Иркутск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Построен по образцу собора Троицы Живоначальной (1703-1709) в Верхотурье; элементы декора также близки к аналогам в постройках уральского извода узорочья (например, перспективный портал у входа в придел под колокольней, близкий к утраченному порталу верхнего этажа в Успенском соборе Далматова монастыря (1707-1720) в Курганской области) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое деревянное здание сгорело в пожаре 1716 г. Через два года каменных дел подмастерьем Василием Гаряевым был заложен каменный храм, строительство которого продолжалось до 1764 г. Расписывал его иконописец-самоучка, иеродьякон собора Никон Красовский. В середине XVIII века на территории собора был выстроен архиерейский дом, ставший центром Иркутской епархии. Источник: Т.А. Перцева. По местам декабристов в Иркутске. Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2006. Деревянный клетский собор на иркутском посаде был срублен в 1693 году, но вскоре, 3 августа 1716 года, сгорел вместе с частью острожной стены и множеством посадских домов. Фундамент нового, каменного собора заложили в июле 1718 года, в мае 1719 приступили к кладке стен. К 1723 году окончили Петропавловский придел и, не ожидая завершения строительства, освятили и стали проводить в нём богослужение. Колокольню " шатром " закончили к 1729 году, а главный Богоявленский придел был освящён 25 сентября 1746 года. Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась ещё на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса. Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ним лиши в 1745 году. (Первоначальный иконостас в середине XIX века был заменён на новый, и дальнейшие следы его затерялись) К окончанию строительства собор понёс некоторые существенные утраты: в 1742 году во время землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него было поставлено ярусное (в наши дни шатёр восстановили). Долгие годы имя строителя Богоявленского собора оставалось неизвестным. Совсем недавно высказано предположение, что им был подмастерье каменных дел Василий Гаряев.

http://sobory.ru/article/?object=11662

Ромны. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Заложен в 1735 г. на месте деревянной Успенской церкви. В литературных источниках встречается под названием Троицкий и датируется также 1689 г., 1738—1747 гг. и 1749 г. Построен в стиле украинского барокко, кирпичный, оштукатуренный, прямоугольный в плане с четырьмя опорными столбами, делящими его на три нефа и несущими систему полуциркульных сводов и три купола на невысоких барабанах по продольной оси. Средний барабан — круглой формы, крайние — овальной, увенчаны главами грушевидной формы с вытянутыми декоративными фонариками с главками. С восточной стороны примыкают три апсиды: центральная пятигранная снаружи и полукруглая внутри одной высоты с основным объемом, а низкие северная и южная в четверть окружности и по ширине равные боковым нефам. С запада пристроена прямоугольная в плане крытая паперть главного входа, с севера и юга квадратные тамбуры боковых входов, покрытые двускатными крышами. Паперть увенчана главкой. Фасады здания оформлены лопатками и антаблементом, завершены парными треугольными фронтонами, с юга и севера украшены лопатками и нишами для живописи, обрамленными наличниками. Основной объем сооружения двусветный, оконные проемы прямоугольной и полуциркульной формы, в верхнем ярусе украшены треугольными сандриками. Под собором подвал, перекрытый системой полуциркульных сводов. В интерьере в западном членении боковых нефов устроены хоры, поддерживаемые арками, которые соединяются узким деревянным переходом, перекинутым через главный неф. На хоры ведут лестницы, устроенные в толще северном и южной стен. Интерьер отличается большой выразительностью, широко раскрыт как в высоту, так и в глубину, сохранились фрагменты росписей. В объемно-пространственном решении собора нашли отражение два типа сооружений: древнерусский трехнефный центральнокупольный и украинский трехмастный трехкупольный. В 1970—1971 гг. здание отреставрировано. Памятник является одним из оригинальных произведений украинского барокко XVIII в. «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.16, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=16131

Успенский собор. Разрез по линии запад—восток. Сев. половина. Чертеж Ф. Солнцева. 1843 г. Успенский собор. Разрез по линии запад—восток. Сев. половина. Чертеж Ф. Солнцева. 1843 г. Исторические портреты составляли отдельную галерею, разместившуюся в центральной части собора в нижней зоне стен: справа были изображены в рост печерские игумены и архимандриты, а слева - ктиторы лавры. В центральной части собора на стене перед иконостасом, а также на боковых стенах находились композиции с изображением 7 Вселенских Соборов. Боковые алтари и приделы собора имели отдельные тематические циклы росписей. Так, цикл росписей в приделе арх. Михаила включал разнообразные библейские сюжеты, связанные с явлением ангелов (фотографии с изображением Вселенских Соборов и галереи архимандритов и ктиторов, сделанные в кон. XIX в., хранятся в фондах НКПИКЗ). Успенский собор. Разрез по линии запад—восток. Юж. половина. Чертеж Ф. Солнцева. 1843 г. Успенский собор. Разрез по линии запад—восток. Юж. половина. Чертеж Ф. Солнцева. 1843 г. О системе росписей XVIII в. дает представление документ 20-30-х гг. того века, известный в неск. копиях 1-й пол. XIX в. под названиями «Описание иконописи Киево-Печерской лавры» ( Истомин. Описание иконописи. 1897) и «Память, что внутр святой великой печерской церкви изображено» (НБУВ ИР. Ф. 1. 5411-5413); размещение живописных композиций передают также разверстки интерьеров Успенского собора Солнцева , выполненные в 1843 г. (РНБ. Ф. 1381/1. Оп. Р-40: Архит. чертежи. Д. 310. Л. 21-24). В 1772-1776 гг. лаврские иконописцы под рук. иером. Захарии (Голубовского) поновляли в соборе росписи с сохранением всех композиций: «...внутри иконописным художеством вновь на стенах и сводах совершенне вся выписана и украшена» ( Евгений (Болховитинов). 1826. С. 301). В 1813 г. живопись обновлялась в приделе архидиак. Стефана, в 1829 г.- в алтаре собора, в 1830 г.- в приделе арх. Михаила, в 1831 г.- в приделе ап. Иоанна Богослова. Следующее масштабное обновление росписей было предпринято митр.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Городок. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1633. Адрес: Украина, Львовская область, Городокский район, г.Городок Координаты: 49.786093, 23.646294 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Благовещенская церковь, 1633 г., колокольня, XX в. (Адрес: ул. Коцюбинского, 5). Построена на месте деревянной, перенесенной в 1547 г. из предместья. Современный вид приобрела в процессе перестроек. Около 1869 г. стены укрепили по периметру наклонным каменным цоколем, с северной стороны пристроили мощные контрфорсы. В 1880-е годы деревянные купола заменены каменными. Позднее к северной стене апсиды пристроены купольная часовня и боковое помещение. Построена из камня и кирпича. Трехкамерная, трехглавая. Состоит из прямоугольных в плане нефа и бабинца и полуциркульной апсиды. Все объемы завершены сферическими куполами с маковками на световых фонарях. Доминирующий над боковыми центральный купол размещен на очень низком восьмерике, боковые купола опираются непосредственно на стены четвериков. Восьмерик над нефом слабо выражен. В интерьере переход от четвериков к куполам осуществлен при помощи парусов. У западной стены бабинца устроены хоры. По характеру объемно-пространственной композиции памятник приближается к созданной немногим ранее Успенской церкви во Львове. Его план почти идентичен плану церкви Рождества Богородицы XVI в. в с. Пески (Пусто-мытовский район), которая до XIX в. также была трехглавой. Архитектурный декор сооружения очень скромен. Единственным элементом, оживляющим плоскости гладких стен, является резной белокаменный ренессансный портал на южном фасаде. Реставрирована в 1939 г. В юго-западном углу двора стоит колокольня. Каменная, одноярусная, с тремя арочными проемами для колоколов. Памятник является лучшим произведением ренессанского зодчества на Украине. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр. 120, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год

http://sobory.ru/article/?object=35440

Золочев. Церковь Николая Чудотворца. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно не ранее 1750. Адрес: Украина, Львовская область, Золочевский район, г.Золочев, улица Валовая, 11 область, район, р. вулиця Валова, 11 Координаты: 49.808235, 24.898826 Проезд:в 60 км к востоку от Львова по шоссе H02 Львов-Тернополь и железнодорожные линии Красне-Тернополь. Изменить описание Добавить фотографии Золочев после пожара 17.09.1903. Издательский адрес:Золочев: тиражом Тадеуша Яворского, 1906. Польская национальная библиотека Т. 1 октября 1903 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Св. Николая является самой старой в городе. Раньше церковь входила в комплекс оборонных валов Золочева. Ее еще называли церковью на валах. Оборонные черты сохранились и до нашего времени (толщина стен и оконные проемы). Современный вид церковь приобрела после перестройки в 1765 г. Средства выделил каневский староста Николай Потоцкий, меценат и строитель Успенского собора Почаевской Лавры. В мастерской Лавры был изготовлен иконостас для этой церкви. Декоративная резьба принадлежит резчику Антону Штилю, скульптурные композиции - Франциску Оленскому, ученикам мастера Пинзеля. В Советское время храм был закрыт. Здесь устроили музей атеизма. При этом иконостас был демонтирован и выброшен на свалку. Лишь музейным работникам из Львова и некоторым местным прихожанам удалось спасти некоторые части уникального иконостаса. Также храм украшали настенные росписи и несколько икон в иконостасе, написанные специально для этого храма знаменитым богомазом Западной Украины кон.19 - нач. 20 в. Модестом Даниловичем Сосенко. Ко времени капитального ремонта храма в 1999 г. значительная часть живописи была потеряна - роспись на сводах и стенах повреждена влагой и плесенью. Поэтому сегодняшний презентабельный интерьер храма - это следствие реставрационных работ, которые напоминают работы Сосенко только композиционно. С 1990 г. - действующий храм Украинской Греко-Католической церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35321

Федосьино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь Добавить фотографии Обрез фундамента апсиды выше уровня земли. Гранитные валуны с зачеканкой глиной обеспечивают 100% гидроизоляцию вышележащей кирпичной кладки от почвенных и поверхностных вод в течение столетий. Олег Щёлоков 21 августа 2005 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Рождества Пресвятой Богородицы В середине XVIII в. в с. Федосьино уже была деревянная церковь. Село относилось к Суздальской епархии. В 1805 г. по благословлению владимирского епископа Ксенофонта прихожане на свои средства построили вместо деревянной каменную церковь с каменной же колокольней. В церкви главный престол был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельный в честь Архистратига Божия Михаила. В с. Федосьино в конце XIX в. Было 34 двора, в которых жили 130 крестьян и 132 крестьянки. Церковь с. Федосьино была приписана к церкви соседнего с. Головино (в советское время головинская церковь сломана, исчезло и само село). Из книги Протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района. - Владимир. 2005, стр. 80 В настоящее время полным ходом идёт подготовка к реставрации Богородице-Рождественского храма в селе Федосьино. Устанавливаются леса, заготавливаются материалы и т.д. Планируется к осени 2007 года полностью восстановить своды, кровлю и главы храма; выполнить вычинку кирпичной кладки, установить двери, окна и внутреннюю перегородку, разделяющую храм на летнюю и зимнюю половины. Храм приписан к Свято-Успенскому Космину Яхромскому монастырю . В настоящее время работы по внешнему ремонту храма почти завершены. В приделе Собора Архистратига Божия Михаила ведутся работы по отделке интерьера, постройке иконостаса и т.д. Рядом с храмом началось строительство келейного корпуса. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02027

Псков. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья. Успенская церковь у Парома Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Успения с Парома построена в 1521 г., пристройки 17-18 веков. Действует. Церковь поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 г. Приделы возведены в 17в., глава — в 18 веке. Реставрация купола выполнена по проекту Э. П. Штольцер в 1949-1951 гг. С 1938 г. церковь не действовала, в 1994 г. в ней возобновлено богослужение. Крупный памятник псковского зодчества, имеющий градостроительное значение: ориентирован на переправу у реки Великой (Ольгинский мост); обращен к «Дому Святой Троицы» и акцентирует древнюю дорогу на запад (современный Рижский проспект). Главный храм — с одной главой, тремя апсидами, двумя приделами (южный — во имя Рождества Богородицы, северный — во имя Собора Божьей Матери), с притворами, галереями, крыльцами со столбами — представляет собой живописное сочетание разнообразных объемов. Интерьер основного храма крестовокупольный, четырехстолпный, с типичной для Пскова конструкцией повышенных подпружных арок. Псковский декор: аркатурный пояс, поребрик, бегунец на барабане и на апсидах, лопатки на фасадах… Маленькие глухие главки приделов активно участвуют в игре масштабов. Эффектно завершение ансамбля Успенской церкви: глава с крестом, на перекладине которого помещен голубь — символ Святого Духа. Легенда утверждает: пока голубь восседает на церкви Успения — благодать Святого Духа не отойдет от Пскова. Успения Пресвятой Богородицы с Парома, церковь. Находится против плавучего моста. Строена в 1444 г. и вновь построена в 1521 году. Судя по изображениям ее на иконе Сретения, а также и на иконе Божией Матери в Печерском монастыре, эти изображения можно отнести к концу XVI или началу XVII века, - наружный вид церкви с тех пор сильно изменился. Тем не менее, она считается вполне выработанным типом Псково-Новгородского зодчества. Вот что писал о Пароменской церкви Юрий Спегальский: " Первый памятник, который встречает каждого переходящего по мосту из центральной части Пскова на Завеличье, - церковь Успения у Парома или, как называют ее псковичи, Пароменская. Мост на этом месте существовал с незапамятных времен. Еще в начале нашего века он сохранял древнее устройство, был основан на плотах и почти не возвышался над поверхностью воды. Каждый год его зимой разбирали и собирали после половодья, а пока мост еще не был готов, его заменял паром.

http://sobory.ru/article/?object=00263

Васильевское. Церковь Василия Великого. Васильевская церковь; церковь Василия Кесарийского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Васильевская церковь сооружена на средства прихожан в память победы в Отечественной войне 1812 г. Заложенная не раньше середины 1810-х гг. по образцу московской церкви Василия Кесарийского на Тверской-Ямской, она была освящена в 1836г.; в конце XIX в. снаружи оштукатурена цементом с частичным изменением наружного убранства. Кирпичное здание в форме латинского креста со слабо развитыми боковыми ветвями завершено массивной купольной ротондой, которую венчала глава в виде вазы. Боковые ризалиты украшены четырехколонными портиками тосканского ордера с фронтонами. Трапезная без опор, перекрытая коробовым сводом, связывает храм с основанием в прошлом двухъярусной колокольни со шпилем. Черты зрелого классицизма в архитектуре памятника - креповки, люнеты, круглые окна второго света - обусловлены формами " образца " . В интерьере ощутимо стремление к расширению высокого подкупольного пространства, которое посредством арок сливается с пространством смежных помещений. На стенах и сводах храма имеются фрагменты масляной живописи начала XX в., исполненной в васнецовской манере. Пол из цветного бетона с геометрическим орнаментом сменил в 1902 г. прежний, из чугунных и каменных плит. Главный и придельный иконостасы конца XIX в. отсутствуют. Церковь святителя Василия Великого села Васильевское находится в южной части Сергиево-Посадского благочиния, почти на границе с Дмитровским районом. За всю историю края она является первым и единственным храмом с таким посвящением престола. Храм в селе, вероятно, был уже в XVI в. В 1539 г. Васильевское впервые упоминается в документах в связи с его пожалованием великим князем Иваном Васильевичем причту Кремлевского Успенского собора. Название села и его дальнейшая история позволяют говорить о существовании в нем церкви в честь святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Не позднее 1620-х гг. в Васильевском усилиями прихожан была выстроена деревянная клетская церковь, посвященная Великому святителю. Согласно описанию, в ней находились «образа и книги и все церковное строение мирское».

http://sobory.ru/article/?object=00074

Как показывают натурные исследования, в дальнейшем здание церкви, видимо, не подвергалось снаружи большим переделкам, т.к. в основном сохраняет свои первоначальные формы. Очевидно, в 1-ой половине XIX в. к западному фасаду была сделана прямоугольная в плане пристройка, крытая паперть с ажурным козырьком над входом, что исказило общую объёмную композицию и нарушило центричность постройки сейчас она почти полностью разрушена, и её наружный вид из-за отсутствия изображений и письменных источников пока неясен. Тогда же, наверное, частично меняется наружное оформление фасадов и первоначального притвора. Натурными исследованиями установлено, в частности, что первоначальные луковые перемычки оконных проёмов переделали на прямые. Существуют также сведения, что в 1860-е г.г. графиней В.М. Стенбок были сделаны значительные денежные пожертвования на благоустройство приходского храма в Грабцеве, хотя неизвестно, какого именно, Успенского или Никольского. В 1920-е – 1930-е гг. церковь ещё сохраняла свой внешний вид, о чём свидетельствует фотография, зафиксировавшая состояние культовых построек Грабцева. В 1943 году решением Калужского облисполкома памятник за номером 28-673 от 10.06 1943 г. в составе усадьбы был принят на государственную охрану, однако условия для его сохранения не были обеспечены. Одно время помещение церкви было приспособлено под пекарню. С этой целью все стены в интерьере забелили и устроили подшивной потолок; позже его разобрали, заложены были оконные проёмы. Теперь в ней размещается склад. Памятник обезображен переделками последнего времени: на южном фасаде, в частности, сделана небольшая пристройка, закрывшая дверной проём. Сейчас постройка находится в крайне запущенном состоянии. Рассматриваемый памятник принадлежит к числу значительных образцов архитектуры зрелого классицизма. Он представляет собой небольшой одноглавый центрический храм, напоминающим своим изяществом и светским обликом скорее парковую постройку. С южной и северной стороны он симметрично отмечен неглубокими белокаменными портиками.

http://sobory.ru/article/?object=04382

Кинешма. Церковь Александра Невского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Александра Невского, кон. 19 в. ул. Макарова, 2. Стоит в заречной части города, на небольшой площади при пересечении дороги на Юрьевец с Томненским шоссе. Построена в 1895 г. при кладбище на средства Кинешемского мещанского общества. Кирпичные стены побелены. Своеобразный памятник в русском стиле. К сравнительно небольшому четверику с полукруглой, вытянутой, чуть суженной апсидой под высокой купольной кровлей примыкает более широкая трапезная, составляющая с основанием колокольни и притворами по его сторонам единый прямоугольный объем. Барабан главы и восьмериковый ярус колокольни, поднятый на двухступенчатом основании, перекрыты куполами. Они почти одинаковы по высоте и незначительно превышают основной одноэтажный объем здания с высокими полукружиями-порталами над северным, южным и западным (здесь он несколько понижен) входами. Сильно выступающие перспективные архивольты порталов имеют килевидное подвышение. Основной мотив убранства фасадов - сдвоенные и одинарные арочные окна (частью ложные; некоторые превращены в прямоугольные), заключенные в наличники с килевидным верхом. На стенах трапезной они разделены рустованными пилястрами, а на четверике фланкированы полуколоннами порталов. Круглые окна барочного типа с четырьмя квадратными накладками по окружности размещены в центре портальных тимпанов боковых фасадов. В интерьере основной четверик имеет срезанные углы и перекрыт восьмилотковым сводом с узкими диагональными лотками. Коробовый свод алтаря переходит в конху. В трапезной два поперечно ориентированных лотковых свода разделены подпружной аркой. На стенах сохранились живописные фрагменты фигур с нимбами. Кинешемский земский календарь. 1916, с. 42. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 450 Александро-Невская церковь безприходная, каменная, с такою же колокольнею, построена мещанским обществом г. Кинешмы в 1895 г., ограды нет. При церкви Спасо-Успенское кладбище, окопанное рвом и с трех сторон обнесен деревянной изгородью. Престол один – в честь св. благ. князя Александра Невского. Постоянных средств церковь не имеет.

http://sobory.ru/article/?object=01822

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010