Впервые очутившись во внутренних помещениях храма, понимаешь: он невелик, так как основные его достопримечательности, белоснежные шатры - " глухие " ; они не открываются внутрь церковного пространства. Зато здесь отличная акустика, которой способствуют голосники: их круглые отверстия можно заметить на стенах и сводах. Когда-то для усиления звучания в стене вмуровывали специальные кувшины и другие ёмкости, способствующие распространению звука в интерьерах храма. Внутренние своды большой и торжественной трапезной здесь поддерживаются благодаря единственному четырёхгранному столпу. Он огромен, массивен и располагается в центральной части помещения. Кстати, здесь отсутствуют подсобные комнаты, из чего можно сделать вывод, что трапезная в Дивной церкви побольшей части использовалась не для обычных обедов, а для проведения церковных торжеств и встреч именитых гостей Алексеевской обители. В остальные же дни обитатели монастыря могли питаться в трапезной местной Богоявленской церкви. В основном объёме храма на первом этаже в своё время были обустроены настоятельские кельи и необходимые служебные помещения. Внизу располагались церковные подвалы, сохранившиеся и по сей день. Изначально он здесь был двухъярусным, однако в середине XIX столетия его заменили одноярусным. Что касается росписей, то они погибли во всех храмах Алексеевского монастыря, за исключением настенной живописи в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, фрески которой датируются 1854 годом. Пропали уникальные произведения церковных иконописцев, наиболее ранние из которых специалисты относят ориентировочно к 1680-1684 годам, причём многие росписи постоянно обновлялись и даже переписывались на протяжении трёх столетий, вплоть до начала ХХ века. Самая почитаемая и знаменитая из икон, хранимых в Успенской церкви, - чудотворная икона Божией Матери известная как " Вратарница Угличская " . Посетителям храма легко её отыскать: наибольшее количество даров оставлено благодарными верующими именно возле неё. Сетуют разве что представители СМИ: образ трудно фотографировать из-за огромного числа украшений, дарованных святыне исцелёнными богомольцами. Проведшая в городе Угличе лучшие годы детства известная советская поэтесса Ольга Бергольц посвятила трём шатрам Успенской церкви проникновенные строки: Возносятся все три её шатра Столь величаво, просто и могуче, Что отблеск дальних зорь лежит на них с утра, А в час грозы их осеняют тучи.

http://sobory.ru/article/?object=05718

Так трагически прервалась история Иоанновской обители. Молитвенным предстательством святого праведного отца Иоанна Кронштадтского , трудами и авторитетом Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в бытность его митрополитом Ленинградским и Новгородским, была вновь открыта эта обитель. Монастырь был передан как подворье Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю. В ноябре 1989 года началось его восстановление. He покладая рук трудились пюхтицкие монахини во главе со старшей сестрой – монахиней Георгией. В храме Иоанна Рыльского стала совершаться служба, к всеобщей радости открылся для паломников храм-усыпальница отца Иоанна Кронштадтского . Возрождение монастыря промыслительно началось во время прославления святого праведного отца Иоанна. 7 июня 1990 года Поместный Собор избрал владыку Алексия Патриархом Московским и всея Руси, и на этом же Соборе было принято постановление причислить к лику святых Русской Православной Церкви отца Иоанна Ильича Сергиева. Летом и осенью 1990 года в монастыре велись большие ремонтно-реставрационные работы. Здание находилось в плачевном состоянии, так как ремонт не производился здесь со времени изгнания монахинь, то есть все 70 лет. Были укреплены купола, с которых еще в довоенное время сбросили кресты; состоялось поднятие первого креста на купол храма Двенадцати апостолов; в храме-усыпальнице были установлены воссозданный по старинным фотографиям иконостас и надгробие над могилой Кронштадтского пастыря; была восстановлена келья первой настоятельницы игумении Ангелины и проводилась реставрация покоев отца Иоанна Кронштадтского . 21 марта 1991 года были подняты 3 креста над малыми куполами храма во имя Двенадцати апостолов. По сохранившимся старинным фотографиям восстанавливался интерьер главного собора. Был изготовлен резной дубовый иконостас – точная копия прежнего. Для него были заказаны и написаны иконы. 12 июля 1991 года на престольный праздник Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение храма в честь Собора Двенадцати апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Маштафаров Памятники церковного искусства В. е Архитектура . По одним летописным сведениям, новгородские ушкуйники основали Хлынов в 1374 г., по др.- новгородцы пришли на Вятку в 1181 г., основали Хлынов и еще неск. поселений: «Новгородцы же со дружиною своею моляся Господу Богу и Пресвятой Богородице о показании места к созданию града… И на том богоизбранном месте в начале поставиша церковь во имя Воздвижения Креста Господня и град устроиша и нарекоша его Хлынов речки ради Хлыновицы» ( В-н А . Повесть о стране Вятской). Первоначально город имел крепостные стены с башнями вокруг кремля, в 1662 г. городские укрепления были построены по новым границам посада, их ремонт и восстановление прекратили в кон. XVIII в. В наст. время осталось неск. фрагментов крепостного вала. Первоначальная застройка Хлынова имела радиальную планировку от стен кремля, после утверждения в посл. четв. XVIII в. первого плана застройки город приобрел регулярный вид. Основанный на высоком вост. берегу р. Вятки, он развивался в зап., юж. и сев. направлениях. Со времени основания первых рус. поселений до 2-й пол. XVII в. храмы и мон-ри в В. е. были деревянными, напр. известный из летописных источников собор Трифонова Успенского мон-ря в Хлынове (ок. 1595, сгорел в сер. XVII в.). Сооруженный по инициативе игум. прп. Трифона Вятского, храм представлял собой центрическое здание, основной шатровый объем к-рого был окружен 5 шатровыми приделами, т. е. по композиции напоминал московский собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Рву (св. Василия Блаженного) и был единственным многопрестольным храмом на Руси в кон. XVI в. Набережная в Вятке. Фотография. 1902 г. (РГБ) Набережная в Вятке. Фотография. 1902 г. (РГБ) Старейшая из деревянных церковных построек, сохранившихся до наст. времени,- надвратная Михаило-Архангельская часовня Верхочепецкого Богоявленского (Крестовоздвиженского) мон-ря (ныне г. Слободской), построенная прп. Трифоном (1610-1614). Она находится на 2-м этаже воротной сторожевой башни, форма и расположение окон в ней типичны для оборонительных сооружений; несмотря на многочисленные перестройки, сохранился первоначальный интерьер (иконостас и утварь переданы в КОХМ).

http://pravenc.ru/text/161163.html

Мониторинг СМИ Фотографии Кремля после обстрела осенью 1917-го собраны в одном альбоме 19.12.2017 19:07 Издание «Московский Кремль после артиллерийского обстрела осенью 1917 года» посвящено катастрофическому моменту столетней давности. Некоторых зданий, запечатленных на его страницах, нам не увидеть уже никогда Это, конечно, альбом по истории архитектуры, но нетипичный, посвященный лишь одному катастрофическому моменту. Не созиданию, а разрушению. Между нами и снимками из альбома — ровно столетие. Основная их часть была сделана в начале ноября 1917 года, сразу после окончания боев в Москве, вспыхнувших 27 октября в результате захвата власти большевиками и продолжавшихся до вечера 2 ноября. Снимать израненный Кремль, подвергшийся артиллерийскому обстрелу, начали уже 3 ноября. Альбом открывает фотография, сделанная известным московским фотографом Дмитрием Гусевым: угловая мозаичная комната Малого Николаевского дворца с пробоиной в стене, с выбитыми стеклами, с полом, засыпанным каменными обломками. Предваряет книгу обстоятельный исторический очерк ее составителя Ирины Пармузиной. Здесь подробно, со ссылками на прессу тех дней, письма и дневники современников, описываются московские события осени 1917 года. Далее следуют кадры разного времени. Каждому сопутствует комментарий — цитата из современного ему документа. Чаще всего из тех, которые составитель называет «самыми беспристрастными»: акты, доклады, протоколы осмотра поврежденных зданий. Все это писалось одновременно с фотосъемкой в рамках деятельности комиссий, фиксировавших разрушения строений Кремля. Интерьер Успенского собора после обстрела Московского Кремля в конце октября — 3 ноября 1917 года. Вид на царицыно место и северную стену с солеи. Фотография-фототипия П.П. Павлова. 5–7 ноября 1917 года. Фото: Музеи Московского Кремля Часть фотографий была сделана с 5 по 16 ноября 1917-го сотрудниками фотоателье Петра Павлова. Эти снимки хранятся в Музеях Московского Кремля и публиковались в виде открыток. Другая часть того же собрания — стеклянные негативы с видами сооружений, бывших в ведении Дворцового управления: кремлевские башни, теремные церкви, Благовещенский собор... Все это снимал, по-видимому, в ноябре — начале декабря того же года упомянутый Гусев.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Колокольни Казанского храма и ц. во имя Двенадцати апостолов были снесены в сер. 30-х гг. XX в. В Казанской ц. в советское время находился винный цех. В ц. Двенадцати апостолов ок. 1932 г. устроили электроподстанцию, после Великой Отечественной войны к зап. фасаду храма сделали пристройку для «мукомольни». В Вознесенской ц. размещается автопредприятие. Все храмы разрушаются, внутреннее убранство полностью утрачено ( Иванова Г. О. Приходские церкви г. Кириллова по архивным источникам//Кириллов. 1994. Вып. 1. С. 165-186). Единственным действующим храмом в окрестностях Кириллова (закрывался только в 1939-1943) являлась церковь Покровского Подгородного погоста (ныне дер. Аксёново), построенная в формах позднего барокко в 1782 г. Двусветный четверик с полуглавиями основного объема перекрыт сомкнутым сводом, трапезной (в ней устроены приделы Флоро-Лаврский и Никольский) он связан с колокольней над притвором. Церковь в значительной степени сохранила интерьер. К мон-рю были приписаны часовни в с. Ниловицы и на горе Маура (1886), над большим камнем, «на котором означен след ступни человека», по преданию - след прп. Кирилла (разрушена в первые годы советской власти, камень сохр.; в 2000 рядом с ним вновь построена часовня). Монастырские здания и музей в ХХ в. Старинные изразцы, найденные при земляных работах. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) Старинные изразцы, найденные при земляных работах. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) Со времени секуляризационных реформ XVIII в., разрушивших основы монастырской экономики, и до нач. XX в. мн. здания, в т. ч. церкви, утратили первоначальный облик: на месте древних завершений были возведены новые, более экономичные кровли. В кон. XIX в., по свидетельству Успенского, «современная жизнь монастыря настолько отдалилась от прошлой», что почти все сооружения «стоят пусты, не имея употребления, как вполне излишние, или… получили другое назначение… а деревянные уже давно все исчезли, не оставив по себе следа» ( Успенский Н. П. Кирилло-Белозерский Успенский мон-рь//ПрибЦВед. 1897. 24. С. 808-809). В 1911 г., после посещения обители, архиеп. Арсений (Стадницкий) писал, что «особенно сильному разрушению... подверглись стены и башни», в первую очередь Свиточная башня, и почти вся линия стены вдоль берега озера (Обозрение епархии Его Высокопреосвященством, Высокопреосвящ. Арсением, архиеп. Новгородским и Старорусским, с 1 по 16 июня 1911 г.//Новгородские ЕВ. 1911. 51/52. С. 1672). В 1914 г. в Новгородской духовной консистории по представлению еп. Кирилловского Иоанникия (Дьячкова) в Новгородском церковно-археологическом об-ве и в хозяйственном управлении Синода поднимался вопрос о капитальном ремонте памятников обители, но война и революция помешали осуществлению этих планов.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Лебедин. Церковь Жён-мироносиц. Мироносицкая церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Жён-мироносиц Год постройки:не позже 1839. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, г. Лебедин, Мироносицкое кладбище (предположительно) Координаты: 50.585352, 34.498555 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Лебедин или в Лебедин, выходить на автостанция " Лебедин " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Мироносицкая кладбищенская бесприходная церк., приписанная к Соборно-Успенской церк. г. Лебедина постр. в 1839 г. на средства помещика Добросельского. Прихож. и земли нет. Причта не положено. Имеется капитал 1994 р. 69 к. Церк. стар. Сергий Воскобойников с 1895 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Церковь Рождества построена во 2 половине 17 в., деревянная. В 1808 г. её перенесли на кладбище и освятили как церковь Жен-мироносиц. Для церкви Жен-мироносиц был выбран однобанный вариант трехсрубного храма. В объемах она имела вид огромного квадратного столба-башни, завершенного восьмигранной баней с тремя заломами. Низенькая апсида и Бабинец были почти незаметны. Её четкий уступчатый силуэт сразу привлекал внимание. Интерьер воспринимался как башня, открытая до самого центра бани, ритм заломов которой создавал иллюзию небывалой высоты. Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., с. 412, перевод с украинского. Первые поселенцы образовали в Лебедине приход и построили Успенскую церковь. Вскоре население выросло и была построена вторая церковь Рождества. В 1808 г. церковь Рождества перенесли на кладбище и переименовали в Мироносицкую. Можно думать, что построена церковь Рождества в начале XVIII в., а может, и во второй половине XVII в., потому что приход её расположен был в центре города, близ Успенской соборной и после закрытия прихожан церкви Рождества приписали к ближайшей соборной церкви. А это свидетельствует о том, что приход церкви Рождества образовался вскоре после начала заселения города.

http://sobory.ru/article/?object=59212

Чортков. Церковь Вознесения Господня. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1717 и 1738. Адрес: Украина, Тернопольская область, Чортковский район, г.Чортков (Чертков), ул. Железнодорожная, 83 Координаты: 49.024711, 25.792927 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Старая церковь Св. Николая 1630 года была разрушена татарами. Жители Черткова решили строить новую церковь. Деньги на это дело выделили местные ремесленники. Существующий храм был возведен в 1738 году в пригороде " Нижняя Изгнанница " . Другие данные называют 1717 год. В советский период Вознесенской церкви присвоили статус " Памятник архитектуры " . В конце 1980-х гг. церковь передали в пользование общине УГКЦ. Реставрация проведена в 1997 г. Очевидно, в то время была реставрирована деревянная трехъярусная колокольня. Чтобы защитить деревянные конструкции трехъярусной церкви от пожара, их обработали защитным составом в 2008 году. Источник: сайт " Деревянные церкви Галичины " http://decerkva.org.ua/ter/chortkiv.html Последний из памятников христианской культовой архитектуры, деревянная Вознесенская церковь немного моложе своей «сестры» с левого берега Серета - Успенской и представляет собой одно из самых совершенных творений подольской школы народной архитектуры. Храм возведен в тогдашнем пригороде Черткова Дольней Выгнанке в 1717 году, хотя церковь, разрушенная турками и татарами, стояла здесь с 1630 года. Сразу же поражает ее сложный силуэт с тремя высокими верхами и удлиненным притвором. Центральный купол с двумя уступами доминирует над другими двумя, имеющими по одному залу. Совершенства достопримечательности придает навес на фигурных кронштейнах, который служил прихожанам для защиты от непогоды. Не менее интересна и деревянная колокольня, уютный, почти домашний интерьер храма. Храмы Черткова Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Чортков. Церковь Вознесения Господня, 1717 г. Одно из прекрасных произведений народного искусства, уникальный образец украинской деревянной архитектуры. Построили этот храм чортковские народные умельцы без единого гвоздя. Как свидетельствуют исторические документы, построена церковь была в 1630 году. Как и город, испытывала она ужасные разрушения во время нападений на Чортков турков и татар в 1640, а затем в 1672 году. Окончательно и полностью церковь была отстроена в 1717 году. Тогда же во время празднования Вознесения, была посвященная как церковь Вознесения Господнего (а до этого была церковью Святого Николая). С 4 июня 1717 года в ней были возобновлены службы. Церковь Вознесения Господнего принадлежала в те времена не к городу, а к Нижней Выгнанке. Строительство храма проводилось не только на средства жителей Нижней Выгнанки и при их непосредственном участии, но и при содействии городского братства, действовавшего при Успенской церкви. Источник: сайт сайт

http://sobory.ru/article/?object=32249

Игумен Иоанн в " Описании Святогорского монастыря " приводит извлечённую из монастырского архива " летопись " , начинающуюся с 1779 года. Из неё следует, что до революции главу собора меняли дважды: в 1788 (за ветхостью) и 1896 (прежнюю снесло ветром) годах. Всякий раз выполняли её из дерева и обшивали железом. Как можно видеть на дореволюционных фотографиях, последний " вариант " главы был расписан звёздами. При восстановлении собора, повреждённого в 1944 году, новой главе сообщили классический вид XVI века. В собор ведут два входа: южный - мимо Одигитриевского придела; и главный западный - через паперть с колокольней. Над главным входом на стену помещены три образа: центральный - Успения Божией Матери, и по бокам от него, соответственно одноимённые приделы, - Покрова Пресвятой Богородицы и Божией Матери " Одигитрия " . Южный придел появился чуть раньше северного, в 1770 году. Предназначался он по большей части для отпевания усопших. Именно в Одигитриевском приделе стоял гроб с телом А. С. Пушкина в ночь перед погребением. Там же 6/18 февраля 1837 года была отслужена заупокойная панихида, после которой погибшего поэта предали земле за алтарём Успенского собора. Апсиды Успенского собора понижены относительно высоты основного четверика, что вполне в русле традиции новгородского и псковского зодчества. При этом боковые апсиды, симметрично расположенные южнее и севернее центральной, ещё ниже её. В апсидах окна прорезаны для освещения алтаря. В Успенском соборе, несмотря на его недавнюю реставрацию и " традиционный " , поставленный здесь в наше время иконостас, настигает каждого посетителя потрясающее ощущение древности... В чём тут дело? Наверное, в самом устройстве интерьера, в обилии " камня " , буквально нависающего над человеком, в низких тяжёлых арках, не допускающих свет в боковые компартименты - там тайный сумрак, провоцирующий на видения прошлого. Здесь как-то очень хорошо понимается, что возводились эти стены почти полтысячелетия назад и перевидали на своём веку много " всякого " ... Иконостас - пятиярусный; до революции тоже имел пять ярусов. Игумен Иоанн отмечал в " Описании Святогорского монастыря " , что " как иконостас, так и иконы в нем, видимо, современны самому храму " . При этом на пятом ярусе имелась надпись: " Возобновлен сей иконостас в 1833 году. Еще возобновлен в 1894 году " , - однако речь тут, вероятнее всего, идёт о поновлениях позолоты и живописи. Если тогдашний настоятель Святогорской обители не ошибался, то интерьер соборного храма в конце XIX столетия смотрелся ещё древнее, " пронзительнее " , нежели сейчас, нынешний иконостас всё-таки несёт на себе явные приметы новейшего времени.

http://sobory.ru/article/?object=08144

Освящение храма состоялось 5 июня 1911 года. Правый придел был посвящен мученице Лидии. Здание признали одной из лучших в России построек года. Фотографии фасадов и внутреннего убранства были помещены в ежегодном альбоме, издаваемом Обществом архитекторов – художников России. По внешнему облику церковь представляет собой оригинальное сочетание мотивов древнерусской архитектуры XV-XVI веков и стиля модерна. «Древний» вид храму придают узкие щелевидные окна, разделенные на три части фасада, завершенные полукружиями – закомарами. Вся постройка выполнена из красного кирпича на извести в смеси с яичными белками без облицовки. Особой необычностью архитектурных форм поражала современников узкая высокая колокольня, чем-то напоминающая фабричную трубу. Над тремя входами в храм, а с восточной стороны – над алтарем, разместились огромные многоцветные майоликовые панно в стиле модерн с изображением святых и символических многофигурных композиций. Помещение не имеет опорных столбов, а кровля устроена на бетонных сводах. Церковь может вместить до 3000 человек. Интерьер украшает огромный шестиярусный иконостас 14 метров высотой, богато украшенный в древнерусском стиле. Живопись, сплошь покрывавшая внутри стены и своды, выполнена также в древнерусской манере художниками палехской мастерской Сафонова и состоит из более чем 400 сюжетов. Богатейшее внутреннее убранство, включая лампады, паникадила, хоругви, подсвечники, было выполнено в едином стиле по эскизам И.С. Кузнецова. Вот такая «визитная карточка» для Вичуги была заказана архитектору Кузнецову фабрикантом И. Кокоревым. В Воскресенском храме был реализован замысел объединения в гармоничное целое двух знаковых символов России - Успенского собора и колокольни Ивана Великого Московского Кремля. Монументальное здание огромных размеров, по композиции ориентированное на формы архитектуры Успенского собора, своеобразно варьирует тип соборного пятиглавого храма, но без столбов. Мощный кубический двусветный объём с тремя крупными полукружиями выступов алтаря увенчан высокими цилиндрическими световыми барабанами глав с более крупным средним. Оригинальны, играющие роль поддержки сводов, сильно вынесенные массивные столбы, которые членят фасады на три уровня. Необычны выступы в центре боковых фасадов с крупными, облицованными майоликой нишами - экседрами, где расположены входы с пологими лестницами перед ними. Низкая крытая паперть соединяет западный фасад с высокой пятиярусной колокольней, прототипом которой является столп Ивана Великого в Кремле.

http://sobory.ru/article/?object=01503

Москва. Бывший Никольский единоверческий монастырь. Церковь Николая Чудотворца с Успенским старообрядческим приделом. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь святителя Николая (Успения Пресвятой Богородицы) на Преображенском кладбище на территории бывшего Никольского единоверческого мужского монастыря была построена в 1784- 1790 гг. Архитекторами считают или Федора Соколова, или даже Василия Ивановича Баженова. Церковь являлась соборной в старообрядческой общине федосеевского направления, но в 1857 году была освящена как единоверческий храм и уже с 1886 года является соборной, учрежденного единоверческого Никольского монастыря. В 1920 гг. церковь переходит беспоповцам поморского брачного согласия (старообрядческое направление). В настоящее время трапезная и два придела этой церкви принадлежат единоверцам, а все остальные помещения церкви Успения Пресвятой Богородицы - беспоповцам. Соседствующие две общины старообрядцев в одной церкви – уникальнейший случай в истории русской церкви. К 1923 году монастырь был закрыт и превращен в дом коммуны завода Радио, а в 1930-х годах его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов власти передали храм во владение обновленцам. Но существовавшая единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Церковь была разделена на две части, так что главная ее часть с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой трапезной части. В отделенной трапезной части в дополнение к уже существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский придел. К 1930-му году единоверческая община в передней - Успенской части храма, практически перестала существовать. В том же году, в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковском переулке, единоверческая - Успенская часть храма была передана властями старообрядцам беспоповского Новопоморского толка, которые занимают ее и поныне. Трапезная - Никольская часть храма с двумя приделами, принадлежит православному приходу. В интерьерах обеих частей храма сохранились иконы XV-XVIII веков.

http://sobory.ru/article/?object=03338

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010