Несмотря на то, что «грех разрушил... прямое и непосредственное восхождение к Богу» (20: 280), Бог, по Своему великому милосердию, не оставил человека после его падения. «Когда род человеческий провел многие тысячелетия в жестоком порабощении у падшего ангела, тогда явился на земле обещанный Богом Искупитель» (33: 183). Как сказано в Новом Завете: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» ( 2Кор. 5:19 ); «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ); «не знавшего греха (Иисуса Христа – П. В.) Он (Бог – П. Д.) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Таким образом, «Божественный план виной человека не уничтожен: призвание первого Адама будет выполнено Христом, вторым Адамом (20: 102), “Бог станет человеком для того, чтобы человек мог стать Богом”...» (20: 102 со ссылкой на святых Иринея Лионского , Афанасия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского ). «Божественная любовь хочет всегда одного свершения: обожения людей и через них – всей вселенной» (20: 280). Именно обожение и является «единственной истинной целью», средством достижения которой было искупление нас Крестной смертью Иисуса Христа (20: 281). «Сын Божий вочеловечился, чтобы мы обожились» говорит святитель Афанасий Великий (цит. по 5: 93). «Если Бог родился и умер, то не потому Он умер, что родился, но Он родился для того, чтобы умереть» (святитель Афанасий Великий . Цит. по 20: 280). Умереть, чтобы оживить нас. Избавить от рабства греху и смерти 182 . «Учение о том, что Крестная смерть Иисуса Христа есть искупительная жертва 183 за грехи мира, составляет основную истину христианства...» (23: 448. Книга 1). «Посему как в Адаме мы подпали греху, проклятию и смерти: так избавляемся от греха, проклятия и смерти в Иисусе Христе...» (51: 41) «В искупительной жертве, совершенной Христом, открылось миру и Божественное правосудие, и Божественное милосердие.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Также следует принять во внимание наставления Господа Иисуса Христа. Если Он – Сын Божий, Его отношение к Писанию является лучшим ответом на вопрос о безошибочности текста. Во-первых, Христос последовательно рассматривает исторические повествования Ветхого Завета как достоверную летопись событий. В Его словах упоминаются Авель ( Лк.11:51 ), Ной ( Мф.24:37–39 ; Лк.17:26–27 ), Авраам ( Ин.8:56 ), установление обрезания ( Ин.7:22 ; ср. Быт.17:10–12 ; Лев.12:3 ), Содом и Гоморра ( Мф.10:15, 11:23–24 ; Лк.10:12 ), Лот ( Лк.17:28–32 ), Исаак и Иаков ( Мф.8:11 ; Лк.13:28 ), манна ( Ин.6:31, 49:58 ), медный змей в пустыне ( Ин.3:14 ), Давид, как псалмопевец ( Мф.22:43 ; Мк.12:36 ; Лк.20:42 ), евший хлебы предложения ( Мф.12:3–4 ; Мк.2:25–26 ; Лк.6:3–4 ), Соломон ( Мф.6:29; 12:42 ; Лк.11:31; 12:27 ), Илия ( Лк.4:25–26 ), Елисей ( Лк.4 ,:27), Иона ( Мф.12:39–41 ; Лк.11:29–30:32 ), Захария ( Лк.11:51 ). Он упоминал Моисея как законодателя ( Мф.8:4, 19:8 ; Мк.1:44, 7:10, 10:5, 12:26 ; Лк.5:14; 20:37 ; Ин.5:46; 7:19 ), часто говорил страданиях пророков ( Мф.5:12, 13:57, 21:34–36, 23:29–37 ; Мк.6:4 ср. Лк.4:24 ; Ин.4:44, 12:2–5 ; Лк.6:23, 11:47–51, 13:34, 20:0–12 ). Он подтвердил достоверность рассказов из 1–2 глав книги Бытия ( Мф.19:4–5 ; Мк.10:6–8 ). Господь цитировал разные части Ветхого Завета – одни чаще, другие реже, – но совершенно очевидно, что Он знал события Ветхого Завета и считал их правдивой историей. Во-вторых, Христос часто выбирал для обоснования Своего учения те события, которые большинство современных критиков считают нереальными. Например, Всемирный Потоп ( Мф.24:37–39 ; Лк.17:26–27 ), историю Содома и Гоморры ( Мф.10:15, 11:23–24 ), повествование об Ионе ( Мф.12:39–41 ; Лк.11:29–32 ). В-третьих, Христос апеллировал к ветхозаветным Писаниям как к высшему авторитету во время споров с книжниками и фарисеями. Он осуждал их не за чрезмерное доверие Писанию, а за то, что они своей казуистикой запутывали ясное и достоверное библейское учение. Христос прибегал к Писанию для отражения искушений сатаны. Примечательно, что как Сам Иисус, так и сатана признавали Писание высшим и неоспоримым аргументом ( Мф.4:4–11 ; Лк.4:4–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   Вопрос этот прямо ставят присутствующие на Празднике Иерусалимском, которым, в отличие от паломников, пришедших издали (ср. 19—20), известна грозящая Иисусу опасность (ср. ст. 25—26). Они раздираются сомнениями: с одной стороны, безнаказанное дерзновение (παρησσα) Иисуса (ср. ст. 25—26 в контексте), с другой стороны: «Этого мы знаем, откуда он. А когда Христос придет, никто не будет знать, откуда Он» (ср. Ин.7:27). Иисус принимает вызов и, не усваивая Себе Мессианского имени, отвечает ссылкой на    Пославшего Его, которого они не знают, но Он знает (ст. 28—29). На это отвечают — очевидно, не толпа, а иудеи — попыткой взять Его. Но час Его еще не пришел, и попытка не удается (ст. 30). Мы знаем, что в Ин. час Иисуса, Его ρα, есть час Его Страстей. Но из нашего контекста ясно, что час Страстей есть и час Мессии: Мессия идет на Страсть. Многие в Него уверовали убедившись Его знамениями: «Христос, когда придет, неужели сотворит больше знамений, чем этот сотворил?» (Ин.7:31). Уверовали как во Христа. В конце главы вопрос снова ставится, и опять в толпе: «Другие говорили: это — Христос» (Ин.7:41). Возник спор: по слову Писания, Христос придет «от семени Давидова и из Вифлеема» (Ин.7:42). Что это Писание исполнилось, евангелисту должно быть известно. Перед нами все тот же вопрос о знакомстве Иоанна с синоптическим преданием и первыми тремя Евангелиями. Но для слушателей Иисуса Он — галилеянин (ср. еще ст. 52). Посланные взять Его служители возвращаются к первосвященникам и фарисеям, не исполнив поручения. Они оправдываются: «Никогда еще так не говорил человек, как говорит этот человек» (Ин.7:46). (Οτως) ανθρωπος, с членом, тоже звучит почти как Мессианский титул (ср. еще ст. 51). Мы можем подвести некоторые итоги. Сам Иисус не называет себя Мессией. Но в толпе вопрос поставлен, ответ на него дается с возрастающей ясностью и проливает обратный свет и на начальные эпизоды. Иисус противостоит миру в достоинстве обетованного и чаемого Мессии. Его отшествие    Но время Его отшествия близко. Словом о предстоящем отшествии Иисус отвечает на распоряжение первосвященников и фарисеев о Его аресте (Ин.7:32—34). Отходит Он к пославшему Его: «Будете искать Мессию и не найдете; и где Я — туда вы не можете пойти». Иудеи не понимают Его слова. Они готовы приписать Ему намерение идти в чужие страны и учить греков (Ин.7:35). Для читателя Евангелия Его слово совершенно ясно. Учение Иисуса — и в гл. VII — было откровение Пославшего Его, и на общем фоне противоположения Христа и мира, после указания на час, еще не пришедший, но неминуемый, речь может быть только об отшествии путем Страстей, который для Иоанна есть путь Славы. Такое же значение будет иметь указание на отшествие Иисуса и в дальнейшем (ср. Ин.8:21, 12:35, 13:1, 33 и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

кротость – успокоение нрава – показатель нравственного выздоровления (Блаженны кроткие... 3-я заповедь блаженства). воздержание – смирение, покаяние и воздержание – это тройная основа, на которой зиждется здание добродетелей (Блаженны нищие духом ... Блаженны плачущие..., первые две заповеди блаженства). Кроме этих, Священное Писание упоминает и другие благодатные дары, которые содействуют духовному росту человека. Приведем некоторые из них. Первое действие Святого Духа – это вести людей ко Христу, вселяя в них веру в Него и в истинность всего того, чему Он учил (Ин. 6:44; Гал. 1:15—16, Еф. 2:8; Неем. 9:20—30, Иез. 36:26—27; Ин 16:13; 1 Ин 2:20—27; 1 Кор. 12:3; 2 Кор. 3:3; Еф. 2:18). Дар веры, в свою очередь, открывает доступ к остальным благодатным дарам (Рим. 5:2). Склоняя человека уверовать во Христа, Дух Святой, однако, не порабощает воли человека. Поэтому человек свободен принять или отвергнуть то, что внушает ему Дух Святой. Тем не менее он ответственен перед Богом за свое решение (Иоан. 12:48; Деян. 7:51). Насадив в человеке семена веры, Дух Святой склоняет человека к покаянию и исправлению, смягчая его ожесточенное сердце (Зах. 12:10—13:1; Иоан. 19:37; Деян. 2:37; Рим. 2:4). Он содействует молитве (Рим. 8:26) и очищает совесть кающегося (1 Иоан. 1:7; Ев. 9:9; Деян. 2:22—41). В Крещении Дух Святой рождает человека для духовного образа жизни, полностью перерождает его, изменяя в нем градацию ценностей. Это внутреннее перерождение Писание уподобляет воскресению из мертвых, в котором верующий становится новым творением Божиим (Ин 3:3—6, 8:34; 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Кол. 2:13; Еф. 2:15). Разбудив в человеке духовные способности, Дух Святой ведет его к духовному образу жизни и подвигу (Лк. 4:1, Гал. 2:20; Тит. 2:11—14). В результате трудов покаяния и подвигов воздержания «внешний человек» (тело), как бы «тлеет,» зато «внутренний человек» обновляется на всякий день (2 Кор. 4:16). Людям, живущим духовными интересами, Дух Святой дает теплое чувство усыновления и близости к Богу (1 Иоан. 3:1—2; Рим. 8:13—16, 23; Гал. 4:6). Он зажигает в них духовное горение и расположение к Богу (Лк. 12:49; Фил. 2:13). При этом Он подает им силу, бодрость, крепость и неутомимость (Ис. 40:29—31; 1 Кор. 15:10; Еф. 6:10; Филип. 4:13; Еф. 3:20; Рим 8и 8:37; Гал. 2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

    Кротость – успокоение нрава, показатель нравственного выздоровления («Блаженны кроткие...» (Мф. 5:5)).     Воздержание: смирение, покаяние и воздержание – это тройная основа, на которой зиждется здание добродетелей («Блаженны нищие духом... Блаженны плачущие...» (Мф. 5:3-4)).    Кроме этих, Священное Писание упоминает и другие благодатные дары, которые содействуют духовному росту человека. Приведем некоторые из них.    Первое действие Святого Духа – это вести людей ко Христу, вселяя в них веру в Него и в истинность всего того, чему Он учил (Ин. 6:44; Гал. 1:15-16, Еф. 2:8; Неем. 9:20-30, Иез. 36:26-27; Ин 16:13; 1 Ин 2:20-27; 1 Кор. 12:3; 2 Кор. 3:3; Еф. 2:18). Дар веры в свою очередь открывает доступ к остальным благодатным дарам (Рим. 5:2). Склоняя человека уверовать во Христа, Дух Святой, однако, не порабощает воли человека. Поэтому человек свободен принять или отвергнуть то, что внушает ему Дух Святой. Тем не менее он ответственен перед Богом за свое решение (Иоан. 12:48; Деян. 7:51).    Насадив в человеке семена веры, Дух Святой склоняет человека к покаянию и исправлению, смягчая его ожесточенное сердце (Зах. 12:10-13:1; Иоан. 19:37; Деян. 2:37; Рим. 2:4). Он содействует молитве (Рим. 8:26) и очищает совесть кающегося (1 Иоан. 1:7; Ев. 9:9; Деян. 2:22-41).    В Крещении Дух Святой рождает человека для духовного образа жизни, полностью перерождает его, изменяя в нем градацию ценностей. Это внутреннее перерождение Писание уподобляет воскресению из мертвых, в котором верующий становится новым творением Божиим (Ин 3:3-6, 8:34; 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Кол. 2:13; Еф. 2:15).    Разбудив в человеке духовные способности, Дух Святой ведет его к духовному образу жизни и подвигу (Лк. 4:1, Гал. 2:20; Тит. 2:11-14). В результате трудов покаяния и подвигов воздержания «внешний человек» (тело) как бы «тлеет», зато «внутренний человек» обновляется на всякий день (2 Кор. 4:16).    Людям, живущим духовными интересами, Дух Святой дает теплое чувство усыновления и близости к Богу (1 Иоан. 3:1-2; Рим. 8:13-16, 23; Гал. 4:6). Он зажигает в них духовное горение и расположение к Богу (Лк. 12:49; Фил. 2:13). При этом Он подает им силу, бодрость, крепость и неутомимость (Ис. 40:29-31; 1 Кор. 15:10; Еф. 6:10; Флп. 4:13; Еф. 3:20; Рим. 8:37; Гал. 2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

Этими-то последними обстоятельствами определяется полное и совершенно целесообразное освящение и употребление в устах Иисуса Христа имени – Сын человеческий – при первоначальном выступлении на общественное служение. Имея ввиду с одной стороны устранить от себя те несоответствующие чаяния и ожидания, которые иудейский народ привык в это время связывать с ожидаемым Мессией, с другой стороны, желая воспитать подобающее уважение к себе на поприще духовного мессианского служения, Иисус Христос усвоил себе название – Сын человеческий, – как более подходящее к достижению предположенной цели 169 . С одной стороны, по своему непосредственному значению оно указывало на общность человеческого Его естества с теми, среди которых Он говорил и действовал, с другой стороны, по предуказанию пророческому оно свидетельствовало о сверхъестественном Его величии, но величии не того вида, на какое питали надежду современники. Для тех, которые способны были сквозь видимый покров его возвыситься к богоподобному представлению о лице, усвоившем это имя, исповедали его Христом, Сыном Божиим ( Мф.12:23;14,33 ; Ин.7:41 ), оно было достаточным указанием на Его божеское естество ( Ин.1:14 ), на Его особенное чрезвычайное положение среди других ( Ин.1:51 ), и служило предметом уважения; для тех же, которые останавливаясь на видимом знаменательном его значении, не находили подтверждения своих надежд в лице, выступавшем под его видом, оно было предметом злоречивых суждений ( Мк.2:7,10 . Ин.6:52.53 ), и служило поводом к порицанию самого лица, его усвоявшего ( Мк.2:7.10 ). По мере того как при употреблении этого имени высказывались столь противоположные суждения о деятеле, носившем его, в помощь ему должно было присоединиться другое название, прямее и яснее определяющее достоинство лица, им именующегося, в глазах тех и других. Это необходимо должно было последовать для уяснения истины в виду столь разноречивых суждений. Такой важный момент в общественном служении Иисуса Христа наступил в конце Его галилейской деятельности. Когда Иисус Христос, уединившись в страны Филипповой Кесарии и желая узнать, вполне ли постигли Его последователи тайну имени, Им усвоенного, обратился к ученикам с вопросом, за кого считают люди Его, принявшего на себя столь знаменательное имя, и в ответ получил, что они признают Его Христом, Сыном Бога живого, тогда в откровенной беседе с ними Он исповедал Себя действительным Сыном небесного Отца ( πατρ μου ν ορανος … Мф.16:13–17 ). Это дружески откровенное признание, еще и прежде не один раз вынаруживавшееся, с течением времени долженствовало быть торжественно объявленным во всеуслышание всех. Открывая тайны нового божественного домостроительства, свидетельствуя о своем величии учением и делами, учреждая Новый Завет , Иисус Христос, не обинуясь, должен был возвестить, во имя чего Он все это делает. Такое признание тем более должно было последовать, что оно вынуждалось со стороны представителей и руководителей иудейского народа ( Мф.21:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

А потому тщетно один из уверовавших в Него князей, более других мужественный, защищает Его ( Ин.7:50-51 ) перед первосвященниками и фарисеями. Напрасно Ему советуют не ходить в Иудею ( Ин.11:8 ) к празднику последней Пасхи. Напрасно народ иерусалимский делает Ему царскую встречу и приветствует Его словом спасения. Тщетно Петр пытается мечом спасти Учителя. Тщетно Ироду представляется случай избавить Его, как Галилеянина, из рук иудеев. Тщетно жена Пилата просит мужа не делать зла Праведнику ( Мф.27:19 ). Тщетно сам Пилат хочет, наказав, отпустить Его ( Лк. 23; 16, 22 ) и троекратно всенародно исповедует, что не находит в Нем вины ( Ин.18:38; 19, 4 и 6). Всё, что по-видимому могло служить к сохранению Его жизни, оказывается напрасным. Никто не утешит! Пришел к Своим, и Свои Его не приняли ( Ин.1:11 ). В этих кратких словах выражена вся печальная сторона искупительного служения Господа Иисуса. Всё оно преисполнено было внутренних и внешних огорчений, возросших в последние дни до последней степени. Се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереем, и книжникам… и языком (Мф. Мк.), и поругаются Ему, и укорят Его, и уязвят Его, и оплюют Его, осудят Его на смерть и, бивше, убъют Его (Мф. Мк. Лк.). Так Он Сам говорил на последнем пути в Иерусалим. Какая глубина скорби заключается в каждом слове этих изречений и в соответствующей им действительности! Но еще прежде предания в руки грешников ( Мк.14:41 ) печаль за печалью поражала сердце Искупителя. Смерть друга вызвала у него слезы. Будущая участь Иерусалима — также слезы. Бесчиние в доме Божием подвигло Его на гнев. Бесплодная смоковница — на слово клятвы; бесплодная синагога — на гласную речь обличения и поношения. Затем следуют: предательство Иуды, сон и бегство учеников, отречение Петра, заушение от одного из слуг и издевательства от всей прислуги первосвященника, надмение и легкомыслие Пилата, вопли неблагодарной черни, посмеяние от Ирода, посмеяние от воинов, сопоставление с разбойником, неправедное осуждение, крестоношение, стыд обнажения, насилие распинания, злорадование врагов, хуление сораспятых злодеев — горечь и преогорчение до последнего вздоха!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

При взгляде на такое собрание, невольно поражаешься видимым величием его членов: то были цвет тогдашней учености, верх сановитости и блеск богатства и роскоши; то были краса, власть и сила евреев по своему внешнему положению и значению; то были гордость и страх народа, а также и опора его политической и религиозной безопасности; то были посредники между Богом и людьми, державшие в своих руках ключи от самого неба, защитники и охранители прав богоизбранного народа, от всяких насилий Римской власти, покорившей непокорных своему железному игу, – одним словом, то были жизненный нерв еврейской нации во всех отношениях, ум и сердце этого вероломного, мятежного и непокорного Богу народа ( Исх. 32:9 ), – народа жестоковыйного ( Деян. 7:51 ; Исх. 33:3 ), «с необрезанным сердцем и ушами» ( Лев. 26:41 ; Втор. 10:16 ; Иер. 4:4, 6:10, 9:26 ), «всегда противящегося Духу Святому» ( Деян. 7:51 ), – народа с каменным сердцем ( Мк. 6:52, 8:17, 3:5 ; Ин. 12:40 ), медным лбом и железным затылком ( Ис. 48:4 ), – народа, когда-то превознесенного Богом, а теперь носящего проклятие всех народов земного шара. Синедрион, в полном своем составе, наводил страх и ужас на всякого еврея, всегда трепетавшего перед судом его. Сам Христос, проводя параллель между законом Моисея и Своим Евангельским законом, ставит суд синедриона выше и страшнее ветхозаветного суда за убийство ( Мф. 5:21, 22 ) 87 . Насколько был страшен синедрион для евреев, об этом нам говорят следующие факты: Родители исцеленного Христом слепорожденного признали последнего за своего сына и подтвердили, что он действительно родился слепым, но убоялись сказать, Кто его исцелил: «ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Иисуса за Христа, того отлучать от синагоги. Потому они и сказали: он (исцеленный их сын) в совершенных летах; самого спросите» ( Ин. 9:18–23 ). Исцеленный расслабленный, 38 лет лежавший при овчей купели Вифезда, попавшийся в субботу на глаза Иудеев со своим одром и привлеченный за то к суду, оправдывался тем, что ему повелел нести этот одр Исцелитель его: в нарушении субботы виновен Тот, Кто сказал ему: «встань, возьми постель твою и ходи». И когда узнал имя своего Благодетеля, он забывает и 38 лет своего расслабления, и благодеяние Исцелителя, и спешит, под влиянием страха, донести о Нем Иудеям, чтобы оправдаться перед ними самому в нарушении субботы ( Ин. 5:1–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Уже в саду Гефсиманском Иисус как бы разоблачается от Божественного величия и всемогущества. Если после искушения в пустыни «к Нему приступили ангелы и служили Ему» ( Мф.4:11 ), как Владыке, если Он Сам о Себе сказал: «отселе узрите небо отверсто и Ангелы Божии, восходящие и нисходящие на Сына Человеческого» ( Ин.1:51 ), то в Гефсимании Он, Иисус, уже является умаленным малым чим от Ангелов ( Евр.2:9 ). Отверстые доселе небеса здесь смыкаются. Истощание углубляется и со стороны человеческой. Близкие друзья – апостолы, под действием властителя тьмы, засыпают. В наступившей сердечной туге Он и в них не находит Себе поддержки. Да и могли ли они Ему сочувствовать, если в сознании их никак не вмещалась мысль о предстоящей Ему смерти, а, следовательно, и о близкой к тому опасности? Будущий «Ходатай Бога и человеков, человек Христос, Иисус» стоит Один, Один готовый «истоптать точило ярости Божией» (образ показания величия грехов мира), пока – Один духовный воин, выступивший в борьбу с «имеющим державу смерти, сиречь диаволом» ( Евр.2:14 ), чтобы потом сделаться Ему «Вождем многих сынов к славе» (ibid Ин.), ибо надлежало Ему войти в то достоинство «чрез страдания». Однако если в Гефсимании Отец еще услышал Его вопль и послал Ему ангела укрепляюща, то на кресте обнищание Христа достигло своего предела: «Боже мой, Боже 1 к Сыну чрезвычайным образом (при крещении, Преображении, просьбе Эллинов ( Ин.12:28 ) и в факте воскрешения Лазаря ( Ин.11:41–44 )), то теперь, когда умаленный немного от Ангелов, взывал к Нему, Отец только посылает к Нему ангела, который укрепляет Его. В чем же то укрепление? В том, что вестник Отца сказал Ему, что смерть Его неизбежна для спасения мира, что она – лучшее и, потому, единственное в Премудрости и Любви Божией средство к тому, что такова воля правосудного и любящего Отца, воспринятая Сыном. Это было ответом на молитвенный вопль «человека Иисуса» к Отцу. Посему-то во второй и третьей Своей молитве Гефсиманский Подвигоположник уже не просит Отца об избавлении Его от смерти, а говорит: «Отче Мой, аще не может сия чаша мимоити от Мене, аще не пию ея, буди воля Твоя» ( Мф.26:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010