В отличие от сочинений языческих авторов в ВЗ, несмотря на редкие упоминания того, что болезнью может поразить человека сатана (Иов 2. 7; сходная мысль встречается и в иудейской лит-ре эпохи Второго храма, напр.: 1QapGen 20. 12-29; Юб 10. 7-13; Ios. Flav. Antiq. 8. 2. 5. 44-46), твердо проводится мысль, что над болезнью всецело властен Сам Бог, Который может послать ее человеку или целому народу в наказание за грехи (непослушание, противление и т. п.; ср.: Исх 4. 11; 15. 26; Втор 28. 21-22, 35, 58-61; Ис 19. 22; 45. 7; Ам 3. 6; Сир 38. 15). Исцеление также исходит от Бога (Сир 38. 9; Тов 11. 14; Втор 32. 39; Пс 6. 1-3; 37. 1-3; Прем 16. 12). При противлении Богу врачи бесполезны (Иов 13. 4), а исцеление невозможно (Иер 46. 11; 51. 8-9). Корень всех болезней, согласно кн. Бытие, заключается в грехе прародителей (Быт 3. 16-17). В НЗ богословское осмысление болезни содержится в Ин 9. 1-3: «И, проходя, [Иисус] увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии». Хотя в др. случаях говорится о влиянии демонов на появление болезни (напр., в Лк 13. 16 говорится о том, что сатана связал некую женщину болезнью на 18 лет), в Послании ап. Иакова подлинными причинами болезней называются человеческие страсти (Иак 1. 13-14), поэтому описанное в этом Послании исцеление от болезней через Е. неразрывно связано с освобождением от грехов и страстей. Проповедь Евангелия и исцеления Христос исцеляет слепорожденного. Икона-таблетка. Сер. XVI в. (НГОМЗ) Христос исцеляет слепорожденного. Икона-таблетка. Сер. XVI в. (НГОМЗ) Все чудеса, совершенные Господом Иисусом Христом во время Его земного служения, связаны с возвещением пришествия Мессии и наступлением Царства Божия. Чудесные исцеления больных были одним из мессианских знаков (ср.: Лк 7. 18-23; Мф 4. 23-24). Они указывали на то, что больной человек не проклят и не отлучен от общения с Богом. Через врачевание болезней Иисус Христос прикосновением восстанавливал принадлежность к народу Божию тех, кто считались ритуально нечистыми, т. е. больных и грешников (даже мертвых, оставаясь неуязвимым для фарисейской критики, поскольку мертвые воскресали). Тесная связь исцелений с верой и проповедью, о к-рой свидетельствуют Евангелия (о вере - Мф 8. 7-8; 17. 14-20; Мк 5. 23, 27-34; 10. 52; проповедь Царства в связи с исцелениями - Мф 4. 23 след.; 9. 35; Лк 6. 18; 7. 9; 9. 2, 11, 42-44 и др.), не имеет аналогов в Древнем мире. Как и проповедь Самого Спасителя, проповедь апостолов о приближении Царства Божия также сопровождалась совершением исцелений (Мф 10. 1, 8; Мк 6. 7-11; Лк 10. 3-9).

http://pravenc.ru/text/189773.html

Притча о богатом юноше.      В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1–3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10–13; 2 Пар. 1: 11–12). Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1–38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, – хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9). И в Новом Завете безумными являются богатый фермер , построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16–21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19–31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1–6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.). Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1–3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14–30; Лк. 19: 11–26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45–47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1–4).

http://pravoslavie.ru/66151.html

Ин.19:32 . А как подошли к Иисусу и увидели, что Он уже умер, не перебили Ему голеней. Ин.19:33 . Но один из воинов вонзил копьё между рёбер Ему, и выступили тут же кровь и вода. Ин.19:34 . Засвидетельствовал это тот, кто видел, и истинно свидетельство его. Знает он, что истину говорит, чтобы вы уверовали. Ин.19:35 . Ведь произошло это, чтобы исполнилось Писание: «Кость Его да не сокрушится». Ин.19:36 . И ещё Писание говорит в другом месте: «Воззрят на Того, Кого пронзили». Ин.19:38 . После того Иосиф из Аримафеи (был он ученик Иисуса, но тайным из-за страха перед иудеями) просил у Пилата снять тело Иисуса. И Пилат разрешил. Тогда он пошёл и снял тело. Ин.19:39 . Пришёл и Никодим, который раньше приходил к Иисусу ночью, он принес смесь смирны и алоэ около ста литр. Ин.19:40 . Тогда они взяли тело Иисуса и обернули Его полотнами с благовониями, как обыкновенно хоронят у иудеев. Ин.19:41 . На том месте, где был Он распят, был сад, а в саду новая гробница, в которой ещё никто никогда не был положен. Ин.19:42 . Гробница была близко, так что в ней тогда из-за пятницы иудейской и положили Иисуса. Глава 20 Ин.20:1 . А первый день после субботы Мария Магдалина рано приходит, ещё было темно, к гробнице и видит, что камень от гробницы отвален. Ин.20:2 . Тогда бежит она и находит Симона-Петра и другого ученика, которого Иисус любил, и говорит им; «Взяли Господа из гробницы, и неизвестно, где положили Его» Ин.20:3 . Вышли тогда Пётр и другой ученик и побежали к гробнице. Ин.20:4 . Бежали-то они двое вместе, но другой ученик бежал быстрее Петра и первым оказался у гробницы. Ин.20:5 . И склонившись, видит, что полотна лежат, но не вошёл. Ин.20:6 . Тут подходит и Симон-Пётр, следовавший за ним. Он вошёл в гробницу и видит, что лежат полотна Ин.20:7 . и платок, который был на голове: лежал он не с полотнами, но свёрнутый отдельно и другом месте. Ин.20:8 . Вот тогда вошёл и другой ученик, который первым был у гробницы, увидел и уверовал. Ин.20:9 . Ведь ещё не знали они из Писания, что должен Он воскреснуть из мёртвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

2. Бог-Слово существует вечно, и Он окрылил 28 рыболовов для богословия 29 . Поэтому апостол Иоанн восклицает: В начале было Слово 30 , и Слово было у Бога(Ин 1:1) 31 . Посмотри на точность выражения Евангелиста. Он не говорит — в начале было рождено Слово. Он возвещает не происхождение, а существование 32 . Так как происхождение предполагает указание на основание своего бытия, а коль скоро Евангелист стремится представить безначалие 33 Сына, то он умалчивает о Его рождении и проповедует существование. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1) 34 . Этих трех положений достаточно для прочного основания Церкви 35 . Кто же тебя, Иоанн 36 , этому научил 37 ? Озеро 38 ? — но оно не учит вере; рыболовство? — но оно не говорит о Боге; Зеведей 39 ? — но он простец; твое отечество 40 ? — но оно всего только бедное селение; твои соотечественники? — но они невежды; иудеи? — но они не веруют; Закон? — но он лишь тень будущих благ(Евр 10:1); Моисей? — но он тяжело говорил и был косноязычен (см. Исх 4:10); Авраам? — но он был только прах и пепел(Быт 18:27) 41 ; Давид? — но он червь, а не человек(Пс 21:7); Пророки? — но покрывало Закона еще оставалось неснятым(см. 2 Кор 3:13–16). Итак, как же ты сумел сказать, — в начале было Слово(Ин 1:1); Кто же тебя вознес на такую высоту [умозрения]; Кто одарил тебя этими крыльями 42 ? Ты забыл о человеческом естестве 43 , отрешился от земли, преодолел воздушное пространство, миновал эфир, вознесся превыше небес, превзошел ангельские чины, пронесся мимо серафимов и херувимов, приблизился к царскому трону и преклонил главу на груди Царя 44 . Ты получил крылья благодаря вере 45 , когда, прогремев подобно трубе, сообщил [истину] веры, недоступную разуму, когда во всеуслышание, подобно грому, возвестил непостижимое рождение и, как глашатай, провозгласил безначальное бытие, сказав: В начале было Слово(Ин 1:1), в том начале, которое не имеет ничего общего с началом времени 46 . В начале было Слово (Ин 1:1), ибо прежде всякого начала [времени] было Слово. Слово было 47 , а не произошло, ибо Оно 48 , будучи непостижимым для ума, простым, несоставным, недоступным, неизведанным 49 , вечным, неделимым, неизменяемым, несотворенным, во всем Таким же, Каков Родивший, было рождено бесстрастно 50 . В начале было Слово, — чем показал изначальность 51 [сыновней] ипостаси; и Слово было у Бога, — чем удостоверил единство и неделимость Божественной сущности; и Бог было Слово (Ин 1:1), — чем указал на неизменяемость Божественной природы. Оно было в начале у Бога(Ин 1:2), — чем обозначил совечность Сына с Отцом. Все чрез Него начало быть (Ин 1:3), — чем показал, что творение мира было совершено свободно. Все начало быть (Ин 1:3), — прежде было сотворено, а ныне — обновлено 52 .

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatuyu-pash...

На основе Своей любви Господь сотворил, творил и творит Церковь Свою, находящуюся в становлении до дня Господня; и одновременно она сама — день Господень, “восьмой день”, день Евхаристии, “невечерний день”, день новой жизни, нового эона; день вечного света, неразделённого тьмой. Этот день собран (совершен) из двенадцати учеников, как двенадцати часов светового дня: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним (Ин 11:9–10). Удерживающийся в Свете день отделён от тьмы. Как в начале творения отделил Бог свет от тьмы (Быт 1:4), так и при основании Церкви один из двенадцати учеников отделяется и исчезает во тьме: Иуда, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь (Ин 13:30). Отделяется “сын погибельный”: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол (Ин 6:70). К оставшимся в Свете Церкви, тем, кого не “объяла тьма”, Господь, обращаясь как к Своим детям, говорит: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:34–35). Иисус, перед тем как дать ученикам “новую заповедь”, говорит: “куда Я иду, вы не можете придти”. Пётр спрашивает: “куда Ты идёшь?”. Он не видит внутренней связи между: “не можете придти” и новой заповедью любви, которая даётся для исполнения. Господь ещё раз повторяет, выявляя внутренний смысл, добавляя слова “теперь” и “после”: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною (Ин 13:36). “После” — после исполнения “новой заповеди”, но Пётр не может вместить этого, как каждый, не освободившийся от своего “Я”. Он опять задаёт вопрос: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя (Ин 13:37). Чтобы идти за Христом, необходимо приложить усилия, чтобы не на словах, а действительно отречься от самого себя; прежде чем “положить душу свою” за другого, надо так возлюбить его, как возлюбил Христос: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин 15:13–14). Отрекающийся от себя только на словах — отрекается от Господа. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды (Ин 13:38). Пётр — как и предсказал Христос — “после” пошёл за Ним, “после” понял, о каком “камне” говорил ему Иисус: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Об этом он напишет в своём Первом Соборном послании (1 Пет 2:3–10). Он поймёт, что он — Пётр, “камень” только во Христе, в истинном Камне, в единстве с Ним, подобно Иоанну, Приступая к Нему, камню живому как живые камни (1 Пет 2:4–5).

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Богословие Иоанна Дамаскина XII или начала XIII в. Выбрасывание однородных букв особенно замечается в Греческих собственных именах, непонятных и трудно произносимых для Русского простого человека. Так в Мстиславовом списке Евангелия Москов. Благовещенского собора, писанном по повелению Новгородского князя Мстислава Владимировича для основанного им на своем дворце, на Городище, Благовещенского монастыря, в начале XII в., на л. 198 об. пишется: отъ дщерь арнъ (вместо Аарон, Лк.1:5 ., как и в Остром. Евангелии 277 об.), 162 об. и сиин матн (вместо: и Иосиина, Мф.27:56 ., так и Остром. 202), также л. 182 и об. брати го. иковъ и сии и симонъ ( Мф.13:55 ), 198 братъ иковль и осиинъ, но 158 об. правильно: матн ( Мк.15:40 ); 106 об. акима и (вместо: Иоакима), 159 об. н о матнзм мон меташа жребн (вм. о иматизме Ин.19:24 ); или выбрасываются однородные буквы в средине слова: 179 об. и др. аврамъ, исакъ (должно быть: Авраам, Исаак), 33. 37 и др. вельзевоулъ, 52. 132 об. 199. данилъмь прркъмь, азъ смь гаврилъ (должно: Веельзевул, Даниилом, Гавриил). Что касается до имени Спасителя: то, в Мстислав. списке, когда оно пишется вполне, надобно сказать, вообще пишется с двумя в начале гласными, именно или иисоусъ, – л. 23. и гоже посъла ха ( Ин.17:3 ), 32 об. гда съконьча иисоусъ ( Мф.7:28 ), потом: косноу и (прокаженного) иисоусъ (8:3), 38 об. изиде противоу (ст. 34), 40. пришьдьшю въ домъ (13:36), 43. предъ ногама (15:30), 49. пришьдьшю въ црквь (21:24), или сокращенно под титлом л. 17. в ъзведъ очи свои.. же сътвори знамени ( Ин.6:5:14 ), так и на обор., л. 18 и об. 20. 21. 22 и об. 24 об. 25 и об. 26 (шесть раз), 26 об. 31 об. 32. 33 об. 34 и об.35. 37. 38 и об. (дважды), 40 и об. (трижды) 41 (трижды) 41 об. 42 об. 43 и об. 44. 45. 46 об. 47 об. 48 об. 55 об. 56. 84. 102. 119 об. 151 об. 153. Не смотря на это, по вышеозначенному правилу выбрасывания при стечении одних и тех же букв, и в Мстиславовом списке в следующих местах, часто на одних и тех же страницах, с предыдущим правильным написанием пишется и простонародная легкая форма Исус: 9 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Из тех, кто был в прошлом году на этой службе, некоторых уже нет в живых. Из нас, которые присутствуют сегодня на службе, некоторых, вероятно, не будет в живых на будущий год. Кого из нас призовет Господь к ответу? Мы не можем знать. Каждый должен быть готовым предстать пред Господом. Неужели эта мысль не смягчит наши мертвые сердца и не побудит к покаянию, к исправлению! «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!» Исцеление слепорожденного. (Ин. 9:1–38) Неделя 6-я по Пасхе Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам об исцелении Господом Иисусом Христом слепого от рождения. Этого бывшего слепого Господь при встрече после исцеления спросил: ты веруешь ли в Сына Божия? ( Ин. 9:35 ). Этот вопрос обращен и к каждому из нас. Исцеленный слепец на этот вопрос спросил: кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? ( Ин. 9:36 ). Мы же знаем, кто Он. О Нем нам рассказали те, кто видел и слышал Его. От них мы знаем, как Он жил, чему учил, какие творил чудеса, как был распят и умер, как воскрес и вознесся на небеса. И если мы, не будучи, например, в Америке, верим и знаем по рассказам других, что она есть, если мы по рассказам других верим и знаем, что было то или иное историческое событие, то тем более мы верим и знаем о Господе Иисусе Христе, пришедшем на землю во плоти, знаем и верим по свидетельству тех, кто Его видел и знал. И, размышляя о Его жизни, учении и делах, мы видим, что Он действительно был не только человек, но Богочеловек, Сын Божий. Не всегда и не все могут этому верить, ибо есть глаза, которые в духе не видят. Есть духовная слепота. Эта слепота бывает от невежества, от незнания, иногда – от рождения, от слепоты родителей, а иногда – от греха или грехов, ибо чистые сердцем ... Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Итак, на вопрос: «Веруешь ли в Сына Божия?» – отвечаем: «Верую, Господи, и Тебе поклоняюсь и прошу: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50, 12 )». Аминь. Исцеление слуги сотника. (Мф. 8:5–13) Неделя 4-я по Пятидесятнице Чему учит нас Евангелие, которое мы сегодня слышали? У одного сотника в Капернауме – это город на берегу Галилейского моря, от которого теперь остались лишь развалины, тяжело заболел слуга. Сотник пошел к Господу Иисусу Христу и сказал Ему об этом. Господь ответил: Я приду и исцелю его ( Мф. 8, 7 ). Но сотник сказал: Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово – и выздоровеет слуга мой ( Мф. 8, 8 ). Господь, видя такую веру сотника, сказал: иди, и, как ты веровал, да будет тебе ( Мф. 8, 13 ). И слуга сотника выздоровел в тот час.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

34 Вопрос 3. Может ли кто изъяснить [слова]: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2:9; Ис. 64:4)? Ответ 1. Некоторые сподобились не только изъяснить, но и стяжать это. О них Христос сказал: «Мы, Я и Отец Мой, придем и обитель сотворим у них» ( Ин. 14:23 ). 35 Ведь там, куда вселяется Бог и где Он ходит, обитает всякое ведение. 2. Следует знать, что слова «не видел того глаз и не зрило [того око]» (ср. 1Кор. 2:9 ) сказаны о приходивших до Христа праведниках. Как то говорит Господь: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, [что вы слышите] и не слышали» ( Мф. 13:17 ). И опять говорит: «Бога не видел никто» ( Ин. 1:18 ). Но Он не говорит: «Не будут видеть», ибо изрекает: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). 36 3. Стало быть, со [всем] тщанием, если угодно, обрати внимание на это, и познаешь, что те, которые, согласно [апостолу] Павлу, видели и ныне видят то, что [очи пребывающих] в Законе не видели, «что не слышало ухо [их] и что не приходило на сердце человеку Ветхого Завета, что приготовил Бог любящим Его». Сразу же за этим [апостол] прибавляет: «мне же Бог открыл это Духом; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 ). 37 Поэтому достойными познаётся то, что око грешников не зрит. 4. Кроме того, [таинства эти] неизреченны и невыразимы для тех, кто не вмещает [их]. Ведь [апостол] Павел далее продолжает, говоря: «Душевный человек не принимает того, что от Духа, потому что он почитает это безумием». Ведь то, «что от Духа», познается [только] духовными и открывается духовным образом. 38 Поэтому подвизайся, чтобы изучить это на деле и на опыте, а не бесполезно [постигать это] просто [одним своим] разумением. Вопрос 4. Каковы те блага, дарованные нам Христом, в которые, как говорит глава [апостолов] Петр, «желают проникнуть Ангелы» (1 Пет. 1:12)? Ответ 1. Одни говорят, что таковые блага суть то, что «не видел того глаз» ( 1Кор. 2:9 ), другие – что они есть таинство Причастия нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

1036 Он же. К вопросу об обороне Москвы в 1238 г.//Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978. 1037 Он же. Куликовская битва 1380 г. (Некоторые итоги и задачи ее изучения в исторической науке)//Вестн. МГУ. Сер. История. 1980. Он же. Куликовская битва 1380 г. в исторической науке//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983. 1038 Он же. Очерки экономического положения крестьян Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. М., 1960; Он же. Борьба крестьян за землю на Руси в XV – начале XVI века. М., 1974; История крестьянства в СССР. М., 1990. Т. 2, ч. II. Раздел I, гл. 1, §2, 6; Гл. 2. 1039 Датировки грамот в тексте даются в соответствии с изданием ДДГ, хотя в некоторых случаях они являются спорными (в том числе не все разделял и Анатолий Дмитриевич). 1043 Там же. С. 35–36 (1389); С. 38 (1390); С. 44 (1401–1402); С. 49 (1401–1402); С. 56 (1406–1407); С. 74 (1333); С. 254, 256–257, 262, 265, 267 (1481); С. 270, 272, 274–275 (1481); С. 313–321 (1486); С. 325, 328 (1486). Эволюция размеров дани добротно изучена П.Н. Павловым (Павлов П.Н. К вопросу о русской дани в Золотую Орду//Учен. зап. Красноярского пед. ин-та. Красноярск, 1958. Т. 13, вып. 2). 1046 Там же. С. 44 (1401–1402); С. 64, 66 (1428); С. 77 (1433); С. 108, 111, 113, 116 (1441–1442); С. 122 (1445); С. 128 (1447); 5. С. 165 (1450); С. 275 (1481). О займах денег для уплаты выхода у русских (вероятно, нижегородских) и булгарских купцов, по-видимому, свидетельствуют упоминания «бесерменского долга» и «русского долга» в договоре 1389 г. Дмитрия Донского с Владимиром Андреевичем Серпуховским (Там же. С. 31; см.: Водов В. «Долг бесеменьскыи и протор и русскии долгъ» в договорной грамоте Дмитрия Донского с Владимиром Андреевичем Серпуховским//Russia medieavalis. München, 1977. Т. III). 1047 ДДГ. С. 31 (1389); С. 36 (1389); С. 38 (1390); С. 44 (1401– 1402); С. 49 (1401–1402); С. 54 (1402); С. 56 (1406–1407); С. 59 (1417); С. 61 (1423); С. 64, 66 (1428); С. 71 (1433); С. 76–77, 79 (1433); С. 85 (1434); С. 88 (1434); С. 90, 93, 96, 99 (1436); С. 131, 134, 137, 139 (1447); С. 147 (1447); С. 171, 174 (1450–1454); С. 182, 185 (1451–1456); С. 197 (1461–1462); С. 215 (1472).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр и Андрей и др. ( Мк.1:16–20, 29; 2:14 ). Да не стужают Ему (дабы не теснили Его), – т. е. чтобы Ему удобнее было учить из лодки народ, находившийся на берегу (ср. Мф.13:2–3 ). Мк.3:10 . Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. Мк.3:11 . И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Мк.3:12 . Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Дуси нечистии, т. е. те духи, которые мучили так называемых бесноватых (чит. объясн. 23 ст. 1 гл.). Падали (припадаху) пред Ним – в знак покорности всемогущей власти Христовой над ними. Зваху глаголюще (кричали), яко Ты еси Сын Божий. Чит. объясн. 24 ст. 1 гл. Но Он строго запрещал (много прещание) и пр. Чит. объяснение 25 ст. 1 гл. Зач. 12. Избрание Иисусом Христом двенадцати Апостолов. Читается во вторник 12-й недели по Пятидесятнице. Мк.3:13 . Потом взошел на гору и позвал же к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. На гору, – лежавшую близ г. Капернаума, где в это время находился Иисус Христос (1 ст.). Эта гора известна до сих пор. Она называется „Горой блаженства“ от произнесённого на ней Господом учения о блаженстве (чит. у Матфея 5 гл. 1 ст. и дал.). По Евангелию Луки ( Лк.6:12 ), пред избранием Апостолов Иисус Христос всю ночь молился. О чем же Он молился? Можно думать, что полагая начало строения новозаветной церкви, Божественный Ходатай призывал на дело Свое благословение Отца Своего и просил ей крепости против царства тьмы (врата адова не одолеют ей); просил Отца Своего и о Своем укреплении на подвиги, Ему предлежащие – избрание сотрудников Себе. По сказанию Матфея, пред избранием Апостолов Господь сказал Своим ученикам следующие слова: жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою. (9 гл. 37 и 38 ст.). Т. е. Господь сравнил еврейский народ с полем, покрытым спелой жатвой, которое нужно жать ( Ин.4:35 ), а жнецов мало, и этим выразил именно то, что многие из сего народа ищут царства Мессии и готовы вступить в него – готовы уверовать в Него, Христа, и сделаться Его учениками; но мало руководителей, приготовленных к этому делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010