Но именно вследствие оригинальности своего воззрения составителю четвертого Евангелия было необходимо точно передать событие, которое послужило точкой опоры для его суждений и в котором он имел бы действительное оправдание своего новаторства. Все эти объяснения умолчания апостолом Иоанном о Преображении, как мы видим, неудовлетворительны; но значит ли это, что скептики правы в своих выводах? Ответ, несомненно, должен быть отрицательный и основание для него именно тот самый факт, на который указывают и рационалисты. По преданию известно, что при написании своего Евангелия апостол Иоанн имел в виду повествования своих предшественников. Во всяком случае, существование истории Преображения не могло оставаться для него неведомым, так как она была у всех на устах. Если же так, то молчание евангелиста Иоанна Богослова действительно «говорит слишком много» 20 только уж никак не в пользу Газе. Он, конечно, исправил бы неверности и неточности синоптиков; противное было бы «несовместимо с апостольской παησα», по выражению Штрауса 21 . Утверждать подобно Неандеру 22 , что Иоанн не придавал событию объективного значения и потому ничего не сообщил о нем, нет никаких данных; а мысль 23 о неспособности этого апостола к верному воспроизведению бывшего на горе решительно несправедлива и дела не выясняет. По силе всех этих соображений молчание ев. Иоанна в виду несомненной известности ему рассказа синоптиков должно рассматривать в смысле подтверждения исторической достоверности синоптического повествования. Мы не можем проникнуть во внутренний мир апостола Иоанна и с полною уверенностью судить о его намерениях при его опущениях и, следовательно, не имеем законного права соглашаться со Штраусом 24 , что он вовсе не знал того, чего не описывает. При этом всегда нужно помнить слова самого евангелиста, какими заканчиваются последняя и предпоследняя главы его благовествования: много сотворил Иисус пред учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей: если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг ( Ин.20:30 ; Ин.21:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Он ходил по водам, как по суху ( Мк.6:48 ). Слову Его повиновались и ветры, и море ( Мк.4:39,41 ); в пустынном месте он напитал однажды более пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами ( Мф.14:15–21 ); а в другой раз – четыре тысячи семью хлебами ( Мф.15:32–38 ); Иисус Христос воскрешал мертвых. Он воскресил сына вдовы Наинской ( Лк.7:11–15 ), воскресил дочь начальника Иаира ( Мк.5:22–23 ) и других (см.: Ин.11 ). Он знал помышления человеческие и не требовал, чтобы Ему кто-либо свидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что есть в человеке ( Ин.2:25 ). Он предвозвещал об этом. Из людей, приходивших к Иисусу Христу и слушавших Его учение, он избрал двенадцать учеников, чтобы послать их на проповедь , и назвал их Апостолами ( Мф.10:1–5 ); с ними он ходил, с ними часто беседовал, им открывал свое учение особо от народа (см.: Мк.4:10–11 ). Весь народ слушал учение Христово с великим усердием. Слушавшие это учение дивились ему, потому что он учил их, как власть имеющий, а не как другие народные учители–книжники и фарисеи ( Мф.7:29 ). Первосвященники иудейские книжники и фарисеи, видя что простой народ ходит за Иисусом Христом, слушает его учение, что Иисус Христос творит много чудес, позавидовали Ему; и за то что он обличал их гордость, лицемерие, любостяжание и другие пороки, они возненавидели Его и не раз сговаривались и пытались погубить Его (см.: Мф.12:14 ), но не могли взять Его, потому что не приходило время страдания Христова (см.: Ин.7:30 ). Когда стало приближаться время страдания, Иисус Христос взял троих учеников Своих, возвел их на гору высокую, и преобразился пред ними: лицо Его сияло, как солнце, одежды были белы, как снег; и явились два пророка Моисей и Илия, которые говорили о том, что Иисусу Христу нужно идти в Иерусалим, чтобы там пострадать и умереть (см.: Мф.17:1–9 ). И слышан был голос с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Его слушайте»! Это был голос Бога Отца. Апостолам была показана такая слава Иисуса Христа для того, чтобы когда они увидят Его распинаемым на кресте, знали, что он страдает добровольно и чтобы проповедовать миру, что Иисус Христос есть свет от света, сияние Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В притче о брачном пире, под которым нужно разуметь Царство Божие, Христос говорит, что на этот пир были позваны не одни праведные, а и грешные люди: «Итак, пойдите на распутья и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими» ( Мф. 22:9–10 ). Взятая книжниками и фарисеями в прелюбодеянии и прощенная Христом грешница будет всегда громко обличать современных фарисеев – сектантов, считающих лишь себя святыми и с презрением, а не сожалением, относящихся к согрешающим людям ( Ин. 8; 3–11 ). 2) Если Церковь Христова имеет грешных членов, то почему же она называется «святою»? Церковь называется «святою», во-первых потому, что имеет святую главу – Христа ( Евр. 7:26 ), освящающего все члены тела Своего ( Евр. 2:11 ), то есть Своей Церкви, кроме, конечно, отделившихся от нее. Нужно помнить, что в новозаветном св. Писании слово «святой» вовсе не значит «безгрешный», а значит: «избранный» и «освященный во Христе Иисусе», то есть получивший благодать Божию в святых таинствах Церкви и прежде всего в св. Крещении ( Еф. 5:25–26 ). Вот почему Коринфяне, у которых, как мы уже видели, было так много грешников, все же называются «святыми» (1 Kop. 1:2), ибо они были христиане, получившие освящающую благодать Св. Духа в св. Крещении и других св. таинствах. Во-вторых, Церковь называется «святою» именно потому, что будучи освящена «единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10, 14 ), она всегда освящается благодатию Св. Духа и ею очищает согрешающих членов своих от грехов, совершаемых и после крещения, подавая ее в святых таинствах, именно: в Покаянии: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1:9 ). «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:22–23 ). (См. Деян. 19:18 ); в Причащении: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Я представлю доказательство от наказаний, имеющих быть в тот день (суда). Богач не за то много наказан, что был жестоким монахом, но – если можно сказать нечто в пояснение, за то, что, будучи мирянином и живя в богатстве и пурпуре, презирал Лазаря в крайней бедности. Впрочем, не скажу ни того, ни другого, а только то, что он был жесток и за это терпел тягчайшие муки в огне... Я стараюсь теперь доказать, что жизнь монахов не делает наказаний более тяжкими, но что и миряне подвергаются тем же самым наказаниям, если грешат одинаково с ними. Так и одетый в нечистую одежду ( Мф.22:1–13 ) и требовавший (с должника) сто динариев ( Мф. 18:23–24 ) потерпели постигшие их беды не за то, что были монахи, но первый погиб за блудодеяние, а последний за злопамятство. Если кто посмотрит и на других, которые будут тогда наказаны, то увидят, что они подвергаются наказаниям только за грехи. Это можно заметить не только в наказаниях, но и в увещаниях. Так (Господь), говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:28–29 ), говорит это не одним только монашествующим, но всему человеческому роду. И когда Он повелевает идти тесным путем ( Лк.13:24 ), то обращает речь не к одним только одним, но ко всем людям; одинаково всем заповедал Он ненавидеть душу свою в мире сем ( Ин.12:25 ) и все прочее тому подобное… Итак, впредь думаю, и монаху должно достигать одинаковой высоты, и что оба они, в случае падения получат одинаковые кары» (К верующему отцу, слово 3 гл. 14). При пострижении в монашество, постригающий спрашивает постригаемого: «Отрицаешься-ли мира и сущих в мире по заповеди Господней?» Слышите: – по заповеди Господней. Отречение от мира называется заповедью Господней, то есть уж без всяких сомнений чем-то общехристианским. Да, конечно, это заповедь Божия для всех христиан. Припомните из Евангелия: «Царство Мое не от мира сего» ( Ин.18:36 ). «Они не от мира, как и Я не от мира " ( Ин.17:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

Синоптики оставили за кадром многие слова и речи Иисуса, имевшие ярко выраженный богословский характер. Основная канва синоптических Евангелий – рассказ о жизни и чудесах Иисуса и воспроизведение Его нравственных увещаний; собственно, Его богословскому учению уделяется меньше внимания. Иоанн восполняет этот пробел. Его Евангелие по большей части состоит из бесед Иисуса; в нем много диалогов с иудеями, носящих остро полемический характер. Иоанн делает особый акцент на уникальности, беспрецедентности проповеди Христа, отмечая реакцию слушателей на Его слова: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин. 7:46 ). В Евангелии от Иоанна заметна некоторая преднамеренная недосказанность. Нередко беседа строится по такому принципу: собеседник задает Иисусу вопрос, а Иисус, как будто бы не замечая вопроса, продолжает развивать Свою мысль. Например, в беседе с Никодимом Иисус говорит, что человеку надо родиться свыше. Никодим спрашивает: Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Вместо ответа Иисус продолжает Свою речь: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3:4–5 ). Иногда вопрос собеседника является лишь отправной точкой для Иисуса, Который в Своем ответе идет гораздо дальше, чем собеседник мог бы ожидать. По такому принципу построена вся беседа с самарянкой. Еще одним примером является рассказ о том, как Филипп и Андрей пытались привести к Иисусу еллинов. В ответ на просьбу учеников о встрече с ними Иисус предсказывает Свою смерть и последующее широкое распространение Своего учения ( Ин.12:23–24 ). При этом о еллинах больше ничего не говорится, и остается неизвестным, увидели они Иисуса или нет. Иоанну прежде всего важна мысль, богословская идея, а не детали исторического повествования. Во второй половине XX века внимание исследователей привлекали так называемые хиазмы у ветхозаветных и новозаветных авторов. У Иоанна хиастические структуры встречаются чаще, чем у других евангелистов. Под хиазмами понимают такие смысловые и фразеологические структуры, в которых утверждения расположены с большей или меньшей симметричностью по принципу а-в-а, a-b-c-b-a и т. д., причем одно утверждение в таком случае неизбежно воспринимается как центральное. Например:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А если у тебя нет особенных талантов, а просто есть крепкое здоровье, сильные руки и быстрые ноги, может быть, это означает, что они не совсем твои, а принадлежат также и тем хромым и сухоруким, которые находятся рядом с тобой? Таким образом, каждый из нас неожиданно может стать сильным – сильным слабостью другого, и нужным – нуждою другого. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6,2). Писание учит нас состраданию и сопереживанию, видя в этом исполнение закона Господня, ведь Христос понёс тяготы всех нас, в своей спасительной миссии на Кресте. Не надо много рассуждать о том, кто он – твой ближний, каждый посланный Богом на твоём пути и есть тот ближний, которого надо возлюбить, как самого себя. И не нам рассуждать о том, кто Церкви нужнее, ведь каждый несет своё служение. А кораблю нужны не только паруса, но и балласт, иначе он просто перевернётся. Есть и такие незаметные члены Церкви. Мы о них много не говорим и в нашей повседневной жизни особенно не замечаем, но имеем о них попечение не меньшее, а может и большее, чем о других. «Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения «(1Кор.12,22-23). Эти не заметные члены Церкви – инвалиды и, как говорит Господь «малые чада», в старину их называли «убогими», потому что точно знали, что для них есть место у Бога. Служение инвалидам, а особенно инвалидам с детства нелегко, поскольку остро, ставит вопрос теодицеи. Один больной ребенок спросил священника: «За что я страдаю?»; тот ответил: «Как за что? Тебя Господь испытывает, как Иова Многострадального». В полный тупик его поставил вопрос, заданный мальчиком через два месяца: «До сих пор испытывает? А когда же Он перестанет сомневаться во мне?» Как ответить на вопрос «За что?» или «Чья вина?» «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9,2-3) .

http://pravmir.ru/apostolstvo-inakoodare...

Пусть хоть милостыня наша, подобно милостыне Корнилия сотника, взойдет на память пред Богом ( Деян.10:4 ), и Он всемилостивый Сам по благости Своей пошлет нам ангела Своего, который наставит нас на истинный путь покаяния. Аминь. Поучение в неделю 15-ю по Пятидесятнице 69 Присно мы, живии, в смерть предаемся Иисуса ради ( 2Кор.4:11 ) Так, братья, святой апостол Павел написал коринфянам о себе самом и других благовестниках веры Христовой. И, действительно, на них вполне исполнилось слово Спасителя нашего: в мире скорбни будете ( Ин.16:33 ). Каких скорбей они не терпели на поприще своего великого служения делу распространения Евангелия по всем концам Вселенной! Каким опасностям они не подвергали свою жизнь! Везде враги христианства гнали и преследовали их, везде беды и скорби были спутниками их, везде и смерти они должны были ожидать себе от рук своих преследователей. Так, например, сам апостол Павел говорит о своих бедах: «Я много раз был в трудах, безмерно в ранах, болен, в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз мне дано было по сороку ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» ( 2Кор.11:23–36 ). Но и это еще не все: впоследствии он еще новым подвергся напастям и, наконец, претерпел за Христа мученическую кончину. И не он только один, но и все прочие апостолы точно так же многократно подвергали свою жизнь смертным опасностям ради Иисуса Христа, проходя с Его Евангелием по всем странам мира, терпели скорби и запечатлели свою проповедь мученической кончиной: один только возлюбленный ученик Его Иоанн окончил свою жизнь, не приявши такой кончины. Прошло с того времени восемнадцать веков, христианство распространилось по всем странам мира, и проповедь евангельская повсюду теперь возвещается всем народам, языкам и племенам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Глагол πιστεω («верить») имеет одинаковую форму (πιστεετε) в повелительном наклонении и во 2-м лице множественного числа изъявительного наклонения. Поэтому возможны такие варианты перевода: «Вы веруете в Бога и в Меня веруете»; «Вы веруете в Бога – веруйте и в Меня». Однако вариант, избранный в русском Синодальном переводе, более соответствует тому, что Иисус говорил ученикам в других случаях, например, когда увидел иссохшую смоковницу: Имейте веру Божию… Все, чего ни будете просить в молитве, верьте (πιστεετε), что получите, – и будет вам ( Мк.11:23–24 ). В беседе с иудеями Иисус говорит: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне (μ πιστεετ μοι); а если творю, то, когда не верите Мне, верьте (πιστεετε) делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем ( Ин.10:37–38 ). Именно призыв к вере в Бога и в Иисуса – вот то, что должно укрепить учеников в тяжелый для них момент расставания с Учителем, а отнюдь не констатация наличия у них этой веры. Фраза – в доме Отца Моего обителей много – может толковаться по-разному. Некоторые комментаторы видят в них простое указание на то, что в Царстве Небесном достаточно места для каждого, кто сможет в него войти. Однако начиная с Иринея Лионского в святоотеческой традиции укрепилось мнение о том, что под «многими обителями» понимаются разные степени блаженства, подобно тому как в духовной жизни люди достигают разных степеней совершенства, и одни приносят плод во сто крат, другие в шестьдесят, третьи в тридцать; при этом и те, и другие, и третьи будут созерцать Бога 408 . Грамматическая конструкция фразы, следующей за словами о многих обителях, достаточно сложна для понимания. В современном критическом издании Нового Завета, в соответствии с наиболее авторитетными рукописями, фразу разбивает на две половины частица «что» (τι); кроме того, в конце фразы ставится вопросительный знак 409 . В результате мы имеем следующее чтение: «А если нет, разве Я сказал бы вам, что иду приготовить место вам?» Златоуст так перефразирует слова Иисуса: «Там весьма много обителей, и нельзя сказать, чтобы нужно было приготовлять их… Я… приготовил бы это место, если бы издавна он не было уготовано для вас» 410 . Тем не менее следующая фраза говорит именно о том, что Иисус идет к Отцу, чтобы приготовить место ученикам, а когда приготовит его, вернется к ним, чтобы взять их с Собой. О чем здесь идет речь? О Его воскресении? О Его втором пришествии? О том, что ученикам суждено прийти туда же, куда и Он, пройдя тем же путем, что Он, – путем страдания и смерти? Все три варианта ответа имеют косвенные подтверждения в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям » (Ин 18: 37–38). Что здесь за ситуация? Христос говорит, что пришёл, для того чтобы свидетельствовать об истине. Пилат был человеком образованным, читавшим греческих философов, и, естественно, он прекрасно понимал, что, если рассматривать этот вопрос на философском уровне, то о какой истине вообще может идти речь? Истин много! С точки зрения прокуратора, слова Христа наивны, и он задаёт иронический вопрос: что есть истина? Дело, однако, в том, что истина – это Бог, а Бог сейчас находится перед ним. Пилат ответа, конечно, не получает, потому что ответ – это Сам Христос… Так в Евангелии. А что мы видим в псевдоевангельских главах? «Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова ». Ну, вот мы и сподобились узнать, что такое истина… Каково общее впечатление от такой «истины»? Очевидно, самое жалкое. Да, Иешуа – человек по-своему замечательный, но говорит он, в общем-то, глупости. Например, что все люди добрые. А Христос когда-нибудь говорил, что все люди добрые?! Разумеется, ничего подобного. Учение Иешуа отчасти напоминает теории Руссо (человек рождается идеальным, замечательным, но потом портит его цивилизация), но дело не в этом. Пилат совершенно резонно спрашивает у Иешуа: «А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобоем, он добрый?» Иешуа вынужден говорить: «Да , он, правда, несчастливый человек». Но по тексту романа мы видим, что Иешуа неправ. И если уж говорить о том, кто более других прав на страницах романа, то получается, что это скорее Воланд… Можно, например, вспомнить знаменитые слова Воланда о москвичах. Скорее уж, если мы остаёмся в рамках текста романа «Мастер и Маргарита», ближе к правде именно Воланд, тогда как наивный и глуповатый Иешуа – фигура сомнительная. А вот слова Иешуа, обращённые к Пилату: «А ты бы меня отпустил, игемон , я вижу, что меня хотят убить». Итак, герой боится быть убитым. Сравним это с евангельским текстом: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16: 21–23).

http://pravmir.ru/krov-barona-v-mastere-...

Пресвятая Дева Мария. Среди всех женщин в Лк. она занимает исключительное место. Праведная Елисавета, матерь св. Иоанна Крестителя. О ней говорится буквально с первого стиха (1, 5 слл.), если не считать вступления 1, 1-4. Пророчица Анна, хвалящая Господа вместе с праведным Симеоном. Упоминается в повествовании о Сретении (2, 36-38). Наинская вдова. Иисус воскрешает ее сына (7, 11-16). Женщина-грешница, умывающая миром ноги Иисусу в доме Симона-фарисея (7, 36-50). Глядя на нее, Иисус рассказывает притчу о прощенных должниках и вновь возвещает милость: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит (ст. 47). Женщины в кругу учеников Иисуса. Их роль особенно подчеркивается (по сравнению с другими евангелистами, которые тоже упоминают Марию Магдалину и других женщин): 1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим (8, 1-3: ср. Мф. 27, 55-56; Мк. 15, 40-41). Марфа и Мария. Св. Лука рассказывает о посещении их дома Иисусом (10, 38-42). Правда, о Марфе и Марии говорится (в связи с другим эпизодом) и в Ин. 11. Просто безымянная женщина (сам по себе красноречивый факт) из толпы слушателей. О ней говорится: Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (11, 27) Скорченная женщина, которую Иисус исцеляет в синагоге (13, 10-17). Женщины, оплакивающие Иисуса на Его Крестном пути. Он обращается к ним: Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших... (23, 28 слл.) Много женщин и в Деян. Например, среди немногих уверовавших афинян упоминается Дамарь (Деян. 17, 34). При пристальном чтении и сравнении с другими Синоптическими Евангелиями можно найти и другие примеры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010