существовании произвольной и неподвластной контролю церковной (общинной) традиции, и, во-вторых, о взаимозависимом происхождении Евангелий. В связи с неудовлетворительными результатами подобных исследований в последнее время гораздо больше внимания стали уделять тому факту, что в НЗ встречается целый ряд выражений и оборотов речи, которые указывают на тщательное соблюдение традиции устной передачи евангельских материалов, подобно тому, как это происходило в иуд. традиции. кроме того, многочисл. ритмические обороты, присутствующие в высказываниях Иисуса (см. Мф. 7:24–27 ), а также некоторые намеки ( Мф. 28:19.20 ; Мк. 14:9 ; Лк. 22:19.20 ; 1Кор. 11:25.26 ) дают основание предполагать, что Иисус предвидел возникновение устного предания и отчасти Сам способствовал его оформлению. Сохранение и распространение традиции рассматривается в качестве особого задания, порученного апостолам (ср. Лк. 1 и Деян. 6:4 ; Гал. 1:8.9 ; 2Фес. 2:15 ; 2Фес. 3:6 ). В 1Кор. 15:1–3 Павел говорит об этом вполне определенно: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам... Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию...» В этом тексте такие выражения, как «вы приняли», «удерживаете», «я преподал», «сам принял», представляют собой специальные термины, которые употреблялись и в иуд. традиции. Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на проблему соотношения Евангелий. ⇒ Священное Писание ⇒ Предание . II. ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ 1) СВОЕОБРАЗИЕ. Цельность Е. не подразумевает дословного совпадения свидет-в всех Евангелий. Полнота деяний и речений Иисуса ( Ин. 21:25 ) охватывает все области мысли и жизни как отдельного человека, так и человечества в целом. Жизненность проявляется здесь именно в сосуществовании различных линий и граней. Ключевым понятием Е. от М. является «Царство Небесное».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Существуют достаточно убедительные доказательства использования символа креста в I веке. В книге доктора Пола Майера «First Christians» приводятся следующие результаты раскопок дома в Геркулануме «…освобожденном из своего погребения под лавой с вулкана Везувий…» В нем «…есть ясные следы металлического креста, некогда висевшего на стене…» Доктор Майер делает следующий вывод: «Очевидно, крест является столь же древним символом христианства, как и рыба…». 388 Результаты раскопок 1873 года тридцати захоронений к юго-востоку от Иерусалима, подтверждают такой вывод. Производивший исследования Шарль Клермон – Ганне обнаружил на известняковых погребальных урнах выбитый над именем усопшего крест. Первоначальное захоронение датируется 70–135 г.г. по Р. Х. 389 Такие же изображения найдены на 11 погребальных урнах с христианского кладбища в Вифании, дата захоронения которых 42–43 г.г. по Р. Х. 390 . Итак, из Евангелия нам известно, что Господь Иисус: «неся крест Свой… вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа…» ( Ин.19:17 ) Многие историки свидетельствуют, что осужденные сами несли patibulum, перекладины крестов, на которых их распинали, поэтому нет никакого противоречия с описанием страстей Господних в Синоптических Евангелиях: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его (τν σταυρν ατο)» ( Мф. 27:32 = Мк. 15:21 = Лк. 23:26 ). В обоих случаях говорится, что орудие казни именно крест. Противоречие возникает в случае принятия мнения «Общества Сторожевой башни». Как же выглядят крестные страдания Спасителя в изданиях «Свидетелей Иеговы»? По их мнению «Библия показывает, что Иисус был казнен вовсе не на привычном кресте, но, скорее, на простом столбе или стаурос. Это греческое слово, употребленное в Матфея 27:40 , прежде всего означало простой вертикальный брус или столб, какие используются в фундаментах зданий. Таким образом, крест никогда не был знаком истинного христианства» 391 . Слово « σταυρς», однако, имело несколько значений: кол, как орудие пытки или казни, особенно для рабов, на который сажали преступника или к которому пригвождали его; и крест 392 . Руттерфорд посчитал возможным не принимать во внимание последнее значение этого слова. Подобный подход приводит к возникновению значительных ошибок в понимании Священного Писания. Можно заметить, что глагол «σταυρω», также встречающийся в различных формах в Новом Завете (напр. Мρ. 15:27 и т. д.), имеет два значения: вбивать колья, укреплять частокол и распинать на кресте 393 . Поэтому признание креста столбом, то есть колом, должно было бы привести «Свидетелей Иеговы» к мысли, что распятие в Новом Завете, это забивание кольев. Но подобный вывод очевидно абсурден, поэтому и « σταυρς» означает в Священном Писании не столб, а крест.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Сегодняшним причащением Господь показывает нам, что Он, во-первых, прощает нам все наши прежние грехи, и, во-вторых, дает нам силу противостоять в будущем искушениям, связанным с этими же самыми грехами. Мы должны уже иначе встречать то, что неизбежно встретит нас, как только мы выйдем из храма (и даже не выходя из храма), чтобы нам не стать предателями Христа и чтобы не к нам относилось Его слово в Евангелии: " ...Возненавидели Меня напрасно " (Ин. 15, 25). Большинство людей не имеют никакой вражды ко Христу. Они просто равнодушны к Нему и живут так, будто Христос не приходил. Горе нам, если и мы будем жить, как большинство людей: как если бы Христос не приходил к нам, и как если бы мы не причащались Его Пречистых Животворящих Тайн! Господь говорит нам сегодня в Евангелии, что мы призываемся, оттого что сподобились этого дара, быть свидетелями о Христе перед всем миром. Он говорит действительно страшные слова: " ...Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною " (Ин. 15, 26-27). Быть свидетелем - это значит быть способным говорить на суде не то, что ты слышал от кого-то, а то, что ты знаешь сам, и знаешь, что это именно так. Свидетелем может быть только тот, кто со Христом, и это свидетельство, говорит Господь, должно проявиться во всем: прежде всего - в нашей сокровенности, потому что ложные свидетельства не принимаются нигде, и ложный свидетель виден сразу. С первых слов, которые произносит человек, видно, верит он в это или нет. Но это сокровенное свидетельство должно быть обнаружено в нашем внешнем свидетельстве, в нашей жизни, в том, как мы общаемся со всеми людьми. Господь говорит нам сегодня, что Он дал нам дивный дар соединения с Собою для того, чтобы мы могли противостоять новым испытаниям и скорбям (и самой смерти, если она придет), потому что мы - с Ним. Мы никогда не должны забывать, что и в древние времена (во времена великомученика Феодора Тирона) и в недавние времена гонений великое множество людей, которые получили от Господа этот дар, оказались неспособными противостоять тем испытаниям, которые послал им Господь.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_14...

Однако ветшает не всё под солнцем: есть сокровище неветшающее и неоскудевающее – это жизнь сердца во Христе. От недостатка-то этой жизни и ветшает всё прочее на земле, так что сбываются слова Христовы: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет ... ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 6, 5). О таком-то обновлении жизни сердца во Христе и говорили пророки еще издревле, предсказывая времена, когда Господь заключит с людьми Новый Завет, не на скрижалях каменных начертав слова его, а на скрижалях ума и сердца, дав людям сердце новое и Дух новый (Евр. 8: 10; Иер. 31: 31–34; 2 Кор. 3: 3; Иез. 36: 26–27). Поистине не в законах внешних, писанных, не в изменении внешних форм жизни государственной и общественной источник обновления жизни человечества, а в сердце, ищущем общения со Христом; только любовь ко Христу, Источнику бытия и жизни присносущной, делает человека вечно юным. Не тот в полном смысле слова юноша, кто еще немного лет жил на земле, но вне Христа, а кто во Христе сделался вечно юн сердцем: есть ведь юноши и даже дети, как будто давно состарившиеся, взявшие от жизни вне Христа всё, что она могла дать им, и даже прекращающие насильственно нить жизни, как бы обремененные многими годами старцы. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся (Ис. 40: 30–31). Обновится яко орля, юность твоя (Пс. 102: 5), – истина этих слов псалмопевца свидетельствуется постоянным опытом жизни святых и всех, искренно любящих и ищущих Господа. И вот, когда взираем мы на жизнь современных христиан в этом отношении, то скорбь объемлет душу. Любовь ко Христу как будто всё более и более охладевает, и рассеяние духовное носящих имя Христово людей всё увеличивается: мало ищущих Христа в храмах, мало видим мы и слышим напоминаний о Нем в домах, мало повторяется имя Его в беседах, и даже, испытав изгибины сердца, нашли бы мы, вероятно, что у многих любовью к удовольствиям мира сего вытесняется нередко любовь ко Христу почти совершенно. Невольно вспоминаются слова Господа, сказанные ученикам Своим: вот наступает час, и настал уже, когда вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного (Ин. 16: 32).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/779-...

" Цели и задачи паломничества - это, в первую очередь, укрепление духовности, - сказал отец Артемий. - Духовность соединяет веру, знание своей культуры и истории, но главное - это движение за Христом, который сказал: " Я есть путь, и истина, и жизнь " (Ин. 14:6). Наша задача - через духовность привести людей к Богу. У паломнических центров поистине апостольская миссия: мы помним, что после Вознесения Господня апостолы были посланы во все уголки земного шара на проповедь Евангелия. Паломником можно назвать и израильский народ, который шел в Землю обетованную из Египта за Моисеем, и непрестанно пребывала с ними благодать Божия. После апостолов множество святых отправлялись в путь проповедовать Слово Божие, а в наше время мы продолжаем дело апостолов " . Отец Артемий призвал привлекать в паломнические поездки, крестные ходы молодежь - для этого необходимо разрабатывать интересные маршруты и программы. Директор фонда " Общее дело " Лидия Курицына рассказала о работе и развитии фонда, иерей Димитрий Пономарев - об особенностях монастырей Русского Севера, методах взаимодействия паломнических служб. 26 августа в Молодежном сквере Новой Ладоги состоялось закрытие фестиваля. Иерей Артемий Наумов отслужил благодарственный молебен святителю Николаю Чудотворцу. Фестиваль носит имя святителя Николая Чудотворца - небесного покровителя моряков и Новой Ладоги. По просьбе мореходов икона святого с лампадой была вынесена на стену Никольского храма города и, будучи расположена на высоте восьми метров над землей, служила ориентиром для судов, входящих в Волхов. ИА " Вода живая " , 26.08.23 Поделиться 29 марта 2024 18 ноября 2023 27 сентября 2023 26 сентября 2023 25 сентября 2023 24 сентября 2023 23 сентября 2023 22 сентября 2023 16 апреля 2024 15 апреля 2024 12 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 10 апреля 2024 9 апреля 2024 9 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Затем Возлюбленный в силе духа (Лк. 4, 14) будет обходить Святую Землю, открывая слепым глаза, очищая проказы, посрамляя ложное знание, благовествуя мир, никого от Себя не гоня. Идите и вы за Ним. Слушайте и смотрите! Не пропустите ничего и, как Чистая Мать Слова, все слова Его слагайте в сердце своём (Лк. 2, 19). Далее будет ужас. Последней казнью Египта была смерть первородных (Исх. 12, 29). И  рождённый прежде всякой твари (Кол. 1, 15) позволит Себя убить. Свет пришёл в мир, но люди, как ночные птицы, любящие тьму, решились погасить Свет болью распятия и позором публичной казни. Когда вы помыслите о распинателях, не спешите отделять себя от них. Далее Его гроба идти некуда. Злые тоже не веселятся, потому что дрожит земля и меркнет солнце, и завеса в Храме раздирается надвое. Если бы Он не воскрес, иссякла бы жизнь и слово. Но  вечером водворяется плач, а на утро радость (Пс. 29, 6). И вначале - тьма, а потом - свет (Быт. 1, 5) И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Так как же нам говорить, что не любит нас Бог? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8, 32). Мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - всё ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий (1 Кор. 3, 22-23). И если крепка, как смерть, любовь (Песн. 8, 6), то Христова любовь и самой смерти сильней. Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38-39). Рождённому поклонились. В Крестившемся узнали Единого от Троицы. С Постящимся будем поститься. Со Смиряющимся и Трудящимся - смиряться и трудиться. Учащего будем слушать, сидя у Его ног, как Мария (Лк. 10, 39). За Несущим Крест последуем, плача и рыдая (Лк. 23, 27). Если же удостоимся чести, то, как Симон, поможем и нести Крест Его (Лк. 23, 26). Когда Солнце правды (Мал. 4, 2) сойдёт во гроб, станем вдали и будем смотреть на это (Лк. 23, 49), умирая с Ним.

http://radonezh.ru/monitoring/spory-v-te...

Начало крестных ходов, как прообраза, указано еще ветхозаветной Церковью: Нав. 3:3 . И дали народу повеление, говоря: когда увидите Ковчег Завета Господа Бога вашего и священников (наших и) левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним. Прообразы крестных ходов наших совершали также благочестивые цари: Давид: 3Цар. 6:1–3; 13:15 ; 1Пар. 13:1 – 7. 15:29 и Соломон: 3Цар. 8:1–5 . Пар. 5:2–6. В Новом Завете установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос: Ин. 19:16 . Тогда наконец он (Пилат) предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. 17. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, поеврейски Голгофа. Продолжателем сего божественного установления был Симон Киринейский: Мф. 27:32 . Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Ср. Мк. 15:21 . Лк. 23:26 . На крестоношение указывает и апостол, когда говорит: Евр. 13:13 . И так выйдем к Нему за стан, нося Его поругание. II. Для миссионерской полемики о крестных ходах и хоругвях Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Иер. 10:2 . Так говорит Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. 3 .Ибо уставы народов – пустота; вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора. 4 .Покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. 5 .Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах. Примеч . Этим пророчеством сектанты силятся обличать православных за ношение в крестном ходу хоругвей. Здесь говорится об идолах, кумирах, т. е. ложных богах, которых из металла и дерева делали себе язычники. Поступая таким образом, последние считали за божество самый материал, из которого сделаны были идолы: Ис. 44:17 . Иер. 2:27 . Церковные же хоругви означают то, что Церковь Христова на земле шествует к небу по пути крестному и воинствует с плотью, миром к диаволом под знаменем креста. В св. Писании хоругви именуются знаменами: Чис. 2:2. 10:14 . Как ветхозаветные хоругви находились при всяком колене и племени сынов избранного народа Божия, как ополчения Его, – так и у нас ныне при каждой приходской церкви и храме имеются хоругви. При виде торжественного крестного хода дух христианина невольно воспламеняется любовью к Богу и возгорается готовностью служить одному Ему, подобно тому, как у воинов в сражении при виде знамени возгорается с большею силою храбрость и преданность царю и отечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Довольно рано, с V–VI вв., в иконографию Распятия вошли изображения воинов: один из них подает Спасителю губку с уксусом, а другой прободает Его копьем. Нередко изображается один воин – сотник Лонгин, который с изумлением смотрит (или указывает рукой) на Христа: « истинно, этот человек был праведник» (Мф.23,47) . Иногда на древних иконах можно видеть плачущих ангелов, причем, иногда они сопровождаются также крылатой персонификацией Синагоги (Ветхозаветной церкви), которая улетает прочь, и Церкви, которая, напротив, подлетает к кресту. Встречается также изображение ангела, собирающего в чашу кровь и воду, изливающиеся из раны Спасителя. С VI века на иконах Распятия стали изображать предстоящих: Богоматерь и Иоанна, любимого ученика Иисуса, затем жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Иаковлеву, Марию Клеопову и Саломию и др. Нередко рядом с крестом Спасителя изображают и распятых разбойников. Снятие с креста. Крит 16 в. Тема стояния у креста Божьей Матери – особая, в ней раскрывается вся глубина боли пронзенного материнского сердца. Присутствие у Креста Иоанна Богослова – это тема верности ученика, который, как прочие, не покинул Учителя в самый трудный час. Распятие XV c И здесь же зарождается будущая Церковь. Эту тему ярко раскрывает Евангелие от Иоанна, в котором глазами очевидца описаны голгофские события с подробностями: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19,26-27). Страстные сцены в иконографии разработаны весьма подробно. Появление в XV веке страстного ряда в иконостасе свидетельствует о большом интересе к этой теме. В это время иконография Страстей начинает раскладываться на отдельные эпизоды: «Воздвижение на крест», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Оплакивание». Положение во гроб Рус. Север. 15 в. Особенно яркую эмоциональную окраску в иконографии получают композиции «Положение во гроб» и «Оплакивание». Обычно православная икона довольно сдержанно показывает эмоции, считается, что иконный образ должен быть бесстрастным.

http://pravmir.ru/strastnaya-pyatnitsa-n...

Мозаика церкви Сан Аполлинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия «Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. Симон же Петр стоял и грелся.(Ин. 18:18). Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух». (Ин.18: 25-27). Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю». (Мф. 27: 1-2) Миниатюра Евангелия из Россано. Сирия. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия. Фрагмент «На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву». (Мф. 27: 15-21) Миниатюра Евангелия из Россано. Сирия. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия «Пилат говорит им: чтó же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». (Мф. 27: 22-26)

http://pravmir.ru/strasti-hristovyi-na-i...

Чтобы защитить учение о приснодевстве Пресв. Богородицы, блж. Иероним провел детальный анализ всех евангельских мест, связанных с братьями Господними, и пришел к выводу, что И.- это Иаков Алфеев , ап. от 12 (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 15), прозванный Младшим (Меньшим), чтобы отличить его от Иакова Старшего, брата ап. Иоанна Зеведеева, к-рый был убит по приказу Агриппы I Ирода в 44 г. Из такого отождествления следует, что Мария, мать Иакова Меньшего и Иосии, упомянутая в Мк 15. 40, является не Пресв. Девой, а иной Марией, к-рая в др. местах Писания именуется Марией Иаковлевой (Мк 16. 1; Мф 27. 56; Лк 24. 10 - «мать Иакова»). Поскольку в Ин 19. 25 отдельно упоминаются Матерь Божия и Ее сестра, некая Мария Клеопова, то блж. Иероним сделал вывод, что Алфей и Клеопа (Клопа) - имена одного и того же человека, отца И., а значит, братья Господни являются двоюродными Ему, а не родными. Ап. Иаков, брат Господень. Фрагмент иконы «Святители, Иаков брат Господень, Николай Чудотворец и Игнатий Богоносец». Кон. XV в. (ГРМ) Ап. Иаков, брат Господень. Фрагмент иконы «Святители, Иаков брат Господень, Николай Чудотворец и Игнатий Богоносец». Кон. XV в. (ГРМ) Теорию Епифания, к-рая также подтверждает приснодевство Марии, но др. путем, блж. Иероним отверг по той причине, что она основана на апокрифах. Хотя в др. произведениях блж. Иероним не был столь категоричен в выводах, именно такое решение проблемы было принято католич. Церковью и официально закреплено на Тридентском Соборе (Canones et Decreta Sacrosanti Oecumenici Concilii Tridentini. R., 1834. Sessio XIV: De extrema unctione, can. 1, 3. P. 80; см.: Denzinger. Enchiridion. N 926-928). Существовала и 4-я т. зр., в древности принятая сектой эбионитов, к-рые отрицали непорочное зачатие Иисуса Христа ( Iren. Adv. haer. I 26. 2; Orig. Contr. Cels. 2. 1; Idem. De princip. 4. 3. 8; Epiph. Adv. haer. 30. 16. 7-9) и соответственно полагали, что И. является сыном Девы Марии и родным старшим братом Спасителя. Деяния святых апостолов и Послания ап. Павла

http://pravenc.ru/text/200153.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010