О переставлении гор см. комментарии к Мф.17:20 . Мф.21:22 .  и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. (Ср. Мк.11:24 ). Слова Спасителя имеют здесь приблизительно тот же смысл, как и в Мф.7:7 . Мф.21:23 .  И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? (Ср. Мк.11:27–28 ; Лк.20:1–2 ). Как мы видели, это событие нужно относить ко вторнику, когда Христос возвратился в Иерусалим. Он ходил в здании храма ( περιπατοντος ατο – Марк) и учил (Матфей и Лука). В это время, по словам Матфея, подошли к Нему первосвященники и старейшины, а согласно Марку и Луке, еще и книжники. Нужно думать, что это была официальная депутация от Синедриона. Златоуст говорит: «Подобный вопрос предложили они и у евангелиста Иоанна, хотя не теми же словами, но в том же смысле ( Ин.2:18 )». О знамениях начальники храма теперь не просят, как при первом очищении храма ( Ин.2:18 ), потому что тогда Христос не был еще известен как Великий Чудотворец. Но теперь Он совершил уже много знамений, которые также подводятся под общее выражение τατα . Мф.21:24 .  Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; (Ср. Мк.11:29 ; Лк.20:3 ). На вопрос начальников Спаситель не дает прямого ответа. Он отвечает контрвопросом, от ответа на который зависело и решение вопроса, предложенного первосвященниками и старейшинами. Вместо того, чтобы отвечать на вопрос начальников Самому, Он предлагает ответить на него им. «Спрошу вас об одном» ( λγον να) – дам вам один вопрос, скажу только несколько слов, не более. Мф.21:25 .  крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? (Ср. Мк.11:30–31 ; Лк.20:4–5 ). Когда Иоанн проповедовал и крестил, то власти послали священников и левитов допросить, кто он ( Ин.1:19 и сл.). Это, в сущности, равнялось вопросу, какой властью он это делает и кто дал ему эту власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но Бог , Который обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ), всю Свою деятельность в мире проявлял и проявляет чрез Единородного Своего Сына. Им творил Он мир, как уверяет св.евангелист, говоря: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Им Он содержит все, как уверяет апостол, говоря, что все в Иисусе Христе стоит ( Кол.1:17 ). Им искупил мир, как уверяет Сам Иисус Христос , говоря: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Ему предоставил и весь суд над миром, как уверяет Сам Спаситель, говоря, что Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца ( Ин.5:22–23 ). Облеченный правом суда над целым миром, Богочеловек Иисус Христос неоднократно говорил: знайте, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи ( Лк.5:24 ), – и, сказав наперед расслабленному: прощаются тебе грехи твои ( Лк.5:20 ), присовокупил: встань, возьми постель твою и иди в дом твой ( Лк.5:24 ). Пребывая с верующими, по непреложному Своему обетованию, во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ), Иисус Христос поставил Своей Церкви одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания тела Христова ( Еф.4:11–12 ). Когда Христос жил на земле, Его окружали мытари и блудницы, исповедуя грехи свои и приемля от Него отпущения беззаконий. Потекли прекрасными ногами ( Рим.10:15 ) апостолы на евангельскую проповедь во все концы вселенной, и везде, где только с верою принято имя Христово, слышалось исповедание грехов пред ними. В них, как служителях алтаря Господня, Христос, по выражению ап.Павла, положил слово примирения ( 2Кор.5:19 ), соделал их посредниками между Богом оскорбляемым и человеком, прогневляющим Бога. Им даны от Бога ключи царства небесного ( Мф.16:19 ), власть разрешать и вязать – прощать грехи искренне кающимся и не прощать грехов за беспечность о покаянии или холодность сердца. Сам Господь по воскресении из мертвых облек их правами священной власти, говоря: Примите Духа Святаго. Кому отпустите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Но вот и сад Иосифа. Они входят в него и, приближаясь ко гробу, с удивлением замечают, что камень отвален ( Мк.16:4 ). Расстроенные и взволнованные вошли жены-мироносицы внутрь гроба и не нашли тела Господа Иисуса ( Лк. 24:3 ), что еще больше увеличило их недоумение. И вдруг в ужасе на правой стороне гроба они увидели юношу, облеченного в белую одежду, который им сказал: – Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам ( Мк.16:6–7 ). Потрясенные жены-мироносицы в ужасе побежали от гроба и сначала от страха ничего никому не сказали ( Мк.16:8 ). Но потом, когда они успокоились, страх сменился великой радостью, поделиться которой, согласно повелению ангела, они и поспешили с апостолами (см.: Мф. 28:8 ). Между тем весть, принесенная Мариею Магдалиною ближайшим ученикам Господа о похищении тела Учителя заставила обоих апостолов тотчас ( Ин.20:3 ) пойти ко гробу. Достигнув гроба ранее Петра, Иоанн наклонился и посмотрел внутрь, и увидел, что тела нет, а лежат одни лишь погребальные пелены; в раздумье стоял возлюбленный ученик Христов, ожидая Петра, который вскоре пришел вслед за ним ( Ин.20:6 ). Апостол Петр вошел во гроб и видит одни пелены лежащие. И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте ( Ин.20:7 ). За Петром вошел в пещеру и Иоанн; погребальные пелены и особенно вид головного плата, свитого и лежащего на другом месте, возбудили в нем веру, что Господь воскрес: «В самом деле, – говорит святой Иоанн Златоуст , – если бы кто перенес тело, то сделал бы это не обнажая его, равно как, если бы кто украл его, то не стал бы заботиться о том, чтобы снять плата, свить его и положить на другом месте, но взял бы тело в том виде, в каком оно лежало. Поэтому евангелист предварительно и сказал, что при погребении Христа употреблено было много смирны, которая не хуже свинца приклеивает пелены к телу». Не с одинаковым чувством покинули ученики опустевший гроб своего Учителя; «Петр не нашел в нем света воскресения и вынес из него только удивление, – пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему ( Лк.24:12 ), Иоанн вошел во гроб и обрел хотя невидимый, но действительный внутренний свет веры в воскресение Христово (см.: Ин. 24:8 ; Филарет, митрополит Москов.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иерусалим в это время представлял огромный лагерь пилигримов: площади, улицы (по сторонам), крыши домов, сады, дворы, окрестные поля, горы и долины – всё застраивалось палатками. Главные постановления и обычаи праздника содержали указания и намёки на те чудные дела Иеговы, которых свидетелем был Израиль в продолжение длинного времени странствования в пустыне. Совершавшаяся каждое утро во храме жертва возлияния напоминала о воде, чудесно изведённой из каменной скалы Моисеем. Брали в руки ветви древесные, особенно красивых дерев, пальмовые, широколиственные и вербу речную, и так веселились пред Господом. Так как праздник приходился вскоре после собирания плодов ( Втор. 16:13 ), то весело праздновали его, давали большие пиршества, и вина было немало по собранию винограда. Праздник был такой весёлый, что Плутарх сравнивал его с праздником в честь Бахуса (у язычников). Это был последний из великих праздников (осенний); такого праздника не было уже у иудеев до Пасхи (полгода). 3. Ин. 7:3 . Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ин. 2:12 ; Мф. 12:46, 13:55 п.; Деян. 1:14 ; 1Кор. 9:5 ; Гал. 1:19 . 4. Ин. 7:4 . Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ин. 3:20, 6:30, 18:20, 11:54, 14:22 . 5. Ин. 7:5 . Ибо и братья Его не веровали в Него. Пс. 68:9 . Братья Его: названные, а не родные (см. Мф. 13:55 и 3–5 парал.; Мф. 1 и прим.). – Сказали Ему и пр.: речь их объясняется тем, что они не веровали в Него, как замечает далее сам евангелист (ст. 5). – Выйди отсюда: т. е. из Галилеи, где доселе в продолжение полутора лет действовал Христос, и иди в Иудею, и именно в Иерусалим на праздник кущей, куда на то время стекалась со всех сторон огромная масса народа. – Чтобы и ученики Твои и пр.: под учениками разумеются, очевидно, последователи Господа в Иудее и других местах, кроме Галилеи. Что таковые были в Иудее, и во множестве, на это указывает прежнее замечание евангелиста о них – ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Объясн. О Слове жизни (ст.1) апостол Иоанн говорит, что Оно было от начала: ср. Ин.1:1 , потом сделалось видимо для очей апостолов, было рассматриваемо и осязаемо ими: Ин.20:27–28 . Затем, называя это Слово самой Жизнью (подобно Ин.1:4 ), апостол говорит, что Оно, будучи вечным, сначала было у Отца (ср. Ин.1:1 ), потом явилось апостолам. Всё это, очевидно, должно разуметь не об учении Христа, которое нельзя осязать, а о Самом Христе, о вечном Сыне Божием. Слова апостола: «чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» (ст.3), показывают нам, что чрез послушание слову апостолов, чрез почитание их за имя Христово: Мф.10:40 , мы имеем общение со Христом, Который сказал: слушающий вас, Меня слушает»: Лк.10:16 . Флп.4:6–7 . «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Объясн. Здесь говорится об обязанности каждого христианина пребывать всегда в молитве: 1Фес.5:17 , дабы вселить в себя мир Божий, но этот мир только могут иметь истинные христиане. Путь к нему единственный – истинная христианская вера: 2Тим.2:5 . Вкушение мира Божия есть то же, что вкушение Богообщения. Общение же с Богом бывает только в Господе Иисусе Христе, – путём, который содержит одна Православная Церковь : 1Тим.3:15 . 26) О царстве Божием Лк.14:17–23 . Притча о званных на вечерю. Объясн. Главная мысль этой притчи та, что многие, ради житейских попечений откажутся от Царствия Божия, стало быть, нам нужно внимательно смотреть за собой: Лк.21:34 ; но также отказываются от Царства Божия непослушные Церкви и заблуждающиеся в вере: Мф.18:17 ; Тит.3:10–11 . Лк.17:20–21 . «Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Объясн. Слова Иисуса Христа не опровергают учения о царстве Божием как о видимой Церкви, преслушники которой лишаются даже и звания христианина: Мф.18:17 ; Еф.1:22–23 ; кто не пренебрегает Церковью и служит Главе Её, тому чрез посредство таинств подаётся благодатная жизнь, приходит царство Божие: Рим.14:17–18 ; Ин.6:56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О вечной жизни в любви Библия и Церковь согласно учат так. (I) Ее начало с помощью благодати Божией полагается человеком еще на земле . (II) За гробом она лишь полнее и беспрепятственнее раскроется в тождественном своем содержании . Раздел I Библейское учение о начале вечной любвеобильной жизни на земле высказывается, например, в таких изречениях. «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (ср. Ин.17:3 ). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ). «Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин.5:40 ). «Вода, которую Я дам, сделается в пиющем источником воды, текущей в жизнь вечную» (ср. Ин.4:14 ). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин.6:54 ). «Мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев... Всякий ненавидящий брата... не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Ин.3:14–15 ). «Наша жизнь на небесах уже есть " (ср. Флп.3:20 ). «Благодать воцарилась через праведность к жизни вечной» ( Рим.5:21 ). Содержание вечной жизни на земле в любви отметил Сам Спаситель. На вопрос книжника: «что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную? – Он ответил: возлюби Господа... и ближнего» (ср. Лк.10:25, 27 ). «Хорошо и приятно жить братьям вместе, ибо в этом Господь обещал вечную жизнь», – повторяет за Спасителем и Церковь в одном богослужебном песнопении. Продумывая изложенные выше библейские воззрения на сущность вечной жизни в нашем временном бытии, находим, что признаками ее раскрытия во всякой человеческой личности служат: изглаждение здесь всякого своекорыстия, своеволия и вообще самолюбия, посвящение себя богоугождению и чрез то непрерывное умножение в себе благодатных Божиих напечатлений, воспламеняющих истинную любовь. Исполненное любви благодатное единение с Богом и ближними составляет самую основу вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Притом тогдашнее иудейство вообще ожидало увидеть в Мессии Судью, и притом Судью, главным образом, над миром языческим, который доселе угнетал избранную иудейскую нацию. Поэтому Христос и говорит, что самое существенное в Его призвании как Мессии есть именно спасение мира, а не производство суда над миром (этим, конечно, не исключается тот будущий суд, который Христос со временем будет совершать над всей вселенной; см. Ин.5:27–29 ). Ин.3:18 .  Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Впрочем, суд над миром, и ближе всего над евреями, уже идет. Этот суд, можно сказать, совершается сам собою: одни принимают Мессию и не подвергаются, не могут подвергнуться суду в смысле осуждения. Другие уже ясно обнаружили свое неверие во Христа, и потому их участь уже решена: они осуждены теперь за то, что не поверили во имя Сына Божия, т.е. не признали в Нем Того, Кто получил столь ясное и определенное о Себе свидетельство со стороны Божия посланника Иоанна как Единородный Сын Божий, вечно сущий в недре Отца ( Ин.1:15–18 ). Последний же, Страшный суд, собственно, не привнесет чего-либо нового в определении участи таких людей: он только засвидетельствует перед всеми их виновность. Ин.3:19 .  Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; Христос разъясняет здесь, какой «суд» Он имел в виду в предшествующем стихе. Сущность этого суда заключается в том, что «свет», т.е. свет Христовой истины, заблистал в мире, находящемся во тьме грехов и всяких предрассудков. «Люди же», т.е. те неверующие, о которых шла речь в предыдущем стихе (кроме таких, были и веровавшие во Христа люди), отстранились от этого света, им приятно было оставаться в прежней тьме. Почему? Потому что «дела их», т.е. все их поведение, нравственный их характер, не дозволяли им пойти навстречу свету ( πονηρ τ ργα – дела нравственно злые, коварные). Ин.3:20 .  ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, Ин.3:21 .  а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мария поначалу принимает Иисуса за садовника. Несмотря на то, что Иисус заговорил с Марией, она продолжает не узнавать его. И только после того, как Он называет ее по имени, та понимает, Кто перед ней. Почему Мария Магдалина не узнает воскресшего Иисуса? Вряд ли можно это объяснить тем, что она плакала, или тем, что было еще темно. Скорее, причина в том, что изменился Его внешний вид. Этот вывод подтверждается свидетельствами других Евангелистов: у Луки два ученика не узнают Иисуса, когда Он присоединяется к ним по дороге (Лк. 24:13-35), а затем другие ученики принимают Его за духа, и Ему приходится доказывать, что Он — Тот Самый Иисус, Которого они видели и знали (Лк. 24:36-43). У Иоанна Иисус в доказательство того, что это Он, а не кто-то другой, показывает ученикам Свои руки, ноги и ребра (Ин. 20:20), а Фоме — раны на Своем теле (Ин. 20:27). Когда Иисус стоит на берегу, ученики не узнают Его (Ин. 21:4). В евангельских рассказах о воскресении перед нами предстает Христос, имеющий руки, ноги, ребра, раны на теле. В то же время узнают Его не сразу, а если и узнают, то, скорее, по косвенным признакам: голосу, знакомому жесту, произносимым словам. Мария узнала Его «не по виду, но по и то не сразу, а только когда Он назвал ее по имени. Можно вспомнить слова Иисуса о добром пастыре, чьи овцы «слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени... а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10:3-4). Явление двум ученикам на пути в Эммаус Обратимся к повествованию о явлении Иисуса двум ученикам на пути в Эммаус. Основным источником здесь служит Евангелие от Луки, однако эпизод кратко упоминается и у Марка: «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили» (Мр. 16:12-13). Выражение «в ином образе» заслуживает внимания. Оно, по-видимому, указывает на изменение не только внешнего вида Иисуса, но и природы Его тела, которое после воскресения обрело сверхъестественные свойства.

http://patriarchia.ru/db/text/5927765.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010