Но, какой бы смысл ни заключался под формулой ex cathedra, различием в индивидуальном лице папы между частным богословом и общественным учителем церкви создается чрезвычайно странный психологический феномен. В самом деле, если как частный человек папа может быть еретиком или иметь ошибочные догматические представления, а как «вселенский» учитель церкви является органом самого чистого и подлинного православия, в таком случае в одном и том же лице даются, очевидно, два взаимно исключающие одно другое состояния или настроения. Примирение этих двух моментов возможно только под условием предположения, что папа еретик или имеющий ошибочные догматические представления, чем бы ни обусловливались его еретические и ошибочные мнения – заблуждением ли или богословским невежеством, изрекает православную истину под непосредственным озарением Духа Божия, являясь в этом случае не более, как пассивным органом божественных влияний, бессознательным и невольным оракулом чистых учений, словом, валаамовой ослицей... Так, по-видимому, папы и смотрят на акт непогрешимости. Иннокентий X (†1655) признавался, напр., что, занимаясь всю жизнь юридическими делами и процессами, он не имел никакого понятия о богословии. Но Бог, говорил он епископу монтпелльерскому, сообщил ему такую полноту разумения, что смысл Священного Писания оказался для него совершенно ясным и что он моментально постиг все тонкости и изгибы схоластики, – что он ощущает в себе осязательное присутствие Духа Божия. Осуждая пять янсенистских тезисов о благодати, он счел делом излишним совещаться с собором и даже с кардиналами: «все это зависит от вдохновения Духа Божия», – говорил он парижским богословам 38 . Так смотрят на этот предмет и защитники папской непогрешимости. Известно, по крайней мере, что существовала богословская школа, по мнению которой условиями непогрешимости папы должны быть, с одной стороны, предварительное богословское образование, с другой – совещание с епископами и богословами. Другая школа, состоявшая главным образом из иезуитов, возражала на это, что подобная непогрешимость была бы плохой услугой для церкви. Многие папы удостоены тиары как юристы, как администраторы или как члены высших фамилий. Будучи людьми уже пожилыми, они не могли бы, если бы даже и захотели, посвятить себя богословским наукам; многие из них не сумели бы даже и взяться за это дело. Нет: дар непогрешимости должен быть таким даром, который бы мгновенно просвещал и предохранял от заблуждения даже и несведущего папу. Когда папа дает решение вопросу догматического или нравственного характера, определение его непреложно, выражается ли он сейчас же или после размышления, советуется ли с кем-нибудь или не делает того. Седалище его непогрешимости находится единственно в святилище его духа 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Кроме журнальных статей, достаточно припомнить монографии Ястребова, Коржавина, Стукова и в особенности труды арх. Иннокентия и преосв. Хрисанфа, из коих первый дал полный историко-критический обзор всей догматической системы лютеранства, посвятив ему целых два тома своего обличительного богословия (тт. 3 и 4), а последний, в своей книжке «Характер протестантства и его историческое развитие», представил хотя небольшой по объему (стр. с 19 по 81), но в высшей степени живой и талантливый очерк лютеранства, обнимающий это вероучение во всей его полноте и излагающий все его отдельные части в стройной системе, соответственно внутренней зависимости их друг от друга. Но и при существовании этих трудов книга г. Маргаритова имеет свое значение. Характерная особенность её состоит, прежде всего, в том, что она строго основывается в своем изложении на первоисточниках и изобильно снабжена буквальными выдержками из них, в особенности из сочинений Лютера. Это придает книге г. Маргаритова некоторую специальную документальность, которая тем более имеет значения, что непосредственное знакомство с произведениями Лютера, представляющими собою около сотни немецких и латинских томов, может быть доступно лишь весьма немногим. – Столь же характерную особенность рассматриваемой книги составляет её стремление выяснить то различие, какое замечается в развитии лютеранского учения в указываемые автором периоды его истории. Поставляя это различие в зависимость от известных исторических влияний, автор с достаточною основательностью раскрывает его сущность и выставляет на вид те внутренние несообразности и противоречия в лютеранской системе, которые являются неизбежным следствием особенного характера её историче- —358— ского развития. Такая постановка дела, несомненно, имеет цену и значение в видах полемических и апологетических. Общий вывод наш таков, что книгу г. Маргаритова можно признать удовлетворительною для получения ученой степени магистра богословия». – б) Экстраординарного профессора по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур Иерофея Татарского: «Представленное под этим заглавием сочинение имеет своею задачею рассмотреть развитие лютеранского учения при жизни его главного основателя и из сопоставления двух противоположных направлений в раскрытии основных догматов протестантства за этот период показать его общую несостоятельность и условное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Организаторов процесса волнует не поиск истины, а свидетельство, что " Ты, Государь, от нас отступился " , что " довольно для Русского Народа правды жидовской, а русской правды ему не будет " , - писали почетный председатель отдела архиепископ Питирим (Окнов), товарищ председателя М.Я.Говорухо-Отрок, члены отдела Н.Е.Марков, А.П.Вишневский, А.К.Щекин и другие. 22 сентября Киевские патриотические организации направили телеграмму, которую подписали председатель губернского отдела Союза Русского Народа епископ Иннокентий (Ястребов), председатель отдела Русского Собрания протоиерей Г.Я.Прозоров, руководитель Русского Братства генерал П.Г.Жуков, члены губернского отдела Союза Русского Народа профессор П.В.Никольский, В.Э.Розмитальский и другие. В телеграмме отмечалось, что финляндцы с евреями и русскими изменниками " решаются нанести в лице Дубровина великую обиду Русскому Народу " . Киевские монархисты подчеркивали, что человеческий закон не гарантирует справедливость, тем более финляндский закон XVIII в.: " Ты же дан нам Богом, чтобы охранять справедливость и тогда, когда не может этого сделать закон " . Они умоляли Государя, чтобы Он повелел " судить русским судом " привлекаемых по делу Герценштейна. В защиту Дубровина выступил и старейшина патриотического движения генерал Евгений Васильевич Богданович, который обратился с письмом к великому князю Владимиру Александровичу. Богданович отмечал, что " враги Государя, без сомнения нарочно стараются достигнуть этой выдачи для того, чтобы оторвать сердца подданных от Монарха " . Если это случится, предупреждал генерал, " огорченные и оскорбленные русские патриоты уже не станут вторично жертвовать жизнью для того, чтобы потом подвергнуться участи Дубровина " . Богданович просил дядю Государя передать Царю, что он " умоляет Его Величество Своей Высочайшей властью спасти Дубровина, повелев изъять дело из ведения финляндского суда и передать его на новое рассмотрение суду русскому " . Вопрос об организаторах и участниках убийства Герценштейна и последовавшего вскоре убийства его друга еще одного известного еврейского деятеля редактора кадетской газеты " Русские ведомости " Г.Б.Иолосса так и остался до конца невыясненным. Правые винили в убийстве революционеров, а причину видели в присвоении, в частности, Иоллосом денег, направленных на нужды революции еврейскими банкирами. Известный современный исследователь право-монархического движения профессор Ю.И.Кирьянов полагал, что к организации этих убийств был причастен Департамент полиции. По его мнению, это " вполне укладывается в схему, согласно которой П.А.Столыпин, " умиротворяя " страну, ликвидируя партии " уличного действия " и устраняя опасных подстрекателей " беспорядков " , попытался создать впечатление, что вина за будоражившие общественное мнение " беспорядки " лежала не на властях, а на некоторых " союзниках " , и в этой связи козлами отпущения сделать А.И.Дубровина и его приверженцев " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/04/...

e) personalitas declarata respect Filii Dei, 5) Личность, явствующая по отношению к Сыну Божию, respect Spiritus S.; по отношению к Духу Святому. f) Characteristica personarum divinarum distinctio, 6) Характеристическое отличие божественных Лиц: а) hujus doctrinae origo, а) начало сего учения, б) characterum natura eorumque veritas б) природа отличительных свойств и их действительность respectu Patris et Filii, по отношению к Отцу и Сыну, respectu Spiritus S.; по отношению к Духу Святому. g) consubstantialitas Patris, Filii et Spiritus S., cujusque vertitas, 7) Единосущие Отца, Сына и Святого Духа: действительность единосущия modus incompehensibilis. его непостижимый способ. Doctrina de mundi creatione et sustentatione per providentiam devinam. Учение о творении мира и сохранении его божественным промыслом Criationis et mundi О творении мира. a) notio 1) Понятие о творении мира. b) mundi create 2) Сотворенного мира contingentia. случайность, auctor, виновник, productio et efformatio, произведение и образование, qualitas, качество, finis ultimus. последняя цель. Divinae Providentiae О промысле Божьем: a) notio 1) Понятие о нем, b) partes: 2) Части его: conservatio, сохранение, concursus, содействие, gubernatio; управление, c) affectiones. 3) действия. Doctrina de Spiritibus. Учение о духах: a) Spirituum notio, 1) понятие о духах, b) existentia, 2) их бытие, c) origo, 3) происхождение, d) natura, 4) природа, e) divisio in 5) разделение на а) Angelos, quorum, а) Ангелов: perfectio, совершенство их, numerus, число, ordines, varia officia. различные обязанности; б) Daemones, б) Демонов: eorum nomina, имена их, existintia, бытие, genus peccati, род их греха, natura, природа, status, состояние, studia, занятия, potestas noxia, сила вредоносная, numerus et ordo число и порядок. Doctrina de statu hominum primitivo, eorumque lapsu. Учение о первобытном состоянии людей и их падении. a) Creatio hominis, ejusque 1) Творение человека, modus, образ, tempus, время и locus, место творения;

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Таким образом, в бытность свою профессором Киевской духовной Академии, Иннокентий читал введение в круг богословских наук, догматическое и нравственное богословие. По всем этим трем наукам сохранились подлинные, или самим Иннокентием написанные, или только им заподписанные, конспекты, могущие служить для нас показателями широты того горизонта, в каком захватывались названные науки в его лекциях. Лекции свои Иннокентий, как ниже увидим, читал по-русски. Но оставшиеся от него конспекты написаны на латинском языке, что было последнею данью, заплаченною им много вечному предрассудку, по которому латинский язык считался наиболее приличествующим богословской науке. (Преемник его по кафедре, Димитрий, писал свои богословские конспекты уже по-русски). Для удобства читателя приводим эти документы с параллельным русским переводом. Ex prolegomenis in theologiam universam. Из введения в богословие вообще. Theologiae: a) notio, 1) Понятие о богословии. b) finis, 2) Цель богословия. c) differentia a S. Scriptura et Religione, 3) Его отличие от свящ. писания и религии. d) necessitas respectiva, 4) Относительная его необходимость. e) pretium, 5) Достоинство. f) munera, 6) Задачи. g) partes, 7) Части. h) reguisita future theologi. 8) Что требуется от приступающего к изучению богословия. Ex doctrina de Religione in genere. Religionis: a) notio, 1) Понятие о религии. b) necessitas habendae, 2) Необходимость религии. c) avctor, 3) Её виновник. d) divisio in naturalem et revelatam. 4) Разделение её на естественную и откровенную. Religionis naturalis: Естественная религия. a) notio, 1) Понятие о ней. b) existentia, 2) Существование ее в роде человеческом. c) affectiones, 3) Действия ее. d) insufficientia quoad cognitionem, – praxin. in se. 4) Недостаточность по отношению к познанию, – деятельности, самой в себе. Religionis revelatae: Откровенная религия. a) notio, 1) Понятие о ней. b) possibilitas quoad a) hominis receptivitatem, 2) Ее возможность со стороны б) Dei communicationem, а) восприемлемости человеком,

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

b) ejusdem revelandi possibilitas universalis, b) всеобщая возможность откровения таинства веры, c) requisita ex parte hominis ad regnum gratiae introducendum, c) что требуется со стороны человека для вступление в благодатное царство, d) partes gratiae, d) стороны благодати, e) actus mystery fidei in homine sensibiles. е) ощутительные действия т. веры в человеке. V. De indole hominis regeniti, ubi V. О природе возрожденного человека, где: a) hominis regeniti descriptiones sacrae, а) описания возрожденного ч. в свящ. писании, b) christiani practice vera indoles, quae communicator b) истинная природа деятельного христианина, сообщаемая a) omnibus naturae humanae partibus et а) всем сторонам природы человека и б) facultatibus: б) способностям: α) intellictus unctio s. illuminatio: α) помазание или просвещение разума: illuminationis medium et adjunctum, средство помазания и пособие β) voluntatis regenitae principium, β) начало возрожденной воли: negativum – abnegatio sui, cujus отрицательное – самоотвержение: 1) notio, 1) понятие о нем, 2) necessitas, 2) необходимость, 3) objectum, 3) предмет, 4) qualitates, 4) качества, 5) actus praecipui et effectus. 5) главные акты и действия; activum – amor Dei, cujus положительное – любовь к Богу: 1) notio, 1) понятие о ней, 2) objectum, 2) предмет ее, 3) qualitas, 3) качество, 4) effectus; 4) действия; γ) voluntatis regenitae libertas et efficacia. γ) свобода и сила возрожденной воли. VI. De inerementis et aetatibus vitae spiritualis, ubi VI. О росте и возрастах духовной жизни, где: a) veritas incrementorum, а) действительность роста, b) ipsae aetates, nempe b) возрасты: а) puerilis, а) детский, б) juvenilis et б) юношеский, в) virilis, в) мужский г) increventorum complementum. г) полнота роста. VII. De regenitorum tentationibus et bello spirituali. VII. Об искушениях возрожденных и духовной брани. a) Tentationum а) Искушения: a) notion, а) понятие о них, б) erigo, б) их происхождение, в) causae, в) причины, г) objecta; г) предметы;

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

состояние после смерти corporis, animi, judicium particulare, cujus notion et veritas. частный суд: понятие о нем и его действительность. Doctrina de die novissimo et resurrection mortuorum. Учение о последнем дне и воскресении мертвых. Diei novissimi realitas, Действительность последнего дня, signa praecurrentia, предваряющие его признаки; resurrectionis notio, понятие о воскресении, possibilitas, возможность воскресения, realitas. его действительность. Doctrina de judicio universali et consummation mundi. Учение о всеобщем суде и кончине мира. Notio judecii universalis, Понятие о всеобщем суде, circumstantiae, обстоятельства суда; consummatio saeculi. кончина века. Doctrina de diversa animarum sorte in vita aeterna. Учение о различном жребии души в вечной жизни. Sors impiorum, Жребий нечестивых, sors justorum; жребий праведников; aeternitas infelix reproborum, злосчастная вечность отверженных, aeternitas beata proborum. блаженная вечность добродетельных. Нельзя не видеть внешнего сходства и в этом конспекте Иннокентия с конспектом Моисея. Но внутреннее различие между конспектами того и другого по догматике не менее глубокое, чем между конспектами их по предыдущей науке. В конспекте Иннокентия мы встречаемся с систематическим, на одной идее построенным, планом догматики, какого до него у нас, строго говоря, еще не было. От времен старой Киевской Академии сохранилось немало рукописных латинских богословских курсов, составленных по образцу католических богословских курсов XVII и начала XVIII в., которые, в свою очередь, представляют собою свод взятых из системы Фомы Аквината и поставленных вне всякой внутренней между собой связи трактатов. По большей части таких трактатов заключается в них восемь: tractatus I. de Deo uno et trino, II. de incarnatione, III. de angelis, IV. de jure et justitia 35 , V. de peccato, VI. de gratia 36 , VII. de tribus virtutibus theologicis и VIII. de sacramentis. Трактаты I, II, VI и VIII имеют догматическое содержание, хотя впрочем, как и у самого Аквината, сообщают мало догматического материала, занимаясь больше решением логически-отвлеченных вопросов, чем раскрытием положительно-догматического учения. Остальные три, взятые из второй части системы Аквината, раскрывают темы нравственно-практического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Международная конференция по русскому языку прошла в Италии Венеция, 22 февраля 2005 г. В городе Гориция (область Фриули-Венеция-Джулия, Италия) 18-20 февраля прошла конференция «Русский язык в условиях двуязычия в Италии», посвященная проблеме билингвизма, сохранению и изучению русского языка, сообщает Cедмица.Ru . Конференция была организована Координационным советом ассоциаций российских соотечественников Севера Италии и собрала профессоров государственных университетов нескольких городов Италии, директоров и преподавателей русскоязычных школ, представителей русской диаспоры Италии. Свое содействие в организации встречи оказали власти Провинции и мэрии Гориции. Акция была поддержана Генеральным Консульством Российской Федерации в Милане. Основными темами конференции были: «Психологический и социальный аспекты двуязычия», «Русский язык как иностранный в университетах Северной Италии», «Русский язык как родной язык российских соотечественников» и другие, затрагивающие проблему сохранения и изучения русского языка в Италии. Приветствие от имени Русской Православной Церкви произнес настоятель прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции священник Алексий Ястребов. Отец Алексий по благословению архиепископа Корсунского Иннокентия осуществляет контакты как с инославными Церквами, так и с правительственными структурами и общественными организациями в итальянских регионах Венето и Фриули-Венеция-Джулия. В своем приветственном слове отец Алексий отметил важность встречи по вопросу двуязычия и поблагодарил светские власти провинции Гориция и региона Фриули-Венеция-Джулия за внимание к проблемам русскоязычной диаспоры и готовность помочь членам ассоциаций соотечественников в их начинании. «Нельзя забывать – сказал священник – что язык является единственным средством изучения культуры того или иного народа. Как Данте, Манцони и Леопарди по-настоящему открываются только при чтении их оригинальных текстов, также и шедевры русской литературы становятся понятными при условии знания языка их авторов – Пушкина, Лермонтова, Достоевского. Подлинное знание культуры достигается через знание языка и в этом смысле язык есть величайшее сокровище любого народа и часть его культуры».

http://pravoslavie.ru/12763.html

В Киеве после лекции в Духовной Академии о целях и задачах Камчатского благотворительного братства председателем его местного отделения избрали ректора, епископа Иннокентия (Ястребова) (31) , моего бывшего учителя калмыцкого языка в Казани. Во всех этих филиалах братства, согласно уставу, проводился энергичный сбор средств путем распространения орденских знаков. За право ношения орденского знака 1й степени налагался пожизненный взнос в сумме 300 рублей, 2й степени — 75 рублей, 3й степени — 50 рублей и 4й степени — 25 рублей. Попутно все отделения братства производили сбор школьных принадлежностей, церковной утвари, походных аптечек, одежды и т.п. Все это ежегодно отправлялось в предоставляемом по распоряжению Императора товарном вагоне во Владивосток, а затем на пароходе Добровольного флота на Камчатку. Во Владивостоке, на Седанке, на берегу Амурского залива, под наблюдением архиепископа Евсевия комплектовались в разобранном виде церкви и школы, а после доставки их на место назначения производились сборка и установка. Вскоре таким образом удалось открыть в разных частях Камчатской области школы, церкви, приют для детей местных кочевников и т.п. Мне тут вспомнился один примечательный случай. В 1910 году к берегам Камчатки приблизился океанский пароход Добровольного флота “Кострома”. В период русско-японской войны на этом судне был оборудован плавучий лазарет. А тогда “Кострома” совершала рейс из Петропавловска-Камчатского вдоль побережья на Чукотку с остановками в промежуточных портах. На борту его находились туристы, можно сказать, прожигатели жизни: они коротали время за игрой в карты, флиртом и пьянством. Как-то ночью по небрежности судоводителя пароход на полном ходу налетел на Карагинскую косу; сев на мель, накренился, глубоко врезавшись килем в грунт. Снять его с мели не было никакой возможности. Во время аварии погиб один матрос, его похоронили на берегу. Помощи из Владивостока скоро ожидать не приходилось, а свои технические средства были недостаточны. Наконец на горизонте показалось японское судно.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

Настоящая и плодотворная сфера его деятельности была на Алтае и в Болхове среди грубого народа, где он беседовал от сердца прямо к сердцу, где недаром тратил он свои слова и задушевные стремления. В этих двух местах в полном блеске развернулась его просветительная деятельность – миссионерская и по переводу Священного Писания на русский язык, к которой он, так сказать, подготовился в Глинской пустыни. Мы и обязаны теперь рассмотреть эту деятельность хотя бы в общих чертах и посильно содействовать оживлению её в памяти и общественном сознании православных русских людей. «Воспоминание о таких светлых личностях, – говорит об о. Макарии один из его глубоких почитателей, – составляет одно из могущественных нравственных средств народного воспитания, привлекая симпатии народа к тем мыслям и целям, которыми руководились покойные деятели – любовь и усердие к тому делу, которому они так преданно служили; воспоминание это особенно необходимо и полезно для той среды, которой ближе всего касается деятельность покойного... В деятельности Макария всякий пастырь, а миссионер в особенности, найдёт и пример, и побуждение, и указание, и вразумление для себя и для своего дела» 74 ... Миссионерско-учительная деятельность Макария замечательна своей прочной разумной постановкой, глубоким влиянием на жизнь народную; перевод Библии на русский язык обращает на себя внимание как один из значительных толчков к изданию полной Библии на русском языке. Обе эти деятельности теснейшим образом связывались у о. архимандрита: переводческая деятельность естественно вытекла и обусловилась деятельностью его миссионерской. Цветущая ныне Алтайская миссия всецело обязана о. Макарию и своим основанием, и своим образцовым устройством, и тем истинно религиозным одушевлением, которым вдохновлялись и вдохновляются её деятели. В течение 13 лет и 8 месяцев (с сентября 1830 года по 8 мая 1844 года) начальствования о. Макария над основанной им Алтайской миссией было обращено в православие 675 душ алтайцев, каковая сумма составилась из следующих ежегодных данных: Годы Мужск.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010