Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований. Г. б. иногда воспринимается как методическая основа экзегезы. Греч. слово ρμηνευτικ происходит от глагола ρμηνεω - излагать, толковать, переводить. Его этимология точно не установлена; термин традиционно связывается с именем языческого бога Гермеса , считавшегося вестником богов-олимпийцев. У греч. авторов глагол ρμηνεω и его производные относятся как к самой речи («говорить ясно»: Sophocl. Oedip. Colon. 398; Plat. Resp. 5. 453c), так и к ее объяснению, истолкованию ( Plat. Theaet. 209a); в качестве технических терминов они означают способность к речи, к выражению мыслей в словах ( Xen. Mem. 4. 3. 12; у Платона - словесное изложение законов ( Plat. Leg. 12. 966b), толкование воли богов [поэтами] ( Plat. Ion. 534b,e)), а также связываются с переводческой деятельностью ( Polyb. Hist. III 22. 3; VI 26. 6; Diodor. Sic. Bibliotheca. I 11. 2; Ios. Flav. Antiq. XII 2. 4) и толкованием снов (Ibid . II 5. 3). Соч. Аристотеля «Об истолковании» (Περ ρμενεας) посвящено преимущественно логике высказываний. Язык НЗ в целом сохраняет семантику данного глагола и его производных (на рус. язык они часто переводятся словами «значит», «то есть» - см., напр.: Мф 1. 23; Мк 5. 41; Ин 9. 7; Деян 9. 36; Евр 7. 2). У ап. Павла эти понятия относятся к истолкованию языков (1 Кор 12. 10, 30; 14. 5, 13, 26-28). Св. Папий Иерапольский называет евангелиста Марка ρμηνευτς (переводчиком, толкователем) ап. Петра ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 15). В святоотеческой традиции глагол и его производные начинают чаще употребляться в значении «толковать» или «комментировать» Свящ. Писание ( Iust. Martyr. Dial. 124. 4; Iren. Adv. haer. I 1. 5; Melito. Pasch. 41; Euseb. Hist. eccl. V 27. 1; Theodoret. Hist. eccl. II 3. 8), что, видимо, связано с Лк 24. 27. У св. Игнатия Богоносца глагол «толковать» понимается в смысле «проповедовать» ( Ign. Ep. ad Philad. 6. 1). Принципы и методы толкования Свящ. Писания

http://pravenc.ru/text/164827.html

Беседа XXIV «Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды» ( Быт.6:10–11 ). 1. Немалую пользу принесло вчера нам родословие праведного Ноя. Мы узнали чудный способ родословия и увидели, что праведник прославляется не за знатность предков, но за доброту собственных своих нравов. За нее-то он и получил столь высокое свидетельство от Божественного Писания: «Ное, – говорит оно, – человек праведен, совершен сый в роде своем Богу угоди Ное» ( Быт.6:9 ). На эти краткие слова мы вчера употребили все поучение. Таково свойство Божественных словес, что они в немногих речениях являют великое богатство мыслей и даруют несказанное сокровище тем, кто хочет тщательно их исследовать. Поэтому, прошу, не будем поверхностно пробегать ничего, содержащегося в Божественном Писании, но будет ли то перечисление имен или рассказ о происшествии, станем доискиваться заключенного в них сокровища. Потому-то и Христос сказал: «Испытайте Писаний» ( Ин.5:39 ), так как не везде можно тотчас найти смысл написанного, но требуется от нас и глубокое исследование, чтобы не укрылось от нас ничто лежащее во глубине. Ведь, если уже одно название породы 174 , т.е. имя: «человек», доставило вчера нам столь полезный предмет (для собеседования), то какую получим мы пользу, если будем внимательно и бодрым умом рассматривать все, что ни говорится в Писании? Владыка у нас человеколюбивый: как видит, что мы стараемся и весьма усердствуем об уразумении Божественных словес, то не попускает нам нуждаться в чем-либо, но тотчас просвещает наш ум, дарует нам Свое озарение и по великой премудрости Своей сообщает душе нашей истинное учение. Вот почему, желая побудить нас к этому и сделать более усердными, Он признал достойными ублажения являющих такое усердие, говоря: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» ( Мф.5:6 ). Заметь премудрость Учителя: Он не только возбудил (к ревности) ублажением, но словами: «алчущии и жаждущии правды» научил еще слушателей, с каким усердием надлежит стремиться к исследованию духовных словес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Заповедь «не убий» дана Господом через пророка Моисея на горе Синай, и впервые была записана в книгах Исход (20:15) и Второзаконие (5:17). Начнем с этих священных текстов. Закон, куда вошла эта заповедь, был установлен во 2-й месяц 2-го года после исхода из Египта. Бог  вел еврейский народ в землю Обетованную – Ханаан, который был населен 7-ю народами. У них были свои цари и войска. Хочется спросить автора письма: как исполнить Божественный план, овладеть Обетованной землей и вместе с тем не убить ни одного воина? Господь помогал, но сражения предстояло вести израильтянам: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Вт.20:1). Значит, надо попытаться понять какое значение вкладывается в Священном Писании в эту заповедь? Какова область ее  применения? Если мы ознакомимся с Синайским законодательством, то обратим внимание и на такое установление: «Если [кто] застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не [вменится] ему» (Исх.22:2). Убийство злоумышленника здесь является как мера защиты дома и живущих в нем от грабителя. Значит, оно допускается? За две главы до этого записано «не убий». Как согласовать? Ясно, что заповедь «не убий» запрещает человеку лишать жизни другого человека, руководствуясь личными мотивами. Никто, кроме Бога, не может дать жизнь человеку и никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. Но защита своих граждан от насильников  - не личный мотив. Всякую мысль о «противоречии» в Священном Писании надо сразу же отбросить как ложную и крайне опасную: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим.3:16). В апостольский век под Писанием понимался только корпус священных ветхозаветных книг. Канон Нового Завета еще не сформировался. Мы не должны подобно гностикам и представителям других еретических сект противопоставлять Ветхий и Новый Завет. К авторитету богодухновенных ветхозаветных книг обращался Спаситель: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Господь наш Иисус Христос не отменил данную через Моисея заповедь «не убий». Когда к Нему подошел богатый юноша, Он напомнил о ней (также как и о других, данных в Законе): «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй» (Мф.19:17-18). Новым явилось то, что Спаситель указал на состояние сердца как внутренний источник этого тяжкого греха (Мк.7:21).

http://pravoslavie.ru/6388.html

М.Журинская. Перед Нагорной проповедью Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Библия — книга, постоянно удивляющая тех, кто ее регулярно читает. Об этом писали и говорили много раз, это — общее место, но от этого оно не утрачивает своей справедливости. Удивляет в тексте Писания, в частности, то, что самые простые, самые общие суждения вдруг обретают свежий смысл, становятся по-новому значительными; во всяком случае, такое раскрытие нового смысла очень часто является тому, кто, казалось бы, неплохо знает Писание, много лет читает его и прочел неоднократно с начала до конца: вдруг он видит нечто новое, способное по-иному осветить и дополнить для него смысл священных истин. И оказывается, например, что далеко не все из тех даже, для кого Евангелие уже давно стало главной книгой в их жизни, отдают себе отчет в том, что перед пятой главой Евангелия от Матфея следует глава четвертая. Начало пятой главы (Мф 5:3–12) знает наизусть каждый, кто регулярно молится в храме. Эти слова поют на литургии, это — Заповеди блаженства, или просто Блаженства. Их толкования необозримы, особенно толкования первого из них — Блаженны нищие духом. Первая часть четвертой главы (Мф 4:1–11) также хорошо известна; искушение Христа в пустыне многократно становилось предметом изучения экзегетов, темой для проповедей и даже сюжетом для произведений искусства. Но вот почему Евангелист излагает эти два эпизода земной жизни Спасителя (очень важные эпизоды — время после Крещения и выход на проповедь) не просто в такой последовательности, но и в столь непосредственной близости 1 ? Писание, по словам Спасителя, есть свидетельство о Нем: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин 5:39). Данный стих нередко рассматривается как антигностический, как предостережение против использования истины Писания для достижения неких оккультно-магических целей (думаете чрез них иметь жизнь вечную). Не имея ни достаточно знаний, ни желания для того, чтобы опровергать такое толкование, попробуем тем не менее увидеть в этих словах Христа простой и доступный смысл: думаете иметь жизнь вечную — в этом, собственно, ничего плохого нет; ведь именно вечную жизнь, вечное спасение, вечное блаженное пребывание перед лицом Божиим Христос обещает тем, кто пойдет за Ним, и до последних мгновений Своей земной жизни зовет людей в Свое Царство, и в крестных муках говоря: ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43). Они свидетельствуют о Мне — значит, через приближение ко Христу и следует искать жизни вечной. Более того — в многочисленных призывах Спасителя следовать за Ним явственно звучат и слова научитесь от Меня (Мф 11:29) — ослепительные и страшные, зовущие к дерзновенному подражанию Истинному и Совершенному Богу, Который для того и стал истинным Человеком, чтобы открыть людям путь к Себе.

http://pravmir.ru/pered-nagornoy-propove...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАЖЕНСТВО состояние приобщенности благу ; в правосл. понимании - состояние совершенной духовной радости пребывающего в Божественной любви человека, достигнутое благодаря единению с Богом, обожению . В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блаженный» в большинстве случаев передаются евр.  , греч. μακαρισμς (Рим 4. 9), μακριος (Мф 5. 3-11; Лк 6. 20-22 ( Заповеди блаженства ); Мф 13. 16; Лк 11. 28; 12. 37; 14. 14, 15; Ин 13. 17; 20. 29; 1 Петр 3. 14; 4. 14; Рим 4. 7, 8; и др.). В Септуагинте μακριος (в основном перевод  ) используется как понятие блаженного, счастливого человека (Иов 5. 17; Пс 1. 1; 2. 12; 39. 5; 40. 2; 64. 5; 83. 13; 93. 12; 111. 1; 118. 1, 2; 145. 5; Притч 3. 13; 8. 34; Ис 30. 18; и др.). Сотворение Адама и введение человека в рай. Роспись юж. паперти Воскресенского собора в Тутаеве. 1679–1680 гг. Сотворение Адама и введение человека в рай. Роспись юж. паперти Воскресенского собора в Тутаеве. 1679–1680 гг. В древнегреч. лит-ре μακαριτης, μακριος обозначали преимущественно блаженное, чуждое страданий существование богов и людей, проявляющееся и во внешнем благополучии. Понятие Б. передавалось также словами: εδαιμονα - для обозначения Б., возможного лишь при покровительстве благого божества, демона (δαμων), часто использовалось как синоним μακαριτης; λβος - для обозначения в основном внешнего счастья , благосостояния, богатства; ετυχα - счастья, удачи, везения, соотносимых с понятиями рока, случая; δον - удовольствия, чувственного наслаждения. Понятия Б. и счастья в греч. античности употреблялись, т. о., как синонимы. Античная этика рассматривает стремление человека к Б., счастью как естественное свойство его природы и цель жизни. В античном языческом мировоззрении, не знающем понятия первородного греха , мир предстает как «вечно-юное и самодовлеющее телесное бытие», «так что все бытие превращается в блаженное состояние цветущего прекрасного тела» ( Лосев А.

http://pravenc.ru/text/149367.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство В.В. Коломиец Антигороскоп: стоит ли верить в гороскопы? " decoding="" title="" > ( 4  голоса:  5.0 из  5) Среди огромного количества информации, которая обрушивается на современного человека, есть некоторая её часть, касающаяся многих. Это, например, информация для дачников и огородников или информация, содержащая практические советы по домоводству. Есть медицинская информация, разъяснительного характера, способствующая профилактике и помогающая в лечении различных заболеваний. Рядом с медицинскими хорошо уживаются рекомендации от некоторых современных «звездочётов», или как они себя величают – астрологов. И сказал Иисус: на суд пришёл Я  в  мир сей,  чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. ( Ин.9:39 ) Такая информация от астрологов широко распространяется в специальных книгах, брошюрах, газетах, журналах, по телевидению, радио, в системах телекоммуникаций и т.п. В ней говорится о том, что ждёт человека в будущем, содержатся рекомендации для всех без исключения людей о том, как вести себя в тот или иной период времени. Составители гороскопов утверждают, что все эти полезные для людей сведения они получили, якобы, на основании известной им зависимости между пространственным расположением звёзд в космосе и судьбой отдельных людей. Поскольку распространение гороскопов и всего, что связано с ними приобрело значительный характер, а содержащиеся в гороскопах сведения имеют непосредственное влияние на жизнь, психику и души людей, призываю вас, уважаемые читатели, отбросив предвзятости и сомнения, внимательно рассмотреть данный феномен с точки зрения его полезности или вреда и дать ему нравственную оценку. 1. Как формируется новый «любитель гороскопов». Подготовка психики В каждом человеке живёт желание посмотреть на себя со стороны и как бы оценить себя в сравнении с другими. Это желание является нормальным свойством человеческой психики. Оно функционально и помогает человеку ориентироваться в социальном пространстве. Эта психическая функция самооценки различается по степени её доминирования над другими психическими функциями и у разных людей различна. Кроме того, эта функция имеет различные нравственные окраски. Иногда это самонаблюдение, а иногда самолюбование. Но в любом случае это наблюдение за собой. Разница проявляется только в разной самооценке.

http://sueverie.net/antigoroskop-stoit-l...

1. Введение в проблему малых групп по изучению Писания в РПЦ в современной России 2. Современный и исторический контекст 3. Классификация малых групп по изучению Писания по гносеологическому принципу 4. Основные параметры методологических различий проведения группы Примеры источников, использованных в рефератах На сегодняшний день в России сложилась уникальная религиозная ситуация, выражение чего мы можем наблюдать во всех сферах религиозной жизни общества. Можно сказать, что мы находимся в начале становления новой эпохи религиозной жизни в нашей стране и, в частности, в начале становления нового этапа бытия Церкви в России. Одно из частных проявлений этого становления — ситуация с изучением Священного Писания в малых группах. Традиция изучения Писания в Православной Церкви имеет глубокую и разностороннюю историю, что, учитывая его роль для Неё, естественно, ведь Сам Господь Иисус Христос призывал исследовать Писания (Ин 5:39), а святые апостолы вторили Ему: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…» (2 Тим 3:16). Формы изучения Писания в Церкви чрезвычайно разнообразны, это и, в первую очередь, научение Слову за Литургией, и проповеди священнослужителей после богослужения, и изучение Библии в монастырях, и экзегеза, и даже научение грамоте по Библии. При этом самую сложную историю имеет изучение Писания мирянами в малых группах, и особенно дискуссионной эта тема явилась в постсоветской России. Так, при своём появлении после гонений советской власти они встречают настороженное отношение со стороны основной части церковной общественности. Часто участников подобных групп обвиняли в «протестантизме», данные группы вытеснялись в область оппозиции к приходу. Тем не менее, с течением времени происходит повсеместный рост числа подобных групп, вначале в Москве, затем в епархиях. Основной интерес к ним проявляется молодёжью и структурами, работающими с ней, что позволяет им интегрироваться в жизнь прихода и Церкви в целом. Характерной в этом смысле является ситуация, наблюдаемая автором на Феодоровских городках, проводимых синодальным отделом по работе с молодёжью. Несколько лет назад малые группы воспринимались как нечто диковинное, затем к ним возникает живой интерес, а в последнее время представители епархий говорят о том, что у них ведётся работа по данному направлению, как о чём-то самом собой разумеющемся. Появление новых людей среди ведущих групп обуславливает разнообразие подходов к изучению Писания в них, появляются различные методики, борющиеся за «власть над умами».

http://bible.predanie.ru/fedor-jarmosh-o...

200. Слово по освящении устроенного при Московской Глазной больнице храма Христа Спасителя, отверзающего очи слепому (Говорено октября 28; напечатано отдельно и в собрании 1848 г.) 1845 год Слава Господу Человеколюбцу! Слава Господу Светодавцу! Призрел Он оком Божественнаго человеколюбия на бедствующих братий наших, лишенных, или угрожаемых лишением света очей, и подвигнул человеколюбие человеческое, устроить для оных сие прибежище, и доставить им надежныя средства врачевания. Но сего не довольно было для человеколюбия Христианскаго. Еще позаботилось оно, чтобы здесь не повторился обоюдный «суд», на который Господь указал во днех плоти Своея, «да невидящии видят» – телесно, «и видящии слепи будут» – духовно ( Uoah. IX. 39 ), чтобы ищущие здесь облегчения в общении с светом солнечным не встречали затруднения в общении с светом Христовым. И вот, среди врачебницы телесной явилась врачебница душевная, открытая сокровищница благодатнаго света. Слава Господу Светодавцу! Слава Господу Человеколюбцу! Благословенны да будут орудия Его человеколюбия. Да изливается обильно животворящий свет Его на них и чрез них. Да действует здесь всегда суд милости: «да невидящии видят». Да сохранит нас светодавец от суда отвержения: «да видящии слепи будут». Чтобы предохранить себя от сего последняго, весьма печальнаго суда, мы должны памятовать, братия, что источник света и духовное глазное врачевство имеем мы в Евангелии. Не упустим настоящаго случая, чтобы воспользоваться сим врачебным пособием, которое никому и никогда неизлишне, потому, что и невидящим дает видеть, и видящим умножает свет. Из Евангелия слышали мы ныне повествование о том, каким образом Спаситель наш даровал зрение слепому от рождения, употребив для того брение от плюновения и умовение в купели Силоамской. Дивно сие чудо, а притом и способ чудодействия примечателен, и возбуждает размышление. Хотя мы не можем испытать глубин премудрости Божией, однако и то справедливо, что имеем повеление «испытывать писания» ( Ин.5:39 ); и, как говорит Святый Златоуст (на Иоан. Бесед. 57), «кто хощет от чтения какую либо пользу приобрести, тот ни малых глаголов опускати не должен». Что же значат глаголы: «плюну на землю, и сотвори брение от плюновения, и помаза очи брением слепому»; и потом: «иди, умыйся в купели Силоамсте» ( Uoah. IX. 6–7 )? Для чего в других случаях Господь исцелял словом, иногда прикосновением; а теперь употребляет еще посторонния вещества, земную персть и воду? Для чего не одну персть, и не одну воду, но и ту, и другую?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

     Еду в метро. Рядом садится парень. В руках у него Библия - затертая, зачитанная, с веером разноцветных закладок. Похоже, Бог послал мне протестанта – православные с такими Библиями не ходят. Решаюсь заговорить с ним. О чем спросить? Вспоминаю, что у меня с собой греческий Новый Завет (еду с лекции). Решаюсь на эксперимент: достаю издание Нестле-Аланда, открываю на первой попавшейся странице. Любопытно – поймет ли попутчик, что мы с ним изучаем одну и ту же книгу? Если образованный, должен определить. А если определит, обязательно спросит что-нибудь, и может получиться беседа. Он бросает взгляд на греческий текст. Глаза округляются. Значит - понял. С изумлением смотрит то на меня, то на книгу. И наконец-то спрашивает: - Брат, ты читаешь Библию на греческом языке? - Да. - А из какой ты церкви? - Из Православной. Тут он изумляется уже гораздо больше, чем от греческих букв. Вместе с удивлением на лице появляется разочарование. Понятно, у него разрыв шаблона. Ведь в протестантском представлении православные - дикие идолопоклонники, которые Библии отродясь не читали. Чтобы заполнить неловкую паузу и продолжить разговор, я спрашиваю: - А ты из какой общины? - Из «церкви Изумруд». Пытаюсь дальше вести беседу, но поговорить не удается – ему нужно было выходить на следующей остановке. Я еду дальше, и думаю о Библии и протестантах. И о нас, православных, тоже. Почему, если видишь в метро человека со Священным Писанием – это непременно протестант? Почему только у них есть вот такие засаленные, залистанные карманные Библии? Как получилось, что протестанты тратят каждую свободную минуту на изучение нашей книги – нашей, потому что Библия есть книга Церкви, написанная для Церкви - а мы, церковные люди, в большинстве своем считаем это ненужным? Кстати, многие наши верующие полагают, что читать Библию в транспорте неблагочестиво. Готов спорить с этим. Что лучше – проехать 30-40 минут в вагоне, бессмысленно глядя по сторонам, или посвятить это время исследованию Писаний, по заповеди Христа (см.Ин.5,39)? Если мы хорошо знаем маршрут, и умеем «отключаться» от шума и быстро сосредотачиваться – почему бы не протиснуться в угол вагона и не заняться разбором слова Божьего?

http://pravoslavie.ru/107635.html

Беседа 41 Ин.5:39–40 . Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. 1. Не должно читать Священного Писания урывками и легкомысленно. – 2. Иудеи будут иметь своим обвинителем самого Моисея. – 3. Опровержение предлогов и пустых извинений иудеев. – Их злоба и жестоковыйность. – Добродетель мать благоразумия. – Грех рождается от глупости. – Мудрость того, кто боится Бога, и неразумность того, кто не боится Его. 1. Много надлежит нам, возлюбленные, иметь попечения о делах духовных; и не будем думать, что для спасения достаточно заниматься ими как-нибудь. Если в делах житейских ничего великого достигнуть не может тот, кто исполняет их небрежно, и как случилось, то тем более так должно быть в делах духовных, потому что они и требуют наибольшей тщательности. Поэтому и Христос, отсылая иудеев к Писаниям, отсылал не для простого чтения, а для точного и обдуманного испытания их. Он не сказал: «читайте Писания», но: «исследуйте Писания», потому что сказанное о Нем в Писаниях требовало много внимания (как прикровенно сказанное для пользы людей того времени). Итак, Он повелевает им теперь со тщанием углубляться в Писания, чтобы они могли найти сокровенное в глубине их. Сказанное о Христе не поверхностно сказано и не на виду положено; но, как сокровище некое, положено в великой глубине. А кто, отыскивая положенное в глубине, с усердием и трудом не станет искать, тот и никогда не найдет искомого. Поэтому, сказав: «исследуйте Писания», Христос присовокупил: «ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную». Не сказал: «имеете», но: «думаете иметь», показывая, что надеющиеся спастись одним чтением, без веры, не могут приобрести никакого великого и важного плода. Он как бы так говорит: не уважаете ли вы Писаний? Не почитаете ли их источниками жизни? На них и Я теперь утверждаюсь, потому что они свидетельствуют о Мне. «Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Итак, справедливо Он говорил: «думаете», потому что они не хотели повиноваться Писаниям, а только хвалились одним чтением их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010