С приходившими к нему священниками Макарий постоянно беседовал об одном и том же: «Зачем мы, духовные пастыри, так нерадим об образовании духовных овец, от Бога нам вверенных? Зачем не сближаемся с ними, как отцы с детьми, не входим к ним в домы для беседы, не учим их на площадях и улицах, на полях и лугах? Зачем не растолкуем им даже молитвы Господней, не переведем для них по-русски слова Божия?» Глупое «вотчу» так больно отзывалось в его памяти, что он с сердечною скорбью повторял о нерадивых пастырях слова Христа Спасителя: Горе вам, законникам, яко взясте ключ разумения: сами не внидосте, и входящим возбраняете ( Лк.11:25 ) 70 . Сильно жалел, что между пастырями в настоящее время нет такого общения, какое было в первобытной церкви; тогда каждый мог бы делиться своей опытностью с другими, и жизнь пошла бы полнее и обширнее. В подобных разговорах со священниками проходили целые ночи. «Бывало бьёт уже далеко за полночь, – говорит о. Остромысленский, – жалко станет лишить его (Макария) сна, встану и пожелаю ему покойного рассвета. «Что вы? – скажет, – Куда вы?» и запоёт: нощь не светла неверным, Христе, верным же просвещение в сладости словес Твоих... Так и просидишь до света» 71 . В частной своей жизни Макарий до кончины остался тем же строгим аскетом и кабинетным тружеником. Спал он очень мало, да и то на простом диване или голой кроватке без подушки, ручка дивана или же боковая дощечка кроватки были вместо возглавия, ложился спать он почти не раздеваясь. Только за два дня до кончины, когда стали у него болеть кости, друзья упросили его лечь в постель. Кроме книг и тетрадок, чернил и пера ничего не было у него в комнате и после него не осталось. От него наследовала православная Русь только одно сокровище, да и то мало оценённое – сокровище, которое он неустанно и терпеливо копил и оберегал в течение почти половины своей жизни, выжидая удобного времени поделиться этим сокровищем со всеми жаждущими его. Это сокровище – плод его удивительно настойчивого, несмотря на все препятствия, неприятности и огорчения, труда – русский перевод Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Макарий хорошо видел, что прежнее праздное и ленивое влачение жизни, нищенское бродяжничество и поголовная наклонность к пьянству убивает умственные способности и нравственное чувство. Нечего, при таких условиях, было и думать о христианском религиозном просвещении неофитов и развитии их нравственности. Затем, язычествующие сородичи новокрещенных – зайсаны, камы и другие ревнители родной старины – не замедлили обнаружить вражду ко всякому изменнику своей веры. Желающих креститься всячески отклоняли от крещения, глумились над новой верой, били, лишали имущества. Поэтому Макарий счёл необходимым поставить неофитов в такие условия, которые давали бы возможность беспрепятственно закрепляться и возрастать в христианской вере. Он усиленно старался сделать новокрещённых оседлыми. Для приучения же их к новому образу жизни архимандрит отдавал их под опеку благонадежных русских или давно крещённых и обрусевших инородцев-восприемников. Восприемниками Макарий избирал большей частью жителей христианских сёл и деревень, более близких к стану миссии: Маймы, Удалы, Верхнего и Нижнего Карагужей, Усть-Ишинского и других. В редких случаях пристраивались новокрещённые и в отдалённых селениях, например, Смоленском, Верхне-Ануйском, Енисейском, редуте Новиковском и других. На восприемнике лежала обязанность отечески содержать под своим кровом неофита, наблюдать за его благонастроенностью, научить его земледелию и хозяйству, умеренно пользуясь за всё это рабочей силой своего воспринятого. Опека должна была продолжаться до тех пор, пока воспринятый окажется способным самостоятельно обзавестись своим домом. Прекрасно, кажется, и умело рассчитано. Но вот при самом переходе к новому образу жизни встречалось для неофитов препятствие, едва одолимое. По свидетельству миссионеров и этнографов, само свойство прежних промыслов алтайцев – отсутствие упражнений физической силы – создает особый организм, неспособный к большим напряжениям мускулов и продолжительной деятельности. Переход к земледельческой культуре ему является непосильным.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

архимандриту глубокую любовь и уважение. По примеру о. Макария и их деятельность была тоже бескорыстна, самоотверженна, полна благодушного терпения в скорбях и неизбежных миссионерских неприятностях. При нищенских средствах Макарий сумел содержать вышеперечисленное миссионерское братство, устроив жизнь его на правилах строгого общежития, положенных в основу организации миссии. «Никому из служащих тогда, – говорит протоиерей Вербицкий, – оклада не было; но нужды каждого по распоряжению начальника миссии удовлетворялись самым скудным образом. Для служащих в то искусительное время мало было бескорыстия, но требовалось ещё самоотвержение: кто не имел этого качества, необходимого для миссионера, тот выходил из миссии» 75 . Уже одно перечисление этих далеко не заурядных результатов миссионерской деятельности о. Макария само собой определяет значение архимандрита для основанной им Алтайской миссии. Ограниченное число обращённых им в течении почти 14 лет не должно смутить всякого, знакомого с его разносторонней деятельностью. Не гоняясь за числом крещённых, архимандрит Макарий весьма правильно и надёжно поставил свою миссию. Он дал внутреннюю организацию миссии, своими правилами вдохнул в миссионеров дух братского единения, общность и взаимоотчётность в намерениях и предприятиях. Благодаря этому духу алтайские миссионеры до 1858 года, не тяготясь, ревностно трудились, не получая никакого жалованья, а пользуясь «общим содержанием». Макарием же начертан был прекрасный план алтайского миссионерства, план до того рассчитанный и верный, что преемники Макария неуклонно следовали ему. Отделяя самих новокрещённых от некрещёных и усердно культивируя и образовывая их, о. архимандрит через то приготовил надёжный путь христианству распространиться по Алтаю через самих же инородцев. Перевод оглашений, поучений Священной Истории с Катехизисом и Священного Писания на алтайское наречие дал возможность каждому грамотному алтайцу разносить христианство по юртам некрещёных родственников и знакомых при всяком удобном случае. Более же обеспечивающее оседлое хозяйство новокрещённых, зачатки культурного просвещения под руководством миссионеров и лучших русских поселенцев заключали в себе все условия перерасти кочевников на целую голову и производить на них, при разумном руководстве, благодетельное христианское влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

языка с общим филологическим обзором языков и наречий означенных племен по конкурсу занимал Катанов. С 1884 по 1911 г. кафедру араб. языка и обличения мухаммеданства занимал Машанов, прежде состоявший приват-доцентом по кафедре миссионерских противомусульманских предметов. С авг. 1911 г. кафедру араб. языка, истории и обличения мухаммеданства занял выпускник КазДА епархиальный противомусульманский миссионер М. Г. Иванов. Штатными практикантами татарского языка состояли: до 1895 г. кряшенский свящ. В. Т. Тимофеев, ученик Ильминского, переводчик Свящ. Писания и вероучительных книг на кряшенский язык, заведующий Центральной крещенотатарской школой в Казани, с дек. 1895 г. до 1918 г.- его ученик-кряшен свящ. Т. Е. Егоров . Сверхштатными практикантами арабского языка были татарин-мусульманин Сахиб-Гирей Ахмеров, принявший крещение с именем Павел с марта 1891 г., сириец Жузе, окончивший КазДА, также преподаватель миссионерских курсов при академии с авг. 1896 г. (с 1916 - приват-доцент Казанского ун-та по новоучрежденной кафедре мусульм. права). Все преподаватели татар. отдела много сделали для развития исламоведения, востоковедения и этнографии поволжских и азиатских народов. Кафедру истории и обличения ламайства и монг. языка с бурят. наречием занимали: Миротворцев с 1884 по сент. 1891 г., с 1876 г. член Переводческой комиссии при братстве свт. Гурия Казанского, в 1889 г. составил записку об открытии при академии 2-годичных миссионерских курсов; М. С. Нефедьев с сент. 1891 по авг. 1889 г.; свящ. И. В. Попов с авг. 1889 по авг. 1909 г.; иером. Амфилохий (Скворцов) с февр. 1910 по сент. 1918 г. Кафедру калм. наречия, общего филологического обзора и наречий монг. отдела, этнографии племен этого отдела и истории распространения христианства занимали: Нефедьев с сент. 1886 по 1893 г., архим. Иннокентий (Ястребов) в 1893-1906 гг., архим. Гурий (Степанов) с 1906 г. Практикантами калм. языка состояли: калмык Дик Бадмаев, принявший в 1888 г. крещение с именем Михаил с авг. 1884 до 1901 г.; буддист Лижди Нормаев с 1901 г.; крещеный калмык А.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

вероисповедания, представили свидетельство об окончании семинарии или гимназии и выдержали экзамен. Академический совет имел право допускать к лекциям и вольнослушателей. Устав 1869 г., способствовавший развитию богословских наук, критическому подходу к изучению церковно-исторических наук и библеистики, одновременно способствовал формированию у студентов академии свободомыслия. Светская и церковная власть подозревали студентов в неблагонадежности, а духовные школы - в утрате церковности. Кроме того, критиковали учебный план на церковно-историческом и церковно-практическом отделениях, разработанный с преобладанием гражданских наук. В учебном отношении Устав 1884 г., упразднивший специализацию, увеличил обязательные дисциплины с 7 (по Уставу 1869 г.) до 17. Помимо этого студенты должны были изучить по выбору один из новых и один из древних языков. Остальные науки, входившие в состав академического курса, разделили на 2 группы из 3 и 4 предметов (с языковым и со словесным уклоном или с церковно-историческим, для КазДА была еще и 3-я группа - миссионерские предметы). Среди положительных новелл Устава 1884 г.- введение института профессорских стипендиатов, позволившее оставлять 1-2 наиболее способных студентов (преимущественно первых в разрядном списке) для приготовления к занятию преподавательских вакансий в академии и написания магист. диссертации. Эта мера компенсировала отмену специализации в отношении лиц, наиболее способных к последующей научно-педагогической службе. Благодаря этой статье Устава после 1884 г. в КазДА сформировался кадровый состав. Из 45 воспитанников КазДА, ставших ее преподавателями и практикантами после 1884 г., 39 были профессорскими стипендиатами (включая В. И. Несмелова , В. А. Нарбекова , Ф. В. Благовидова , В. А. Керенского , архим. Иннокентия (Ястребова), И. М. Покровского и др.), еще трое были назначены исполняющими должность доцента в год окончания академии. До 1897 г. профессорскими стипендиатами оставляли по 2 чел. (в 1891/92 уч. г.- одного), в ректорство еп.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Активное вмешательство советской власти в религиозную жизнь населения Витебской губернии началось осенью 1921 г., когда распоряжением Витебского губернского исполкома на отдел юстиции были возложены вопросы практической реализации декрета «Об отделении Церкви от государства» . С 30 августа 1921 г. в Витебской губернии активно действовала губернская комиссия помощи голодающим (Витгубкомпомгол), которую возглавлял председатель исполнительного комитета Витебского губернского совета С. Н. Крылов. Первоначально сбор пожертвований был добровольным: проводились трехдневник, затем недельник и двухнедельник помощи голодающим, а с 1 января 1922 г. стал реализовываться принцип «десять сытых на одного голодающего». Однако агитационная работа не принесла ощутимых результатов, и для крестьян, торговцев, кустарей и ремесленников был введен специальный налог: дополнительно 5% от установленного государством продналога. Это должно было дать не менее 200 тыс. пудов продовольствия, но по ряду причин план остался не выполненным . Возникла необходимость в поиске других путей выполнения плана. Одним из них стало изъятие ценностей у религиозных общин. Зимой 1922 г., как видно из материалов работы пленума Витгубкомпомгола , председатель комиссии Крылов вступил в личные переговоры с архиепископом Полоцким и Витебским Иннокентием (Ястребовым) по поводу организации сборов в пользу голодающих через приходы Полоцко-Витебской епархии. Затем было составлено официальное письмо Витгубкомпомгола с этой просьбой в адрес епархии, архиепископ Иннокентий направил в приходы распоряжения о сборе пожертвований в пользу голодающих , при витебском кафедральном Николаевском соборе была сформирована специальная комиссия для организации этой работы . 11 февраля 1922 г. было опубликовано воззвание архиепископа Иннокентия к православным христианам, где он призывал не оставаться безучастными к горькой участи своих братьев по вере, по крови и по Отечеству, предлагал приносить посильные пожертвования деньгами, зерном, мукой, холстом соборному совету витебского кафедрального собора, откуда все собранное планировалось передавать голодающим . 15 февраля Витгубкомпомгол разослал уездным исполкомам Витебской губернии циркулярную телеграмму, в которой предписывал оказывать всемерное содействие местному духовенству в оказании помощи голодающим, причем особо оговаривался механизм сбора пожертвований: через местное духовенство в адрес архиепископа Иннокентия, затем – по указанию Витгубкомпомгола . Епархиальная комиссия по сбору пожертвований при витебском кафедральном Николаевском соборе предлагала конкретные формы помощи голодающим: на собранные в церковных приходах деньги должен был приобретаться хлеб .

http://sedmitza.ru/text/4021493.html

repetitionem, tum quoad nova additamenta, б) сообщения Богом в) religionis revelatae objectum, nempe tum quoad in ea religionis naturalis в) самого предмета откровенной религии, поскольку в ней содержатся истины естественной религии и сообщаются новые. c) necessitas, 3) Необходимость. d) criteria verae revelationis, eorumque 4) Признаки истинного откровения: a) notio, а) понятие о них. б) divisio in subjectiva et objectiva. б) разделение их на субъективные и объективные: Subjectivorum а) понятие о признаках субъективных, a) notio, б) possibilitas, б) возможность их, в) enumeratio; в) их перечисление; Objectivorum а) понятие о признаках объективных, a) notio, б) divisio in interna et externa. б) разделение их на внутренние и внешние: Internorum а) понятие о внутренних, a) notio, б) recensio; б) их обозрение; Externorum а) понятие о внешних, a) notio, б) enumeratio, et quidem prout cerni possunt б) перечисление их, поскольку они могут быть видимы a) in ratione legati а) в уме и b) voluntate divini. б) воле божественного посланника, c) in ejus operibus extraordinariis, miraculis. puta, et vaticiniis. с) в его чрезвычайных действиях, т.е. чудесах и пророчествах. Ex doctrina de Religione christiana in genere. Religionis christianae: Христианской религии a) auctor, а) виновник, b) divinitas. probata, б) божественность, доказываемая, quatenus baec religio tradita juit a Christo, поскольку эта религия преподана Иисусом Христом, a) ex perfectissima ejus ratione, а) из Его совершеннейшего ума, б) integerrima voluntate, б) Его чистейшей воли. в) ex operibus Christi extraordinariis: miraculis varii generis, – vaticiniis, – resurrectione; в) Его чрезвычайных действий: чудес разного рода, пророчеств, воскресения: quatenus tradita juit a Christi discipulis, поскольку преподана учениками Христовыми, a) e Chresti ipsius institutione, а) из поставления их самим Иисусом Христом, б) Spiritus S. illuminatione, б) просвещения их Духом Святым, в) ex discipulorum miraculis; в) из их чудес; quatenus tradita juit a Paulo,

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Prolegomena theologiae practicae, ubi Предварительные понятия о деятельном богословии: a) notio theologiae practicae, а) понятие о науке, b) ejus causa efficiens, b) действующая ее причина c) finis et с) цель науки и d) divisio. d) разделение. Pars prima. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Ethica christiana. Христианская этика I. De indole hominis extra mysterium fidei seu naturalis, ubi I. О природе человека вне таинства веры, или естественного человека. a) hominis naturalis descriptiones sacrae, а) описание естественного человека в свящ. писании, b) ejusdem indoles, б) природа его, c) hujus indolis origo et в) происхождение этой природы и d) propagatio, г) распространение, e) hominis naturalis corruptio quoad д) повреждение естественного человека, по отношению к a) singulas ejus partes et а) каждой из его частей и б) facultates, speciatim quoad б) способностей; в частности по отношению к α) functionem cognoscendi, α) способности познавательной, β) universal voluntatis principium, β) всеобщему началу воли, γ) voluntatis propensiones, γ) наклонностям воли, δ) volendi modum seu libertatem. δ) образу воления, или свободе. II. De statibus hominis, qui sunt: II. О состояниях естественного человека, каковы: a) status moralis ignorantiae, а) состояние нравственного неведения, b) servitutis, б) рабства, c) securitatis, в) беспечности, d) hypocriseos, г) лицемерия, e) illusionis, д) самообольщения, f) indurationis et е) ожесточения, g) desperatoinis. ж) отчаяния. III. De spirituali hominis naturalis δυαμα, ubi III. О духовном бессилии естественного человека, где: a) notio spiritualis δυαμας, a) понятие о духовном бессилии, b) ejus veritas e s. litteris probata, b) его действительность по показанию священного писания, c) conciliatio δυαμας cum lege obligante. c) примирение бессилия с обязательным законом. IV. De mysterio fidei ipso actu revelando in homine. IV. О действительном откровении в человеке таинства веры. a) Mysterii fidei in homine revelandi principium, а) Принцип откровения в человеке таинства веры,

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Наконец, восьмому курсу (1835–1837 г.) Иннокентий, по-видимому, не читал ничего. Между конспектами, представленными к декабрьским экзаменам 1835 г., конспекта за подписью Иннокентия не оказывается 18 . Между прочим, в числе представленных к этим экзаменам конспектов встречается, за подписью «extraordinarius professor, hieromonachus Antonius» (Шокотов), conspectus praelectionum theologicarum, studiosis K.E. Academiae anni 183536 spatio dimidu primi traditarum, который, (под рубриками: I. Ex prolegomenis in universam theologiam, II. Ex doctrina de religion in genere, III. Ex doctrina de religion christiana), обнимает собою материал, составлявший тогда содержание введения в круг богословских наук; отсюда нужно заключать, что даже введение в круг богословских наук восьмому курсу читано было не самим Иннокентием. Не встречается за его подписью ни одного конспекта и в числе представленных к июньским экзаменам 1836 года 19 ; да и самого Иннокентия тогда в Киеве не было. За месяц до этих экзаменов, от 16 мая 1836 г., ему разрешен был двухмесячный отпуск для поправления здоровья, под видом командировки для обозрения духовных училищ Киевской епархии и семинарий Волынской, Кишиневской и Воронежской 20 . Даже и декабрьские экзамены 1836 года производились без него, и составленные к этим экзаменам конспекты и списки, как конспекты и списки и к прошлым июньским экзаменам, академические наставники представляли ректору семинарии Иеремии 21 , который на время отсутствия Иннокентия назначен был «правящим должность ректора Академии» 22 . Сам Иннокентий, по-видимому, оставался еще в Петербурге, куда он, предписанием Комиссии Духовных Училищ от 12 октября 1836 г. за был вызван «для наречения и посвящения в епископский сан» 23 . Не встречается, наконец, за подписью Иннокентия, конспекта и в числе представленных к выпускным экзаменам восьмого курса 24 . Ставши епископом, он не читал уже постоянных и регулярных лекций, а, как гласит предание, только изредка являлся в аудиторию и прочитывал по выбору отдельные трактаты из какой-нибудь богословской науки 25 . Заместителем его по богословской кафедре (еще, впрочем, с начала 1836 г.) является Димитрий (Муретов) 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Нельзя не видеть, что сравнительно с планом системы Прокоповича план Моисея отличается большею логическою стройностью. Но в нем есть свои весьма крупные несовершенства, исправленные Иннокентием. Иннокентий удерживает в своем конспекте Моисеево деление догматики на три части, но в основание этого деления полагает одну общую идею, связывающую части догматики в одно органическое целое. Из лекций Иннокентия видно, что вопрос об определении этой идеи составлял один из пунктов его введения в догматику. «Наши систематики, говорит он, не предпринимали труда выводить все истины догматической науки из одной идеи; отсюда во всех наших системах нет внутреннего единства, а все отрывочно, наборчиво. То же, впрочем, видим и у иностранцев. Виною этого была схоластика, Почему, например, наши Ириней (Фальковский) и Феофилакт (Горский) помещают известное число трактатов в своей системе? Да просто потому, что так делали схоластики». Чтобы составить план лучший, Иннокентий обращается к критическому обозрению существующих планов 44 и, нашедши их неудовлетворительными главным образом потому, что положенная в основание их идея не обнимает всего догматического материала, избирает более, по его мнению, благонадежную для этой цели идею. Такою идеей он считает идею царства Божия. «Царство Божие, говорит он, такое понятие, которое может и должно быть средоточием, куда должны сходиться и действительно сходятся все истины веры, потому что учение веры есть учение о царстве Божьем. В нем должно рассуждать о Боге и человеке и о взаимных их отношениях… В этом делении нашем главное – понятие Бога, как царя. По отношению к человеку Бог представляется под тремя видами – а) как творец, б) восстановитель и в) решитель судеб царства Своего. Эти три стороны определяют состав всякой религии и в частности религии христианской. С сих точек можно делить христианское вероучение на следующие части: 1) учение о Боге, как основателе нравственного царства, 2) учение о Боге, как восстановителе этого царства, 3) учение о Боге, как судии Своего царства». Вот то основание, из которого объясняется принятое в конспекте Иннокентия деление догматики на три, указываемые в нем, части.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010