При виде страданий Иисус всегда испытывал глубокое волнение, вызываемое Божественным милосердием (Мф.9:36; 14:14;15:32). Не уничтожая самого страдания, Он принимает, что оно является результатом греха, Он утишает страждущих (Мф.5:5), осушает слезы на Своем пути (Лк.7:13; 8:52). Предвещая радость, которая соединит Бога с детьми Его в тот день, когда «отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис.25:8, Откр.7:17, 21:4). Страдание может стать блаженством, ибо оно подготовляет к приятию Царства, оно способствует тому, что бы «явились дела Иисус – «муж скорбей» (Ис.53:3). Он страдает от толпы «неверной и развращенной», как от «порождения ехидны», и от того, что « свои его не приняли» (Ин.1:11). Он плачет, смотря на Иерусалим, душа Его «возмутилась при мысли о Страстях (Ин.12:27). Его страдания становятся тогда смертельной скорбью, «агонией», борьбой в тоске и ужасе (Мк.14:33). В Страстях Христовых сосредоточено все возможное человеческое страдание: от предательства, до Богооставленности. (Мф.27:46) После победной Пасхи христиане должны остерегаться ложного представления: нет больше смерти, нет больше страдания! Вера их может пошатнуться перед подлинным трагизмом существования (1Фес.4:13). В свете судьбы Господа призыв взять крест свой (Лк.9:23) становятся неотложными. Если даже мать его не была избавлена от горя, если даже Сам Учитель переносил скорби и преследования «чтобы войти в славу Свою», то ученикам должно следовать тем же путем (Ин.15:20, Мф.10:24), и мессианская эра – время скорбей (Мф.24:8) Если с «Ним страдаем», то это «чтобы с Ним прославиться» (Рим.8:17), если «всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса», чтобы «и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:10). Страдание, переносимое со Христом, порождает не только « в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор.4:17) по ту сторону смерти, но и немедленную радость (2Кор.7:4). Такова радость апостолов, которые уже вначале своей деятельности в Иерусалиме открыли «радость, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян.5:41). Так объясняется и призыв Петра к радости участия в Христовых страданиях, «да и в явлении славы Его возрадуетесь, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1Петр. 4:13).

http://zavet.ru/b/orlov/sm/02.htm

Ис.49:3 . и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я про­славлюсь. «Ты раб Мой Израиль, – в Тебе я прославлюсь». Несомненно, что этого места нельзя относить к историческому, плотскому Израилю, потому что тогда получилось бы резкое противоречие данного стиха с одним из предыдущих (5 ст.). Рискованно прилагать его и к самому пророку Исаии, потому что это слишком не отвечало бы и личному смирению пророка и действительному характеру его служения. Остается, таким образом, единственно возможным и правильным относить это обращение к Мессии, Отроку Господню. «Являясь в мир, Отрок Господень изображается здесь, как исполнитель воли Божией ( Пс.39:8–9 ; Мф.5:17 ); а так как исполнение таковой воли составляло историческое призвание израильского народа и служило к прославлению Господа, то исполнивший всю волю Божию, Отрок Господень, чрез это являлся представителем Израиля, через которого прославится Бог (ср. Ис.42:1 ; Ин.17 – СПб. проф.). «В Тебе Я прославлюсь». Лучшим комментарием этих слов является известное, торжественное начало прощальной беседы Иисуса Христа со своими учениками: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» ( Ин.13:31 ). А святой Иоанн Златоуст в одном из своих толкований прекрасно поясняет, что «Бог почитает наше спасение Своею славою» (Том 10. Бес. 7, на 1Кор.2:6–7 ). Ис.49:4 . А Я сказал: напрасно Я трудил­ся, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Го­с­по­да, и награда Моя у Бога Моего. «А Я сказал: напрасно Я трудился». Данными словами Отрок Господень, Сын Божий, выражает сомнение в успехе своей миссии – даже больше того – сознает ее бесполезность и как бы разочаровывается в ней. Историческое оправдание этих слов должно видеть в том печальном обстоятельстве, что первая и ближайшая цель пришествия Мессии – собрание заблужденных овец дома Израилева ( Мф.15:24 ; Мф.23:37 ) – по жестокосердию последнего не осуществилась ( Ин.1:11 ). В сознании этой как бы некоторой недостаточности и неполноты искупительной миссии Богочеловека и следует видеть главную причину той глубочайшей сердечной муки и того чувства подавленности и покинутости, которые испытывал по человечеству Божественный Страдалец, как еще накануне, во время моления о чаше в Гефсиманской роще, так и вися на кресте, в последний предсмертный момент ( Мф.26:37–38 и Мф.27:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы знаем, что Бог Свет есть ( Ин. 1:5 ) и обитает в свете неприступном ( 1Тим. 6:16 ). Но, однако, лишь для тех Он недоступен, у кого нечистое сердце и нечистое око, Христос говорит: Я Свет, пришедший в мир, дабы всякий верующий в Меня, не оставался во тьме ( Ин. 12:46 ). Свет Божественный, как показал опыт веков, многократно и многообразно посещал и посещает человека. И никто не может указать границ благоволения Божия, поставить предел сиянию правды и славы Божией. И это потому, что Бог, повелевающий из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием Славы Божией в лице Иисуса Христа ( 2Кор. 4:6 ). Поэтому «Свет Христов просвещает всех». Он просвещает нас всякий раз, когда мы с благодарным внутренним озарением или хотя бы с горячей жаждой этого озарения взыскуем свет Христов. Иисус Христос всегда, перед всяким событием (чудом) в Своём общественном служении молился Отцу Небесному и всегда получал ответ на Свою молитву. Апостолы и святые отцы подражали Ему. Святитель Григорий Палама , желая проникнуть в тайну Фаворского Света и просветиться им, годами вопиял: «Господи, просвети тьму мою» и был услышан. Преподобный Симеон Новый Богослов всегда взывал: «Прииди, Свет Истинный, прииди, Жизнь Вечная, прииди, падших восстание. Прииди, низложенных воздвижение. Прииди, мёртвых воскресение... Прииди, Царю Всесвятый, прииди и вселися в ны». Нет сомнения, что милость Божия откликалась на эту молитву праведника. Так же пламенно взывал к Богу преподобный Макарий Великий : «Умоляю Тебя, Господи, даровать небесный Огонь, воспламеняющий и успокаивающий душу... Да снидет на неё неизреченный Свет Христа». И здесь на молитву праведника Господь даровал то, что он просил: Свет Христа, несомненно, воспламенял и успокаивал его душу. «Обратимся убо, – взывает святитель Тихон Задонский , – к Богу всем сердцем, да светом Его просветимся и любовию согреемся». Свет и во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин. 1:5 ). Мрак греховный не может затмить, преодолеть свет Христов. Сама же тьма побеждается Им. Тьма греховная окутывает, помрачает жизнь нашей души. Изживается она только непрерывными усилиями нашего духа, его неугасимой молитвенной жаждой света. Начало этой молитвенной жажды, этой непреклонной решимости духовно просветиться и есть начало света Христова в душах и сердцах наших. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Только в Новом Завете Бог открывается Отцом всех людей, и Богом не иудеев только, но и язычников ( Мф.5:45 ; Рим.3:29 ). Вообще теократическое царство Израиля или царство Божие в Ветхом Завете имело внешний характер государства, основанного на юридическом договоре, а не на любви; то было царство и время закона, а не благодати ( Евр.8:7–13 ; Ин.1:17 ). Здесь, в этом теократическом царстве Израиля, пока еще человек не дорос до свободного, разумного служения Божеству, царство Божие поддерживалось силой различных внешних средств, законов и учреждений ветхозаветной религии; но, когда человек созрел для высшего духовного служения Божеству, является Иисус Христос и основывает именно это царство Божие, царство нравственное. О цели Своего пришествия на землю и вместе с тем – сущности Своего многообъемлющего дела Господь наш Иисус Христос по различным обстоятельствам и не один раз в различных выражениях учил перед Своими слушателями. В одних местах Иисус Христос полагает сущность Своего дела в откровении Божественном, сообщении человеку истинного знания о Боге, просвещении человека. Именно эту мысль выражает Иисус Христос в след. словах: «Отче, Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели —170— они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть». ( Ин.17:6–7 ; ср. 14:6–7; 12:46). В других случаях сущность Своего дела Господь указывает в спасении людей от греха, спасении души человеческой, сообщении этой погибшей человеческой душе жизни вечной: «...Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать». ( Лк.9:56 ср. Ин.3:16–17; 6:38–40; 12:47 ср. Мф.1:21 ). Весьма часто главную цель Своего пришествия Иисус Христос указывал, как известно, в страданиях и крестной смерти за грехи людей, для их искупления 965 . Цель Своего пришествия Господь еще указывал в призвании людей к покаянию: «Я пришел призвать», говорит Он, «не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потом, на вопрос учеников, почему они не могли исцелить отрока, Господь ответил: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». А ученики все только спорили. А когда спорим, – не только не до поста и не до молитвы, но и последние силы теряем в этом бесплодном занятии. Ну а надежда, хотя она порой мала и незаметна, но это – «как бы якорь безопасный и крепкий, и входит» туда, «куда предтечею за нас вошел Иисус». И часто кресты над храмами имеют в подножии как бы полумесяц. Это именно – полумесяц якоря. Кажется, понесла волна, одолело неверие, и вдруг – спасительный удар: якорная цепь натянулась: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». И Господь на это отчаянное исповедание ничего не говорит, а просто совершает Свое дело. О шествии за Христом. Суббота пятая Великого поста, Акафиста. Мк.8:27–30 Лк.10:38–42, 11:27–28 Евр.9:24–28 . Богородице:  Евр.9:1–7 Во время Великого поста в церкви, в основном, читается послание «К Евреям». Сын Божий в первую очередь «пришел к Своим» ( Ин.1:11 ), к тем, кому было «вверено слово Божие» ( Рим.3:2 ), кому Бог «многократно и многообразно» говорил «в пророках» ( Евр.1:1 ). И они должны были узнать пришедшего Мессию, Христа, Спасителя. «Разве Израиль не знал»? ( Рим.10:19 ), – вопрошает Апостол. Господь говорит: «Исследуйте Писания»: «они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). И: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» ( Ин.5:46 ). С такой определенностью говорит Господь! А действительно, вспомним, что когда Моисей пересказывал народу о том, как строить скинию собрания, ковчег завета, жертвенник и другие священные предметы, он передал и такие Божьи слова: «Смотри, сделай их по тому образу, который показан тебе на горе» ( Исх.25:40 ). Что же показано было Моисею? Неужели только то, что он потом повелел выполнить из дерева, металлов, и тканей? Кажется, нечто большее, потому что именно он со знанием и пониманием говорил на Фаворской горе с Господом «об исходе его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» ( Лк.9:31 ). А все созданное по его повелению руками мастеров призвано было устремлять сердца к этому будущему «исходу».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И в самом деле, в пору появления гностицизма “Идея единого премирного Бога, высшего, чем боги всех исторических религий, была уже общим достоянием человечества; иудейство и христианство предлагали отождествить этого Бога с творцом видимого мира – и вот этого отождествления гностики и не могут принять. Не могут потому, что безнадежно отрицательно относятся к материи” . Однако, в Евангелии Бог-Творец, Бог ветхозаветного Израиля остается и Богом Христа. Без всякого уничижения Христос упоминает Бога Ветхого Завета: “Разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?” (Мк.12,26), “Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?” (Ин. 5, 46-47). Но если правы Блаватская и Рёрихи, то из теософских антииудейских построений (в истории религии эта точка зрения называется “антиномической” – отвергающей положительную религиозную значимость ветхозаветного закона и “маркионитской ересью” - по имени своего теоретика) следует, что на рублевской “Троице”, изображающей встречу Авраама с его Богом, изображен сатана… Поскольку же Бог Авраама и Моисея носит имя Иеговы, а для Блаватской это имя сатаны («Ильда-Баофа»), то выходит, что именно сатанинское имя начертано на всех вообще иконах Христа (ибо в крестчатый нимб Спасителя вписаны три греческие буквы , что соответствует еврейскому Иегова-Сущий). И уж не знаю – от Блаватской или еще откуда-то, но Мяло тоже проникнулась совершенно неправославной неприязнью к Священному Писанию Ветхого Завета. Ей кажется невозможным “утверждать статус древнееврейских книг как единственный и особый сегодня – зная и об Аменхотеппе IV, о законах Ману и Хамураппи” (с. 94). Тут уж одно из двух. Или Мяло считает гимн Атону , законы Ману и Хамураппи Боговдохновенными, или же она отказывает Ветхому Завету в Боговдохновенности и принижает Священное Писание до уровня языческих исканий. Первое противоречит словам Христа – “Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники” (Ин. 10,8). Второе же предположение противоречит Христовым же словам о том, что ветхозаветные Писания пророчествуют о Нем: “Исследуйте Писания, они свидетельствуют о Мне” (Ин. 5,39).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Эта теория подразумевает, что перед большим взрывом действовали такие супер силы гравитационного отталкивания, которые были настолько мощные, что они развивали скорость в несколько сот тысяч раз больше скорости света, что противоречит всем известным теориям. Но говорится, что тогда была другая ситуация. А их никто никогда не видел. А иначе и математика не работает. Это вещи которые заведомо не проверяемые. 156. Как опровергается теории происхождения человека от обезьяны? И Библия специально показывает не подобие человека и животных, чтобы человек не пытался приводить животных в свои предки: «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» ( Быт.2:20 ). Наименование животных предков – это тинизм, старое языческое заблуждение, когда человек производил себя из разных татемов. 157. Откуда берутся лжеученья? Разум у человека после грехопадения заболевает и болезнь усиливается, поэтому человек зная, предпочитает не знать. Так возникает язычество, человек имеет знания, но начинает их искажать. Все современные ереси имеют туже природу. 158. Какие причины имеют болезни? Болезнь имеет три причины: 1) Наказание за грехи. «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ). 2) Показание могущества Господа. «Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин.9:2–3 ); «Господь сказал: кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь?» ( Исх.4:11 ). 3) Для спасения человека – вся книга Иова Многострадального. Здесь Бог как тренер учит человека. Это не жестоко, так как кратковременно, и для нашего блага и спасения. 159. Какие доказательства в св. Писании, что Иисус послан Богом Ветхого Завета? В Новом Завете 276 ссылок на Ветхий Завет . Бог в Ветхом Завете предсказывал появления Сына Божия. Сам Господь говорил: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» ( Ин.5:45–46 ). 160. От кого зависят судьбы народов?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

При свете этих мыслей мы удобно поймем истинный смысл тех мест св. Писания, на которые во все времена указывали неправомыслящие в опровержение догмата о Божестве Господа Иисуса. Так – а) когда Он сказал: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также ( Ин.5:19 ), то сказал по личному отношению Своему к Отцу, от Которого и с Которым имеет не только единое бытие, но и единое хотение, единое действование, единое могущество; а потому, естественно все, что ни творит, творит всегда от Отца и с Отцом, и ничего не может творить только от Самого Себя; 1 б) когда сказал: «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ), то сказал, сколько по личному отношению ко Отцу, как виновнику Своему, 2 столько же, и по своему человечеству, которое без сомнения, ниже Божества; 3 в) когда сказал: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.22:17 ), то сказал и как Сын Божий и как человек: ибо Бог есть Отец Его по естеству, а Богом Его соделался по домостроительству, поскольку Сын принял на Себя человеческую природу, – между тем, как по отношению к нам, наоборот, Бог есть Отец только по благодати, а Владыка и Бог по естеству; 4 г) когда сказал: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк.13:32 ; Мф.24:36 ), – сказал и по человечеству Своему, находясь притом в состоянии произвольного самоуничижения, 5 и по планам домостроительства, находя неполезным открывать людям о времени суда; 6 д) когда сказал: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ), – показал в Себе две воли: человеческую, которая по немощи плоти, молилась, чтобы страдание миновало, и Божескую, которая совершенно сходна или тождественна с волею Отца, и готова была принять страдание и смерть; 7 е) когда воззвал на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ), то воззвал Он, от лица нашего: ибо не за Себя страдал Он, а за нас, и не Сам Он был оставлен Богом Отцом (это и невозможно по единству и нераздельности Их существа), но мы были оставлены, для примирения коих с прогневанным Божеством Он и восходил на крест. 8

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010