(III 6-VII 27). Собравшиеся били Иисуса со словами: «Вот, Сын Божий (υς το θεο) в нашей власти». Затем в П. Е., как и в канонических Евангелиях (Мф 27. 27-31; Лк 15. 16-20; ср. также: Ин 19. 1-5), говорится о поругании Господа: Его облачили в багряницу и возложили на голову терновый венец. Из текста П. Е. фактически следует, что бичевание совершали не рим. воины, а иудейский народ, к-рый во время поругания именует Иисуса не Царем Иудейским, а Царем Израилевым (βασιλες το Ισραλ) и Сыном Божиим. Затем привели 2 разбойников и распяли Господа посреди них (ср.: Мф 27. 38; Мк 15. 27; Лк 23. 32-33; Ин 19. 18), причем во время казни Он безмолвствовал как не чувствующий боли. По всей видимости, мотив молчания Спасителя был перенесен в текст П. Е. из описания суда над Ним у первосвященника Каиафы и допроса у Пилата (Мк 14. 61; 15. 5; Мф 26. 63; 27. 12-14; Лк 23. 9; см. также: Ин 19. 9-10); кроме того, в П. Е., как и в канонических Евангелиях, весьма вероятна аллюзия на Ис 53. 7. Надпись с обозначением вины на Кресте Господа также приведена в П. Е. в особой версии: «Сей есть Царь Израилев». Казнившие разложили одежду Иисуса перед собой и начали делить ее, бросая жребий. Один из разбойников, распятых с Господом, обличал их, говоря: «Мы страдаем за преступления, нами содеянные, а Сей, спасающий людей, какое зло сотворил Он?» Автор П. Е. объяснил, что голени у Христа не были перебиты, иначе, чем это сделано в Ин 19. 31-36: казнившие ожесточились на Господа и приказали не перебивать Его голеней, дабы Он скончался в страданиях. Когда настал полдень, на всю Иудею нашла тьма (ср.: Мф 27. 45; Мк 15. 33; Лк 23. 44) и присутствовавшие стали беспокоиться о том, чтобы зашло солнце, поскольку в этом случае было бы нарушено предписание, содержавшееся во Втор 21. 22-23. Затем Иисусу дали пить желчь, смешанную с уксусом (ср.: Мф 27. 34, 48; Мк 15. 23, 36; Лк 23. 36; Ин 19. 29-30). Последние слова Господа на Кресте: «Сила Моя, сила! ты Меня оставила!» (Η δναμς μου, δναμις, κατλειψς με) - отличаются от всех вариантов, приводимых в канонических Евангелиях. При этом фраза построена по схеме, сходной с той, к-рая содержится в Мк 15. 34 и Мф 27. 46: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты меня оставил (γκατλιπες)?» (Пс 21. 2). В момент смерти Спасителя завеса в Иерусалимском храме раздралась надвое (Мф 27. 51; Мк 15. 38; Лк 23. 45). Иудеи вынули гвозди из Его рук и положили на землю, после чего началось землетрясение (Мф 27. 51). На всех напал великий страх. Впрочем, вскоре воссияло солнце и оказалось, что уже 9-й час (ср.: Мк 15. 33; Лк 23. 44). Иудеи обрадовались и отдали тело Иисуса для погребения Иосифу, к-рый, совершив Его омовение и обвив плащаницей, положил в гробницу, называемую садом Иосифовым.

http://pravenc.ru/text/2580440.html

Один из дорогих сердцу нашему святых, епископ Игнатий Брянчанинов , подчеркивает замечательную вещь о том, что Господь, совершая сей Свой путь на Голгофу, имел пред Собою только Отца. И когда Он молился о чаше (см. Мф.26:39 ; Мк.14:36 ; Лк.22:42 , и др.), то Он не думал о людях, которые приготовили Ему всякую скорбь, печаль, поругание, боль, распятие, позорную смерть, а всё это Он назвал чашею, которую дает Ему Отец 51 . Представляете себе, что Господь в те дни, величайшие в истории мира, думал только об Отце, и весь разговор Его был с Отцом; но подвиг Его был за всего Адама. Теперь можно мыслить о Нём как о единственном на всей Земле «Человеке». Меня эти слова поразили, когда я услышал их в церкви. В тот момент безвидно, но всё же как человека, я видел Христа, восходящего на Голгофу с этой мыслью. С какой мыслью? – Разорвать клятву, которую навлек на всю Землю грех Адама (см. Рим.5:18 ; 1Кор.15:21–22 ). Адама мы мыслим как начало всего человеческого рода (см. 1Кор.15:45 ). И если Апостол говорит, что мы должны иметь те же мысли, какие мы видим во Христе Иисусе (см. Флп.2:5 ), то и мы будем видеть глазами Христа весь мир во времени и пространстве, от Адама до последнего человека, имеющего родиться от жены в сей мир (ср. Гал.4:4 ). Перейдем на другой аспект. И «пример» Христа (см. Ин.13:15 ), и заповеди Его, и особенно «любите врагов ваших» (см. Мф.5:44 ; Лк.6:27–28 ) – расширяют наше сердце и ум, и мы видим уже всё человечество как единую историю, с которою тесно связана и наша личная жизнь. И если нам помогает Господь так расширить наше сердце, что мы носим в себе всё человечество, то тогда получится, что мы переходим в состояние сотворенного Богом человека. Как Господь говорит в Писании: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию» ( Быт.1:26 ). В свое время апостол Павел, говоря о таком Христе, Который берет на Себя грехи всего мира, тем самым зажег сердца галатов на всю жизнь и даже после смерти. Тем самым он положил основной камень и нашей жизни – и в наших сердцах должен отразиться силою Духа Святого призыв Отца, согласно со словом Христа: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» ( Ин.6:44 ). То есть, чтобы по-настоящему иметь христианское сознание, мы, конечно, должны следовать за Христом, следовать с молитвою к Богу, к Духу Святому, Царю Небесному: «Прииди и вселися в ны, настави ны на всякую истину, привлеки сердца наши к горней любви, и спаси, Блаже, души наша».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

– Св. Афанасий отвечал, что слова: Аз есмь Бог един, и: Аз есмь, и несть Бог, разве Мене ( Втор.32:39 ) и: Аз первый, и Аз по сих ( Ис.44:6 ) – сказаны Господом, без сомнения, через Слово Своё для отвращения людей от богов лжеимённых и для обращения их к единому истинному Богу, к Которому все должны обращаться ( Ин.14:6, 17:3 ; 1Ин.5:20 ). Следовательно, «прекрасно говорится, что един есть Бог, единственный и первый. Но говорится сие не в отрицание Сына, ибо и Он в едином, и первом, и единственном, и Сам Он есть первый и исполнение первого и единого Божества ( Втор.32:39 ; Ис.45:6 ). Сын Божий не есть другой Бог, потому что мыслится единым с Отцом. Иначе, без сомнения, было бы много богов, если бы измышлено было чуждое божество, кроме Божества Отчего. Он имеет не иной какой-нибудь образ Божества, но Божество единого Бога, ибо един вид Божества» 433 . Поэтому «есть только одно начало Божества и в Боге пребывает в собственном смысле полное единоначалие. Начало есть Бог; от сего начала Слово, Сын по природе, не Сам Собой состоявшийся, как другое начало, и не как со вне происшедший, чтобы по различию не явилось двуначалия и многоначалия. Но как одно есть начало, – и потому один Бог; так подлинно истинно Сущего Сущность (οσα) и Ипостась есть единая, Которая и говорит: Аз есмь Сый ( Исх.3:14 ), а не две сущности; иначе будут два начала» 434 . «Если Христос Сам Собой состоялся и есть Бог, то будет два начала; но так как это нелепо, и так как Сын происходит от Отца, то Сын и Отец будут два в том же смысле, в каком происходящее из чего-либо есть нечто иное, чем то, из чего оно происходит. Отец – один, а не два; но от Сего одного есть Сын. И как нет двух Отцов, а один: так нет и двух начал, а только одно, и от сего единого существенный Сын 435 . Он обладает тем же самым Божеством, каким обладает и Бог Отец, потому что Божеское существо одно. Божество Сына есть Божество Отца, и Оно то же самое в Сыне, что в Отце, а потому Оно нераздельно, и потому – есть един Бог, и нет другого Бога, кроме Его 436 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Часть I. Вероучение Глава первая. Источники христианского учения Откровение В начале каждого дня, на богослужении, называемом «Утреней», Православная Церковь провозглашает: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне!» ( Пс.117:26–27 ). Бог явил нам себя , – в этой строке из Библии заключена первооснова христианского учения. Конечно, самая сокровенная Божья сущность не может быть воспринята тварными существами, но Он действительно открыл о Себе всё, что только человек может видеть и понимать в проявлениях Его природы и воли. Эта полнота и совершенство Божьего самооткровения были выявлены в Сыне Его Иисусе Христе, восполнив все постепенные и частичные откровения Ветхого Завета. Иисус Христос воистину есть Тот, о Чьём приходе сказано: «Благословен грядый во Имя Господне».Сначала люди обращались ко Христу, называя Его «Равви», что означает «Учитель», а его последователи назывались «учениками». Он и пришёл прежде всего как посланный Богом Учитель, чтобы научить людей познавать Его. Но Христос-Учитель – это лишь одна из сторон облика Христа-Мессии. (Греческое слово «Христос» есть перевод еврейского «Мессия», что значит «Помазанник Божий».) «Когда придёт Мессия, – гласит пророчество, – Сам Бог будет учить людей» ( Ис.54:13 , Ин.6:45 ). Христос тоже много раз утверждал, что Его слова – это слова Божьи, и учил «как власть имеющий», а не как обыкновенные еврейские проповедники ( Мф.7:29 ); отвергавших же Его учение Он обвинял в том, что они отвергают Самого Бога. " Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня… Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. Итак, что Я говорю, говорю как сказал Мне Отец». ( Ин.12:44–45 и 49–50) Иисус Христос называл Себя «Истиной» ( Ин.14. 6 ) и «Светом» ( Ин.8:12 ), и не только передавал Божье Слово, но именно Сам явился живым Словом Божьим в человеческой плоти – вечным и нетварным Логосом, ставшим Человеком Иисусом из Назарета, чтобы мир смог познать Бога. " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». ( Ин.1:1–18 . Евангелие, читаемое на Пасхальной Литургии в Православной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

В мессианском смысле толковались слова Нафана, обращенные к Давиду от лица Бога: Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном ( 2Цар. 7:12–14 ). В том же смысле воспринимали стихи из псалма: Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой ( Пс. 88:4–5 ). Наконец, не менее важно пророчество Иеремии: Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!» ( Иер. 23:5–6 ). Давид и Голиаф. Караваджо. 1599 г. Таким образом, Мессия, согласно пророчествам, должен был быть прямым потомком Давида, а потому упоминание о Давиде было необходимо для автора родословной Иисуса. Выражение «Сын Давидов» многократно встречается у Матфея и в параллельных повествованиях других синоптиков. Сыном Давидовым называли Иисуса те, кто обращались к Нему с просьбой об исцелении ( Мф. 9:27; 15:22; 20:30–31 ). К Иисусу применяли выражение Христос, Сын Давидов ( Мф. 12:23 ); при входе в Иерусалим Его встречали словами Осанна Сыну Давидову ( Мф. 21:9 ). Уверенность иудеев в том, что Мессия должен произойти из рода Давидова, подтверждают слова фарисеев: Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова? ( Ин.7:42 ). Синоптики зафиксировали спор Иисуса с иудеями о том, является ли Мессия сыном Давидовым: Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?( Мф. 22:41–45 ; ср.: Мк. 12:35–37 ; Лк. 20:40–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мф.12:43 . [начало 44-го]   Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит». Некоторые думают, что это сказано об еретиках, потому что дух нечистый, обитавший прежде в них, – когда они были еще язычниками, – во время исповедания ими веры извергается, а потом, когда они переходят в ересь и притворными добродетелями украсят дом свой, дьявол в соединении с семью другими злыми духами возвращается к ним и обитает в них; и бывает их последнее состояние хуже первого, потому что еретики находятся в гораздо худшем положении, нежели язычники: у последних можно надеяться на возникновение веры, тогда как в первых царит борьба вследствие разногласия. Хотя такое понимание имеет многих сторонников (quemdam plausum ­­ некоторое рукоплескание) и носит на себе черты правильного учения, однако я не знаю, верно ли оно, так как из слов, следующих по окончании этого сравнения, или примера: «Так будет и с этим злым родом» ( Мф.12:45 ), – следует, что мы необходимо должны относить это место (parabola) не к еретикам и каким-либо другим людям, а к народу иудейскому, так что связь речи этого места не допускает произвольного насильственного толкования то так, то иначе и извращения по обычаю людей неразумных; эта связь вполне последовательно соответствует или предшествующим словам, или дальнейшим. Нечистый дух вышел из иудеев, когда они приняли закон, и бродил по безводной пустыне, ища себе успокоения, – именно: изгнанный из среды иудеев он скитался по пустыне народов языческих; когда же последние потом уверовали Господу он, не находя себе места у других народов, сказал: Мф.12:44 . [продолжение]:   Возвращусь в дом мой, откуда я вышел. То есть пойду к иудеям, которых прежде оставил. Мф.12:44–45 . [окончание 44-го]   И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом. Действительно, храм иудейский был свободен и не имел у себя Христа в качестве [как бы] гостя, ибо Он сказал: «Встаньте, пойдем отсюда» ( Ин.14:31 ) и в другом месте: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Лк.13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

25. Мусульмане говорят о том, что были искажены книги, происхождение которых они сами признают божественным: пусть тогда покажут другие, «неискаженные» книги Моисея, пророков, Псалмов Давида или Евангелий. Но они сами признают, что никогда не видели их. «Процитируйте хотя бы то Евангелие, которое знал ваш законодатель, и я буду убежден, что вы говорите правду». 26. Есть лишь одна вера и одно крещение, и никакая другая вера не была дана людям Богом. Мусульманский упрек христианам в том, что они не молятся в сторону Каабы, совершенно безумен. Неизвестно, чтобы пророки во время молитвы оборачивались в сторону какого-либо конкретного места. Лишь мусульмане почитают таким образом языческий алтарь, который они называют «домом Авраама». Писание не сообщает о том, что Авраам достигал того места, которое впоследствии, по повелению Мухаммеда, стало центром мусульманского почитания. 27. Мусульманский вопрос: если Иисус был Бог, то почему Он тогда молился? Ответ: Он молился, чтобы научить этому последователей, поскольку Он не только Бог, но и человек, и Его молитвы не опровергают Его божества. То, что христиане не удалили из Евангелия подобные «неудобные» места, свидетельствует о его неискаженности. Следует разбор «неудобных» мест: Ин. 14: 10 – то, что Сын не может творить Сам от Себя, но лишь Отец, означает, что Отец обитает в Нем, то есть Их единосущие. Христос не говорил, как считают мусульмане, что Бог послал Его в мир, и Он к Нему возвращается, но, напротив, говорил, что по собственной воле пришел от Отца (Ин. 14: 25) и отдает Свою жизнь (Ин. 10: 17); говоря Отец более Меня (Ин. 14: 28), Христос имел в виду Свое человечество, иначе бы не сказал позже: Я и Отец – одно (Ин. 10: 30). Приводятся другие цитаты из речей Самого Христа, указывающие на Его божество: Ин. 22: 44, 45, 48. Ин. 17: 3 не может быть свидетельством того, что Он лишь пророк, поскольку в таком случае Он перечислил бы вместе с Собой и других пророков. 28. Следует помнить, что Христос одновременно и Бог, и человек, поэтому «уничижительные» места Писания говорят о Его человечестве, а «возвеличивающие» – о Его божестве. Сатана искушал Его в пустыне как человека, но, когда лукавый отошел, побежденный, ангелы служили Ему как Богу. Лишь о намеренном нежелании признать Христа Господом говорит Его сравнение с Адамом, который также возник без отца. Мусульмане видят лишь «уничижительные» места в Евангелии и не хотят видеть других, говорящих о Нем как о Боге: Ин. 3: 36; Ин. 1: 29; Ин. 1: 1–3; 14: 9; 10: 15; 16: 32; 20: 17 («Он – Его Отец по божеству, наш – по благодати»); Ин. 1: 12; Ин. 20: 21. «Таким образом, все стихи Евангелия имеют согласие в этом».

http://pravoslavie.ru/3968.html

25. Мусульмане говорят о том, что были искажены книги, происхождение которых они сами признают Божественным: пусть тогда покажут другие, “неискаженные” книги Моисея, Пророков, Псалмов Давида или Евангелий. Но они сами признают, что никогда не видели их. “Процитируйте хотя бы то Евангелие, которое знал ваш законодатель, и я буду убежден, что вы говорите правду”. 26. Есть лишь одна вера и одно крещение, и никакая другая вера не была дана людям Богом. Мусульманский упрек христианам в том, что они не молятся в сторону Каабы, совершенно безумен. Неизвестно, чтобы пророки во время молитвы оборачивались в сторону какого-либо конкретного места. Лишь мусульмане почитают таким образом языческий алтарь, который они называют “домом Авраама”. Писание не сообщает о том, что Авраам достигал того места, которое впоследствии по повелению Мухаммеда стало центром мусульманского почитания. 27. Мусульманский вопрос: если Иисус был Бог, то почему Он тогда молился? Ответ: Он молился, чтобы научить этому последователей, поскольку Он не только Бог, но и человек, и Его молитвы не опровергают Его Божества. То, что христиане не удалили из Евангелия подобные “неудобные” места, свидетельствует о его неискаженности. Следует разбор “неудобных” мест: Ин 14:10 — то, что Сын не может творить Сам от Себя, но лишь Отец, означает, что Отец обитает в Нем, то есть Их единосущие. Христос не говорил, как считают мусульмане, что Бог послал Его в мир, и Он к Нему возвращается, но напротив, говорил, что по собственной воле пришел от Отца и отдает Свою жизнь (Ин 10:17–18), говоря: Отец более Меня (Ин 14:28), Христос имел в виду Свое человечество, иначе бы не сказал позже: Я и Отец — одно (Ин 10:30). Приводятся другие цитаты из речей Самого Христа, указывающие на Его Божество: Ин 12:44,45,48. Ин 17:3 не может быть свидетельством, что Он лишь пророк, поскольку в таком случае Он перечислил бы вместе с Собой и других пророков. 28. Следует помнить, что Христос одновременно и Бог и человек, поэтому “уничижительные” места Писания говорят о Его человечестве, а “возвеличивающие” — о Его Божестве. Сатана искушал Его в пустыне как человека, но когда лукавый отошел, побежденный, ангелы служили Ему как Богу. Лишь о намеренном нежелании признать Христа Господом говорит Его сравнение с Адамом, который также возник без отца. Мусульмане видят лишь “уничижительные” места в Евангелии и не хотят видеть других, говорящих о Нем как о Боге: Ин 3:36; 1 Ин 2:23; Ин 1:1–3; 14:9; 10:15; 16:32; 20:17 (“Он — Его Отец по Божеству, наш — по благодати”); 1 Ин 5:12, Ин 20:21. “Таким образом все стихи Евангелия имеют согласие в этом”.

http://pravmir.ru/poslanie-psevdo-lva-ha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010