Лк.7:35 .  И оправдана премудрость всеми чадами ее. Рассказ о прибытии ко Христу учеников Иоанна Крестителя, который поручил им спросить Христа, Он ли обетованный Мессия, евангелист Лука излагает сходно с Матфеем ( Мф.11:2–19 ). «Возвестили Иоанну...» (стих 18). Евангелист Лука точнее обозначает, от кого Креститель услышал о чудесах Христа (ср. Мф.11:2 ). «А в это время...» (стих 21). Евангелист Лука отмечает это обстоятельство для того, чтобы сделать более понятными следующие слова Христа: «Скажите Иоанну, что вы видели...» (стих 22). Стихи 29–30 представляют раздел речи Господа, который имеется только у евангелиста Луки. Здесь Господь говорит о том, что выступление Крестителя имело не для всех его слушателей одинаковые последствия: простые люди, даже мытари, поверили Иоанну как пророку и прославили Бога за послание такого пророка, а фарисеи и законники не захотели признать в нем Богом посланного руководителя, который призывал их изменить свой образ жизни, и не крестились у него (ср. Мф.21:31–32 ). Стихи 31–35 представляют собой повторение Мф.11:16–19 . Только у евангелиста Луки это обличение Христа относится не к книжникам и фарисеям, а к присутствующим толпам народа (см. стихи 33–34: «говорите»). Лк.7:36 .  Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. Следующая далее история помазания Христа женой-грешницей представляет собой самостоятельный рассказ евангелиста Луки. Он имеет значение иллюстрации к словам 34-го стиха о Христе: «вот человек, который любит есть и пить, друг мытарям и грешникам». «Некто из фарисеев». Ниже названо и имя этого фарисея – Симон (стих 40). «Просил Его вкусить с ним пищи». По-видимому, Симон получил от Господа какое-то благодеяние и в благодарность за него пригласил Христа к себе на обед (ср. стихи 41–42, 47). Лк.7:37 .  И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром Точнее перевести так: «и вот женщина, которая в городе была грешницей, т.е. блудницей (ср. Ин.8:7 ), узнав...».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Симон был женат. При нем жила его теща, которую Иисус однажды исцелил от лихорадки ( Мк. 1:29-31 ). Родом Симон и Андрей были из Вифсаиды ( Ин. 1:44 ), но проживали в Капернауме, по-видимому, в собственном доме. По роду занятий оба брата были рыбаки ( Мк. 1:16 .). Они имели лодки и сети и промышляли рыбной ловлей на Генисаретском озере. Весьма возможно, что по их настоянию Иисус поселился в г. Капернауме, когда Ему пришлось покинуть Назарет вследствие неприязни к Нему тамошних жителей ( Мф. 4:13 ). Пылкость Симона, склонность его к увлечениям – не раз отмечены в Евангелиях . После чудесно-обильного улова рыб, по слову Иисуса, Симон так испугался и растерялся, что припал к коленям Иисуса, говоря: «Выйди от меня, потому что я человек грешный». Иисус должен был его успокоить (Лк. 5, 8-9). Когда Иисус шел по воде к лодке, в которой плыли по озеру его ученики, то последние приняли Его за призрак и испугались. Иисус ободрил их, сказав: «Это Я, не бойтесь». С обычною пылкостью Симон обратился к Нему: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Он же сказал: «Иди». И, вышедши из лодки, Симон пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! спаси меня». Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: «Маловерный! зачем ты усумнился» ( Мф. 14:28-31 ). На вопрос Иисуса, за кого почитают Его ученики, Симон первый вырвался с ответом. «Ты – Мессия» (по гречески: Христос). Иисус запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил об этом открыто. Пылкий Симон, которому не понравилось, что Иисус не признает себя Мессией, отозвал Его в сторону и начал прекословить. Иисус, отвернувшись от Симона и взглянув на учеников Своих, воспретил Симону продолжать этот разговор и сказал: «Отойди от меня, сатана , потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мк. 8:29-33 ).

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Д. Богдашевский Кутепов Н.И. Разбор возражений мнимо-духовных христиан против православного учения о церковной иерархии 34 //Миссионерское обозрение. 1896. 5. С. 16–30 4) Мнимодуховные христиане, доказывая мысль о принадлежности всем христианам права проповедовать людям евангельское учение, ссылаются при этом на следующие места св. Писания: у пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне ( Ин.6:45 ; Ис.54:13 ). И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши… И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего ( Деян.2:17–18 ; Иоил.2:28–29 ). Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию ( 1Кор.14:26–31 ; Кол.3:16 ). Некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа ( Флп.1:15 ). Наставляйте друг друга каждый день ( Евр.3:13 ; Мф. 11:25 ; Мк.9:38–39 ; Евр.8:11 ). Указывают еще и на то, что никто из рукоположенных в ветхозаветной церкви учителей не последовал за Христом, или не уверовал Ему во время Его проповеди на земле. Относительно всех вышеуказанных мест Св. Писания нужно, во-первых, сделать общее замечание, что ни в одном из них ничего не сказано о праве всех христиан заниматься делом общественной проповеди евангельского учения подобно тому, как занимались этим делом апостолы и преемники их служения, рукоположенные пастыри и учителя. В словах этих из Евангелия Иоанна о научении всех от Бога Отца Христос, говорит, что в царстве Мессии, или истинной Церкви Христовой, будет всеобщее распространение Боговедения, во-первых, – непосредственное благодатное просвещение духа человеческого от Бога, во-вторых, – посредственное чрез проповедь евангельского учения Самим Единородным Сыном Божиим, апостолами и продолжателями апостольского служения, пастырями и учителями ( Мф.28:19–20 ). О непосредственном благодатном просвещении духа человеческого от Бога в царстве Мессии у пророка Иеремии мы читаем следующее: после тех дней, говорит Господь, вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом ( Иер.31:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Библии мы видим, как пять Заветов сменяют друг друга. Первый завет был с Адамом. Затем был завет с Ноем (его знаком стала радуга). Следующий завет - с Авраамом. Наконец, собственно " Ветхий Завет " - завет синайский с Моисеем и Израилем. И пятый, " новый " завет, радикально изменивший отношения человека и Бога, исполнившийся во Христе и предсказанный уже ветхозаветными пророками: " Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской... Но вот завет, который Я заключу: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его " (Иер. 31, 31-33). И каждый из этих Заветов - это " отсечение " , выбор. Слово завет, по-древнееврейски “берит”, происходит от глагола “бара” - резать, и в то же время, возможно, связан с глаголом “бери” - брать, избирать (в русском языке он сохранился почти без изменения). Уже первый Завет с Адамом есть выделение: не с ангелами заключает Бог Завет, но с человеком. И для человека жизнь в Завете означает тоже некоторое отречение: ему предстоит держаться света Божией воли: " и отделил Бог свет от тьмы " ... Вся последующая Священная история - это история исключения и различения. В зените библейской истории, в Новом Завете (который представляет собой проповедь единства во Христе, не просто формального единства ради единства), " апостол любви " , Иоанн призывает людей: " Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире " (1 Ин. 4,1). Но и на заре Священной Истории мы видим, что первый грех людей состоял в отказе от различения: Ева отнеслась к святыне древа познания как ко " всякому древу " . Второй грех, описываемый в Библии, или первый грех за пределами Эдема, - убийство старшим братом младшего. За что Каин убил Авеля? За то, что Бог не принял дары Каина (Быт. 4,5). Но почему в глазах Бога дары братьев оказались различны? Почему жертва Авеля, второго сына Адама и Евы была принята Богом, а жертва Каина, первенца, отвергнута?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (т. е. служить друг другу со смирением и любовью); ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам“. После омовения ног, совершена была ветхо-заветная пасха с свойственными ей обрядами. Когда совершена была пасхальная вечеря, Господь Иисус Христос взял хлеб (обыкновенный квасной) и, возблагодарив Бога Отца, благословил его, преломил, дал ученикам и сказал: „приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое“. Потом взял чашу с виноградным вином, которое, по обычаю, растворялось водою, и, воздав хвалу Богу, подал ученикам, говоря: „пийте от нея все; сия есть кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов“. По причащении апостолов, Господь заповедал им совершать это таинство в воспоминание о Нем. Тайная Вечеря окончилась радостных пением торжественных пасхальных песнопений, с которым и вышли Господь и апостолы из Сионской горницы, и пошли по направлению к горе Елеонской. Во время совершения ветхозаветной пасхи и на Тайной Вечери, Господь несколько раз вразумлял Своего предателя. После намека о том, что не все ученики чисты, Он сказал: „истинно говорю вам: один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня“. Ученики пришли в ужас и начали с беспокойством спрашивать: „не я ли, Господи?“ Иуда молчал. Тогда Господь, чтобы сильнее подействовать на ожесточенное его сердце, сказал: „Сын Человеческий идет (на страдания), как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается; лучше было бы этому человеку не родиться“. Снова началось волнение между апостолами и посыпались вопросы: „не я ли, Господи?“ Пламенный Петр дал знак Иоанну, который возлежал ближе всех к Иисусу Христу, чтобы он спросил Его о предателе. Иоанн припал к груди Господа и тихо спросил: «кто это?». Господь открыл Своему другу тайну предателя, сказав: „тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам“, и, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту. Один Иоанн только понимал значение этого действия, в глазах же других оно было знаком особенного внимания Господа к Иуде. Наконец и Иуда решается прервать молчание и спрашивает Иисуса Христа вместе с другими: „Господи, не я ли?“ – «Ты сказал» – (т. е. – „да, ты“) – отвечает ему Господь. В Евангелии не сказано, удостоен ли был Иуда причащения Святых Таин; но можно полагать 77 , что Господь не лишил Своего предателя и этого высшего знака Своей любви и по принятии хлеба (т. е. после недостойного причащения) вошел в Иуду сатана и окончательно овладел им. Видя его беспокойство, Господь сказал: «что хочешь делать, делай скорей». Иуда тотчас встал из-за стола и вышел вон. И теперь еще никто, кроме Иоанна, не понимал слов Господних, а все думали, что Господь приказывал Иуде или купить что-нибудь к празднику, или подать бедным, так как у него находились общие деньги. § 84. Предсказание апостолу Петру об его отречении. (Мф. 26, 31–35; Марк. 14, 27–31; Лук. 22, 31–40; Ин.13, 33–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

5 . «Пришли и мытари креститься» ( Лк.3:12 ). Согласно простому толкованию, он учит мытарей не брать более того, что должно по закону. Если же кто взыскует больше, тот нарушает не наставление Иоанна, а заповедь Святого Духа, Который говорит через Иоанна. Я не знаю, содержится ли здесь, в иносказательном смысле, нечто более замечательное и нужно ли рассказывать о подобных сверхъестественных предметах этой аудитории, особенно тем, кто не исследует глубинный смысл Писания, а пленяется одной лишь внешней формой. Это опасно, но все же я вкратце и вскользь коснусь этого вопроса. Когда мы оставим этот мир и жизнь наша преобразится, некие существа сядут на границе мира, словно сборщики податей, и будут тщательно обыскивать нас, чтобы отыскать в нас что-то, принадлежащее им. 6 . Сдается мне, что «князь мира» похож на сборщика податей, потому и в Писании о нем сказано: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин.14:30 ). Нам должно с благоговением уяснить то, что мы читаем у Апостола: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» ( Рим.13:7–8 ). Исходя из этого, поразмыслим над тем, какой великой опасности мы подвергаемся, ибо если нам нечем будет уплатить подати и отдать долги, то с нами произойдет то же, что обычно бывает с теми, кто не платит земные налоги, – такового заключают в темницу, и он становится рабом государства. И многим из нас суждено оказаться в руках подобных сборщиков податей, которых Иаков, муж святой, не очень-то страшился; он не боялся, что мытари найдут у него то, что смогут отобрать. 7 . Иаков бесстрашно говорит мытарю Лавану: «Узнавай, что есть твоего у меня, и возьми себе» ( Быт.31:32 ). Писание свидетельствует об этом и говорит, что Лаван «обыскивал, но ничего не нашел» ( Быт.31:33 ) у него своего. Спаситель наш и Дух Святой, Который говорит через пророков, научает не только людей, но и ангелов и невидимые силы. Почему я говорю о Спасителе? И пророки, и апостолы возвещают все, что они передают, не только людям, но даже ангелам. Ты знаешь, что это так, ибо сказано: «Внимай, небо, я буду говорить» ( Втор.32:1 ) и «Славлю Тебя всем сердцем моим» пред ангелами ( Пс.137:1 ) и «Хвалите Его, небеса и воды, которые превыше небес» ( Пс.148:4 ) и «Хвалите Его, все Ангелы Его» ( Пс.148:2 ) и «»Благословите Господа, все дела Его» ( Пс.102:22 ). Во многих местах Священного Писания , особенно в псалмах, вы встретите слова, обращенные к ангелам. Человеку дана власть, по меньшей мере тому, кто имеет в себе Святой Дух, говорить и ангелам. Я приведу пример, чтобы мы могли уяснить, что человек может наставлять ангелов. В книге Откровения Иоанна сказано: «Ангелу Ефесской церкви напиши: …имею [нечто] против тебя» ( Откр.2:1, 4 ). И еще: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: …имею немного против тебя» ( Откр.2:12, 14 ). Ясно, что именно человек пишет ангелам и повелевает им.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам ( 1Ин. 3:24 ), – говорит один из сообщников Христовых и участник того события, которое ныне воспоминается Церковью. Тогда в пятидесятый день после Пасхи первые ученики Христовы получили обетованное утешение в общении с Духом Святым, который духовно соединил всех приявших Его. В тот знаменательный день появилась у людей долгожданная возможность взаимного единения на основе праведности. И как тогда, когда Всевышний смешал языки для разделения людей, так ныне Он даровал Духом Святым знание разных языков для собирания всех к единому общению в божественной любви (См.: кондак Пятидесятницы). Так исполнилось древнее пророчество о наступлении таких дней, когда Господь заключит со своим народом новый завет и напишет закон Свой в мысли их и на сердцах их (Иерем. 31:31–33). Суть этого закона сводится к одному: люби ближнего своего как самого себя ( Рим. 13:9 ). Исполнитель сего Христова закона избавляется от чувства одиночества, «хотя бы он и одинок был, хотя бы сидел в пустыне или находился в пещере». 346 Почему, спросите вы? Да потому что любовь к Богу формируется тщательным исполнением данного Им закона любви к ближнему ( 2Ин. 1:5–6 ), вследствие чего душа человеческая становится обителью, в которой поселяется св. Троица для таинственного и неизреченного общения ( Ин. 14:23 ). Правда, сподобиться такого общения могут только совершенные души, ибо «как в царских чертогах красивые девы, не имеющие никакого порока, самые благообразные вступают в царское сообщество: так и в духовном – только души, украшенные всякими добрыми нравами, удостаиваются общения с небесным Царем». 347 И только такие души могут образовать то идеальное общество, в котором будет как бы одно сердце и одна душа ( Деян. 4:32 ). Такое общество и представляет собой истинную Церковь как тело, главой которого является Христос ( Колос. 1:18 ). В таком обществе нет места обособлению одних членов от других, ибо как не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны ( 1Кор. 12:21 ), так и тот, кто есть один дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ), не может не находиться в тесном общении с одинаковым ему по духу человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010