Нравственное учение Христа построено на фундаментальном утверждении о Царстве Божием как о реальности не только будущего, посмертного существования, но и земной жизни человека. По словам Спасителя, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф. 11:12 ), то есть восхищают здесь, на земле. В притчах Иисуса Царство Божие уподобляется семени, брошенному в землю (см.: Мф. 13:24 ); зерну горчичному (см.: Мф. 13:31 ); закваске в тесте (см.: Мф. 13:33 ); сокровищу, скрытому на поле (см.: Мф. 13:44 ); драгоценной жемчужине (см.: Мф. 13:45 ); неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (см.: Мф. 13:47 ); царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (см.: Мф. 18:23 ); хозяину дома, нанявшему работников в виноградник свой (см.: Мф. 20:1 ); царю, сделавшему брачный пир для сына своего (см.: Мф. 22:2 ). Все эти образы заимствованы из повседневной человеческой жизни и обращены к опыту человека, живущего в мире сем, а не уже перешедшего в мир иной. Христос говорит о том, что Царство Небесное принадлежит нищим духом (см.: Мф. 5:3 ), изгнанным за правду (см.: Мф. 5:10 ), детям (см.: Мф. 19:14 ), о том, что Царство Его не от мира сего ( Ин. 18:36 ). Обращаясь к ученикам, Спаситель увещевает их: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ( Лк. 12:32 ). Таким образом, Царство Божие уже даровано, уже осуществляется в жизни христиан. Через веру во Христа и следование Его заповедям люди приобщаются к тому Царству Божию, полнота которого будет реализована после Второго Пришествия Спасителя, но которое тем не менее уже незримо присутствует в Церкви, составляя сердцевину ее бытия. Этот опыт раскрывается и в православном богослужении, в особенности в Божественной литургии, которая является не только анамнезисом, воспоминанием о событиях прошлого (Тайной Вечери, страданиях, смерти и воскресении Спасителя), но и причастием будущей реальности 6 . Литургия – это «исполнение Церкви за трапезой Господней в Его Царстве» 7 . При совершении литургии уже реализуется обетование Спасителя: «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем». Слова евхаристической молитвы ставят события прошлого, настоящего и будущего в один неразрывный ряд: «Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшия восставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дóндеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее». Царство Божие – «будущее», но в то же время оно уже даровано, и литургия уже возводит людей на небо, она уже есть «небо на земле».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Не отнимай совершенно слова истины от уст моих, ибо на суды Твои я уповал» ( Пс.118:43 ). Истина внушает к себе такое уважение, что сам Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). И другой пророк учит: «говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите» ( Зах.8:16–17 ). Противное истине есть ложь, а она – от лукавого. Ведь он первый, солгав, обольстил Еву. Поэтому, пророк учит нас любить истину и просит ее от Бога всяческих с великим усердием. " И я сохраню закон Твой всегда, в век и во век века« ( Пс.118:44 ). С этого времени в этой жизни я буду сохранять закон Твой и за­поведи Твои соблюдать. За то, что я буду делать это, мне уготованы блага, и это усиливает мое усердие в соблюдении Твоих законов. Выражением – »в век и во век века " – пророк обозначил, конечно, бу­дущую жизнь, в которой всем будет доступно чистое и незапятнан­ное соблюдение божественных законов, и всем будут дарованы блага, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку». Таковы блага, «что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). " И ходил я свободно, ибо заповеди Твои взыскал. И говорил об откровениях Твоих пред царями и не ...стыдился» ( Пс.118:45–46 ). Живя по Твоим заповедям, я пользовался, говорит, великим благополучием и не стыдился даже царского могущества, но весьма свободно беседовал с царями. Жизнь по закону делает человека смелым, пример чего представляет и сам великий Давид. До грехопадения он очень сво­бодно беседовал с Саулом; после же грехопадения, убегая даже от своего сына, восставшего на отца, он шел, поникнув в землю и с покрытою головою. Широтою же называет здесь легкость и удоб­ство, при которых верные добродетели совершают свой путь, не уклоняясь ни направо, ни налево, если устремляют все свое внима­ние на путь к Богу. Между тем лукавым Бог и пути дает лу­кавые. И так как я ходил в широте заповедей Твоих, то " И говорил об откровениях Твоих пред царями и не ...стыдился».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Это последнее, бывшее в тот же вечер в Иерусалиме, было четвертым явлением ( Лк.24:36–44 ; Ин.20:19 ). Наконец, пятое явление было восемь дней спустя всем апостолам вместе с Фомою также в Иерусалиме ( Ин.20:26 ). Этим и окончились ранние явления в Иудее. Затем после того, как ученики на основании данного Господом повеления, по окончании праздника Пасхи возвратились в Галилею, начались явления галилейские. Шестым было явление на озере Тивериадском в среде семи учеников ( Ин21:1 ). Седьмым явлением было великое откровение на горе Галилейской в кругу всех учеников (Мф.28:16; Мк.16:15–18; Лк.24:45–49 ), куда также отнесено должно быть явление пред 500 братий ( 1Кор.15:6 ), на что дает право выражение евангелиста: ι δ δστασαν и самая заповедь, которая относилась не к одиннадцати только, но и к другим, по крайней мере, к семидесяти. Затем восьмое – особенное явление Иакову, брату Господню ( 1Кор.15:4 ), причем, вероятно, и дано было повеление ученикам возвратиться в Иерусалим. Наконец, последнее девятое явление было на горе Елеонской пред одиннадцатью апостолами, которое и заключилось вознесением ( Мк.16:19 ; Лк.24:50 ; Деян.1:4–12 ). Вот истинный порядок явлений. Здесь, очевидно, нет нужды ни переносить явление Господа в восьмой день по воскресении в Галилею, 36 ни предполагать, что Иоанн считает не явления, а дни, 37 ни, вообще, утверждать, что явление, рассказываемое одним евангелистом, не оставляет места и времени для другого, как Штраус. Если Штраус против этого примирения и порядка возражает, что Иоанн явление на озере Галилейском обозначает, как третье, а не шестое, как выходит по указанному порядку, то это очень просто и вместе законно объясняется из того, что Иоанн считает явления только пред собранием учеников, на что указывает приложение: «открылся ученикам Своим» ( Ин.21:14 ), а таких явлений ранее было только два, и, таким образом, Галилейское является третьим. Если бы не так, то Иоанн не мог бы сказать, что это было третье явление, потому что он сам ранее сказал уже о трех явлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Ковчег покрывается завесой, ибо и вочеловечивший Бог-Слово был как бы невиден для многих, имея покровом Свое тело и как в завесе скрываясь в Своей плоти, так что отсюда некоторые, не узнав Его божественного достоинства, то пытались побивать Его камнями, обвиняя в том, что Он, будучи человек, называет Себя Богом ( Ин.10:33 ), то опять, нисколько не стыдясь, говорили: «Не Сей ли есть Иисус сын Иосифа, Коего мы знаем отца и мать? Как же теперь говорит, что с неба сошел Я?» ( Ин.6:32 ). Итак, покрытие ковчега завесой указывало на то, что Иисус не узнан будет многими. Таким образом ковчег был прообразом Его. Поэтому-то и предшествовал Израильтянам в пустыне, занимая тогда место Бога, ибо он был вождем народа. Свидетельствует это Псалмопевец в словах: «Боже, когда предшествовал Ты пред народом Твоим, когда проходил Ты пустыню, земля потряслась, ибо и небеса таяли» ( Пс.67:8 ). Хотя предводительствовал и шел впереди всегда ковчег, однако же здесь ясно говорится, что предшествовал Бог. —92— Яснейшее доказательство этого можешь также иметь, если обратишь внимание еще и вот на что. Некогда Бог повелевал чрез Моисея Израильтянам, чтобы они смело восходили на гору Сеир и осаждали Амморея ( Втор.1:7: 19 ). Но получившие это повеление впали в малодушную трусость и, предположив, что это они должны совершать своими силами вместо того, чтобы надеяться на вышнюю помощь, «сев плакали» у горы, как написано ( Втор.1:45 ). На это справедливо негодовал Законодатель и наконец стал грозить, что не отведет их в землю обетованную. Едва вняв этой угрозе и предавшись несвоевременному раскаянию, они пытались взойти, вторично не послушав Господа и схватив оружие против Аммореев. Но Бог чрез Моисея предрекал им будущее, ибо говорил им: «Не восходите, и не падите пред лицем врагов ваших, ибо Меня нет с вами» ( Втор.1:42 ). Несмотря на то, постоянно страдая недугом непослушания, они насильно стали восходить на гору, как написано. Однако ж ковчег Божий, говорится, не взошел с ними и остался в лагере ( Втор.1:43 , – Чис.14:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Своих первых учеников набирает из самых низших классов народа. Свое первое чудо совершает на одном бедном семейном празднике в отечественной деревне. Начальника Он удостаивает загадочной 5 беседы касательно значения чудес, творимых Им: a самарянке, женщине презренного в глазах иудеев племени и греховной жизни, открывает образ истинного поклонения Отцу и тайну пришествия Мессии ( Ин.4:5–30 ). В последующее время он постоянно отвергал прославление со стороны исцеляемых Им ( Мф.8:4, 9:30, 12:16 ; Мк.1:44, 3:12, 5:43, 7:36, 8:26 ; Лк.5:14, 8:56 ). Еще более решительно Он уклонился от чести, когда насыщенная Им чудесно толпа народа хотела провозгласить Его царем ( Ин.6:15 ). Даже на более твердые и справедливые восхваления со стороны ближайших своих учеников Он постоянно отвечал предсказаниями о поношениях, ожидающих и Его, и их ( Мф.16:13–23, 17:1–12, 22, 23 ; Мк.8:27–33, 9:2–10, 30–32 ; Лк.9:18–22, 43–45 ). Любовь к народу, сострадание к его немощам выступают всюду в Его делах, в Его словах. Мытари и грешницы с сердцами полного искреннего раскаяния были ближе к Его царствию, чем натуры посредственные, приличное поведение которых часто не имеет никакой нравственной заслуги. За то как горячо отдавались и как крепко привязывались в Нему души этих презираемых, находя в следовании за Ним путь к возвращению внутреннего мира и собственного достоинства. Круг Его избранных, конечно, представлял смесь не очень благовидную, которая не могла не поражать строгих хранителей наружного приличия в то время. К нему собирались такие личности, с которыми порядочный еврей не захотел бы знаться ( Мф.9:10 ; Лк.15 ). Он явно оказывал предпочтение людям самым незначительным и даже сомнительного поведения перед особами именитыми и отличавшимися строгим парадным благоповедением. «Мытари и блудницы прежде вас войдут в царствие Божие» ( Мф.21:31, 32 ), говорил Он. Ниспавшие с общественной лестницы, павшие нравственно, нетвердые по полу и возрасту – женщины и дети – находили в Спасителе приветливейшего и ласковейшего учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Христианская община Израиля: абсолютные показатели растут, процентная доля сокращается 14.01.2022 Численность христиан в Израиле продолжает медленно расти – как это и отмечалось постоянно со времени создания еврейского государства в 1948 году. При этом их процент по-прежнему сокращается по сравнению с представителями других религиозных общин страны – иудеев, мусульман и друзов. В соответствии с данными центрального статистического управления Израиля, опубликованными в конце декабря, в стране проживает 182 000 христиан, что составляет 1,9% всего населения. За 2020 год прирост христианской общины составил 1,4%. Чтобы понять, как изменялась доля христиан в населении Израиля, интересно будет обратиться к статистике за прошлые годы. Так, в 1949 году в стране проживало 34 000 христиан, в 1970 – 75 000, в 1990 – почти 115 000, а в 2019 – более 180 000. За тот же период мусульманское население Израиля выросло со 111 000 в 1949 году до более 1,6 млн. в 2019. Иудеев в 1949 году было 1,17 млн., а в 2019 – 6,69 млн. Что касается друзов, то показатели за 1949 и 2019 годы составили, соответственно 15 000 и 143 000. 76,7% христиан Израиля – этнические арабы-палестинцы, большинство из них проживают на севере страны. В одном только Назарете насчитывается 21 000 палестинских христиан. Большинство христиан, не являющихся арабами, живут в Яффе и Тель-Авиве. Среди них преобладают евреи из стран бывшего СССР. Следует учесть, что израильская статистика учитывает только тех христиан, которые живут в стране постоянно и на законных основаниях. Десятки тысяч гастарбайтеров, находящиеся в Израиле в течение относительно долгого периода времени и составляющие значительную долю христианского населения, не учитываются. Уровень рождаемости среди израильских христиан остается самым низким по стране. В 2020 году в христианских семьях появились на свет 2 497 детей. Доля детей младше 17 лет в этих семьях составляет 1,93%. Для сравнения – среди евреев эта цифра составила 2,43%, а среди мусульман – 2,6%. В то же время среди христиан – в особенности среди женщин – был зафиксирован самый высокий средний уровень образования. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.01.2022 19:44:45

http://drevo-info.ru/news/27674.html

Пс.118:43. И не отьими от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах. Пс.118:44. И сохраню закон Твой выну, в век и в век века.    Молящемуся ничего более не нужно, кроме этого. А если впадает кто в какой-либо грех, у того отнимается слово «истины» не только из уст, но и из сердца. Ибо драгоценна «истина», как и Сам Христос сказал: «Аз есмь истина и живот» (Ин. 14:6) (Епифаний, Златоуст, Анфим). Пс.118:45. И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках. Пс.118:46. И глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся.    Это небоязненное свидетельство истины Божией. Если даже «пред цари», то о других прочих и говорить нечего. Жизнь по «заповедям» Господним производит дерзновение: пример которому представляет сам Давид. До грехопадения он очень свободно беседовал с Саулом; после же грехопадения — убегая даже от своего сына, восставшего против него, он шел, поникнув в землю и с покрытою головою (Златоуст, Афанасий, Феодорит, Феофан). Пс.118:47. И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело. Пс.118:48. И воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих.    С «поучением» Давид соединял и делание «заповедей», показав горячую любовь к ним в том, что непрестанно «глумляхся», т.е. углублялся в них (Златоуст). Пс.118:49. Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси. Пс.118:50. То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя.    Когда Бог дал закон, то хранящим его обещал Свою милость, а преступникам угрожал наказанием (см. Исх. 20:5—6). Итак, он просит, чтобы Бог вспомнил Свои обещания, на которые повелел возлагать «упование». Ибо именно «упование» — «то (мя) утешило» во всех бедствиях. В какой мере возрастает Божие слово в душе человека, постигаемое и приемлемое ею, в такой же мере возрастает и то, чтобы жить добродетельно (Златоуст, Афанасий, Феодорит). Пс.118:51. Гордии законопреступоваху до зела, от закона же Твоего не уклонихся. Пс.118:52. Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся.     «Гордии» не только преступали закон, но и других подстрекали к тому, передразнивая живущих по закону и смеясь над ними. Давид показывает чем побеждал он силу зла в «гордых: от закона не уклонихся, помянух судьбы и утешихся» (Феофан, Безымянный).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Апокалипсисе оно встре­чается дважды с предлогом π (Апок. 1:7, 18:9), указывающим на предмет, который служит причиною скорби и горя. Здесь причина скорби — Иисус Христос, пришествие Которого поразит страхом все враждебные Ему народы и племена земные; они будут «плакать» — κψονται, но это не будут благотворные слезы радости или раскаяния; это — слезы и скорбь бессильной злобы и отчаяния после бесплодной и безуспешной борьбы с Царством Мессии и после жестоких казней гнева Божия (см.гл.16 и далее; ср.6:15—17; гл.19). Алфа и Омега (ст. 8)      Прот.Дебольский. «Стран.», январь 1867     «Алфа и Омега» означают начало и конец, потому что на греческом языке, на котором Дух Святой даровал Новый Завет, алфа есть первая, а омега пос­ледняя буква в азбуке; тогда как в нашем алфавите первая и последняя буквы: аз, или а и я.    В Священном Писании Алфою и Омегою Христос Спаситель называ­ется 1) по Своей Божественной Сущности и Божественным совершен­ствам. Как прежде алфы нет буквы и в алфавите, так прежде Христа нет иного Бога. Христос есть начало без начала, и притом так, что не было времени, когда бы Его не было. Он «прежде всех, и всяческая в Нем состоятся» (Кол.1:17; Пс.89:2). И как омега есть последняя буква, так и после Христа нет никого и притом невозможно, чтобы Он когда-либо перестал существовать. «Глаголет Господь Бог: ...Да уразумеете, яко Аз есм, прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет» (Ис.43:10). Как алфа и омега объемлют собою прочие буквы, так и Христос совокупляет в Себе все совершенства в вы­сочайшей степени. Посему Христос преимущественно есть Алфа и Омега по свойственной Ему вечности (Пс.71:5, 12; Евр.7:3), и по единству божественного естества (Ис.44:6, 45:5, 14). Ибо Бог во Святой Троице, или в трех лицах, един по существу (Втор.4:35, 32:39; 1Кор.8:4).    2) По отношению к тварям. Как вечный единый Бог и Господь Христос есть начало всех тварей, а) потому что Он все создал и всему дал действи­тельность и преемственное продолжение бытия (Ис.48:13; Пс.103:29—30), и в этом отношении Он Сам именуется началом создания Божия (Апок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Акростих в службе преподобному Герману Аляскинскому (†1837; память 13 дек.), составленной болгарским иерархом-гимнографом, читается так: Германа, России и Америки похвалу, пою П[арфений] 34 . Сложно-комбинированный акростих содержится в службе Новгородскому святителю Феоктисту (†1310; память 23 дек.). Первые буквы тропарей 1–6-й песней образуют начало акростиха, первые слова следующих двух песен продолжают акростих, а девятая песнь дает имя автора-гимнографа: песнь:]ое песнь:]ени… песнь:] С молитвою прилежною Феоктисту песнь:] святителю приношу Многогрешный песнь:] Бори(с) 35 . Почти безупречно выдержан алфавитный акростих в январской службе Митрополиту Филиппу (†1569; память 9 янв.) 36 . Во втором из трех канонов службы святителю Савве Сербскому (†1235; память 14 янв.) читается акростих: Саву похвалити разума Боже мо… даруй ми 37 . В службе святителю Максиму Новому (†1516; память 18 янв.) акростих Восхвалим святителя, хоругву Церкве сохранился с незначительными погрешностями 38 . В службе знаменитому последнему Патриарху средневековой Бол­гарии, святителю Евфимию Тырновскому († после 1393; память 20 янв.), акростих Сеющии слезами радостию пожнут. Девий 39 (Пс 125:5). Под 20 января в Минее содержится канон преподобному Евфимию Архангелогородскму (XVI в.; память 20 янв.). Все тропари канона с богородичнами дают почти полный азбучный акростих, 9-я песнь дает роспись автора Иоан. Открытие мощей святого было в 1643 году. Канон ему, как сообщается в прилагаемой агиографической справке, был написан в XIX веке 40 . Хотя в надписании перед каноном службы святителю Новгородскому Моисею (†1362; память 25 янв.) акростих не указан, однако канон содержит довольно хорошо выдержанный с незначительными изменениями алфавитный акростих 41 . В 1796 году было открытие мощей преподобного Феодосия Тотемского (†1568; память 28 янв.). Второй канон святому имеет надписание: Ин канон, в немже о чудесех преподобного 42 , а также содержит азбучный акростих с небольшими искажениями. Служба святителю Николаю Японскому (†1912; память 3 февр.) предваряется указанием общего акростиха: Христу, Свету и Истине, послужив, Японию просветив, явился равен Апостолом, Николае 43 . Его образуют все составные части всей службы: стихиры, седальны, канон и светилен. Во второй службе акростих указан традиционно перед каноном: Японие, спасайся Православием. Парфений 44 . В агиографической справке в конце этих двух служб имеется указание о гимнографах: “Первая служба святителю Николаю составлена митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (†5 сентября 1978); вторая — епископом Левкийским Парфением (София, 1972)” 45 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

С одной стороны, Господь раскрывает нам царство Божие, как высшее благо, которое обещается в удел верующим, которым они будут наслаждаться, с другой – представляет его, как высший нравственный идеал, предложенный к нашему исполнению, составляющий задачу человеческой деятельности. Царство Божие есть высшее благо: оно подобно сокровищу, скрытому на поле, которое человек покупает, продавши все что имеет (Мф.13:44) или: подобно купцу, ищущему хороших жемчужин и нашедшему одну драгоценную жемчужину и продавшему все, что имел и купившему ее (Мф.13:45). Что здесь под царством Божием разумеется высшее благо, которым человек может наслаждаться, владеть как бы вещью, а не царство, к которому он должен принадлежать, как к обществу, это видно уже из символического наименования его предметами драгоценности и из того, что пред ним все другие блага теряют всякую ценность. В настоящем случае, для понимания идеи царства Божия в устах Спасителя имеют особенное значение слова: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит ( Лк.8:36 ). Человеку не принесет пользы, говорится здесь, приобретение целого мира в замен причиненного вреда душе. Под миром, противопоставляемым здесь царству Божию или жизни в нем, очевидно, подразумевается совокупность всех земных благ; царство Божие признается несравненно превосходящим все эти блага, без сомнения, как бесконечно высшее благо. Из рассматриваемого текста открывается также и то, что это высшее благо или царство Божие, о котором учит Христос, не земное, не сумма земных благ, что опять хотят видеть некоторые в учении Господа, но небесное, премирное, в принципе отличное от всех земных благ. Последняя мысль находит себе специальное подтверждение в некоторых изречениях Господа о царстве Божием: оно не от мира сего ( Ин.18:36 ); оно не имеете ничего общего с политически-мирскими мечтами иудеев о царстве Мессии ( Лк.12:17 ); оно там, где Бог восседает на троне, оно сокровище на небе (Мф.6:20). Отсюда все земное, все чувственное, даже духовное и нравственное, имеющее какой-либо узкий круг своих проявлений, должно быть принесено в жертву этому стремлению к высшему, премирному царству. Самоотречение во всем, отречение от всех благ земных, даже от блага родственного чувства к отцу, матери, сыну или дочери (Мф.10:37; Лук.14:26, 9 ) и исключительное следование за Христом ( Мф.8:22 ) – вот условие приобретения высшего блага, Царства Божия ( Лк.9:61, 14:28 и д.). Мало того: если потребуют какие-либо исключительные обстоятельства, то со стороны человека должна быть готова, жертва всею земною жизнью в пользу жизни небесной: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф.10:28 ). Так, во всех указанных чертах учения Господа, и во многих других параллельных им, о царстве Божием, выступает основная мысль о нем, как о высшем неземном, премирном благе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010