Чтобы говорить о месте благодатных средств Церкви, в том числе и в первую очередь святой Евхаристии, в процессе промыслительного преобразования мира, необходимо остановиться еще раз на неоднократно подвергавшейся дискуссии, волнующей проблеме должного отношения к миру христиан и христианской Церкви. Наибольшее раскрытие этой проблемы мы находим в писаниях евангелиста Иоанна. Во многих местах мы находим у него не только резко отрицательную оценку мира, но и утверждение о неизбежной и необходимой конфронтации между миром, с одной стороны, христианами и Церковью  – с другой. «Весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), не знает Бога ( Ин.17:25 ; 1Ин.3:1 ), ненавидит христиан, поскольку они не от мира ( Ин.15:19; 17:14 ; 1Ин.3:13 ), и преследует их ( Ин.15:19–25; 16:33 ). Христианин, правда, не призывается к ненависти к миру, но и любить его ему не следует ( 1Ин.2:15–16 ); мало того, в навязанной со стороны мира борьбе христианину дается победа: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» ( 1Ин.5:4–5 ). Эта победа обусловлена той первичной победой над миром, которую одержал Сам Христос ( Ин.16:33 ); в ней находит свою гарантию и победа каждого христианина. И вот, как это ни парадоксально, по свидетельству того же апостола, более того – по свидетельству Самого Христа, Бог любит этот падший и ненавидящий Его мир столь сильно, что Сын Божий послан в мир ( Ин.3:16 ) и не для того, чтобы его судить, «но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ; срав. Ин.12:47 ). Налицо противоречие, на первый взгляд, казалось бы, непреодолимое. Однако необходимо вспомнить, что Бог сотворил мир «весьма хорошим» ( Быт.1:31 ), человека чистым, безгрешным и высокоодаренным. Грехопадение в очах Божиих не может быть чем-либо иным, как эпизодом, ибо Господь знает мир до грехопадения и после спасительного преобразования, которое совершается Самим Богом и потому не может закончиться неудачей. Находясь с греховным миром в спасающем общении, которое достигает своей кульминации во втором пришествии Сына Божия, Бог воздействует на мир односторонне, Сам не подвергаясь в Своей неизменной и вседовольной Сущности какому-либо воздействию со стороны мира. Поэтому Бог, Который есть Любовь ( 1Ин. 4:16 ), любит мир и каждого отдельного грешника независимо от степени его уклонения в грех и Своей любовью преобразует и спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Мф. 27:31–33 ; Лк. 23:26–33 ; Мк. 15:20–22 ; Ин. 19:16, 17 Когда же наругались над Ним; сняли с Него багряницу, одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Крест, на котором Он должен быть распят, возложили на Него. Но, так как Он, будучи утомлен и долгим бдением, и вышеестественной молитвой, и двукратным бичеванием, изнемогал под его тяжестью, то воины, встретивши на пути одного Киринеянина, именем Симона, который шел с поля, захватили его, и возложили крест на него, чтобы он нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа, в том числе, и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Но Иисус Христос, обратившись к ним, сказал: – «дочери Иерусалима! не плачьте обо Мне; лучше плачьте о себе и о детях своих. Потому что уже наступают дни, в которые будут говорить: – счастливы матери, у которых не было детей, которые не носили во чреве, и не питали их грудью! – Тогда начнут взывать к горам: – обрушьтесь на нас! – и к холмам: – покройте нас! – Потому что, если с зеленеющим деревом» (с человеком невинным, исполненным плодов святыни) так поступают; то с сухим (с тем, кто без веры и добрых дел, – с ним) что будет?» – Вели и еще с Ним на казнь двоих: это были преступники. Вывели их за город, и привели на Голгофу, то есть, на Лобное место. Мф. 27:34, 38, 35–37 ; Ин. 19:18, 23, 24, 19–22 ; Мк. 13:23–27 ; Лк. 23:33, 34, 38 Осужденным на смерть, перед совершением казни, у Иудеев давали вина с примесью веществ, способных помрачить сознание, дабы несчастные были менее чувствительны к ужасам смерти. Воины взяли такого вина, которое уже превратилось в уксус, перемешали его с горькой смирной, и поднесли Иисусу Христу; но Он, отведавши, не хотел пить. Еще был третий час, как стали распинать Его, и с Ним, двух разбойников, по ту и по другую сторону, так, что Иисус был посреди их. Таким образом, исполнилось, что сказано в пророчестве Исаии: и со беззаконными вменися ( Ис. 53:12 ). Когда же распинали Его, Он молился: – «Отче! прости им; они не понимают, что делают». – После распятия, воины взяли одежды Его, и разделили на четыре части, на каждого воина по части. Но хитона им не хотелось раздирать; потому что он был не сшитый, а тканый, весь, сверху до низу. Они порешили кинуть жребий, кому он достанется: (и он достался одному воину из Иверии, или нынешней Грузии, куда и был принесен им по окончании срока службы). Таким образом, сбылось, что сказано в книге Псалмов: разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий ( Пс. 21:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Этот мир вожделений, произволения духа и похоти должен быть изъят из общества подданных Христа-Царя, ибо он от «лукавого», и есть воплощение духа антихриста, действующего и теперь в мире. «Дети! – пишет евангелист Иоанн Богослов христианам. – Вы от Бога, и победили их ; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин.4:3–4 ). Мир зла не должен смущать подданных Царя-Мессии, ибо он – этот мир – побежден и попран Основателем и Вождем Царства Божия на земле: «Да не смущается сердце ваше, – говорил Иисус Христос ученикам, – веруйте в Бога, и в Меня веруйте» ( Ин.14:1 ); «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ). «И сия есть победа, победившая мир, – говорит Апостол Иоанн, – вера наша» ( 1Ин.5:4 ) – вера в Сына Божия, пришедшего на землю, «да спасет Собою мир» ( Ин.12:47 ): «Кто побеждает мир, – говорит Апостол Иоанн, – как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий»? ( 1Ин.5:5 ). Итак, Христос призвал под Свое знамя всех людей, и христианская вера не только предназначена быть в мире, но имеет подчинить себе и победить мир, служа в исповедании ее народами и знаменем победы, и силой одержания победы. Мир побежден, и «князь мира сего осужден» ( Ин.16:11 ) и «изгнан вон» ( Ин.12:31 ); род человеческий будет приведен ко Христу: все те, которые «от Бога и от истины», услышат голос своего истинного Пастыря-Христа, узнают Его, пойдут за Ним, «и будет одно стадо, – говорит Сам Спаситель, – и один Пастырь» ( Ин.10:4–16 ). Поэтому Царство Божие призвано полонить мир под «иго Христово», оживить и возродить род человеческий в правде и истине, законе и суде, в безусловном торжестве добра над злом и в обновлении всех областей воплощения жизни человека на основе нравственного порядка по идее нравственности христианской. «Была на мне рука Господа, – говорит пророк Иезекииль, – и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей.., и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Опять схватились за камни (31, 32, 33, 39). А " многие там уверовали в Него " (42). 11 глава. О Лазаре. Воскресение его… Зачем это тут вспомнилось? Обычно отвечают, что ев. Иоанн записывал то, что пропущено другими; а о Лазаре и опасно было упоминать первым трем евангелистам, ибо он был жив и епископствовал на острове Кипре, и его могли убить… Верно и это… Но не во всем, например: о чудесном насыщении хлебами говорят все другие евангелисты (Мф. 14; Мр. 6; Лк. 9). Также и о входе в Иерусалим, о страданиях, воскресении, явлениях и т. п. Следовательно, у ев. Иоанна и другие мотивы были для выбора событий? — Несомненно. Я и говорил: он выбирал такие факты, которые давали ему основание напомнить учение, по поводу их высказанное Господом, или же и объяснить последствия, к коим привели эти события. Вот и здесь… Давно евреи просили Его: —  " Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? " (Ин. 6, 30). " Каким знамением докажешь ты нам, что имеешь власть так поступать " (2, 18). А ев. Лука, рассказывая в притче " О Богаче и Лазаре " , как тот просил воскресить Лазаря и послать его к братьям живым, чтобы те уверовали и " не пришли в сие место мучения " , приводит слова Авраама (что для иудея было убедительнее слов Самого Христа — см. Ин. 9, 33, 37, 39): " если Моисея и пророков не слушают (Писания), то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят " (Лк. 16, 29–31). Господь заранее предсказал евреям: что и воскресение Лазаря им не поможет, ибо они вообще не хотят знать истину, как дети лжеца диавола. И вот на деле воскресил уже не призрачного, а действительного, уже смердевшего, Лазаря — но они именно тогда-то и решили окончательно о Христе. " С этого дня положили убить Его " (53). Но и при кресте снова будут просить Его: " Пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него " (Мф. 27, 42). А Он не только сошел еще живой, но из мертвых воскрес, из-под печати при воинской страже; а они не поверили: " довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдет до правителя (Пилата), мы убедим его и вас от неприятности избавим… И пронеслось слово сие между иудеями до сего дня " (Мф. 28, 12–15). Итак, воскрешение Лазаря было последним и крайним, даже по-человечески, " доказательством " силы Христа; но они ожесточились лишь и решили убить…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Господь призывает апостолов (и нас вместе с ними) к бескорыстной любви, призывает сохранять верность даже среди невзгод и бед. Бескорыстие – это одно из качеств Бога. Он сотворил мир совершенно бескорыстно. Он без всякой корысти создает человека. И сегодняшнее евангельское чтение заканчивается словами: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить людям и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). Господь любит нас бескорыстной жертвенной любовью, Он пришел к нам, чтобы послужить нам, и только такая же бескорыстная любовь, готовая расточать свои душевные силы на служение людям и Господу, приближает нас к Богу. Аминь! Дорогие братья и сестры! На следующей неделе мы будем вспоминать вход Господа в Иерусалим. А сегодня мы слышали в евангельском чтении, что Господь еще лишь на пути. Он только направляется, готовится войти в Иерусалим и подготавливает к этому Своих учеников. Он говорит им: «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убиют Его, и в третий день воскреснет» ( Мк. 10:33–34 ). И ученики, которые уже и до этого слышали от своего Учителя, что Ему предстоит пострадать и претерпеть казнь ( Мк. 8:31, 9:31 ), и которые понимают, что в Иерусалиме иудеи хотят побить Иисуса камнями ( Ин. 11:8 ), шли за Ним, как сказано, ужасаясь, и были в страхе ( Мк. 10:32 ). Ужас, страх и непонимание ( Мк. 9:32 ) – так передает евангелист Марк их общее состояние. Евангелия донесли до нас также реакцию отдельных апостолов. Апостол Петр пытается перечить, т.е. отговорить Иисуса от предстоящего пути, но Господь запрещает ему ( Мк. 8:32–33 ). Апостол Фома, напротив, выражает самую решительную преданность быть со Спасителем до конца, он говорит: «Пойдем и мы умрем с Ним» ( Ин. 11:16 ). А в сегодняшнем чтении мы видим, как два других апостола, два брата Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея подошли ко Спасителю и просят Его, чтобы Он исполнил их просьбу: «Дай нам сесть справа и слева от Тебя в Твоей славе» ( Мк. 10:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Новозаветная перспектива дополняется пророком Иезекиилем, усматривающим в открывающемся боговедении действие Св. Духа : " И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и… вложу внутрь вас дух Мой " ( Иез 36, 26 -27). У того же пророка имеется предвозвещение о познании Бога не только израильским, но и другими народами ( Иез 36, 23 ). Ветхозаветные тексты вместе с тем часто представляют Бога непознаваемым, невидимым и неприступным. Даже пророк Моисей , с которым " говорил Господь… как бы говорил кто с другом своим " ( Исх 33, 11 ), не может видеть Божественной славы. " Когда же будет проходить слава Моя, - говорит Господь Моисею, - Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо [тебе] " ( Исх 33, 22 -23). Слова о том, что " человек не может увидеть " лица Божия " и остаться в живых " ( Исх 33, 20 ), со времен Моисея будут звучать на протяжении всего Ветхого Завета ( Суд 6, 22 ; Суд 13, 22 ; Ис 6, 5 ; и др.). Чтобы не умереть, народ не должен приближаться к горе во время синайского богоявления ( Исх 19, 21 ). Даже пророк Илия не выдерживает явления ему Бога и закрывает лицо милотью ( 3 Цар 19, 13 ). Пророк Давид указывает, что Бог " мрак сделал покровом Своим " ( Пс 17, 12 ). Облачный и огненный столп, который сопровождал израильтян в их продвижении по пустыне ( Исх 13, 21 ) и в образе которого " явился Господь в скинии " ( Втор 31, 15 ), открывает и сокрывает Бога одновременно. В Новом Завете В Новом Завете прослеживается та же тенденция: наряду с текстами, в которых исповедуется непостижимость и непознаваемость Божества, имеется целый ряд мест, где утверждается возможность богопознания. Идея Божественной непознаваемости в Новом Завете выражена с предельной ясностью и категоричностью: " Бога никто никогда не видел " ( 1 Ин 4, 12 ). Апостол Павел объясняет, что Бога " никто из человеков не видел и видеть не может " потому, что " Единый имеющий бессмертие… обитает в неприступном свете " ( 1 Тим 6, 16 ). В синоптических Евангелиях одновременно утверждается непознаваемость и познаваемость Бога: " Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " ( Мф 11, 27 ; ср.: Лк 10, 22 ). " Величие Бога делает Его для людей и известным, и неизвестным " , - пишет Тертуллиан, объясняя антиномический характер таких утверждений .

http://drevo-info.ru/articles/13677377.h...

Ветхозаветные тексты вместе с тем часто представляют Бога непознаваемым, невидимым и неприступным. Даже прор. Моисей , с к-рым «говорил Господь… как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33. 11), не может видеть Божественной славы. «Когда же будет проходить слава Моя,- говорит Господь Моисею,- Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо [тебе]» (Исх 33. 22-23). Слова о том, что «человек не может увидеть» лица Божия «и остаться в живых» (Исх 33. 20), со времен Моисея будут звучать на протяжении всего ВЗ (Суд 6. 22; 13. 22; Ис 6. 5; и др.). Чтобы не умереть, народ не должен приближаться к горе во время синайского богоявления (Исх 19. 21). Даже прор. Илия не выдерживает явления ему Бога и закрывает лицо милотью (3 Цар 19. 13). Прор. Давид указывает, что Бог «мрак сделал покровом Своим» (Пс 17. 12). Облачный и огненный столп, к-рый сопровождал израильтян в их продвижении по пустыне (Исх 13. 21) и в образе к-рого «явился Господь в скинии» (Втор 31. 15), открывает и сокрывает Бога одновременно. В Новом Завете прослеживается та же тенденция: наряду с текстами, в к-рых исповедуется непостижимость и непознаваемость Божества, имеется целый ряд мест, где утверждается возможность Б. Идея Божественной непознаваемости в Свящ. Писании НЗ выражена с предельной ясностью и категоричностью: «Бога никто никогда не видел» (1 Ин 4. 12). Ап. Павел объясняет, что Бога «никто из человеков не видел и видеть не может» потому, что «Единый имеющий бессмертие… обитает в неприступном свете» (1 Тим 6. 16). В синоптических Евангелиях одновременно утверждается непознаваемость и познаваемость Бога: «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11. 27; ср.: Лк 10. 22). «Величие Бога делает Его для людей и известным, и неизвестным»,- пишет Тертуллиан , объясняя антиномический характер таких утверждений ( Tertull. Apol. adv. gent. 17). В др. группе текстов НЗ возможность Б.

http://pravenc.ru/text/149523.html

Он строго приказал им никому не говорить о сем — причина запрета в том, что истинный смысл мессианства, который тут же и раскрывается, непонятен для большинства людей. Глагол de‹ ‘должно’ означает здесь высшую Божественную цель, которая осуществляется в жизни, смерти и воскресении Христа; для Евангелистов и первоначальной Церкви de‹, несомненно, означало непреложность пророчеств Писания. Путь Сына Человеческого обрисован в пророчестве четырьмя глаголами в инфинитиве: 1) paqe‹n ‘пострадать’ означало вообще страдание или смерть, однако не было простым синонимом мученической смерти, каким оно впоследствии стало в христианской литературе; у этого слова нет надежных ветхозаветных параллелей, кроме, может быть, Пс 33:20 (много скорбей у праведного); 2) — ‘быть отвергнутым’; ‘быть признанным бесполезным’, ср. 17:25; 20:17; Евр 12:17; 1 Пет 2:4,7; ветхозаветная параллель — Пс 117:22 (камень, который отвергли строители) и, может быть, еще Ис 53:3 (мы ни во что ставили Его), где тот же глагол употреблен в неканонических греческих переводах — у Акилы, Симмаха и Феодотиона; 3) ‘быть убитым’ и 4) ™gerqБnai ‘воскреснуть’, точнее — ‘быть воскрешенным’; в отличие от глагола ‘восстать’ у Марка, Лука употребляет пассивный аорист глагола ™ge…rw ‘восставлять’, ‘воскрешать’, подчеркивая таким образом Божие действие. Следование за Христом (9:23–27) В изложении отрывка Лука следует за Марком, сокращая его и прибавляя некоторые речения из общего с Матфеем источника, ср. 9:23 и 14:27=Мф 10:38; 9:24 и 17:33=Мф 10:39; 9:26 и 12:9=Мф 10:33. Земная судьба Иисуса и судьба Его учеников сопоставляются и в Ин 12:23–27, откуда ясно, что текстуальная близость между предсказанием о Страстях и призывом следовать за Христом имеет историческую основу. Выражение если кто хочет идти за Мною имеет прототипом ветхозаветные формулы, в которых следование Богу истинному противопоставляется следованию ложным богам: если Господь есть Бог, то последуйте Ему (3 Цар 18:21; тж. Суд 2:12; Втор 13:5). Желающий идти за Христом разделяет и страдания Сына Человеческого. Возьми крест свой — осужденные на распятие несли на себе перекладины крестов до места казни; в I в. по Р. Х. римские власти в Палестине настолько часто применяли этот способ наказания и устрашения, что слушатели не нуждались в разъяснении смысла метафоры. Ученики призваны добровольно принять участь приговоренных к мучительной смерти, пусть и не всегда в буквальном смысле: речь идет о смерти для самости и греха ради жизни во Христе: нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем [в переводе епископа Кассиана зрелищем — Реф.] для мира (1 Кор 4:9). В авторитетных древних рукописях здесь стоит еще kaq’ ‘каждый день’ — прибавление, которое встречается только у Луки. Если Марк говорит о едином акте самоотречения, то Лука подчеркивает каждодневность его, необходимость обновления; ср. у апостола Павла: Я каждый день умираю (1 Кор 15:31).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Потом, взяв чашу и возблагодарив Отца Небесного, подал ее ученикам со словами: «Пейте из нее все: сия есть кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». Таким образом, на последней Своей вечери с учениками Спаситель установил таинство Причащения и завещал ученикам Своим, а чрез них и всем верующим постоянно совершать это таинство в воспоминание о Нем. 78. Предсказание Спасителя об отречении Петра ( Мф.26:31–35 ; Мк.14:27–31 ; Лк.22:31–34 ; Ин.13:33–38 ) Установив таинство причащения, Иисус Христос, зная, что наступает время Его страданий за грехи людей, сказал Своим ученикам: «Дети, недолго уже Мне быть с вами. Будете искать Меня; и, как сказал Я иудеям, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь». «Господи, куда Ты идешь?» спросил Его Симон Петр. Спаситель повторил ему слова Свои: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (т. е. пострадаешь так же, как и Я). Петр снова спросил Иисуса: «Господи, почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу свою положу за Тебя». «Истинно, истинно говорю тебе», сказал Петру Иисус Христос: «не пропоет дважды петух, как трижды отречешься от Меня. И вы все соблазнитесь обо Мне в эту ночь», обратился Он ко всем ученикам, «ибо написано: поражу пастыря – и рассеются овцы ( Зах.13:7 ). По воскресении же Моем Я встречу вас в Галилее». Петр сказал Ему: «Если и все соблазнятся, я не соблазнюсь». Снова Иисус повторил ему Свое предсказание: «Истинно говорю тебе, что ты в эту ночь, прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Но Петру казалось невозможным, чтобы это предсказание исполнилось: он слишком любил своего Учителя и думал, что охотно отдаст за Него самую жизнь, поэтому он еще усерднее стал уверять Спасителя: «Хотя бы мне надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». И другие ученики повторили эти слова Симона Петра. 79. Краткое содержание прощальной беседы И. Христа с учениками ( Ин.14, 15, 16, 17 ) Ученики Иисуса Христа были в тяжелом горе, что скоро не станет с ними их дорогого Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине ( Ин.5:31–33 ). Чтобы устранить, действительно, значение проповеди Крестителя, нужно допустить или взаимное между ним и Христом Спасителем соглашение, что не согласовалось бы с величайшею святостью не только Христа Спасителя, но и Крестителя Иоанна, или – недостоверность сказаний, что противоречило бы единогласному сказанию всех четырех Евангелистов и делало бы непонятным факт крещения Спасителя, который только и мыслим в связи с проповедью Крестителя об отношении между ним и крещаемым. В чем же, итак, состояла проповедь Крестителя? Первым предметом проповеди Крестителя было возвещение о приближении царства Божия. Покайтесь, взывал он, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ). Говоря о приближении Царства Божия, Креститель показывал тем, что проповедь его не есть что-либо новое в сравнении с проповедью предшествовавших ему пророков, что она есть только окончательное слово этой последней. Все, что говорили пророки о Христе и о Царстве Его, о величайших благах этого Царства, о победе, не исключая самой смерти, над всеми врагами Его ( Ис.11:1–10 , Иер.31:31 . Дан.7:13–14 ) и проч., должно было вскоре, по его учению, исполниться, осуществиться. В связи с этим-то именно приближением Царства Христова и ставит он свою миссию. Он должен выровнять путь к этому Царству, или что тоже – приготовить людей к вступлению в него. Я, говорил он, глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ( Ин.1:23 . Мф.3:3 ). Ввиду того, что главным препятствием к наступлению Царства Христова было понятие о нем, как о царстве видимом, внешнем, политическом, с особенными правами и преимуществами чад Авраамовых, обличением такого понятия и начинает Креститель приготовление людей к Царству Божию. Порождения ехиднины! говорил он, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010