23 Спеши обличить себя прежде, чем тебя не обличили другие. 24 Обличи самого себя, и тебе не нужно будет обличать других. 25 Не спеши жить, чтобы не спешить умереть. 26 Если ты думаешь, что вокруг тебя живые люди, не верь своим глазам; живых очень мало, остальные – просто мертвые, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете » (Рим. 8: 13). 27 Не привыкай жить, и не живи, чтобы привыкнуть. 28 Если в сердце есть тревога, значит ты не знаешь Бога. 29 Не дай заботам нынешнего дня погубить заботу о стяжании вечности. 30 Бог – Волшебный Стрелок. Стреляет один раз. Точность изумительна. Цель – Спасение души. 31 Пока не отдашь все, что имеешь, и всего себя людям, – не найдешь Счастья. 32 Если бросишь против ветра горсть пыли, она вернется к тебе пыльной бурей. 33 У каждого человека есть сердце, но уметь жить поближе к своему сердцу – это особое искусство. 34 Если не согласишься каждый раз признавать, что ты – ничто, ниче го не добьешься в жизни, но стоит только смириться – «и печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20). 35 Духовная жизнь – это битва с умом за внимание. 36 Отчаяние – это тоже разновидность рассеяния ума. 37 Человек тупеет от тупиков жизни, в которые он загоняет сам себя. 38 Если ты не чувствуешь, как в твой ум пытается войти чужой ум, значит ты не знаешь, что такое искушение. 39 Чем меньше знаешь, тем ближе к Истине живешь. 40 Искушение подобно морской волне, и если ты имеешь смелость войти в него, оно проходит мимо тебя, ибо оно боится смелых. 41 Не выторговывай у Бога утешение, и Он утешит тебя. 42 Если перестанешь обращать внимание на самого себя, твое внимание обратится к Богу. 43 Если день пасмурный, свети сам тем добром, какое имеешь, – и вокруг тебя станет светлее. 44 Победить тьму может только Христос, Который и есть Правда. А все, что не Христос, победить тьму не может, поэтому мы и молимся Христу, чтобы он помог нам утвердиться в этой Истине, «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее » (Мф. 18: 11).

http://isihazm.ru/?id=202

Последнее замечание – для тех дотошных читателей, кто заинтересуется ссылками на источники: вы их найдёте в конце книги, в списке литературы отдельно к каждому уроку. Рассядемся за парты и осмотримся. На стенках, как принято, висят плакаты с изречениями и цитатами по предмету учёбы, Например, такие: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Евангелие от Иоанна, Ин.13:34–35 Настоящая любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. Герцог Франсуа де Ларошфуко Если юноша спросит о любви, я скажу ему: подожди! Если старик спросит о любви, я скажу ему: вспомни! Но если мужчина спросит о любви, я зарыдаю над ним... Ходжа Насреддин – Да позволь, тятенька-то, жениться, Да позволь взять, каво я люблю. Да отец-то не поверил, Что на свете есть любовь, Как на свете все равны, Надо равно всех любить. Отвернулся сын-то, отцу слова не сказал, Да взял он саблю, взял он востру, И зарезал сам себя. Эх, да развеселый разговор... Народная песня – Знаешь, внучка, у каждой женщины в жизни может быть только одна любовь. Увлечений бывает немало... но настоящая любовь – одна! – А у тебя была такая любовь, бабушка? – Конечно! Это были моряки. Быль Осмотрелись? Тогда приступим к занятиям. Урок первый. О том, как гуляют и встречаются, и что можно взять от жизни – С кем она сейчас гуляет? – Точно не знаю, кажется, и с тем и с другим. – Да ну, не может быть, – Что тут такого, подумаешь...Ты что, маленькая, что ли? – Устроит он ему разборку. И ей заодно. – Да он сам же с Маринкой встречается, видела ведь их на дискотеке вчера. – Ну и что, они вместе ушли, но он с ней, наверное, не встречается: там был Волосатый, а он его боится. – Волосатый с ней раньше гулял, а потом она вообще гулять с парнями перестала. – Да ты что? – Правда, я тоже слышала. С ней одна девчонка встречается из нашей группы, говорит, она заболела. – С больной встречается? Как встречается – по-настоящему?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Лк.4:21 . «Начал говорить» и пр.: евангелист сообщает только начало, в котором заключается и сущность всей речи Спасителя, опуская подробности ее. – «Ныне исполнилось»: с пришествием Иисуса Христа начало приходить в исполнение то, о чем говорил пророк от лица будущего Мессии и что сейчас слышали прочитанным собравшиеся в синагоге Назаретской. Исполнилось или начало исполняться: ибо Христос, исполненный в крещении и по человечеству даров Святого Духа не в миру ( Ин.3:34 ) помазанный, т. е. избранный и явленный миру как чрезвычайный Посланник Божий – Мессия ( Ин.1:31–34 ), начал проповедовать свое Евангелие царствия людям, из коих уничиженные, бедные, презренные, нищие духом в особенности внимали Ему прилеплялись к Нему; начал исцелять сокрушенных сердцем, чувствующих себя грешниками пред Богом и сокрушающихся от сознания своих грехов; начал проповедовать плененным, состоящим в плене греховном, освобождение от греха и всех следствий его ( Ин.8:1–36 ), под условием покаяния и веры в искупительную жертву Христову; слепым духовно, не понимающим и не знающим истины Христовой, – прозрение, разумение истины и истинного пути к счастью и блаженству, а равно и слепым чувственно-телесное прозрение ( Мф.11:5, 9, 30 . Ин.9и др.); измученных грехом и дьяволом , томящихся в сознании своего греховного состояния, отпускать на свободу от греховного сознания и состояния верой в Сына Божия ( Ин.8:31–35 ); вообще начал устроить блаженное для истинных последователей Его лето или время, т. е. новый период жизни человечества, период счастья для тех, кто верой примет учение Иисуса Христа и будет в жизни осуществлять великие начала его. – Ныне исполнилось пророчество Исаии! Лк.4:22 . «Засвидетельствовали Ему»: согласились с Ним, что это так, что слова пророка о Мессии Он протолковал верно; только, как видно из дальнейшего, они не верили, что Мессия, о котором говорит пророк, есть Он, их соотечественник, которого они знали вместе с родными. Они «дивились благодати» Его речи, приятности Его учения, силе и увлекательности Его толкования пророческих слов; но веры в Него, как Мессию, не имели, и этим объясняется дальнейшая строгая обличительная речь Господа. Это замечание евангелиста, что Назаретяне дивились учению Господа, хотя и не верили в Него как Мессию, весьма сходно с замечанием другого евангелиста о том, что посланные от фарисеев схватить Господа не сделали этого, потому что увлеклись сладостью речи Его ( Ин.7:45–47 ), и показывает, как увлекательна была речь Господа и какое сильное впечатление производила она на слушателей, что самые враги Его невольно покорялись ей. – «И говорили» и пр.: в этом говоре их отражалось ясно, что, удивляясь учению Господа, Назаретяне не веровали в Него, как Мессию. Евангелисты Матфей и Марк, подробнее передающие эти речи Назаретян, прямо замечают, что они соблазнялись о Нем ( Мф.13:57 . Мк.6:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Господь, называя пастырей «светом мира и солью земли» ( Мф.5, 13–14 ), выделяет их из среды всех людей (Там же, с.33–34). Богооткровенная основа пастырства Истинное пастырство – длящаяся в мире жизнь Иисуса Христа Господь наш Иисус Христос, основавший Свою Святую Церковь , явился тем камнем, тем основанием, на котором зиждется христианское пастырство. Именно об этом пастырстве говорит св.апостол Павел, когда приводит слова пророка Давида, относящиеся к Иисусу Христу: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Пс.109,4 , Евр.7,21 ), потому что истинное пастырство – длящаяся в мире жизнь Иисуса Христа (5, с.34–35). Спаситель называет Себя Пастырем Спаситель называет Себя добрым Пастырем, когда говорит: «Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы» ( Ин.10,11 ), и что таковым Пастырем Он пребудет вечно: «... и будет едино стадо и един Пастырь» ( Ин.10,16 ). Господь сравнивает Себя с пророком Ионой. Как Иона проповедовал покаяние для ниневитян, так и Он пришел с проповедью Царства Божия, войти в которое можно только через покаяние ( Лк.11,30 ). Господь Иисус Христос называет Себя Пастырем еще раз, когда в послед­ние минуты Своего пребывания с учениками в Гефсиманском саду в беседе с ними относит к Себе пророчество Захарии: «Вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию, писано бо есть поражу пастыря, и разыдутся овцы стада» ( Мф.26,31 ) (Там же, с.35). Господь освятил пастырство Своим собственным примером Освятив пастырство Своим собственным примером и Своей жизнью, Спаситель избирает 12 учеников, а потом 70. И таким образом оставляет преемников Своего пастырского служения. Для выполнения этой великой цели Спаситель начинает готовить Своих учеников задолго до Своих крестных страданий. Он посылает их на проповедь, дает им особые наставления, а для подтвержде­ния истинности этого учения дает им силу чудотворения ( Мф.10, 6–42 ). Словами: «Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13,15 ) Спаситель заповедует Своим ученикам всегда в своей деятельности руководствоваться примером их Божественного Учителя. И как видно из жизни и учения свв.апостолов, они постоянно имели перед собой образ Пастыреначальника Господа Иисуса Христа ( Евр.12,2 ) и призывали к этому всех продолжателей дела Христа Спасителя (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

2 . Господь в Капернауме учит в субботу в Синагоге, и исцеляет беснаго. Мк. 1: 21–28 ; Лк. 4:31–37 . 3 . В доме Симона исцеляет тещу его, и вечером – многих. Мк. 1:29–34 ; Лк. 4:38–41 ; Мф. 8:14–17 . 4 . Утром по уединенной молитве идет с проповедью по Галилее. Мк. 1:35–39 ; Лк. 4:42–44 . 5 . Исцеляет прокаженного. Мк. 1:40–45 ; Лк. 5:12–16 ; Мф. 8:2–4 . 6 . Разслабленнаго в Капернауме. Мк. 2:1–12 ; Лк. 5:17–26 ; Мф. 9:1–8 . 7 . Призывает Матфея. У него в доме. Мк. 2:13–22 ; Лк. 5:27–39 ; Мф. 9:9–17 . Останавливаемся на срывании колосьев, хотя согласные сказания у Евангелистов Матфея и Марка идут далее, как может всякий видеть. Остановиться на сем сказании, заставляет замечание его, что срывание колосьев случилось в субботу второпервую, в первую субботу по втором дне Пасхи; следовательно, после Пасхи. Как исцеление 38-летняго расслабленного, о коем повествует Евангелист Иоанн, в 5-й главе, совершено, по мнению почти всех, во время Пасхи; то совершенно уместно сказание сие в ряду Евангельской истории поместить пред срыванием колосьев. – Что и делаем. – 8 . Пасха 2-я. Исцеление 38-летнего расслабленного. Ин. 5:1–15 . 9 . Учение Христа Спасителя о своем равенстве Богу Отцу. Ин. 5:16–47 . Опять обращаемся к течению событий, по согласному свидетельству Евангелистов Марка и Луки, которое от срывания колосьев идет до нагорной проповеди включительно. 10 . Господь оправдывает учеников, что срывают колосья в субботу. Мк. 2:23–28 ; Лк. 6:1–5 ; Мф. 12:1–8 . 11 . Исцеляет сухорукого в Синагоге в субботу. Мк. 3:1–5 ; Лк. 6:6–10 ; Мф. 12:9–13 . 12 . Фарисеи враждуют. Господь к – морю на гору. За Ним народ. Многие исцеления. Ночь в молитве. Мк. 3:6–12 ; Лк. 6:11–12 ; Мф. 12:14–21 . 13 . Утром избирает 12 Апостолов. Лк. 6:13–19 ; Мк. 3:13–19 . 14 . К ним и к народу – нагорная беседа. Мф. главы: 5, 6 и 7; Лк. 6:20–49, 11:33–36, 12:58–59, 16:17–18 . После нагорной беседы у Евангелиста Луки следует исцеление раба сотникова; после сей же беседы оно стоит и у Евангелиста Матфея (глава 8), пропустив исцеление прокаженного, которое уже взято. – За исцелением сотникова раба у Евангелиста Луки следует воскрешение наинского юноши, о коем только здесь и говорится, и которому, следовательно, отводить другое место нет никакого повода. Итак –

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

– «Бывшим с Ним», т. е. ученикам Его и последователям. – «Плачущим и рыдающим»: так характеризуется скорбное настроение духа последователей Христовых после Его смерти до воскресения. О возвещении Магдалиной Апостолам о воскресении Христовом и о явлении Его ей, а равно и о неверии ей учеников говорят ев. Иоанн и Лука ( Ин.20:18 . Лк.24:11 ). – «Не поверили»: показывает, с какой осторожностью принимали Апостолы весть о воскресении, как опасались они вдаться в обман или ошибку, и – если потом поверили, то поверили как нельзя более наглядно убедившись, и, следовательно, сказания их о воскресении Господа имеют полнейшую силу самых достоверных доказательств истины воскресения Христова. «После этого явился» и пр.: об этом явлении Спасителя воскресшего еммаусским путникам подробно повествует ев. Лука ( Лк.24:13–35 ). – «В ином образе»: так, что ученики знавшие Его прежде, в это время Его не узнали ( Лк.24:16 ). – «Шли в селение»: Еммаус. – «Но и им не поверили»: по сказанию ев. Луки, когда еммаусские ученики рассказали Апостолам о явлении им Господа, то последние говорили, что Господь точно воскрес и явился Симону ( Лк.24.34–35 ). Этому, впрочем, рассматриваемое замечание ев. Марка нисколько не противоречит. Дело было, сколько можно догадываться из снесения помянутых мест, так: Апостолы говорили, что Господь явился Симону и следовательно точно воскрес, следовательно, верили этому. Приходят еммаусские ученики и говорят, что Он им явился, но они сперва Его не узнали, узнали уже потом, но Он невидим стал для них. – Итак учитель их является то там, то там и притом в ином образе; это могло повергнуть их в новое сомнение, близкое к неверию, когда они еще не понимали нового образа бытия Господа по воскресении, нового прославленного Его пребывания на земле. И действительно, это повергло их в сомнение; это видно из того, что когда вслед за тем Господь явился им при затворенных дверях, они испугались и подумали, что видят призрак, и Господь нарочито принужден был уверять их в том, что это Он ( Лк.24:35–43 ): значит, вера их была еще не крепка, и в то время, как еммаусские ученики рассказывали им о явлении, они действительно не верили им.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В Ветхом Завете праздничным днем на неделе был седьмой – суббота, так как с ним были соединены важные воспоминания: о покое Господнем после шести дней творения ( Быт. 2:2–3 ; Исх. 20:11 ) и об освобождении евреев из рабства египетского ( Втор. 5:15 ). В Новом же Завете таким днем считается первый на неделе – воскресенье, потому что в этот день Христос воскрес из мертвых ( Мк. 16:9 ; ср. Мф. 28:1 – 6 ; Лк. 24:1 ; Ин. 20:1 ) «для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ) и через Свое воскресенье воссоздал падшего человека, соделав его «новой тварью ( 2Кор. 5:17 ; Гал. 6:15 ), избавил людей от духовного рабства диаволу ( 1Пет. 3:21 ) и победил ад и грех ( Евр. 2:14–15 ; Деян. 2:24– 32 ; 1Кор. 15:20–28, 55–67 ). Если бы Христос не воскрес, говорит ап. Павел, то самая вера наша была бы тщетна, и мы оставались бы еще во грехах ( 1Кор. 15:17 ). Ввиду такого значения воскресного дня Сам Господь И. Христос возвелечил и освятил его Своими явлениями: Марии Магдалине ( Мк. 16:9 ), женам, пришедшим ко гробу (Мф. 28:9), ап. Петру ( Лк. 24:34 ), двум ученикам, шедшим в Эммаус (24:13,32), всем собравшимся ученикам, кроме Фомы ( Ин. 20:19–24 ) и с Фомой (20:24 –29) 691 , а также своими делами: совершением в первый раз по воскресении преломления хлеба ( Лк. 24:30,33–35 ), дарованием власти прощать или оставлять людям грехи ( Ин. 20:21–23 ) и низведением на апостолов Духа Св. ( Деян. 2:1–4 ). 692 Апостолы к этому дню приурочили как обычные свои молитвенные собрания ( Деян. 1:13–14 ), так и соединенные с преломлением хлеба ( Мк. 16:14 ; Деян. 20:7 – 8 ) 693 и этот день посвящали делам милосердия и благотворительности ( 1Кор. 16:1 – 2 ). В этот день ап. Иоанн получил даже откровение о будущей судьбе мира (Откр. 1:10). По примеру апостолов, христиане всегда чтили воскресный день, проводя его в радости (Посл. ап. Варнавы, гл. 15; Петра Алекс, прав. 15) и освящая богослужебными собраниями и чтением апостольских писани й (Иуст. Муч., 1 апол. к импер. Антонину, гл. 67), а праздновали этот день со всевозможным торжеством» и готовы были умереть за него (Бахмет. Рассказы из истор. христ. цер., ч. I, стр. 339 – 340). Впоследствии празднование воскресного дня было ограждено соборными постановлениями (1 всел. пр. 20:6 всел. пр. 55 и 90, Лаод. пр. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

И не вы ли тут бесконца льете воду на мельницу мнимого " патриотизма " , со всеми вытекающими...? Церковь была, есть и будет Вселенская. Будьте терпимы сами и не учите других жить. И перестаньте постить цитаты, учитесь мыслить сами. А коли нечем...) Галина 2019/02/21, 01:24:52 Макиавелли - это скорее современный мем в политологии, символ государственной политики, основанной на культе грубой силы, лжи, пренебрежении нормами морали. Тот же Борджиа был лишь удачливый авантюрист, и его достижения бесконечно далеки от масштаба насилия и манипуляции массовым сознанием в том же СССР. Но символ, безусловно, верный, иллюстрация одного из способов господства и управления общественно-политическими процессами в обществе. Хотя превратить Церковь Христову в идеологическую структуру - такое, пожалуй, даже Макиавели могло присниться разве что в самом кошмарном сне. 2019/02/20, 13:53:33 Уважаемые Братие и Сестры! Да, что же это происходит с нами в комментариях нашего любимого сайта. Ещё несколько лет назад мы были более терпимы друг ко другу. Не наблюдалась такая ненависть, неприязнь к другому комментатору. Мы не желаем терпеть, когда чужое мнение не совпадает с нашим. Мы яростно его отвергаем и оскорбляем неподобающими словами написавшего. Печально! ------------------------------------------------- Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин. 13,34–35) Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся. (Сол 24,17) Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его». (Притч.24,29) Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. (Тов.4,15) Нет большей любви, как кто положит душу свою за друзей своих. (Ин.15,13) И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (1Кор.13.3) Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. (1Кор.13,4–8)

http://isihazm.ru/1/?id=384&pid=1&iid=30...

Флп.3:18 . «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова». Объясн. Для апостола не было людей, более достойных оплакивания, как враги креста. Как же после этого осмеливаются некоторые утверждать, что крест есть виселица, что, будучи орудием казни Христовой, он достоин отвращения и ненависти? Забывают эти люди то, что смерть Христова была не насильственная казнь, но добровольно принятый Им на Себя подвиг, и крест не орудие казни, а избранное Христом орудие избавления: Прем.14:7 ; 1Пет.2:24 ; Еф.2:16 . Слово о Кресте только для погибающих юродство есть, для нас, спасаемых, сила Божия: 1Кор.1:18 . Вот почему апостол ничем иным не желал хвалиться, как только Крестом Христовым: Гал.6:14 ; Евр.13:13 . Кол.1:20 . «И чтобы посредством Его примирить с Собой всё, умиротворив чрез Него, кровью Креста Его, и земное и небесное». Объясн. Этими словами апостол лишний раз подтверждает славу и силу Креста Христова, обагрённого Кровью Спасителя для умиротворения всего земного и небесного. Вот поэтому-то крест и является знаменем нашей веры: Чис.21:8 ; Ин.3:14–15 . Вот почему слово крест для нас – сила Божия: 1Кор.1:18 . Кол.2:14 . «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Объясн. См. 1Пет.2:24 . Втор.21:22–23 ; ср. Гал.3:13 . «Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве; то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)»... Объясн. В этих местах проклятие касается не креста, а висевшего («всякий висящий») на древе крестном преступника, но на том кресте, который мы почитаем, висел не преступник, а Спаситель всего мира, Который Своим прикосновением освятил крест. Самая причина сего проклятия опять заключается не в кресте, а в людях и грехах людских, вызвавших крестные страдания Господа: 1Ин.3:5 ; Ис.53:5 . Поэтому негодование вследствие этого проклятия должно было бы направить не на крест, а скорее на людей; но поскольку Господь заповедал любить ближних: Ин.13:34–35 , – то всё негодование заблуждающиеся в мнении о кресте должны направить на самих себя за невежественное истолкование Слова Божия: 2Пет.3:16 . В отношении Креста Христова должно помнить и держаться следующего правила: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»: Деян.10:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

139, 143, 383–385, 394 и др.), делает перенос ударения на природное, или, как он еще называет, органическое единство. Единство это выражается и в вере Церкви, которая наряду с прочими добродетелями также является дарованием Святого Духа. Источник веры, как и «источник церковного вероучения, один – Дух Святый, живущий в Церкви, о Котором обетованно Христом, что Он будет вести (см.: Ин. 16: 13) Церковь ко всякой истине» («Священное Писание и Церковь») . Поэтому в вопросах веры «мы можем все свести к вере в Церковь» . Но все же одного признания истин веры недостаточно: «Бесы тоже веруют в Божество Христа (см.: Иак. 2: 19); они и исповедовали Христа подобно апостолу Петру (см.: Мф. 8: 29; Мк. 1: 24), но они вне Церкви» («Краеугольный камень Церкви») . Поэтому в основу учения об органическом единстве Церкви архиепископ Иларион полагает понятие любви, которая, по апостолу, «есть совокупность (связь, союз) совершенства» (Кол. 3: 14): «В своей прощальной беседе Христос говорил ученикам: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будет иметь любовь между собою” (Ин. 13: 34–35). Вот это-то новое начало церковного единения и создает не механическое объединение внутренне разделенных личностей, а единение органическое» («Христианство или Церковь?») . Для пояснения этого единения владыка использует различные образы, взятые из Священного Писания и у святых отцов. Это единое стадо, руководимое единым пастырем, вода и вино в чаше Господней, множество зерен, смолотых и замешанных, образующих единый хлеб (с. 377), брачный союз (с. 36, 377), здание, храм Божий (с. 226), хор (с. 226), ковчег, вертоград заключенный и источник запечатленный, виноградник Господа Саваофа (с. 379), хитон Господень, единый источник многих ручьев (с. 380), Адам и Ева как «реальные типы Христа и Церкви» (с. 474), солнце и лучи (с. 380) . Но наиболее часто употребляемые образы – дерева и тела (с. 19, 226, 380) . Из этих образов последний – образ тела – занимает особое место, так как это не просто образ, уподобление, не аллегория, но образ существенный, имеющий начало не только в Священном Писании, но и в центральном таинстве Церкви – евхаристии: «Истинная жизнь возможна лишь при тесном природном или, как теперь говорят, реальном единении со Христом в таинстве евхаристии, но это единение со Христом создает и единение людей друг с другом, то есть создает единое тело Церкви» («Христианства нет без Церкви») .

http://pravoslavie.ru/33271.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010