О суде перед Синедрионом вовсе не говорится. Точнее, иудейский суд представлен здесь очень кратко – как допрос у Анны, тестя Каиафы, и у самого Каиафы ( Ин. 18, 13–27 ). Ответы Иисуса – 20 Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего...; 23 если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? ( Ин. 18, 20. 23 ) и др. – звучат как спокойное свидетельство о Его собственной правде. Гораздо больше места уделено рассказу о суде перед римлянами ( Ин. 18, 28 – 19, 16 ). Именно здесь сосредоточен главный акцент истории суда. Внешне суд происходит над Иисусом, но на самом деле суд вершит Он Сам – как Царь, Чье Царство не от мира сего ( Ин.18, 36 ). Так исполняются Его же пророческие слова: Ныне суд миру сему ( Ин. 12, 31 ). Во время судебного процесса Пилат вынужден то выходить к иудеям, находящимся вне претории, «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин. 18, 28 ), то вновь входить внутрь для разговора с Иисусом. Это происходит семь раз, так что вся сцена оказывается четко поделена на семь эпизодов, из которых четвертый, центральный – «коронование» Иисуса терновым венцом и издевательское приветствие Его как царя ( Ин. 19, 2–3 ) 889 . Впрочем, все повествование о Страстях наполнено многозначительными деталями. Здесь уместно еще раз вспомнить, что Евангелие написано Иоанном много лет спустя после описываемых событий, так что оно предстает как рассказ, полный смысла, актуального для Церкви. Хитон – не сшитый, а сотканный целиком, символизирует то единство учеников как Церкви, о котором Христос говорил на Тайной Вечере (см. Ин. 17, 11. 21 ). Даже воины говорят: «не станем раздирать его» ( Ин. 19, 24 ), где «раздирать», по-гречески sxi/zw, на вербальном уровне напоминает о «схизме». «Совершилось!» из уст Иисуса на Кресте ( Ин. 19, 30 ) звучит как финал мировой истории, как завершение суда над миром. И, преклонив главу, предал дух, – эта странная для описания смерти фраза перекликается с тем, как на Тайной Вечери Иисус обещал послать Своим ученикам Другого Утешителя, Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

10), и даже призывает «сносить немощи бессильных... угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал...» (Рим 15. 1-3). Однако из среды грешников он выделяет людей лукавых, пытающихся войти к христианам в доверие, притворно выдавая себя при этом за их братьев. С ними апостол рекомендует «не сообщаться» и «даже… не есть вместе» (1 Кор 5. 9-11). Ап. Павел неоднократно перечисляет Г., повинные в к-рых «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-11; Рим 1. 29-31; Гал 5. 19-21; Кол 3. 5-8; Еф 5. 3-5; 1 Тим 1. 9-10; и др.). При этом он обращает особое внимание не только на духовную, но и на телесную чистоту. Призывает не злоупотреблять вином, «от которого бывает распутство» (Еф 5. 18); избегать блуда, в к-ром «блудник грешит против собственного тела», становясь «одним телом» с блудницей; соблюдать телесную непорочность, потому что «тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои» (1 Кор 6. 15-19). Греховная жизнь, согласно Соборным Посланиям, не преодолевается одними лишь декларативными заявлениями человека о его вере в существование Бога (ср.: Иак 2. 26) или о его любви к Богу (ср.: 1 Ин 4. 20). Авторы Посланий предостерегают: вера может оказаться «мертвой» и бесовской (Иак 2. 17, 19), а любовь - лишь «словом» (1 Ин 3. 18), за к-рым ничего не стоит. Они призывают христиан занять активную жизненную позицию, к-рая проявляется в соблюдении всего того, что заповедал им Христос (1 Ин 2. 3). «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2. 4). Вера обнаруживает себя в добрых делах (Иак 2. 14-26), а любовь к Богу - в любви к окружающим (1 Ин 4. 20-21). Любить же «словом или языком», а не «делом и истиною» (1 Ин 3. 18) - значит не иметь в себе Бога (ср.: 1 Ин 4. 12). Любое слово, не подкрепленное делом,- слово «гнилое» (ср.: Еф 4. 29). Осознавая важность слова в жизни христианина, ап. Иаков посвящает ему целую главу. Он отмечает, что Г., совершаемые посредством слова, не следует считать незначительными.

http://pravenc.ru/text/Грех.html

Мария Магдалина «видела Господа» ( Ин. 20:18 ) «Он показал им руки... и рёбра Свои» ( Ин. 20:20 ) «Ученики обрадовались, увидевши Господа» ( Ин. 20:20 ) «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей...» ( Ин. 20:25 ) «Потому что увидел Меня...» ( Ин. 20:29 ) «Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь». ( Ин. 21:12 ) «В продолжение сорока дней являясь им...» ( Деян. 1:3 ) Воскресший Господь при Своих явлениях показывает следы от ран, полученных при казни: Лука пишет о руках и ногах. ( Лк. 24:39–40 ) Матфей не упоминает об этом. Иоанн упоминает Его руки и рёбра. ( Ин. 20:20–25,27 ) «Явления воскресшего Христа удостоверяются также чувством осязания, – продолжает Спарроу Симпсон. – Наиболее ясно об этом пишет Лука: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня... ( Лк. 24:39 ) Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда; и взяв ел пред ними». ( Лк. 24:42,43 ) Профессор Торберн добавляет: «В Евангелии от Марка «галлюцинаторное» видение имеет слуховую сторону: ангел велит женщинам идти и объявить о случившемся ученикам. ( Мк. 16:5–7 ) Аналогичным образом у Матфея (который в значительной мере опирается на те же источники, что Марк), женщины одновременно видят и слышат Иисуса, а также осязают Его». ( Мф. 28:9,10 ) Галлюцинации обычно ограничены во времени и пространстве. Как правило,. они сопутствуют местам или обстоятельствам, вызывающим воспоминания. Ни время, ни место явлений Христа никак не способствовали галлюцинациям свидетелей. Никому не чудились, в силу знакомой обстановки, фантастические события. Отсутствие внешних обстоятельств, ведущих к галлюцинациям, отмечает Джон Р.У.Стотт. «Если бы явления произошли в одном или двух местах, особо святых для почитателей Иисуса и связанных с Его памятью», – пишет он, – и если «они находились бы в настроении ожидания», то «у нас вполне могли бы возникнуть подозрения». Стотт приходит к следующему заключению: «Если бы мы располагали лишь рассказом о явлении Христа в горнице, мы могли бы сомневаться и задавать вопросы. Если бы одиннадцать апостолов собрались в этом особом месте, где Иисус провёл с ними несколько часов из числа Своих последних на земле, если бы они оставили Его место пустым, и предавались бы сентиментальным воспоминаниям о волшебстве прошедших дней, вспоминая Его обещания вернуться и надеясь на Его возвращение, покуда жар их ожиданий не был бы утолён Его внезапным появлением, можно было бы и впрямь опасаться, что они стали жертвой жестокого заблуждения».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Ин.11:16 .  Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Но Фома не поверил успокоительным словам Господа. Евангелист при этом замечает, что прозвище Фомы было «близнец» или, правильнее, человек двоящейся природы ( Δδυμος, от δο – «два»), живущий в постоянных переходах от одного настроения к другому (ср. выражение δψυχος у Иак.1:8 – «человек с двоящимися мыслями», или διστζων у Мф.14:31 – «маловерный»). Он следует за Христом как Его апостол и в то же время не доверяет тому, чтобы Христос в это путешествие в Иудею мог благополучно избавить от опасности и Себя и Своих учеников. «Пойдем, и мы умрем с ним» («чтобы и нам умереть с ним» – свт. Иоанн Златоуст ). Он хочет сказать, что там, в Иудее, их всех ожидает смерть, что они умрут, как умер Лазарь («с ним»). Он, конечно, находится под влиянием той мысли, что Христос не смог исцелить болезнь Лазаря, а о делах Христа, совершенных раньше ( Мф.9:18–25 ; Лк.7:11–17 ), а также и о Его обещаниях ( Ин.5:21–29 ) он как будто совсем забыл. Такое же недоверие к силе Христовой Фома проявил и после, когда ему было сообщено о воскресении Самого Христа ( Ин.20:24 ). Ин.11:17 .  Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Ин.11:18 .  Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; Ин.11:19 .  и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Когда Господь прибыл в Вифанию, тут уже находилось много иудеев, пришедших, согласно обычаю, утешать осиротевших женщин в их скорби. От Иерусалима до Вифании было недалеко – всего около 15-ти стадий, т.е. около 3 километров. Из того, что в Вифанию пришло много посетителей, можно заключать, что семья Лазаря была не бедная и пользовалась уважением. Плач же об умершем и утешение сирот приходящими знакомыми и родными продолжались обыкновенно в течение семи дней. Из этих семи дней четыре уже прошли, когда Христос прибыл в Вифанию. Ин.11:20 .  Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Ин.11:21 .  Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ин.2:20 .  На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? Иудеи признают слова Христа о том чуде, которое Он мог бы совершить в три дня, прямо нелепыми. С насмешкой они замечают Ему, что Иродов храм строился сорок шесть лет – как его может Христос восстановить в случае разрушения в три дня, т.е., как, вероятно, они понимали выражение «в три дня», в самое короткое время (ср. 1Пар.21:12 ; Лк.13:32 )? Под «построением храма» иудеи, очевидно, понимают продолжавшиеся в храме работы по возведению разных храмовых построек, работы, закончившиеся только в 63 году по Р. X., следовательно, только за семь лет до его разрушения. Ин.2:21 .  А Он говорил о храме тела Своего. Ин.2:22 .  Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. Христос не стал ничего отвечать на замечание иудеев, ясно было, что они не хотели Его понять, а тем более – принять. Ученики Христа также не обратились к Нему с расспросами по поводу сказанных Им слов, а Сам Христос в настоящем случае не имел нужды давать им объяснения. Цель, с которой Он появился во храме, была достигнута: Он заявил о Своем намерении начать Свою великую Мессианскую деятельность и начал ее символическим действием очищения храма. Тут же обнаружилось и то, в каких отношениях станут к Нему представители иудейского народа. Таким образом Он открыл Свое общественное служение. Ин.2:23 .  И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Ин.2:24 .  Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех Ин.2:25 .  и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке. Здесь евангелист говорит о том впечатлении, какое произвел Иисус Христос Своим первым выступлением в Иерусалиме на народные массы. Так как Господь в этот раз совершил много знамений или чудес (см. стих 11) в течение восьми дней праздника Пасхи и так как при этом Он неоднократно выступал в качестве учителя, как это видно, например, из слов Никодима ( Ин.3:2 ), а отчасти и из слов Самого Христа ( Ин.3:11, 19 ), то многие в Него уверовали. Если здесь Иоанн упоминает только о «знамениях», которые привели ко Христу многих иудеев, то этим он свидетельствует, что для большинства знамения действительно были решающим моментом в их обращении ко Христу. Поэтому-то и апостол Павел говорил: «Иудеи требуют чудес» ( 1Кор.1:22 ). Они веровали «во имя Его», т.е. видели в Нем Мессию, и хотели образовать общину с Его именем. Но Господь хорошо знал всех этих верующих и не доверял твердости их веры. Он знал и вообще всякого встречавшегося Ему человека в силу Своего чудесного прозрения, опыты которого Он недавно уже явил ученикам Своим ( Ин.1:42–50 ). Поэтому число учеников Христа за эти восемь дней праздника не прибавилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

· Священное Предание – Деян.16:4 – они предавали верным... (не письменно, а духовно и устно); Ин.21:25 – миру не вместить бы написанных книг...; 2Фес.2:15 – стойте и держите предания...; Ин.20:30 – не написано в книге сей...; 1Кор.11:2 – держите предания...; 2Кор.3:3 – вы – письмо Христово,... написанное не чернилами, но Духом Бога живаго... (не письменно, а духовно и устно); Евр.6:2 – учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном... (подробности этих священнодействий здесь не раскрыты, но известны православным); Мк.1:15 – веруйте в Евангелие (до написания книг Нового Завета!)...; 2Тим.2:2 – что услышал от меня...; Мф.13:11 – вам дано познать тайны Царства Небеснаго, тем же не дано... (какие тайны – в тексте не указано); Кол.3:16–17 – делали словом или делом...; 2Ин.1:12 ( 3Ин.1:13–14 )- поговорить устами к устам...; 2Фес.3:5 – Господь же да направит ваши сердца... (не письменно, а духовно и устно); Мф.15:7–10 – уча учениям, предписаниям человеческим... слушайте и разумейте...; Мф.28:20 – уча их соблюдать все, что Я заповедал вам... (не письменно, а духовно); Иуд.3 – за веру, раз навсегда преданную святым (до написания книг Нового Завета!)...; Кол.1:5–7 – слышали раньше в слове истины... как научились... (не письменно, а духовно и устно); Ин.1:34 – я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий... (не письменно, а духовно и устно); Мк.4:11 – и говорил им: вам дана тайна Царства Божия... (не письменно, а духовно и устно); Деян.1:3 – которым Он и показал Себя живым, по страдании Своем, со многими доказательствами, сорок дней являясь им и говоря о Царстве Божием...; 8:12 – благовествующему о Царстве Божием и об имени Иисуса Христа...19:8 – он дерзновенно проповедовал в течение трех месяцев, споря и убеждая о Царстве Божием... (не письменно, а духовно и устно); 28:23,31 – говорил им, свидетельствуя о Царстве Божием, и убеждая их об Иисусе... проповедуя Царство Божие и уча о Господе Иисусе Христе... (не письменно, а духовно и устно); 1Тим.6:20 – вверенное тебе сохрани... (не письменно, а духовно и устно); 2Петр.1:20 – ни одно пророчество в Писании не допускает частного объяснения...; 3:16 – во всех посланиях... есть нечто трудно поддающееся пониманию, что невежды и неутвержденные извращают, как и прочие Писания, к собственной гибели... (понимается лишь в Священном Предании); 1Тим.2 :.6 – таково было в свое время свидетельство...; Откр.3:3 – вспомни, что ты принял и слышал, и храни... (не письменно, а духовно и устно).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Еф.3:21 . «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь». Объяснение. Вот ясное и определённое свидетельство о вечности Церкви Христовой, в которой главе её – Христу будет слава во все роды, от века до века. Определение о вечности Церкви сделано Самим Господом: Мф.16:18:28:20 . 4Цар.17:20:23 . «И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего... Доколе Господь не отверг Израиля чрез всех рабов Своих, пророков». Объяснение. Обетования Божии, что евреи вечно будут владеть землёю обетованною, были даны Богом под условием исполнения заповедей Божиих: Ис.1:19–20 ; Лев.25:18 ; при этом эти обетования простирались только на Ветхий Завет. При наступлении же «полноты времени», когда Бог послал Сына Своего Единородного: Гал.4:4 , тогда Этот Сын, Господь наш Иисус Христос , создал Церковь Свою, составляющуюся из разных членов: Еф.4:11–14 ; 2Тим.2:20–21 , и обещал ей существование вечное, до второго славного Своего Пришествия: Мф.28:20:16:18 . ж) Взаимообщение верующих в Церкви 1Ин.1:7 . «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете: то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Объяснение. Под светом разумеется здесь истинное познание и, как необходимые следствия его, богоугодная жизнь, начало и основание вечной жизни. Всё это обнаруживается во взаимном общении верующих: ст.3; Ин.17:20–21 , и в очищении, в оправдании от грехов кровию Иисуса Христа. К делам взаимного общения верующих относятся, между прочим, молитвы о всех: молитвы святых умерших за живых: Откр.8:3 ; 2Пет.1:14–15 , молитвы оставшихся в живых за умерших: Сир.7:36 ; Тов.4:17 , молитвы ко святым. К делам очищения через Кровь Иисуса Христа относятся все Таинства, наипаче же Крещение, Причащение, Покаяние, Елеосвящение; Ин.3:5:6:56 ; Мф.18:18 ; Деян.19:18 ; Иак.5:14–15 . Если же кто скажет, что Кровь Христова очищает нас без всяких таинственных действий, без всякого посредства со стороны людей (призванных, по учению Православия, к совершению таинств, тому читай дальше: ст.8–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ин.10:9–10 . «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Объясн. Под овцами должно разуметь тех, кого Евангелист Иоанн в другом месте называет чадами Божиими: Ин.11:52 . Это люди от всякого колена и языка: Откр.5:9 , люди, хотящие творить волю Божию: Ин.7:17 , Эти люди не послушают ложных пастырей, помня предостережение евангелиста: Мф.24:23–26 , и предсказание апостолов: 2Пет.2:1–2 ; 1Тим.4:1 ; 2Тим.3:1–2 . Ин.10:29 . «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего». Объясн. Здесь говорится опять о тех верующих во Христа, данных Ему Богом Отцом, которые, как ветви, пребывают на лозе: Ин.15:5 ; их никто не может похитить из рук Божиих; но заблудшие хотя и мнят о себе, что они служат Богу, на самом же деле, вследствие непризнания за истину всей совокупности учения евангельского, должны считаться неверующими и духовно ослеплёнными: 1Кор.2:14 ; 2Кор.4:3–4:3:14 ; Еф.4:18 . Ин.12:36 . «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошёл и скрылся от них». Объясн. Эта образная речь будет понятна, если прочтём Ин.11:9–10 . Ходить во свете – значит достигать спасения верой во Христа и всю совокупность Его учения: Ин.20:31 ; тьма – противоположное истине, ложь – омрачение духовное: Рим.1:21 ; 1Ин.2:11 . 1Пет.5:6–7 . «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Объясн. Попечение Господа Бога о нас не освобождает нас от обязанности принадлежать к истинной Церкви Христовой, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 , напротив, внушается бодрствование и твёрдость в вере, дабы дьявол – этот отец всякой лжи – не мог поглотить нас в пасть заблуждений, о которых предсказал апостол Павел: 1Тим.4:1 ; 2Пет.2:1–3 . Иуд.1:24–25 . «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славой Своей непорочными в радости, единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ин.8:1 .  Иисус же пошел на гору Елеонскую. Ин.8:2 .  А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. После того как народ разошелся по домам ( Ин.7:53 ), Христос удалился, по Своему обычаю (ср. Лк.21:37 ), на гору Елеонскую в дом кого-либо из Своих друзей, чтобы там переночевать (ср. Мф.21:1 ). Утром же на другой день Он снова явился в храм и, сидя, учил там народ. Ин.8:3 .  Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, Ин.8:4 .  сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; Ин.8:5 .  а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Приведшие ко Христу жену-грешницу вовсе не хотели, чтобы Он постановил о ее поступке какой-нибудь приговор. Иначе они должны были бы привести вместе с нею и мужчину, который согрешил с этой женщиной, так как закон требовал казни не только прелюбодейки, но и прелюбодея ( Лев.20:10 ). Хотя в законе не сказано, что за прелюбодеяние, т.е. за грех с замужнею или замужней нужно побивать камнями, как здесь утверждают иудеи, тем не менее такая казнь, начавшаяся у иудеев в былые времена, была вполне согласна с духом Моисеева закона, по которому даже девицу, согрешившую и потом вышедшую замуж не за того, с кем она совершила грех , нужно было казнить именно через побивание камнями. Ин.8:6 .  Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Ин.8:7 .  Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Ин.8:8 .  И опять, наклонившись низко, писал на земле. Зачем же враги Христа привели к Нему преступную женщину? Зная Его как друга мытарей и грешников, они рассчитывали и здесь на Его милосердие к преступнице закона, чтобы найти новый повод к обвинению Его в нарушении закона. Но Христос прямо не сказал ничего ни за, ни против закона. Не отвечая Своим врагам, Он хотел дать им понять, что ответить на их вопрос значило бы вмешаться в дела гражданского судопроизводства, а это не входило в Его задачу как Учителя народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ин 20:28. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Ин 20:29. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Слова Воскресшего одержали победу над упорным сердцем Фомы. Он забыл о своем прежнем требовании и не хочет уже осязать ран на теле Христа. А то, что Фома действительно не воспользовался позволением Христа, видно не только из того, что Иоанн не говорит об освидетельствовании им этих ран, но также из того, что он называет исповедание Фомы прямым непосредственным ответом, какой дан был Фомой на предложение Господа ( «сказал… в ответ»). «Господь мой и Бог мой!»  Фома, приведя себе на память все, что прежде Христос говорил о Своем отношении к Отцу ( Ин 8:58, 10:29–38  и др.), а также различные проявления чудодейственной силы Христа, выражает теперь открытое исповедание своей веры во Христа не только как в своего Господа — так ученики называли Христа и прежде ( Мф 21:3 ), — но и как в Бога. Он не ограничивается даже наименованием «Сын Божий», потому что наименование можно было понять и в переносном смысле, а прямо называет Христа Богом, конечно, принявшим человеческую плоть. «Ты поверил…». Христос утверждает исповедание Фомы, как бы говоря, что Фома, поверив в Божественность Христа, поступил вполне правильно. Господь, однако, этим указанием на путь, каким Фома пришел к вере в Него, путь личного удостоверения, вовсе не унижает Фому перед прочими учениками: ведь и они раньше тоже не поверили свидетельству женщин (Мк 16:13) и убедились только тогда, когда Господь явился Петру (Лк 24:34). Впрочем, в ублажении Господом тех, которые уверуют в Него, не видя Его, (Иисус Христос, конечно, имел здесь в виду христиан будущих времен) лежит мягкий упрек Фоме за то, что он пожелал иметь более осязательные доказательства воскресения Христа, чем которые соблаговолил дать людям Бог. Ин 20:30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Ин 20:31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010