В Ветхом Завете адвентисты акцентируют внимание на законном богослужении как прообразе небесного служения Христа. В Новом Завете центр учения о небесном святилище и первосвященническом служении Господа Иисуса Христа находится в послании к Евреям и в книге Откровения 5 . Чтобы разобраться в ошибках адвентистов, вначале будет изложено библейское учение по данному вопросу в его святоотеческом понимании, а затем будет дана оценка всей этой концепции. 1 . Подробно описанное в послании к Евреям и отчасти затронутое и в других посланиях ап. Павла, первосвященническое служение Спасителя включает многочисленные аллюзии на ветхозаветные реалии 6 . Подобно Аарону, Господь не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником ( Евр. 5:5 ), но исполняя волю Отца, как Сын в доме Божием ( Евр. 3:6 ). Но в отличие от Аарона, Его первосвященство непреходящее, вечное ( Евр. 6:20, 7:24 ). Христос – первосвященник по чину Мелхиседека ( Евр. 5:10 ) – так превосходит Аарона и иных первосвященников из колена Левия, насколько тело отличается от производимой им тени 7 . Сострадая нам в наших немощах ( Евр. 2:18 ), Он был чужд всякого греха ( Евр. 4:15 ) и как первосвященник святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, не имел нужды приносить жертвы за Себя ( Евр. 7:26–27 ). По учению Церкви, крестная Жертва Христа соединяет в себе все виды ветхозаветных жертв 8 . Христос – цель и смысл истории нашего спасения. Поэтому многие ветхозаветные прообразы, особенно связанные с храмом и жертвами, могут быть правильно поняты лишь в свете первосвященнического служения Спасителя. Так, свт. Григорий Нисский называет образом Христа всю ветхозаветную скинию: «Нерукотворная по своей природе, эта скиния становится тварной, когда ей нужно быть воздвигнутой посреди нас. Поэтому она одновременно и нетварна, и тварна: несотворенная в предсуществовании, она становится сотворенной, когда принимает материальное устроение» 9 . Итак, земная и небесная скиния для свт. Григория показывают два естества Христа – божественное и человеческое. Такое толкование подтверждает и послание к Евреям, где сказано, что Христос пришел с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною ( Евр. 9:11 ). Конечно, это была Его нерукотворенная плоть, с которой Он пришел 10 . Именно в Своей плоти Он совершал священнодействие, принеся Себя в жертву, почему и назван священнодействователем святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек( Евр. 8:2 ). Нисский святитель подчеркивает, что Слово стало плотью ( Ин. 1:14 ), устроив среди нас Свою скинию, в которой обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2:9 ) 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

В Новом завете, например, ап. Павел сообщает нам ( 1Кор.11:17–34 ; ср. 10:16–17) — и это наиболее раннее из имеющихся у нас свидетельств о евхаристии, — что Церковь одна, ее идеал — это единство: существует только одна братская трапеза, в которой участвует вся община. Хотя Павел этого не говорит, но обычно предполагается, что старший в общине председательствовал в богослужебном собрании и возглашал молитву застольного благословения, следуя порядку еврейских трапез . Павел, кажется, именно это и подразумевает в 1Кор.14 , когда пишет: А если ты будешь произносить благословение духом, то стоящий рядом простой человек как скажет «аминь» на твое благодарение? Ведь он не понимает, что ты говоришь. Даже если твоя благодарственная молитва прекрасна, другой ею не назидается ( 1Кор.14:16–17 ) . В данном контексте говорить о литургии как о некотором «служении» или «со-служении», которое некая группа «клириков» совершает для других — «мирян», было бы в равной степени тавтологией и анахронизмом, поскольку в то раннее время деление на «клир» и «мир» не было столь жестким. Хотя ап. Павел говорит в 1Кор.12 и 14 о разнообразии обязанностей и даров на богослужениях, а также о необходимости соблюдать должный порядок в общине ( 1Кор.12:27–30 ) и во время собраний ( 1Кор.14 , особен. 26–40), у нас не складывается впечатление, что община делится на «служителей» и «прихожан». Более того, вся проблема в 1Кор.12 и 14 заключается в том, что члены собрания становятся участниками действия без должного единомыслия между собою, тем самым вызывая беспорядок и разделения при совершении в нормальном случае единого служения. Итак, главной заботой зарождающейся церкви в отношении евхаристического служения было прежде всего соблюдение единой и неразделенной евхаристии, о чем в целом свидетельствует увещевание ап. Павла в 1Кор.14:23: «Пусть соберется вместе вся церковь». Тема единства также проходит красной нитью сквозь всю Прощальную беседу Христа с учениками в Евангелии от Иоанна ( Ин.13:3–16, 34–35; 15:1–12; 17:11, 20–23 ), ее же мы находим в описаниях раннехристианских церковных собраний в первых главах «Деяний апостолов» ( Деян.1:14; 2:1, 42–47; 4:32–35; 20:7 ).

http://azbyka.ru/kakova-rol-mirjan-v-cer...

Второе преображение Спасителя Христа Бога нашего – милостивое. Об этом –милостивом преображении говорит Сам Христос: приимите, ядите: сие есть тело Мое..., пийте от нея вси: сия есть кровь Моя ( Мф. 26:26–28 ). Где на земле обрящешь такую милость? – воистинну, нигде. Милостивы бывают к чадам одни матери, но не всегда: во время молоком питают, а иногда и голодом томят; иные матери, во время голода, даже закалали и поедали чад своих. А так ли творит Христос Спаситель наш? – Не так: Он Сам закалается за всех и дает Себя в снедь, говоря: приимите и ядите. Он хочет иметь нас на руках Своих, но мы сами прочь отрываем от себя руки Его. Он привлекает нас к сосцам Своим, говоря: приимите и ядите: сие есть тело Мое..., пийте от нея: сия есть кровь Моя, – хочет иметь нас во утробе Своей, говоря: ядый Мою плоть, и пияй Мой кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6:56 ); но мы ересями прогрызаем утробу Его. Видите сие милостивое преображение Спасителя Христа Бога нашего!? Приступая к сему таинству, молю вас, будем преображаться слезным покаянием от злых дел к доброделанию. Послушайте, что говорит Божественное Писание: не дадите святая псом ( Мф. 7:6 ); и Святая Церковь каждодневно вопиет: «святая святым», а не: «грешным». Но многие недостойно приступают к сему таинству. Дивлюсь, как дерзают они приступать недостойно к сему страшному таинству, к которому желают приникнуть и ангелы. Страшно было прикасаться к древнему кивоту: там было заповедано не прикасаться к святилищу, дабы не умереть ( Чис. 4:15 ). Некогда на пути иерей Озия, желая поправить кивот Господень, коснулся его, и поскольку он прикоснулся без повеления, то был поражен смертию ( 2Цар. 6:6–7 ; 1Пар. 13:9 ). Еще при том кивоте лежали жезлы – жезл Моисеев и жезл Ааронов, как бы на поражение грешников. Если же так страшно было касаться древнего кивота, то тем более, ныне страшно касаться пречестного таинства. Тот кивот был сению, а ныне – сама истина: Пречистое Тело Господне и честная Кровь Его. Дивлюсь, как Бог не положил жезла для поражения грешников, недостойно приступающих. Впрочем, и тут есть жезлы. Что это – за жезлы? Это – слова Апостольские: ядый тело Господне и пияй кровь Господню недостойне, суд себе яст и пиет, повинен будет телу и крови Господни ( 1Кор. 11:27, 29 ). Но, воистинну, много нерадящих о причащении: они презирают сахар – пречистое Тело, и снедают рожцы греховные; они презирают мед – дражайшую Кровь, а испивают греховную полынь горькую.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Нынешнюю ситуацию на Украине никак нельзя сравнить со старообрядческим расколом в Русском Православии. Сегодня на Украине мы наблюдаем противоположную ситуацию. Если в России петровских времен власть преследовала раскольников, то нынешние украинские " демократы " американского образца объявили если не войну, то уж точно поход против канонической Церкви. Наверное, все-таки большевистские корни нынешней особой национальной сознательности все-таки дают о себе знать. Потомки старообрядцев до сих пор сохраняют свои традиции. Как правило, они живут в отдаленных и изолированных районах. Давайте представим себе, что было бы, если бы в такие условия поставить филаретовцев или " автокефалов " . Через неделю, максимум, их группы перестали бы существовать. Почему? Потому что в них действует не дух, а целесообразность. Можно с уверенностью говорить о том, что при изменении политического курса государственной власти – здесь речь идет не о каком-то перевороте или мифическом возрождении Союза, а о обыкновенных перевыборах, – когда из украинских властных структур исчезнут носители пещерного национализма, замешанного на извращенном кодексе строителя коммунизма при активной зарубежной материальной и агентурной помощи, уйдут в небытие и пседоправославные структуры. Процесс этот будет нелегким и не быстрым, но очистительным – это точно. Русское Православие пережило нечто подобное в прошлом веке, когда рассыпалась как песчаный домик (См. Мф. 7, 26-27), созданная безбожными большевистскими властями для уничтожения Православия и ими же уничтоженная т.н. " обновленческая церковь " . Ее, кстати, тоже поддерживал Константинополь. Таким образом, приходится еще раз констатировать, что в Украинском Православии раскола нет. Есть Украинская Православная Церковь, и есть отпавшие от церковной полноты филаретовцы и есть созданная НКВД " автокефальная " структура, выжившая в эмиграции и не имевшая настоящего духовенства до вмешательства Константинопольской Патриархии. В заключение напомню слова иеромонаха Иоанна (Максимович): " ...что " врата адовы не одолеют Церкви " (Мф. 16,18), обещано лишь истинной, вселенской Церкви, а над отпавшими от нея сбываются слова: " якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете " (Ин. 15,4).

http://religare.ru/2_56613.html

Сила крестного знамения велика и на прогнание от нас диавола, противника Христова, и всех его наваждений и искушений. Как вода и огонь вместе жить не могут, так нет совмещения Христа с Велиаром. Подними, верующий христианин, руку на знамение Христово – супостат почувствует в нём Христа и далеко отбежит от тебя. Подними ещё руку на крестное знамение, – отбежит от тебя и всякий богопротивный помысел. У тебя есть на сии случаи и готовые краткие церковные молитвы: «Силою Креста Твоего, Господи, от всякого зла сохрани мя», также «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». Как вместилище великой силы Божией, крестное знамение совершило и совершает великие чудеса и исцеления, о чём говорить пространно недостанет времени. О крестных ходах Начало крестных ходов, как прообраза, указано ещё ветхозаветной Церковью: Нав.3:3 . Прообразы их совершали также благочестивые цари: Давид: 3Цар.6:1–3:13, 15 ; 1Пар.13:1–7 :15и Соломон: 3Цар.8:1–5 ; 2Пар.5:2:6 . В Новом Завете установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос: Ин.19:16–17 ; продолжателем сего божественного установления был Симон Киринейский: Мф.27:32 ; Ср. Мк.15:21 ; Лк.23:26 . На Крестоношение указывал и апостол, когда говорил: И так выйдем к Нему за стан, нося Его поругание ( Евр.13:13 ). Взглянем внимательнее в Священную Библию и там увидим: совершается ли что-нибудь особенно важное для народа Израильского, случай, где нужна молитва всего народа – нужно ли благополучно перейти многоводную реку ( Нав.3:9–17 ) или взять неприступную крепость ( Нав.6:5–19 ), нужно ли попросить помощи в войне ( 1Цар.4:3–4 ), устроено ли новое святилище ( 1Пар.16:1 ): – во всех этих случаях составлялось громадное народное шествие с преднесением «ковчега Бога, Господа, сидящего на херувимах, на котором нарицается имя Его» ( 1Пар.13:1–6 ; Нав.3:13:6:10–11:14 ; 1Цар.4:3 ). Таким образом, подобно тому, как сейчас мы, христиане, часто устраиваем торжественное молитвенное шествие, неся впереди Христово поругание ( Евр.13:12–13 ) – Его святой крест, в древности ветхозаветный Израиль устраивал такие же народные процессии при несении рукотворенного Ковчега Господня и изображений херувимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Стояла при кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечом, пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось 99 , сказал святой Богоприимец Пресвятой Деве ( Лк. 2:35 ). Но Она ведала, что на кресте совершается искупление рода человеческого, Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков смертью, воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это – и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события; безмолвствовала от преизобилия скорби; безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса. Стоял при кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, – в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал любовь Божественную. Божественная любовь есть источник Богословия. Она – дар Святаго Духа, и богословие – дар Святаго Духа ( Рим. 5:5 ). Она открыла апостолам таинственное значение искупления. «Любы Божия обдержит нас, – богословствует ученик и посланник Христов, – суждших сие: яко аще един за всех умре, то убо вси умроша» ( 2Кор. 5:14 ). По бесконечной любви, которую Господь имеет к человечеству и которую способен иметь один Господь, на кресте пострадало в лице Господа и умерло в лице Господа все человечество. Если же человечество пострадало в Нем, то и оправдалось в Нем; если умерло в Нем, то и оживотворилось в Нем. Смерть Господа соделалась источником жизни. Внезапно раздался с креста глас распятого Господа к Приснодеве: «жено, се сын твой», потом глас к возлюбленному ученику: «се Мати твоя» ( Ин. 19:26–27 ). Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною смертью, Господь вступает в права Родоначальника человеческого и объявляет Свою по человечеству Матерь матерью ученика и всех учеников Своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым Адамом , падшая Ева – непорочною Мариею. «Прегрешением единого, – сказал апостол, – мнози умроша: множае паче благодать Божия и дар благодатию единого человека Иисуса Христа во многих преизлишествова» ( Рим. 5:15 ). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния бесчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Там, на горе, Пречистая воссылала молитвы и благодарения, ибо и Писание говорит: «За все благодарите» (1Фесс. 5:16), преклоняя колени. После сего стала готовиться к Своему исходу. Прежде сказала об этом апостолу Иоанну, которому Сам Господь препоручил Святую Деву, находясь уже на кресте (Ин. 19:26). Она показала Иоанну принесенную ангелом удивительную, из нездешнего мира ветвь маслины с благоухающим ароматом райских обителей, и попросила пронести ее перед похоронной процессией при Ее погребении. Как, дорогие друзья, боимся мы с вами смерти! Душа трепещет от неизвестности, где перед нами разверзаются неведомые горизонты, и открывается страшная, неисчерпаемая и одновременно пленительная тайна – тайна всех тайн. Эта грозная безнадежность запечатлена и в Слове: «Человекам надлежит единожды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Нет ничего более таинственного в своей неизвестности и ужасе, чем смерть человека, что бесспорно. Вот почему пророк сказал: «Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселия» (Эккл. 7:4). В народном фольклоре смерть представлена костлявой старухой с косой, которой она косит как траву, жизни человеческие: молодого и пожилого, дитя и старика, царя и нищего, бизнесмена и бомжа, красавицу и уродца… Мы стараемся не думать о ней («Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» 1Кор. 15:32), но когда-то она непременно постучится и в наши двери. Вот почему мы всегда должны быть готовы ко встрече с ней, чтобы «дать отчет, что мы делали, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Святой апостол Иаков возвестил всем верным христианам о скором Успении Пресвятой в окрестных городах и селениях. Когда же они собрались, Пресвятая всем открыла услышанное Ею от ангела, и опять в подтверждении Своих слов, показала удивительную ветку из нездешних садов. Многие плакали, боясь, что их оставит Владычица сиротами, но Она просила радоваться Ее исходу, ибо не покинет их, а, находясь у престола Сына, всегда будет вспомоществовать бедным, больным и нуждающимся в Ее защите и поддержке. Просила, чтобы тело Ее погребли при подошве горы Элеонской, в Гефсимании, где покоились Ее родители – благочестивые Иоаким и Анна, а также обручник Ее – Иосиф.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/26/...

Тем временем, Missio, пастырское агентство Итальянской епископской конференции, издало молитву Пачамаме («Пачамама» означает буквально «Мать мира»: «пача»— мир, пространство, время, вселенная; «мама» — мать на языке индейцев кечуа) по более ранней публикации, обнародованной в апреле 2019 года и посвященной Специальной Ассамблее Синода Епископов по Амазонии, сообщает Сибирская католическая газета со ссылкой на информационное агентство Седмица и Catholic World News. Молитва, описываемая как «Молитва к Матери-Земле народов инков», гласит: «Пачамама из этих мест, пей и ешь это приношение по желанию, чтобы эта земля была плодотворной. Пачамама, добрая мама, будь благосклонна! Будь благосклонна! Сделай так, чтобы волы ходили хорошо, и чтобы они не уставали. Сделай так, чтобы семя хорошо росла, чтобы с ней не случилось ничего плохого, чтобы холод не разрушил ее, чтобы она получала хорошую пищу. Мы просим тебя об этом: дай нам всё. Будь благосклонна! Будь благосклонна!» Молитва к Пачамаме — одна из трех молитв, включенных в публикацию Итальянской епископской конференции. Две другие молитвы были опубликованы без сопроводительного описания. Первая — это молитва Единому и Триединому Богу, которой Франциск завершил свою энциклику Laudato si (2015 года). Вторая молитва — это текст, начинающийся со слов «Возьми улыбку» (в течение многих лет различные итальянские веб-сайты характеризовали этот текст как стихотворение Махатмы Ганди). Изображения голых беременных женщин, которые 25 октября Франциск описал как «статуи Пачамамы», вызвали много споров в ходе завершившегося 27 октября Синода епископов по проблемам Амазонского региона. 4 октября, на особом экуменическом богослужении в Ватиканских садах, на котором Франциск посвятил начинавшийся тогда Синод святому Франциску Ассизскому, 15 человек, включая францисканского монаха, встали на колени вокруг принесенных на место проведения богослужения изображений Пачамамы и склонили головы к земле. В последнюю неделю работы Синода двое неизвестных, проникнув в римскую церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина, забрали оттуда привезенные участниками Синода статуэтки Пачамамы и бросили их в Тибр. Этот поступок был осужден в Ватикане, а его акторов назвали «новыми иконоборцами». Выброшенные в реку фигурки были найдены, и их выставили в Зале Синода 26 октября, в последний день синодальных дискуссий.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/15/ak...

Частный пост в Ветхом Завете налагали на себя временно, при известных обстоятельствах, по особенному благоговению и добровольному усердию к Богу, и некоторые благочестивые люди и целые общества. Так, в несчастную междоусобную войну Израильтян с коленом Вениаминовым Израильтяне постились в Вефиле целый день ( Суд.20:26 ). По возвращении кивота Господня из плена иноплеменников, все Израильтяне, по совету Сумуила, постились также целый день ( 1Цар.7:6 ). По погребении Ионафана и Саула, падших на горе Гелвуе в несчастной битве с иноплеменниками, Израильтяне постились семь дней ( 1Цар.31:13 ). Царь Давид по случаю убиения Авенира постился целый день ( 2Цар.3:35 ), и прочие ( Пс.34:13; 8:24 , Лк.2:37 ). Пост сохраняли не только члены Церкви ветхозаветной, но даже и язычники, напр. Ниневитяне по внушению пророка Ионы ( Ин. 3 ). Подобно Церкви Божией ветхозаветной и Церковь христианская от самого начала своего освятила пост, который примером и учением Самого Совершителя веры – Иисуса Христа и св. Его учеников и Апостолов, вместе с прочими средствами ко спасению, положен в основание здания Церкви Божией. Иисус Христос сам постился 40 дней, и во время своей спасительной проповеди Евангелия заповедал: егда поститеся, не будите якоже лицемери. Ты же постяся, помажи главу твою, и лице твое умый ( Мф.6:16–17 ). Приидут дние, егда отъимется от них Жених, и тогда постятся ( Мф.9:15 ). Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом ( Мф.17:21 ). По примеру и наставлению Иисуса Христа Апостолы и ученики Его и сами также постились ( Деян.13:2; 14:23 . 2Кор.6:5; 11:27 ) и заповедали верующим посты ( 1Кор.7:5 ) 3 , которые Церковь Православная непрерывно доселе сохраняет 4 . Иисус Христос и Апостолы для Церкви Христианской указали собою образец и значение поста, заповедь и цель пощения и время поста. Образец и значение поста Высокий образец поста явлен нам Иисусом Христом и Апостолами; они постились сами и своим примером показали значение поста, который по указанию их в собственном смысле есть воздержание от пищи, согласно внушениям слова Божия и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

8. Ин есть, кто подвигами, ин - кто смирением, и ин - кто Божиим внутрь присещением имеет связанным сего мучителя. Первый подобен деннице, второй - полной луне, а третий светло сияющему солнцу; но все они имеют жительство на небесах (15,15). 9. Лисица притворяется спящею, а бес целомудренным, та, чтоб обмануть птицу, а этот, чтоб погубить душу. Не верь во всю жизнь своему бренному телу сему и не полагайся на него, пока не предстанем Христу (15, 16, 17). 10. С новоначальными падения в плотские грехи случаются обыкновенно от обилия яств; с средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних (15, 20). 11. Некоторые ублажают скопцов по естеству (от рождения), как избавленных от мучительства плоти, а я ублажаю людей, которые повседневно делаются скопцами и помыслом, как ножом, привыкли себя обрезывать (15, 21). 12. Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами: на его стороне благословенные поводы, так как он воюет с нами с помощию нашего естества (15, 24). 13. Кто надеется бороться с плотию своею или победить ее своими силами, тот тщетно подвизается, ибо, если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома души, то вотще бдит и постится покушающийся успеть в сем сам собою (15, 25). 14. Повергни пред Господом немощь своего естества, сознав свое во всем бессилие, и неощутительно получишь дарование целомудрия (15, 26). 15. Поскользнувшиеся и падшие в ров похоти далеко отпадают от восходящих и нисходящих по оной (Иаковом виденной) лествице, и чтоб опять приступить им к таковому восхождению, потребны для них многие поты и крайнее пощение (15, 27). 16. Есть блуд и без познания жены, который как противоестественный, большей подвергает муке. Это некая смерть и погибель, которую мы всегда носим в себе, а наиболее в юности. Но погибель сию я не дерзаю объявить писанием, потому что руку мою удерживает сказавший: Бывавшая отай от них срамно есть и глаголати и писати (Еф. 5,12) (15, 30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1996...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010