Если бы во время своих визитов в другие христианские страны учёный доктор Бриггс посетил и Россию, он мог бы познакомиться в Киеве с профессором Булгаковым, ныне покойным, который «глубоко изучил англиканскую церковь». [«Христианин и католик», с. 365]. Если бы доктор Бриггс посетил Москву, то в Сергиевом Посаде он встретил бы профессора Соколова, который посвятил много трудов истории Епископальной Церкви и, среди прочего, на совершенно научной основе утвердительно решил кардинальный вопрос её жизни, касающийся апостольского преемства её иерархии. Однако среди епископалов есть люди, наделённые епископским саном, в глазах которых этот вопрос не имеет никакого значения; например, епископ, который выдвинул эту точку зрения на недавнем церковном съезде в Цинциннати и который, если я не ошибаюсь, даже опубликовал книгу на эту тему. Идея как научный тезис очень оригинальна, но ещё более оригинальной является позиция епископа, отвергающего епископат. Кроме того, если бы доктор Бриггс посетил Казань, он мог бы встретиться с профессором Керенским, который знает вашу Церковь, смею сказать, не хуже любого из вас, и чьё отношение к ней наиболее благожелательно, ведь «более других Церквей она приближается к Восточной Православной Церкви». Труды этих и многих других учёных людей делают вашу Церковь известной молодым людям, обучающимся в наших богословских школах, очень талантливым и глубоко религиозным молодым людям, которым суждено составить образованный элемент духовенства и стать защитниками не одной только Русской Церкви, но и христианства вообще, против современных атеистических и антихристианских сил; которым суждено составить почву, на которой будет расти и процветать вопрос о соединении наших Церквей. Кому из нас не дорог вопрос о союзе Церквей? Кто не стремится к нему? Мы, члены Русской Церкви, молимся о нём, хорошо зная, что объединение всех христиан есть дело, дорогое для Самого Христа, Который требовал, чтобы верующие в Него любили друг друга (Ин. 13:34–35). Желание этого союза невозможно выкорчевать из наших сердец, ибо нет среди нас ни одной души, которая не признавала бы, что христианство должно лелеять не раздельность, а союз, не отчуждение, а близость, не вражду и чванство, а любовь и смирение.

http://bogoslov.ru/article/6172763

Как вы знаете, братие, Господь совершил наше спасение не духовно только, но и телесно. Он воплотился, жил на земле, как человек и понес действительные крестные страдания и смерть. Во время Своей земной жизни, подавая исцеления больным, Он по большей части сопровождал их видимыми действиями, словом, прикосновением руки и под. Своим примером Он освятил, как мы уже говорили с вами, видимое, телесное служение Богу. Точно также и, спасающую нас благодать Он благоизволил подавать под видимыми действиями в установленных Им таинствах, так напр., для таинства крещения Он указал воду, для причащения – хлеб и вино. После Своего воскресения из мертвых, явившись ученикам Своим, Господь преподал им благодать Святого Духа чрез дуновение ( Ин.20:22 ). В пятидесятый день по воскресении Господнем, Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков. Точно также и апостолы, как известно, свое служение Богу сопровождали видимыми, телесными действиями, молились напр., с коленопреклонением и воздеянием рук ( Деян.20:36; 21:5 ; 1Тим. 2:8 ); вместе с верующими устрояли молитвенные собрания, пели на них псалмы, совершали таинство причащения ( Деян.2:42 ; 1Кор.11:3–17; 14:13–19, 26 ), при личном участии в молитвенных собраниях предлагали правила для их благоустройства ( 1Кор.11:34 ). Благодатные дары апостолы сообщали также чрез видимые посредства, напр., совершали таинство крещения в воде ( Деян.8:35–38 ), чрез возложение рук преподавали Святого Духа ( Деян.8:17–18 ), и совершали таинство священства ( Деян.6:6;14:23 и др.), для таинства причащения употребляли хлеб и вино ( 1Кор.11:26 ) и др. Из приведенных примеров вы видите, братие, что Самому Господу угодно было соединить преподание благодати и служение Богу с видимыми действиями. По воле Его также поступали и научили своих преемников и Его апостолы, заповедуя вообще христианам, чтобы их священнодействия совершались благообразно и по чину ( 1Кор.14:40 ). По воле Господа и по научению апостолов поступала, следовательно, и Православная Церковь , когда, имея в виду важность и необходимость видимого, телесного служения Богу для религиозно-нравственного воспитания людей, как состоящих не из одной души, но и из тела, устрояла и определяла видимую, обрядовую сторону своего богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Кроме того, любить Христа можно только верующим в Него, ибо как возможно любить Христа, как Бога, если мы не будем иметь истинной веры в Него? Без веры не только невозможно приобрести любовь ко Христу, но невозможно вообще все дело нашего спасения. Иже веру имет и крестится, сказал Господь, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет ( Мк. 16:16 ). Но и это не все. Любовь ко Христу и ближним, вера во Христа, как и всякая христианская добродетель, рождаются в нашем сердце от благодати Святого Духа, которая изливается на нас в Православной Христовой Церкви. Вот почему Ап. Павел на любовь к ближним, как и на всякую истинную христианскую добродетель, смотрит, как на плод Святого Духа, когда говорит в послании к Галатам: Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал. 5:22–23 ). Вот какая любовь к ближним поставит нас одесную Бога во время страшного суда. Эту любовь Ап. Павел в первом послании к Коринфянам называет самым великим даром Святого Духа, венцом всех христианских добродетелей ( 1Кор. 12:31, 13:1–13 ). Следовательно, нас спасет та любовь к ближним, которая имеет за собою всю полноту христианской церковной благодатной жизни, та любовь, о которой Ап. Павел сказал: любовь, яже есть соуз (совокупность) совершенства ( Кол. 3:14 ). Отсюда вполне будут понятны слова Христа: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин. 13:35 ). А также будет понятен ответ св. Иоанна Богослова на вопрос его учеников, почему он к концу своей жизни одно только и говорил: «дети, любите друг друга». – «Потому, – отвечал Апостол, – что в этой любви заключаются все заповеди Христа, весь евангельский закон». Поэтому, мысленно созерцая страшный суд Христов, будем стараться приобретать все христианские добродетели. Тогда мы будем иметь истинную благодатную любовь к ближним, за которую услышим на этом суде радостные и вожделенные для нас слова нашего Спасителя и Бога: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира ( Мф. 25:34 ). Аминь. Читать далее Источник: Проповеди/Архиепископ Серафим (Соболев). — София, 1944. - 189 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Лк.19:28 .  Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим. Лк.19:29 .  И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, Лк.19:30 .  сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; Лк.19:31 .  и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Лк.19:32 .  Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Лк.19:33 .  Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Лк.19:34 .  Они отвечали: он надобен Господу. Лк.19:35 .  И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. Лк.19:36 .  И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. Лк.19:37 .  А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, Лк.19:38 .  говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! Здесь евангелист Лука говорит о входе Христа в Иерусалим согласно с евангелистом Марком ( Мк.11:1–10 ; ср. Мф.21:1–16 ). Но при этом он делает некоторые прибавления, а кое-где – и сокращения. «Пошел далее» (стих 28) – точнее: «шествовал впереди ( πορεετο μπροσθεν) Своих учеников» (ср. Мк.10:32 ). «К горе, называемой Елеонскою» (стих 29) – правильнее: «к горе Елеон» ( λαιν – масличная роща; Иосиф Флавий также употребляет название «Елеонская гора» («Иосиф Флавий». «Иудейские древности», VII, 9, 2). «Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (стих 37). Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Поэтому понятен внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшего Христа как своего царя, вступающего в Свою столицу. «Учеников». Это ученики в самом широком смысле этого слова. «Какие видели они» – конечно, раньше, когда ходили за Христом. «Благословен Царь» (стих 38). Царем ученики обозначают Господа только у евангелистов Луки и Иоанна ( Ин.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Подобно ветхозаветной Книге бытия 9 неба, земли и людей ( Быт. 2:4–5 , по Семидесяти), новозаветная книга бытия Иисуса Христа Сына Давидова, Сына Авраамова изображает нравственно-духовное возрождение ветхого, грешного, страждущего и смертного человечества в новую тварь, святую, блаженную и бессмертную, – через Спасителя человечества, Сына Давидова и Авраамова. И если фарисеизм и книжничество строили свою теорию спасения и преимущества Израиля перед другими народами на основании обрезания плоти и плотского происхождения от Авраама, то евангелист дает понять, что в Аврааме предначертан идеал нравственно-мессианской веры, послушания Богу и самоотвержения до жертвы единственным сыном, за что он и удостоился оправдания перед Богом и обетования быть отцом Спасителя, в Котором благословятся все народы земли, а не один Израиль ( Быт. 15:6, 17:1 и сл.; Быт. 22:16–18 и др.; ср. Рим. 2:25 и сл.; Рим. 9:7–9 ; Мф. 3:9 ; Ин. 8:33–58 и др.). Те же прообразы нравственно-мессианского идеала даны и в других предках Господа за первый период родословия. Так в Исааке повторен прообраз Авраама ( Быт. 25:21, 26:2–5 ; Гал. 4:28 ). В Иакове предуказано, что не плоть первородства Исава, его чувственный эгоизм и грубая сила внешняя ( Быт. 25:27–34 ), но нравственная сила кротости ( Быт. 25:27 ) и послушания ( Быт. 27:8 ) дает Иакову благословение Авраамово и наследие земли ( Быт. 27:29, 28:3–4 ), так что по предведению этих нравственных качеств благодать Божия уже от чрева матери предызбирает достойнейшего и отвергает недостойного ( Мал. 1:2–3 ; Рим. 9:11–13 ). По типу кроткого отрока Иакова пророк изображает Мессию, каковое пророчество евангелист, как мы увидим, применяет ко Христу ( Ис. 42:1–4 ; ср. Мф. 12:18–21 ), а также мессианского Израиля, как прообраз Мессии и его Царства ( Ис. 41:8–14 ). Иуда хотя и является предносителем царственной власти и могущества Мессии и, как родоначальник Мессии, получает обетование о скипетре и законодателе от чресл его, доколе приидет Примиритель покорных ему народов, но удостаивается этого опять не по праву плотского наследства, ибо был младшим из братьев своих – сыновей Лии ( Быт. 29:35 ), а по своим нравственным качествам избирается из всех двенадцати сынов Иакова быть праотцем Мессии – Примирителя народов ( Быт. 49:8–10 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Своим служением мы рассказываем людям, прежде всего, о том, что православная вера — это проповедь о добре, о мире и любви, о взаимной помощи. Некогда Христос обратился к Своим ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35). В исполнении данной заповеди и заключается приоритетное направление нашего служения. «Интерфакс-Религия» /Патриархия.ru за темою несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Звершено у посольському в Пакистану У громадах Церкви в моляться за жертв теракту в «Крокус Завершилося XII з «Православ " я — У XII з " Православ " я — " Кирила учасникам XII з «Православ " я — : та звернення] У церковних зв " пройшов круглий присвячений громад Кирила Прем " Угорщини Орбану святом Великодня : та звернення] Великодне Кирила главам Церков : та звернення] першого конкурсу серед засуджених, покарання у позбавлення Великая сила веры Христовой [Стаття] Видано повний переклад Великого покаянного канону Критського тайською мовою Керуючий " з послом у В " Настоятель храму Архангела в взяв участь у з нагоди Дня захисника Управитель " храму апостола Фоми на з ключовими словами – пандемия коронавируса – Великдень – Православие в Юго-Восточной Азии   ihmepb " ю Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» «Чернецтво — покликання» Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь (Конкова): «З в Бога можна зробити неможливе» Бацький По-справжньому страшне мовчання постхристиянського Заходу про на Православну Церкву Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви» Преподобна Полоцька - княжна, У з Руською Православною Церквою   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5811433...

Третие явление Иисуса Христа по воскресении, упомянутое в Евангелии, было Ап. Петру, который слезами сердечного сокрушения во время страданий и смерти Спасителя омыл своё троекратное отречение от Него. Но обстоятельства этого явления не раскрыты в Евангелии ( Лк.24:34 . 1Кор.15:5 ). Четвёртое по Евангелию явление было Клеопе и другому ученику. В самый день воскресения Господня около вечера, Клеопа и другой ученик шли в селение – Эммаус, отстоящее от Иерусалима стадий на 60 (около 5 слишком вёрст), печально беседуя о недавних приключениях, бывших в Иерусалиме с Иисусом Христом. К ним приближается и продолжает с ними идти воскресший Господь; по Апостолы не узнают Его. На вопрос Господа: о чем они беседуют и от чего печальны? Клеопа, называя Иисуса Христа пророком силным в деле и слове перед Богом и всеми людьми, поведал неузнанному своему спутнику о распятии Господа и о распространившемся уже известии, что Он воскрес. Выслушав слова Клеопы,» спутник, обличив несмысленных и косных сердцем, еже веровати о всех, яже глаголати пророцы, и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Христе во всём Писании. Дошед до селения, в которое шли ученики, их Спутник дал им заметить, что хочет идти далее. Но ученики упросили Его войти с ними в дом. Здесь возлёг Он с ними и, когда приял хлеб, благословил, и, преломив, подавал им, у них отверзлись очи, и они узнали воскресшего Спасителя, и свою веру в Него исповедали своим свидетельством о Божественной силе слова Его на сердце их. Ибо, по признанию их, сердце их горело благодатным огнём, просвещавшим, согревавшим и услаждавшим их. Но Господь, явив Себя Луке и Клеопе, стал невидим. В тот же час ученики возвратились в Иерусалим и нашли собрание единонадесяти Апостолов и бывших с ними. Церковь Христова беседовала, яко воистину воста Господь. Лука и Клеопа поведали, яже быша на пути и яко Воскресший Господь познася има в преломлении хлеба ( Лк.24:13–35 ). Между тем как ученики беседовали о явлениях воскресшего Господа, Он Сам явился среди них в горнице, коей двери заперты были, и приветствовал: мир вам. Это было пятое явление Господа по воскресении. Ученики смутились и испугались, думая, что видят духа. Что смущени есте? и почто помышления входят в сердца ваша? говорит им Господь. Видите руце Мои и нозе Мои: яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща. И сие рек, показа им руце и нозе и ребра Своя. Ученики обрадовались, видя Господа. Когда же от радости они ещё не верили и дивились, Он вкушает перед ними поданные Ему рыбу и мёд; отверзает Апостолам ум разумети Писания; предназначает их быть свидетелями исполнения пророчеств об Нём, – свидетелями страданий, смерти и воскресения Его; обещает облечь их силой свыше для учения, тайнодействия и управления; вторично говорит им: мир вам, и под образом дуновения подаёт им Св. Духа ( Лк.24:36–40 ; Ин.20:19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поэтому пророки, начиная с Исаии, устремляют свой взор в будущее и в обетованном Богом Мессии видят грядущего Царя: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9). После воскрешения Лазаря народ встречал Иисуса Мессию-Царя в Иерусалиме: «благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!« (Ин. 12, 13). Люди восклицали при въезде Господа в Иерусалим: «осанна» (эллинизированная форма еврейского слова: «спаси нас, мы молим Тебя», см. Мф. 21, 9; Мк. 11, 9; Ин. 12, 13) и под ноги осляти, на котором Иисус въезжал в Иерусалим, постилали одежды. Принимая это законно принадлежащее Ему звание, Иисус отклонял желание людей поставить Его земным царем, как это было после чуда умножения хлебов: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6, 15). Невозможно представить, чтобы фарисеи и садуккеи, внимательно следившие за каждым шагом Христа, не знали об этом. Пилат спросил Христа: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33). Трудно сомневаться, что прокуратору Иудеи было неизвестно о торжественном входе Иисуса в Иерусалим. У него было достаточно времени понять религиозный характер событий и не опасаться происходящего. Последовавший за тем диалог подтверждает это. Иисус спросил прокуратора: «от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» (Ин. 18, 34). Пилат ответил: «разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?» (Ин. 18, 35). Для представителя римской империи, язычника Пилата, имевшего ясное юридическое понятие о царской власти, было очевидно, что гонимый раздраженными евреями Узник, стоявший теперь перед ним, не является царем. Словами «разве я Иудей» римский судья сказал, что спрашивает не от себя, а от лица обвинявших Иисуса иудеев. Сказанное Спасителем: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36) — не было попыткой судебного оправдания. Это было продолжением начавшегося на суде синедриона исповедания Себя как Сына Божия.

http://pravoslavie.ru/put/070302114121.h...

6. Давайте же и мы будем утолять свою жажду из этих потоков, подобно известной самарянской женщине (Ин 4:7 и далее) 24 , всецело избегать неразумия и через покаяние приближаться к вечному и созерцать его, уходя от преходящего, как о том поведали [мы, хотя и] сбивчиво, в нашем слове, чтобы удостоиться вечного Царства по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцом и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово третье. О Божием крещении, святой любвии других величайших Божественных заповедях Благослови, отче! Сказав прежде о первом Божественном постановлении и заповеди — я имею в виду спасительное покаяние и вечное Царство, — сказав и изложив так, как то позволила благодать Всесвятого Духа, мы теперь перейдем, словно из одного сада в другой, к [теме] усыновления и любви, поведя речь о благодати Божиего крещения. Потому что и крестились исповедуя грехи свои (Мф 3:6; Мк 1:5) 25 ; также [Господь] говорит: Если кто не родится свыше, то есть не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (см. Ин 3:5 и 7) 26 ; также: покайтесь, и да крестится каждый из вас (Деян 2:38) 27 и далее; еще: Тем, которые приняли Его, банею возрождения дал власть быть чадами Божиими (см. Ин 1:12; Тит 3:5) 28 Разумеется, крещение находится в полном созвучии с покаянием, а с покаянием — усыновление 29 за которым [следует] могущественный венец [всех] благ — исполнение закона (Рим 13:10) 30 и всех пророков, апостольское украшение, отличительный признак учеников [Христовых]. Ведь [Господь] говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35) 31 . [Не говорит]: потому что мертвых будете воскрешать, прокаженных очищать, бесов изгонять и слепых делать зрячими (см. Мф 10:8; 11:5) 32 узнают все, что вы Мои ученики , поскольку многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда на знал вас (Мф 7:22–23) 33 . Но изрекает: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.   Ибо знамения творить пытаются и лукавые [чудотворцы силою] колдовства и Веельзевула 34 , а любви поражаются все. Когда вы и врагов будете считать друзьями, тогда узнают все, что вы Мои ученики .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

В тексте все эти фрагменты подчёркнуты и в примечаниях к подчёркнутому указано, где они встречаются в других документах Святителя. Их всего тринадцать; укажем эти цитаты здесь: 1) “ яко пси гладнии, языки своими полижют землю, ангил Господен буди погоняй ” (Пс 34:6) 19 (ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 410); 2) “ Аз воздвигох тя Царя правде, и призвах тя правдою, приях тя за руку и укрепих тя ” (Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV (1547, января 16); Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 365, 406. См. также эту цитату в Послании архиепископа Пимена царю: Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 550; Архимандрит Макарий. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 134); 3) “ един поженет тысещу, а два двигнета тмы ” (Втор 32:30) (ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 409); 4) “ двери медная и ве­рея железныя сломлю ” (Ис 45:2) (По­слание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 406); 5–6) затем следует назвать незначительные по объёму фрагменты: 4 Цар 10:35 (см.: Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 402), а также: Мф 25:16 (Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорения Казани (1552, ноября 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 414); 7) “ больши сея любви никто же имать, аще кто положит душу свою за други своя ” (Ин 15:13) (Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13); Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорении Казани (1552, ноября 3)//Архимандрит Макарий.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010