Из кратких слов евангелиста Иоанна «Какую речь приносите на человека сего?» ( Ин.18:29 ) можно вывести только такого рода замечание, что, по словам иудеев, они, наверное, не предали бы ему этого Человека, если бы Он не сделал ничего худого. Всех определённее по этому случаю выражается евангелист Лука. Обвинители, по его евангелию, говорят Пилату: «Сего обретохом развращающа язык наш, и возбраняюща кесареви дань даяти, глаголюща себе Христа царя быти» ( Лк.23:2 ). С этим свидетельством святого евангелиста совершенно согласен приведенный нами рассказ актов Пилата. Но акты прибавляют еще новую черту к обвинению Иисуса: ибо иудеи, по их словам, обвиняли Его не только за то одно, что Он называть себя Сыном Божиим и царем, но и за то еще, что нарушал субботу, исцеляя в тот день больных, π κακν πρξεων. Что иудеи обвиняли Иисуса Христа в нарушении субботы, это очень естественно можно заключать, как из слов евангелиста Иоанна 199 , так и из других сочинений, приписываемых Пилату, где иудеи ясно обвиняют Иисуса как чародея и разорителя субботы 200 . Сон Проклы. Допрос свидетелей. Глава 2 Пилат испугался, увидев это (поклонение знамен), и хотел встать со своего места. Но не успел еще подумать об этом, как жена прислала к нему сказать: «Не делай ничего Праведнику тому, потому что я много пострадала за Него эту ночь». Пилат призвал к себе иудеев и сказал: «Вы знаете, что жена моя богобоязненна и даже иудействует с вами (κα μλλον ουδαεζει σν μν). Говорят ему: «Да, мы знаем это». Пилат продолжал: «Вот, жена моя прислала сказать мне, чтобы я ничего не делал этому Праведнику, так как она много страдала за Него в эту ночь». Иудеи отвечали Пилату: «А разве мы не говорили тебе, что Он чародей, вот и к жене твоей Он послал духа сновидений». Тогда Пилат позвал Иисуса и сказал Ему: «Слышишь, как они свидетельствуют против Тебя? Что же Ты ничего не отвечаешь?» Иисус сказал: «Если бы они не имели власти, то ничего не говорили бы: ибо всякий имеет право говорить доброе или худое, они сами увидят это».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Эти два изречения на первый взгляд кажутся содержащими внутреннее противоречие. В одном из них говорится: кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном ( Мф. 5:19 ). В другом, соединенном с предыдущим союзом «ибо» и, следовательно, мыслящемся как его прямое продолжение, утверждается, что, если праведность учеников Иисуса не превзойдет праведности книжников и фарисеев, они не войдут в Царство Небесное. В первом случае речь идет об иерархии внутри Царства Небесного: первые места в нем займут те, кто не только говорят о заповедях, но и исполняют их; однако и те, кто не исполняют все заповеди, но говорят о них, все-таки не будут исключены из этого Царства. Во втором же случае речь идет именно о полном исключении из Царства Небесного тех, чья праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев. Как разрешить это кажущееся противоречие? Прежде всего мы должны сказать о том, что, по учению Иисуса, в Царстве Небесном существует определенная иерархия: в нем есть меньшие и большие. Эта мысль в разных вариантах присутствует и в Евангелии от Матфея ( Мф. 11:11; 18:4; 20:23 ), и в параллельных местах двух других синоптиков, а также в Евангелии от Иоанна, где Иисус произносит слова: В доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ). Из этого можно заключить, что двери Царства Небесного не закрыты не только для тех, кто исполнил все заповеди закона Моисеева, но и для тех, кто исполнил почти все. В приведенном изречении Иисуса дозволяется нарушить одну из заповедей сих меньших и, более того, научить так людей (то есть научить их нарушению этой заповеди). Такому человеку вход в Царство Небесное оказывается не полностью возбранен. Далее, мы должны отметить, что концепция «праведности» (греч. δικαιοσνη, соответствующее евр. eeq, q) включала в себя различные добродетели, в том числе милостыню, молитву и пост. Весь раздел Нагорной проповеди, говорящий об этих добродетелях ( Мф. 6:2–18 ), подчеркивает их важность и в то же время предостерегает от фарисейского, показного благочестия 192 . Слова же о праведности книжников и фарисеев следует понимать в общем контексте полемики Иисуса с этой категорией лиц, к которой Он относится с подчеркнутой жесткостью. Евангелие от Матфея содержит целую серию таких обличений, каждое из которых начинается словами: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры. Здесь Иисус прежде всего обвиняет фарисеев в том, что они затворяют Царство Небесное человекам: сами не хотят войти в него и других не допускают. Одно из главных обвинений – соблюдение фарисеями и книжниками внешних предписаний закона при полном безразличии к его внутреннему содержанию. По словам Иисуса, фарисеи по наружности кажутся людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Речь завершается грозными словами, напоминающими проповедь Иоанна Крестителя: Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? ( Мф. 23:13–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Хотелось бы спросить «Свидетелей Иеговы», нужна ли в наших городах милиция? Интересно узнать их мнение. Про армию, впрочем, можно и не спрашивать. Не надо быть утопичными: к сожалению, на улице определенный контингент людей не творит пакости благодаря патрулированию милиционеров. Это факт. Но посмотрим, что говорит все Священное Писание о воинской службе. В первую очередь нам должны приходить на ум слова Христа Спасителя: «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). О ком здесь говорит Спаситель? У кого, если так можно выразиться, долг – отдавать свою жизнь за других? Конечно, у солдата. А если нет, то все же о ком тогда сказал Спаситель? Разве есть кто-либо еще, кроме солдат и милиционеров, кто полагает свою жизнь ради других? А именно их служение и порицается «Свидетелями Иеговы». Получается, что Спаситель высоко оценил такое служение, а «Свидетели Иеговы» его критикуют. Есть и другой пример из Священного Писания, где Иоанн Креститель отвечает воинам на их вопросы: «Спрашивали его также воины: А нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» ( Лк.3:14 ). Обратим внимание, что Иоанн не сказал немедленно покинуть службу, выбросить оружие и прочее. Речь даже не пошла об уходе из воинской службы. Оказывается, можно служить в армии и жить праведно. А вот другое место из Писания, из книги Деяний апостолов, где речь идет о Корнилии, благочестивом христианине: «Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (10:1–2). Апостол называет его сотником, то есть командиром сотни солдат, или роты. Заметим еще, что он назван благочестивым. Корнилию явился Ангел, который сказал ему послать за апостолом Петром: «Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем...» – как видно, при Корнилии были и благочестивые воины. Когда эти слуги и воин пришли от Корнилия к Петру, он их встретил и угостил: «Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. Тогда Петр, пригласив их, угостил» ( Деян.10:21–23 ). Писание называет воинов благочестивыми и молящимися. Апостол Петр, встретив их, не стал упрекать и осуждать за участие в воинской службе; он не сказал, что надо откупиться (что случалось у «Свидетелей Иеговы») и уйти от своих обязанностей. Он угостил их, то есть отнесся со всем теплом и радушием. В итоге Петр крестит весь дом Корнилия, а значит признает его достойным звания христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

уподобившие себя Богу праведники. Но есть и третья группа: это – грешники же, но далеко не в той мере, как те сыны противления... Это может быть – и вероятнее всего – подавляющее большинство в роде человеческом, много грешивших и – по немощи своей – может быть, и Христу изменявших, даже Христа хуливших, но по неведению; может быть, и Церковь Его отвергавших и даже против нее восстававших, но по наследственности, по воспитанию от дней отрочества своего или еще потому, что соблазнители в уродливом и искаженном виде представили им лик ее. А за ними – и необъятный мир исторического язычества, все эти духовные слепцы, или вовсе не слыхавшие о Христе Спасителе, умершие еще до Пришествия Его, или жившие и в христианские времена, да – вдали от христианского мира, в особенности от того «света добрых дел», который, по слову Господа, приводит других к «прославлению Отца Небесного», а значит – и вере в Него (см.: Мф.5:16 ). Так вот мы и думаем, что этот-то необозримо многомиллионный мир грешного человечества и составит ту массу не определившихся в своей вечной участи «подсудимых», которые предстанут «пред великий и белый престол» Царя славы ( Откр.20:11 ), вместе с теми сынами противления, во оный день на судилище. И так как различно будет их состояние, ибо о грехе одних из них изречено в Евангелии, что он не простится ни в сей век, ни в будущий ( Мф.12:32 ), а о грехе других, наоборот, Самим же Спасителем точно удостоверено: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили ( Мк.3:28 ), то совершенно очевидно, что одни услышат от Правосудного, но и Милосердного Судии: приидите, благословеннии Отца Моего, а другие – идите от Мене, проклятии, во огнь вечный ( Мф.25:34, 41 ). И таким образом, мы думаем, что недаром в разбираемом апокалиптическом месте, говорящем о том же Страшном Суде, все время говорится: мертвые будут отданы, мертвые стоят пред Престолом, мертвые (мертвецы) будут судимы. А между тем припомним, что в той же главе, в 4–6-м стихах, все умершие определенно и отчетливо распределены были по двум группам: мертвых оживших и умерших не оживших, доколе не окончится тысяча лет. И мы уже видели, что эти последние суть грешники, по состоянию своему недостойные и неспособные на то время, на ту тысячу лет, войти к Престолу Божию, иначе – воскреснуть первым воскресением, и находившиеся от него (Престола Божия) вдали; они-то теперь и судимы были, по написанному в книгах, сообразно с делами их. Напротив, ожившие, ставшие священниками Бога и Христа и царствовавшие с Ним тысячу лет, – это, несомненно, праведники, всю свою жизнь действительно желавшие со Христом быти ( Флп.1:23 ) и достигшие желаемого и начавшие соцарствовать со Христом уже сразу же после телесной своей смерти. Это – святые прославленные, это те друзья Христовы (см.: Ин.15:14 ), за которыми, при всеобщем воскресении, пошлет (Он) Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их ( Мф.24:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Беседа 70 Ин.13:1 . Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. 1. Благость Иисуса Христа к своим врагам и ко всем людям. – 2. Мнение, что Иисус Христос прежде всего омыл ноги Иуде. – Омовение ног было превосходным уроком смирения, преподанным Господом своим ученикам. – 3. Должно пещись о вдовах и сиротах. 1. «Будьте подражателями мне, – говорит Павел, – как я Христу» ( 1Кор.11:1 ). Для того Христос и плоть принял из одного с нами состава, чтобы чрез нее научить нас добродетели. «В подобии, – сказано, – плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» ( Рим.8:3 ). Да и сам Христос (говорит): «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). И этому Он учил не словами только, но и делами. Так, называли Его самарянином, и бесноватым, и обманщиком, и бросали в Него камни; а фарисеи то слуг посылали, чтобы схватить Его, то подсылали других злоумышленников, притом и сами часто поносили Его, и все это тогда, как не только не имели ни малейшего повода к обвинению Его, а напротив, еще постоянно пользовались Его благодеяниями. Однакож, и после всего этого, Он не переставал творить им добро и словом, и делом. И когда один слуга ударил Его, Он говорит: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ). Но так поступал Он с Своими врагами и злоумышленниками. Посмотрим же, как Он поступает и с Своими учениками, а особенно – что Он теперь высказывает по отношению к (ученику) коварному. Ведь его следовало ненавидеть больше всех, потому что он, будучи учеником и участником в трапезах и вечерях, и видя чудеса, и удостоившись получить так много, поступил с Ним хуже всех, – не камни бросал в Него и не поносил Его, но выдал и предал. Между тем смотри, как Он благосклонно принимает его: Он умывает ему ноги. И этим также Он хотел удержать его от злого намерения. Мог Он, конечно, если бы захотел, иссушить его, как смоковницу, и разорвать на части, как разорвал камни, и разодрать как завесу; но Он хотел, чтобы тот оставил свое злое намерение не по принуждению, а по доброй воле. С этой целью Он и умывает ему ноги. Но и этого не устыдился этот несчастный и жалкий человек. «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его». Не тогда только узнал, но знал, говорит (евангелист), гораздо прежде, чем сделал то, что сделал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Еще задолго до прихода в мир Спасителя Библия дает нам примеры покаянного плача как отдельных праведников, например царя Давида (Пс 50), пророка Ионы (Иона 2:2–10), так и всего израильского народа (Суд 10:10, 1 Езд 9 и много других эпизодов). Нередко покаяние сопровождалось постом, облачением во вретище, посыпанием головы пеплом или даже разрыванием на себе одежд. Через ветхозаветных пророков Бог обещал раскаявшимся и исправившим свою жизнь иудеям прощение грехов. Например, в самом начале книги пророка Исаии: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как вóлну убелю (Ис 1:16–18). Алтарь всесожжения Параллельно существовала и практика принесения очистительных жертв: согрешивший человек приносил в храм ягненка или козленка, возлагал на него руки и называл свои грехи, после чего священник закалывал жертвенное животное и сжигал его на жертвеннике (Лев 1:4). Последним пророком, который стоял уже на самой границе Ветхого и Нового Завета, был Предтеча Христов Иоанн. Это был великий проповедник покаяния, который подготавливал народ к приходу в мир Бога. Практика покаяния, которую ввел Иоанн Креститель через погружение кающегося в воду, не имела аналогов в Ветхом Завете. Хотя по форме была близка к древнему иудейскому обряду омовения, которое верующие совершали в предписанных законом случаях (например, если им случалось прикоснуться к умершему). Как же исповедь стала таинством? Христос даровал право отпускать грехи Своим ученикам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20: 23). Именно это обетование, данное Спасителем апостолам уже после Его Воскресения из мертвых с одновременным ниспосланием им Духа Святаго (Ин 20:22), толкуется святыми отцами как установление таинства Исповеди.

http://foma.ru/tainstvo-pokajanija-kak-o...

И в ветхом завете – пророки 102 и в новом – Сам Спаситель и преимущественно – ап. Павел неоднократно и сильно порицают такую гордо-фарисейскую праведность. Имея в виду, главным образом, подобных самонадеянных праведников, ап. Павел настойчиво утверждает принцип спасающей веры, противополагая истинную праведность от веры ложной праведности от дел закона и разумея под этими последними дела, совершаемые вне царства благодати, – в язычестве или иудействе ( Гал.2:16 ; Рим.3:28 и др.). Впрочем, не только добродетели естественные, которым в большей или меньшей степени присущ эгоистический характер, но и добрые дела христиан, совершаемые при свете веры и при содействии божественной благодати, не могут считаться заслугою, за которую следовало бы спасение, как долг. Ибо то, что отличает добродетель христианскую от естественной и что делает ее богоугодною и спасительною, принадлежит не самому человеку, а Богу. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если —81— не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне», – сказал Спаситель: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:4–5 ). И ап. Павел свидетельствовал о себе: «благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их (других апостолов) потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ; сн. Филип.2:13 ). А если так, если только в теснейшем единении со Христом и лишь при помощи благодати Божией христианин может творить истинно-добрые дела, то эти последние, очевидно, теряют уже значение личных заслуг человека пред Богом, и совершение спасения является во всяком случае даром милости Божией. «Благодатию вы спасены чрез веру» – говорит в этом смысле ап. Павел, – «и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто но хвалился» ( Еф.2:8–9 ). Меня... и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:21–23 ). Здесь, в этом возвышении до способности к восприятию и усвоению божественного воздействия, и заключается величайшее значение свободной нравственной деятельности человека.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пророк Моисей наставлял израильтян руководствоваться преданием в богоугодной жизни: «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отиа твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор.32:7 ). Пророки, которые были после Моисея, далеко не все писали в книги. Многие из них, как например, Самуил, Нафан, Илия, Елисей, вообще не оставили никаких писаний. Только впоследствии священные писатели книг Царств воспользовались сказаниями из предания и, при руководстве Духа Святаго, записали, хотя и не полностью, слова и деяния этих пророков. Новозаветные книги тоже появились не сразу. Господь Иисус Христос , проходя по городам и весям, учил людей в беседах и проповедях. Он не оставил писаний, а передал Свое Божественное учение устно, т. е. преданием: «Я передал им слово Твое...» ( Ин.17:14 ; Лк.24:27 ; Деян.1:3 ), повелев Апостолам: «идите научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ), «проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). Исполняя это повеление, Апостолы разошлись по всей земле с проповедью о Христе, основывали Церкви, учили людей всему, что видели и слышали от Господа. На первых порах они также проповедовали устно и лишь впоследствии стали записывать свое благовествование. Первое Евангелие (от апостола Матфея) появилось примерно через 7 лет после Вознесения Господня, Евангелие от Марка – через 22 года, Евангелие от Луки – через 23 года, а Евангелие от Иоанна – через 65 лет. Причем Евангелие от Луки было написано исключительно на основе устного предания от учеников Христовых «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова...» ( Лк.1:2 ). На основе предания апостол Павел говорит о явлениях воскресшего Христа более нежели пятистам братий, а потом Иакову и всем апостолам ( 1Кор.15:6–7 ); апостол Иуда, также на основании предания, записал о споре архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом ( Иуд.1:9 ), о пророчестве Еноха ( Иуд.1:14–15 ). Апостольские послания появились в течение первого столетия христианства. Но и после этого Апостолы не прекратили устной проповеди . Да и записали они, как сами свидетельствуют, далеко не все учение и не все деяния Христа. «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин.20:30 ), – говорит святой Иоанн Богослов. Тот же Апостол в своем послании пишет: «многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам» ( 2Ин.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Ин.19:25–27 Есть нечто особенно нежное и человечески трогательное в этом третьем крестном слове Иисуса, возлюбленные братие! После слова Его первосвященнической молитвы за Своих распинателей, после слова Его царского изъявления помилования раскаявшемуся разбойнику, Он еще раз отверзает уста Свои для слова любви, в котором сказывается сердце сына и друга, но это слово есть в то же время и слово Спасителя, которым Он всех собравшихся вокруг Креста Его привлекает к Себе и соединяет в Своей любви. Таким образом, при Кресте Спасителя находились не одни только насмешники и враги Его. Нет, среди громадной толпы этих врагов была незначительная часть и преданных Ему, опечаленных душ. Хотя ученики оставили Его и разбежались по домам своим и только один из них Иоанн, «которого любил Иисус» ( Ин.13:23 ), следовал за Ним до Креста, но женщин, которые сопровождали Его из Галилеи и служили Ему, было там, как прямо говорит евангелист Матфей, много ( Мф.27:55 ). Они стояли вдали и в безмолвной скорби смотрели на печальное зрелище. Некоторые из них, которых евангелист называет по имени, подошли к самому Кресту. Пламенная любовь победила в них всякий страх. О, поистине геройская душа живет в женщине, когда воодушевляет и укрепляет ее любовь. Они не обещали Спасителю, подобно ученикам Его, что они никогда не оставят Его. Они не заверяли Его, как Петр: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» ( Мф.26:35 ) – но они сделали то, что те на словах только обещали сделать – они не оставили Его и в момент самой смерти. Впереди других мы видим погруженную в глубокую скорбь Марию, Матерь Иисуса. Кто сумеет сказать, что чувствовала Она в этот час душевной туги? Где теперь все Ее надежды и чаяния, которые присущи были Ей с того момента, когда Ангел приветствовал Ее благословенною в женах ( Лк.1:28 )? Теперь через Ее душу, как некогда пророчески предвозвестил праведный Симеон, проходит оружие ( Лк.2:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010