Аксай. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Свято-Успенский храм Карта и ближайшие объекты История Свято-Успенского храма началась 15 сентября 1822 года, когда по благословению Преосвященнейшего Епифана, епископа Воронежского и Черкасского, был заложен первый камень в его основание. Храм в стиле ампир строился по проекту архитектора М. А. Амбросимова на частные пожертвования. Известно, что второй престол на хорах во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи сооружался на средства богатого казака Филимонова. Освящение церкви состоялось в 1825 г. Это был монументальный крестово-купольный храм с трехъярусной звонницей над притвором. Южный и северный входы украшали четырёхколонные порталы. Через 12 лет старый первоначальный иконостас на средства прихожан заменяется новым богатым иконостасом. Интерьер церкви был расписан масляными красками на сюжеты Ветхого и Нового заветов. В 1892 г. при церкви устроена церковноприходская школа. Как рассказывают старожилы, храм и после революции долгое время сохранял свой изначальный вид. В его интерьере были великолепные фрески и гобеленовые ткани с изображениями на библейские темы. В 1930-х гг. церковь закрыли. После Великой Отечественной войны здание церкви передали ремонтному заводу «Сельхозтехника» (сейчас предприятие «Агроремтехника» по улице Чапаева, 173, напротив улицы Советской). Однако основные объёмы храма и фрагменты архитектурного декора сохранились до наших дней. В 1995 г. второй этаж обезображенного Успенского храма, использовавшегося заводом под клуб, возвращён верующим. 28 августа 1995 г. на праздник Успения Пресвятой Богородицы в воссоздаваемом храме было совершено первое богослужение. С того времени продолжается ремонт и восстановление храма. С сентября 1997 г. студент РГСУ Р. Рязанов начал работать над проектом восстановления церкви. Это была его дипломная работа, которую он защитил в мае 1998г. Летом 1998 г. студенческий отряд РГСУ проводил работы по возведению барабана центрального купола. К сентябрю 1999г. купол был восстановлен. В мае 2000 г. приступили к восстановлении. Колокольни – достроили три яруса, а к августу 2001 г. установлен купол и крест. По материалам сайта http://aksaypravoslavniy.narod.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07586

Веприк. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Свято-Успенская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1821 г. Сооружение кирпичное, крестовое в плане, одноглавое. Четыре мощных пилона несут арки, поддерживающие высокий цилиндрический барабан с полусферическим куполом. Стены завершены карнизом с модульонами, поясок делит их на два яруса. Северный и южный фасады украшены четырехколонными портиками, а восточный — колоннадой композитного ордера. Главный западный фасад оформлен двумя наложенными друг на друга портиками, завершенными треугольным (основной) и лучковым (наружный) фронтонами. В интерьере западная часть делится композитными колоннадами на три нефа. Верхняя часть стен и пилонов обведена карнизом, украшена лепными розетками. Сооружение относится к группе памятников, возведенных в стиле ампир. Источник: Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, с. 287-288, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 г. Церковь в Веприке, которая сейчас украшает это живописное село, была построена в 1821 году помещиком Семеном Петровичем Масюковым. Но это был не первый храм в поселении. Первая, деревянная церковь действовала здесь еще в 1734 году, поскольку, как свидетельствуют исторические источники, в том году умер ее настоятель, священник Кирилл Андреев. Она действовала до 1769 года, а в 1781-м на ее месте появилась новая, построенная местным помещиком, предком Семена Петровича – Прокопом Леонтиевичем Масюковым. Последняя просуществовала до 1821 года. При ней был также церковный дом, работала земская школа, к церкви было приписано 34 десятины земли... Свято-Успенской церкви удалось пережить советскую эпоху разорения и уничтожения храмов. Возрождение к активной духовной и религиозной жизни в Веприке началось в конце 1980-х годов, когда Полтавской епархией управлял епископ Полтавский и Кременчугский Савва. Преосвященный освятил антиминс в Свято-Успенской церкви. Храм однокупольный, кирпичный. В 2002 году внутри храма сделан ремонт, но для капитального ремонта, в котором нуждается эта церковь, поиск спонсоров продолжается. При храме действует воскресная приходская школа. Церковь предоставляет посильную помощь Веприкскому дому престарелых и нуждающимся прихожанам. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23956

В 1859-1863 гг. после пожара была реконструирована типография. Ее оснастили новыми станками и др. оборудованием; были устроены пневматические печи; перед главным фасадом сооружена подземная «цистерна», вмещавшая до 8 тыс. ведер воды, к-рая подавалась к локомобилю для питания парового котла насосом в подвале типографии. Паровая машина приводила в движение типографские и токарные станки. В 80-х гг. XIX в., после очередного пожара, здание еще раз перестраивалось (автор проекта Сычугов). В 1864-1866 гг. на Гостином дворе по проекту Середы была возведена ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», примыкавшая к зданию больницы. В перестроенном тем же архитектором здании бывш. бани (корпус 31) в 1874-1880 гг. находились иконописная школа, фотография, позолотная и чеканная мастерские. В 1880 г. для иконописной школы по проекту Сычугова построили 2-этажное здание в «кирпичном стиле». Архитектурные элементы (карнизы, пояса, аттики, ризалиты) сооружения оформлены фигурной кирпичной кладкой, декорированы орнаментом из красного и желтого кирпича. В 1878-1882 гг. построены 2 гостиничных корпуса: 4-этажный - на Гостином дворе и 2-этажный с цокольным этажом в вост. части здания - на «Олененском подворье» (архит. Сычугов). Под рук. Ветринского в 1872-1874 гг. надстроен 2-й этаж над зданием свечного завода. По его проекту в 1872 г. на Ближних пещерах над корпусом, сооруженным в 1839 г., была устроена теплая ц. во имя Всех Печерских преподобных. Подворье ц. Воскресения Христова было окружено каменной оградой, к к-рой пристроили жилые здания и иконные лавки, а возле зап. фасада храма в 1860-1863 гг. сооружена каменная колокольня. Нек-рые изменения претерпело и подворье ц. прп. Феодосия Печерского. Вокруг него вместо деревянной была поставлена ограда из камня с воротами, а в 1866 г. по проекту Середы по ее периметру возведены флигели для богомольцев. Церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой. 1893–1895 гг. Фотография. 2013 г. Церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой. 1893–1895 гг. Фотография. 2013 г. На рубеже XIX и ХХ вв. строительство на территории К.-П. л. велось особенно интенсивно. При возведении зданий применялись распространенные в то время прокатный металл и железобетон, а также чугунное литье, в декорации фасадов - полихромия, керамика. Наиболее значительные объекты, построенные в это время в лавре,- Трапезная палата с ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских и Благовещенский храм. В 1894-1900 гг. в интерьере Успенского собора появилась новая монументальная живопись и мраморная декоративная отделка. В 1894 г. установили ограждение хор из плит, изготовленных из каррарского белого мрамора; центральная же часть храма была облицована панелями из цветных мраморных плит. Перед входами в собор по проектам В. Н. Николаева и Е. Ф. Ермакова были устроены тамбуры. В 1895 г. сделано воздушное отопление и принудительная вентиляция.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1681. Ссылки:   Адрес: Нижегородская область, Володарский район, р.п.Фролищи, территория Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь. Координаты: 56.422716, 42.644449 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году - 30 сентября 1681 года освящен митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя Фёдора Алексеевича. Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 году. Храм переделывался в 1787-1793 годах. Летом 2008 года было проведено исследование фундамента Успенского собора, которое показало, что основание находится в хорошем состоянии. Было проведено укрепление фундамента, отремонтированы стены, своды и внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплён пол и вставлены окна. Первоначально на месте Флорищевой пустыни стояло несколько деревянных строений. Среди них была и первая церковь, выстроенная в 1651 году старцем Мефодием с иноками Варлаамом и Макарием при помощи доброхотных дателей. После того как была срублена эта церковка, Мефодий отправился в Москву к патриарху Иосифу с намерением испросить благословение на освящение вновь выстроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь прп. Ефрема Сирина. Патриарх благословил доброе начинание старца Мефодия и грамотой 1651 г. повелел освятить новопостроенный храм. По пути во Флорищи, Мефодий заехал в Вязниковский Благовещенский монастырь и упросил игумена Моисея освятить новый храм. Вскоре церковь была освящена, но богослужений в ней совершать было некому: схимонах Мефодий, иноки Варлаам и Макарий были простыми монахами. Из-за нововведений патриарха Никона, вызвавшие недовольство у многих ревнителей старины, во Флорищеву обитель отправляется иеродиакон Иларион. Приняв на себя священный сан иеромонаха 22 мая 1654 г., в обители " Иларион усилил свой иноческий подвиг " .

http://sobory.ru/article/?object=05355

Д. изображен вполоборота вправо, по пояс, облачен в клобук и мантию, правая рука с четками у груди, в левой высокий посох, внизу - пространный текст с его биографией. Индивидуальные черты лица старца переданы условно: большие глаза, четкая линия бровей, тонкий прямой нос, впалые щеки, на лбу над переносицей неск. морщин, слегка вьющиеся с проседью волосы до плеч, длинная окладистая борода. Портрет был воспроизведен погрудно на литографии кон. XIX в. (сохр. фотография из архива Далматовского мон-ря - Пашков. 2000. С. 231. Ил. 1). В 40-х гг. XVIII в. была создана деревянная раскрашенная скульптура Д. (не сохр.), к-рая стояла внутри пещеры в виде ниши в сев. стене трапезной нижней ц. Рождества Христова Успенского собора обители («…выкладена печера, в ней двери, против оных, в печере патрет в человеческий рост, резной, начального здешней обители монаха Далмата, размалеван по приличности красками» - Там же. С. 59, 105, 256. Ил. 38). Эта 3-мерная композиция в 70-х гг. XVIII в. стала центром живописного цикла, иллюстрирующего историю Далматова мон-ря: над нишей были написаны изображения каменного Успенского собора, по сторонам к-рого - фигуры Д. и архим. Исаака, вверху - чтимая икона монастыря «Успение Пресв. Богородицы», поддерживаемая 2 ангелами, а также стихи на эту тему. История Далматова мон-ря была представлена также в иконостасах ц. Рождества Христова (70-е гг. XVIII в., художники Матвей Волков и Александр Шапочников из Верхотурья) и придела прп. Димитрия Прилуцкого (работа 1768 г. Ильи Асламова) - в обоих случаях в «томбах» под иконами Пресв. Богородицы в местном ряду слева от царских врат. В 1793 г. иконописец малороссийского происхождения Иван Соколовский (прибыл в мон-рь в 1777) расписал гробницу над могилой Д. На 3 боковых панелях надгробия были изображены сюжеты из жизни преподобного, сопровождавшиеся подробными надписями на свитках: татарин Илигей, замыслив убить Д., направляется из Тюмени на Белое Городище; явление Божией Матери Илигею в сонном видении «с претящею розгою»; Илигей с родственниками исповедует перед Д. свое злое намерение и уступает ему вотчину; на 4-й стороне помещалась стихотворная летопись монастыря, излагающая историю обители в бытность Д. и его сына архим. Исаака. В иконостасе ц. Рождества Христова находилась икона преподобных Исаакия, Далмата и Фавста (изображен небесный покровитель Д.), исполненная в 70-х гг. XVIII в. иконописцами М. Волковым и А. Шапочниковым. Аналогичный образ преподобных Исаакия, Далмата и Неофита упомянут в описи мон-ря 1905 г. в перечне лампад, висевших перед местными иконами Успенского собора (Там же. С. 335). Сюжеты Жития Д. были представлены в росписи интерьера каменной усыпальницы (1896) над могилой святого при ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://pravenc.ru/text/168654.html

Нижний Новгород. Печёрский Вознесенский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в трапезной. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1647 и 1648. Архитектор:Антипа Константинов (Возоулин) Адрес: г. Нижний Новгород, Приволжская слобода, 108-а Координаты: 56.32295, 44.05042 Проезд:по Набережной Гребного канала или по Печерскому съезду, что за автостанцией " Сенная " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью После завершения строительства надвратной церкви началось возведение каменной трапезной палаты с Успенской церковью на высоком подклетье. Кирпич закупался в Балахне, по Волге на судах его доставляли на пристань под монастырем. Особым указом от 24 июня 1647 года таможенные пошлины за его перевозку брать запрещалось. Для завершения строительства трапезной в 1648 году архимандрит Герман упросил Патриарха Иосифа не брать монастырских каменщиков в Москву на строительство Спасского собора Новоспасского монастыря, строительством которого занимался архимандрит Никон (будущий Патриарх Московский). На исходе 1648 года сообщалось, что трапезная «на службах» «кроме шатра совершалась вся и шатер вскоре ж отделают». После пожара 1751 года здание было капитально отремонтировано, церковь покрыта четырехскатной кровлей. В 1830 и 1833 годах в трапезной устроили два придела, а в 1857 году в подклетье — церковь «для погребения и поминовения усопших братии обители, почему и назвали Усыпальницею». В 1645 г. была закончена надвратная церковь Евфимия Суздальского (здесь же, в Печерском монастыре - Е.Х. ). По своему плану она напоминает Архангельский собор Нижегородского кремля. Аналогичный характер носят детали большой общемонастырской трапезной с Успенской церковью при ней, построенные в 1648 г. Кроме того, фасады Успенской и Евфимиевской церквей обработаны совершенно одинаково: каждая сторона четверика расчленена лопатками на три части и завершена сильно развитым карнизом с тремя закомарами над ним; грани восьмериков разделены угловыми лопатками и карнизом, над которым возвышается по три кокошника. Однако между этими сооружениями имеются и весьма существенные различия, связанные с изменением стиля и характера трактовки внутреннего пространства в архитектуре того времени. В Архангельском соборе и надвратной церкви шатры открыты, их внутреннее пространство динамично устремляется вверх. Успенская церковь также имеет большую высоту помещения, но оно перекрыто сомкнутым сводом, и это придает интерьеру храма спокойную торжественность, сам же шатер превратился здесь в чисто декоративный элемент.

http://sobory.ru/article/?object=05373

Трагическая история Успенского собора в советский период объективно отражена автором с нескрываемой душевной болью, особенно когда он пишет о кощунственных действиях большевистской власти по отношению к мощам преподобного Серафима Саровского. И далее автор очень уместно приводит воспоминания жительницы Сарова, которая не без трепетного волнения говорит о страшном и беспощадном взрыве в 1950 году " пятиглавки " , как любовно называли Успенский собор в этом небольшом городке. Казалось бы, история старого храма на этом завершается бесповоротно. Но это не так. Значительная часть рецензируемой книги, написанной архимандритом Тихоном (Затёкиным), посвящена прикосновению уже к новой истории, когда были чудесно по милости Божией обретены мощи преподобного Серафима Саровского и переданы Нижегородской епархии здания порушенной Саровской пустыни. Постепенно и обоснованно Саров становится центром мощного духовного притяжения, и, как справедливо отмечает автор, начинается интенсивный процесс восстановления во всей первозданной красе Успенского собора. Читателю в этом разделе книги могут вначале показаться излишними размещения схем, чертежей, эскизных проектов, то есть чисто архитектурных материалов, подробные описания конкретных строительных работ, но внимательное чтение книги вскоре само обращает к тому, чтобы еще раз с интересом посмотреть на рисунки и чертежи, которые явно свидетельствуют о том, что восстановление Успенского собора носит несомненный не только материальный, но и духовный характер. Убедительно об этом свидетельствуют и многочисленные фотографии, отражающие различные стадии строительства собора, его украшения яркой мозаикой, росписи внутреннего интерьера и превосходного иконостаса. Освященный в июле 2019 года новый Успенский собор Саровской пустыни — замечательный церковный памятник духовного осмысления нашей отечественной истории, что и сумел весьма ярко отразить в своей книге архимандрит Тихон (Затёкин). Когда появляются подобные книги, возникает ощущение того, что Россия обрела наконец тот высокий культурный пьедестал, который всегда отличал нашу историческую научную литературу как литературу особой духовности. Следует подчеркнуть особо, что автор, следуя принципу историческому, проявил себя также как зрелый и одаренный публицист, благодаря чему появление книги об Успенском соборе стало несомненным отрадным событием, которое необходимо оценить по достоинству, высказав автору слова самой искренней благодарности за великую любовь к Святой Руси».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Санкт-Петербург. Церковь Казанской иконы Божией Матери на подворье Валаамского монастыря. Казанская церковь на бывшем подворье Староладожского Успенского женского монастыря Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Подворье построено в 1904 – 1910 годах по проекту Василия Косякова для Староладожского Успенского женского монастыря Петербургской епархии. Это комплекс зданий, объединяющий пятиглавую церковь (1905 – 1910) в " московском стиле " со звонницей и жилым домом. Тогда же была построена колокольня с часовней в нижнем этаже. В рабочем районе города весьма неожиданным и радостным представляется этот небольшой, удивительно живописный комплекс – с выразительным силуэтом, удачным применением светлого отделочного и лекального кирпича, радомского песчаника и цемента. После революции, в 1919 году монастырское подворье было ликвидировано. Казанская церковь действовала как приходская до октября 1935 года. В закрытом храме располагались швейная фабрика, затем мебельный комбинат. С 1989 года в возвращенных церкви зданиях разместилось подворье Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря . 2 апреля 1994 года, после проведения реставрационных работ, было совершено освящение Патриархом Всея Руси главного престола церкви. Проект подворья Староладожского Успенского женского монастыря выполнен арх. В. А. Косяковым в 1904 г. и опубликован в журнале «Зодчий» в 1905 г. Место постройки освящено в 1904 г. Закладка храма состоялась 23 июля 1905 г. Освящение престолов состоялось в 1910 г. Комплекс зданий подворья включает : 1. Трехпрестольный храм. Центральный престол посвящен Казанской иконе Божией Матери, Северный – прп. Серафиму Саровскому, южный – свт. Николаю Мирликийскому Чудотворцу. 2. Настоятельский корпус с трапезной на первом этаже и настоятельскими покоями на втором. 3. Келейный корпус двухчастный, в первом этаже западной части – квартира священника. 4. Лавочку. 5. Колокольню. 6. Часовню. Стиль зданий подворья определяют как русско-византийский или как неорусский  (В. А. Черненко). Аналоги, на которые опирался Косяков, относятся скорее к ярославскому зодчеству XVII в. Сходство просматривается в форме и пропорциях пятиглавия, главок часовни и колокольни, в  деталях оформления входов, декоративных элементах, использовании лекального облицовочного кирпича и керамических элементов на фасадах.  Казанский храм – безстолпный, наос вытянут по оси север-юг.  В проектном решении храма применен новаторский прием – пара трехцентровых  поперечных арок покрытия, поставленных вертикально (на короткую ось). Эти арки и следующие их очертаниям своды придают интерьеру неповторимый облик, который не укладывается в рамки какого-либо ретроспективизма. Новым словом в церковной архитектуре того времени являются также огромные окна на северной и южной стенах.  

http://sobory.ru/article/?object=00523

Харбин. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Новом кладбище. Успенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1908. Архитектор:Н.А. Казы-Гирей Адрес: Китай, Хэйлунцзян, Харбин Координаты: 45.777535, 126.662254 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Возведена в 1908 г. на Новом кладбище на северо-востоке Харбина. Строилась частью на пожертвования русских харбинцев, а частью на средства КВЖД и Харбинского Свято-Николаевского собора. Автор проекта – известный харбинский архитектор Н.А. Казы-Гирей. Для освящения этого храма из Владивостока приезжал архиепископ Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский). По его мнению, этот храм, созданный на чужбине и осеняющий могилы русских православных людей, умерших вдали от Родины, должен иметь для жителей Харбина особое значение. В 1920–1922 гг. в ней служил архимандрит Ювеналий. В храме в разные годы проводили службы 14 священнослужителей. Последним русским настоятелем (до 1959 г.) был протоиерей о. Михаил Андреев, последни священником – китаец о. Фотий. Идущему по Большому проспекту на Новое кладбище еще издали сквозь кладбищенские ворота и широкую проездную арку колокольни (архитектор Е.А. Уласовец), открывался вид на здание храма. Небольшой компактный объем, почти квадратный в плане (31 кв. саж.) с луковичной главкой на высоком световом барабане предельно лаконичен. Входной придел выделен навесом – сенью с характерными для допетровской архитектуры опорами – кубышками и высокой крещатой кровлей на восемь скатов. На северном и южном фасадах размещены строенные окна, обрамленные архивольтами. Почти единственным ее декоративным элементом является аркатурно-колончатый пояс по периметру объема и пятигранной апсиде. Этот элемент стал излюбленным декоративным мотивом в культовом зодчестве Харбина. Роспись в тимпане фронтона Успенской церкви и подкарнизный узор оттеняет лапидарность форм и цветового решения. Сюжетика, иконография и характер расположения росписи на фасаде анализируемой церкви идентичны Успенской церкви на кладбище Сент-Женевьев де Буа (архитектор-художник А.А. Бенуа, 1939 г.). Две опубликованные архивные фотографии интерьеров харбинского храма позволяют сделать вывод, что росписи были сделаны в художественной манере В.М. Васнецова. Отдельно стоящая надвратная колокольня выполнена в стиле русской архитектуры XVII века (арх. Е.А. Уласовец).

http://sobory.ru/article/?object=40017

В Г. м. также проживали княгини И. И. Мстиславская (упом. в 1587), Е. Мосальская (упом. в 1619), А. Хилкова (1684-1685), мать царевича Касимовского Василия Ярославича царица Касимовская Фатьма Салтансейтовна (в 1658 освобождена), неск. сестер из рода Черкасских, в т. ч. дочь кн. Якова Куденетовича Черкасского мон. Досифея († 12 июня 1689). Помимо вкладов после старицы Досифеи в мон-ре остался синодик, включавший весь род князей Черкасских с указанием даты кончины каждого. По указу от 29 мая 1728 г. в Г. м. была сослана и пострижена с именем Варсонофия свояченица кн. А. Д. Меншикова В. М. Арсеньева. По указу имп. Елизаветы Петровны от 19 дек. 1741 г. инокиня Варсонофия (Арсеньева) была освобождена и отправлена в Москву. В XIX в. в Г. м. проживали дочь губернатора г. Костромы схим. Александра (Шипова Александра Алексеевна) и сестра губернатора г. Курска инокиня Ангелина (Кожухова Александра Степановна), к-рая вела аскетическую жизнь: не топила келью, не имела теплой одежды, носила медные параман на цепи, пояс и крест, поверх них надевала власяницу. Спала на узкой скамье с деревянным возглавием и рогожей, постилась весь год, за исключением Пасхи и дней от Рождества Христова до Богоявления. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Интерьер ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Иконы Г. м. были «замечательны по своему древнему происхождению и богатому убранству», многие являлись вкладами царей и князей, в т. ч. Старицких. Часть икон была украшена золотыми и серебряными окладами, жемчугом, яхонтом, финифтью. К 2006 г. сохранились иконы XVI в., среди них - Богородичные: «Владимирская», «Взыграние Младенца», «Покров Пресв. Богородицы» (ЧерМО), «Смоленская» «Неопалимая Купина» (КБМЗ), а также свт. Николая Чудотворца, вмч. Мины (ЧерМО), вмц. Екатерины с деяниями (КБМЗ), свт. Леонтия Ростовского (ГРМ). Местонахождение др. икон из Г. м. неизвестно. В Г. м. существовала золотошвейная мастерская, организованная еще инокиней Евдокией (Старицкой). Под ее рук. изготавливались произведения высочайшего мастерства. Известно ок. 30 предметов художественного шитья, внесенных вкладами в Троице-Сергиев, Иосифов Волоколамский и Кириллов Белозерский мон-ри. Часть их изготовлена в Г. м. К 2006 г. произведения хранятся в ГЭ, ГИМ, ГРМ, КБМЗ, СПГИАХМЗ, НГОМЗ. Шедевром древнерус. искусства считается плащаница 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, выполненная в мастерской Старицких. В 1812 г. она была вывезена из Москвы франц. войсками, но близ Смоленска отбита рус. казаками; ныне находится в кафедральном соборе г. Смоленска. В КБМЗ также хранятся выносная пелена «Спас Великий Архиерей», покровец «Распятие» и 6 фрагментов, сохранившихся на более поздних изделиях.

http://pravenc.ru/text/166215.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010