Ноя в том, что с ним произошло. Особенностью нашего комментария является широкое использование святоотеческих и традиционных иудейских толкований. Книга Бытие – одна из важнейших книг Священного Писания ; среди же книг Священного Писания Ветхого Завета эта книга может считаться если не самой важной, то, по крайней мере, входящей в тройку книг, важнейших для христиан (по своему значению с ней могут «конкурировать» только Псалтирь и Книга пророка Исаии). Действительно, объективными показателями значимости Бытия для христиан являются три фактора: 1) эта книга читается за богослужением седмичных дней Великого поста; 2) по количеству посвященных этой книге святоотеческих комментариев она уступает только Псалтири; 3) именно в этой книге содержится наибольшее количество догматических истин (разделы догматического богословия «Бог как творец мира», «Православное учение о человеке», «Грехопадение и его последствия» 1 основаны почти исключительно на книге Бытия). Также для православного христианина особый интерес представляют мессианские пророчества Ветхого Завета, которые не только являют тесную связь между двумя частями Священного Писания – Ветхим и Новым Заветом, но и наглядно иллюстрируют слова Спасителя: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

О признаках сверхъестественного Откровения § 53. Общее значение и деление признаков Откровения По-видимому, вопрос о признаках сверхъесте­ственного Откровения или иначе о достоверности его совершенно излишен. Откровение, как явление сверхъестественное, должно заключать в себе непо­средственную очевидность и достоверность для ка­ждого. Но кроме того практического соображения, что вместе с истинным Откровением всегда суще­ствует ряд ложных, выдающих себя однако за истину, необходимость исследования достоверности Откровения основывается как на духе самого Откро­вения, так и на характере человеческой природы. – В глубине человеческой природы коренятся две наклонности – стремление к знанию и потребность в вере. Та и другая наклонности одинаково законны и имеют одинаковое право на свое удовлетворение. Наш дух жаждет Божественного Откровения, но и разум требует своей доли участия в восприятии его и именно сознательной уверенности в действи­тельной Божественности Откровения. И само Откро­вение побуждает к исследованию его. «Испытайте писания» ( Ин. 5:39 ), говорил Иисус Христос иудеям. «Сим испытанием, поясняет преосвящен­ный Феофан, воздается честь вере и удерживается истинное достоинство человека, лица разумного, со­вестного». И Апостолы, провозвестники Откровения, требуют веры в него не слепой, безотчетной, а разумной, которая ясно сознает основания, по кото­рым верует, и в состоянии дать отчет о своем уповании и опровергнуть возражения противников ( 1Пет. 3:15 ; Кол. 4:5 : Еф. 5:11 ). Поэтому Откровение должно явиться с такими характеристи­ческими особенностями, которые убеждали бы мысля­щего человека в его достоверности. Эти особенности называются признаками Откровения. Общее деление признаков истинного Откровения предполагает собою признаки внешние – нравствен­ный характер провозвестников Откровения, чу­деса, пророчества – и признаки внутренние, вытекаю­щие из содержания самого Откровения. Сюда относят­ся: безусловная истина и высота откровенного учения, полное удовлетворение чрез него религиозно-нрав­ственных потребностей человечества, беспримерно благотворное влияние его на всю вообще духовную жизнь человека, а также присутствие новых истин и тайн в Откровении. На эти признаки истинного Откровения находятся указания в творениях самых древних христианских писателей. Особенно подроб­ное раскрытие внутренних признаков Божествен­ности христианского Откровения, заимствованных из его внутренней сущности, из его духа, силы, нахо­дится в творениях блаж. Августина. Его свидетель­ство тем ценнее, что христианство не было для него верою отцов, воспринятою им по традиции и воспи­танию. Августин был первоначально язычником, которого покорила внутренняя сила и мощь христиан­ского Откровения. И многие из новейших фило­софов, даже неверующих во Христа, отдают хри­стианству в этом отношении дань справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/k...

Объяснение книги св. Пророка Исайи. Том I Предисловие Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а оне свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ), говорит Спаситель. Это особенно надобно отнести к книге Пророка Исаии, в которой больше, нежели в какой-нибудь из Ветхозаветных книг, свидетельств или пророчеств о Мессии, Иисусе Христе, которые отличаются особенною ясностью, подробностью описания разных обстоятельств жизни, страданий, смерти и прославления по воскресении Спасителя. Очень много в ней также и назидательных уроков для нравственной жизни. Чтение пророчеств, относящихся к Иисусу Христу и Его Церкви, может утверждать нашу веру в Божественность Лица Иисуса Христа; нравственные уроки, высокие обетования и страшные угрозы могут возбуждать нас к удалению от грехов, за которые часто постигают нас разные бедствия, как часто говорится об этом в книге Пророка Исаии, – и к соблюдению закона Божия. Раскрытие в этой книге путей промысла Божия в устроении счастливой и несчастной судьбы целых царств, народов, указание причин разных переворотов, часто бедственных, в царствах, может служить нам ключом к правильному уразумению причин и следствий отчасти и современных нам событий в царствах и обществах, даже и в частной нашей жизни, и отсюда мы можем получить полезные уроки для своего поведения. Желание облегчить разумение и доставить пользу любителям чтения Слова Божия и было побуждением, при пособии лучших толковников, составить краткое объяснение, удовлетворяющее хотя отчасти желанию понимать смысл Слова Божия и поучаться. Так как объяснение это написано только для назидания верующих, а не для состязания с неверующими: то разные чтения текста, мнения, объяснения разных толковников, возражения, опровержения с приличными доказательствами не помещены здесь для краткости издания. При сличении перевода Славянского с Русским читатели найдут довольно разностей. Касательно этого надобно сказать, что разности, происшедшие от разных причин, находятся только в таких местах, которые не заключают догматов, пророчеств, или начал нравственных, и которые, как ни читать, для веры и нравственности все равно. А в местах пророческих, особенно относящихся к Мессии, Иисусу Христу, везде существует согласие в смысле текста Еврейского и Славянского. Это достойно замечания; нельзя не приписать этого особенному охранению Промысла Божия, бдевшего ( Иер.1:11–12 ) над неизменностью тех мест Св. Писания, которые имеют для нас особенную важность в деле веры и спасения. Сведение о пророке Исаии и его книге

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Особенная трудность понимания пророчеств заключается в том, что рядом с видением далекого священного будущего, пророки обнимают духовным взором и прошедшее и современное им настоящее жизни народа и произносят пророчество, в котором далекое будущее связуется с прошедшим, как последствие связуется с причиной. Стихи 3 и 4 несомненно, по мнению важнейших авторитетов, предсказывают глумление, хулы и жестокосердые насмешки, которым, подвергался Спаситель и во время Своего хождения по земле и во время страшных страданий своих на кресте; а стих 5-й и следующие до 11-го как бы указывают на те причины, которые довели народы до низкого уровня нравственности и до полного отсутствия веры. Рассматривая каждый стих отдельно, мы заметим, что стих 3-й находит свое исполнение в словах Господа о неверующих Иудеях: „род лукавый и прелюбодейный“ ( Мф. 12:39, 16:4 ). Очень замечательно в 3 стихе выражение: „семя прелюбодея и блудницы“. Что блудница есть Иерусалим и народ Израильский, то подтверждается многими текстами ветхого завета 1714 ; но кого разумеет пророк под именем прелюбодея? В пророчествах, приведенных нами в последнем примечании и в других, неоднократно говорится Израилю, символизированному под именем неверной жены „ты: блудодействовала со многими мужами“. Все окружающие Палестину народы имели развращающее влияние на народ Израильский, и Моавитяне, и Мадианитяне, и Аммонитяне, и Египтяне, и Идумеяне, и Финикияне, и Хеттеи, и Ассур, и Вавилон (см. гл. X и XIV Исаии). Последние два народа были и развратителями и орудиями наказания народа, и они более всего, как мы говорили выше, были представителями лжи и злой силы, борющейся против правды Божией. Они и представляются в указанных нами главах Исаии типом сатаны. Поэтому, по прекрасному замечанию Шмидера, под именем прелюбодея надо разуметь сатану, как под именем блудницы народ; семя их и есть тот народ, который пошел в плен Вавилонский и который, хотя возвращен частию в Палестину, но до конца своего существования, как народ, удержал ту печать осквернения сердца, которую он получил в наследие от предков своих и более всего от сатаны, отца лжи ( Ин. 8:44 ) которая и отразилась на всей жизни Израиля, как ясно видно и из первой главы Исаии и из Евангельских повествований. Идолопоклонство заменилось лицемерием и обрядностью без духовного значения (Ср. I гл. Исаии).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Разделы портала «Азбука веры» Апологетика (от греч. πολογα – защита, заступничество, оправдание; речь, произнесенная или написанная, в защиту кого-либо) или Основное богословие – направление богословия, ориентированное на: 1) отстаивание достоинства христианского вероучения, как единственно истинного, перед отрицающими это достоинство; 2) раскрытие и защиту христианского вероучения при помощи средств, принимаемых иноверцами и неверующими. В общей апологетике можно выделить три самостоятельных направления, условно обозначаемых, как богословская, историко-философская и естественно-научная апологетика. В древности греческим словом «πολογα» (апология) называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. С распространением христианства  стала актуальной задача глубокого обоснования христианской веры перед лицом  языческого  мира, а также ее защита от нападок и извращений. Эту задачу взяли на себя те христиане, которые были прекрасно знакомы с философией и риторическим искусством языческого мира. Во 2–4 вв. н. э. ими была осуществлена грандиозная работа по раскрытию основ христианской веры перед образованными и влиятельными слоями греко-римского общества. К ним относят имена Аристона, Кодрата, Мелитона, св. Аристида, св. Иустина Философа , Татиана, Афинагора,  Минуция Феликса , Мельтиада,  Климента Александрийского ,  Лактанция , Орозия, св. Августина и  Тертуллиана . В том, что в 313 году, при  Константине Великом , Римское государство, наконец-то, признало законность христианства (см.: Миланский эдикт), можно увидеть и заслугу христианских апологетов. Встречаются ли в Священном Писании примеры подтверждения истинности и защиты подлинной веры? Во времена Ветхого и Нового Заветов истинность подлинной веры нередко подтверждалась чудесами и пророчествами, а также и доводами рационального характера. Чудеса, например, совершались по слову Моисея, чем подтверждалось, что он действует не по собственному произволу, а по воле Единого и Истинного Бога ( Исх.4:1-9 ). Другой пример: случай с чудесным воспламенением жертвы, совершенным по молитве пророка Илии, благодаря чему была подтверждена истинность проповедуемой этим пророком веры. Напомним, что в состав молитвы Илии, входили такие слова: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]» ( 3Цар.18:37 ). Реакция народа, ставшего очевидцем этого чуда, проявилась незамедлительно: «Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» ( 3Цар.18:39 ). Господь Иисус Христос, подтверждая Свое мессианское достоинство, также указывал на чудеса: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин.5:36 ).

http://azbyka.ru/apologetika

Разделы портала «Азбука веры» И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда.  ( Дан.12:3 ) Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. ( Ин.5:39 ) Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.  ( Рим.16:17-18 ) Прогулка протестанта по православному храму Напоенный весенним солнцем, день клонился к вечеру. Шло великопостное воскресенье. Московские улицы и переулки, отдыхающие от бесконечного шума машин, играли хрустальными ручейками талого снега. С окружавших их домов и еще нагих деревьев летела, радужная в косых лучах, капель, звенящая как миллионы стеклянных бубенцов на саккосе вечного Первосвященника. Я гулял по уютным переулкам Швивой горки и Гончарной слободы, любуясь ослепительно-лазурными небесами. На душе стояла звонкая тишина, приходящая на изломе Четыредесятницы. Недалеко от театра на Таганке вдруг ко мне обратился молодой человек с вопросом: — Читали ли Вы Библию? Несмотря на то, что мне положено везде ходить в священной одежде, таких вопросов избежать не удается. Я ответил: — Случалось. А раз и Вы, видимо, знакомы с этой замечательной православной Книгой, разрешите узнать — что особенно в Ней так запало Вам в душу, что Вы тотчас бросились на стогны нашего града проповедать новое учение? Юноша несколько смутился внезапным вопросом, но мгновение спустя, открыв свою Библию, ответил стереотипной фразой: — Я раньше был плохим человеком, но меня мучила совесть, и я боялся погибнуть. Но мне попались замечательные друзья, которые объяснили, что бояться нечего. Приими Иисуса как личного Спасителя, и ты оправдан. Вот и Павел так пишет. “Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру во всех и на всех верующих, ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе” ( Рим.3:21-24 ).

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Разделы портала «Азбука веры» Любовь Божья в отношении Самого Бога Бог есть любовь ( 1Ин.4:8 ). В отношении Самого Бога Божественная любовь проявляется в том, что Каждая Ипостась любит Себя сверхсовершенной любовью и все Они пребывают во взаимной сверхсовершенной Любви. Поэтому выражение “Бог есть любовь” следует понимать в первую очередь в том смысле, что любовь есть образ Божественного бытия. То, что Бог любящий — уже следствие этой Триединой Божественной любви. Любовь Бога к Себе не следует сравнивать с греховным эгоистическим чувством самолюбия, себялюбия, свойственного многим людям. Бог и человека располагает к любви к самому себе, но к любви не эгоистической, а возвышенной: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ), «любящий свою жену любит самого себя» ( Еф.5:28 ). Любовь Божья по отношению к миру Любовь Божья простирается на мир. Бог любит Свое творение неизмеримо больше, чем любят свои самые любимые творения самые любвеобильные люди. « …Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного » ( Ин.3:16 ). Бог создал мир по благости, чтобы Его творение смогло разделить с Ним радость бытия. Связь творения с Творцом составляет самую глубинную основу существования мира. Святые отцы сравнивали божественную Любовь с доверху наполненной чашей. Божественная Любовь не помещается в этой чаше, начинает переливаться через край. И эта чаша — неисчерпаема. Избыток божественной Любви – причина сотворения нашего мира. Любовь Божья в отношении человека Трудно найти человека, который бы не хотел, чтобы его любили. Потребность в том, чтобы быть любимым, нормальна для людей. В сознании множества людей не укладывается, почему, если Бог — Человеколюбец, Он наказывает людей, угрожает вечными муками, хотя мог бы их просто взять и простить. Для того, чтобы это понять, важно знать, что в отличие от любви человеческой Божественную всесовершенную любовь нельзя осмысливать как любовь слепую, такую, которая покрывала бы любую безответственность человека (проявляемую в мыслях, желаниях, словах и действиях).

http://azbyka.ru/lyubov-bozhestvennaya

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ветхий Завет (греч. παλαι διαθκη, лат. Vetus Testamentum) — 1) наименование первой части Священного Писания, объединяющей в себе книги, составленные в дохристианские времена; 2) название, обозначающее союз, или завет, между Богом и израильским народом (заключенном при Моисее); 3) наименование, прилагаемое к разным союзам-заветам, заключенным Богом с людьми в дохристианскую эру (например, с Ноем ( Быт.6:18 ), с Авраамом ( Быт.15:18 ), с Исааком ( Быт.17:21 )). Для чего современному христианину читать Ветхий Завет? По мысли святых отцов, в частности, блаженного Аврелия Августина , «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий Завет в Новом раскрывается». Ветхий Завет – это не сборник древних мифов, сказаний и легенд, как некоторые полагают. Читая Ветхий Завет через призму Нового, человек, в какую бы эпоху он ни жил, может увидеть, что Ветхий Завет готовил человечество к принятию Сына Божия, что это было его главной задачей. Беседуя с законоучителями, Иисус Христос говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). То есть Ветхий Завет говорит нам об Иисусе Христе, и именно потому нам, христианам, стоит читать его даже спустя тысячелетия со времени его написания. Ветхий Завет ведет нас ко Христу и позволяет лучше понять Новый. Кроме того, Ветхий Завет является частью Священного Писания (причем по объему своему он значительно превосходит Новый Завет), значит, он был написан по Божьему вдохновению, через Святого Духа, действовавшего в избранных мужах. Всё Священное Писание – будь то Ветхий Завет или Новый – есть духовная пища, благодатно воздействующая на нашу душу, насыщающая её Словом Божьим. Поэтому читать Ветхий Завет и полезно, и назидательно. Почему многие требования Ветхого Завета кажутся столь жестокими? Оценивая некоторые ветхозаветные  (узаконенные) нормы поведения, а также некоторые действия людей дохристианской эры, совершенные по особому требованию Бога, многие современники расценивают их как неоправданно жестокие. Нередко это вызывает упреки в адрес христиан со стороны инославных или атеистов, мол, смотрите, в какого жестокого «бога» вы верите. В действительности Бог не является инициатором неоправданной, чрезмерной жестокости. Он – Человеколюбец. Выставляя подобного рода оценки Ветхому Завету, его обличители, как правило, не учитывают в должной мере тот исторический контекст, в рамках которого происходили события, и нравственное состояние людей дохристианской эпохи. Заметим, что если в те времена кровавые сцены многими воспринимались как норма, а ныне их описание шокирует читателей Библии, то это может рассматриваться как свидетельство истинности христианского учения, действенности христианства, под влиянием которого нравственное сознание масс изменилось в лучшую сторону. Как правильно читать Ветхий Завет?

http://azbyka.ru/vetxij-zavet

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010