Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (Борисов Иван Алексеевич) Родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей. В 1819 году он окончил семинарию и как один из лучших выпускников ее был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии. В высшем отделении академии Иван Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами. В 1823 году Иван Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра. Сразу же после окончания академии, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца еще и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища. 10 декабря 1823 года Иван Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентий и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а 29 декабря 1823 года – во иеромонаха. 10 декабря 1824 года иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии. За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстраординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро. 16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1140 Барсов Н. К биографии Иннокентия//Христ. Чтение. 1884. 1–2. С. 199. В письме Муравьеву Филарет писал: «Отлично много способностей; но как вам угодно, а я желал бы, чтобы спокойный рассудок прошел по работе живого и сильного воображения» (письма к А. Η. М... Киев, 1869. С. 21). Ср. Свящ. Буткевич. Иннокентий Борисов , бывший архиепископ Таврический. СПб., 1887. С. 415–416. 1151 IX. С. 207. В «Последних днях земной жизни Иисуса Христа» (II. С. 128–129) Иннокентий приводит описание мучений распинаемых из диссертации одного «благочестивого медика» XVIII столетия (Рихтер. Dissertatis de morte Servatoris in cruce. 1757). Описание в проповеди вполне совпадает с этим описанием. 1153 III. С. 149. Οκαν – храмину – в Мф.2:11 Иннокентий склонен толковать не только как дом в Вифлееме; куда переселилось св. семейство (так это место толкует, например, Феофилакт), но и как ту пещеру, в которой Христос родился (III. С. 169). 1157 Подробно вопросами конкорданции евангельских повествований о Рождестве Христовом Иннокентий занимается в «Чтениях евангельских сказаний о обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа, до вступления Его в открытое служение спасению рода человеческого» (Соч. Т. XI. СПб., 1877. С. 62 и сл.). 1158 Преосв. Макарий в «Венке». С. 28. Сушков Н. Записки о жизни и времени святителя Филарета митр. Московского. М., 1868. Прилож. С. 48. 1167 X. С. 61–62. Ср. повторения: «Духа не угашайте!» (IV. С. 172), «Пред нами вечность!» (VI. С. 34) и др. 1168 VI. С. 34; X. С. 61–62; VII. С. 87–88.0 мистическом и космическом значении седмерицы Иннокентий говорит b.V. С. 121. О седмичислии физическом и духовном ср. также Соч. Т. XI. СПб., 1877. С. 325. 1169 «Итак, трепещи, упорный противник истины!» – дважды (VII. С. 68–69). Выразительны антистрофы «а мы – спим!» (IV. С. 41–42), «Ной строил ковчег!» (III. С. 16). 1171 Барсов H. Архиеп. Иннокентий Борисов по новым материалам для его биографии. СПб., 1884. С. 14 (Отд. оттиск из Христ. Чтения. 1884. 3–4). Священнику Климентову Иннокентий в 1822 г. писал: «Постараюсь достать Массильонов Petit carême. Это перло французской словесности» (Русская Старина. 1881. С. 581).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

20 . Барсов И. А. Биография архимандрита Иннокентия. Б. м. и г. 21 . Барсов Н. А Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов). Русский биографический словарь, т. 8. М., 1909. 22 . Веселовский С. В. Феодальное землеведение в Северо-Восточной Руси. М-Л., 1917. 23 . Епископ Иеремия. Воспоминания об архиепископе Иннокентии. – Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям, 1802, ч. 5. 24 . Иеромонах Иоасаф (Гапонов). Воспоминания о Преосвященном Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. СПб., 1858. 25 . Кондаков В. А. Иннокентий Борисов , Архиепископ Херсонский и Таврический в письмах его, 1822. 26 . Левитский И. Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. – Душеполезное чтение, 1902, 3. 27 . Описание документальных источников по истории русско-болгарских связей за 1850–1970-е годы в рукописных фондах Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. София, 1978. 28 . Палимпсестов И. У. Мои воспоминания об Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. СПб., 1888, с. 102. 29 . Священник Т. Буткевич. Иннокентий Борисов , бывший архиепископ Херсонский. СПб., 1887.     Перечень аннотированных документов об архиепископе Иннокентии (Борисове) , помещенных в книге «Описание документальных источников по истории русско-болгарских связей за 1850-е-1870-е годы в рукописных фондах Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина», София, 1978   1 . Палаузов Николай Христофорович. Письмо архиеп. Херсонскому и Таврическому Иннокентию. 23 ян в. 1850. Одесса, 2 лл. 2 . Войцехович Алексей Иванович. Письмо архиеп. Иннокентию. 10 июля 1850. Петербург, 2 лл. 3 . Стефан, еп. Письмо архиеп. Иннокентию. 24 авг. 1851. Константинополь, 1 л. 4 . Норов А. С. Письмо архиеп. Иннокентию. 11 сент. 1851. Петербург. Подпись-автограф, 1 л. 5 . Неустановленное лицо. Письмо архиеп. Иннокентию (1851). Без подписи, 3 лл. 6 . Палаузов Н. X. Письмо архиеп. Иннокентию. 30 марта 1853. Одесса, 1 л. 7 . Палаузов Н. X. Письма (4) архиеп. Иннокентию. 12–21 марта 1854. Браилов, 9 лл. (При переплете листы перепутаны).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

1883. Ч. 2. 11/12. С. 629-656; 1884. Ч. 1. 1/2. С. 188-224; Ч. 2. 7/8. С. 99-161; он же. Неск. слов об архиеп. Иннокентии Борисове, по поводу новых мат-лов для его биогр.//Там же. 1884. Ч. 1. 3/4. С. 489-531; он же. К истории проповедей и сочинений Иннокентия, архиеп. Херсонского//ХЧ. 1886. Ч. 2. 11/12. С. 731-760; Мат-лы для биогр. Иннокентия Борисова, архиеп. Херсонского и Таврического/Сост. и изд.: Н. И. Барсов. СПб., 1884-1888. 2 вып.; Гр-в А. Восп. о пребывании в г. Устюге, в 1841 г. преосв. Иннокентия, еп. Вологодского//Вологодские ЕВ. 1884. 13. С. 264-274; [Руднев Г.] Космодамиановская киновия в Крыму и восп. о первом настоятеле оной, игум. Макарии. Симферополь, 1884. С. 1-20, 38, 50; Гор-цкий Н. Восп. архиерейского певчего о преосв. Иннокентии, бывшем еп. Вологодском//Вологодские ЕВ. 1885. 16. С. 346-350; Иеремия (Соловьёв), еп. Восп. о преосв. Иннокентии, архиеп. Херсонском и Таврическом, в Бозе почившем//Нижегородские ЕВ. 1885. 24. С. 1-26; Буткевич Т. И., свящ. Иннокентий Борисов, бывш. архиеп. Херсонский. СПб., 1887; Палимпсестов И. И. Мои восп. об Иннокентии, архиеп. Херсонском и Таврическом. СПб., 1888; он же. К моим восп. об Иннокентии, архиеп. Херсонском и Таврическом. СПб., 1888; он же. Опровержение клеветы - ответ на ст. об Иннокентии Херсонском в «Русской старине»//Странник. 1889. Т. 2. 8. С. 607-633; он же. Церковно-бытовая старина: К восп. об архиеп. Херсоно-Таврическом Иннокентии//Там же. 1893. 10. С. 391-398; Записки Мурзакевича Н. Н.//РС. 1889. Т. 61. 2. С. 236-238; К мат-лам для биогр. преосв. Иннокентия Херсонского//ТКДА. 1889. 8. С. 632-646; Попов М., свящ. Архиеп. Иннокентий Херсонский//ИВ. 1894. Т. 56. 4. С. 221-228; Петровский С. В., свящ. Семь Херсонских архиепископов: Биографии. Од., 1894. С. 32-88; он же. Иннокентий, архиеп. Херсоно-Таврический: К 100-летию со дня его рождения. Од., 1901; он же. Нек-рые исправления и дополнения к послужному списку Иннокентия, архиеп. Херсоно-Таврического//ЗапООИД. 1901. Т. 23. С. 142-170; Восп. о преосв.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Он обычно вразумлял и исправлял виновных более устрашая, чем наказывая. Иногда он был вспыльчив и раздражителен, но непамятозлобив, и если на кого гневался, то сам первый и раскаивался в этом. Отличаясь необычайной работоспособностью, он читал массу книг и своих воспитанников приучал дорожить временем, любить труд. К отличительным чертам его относились щедрость и даже расточительность в денежных вопросах, он был милостив ко всем, ищущим помощи, но особенно к лицам духовного сословия. 3 октября 1836 года в Санкт-Петербурге архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии с управлением Киево-Михайловским монастырем, оставаясь в то же время ректором Киевской духовной академии. В связи с занятостью делами епархиального управления преосвященный Иннокентий вынужден был сложить с себя должность профессора богословия. В это время епископ Иннокентий во главе группы профессоров академии занимался составлением «Догматического сборника», который явился настоящим памятником Православной веры, а также богатым духовным учебным пособием для студентов. 1 марта 1840 года последовало назначение преосвященного Иннокентия епископом Вологодским, где он прослужил менее года. Но и за это короткое время он успел обратить заботливое внимание на дела местной консистории, на улучшение состояния духовных училищ, на обновление архиерейского дома и соборного храма, успел заняться обозрением и отчасти собранием вологодских древностей, составлением своих слов к вологодской пастве, за что получил признательность Святейшего Синода. 31 декабря 1840 года преосвященный Иннокентий был переведен в Харьковскую епархию, которой управлял в течение 7 лет. Правил он епархией с исключительным благоразумием. Все боялись его, все говорили: «с этим Владыкою не шути!» Но вместе с тем все его любили, глубоко уважали и гордились тем, что преосвященный Иннокентий – Харьковский епископ. В Харьковской епархии, наряду с епархиальными делами по воспитанию паствы в духе благочестия, попечительства о монастырях и о духовных училищах, он не оставлял и своих литературно – научных трудов. Много занимался самообразованием, читал массу книг. Вот как вспоминает о нем его современник и близкий к нему протоиерей Г.: «Он не только ходил и сидел с книгою, но и засыпал не с книгою только, а и на книгах. Помню, однажды позвал он меня к себе на самый верхний этаж, называемый антресолями, где были главные его библиотечные комнаты, большие, три или четыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1830 году отец Иннокентий, умудренный духовным и жизненным опытом и вооруженный знаниями, переводится в Киев на пост ректора Духовной Академии, ординарного профессора богословских наук и одновременно назначается настоятелем Киево-Братского монастыря, где он особенно ревновал по богослужению и строгому исполнению устава 23 . Но с еще большей силой его таланты проявились на посту ректора Киевской Духовной Академии, которая до того времени находилась в упадке. В течение десяти лет своего ректорства архимандрит, затем епископ, Иннокентий предпринял ряд важных реформ, среди которых прежде всего необходимо назвать отмену преподавания на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. В этом акте проявилась ревность архимандрита Иннокентия по православной вере, о коем качестве его также упоминают современники 24 . Как ординарный профессор, отец Иннокентий преподавал в Академии богословие догматическое, нравственное и основное. Его живые и вдохновенные лекции производили на слушателей огромное впечатление. В качестве ректора отец Иннокентий часто посещал лекции других профессоров, экзамены и во время этих посещений обнаруживал изумительную гибкость своего ума и богатство эрудиции. Со студентами он обходился всегда ласково, к их недостаткам и проступкам был снисходителен и, умея угадывать таланты, поощрял их. Более всего отец Иннокентий следил за проповедничеством: сам проверял студенческие проповеди и часто целыми часами беседовал по этому поводу со студентами. Заботился он и о внешнем благоустройстве Академии, обогатил библиотеку, улучшил питание студентов, усовершенствовал больницу и предпринял много других полезных нововведений. Он заслуженно стяжал всеобщее уважение и горячую любовь, особенно со стороны студентов. «Каких чувствований были мы – студенты в отношении к Преосвященному Иннокентию? – спрашивает себя один из бывших его воспитанников, иеромонах Иоасаф (Гапонов) и сам же отвечает: – Мы его любили всем сердцем и всею душою, глубоко уважали, благоговели» 25 . Он же дает такой восхищенный отзыв о необыкновенных способностях отца Иннокентия: «Преосвященный (тогда еще архимандрит) имел необыкновенный дар слова, память обширную, рассудок здравый, взгляд на вещи глубокий, быстрый и всегда меткий» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

В. Миловидова)//Воспитание. 1859. 5. С. 298-301; [Муравьев А. Н.] Впечатления Украйны и Севастополя. СПб., 1859. С. 60-66; Боде М. Восп. о преосв. Иннокентии, архиеп. Херсонском и Таврическом//Странник. 1861. 7. С. 1-7; [Лебединцев А. Г., прот.] Восп. о преосв. Иннокентии, архиеп. Херсонском и Таврическом//Херсонские ЕВ. 1862. 1. С. 30-62; Добротворский В. И. Преосв. Иннокентий, архиеп. Херсонский, как проповедник//ДВ. 1862. 4. С. 328-355; Дюков А. Г., свящ. Восп. о преосв. архиеп. Иннокентии и об особенно замечательных случаях, вызванных 10-го апреля (1854 г.), днем бомбардирования Одессы//Там же. С. 569-578; Венок на могилу Высокопреосв. Иннокентия, архиеп. Таврического: Собр. восп. о нем с приложением избр. проповедей. М., 1864, 1867; Иннокентий Борисов: Архиеп. Херсонский и Таврический//Киевские ЕВ. 1868. 14. С. 533-556; 15. С. 577-585; Биогр. заметка//Сб. из лекций бывш. профессоров КДА, архим. Иннокентия, прот. И. М. Скворцова, П. С. Авсенева (архим. Феофана) и Я. К. Амфитеатрова. К., 1869. С. I-VII; Пономарёв С. И. Добрая весть: (Письмо к редактору «Киевских ЕВ»)//Киевские ЕВ. 1869. 21. С. 685-698; он же. К изданию сочинений преосв. Иннокентия, архиеп. Херсонского//Там же. 1870. 8. С. 244-254; Флоринский Н., свящ. Восп. о преосв. Иннокентии, архиеп. Херсонском//ДЧ. 1872. Т. 1. 6. С. 200-205; Востоков Н. М. Иннокентий, архиеп. Херсонский и Таврический//РС. 1878. Т. 21. 2. С. 193-204; 4. С. 547-572; Т. 23. 4. С. 367-398; 1879. Т. 25. 5. С. 189-204; 6. С. 367-370; Т. 26. 9. С. 137-150; Завадовский А. Из восп. о преосв. Иннокентии, архиеп. Херсонском//Таврические ЕВ. 1880. 2. С. 68-82; М[ацеевич] Л. С. Мат-лы для истории КДА//Киевская старина. 1882. Т. 1. 3. С. 499-519; он же. Высокопреосв. Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский и Таврический: Заметки и мат-лы. Од., 1907; он же. Церк. установления архиеп. Иннокентия (Борисова) в Одессе в память спасения ее от нашествия англо-франц. флота в 1854-1855 гг. Од., 1907; Барсов Н. И. К биогр. Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического//ХЧ.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Знаменский П. Богословская полемика 1860 г. об отношении православия к современной жизни, в: Прав. соб. 1902. 4–6, 9–11; Флоровский. С. 344; РБС. Бетанкур—Бякстер (1908). С. 359–561; Смирнов (1879). С. 138, 260, 395, 628. Сочинения Бухарева: О православии в отношении к современности. СПб., 1860; Три письма к Гоголю. СПб., 1861 (написаны в 1848 г.); Моя апология. М., 1866 (2-е изд.: СПб., 1906); Исследование Апокалипсиса. Сергиев Посад, 1916 (написано в 60-е гг.); Современные потребности мысли и жизни, особенно русской. М., 1865. Об Иннокентии Борисове, который был известен по всей России как превосходный проповедник, существует весьма обширная литература, многочисленные мемуары и другой материал, рассеянный по разным журналам: РБС. (Ибак—Ключарев (1897). С. 110–115; Материалы для биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского/Изд. Н. И. Барсов. СПб., 1884, 1887. 2 т.; Буткевич Т. И. Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский. СПб., 1887. Сочинения Иннокентия Борисова: СПб., 1900–1901. 12 т. Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 173–175. Мнение Филарета Дроздова об Иннокентии Борисове см. в письмах 1833 г. к обер-прокурору Нечаеву (Рус. арх. 1893. 1. С. 144) и А. Н. Муравьеву (Старина и новизна. 1905. 9. С. 212). Об Иннокентии как епархиальном архиерее см.: Сборник. 113. 1. С. 111–114. О его деятельности как профессора и ректора в Киеве: Ястребов М. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 12; Титов Ф. Преосв. Иннокентий Борисов, ректор Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 5. Г. Флоровский упрекает Иннокентия Борисова в том, что тот был в первую очередь проповедником, а не ученым, но отмечает и его заслуги: он поднял научный уровень академии и побуждал студентов усердно заниматься науками (Флоровский. С. 196–199); здесь же и о влиянии на Иннокентия мистицизма и католического богословия М. Добмайера (Dobmayer) (ср. с. 544). Об Иннокентии Борисове как проповеднике и богослове см. во 2 томе; здесь же назовем только работу: Стефан, еп. Православно-христианское нравственное учение по сочинениям Иннокентия, архиеп. Херсонского. Могилев-на-Днепре, 1907. 2 т. О влиянии Иннокентия на Макария Булгакова см.: Палимсестов И. Учитель и учебник: Воспоминания, в: Рус. арх. 1906. 1.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

…Будь сказано не в обиду почитателям покойного митрополита Филарета Дроздова, ученость Борисова была многостороннее, объемистее и современнее учености Московского святителя. Последний мог удивлять всякого чрезвычайно обширным знанием богословия и сочинений отцов Церкви. Но на первого с удивлением смотрели профессоры Киевского и Харьковского университетов, приглашавшиеся к нему на вечера для ученых бесед большею частию о предметах всех почти, а не одних богословских наук… На профессорской должности Борисов был не сухим теоретиком, тяжелым немецким , но оратором, который воодушевлен и увлечен своим предметом и умеет также воодушевлять и увлекать им своих слушателей… Лекции его… были глубоко обдуманы и излагались в строгой систематической связи». Сначала Иннокентий Борисов читал апологетику и экклезиологию, позднее, в свой последний петербургский год, — догматику. При этом он «смело касался рационалистических идей, конечно, оценивал и критиковал их, как прилично наставнику духовной академии, но и не ратовал против них, как фанатик. Студенты были увлечены этими лекциями, заслушивались их и выходили из класса в полном очаровании от них». Будучи затем ректором Киевской Академии, которую он привел к новому расцвету, он и здесь пленял слушателей своими лекциями  . После продолжавшегося всего один год ректорства архимандрита Иеремии Соловьева во главе Киевской Академии стал архимандрит Димитрий Муретов (1811–1883), который был ректором в продолжение 10 лет (1840–1850)  . Он был сыном церковнослужителя, учился в Киевской Академии и окончил ее в 1835 г. со свидетельством лучшего и по способностям, и по знаниям. Его учитель, ректор академии Иннокентий Борисов, доверил ему как бакалавру преподавание Священного Писания и герменевтики. В 1837 г. Борисов передал Муретову, уже в 1835 г. принявшему монашество, и свои лекции по догматике, в которых последний вскоре превзошел своего учителя, отказавшись от ошеломлявшей смелости его выводов и дефиниций, равно как и их схоластического формализма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

8 . Палаузов Н. X. Письмо архиеп. Иннокентию. 26 марта 1854. Бухарест. 9 . Озеров Александр Петрович. Письмо архиеп. Иннокентию. 26 марта 1854. Одесса, 1 л. 10 . Палаузов Н. X. Письмо архиеп. Иннокентию. 13 апр. 1854. Бухарест, 2 лл. 11 . Иннокентий, архиеп. Письмо Ивану Федоровичу Паскевичу-Эриванскому. Апр. 1854, 2 лл. 12 . Палаузов Н. X Письмо архиеп. Иннокентию. 13 июля 1854. Бухарест, 4 лл. 13 . Изворский Стефан Попниколов. Письмо архиеп. Иннокентию. 4 дек. 1854. Киев, 2 лл. 14 . Палаузов Н. X. Письмо архиеп. Иннокентию. 8 дек. 1854, 3 лл. 15 . Иннокентий, архиеп. Выписка из письма Модесту Андреевичу Корфу. (1854). Одесса, 15 лл. 16 . Палаузов Н. X. Письмо архиеп. Иннокентию. 24 апр. (1855 или 1856), 2 лл. 17 . Погодин М. П. Письмо архиеп. Иннокентию. 24 апр. (1855 или 1856), 2 лл. 18 . Стефан, еп. Письмо архиеп. Иннокентию. 15 февр. 1856. Киев, 1 л. 19 . Войцехович А. И. Письмо архиеп. Иннокентию. 24 дек. 1856. Петербург, 2 лл. 20 . Погодин М. П. Письмо архиеп. Иннокентию. 26 янв. 1857. Москва, 2 лл. 21 . Василъчиков В. И. Письмо архиеп. Иннокентию. 30 янв. 1857. Харьков, 2 лл. 22 . Филатов Константин. Письмо архиеп. Иннокентию. 7 марта 1857. Галац, 2 лл. 1 Барсов H. А. Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов). Русский библиографический словарь. М., 1909, т. 8, с. 113. 3 Барсов И. А. Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов). Русский библиографический словарь, т. 8, с. 113. 5 Архиепископ Иннокентий (Борисов). Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества (ЦГИА, ф. 1661, оп. 1, д. 701, л. 2). 6 Палимпсестов И. У. Мои воспоминания об Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. СПб., 1888, с. 102. 11 Левитский Н. Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. – Душеполезное чтение, 1900, 8, с. 611–612. 16 Преосвященный Иеремия. Воспоминания об архиепископе Иннокентии. – Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям, 1802, 4, 5, с. 13. 17 Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Изд. Н. Н. Сойкина. СПб., с. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010