«Смерть неестественна человеку и есть, как учит св. Писание, следствие не природы и Творца, а плод повреждения и греха» (свт. Иннокентий Херсонский).  Но даже у неестественности смерти есть свои грани. Смерть может быть христианской, безболезненной, непостыдной, мирной, каковая и осуществляется по попущению Бога, когда приходит должный час и человек готов перейти к жизни вечной. Но смерть может быть и насильственной или иным трагическим способом несвоевременной. И было бы крайне неразумно говорить, что такая смерть творится по воле Бога. Она в корне противоречит Божественному закону о любви к ближнему. Про такие случаи правильнее говорить, что они происходят по попущению Господа. Но предельно важно при этом помнить о том, что даже происходящее вопреки Его воле Господь стремится обратить во благо людям. Когда человеческая природа оказалась повреждена первородным грехом, Господь «смертию смерть поправ». По Своему милосердию Он заменил погибельную смерть на временное разлучение души и тела, спасающее от зла: через тление и воскресение из мертвых происходит преобразование человеческого естества в первоначальное состояние духовной, нравственной чистоты, «первозданной красоты». Так же и личную телесную смерть каждого из нас Господь стремится преобразовать в спасительный путь. Но при этом он сохраняет нашу свободу – ту самую дарованную нам свободу, которую мы и должны направлять на исполнение воли Божией. Наша будущая жизнь вечная определяется не временем и не способом нашей смерти, а нашим духовно-нравственным состоянием в тот момент. То есть ради спасения нужно не убегать от смерти, а готовиться к ней, чтобы встретить её в христианском расположении души: покаянном и избегающем греха. В фильме Павла Лунгина «Остров» один из героев говорит очень важные слова: «Веры во мне мало… Смерти испугался, маловерный. Не готов, значит, я к встрече с Господом нашим». Вот о чём надо бы тревожиться родным женщины, которую они своей ложью пытаются уберечь от смерти, и всем другим людям, оказавшимся в подобной ситуации. В их действиях, хоть они и понятны, даже близки большинству из нас, нет христианского понимания смерти.

http://azbyka.ru/zdorovie/lozh-vo-spasen...

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога — будто Он немилосерден и нечеловеколюбив». преподобный Иоанн Лествичник «Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение». святитель Иоанн Златоуст «Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопримечательности и забыть боль». прп. Паисий Святогорец «Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников. Ибо совесть, сколько бы ни заглушали ее, как червь точит сердце. Невольное, глубокое предчувствие будущего суда и воздаяния также тревожит душу грешную и огорчает для нее безумные утехи чувственности. Самый закоренелый грешник по временам чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность неверующих к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя. Что сказать неверующим об их унынии? Оно благо для них, ибо служит призыванием и побуждением к покаянию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо средство к освобождению от сего духа уныния, доколе не обратятся на путь правды и не исправят себя и своих нравов. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки». свт. Иннокентий Херсонский «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния». прп. Серафим Саровский «Ты унываешь потому, что хочется тебе без труда взлететь на крыльях праведности, а крыльев-то еще нет, учиться же ходить по земле по-христиански, смиренно каждый день разглядывая себя во всей своей немощи, – на это нет ни терпения, ни желания.

http://azbyka.ru/unynie

Что же он говорит? То, что эти бедствия превзошли вякое описание бедствий, и подобной войны никогда не бывало ни у какого народа. Такой, по словам его, был голод, что сами матери с жадностью ели детей и спорили об этом между собой, и у многих, даже мертвых, растерзывали чрево»... Невероятное, по-видимому, число погибших Иудеев объясняется тем, что римляне осадили город во время праздника Пасхи, когда в Иерусалиме собралось до двух миллионов евреев, кроме женщин и детей. Так исполнилось над ними страшное слово, сказанное ими же: «кровь Его на нас и на детях наших»  ( Мф. 27:25 ). «Флавий, записывая свою историю, конечно не имел в виду искажать истину в пользу христианства и, однако же, многие страницы его истории, кажется, написаны для того именно, чтобы свидетельствовать перед потомством, как верно исполнилось в народе Иудейском предсказание Иисуса Христа», – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. С другой стороны, «заметь, – говорит святитель Златоуст, – премудрое распоряжение Духа Божия в том, что евангелист Иоанн ничего не писал об этом, дабы не показалось, что он пишет на основании самого повествования о происшествиях, ибо он долгое время жил еще после разрушения Иерусалима; но те евангелисты, которые умерли прежде разрушения и не видели ни одного из этих событий, пишут об этом, так что сила пророчества отовсюду сияет». Исполняется оно и поныне. Что теперь Иерусалим? Что – некогда столь цветущая, молоком и медом текущая Святая Земля? Она доселе кажется пустыней; садов уже нет; речки пересохли; тощие нивы сохнут от зноя, засыпаются песком; города обратились в жалкие деревушки, а не то – просто в кладбища; о некоторых даже спорят, где они существовали. Жители постоянно в опасности... «Кончив предсказание об Иерусалиме, Христос переходит уже к Своему Второму пришествию (слова свт. Иоанн Златоуста ) и говорит ученикам о знамениях, полезных не только для них, но и для нас, и для всех, которые будут после нас. ТОГДА , – когда же? Здесь слово тогда не означает строгого порядка времени в упомянутых ранее событиях. Подобно тому, как в начале Евангелия, евангелист, сказав о рождестве Иисуса Христа, о пришествии волхвов и смерти Ирода, тотчас говорит: «В те дни приходит Иоанн Креститель»  ( Мф. 3:1 ), и этим не обозначает времени, которое тотчас последовало, но разумеет то время, которое было спустя много лет, так как тридцать лет протекло между этими событиями, – так и здесь, опустив весь промежуток времени от разрушения Иерусалима до начала кончины мира, Христос говорит о времени, имеющем быть незадолго до кончины мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Ин. 6, 15). После воскрешения Лазаря евреи устраивают Господу торжественный вход в Иерусалим , своего рода триумф, ожидая Его воцарения и победоносной освободительной войны. Хотя даже в этом случае, как объясняет нам свт. Иннокентий Херсонский, «несмотря на неизбежную торжественность, все было устроено так, чтобы исполнение пророчества не послужило пищей для народной мечтательности о земном царстве Мессии». Само вхождение в Иерусалим Господь совершил на мирном животном, в небогатых одеждах, в сопровождении столь же далеких от царской пышности учеников, без всякого оружия и воинских атрибутов. «После этого нет места такой ложной мысли, которая впоследствии распространилась среди иудеев, что пророчества о Мессии, по их резкой противоположности, можно согласовать, лишь допустив существование двух Мессий: одного – сильного, царя, Сына Давидова; другого – бесславного, страждущего и умирающего, от колена Ефремова. Иисус Христос, со Своим нравственно-духовным величием, со Своим страданием и смертью, совместил в Себе в данном случае то, что в предсказаниях пророков о Мессии казалось земным, частным и местным, – чувственное явление всему народу израильскому в виде царя, едущего на малом осле, – и принятие от Иерусалима всенародных почестей в качестве Сына Давидова» . Когда иудеи видят Иисуса Христа арестованным, униженным, они отрекаются от Него Тем не менее для иудейского сознания остается чужд образ Мессии, пострадавшего и умерщвленного. Поэтому, когда иудеи видят Иисуса Христа арестованным, униженным, избитым, они не раздумывая отрекаются от Него. Понтий Пилат, «надеясь поправить дело, тремя словами окончательно погубил Иисуса Христа, крикнув иудеям: Се Царь ваш!” Первый возглас игемона: Се человек!” – взывал к состраданию и для всего народа не был роковым, а в этих словах: Се Царь ваш!” – услышали презрительную насмешку над своею мечтою: вот что я делаю и сделаю со всяким великим царем; вам ли, презренные, мечтать о низвержении нашей власти? Но они закричали: возьми, возьми распни Его .

http://pravoslavie.ru/112022.html

Как было сказано выше, мучения грешников можно разделить на внутренние и внешние, душевные и физические. На основании Священного Писания и учения святых отцов можно выделить два источника мучений обитателей ада – действие правосудия Божия и их внутреннее субъективное состояние. При этом, строго говоря, оба источника являются различными формами одного и того же Божественного воздаяния. Как поясняет свт. Иннокентий Херсонский , Бог совершает Свои суды путем естественных (заложенных в самой природе вещей) и положительных наград и наказаний. То и другое устроено Богом, Который сделал так, « что добродетель сопровождается благом, а зло – злом… Мы противополагаем их (положительные наказания и награды — прим. ред. ) естественным, между тем как они не противоположны им, ибо они должны быть в распорядке мира, хотя нам они неприметны, потому что глубоко в нем сокрыты. Например, будущее небо ново и земля нова – блага положительные, произойдут из сей натуры, следовательно, основание их положено в сотворении мира; равным образом и для наказаний основание лежит в природе; тот вечный огнь и теперь должен быть в природе, хотя мы его и не видим. Таким образом положительного – произвольного нет ничего, а все естественно. Положительное существует только для нас, не могущих обнять всего устройства мирового здания ». Будут ли сковородки в аду? Несмотря на наличие в  Священном Писании  и Предании, и в частности в иконографии, символических изображений мучений нечестивцев в  аду  под образом телесных истязаний, мнение о том, что в аду  человек  будет жариться бесами на сковородках и вертелах, истязаться цепями и змеями, диавольскими колотушками, пилами, огненными колесами, обязано не столько ортодоксальным источникам, сколько воображению и народному фольклору (см.:  Рай и ад: два места или два состояния? ). Состояние грешников в аду, как до Страшного Суда, так и после, конечно же, нельзя характеризовать иначе чем как мучительное. Только муки эти, представленные в Священном Предании в символах, не следует сводить к грубо физическому истязанию грешников демонами, которым, будто бы, определена вечная роль находиться в аду на привилегированном положении мучителей-палачей.

http://azbyka.ru/muki-adovy

Посмотри же, что сделали святые иконы? Икона Суда Страшного обратила великого князя Владимира, и с ним всю Россию, от идолов к Богу истинному; икона Спасителя доставила Андрею Боголюбскому победу над болгарами; икона «Знамения» Богоматери защитила беззащитный Новгород; икона Богоматери «Владимирская» обратила вспять Тамерлана с его воинством; икона Богоматери «Казанская» избавила царствующий град Москву от плена литовского и спасла Россию. Видишь ли, мода, что сделали святые иконы? В них история, в них спасение нашего Отечества. Укажи же нам, что ты сделала? А мы тотчас можем указать тебе на дома, прежде цветущие, а теперь, по милости твоей, покрытые стыдом и бедностью; на семейства, прежде мирные и благословенные, а теперь, от рабства тебе, дошедшие до того, что сын восстает на отца, брат не может видеть сестры. Но что спорить с бездушным словом и убеждать ветер? Обратимся к владыке дома. Итак, ты, возлюбленный, стыдишься показать в твоем доме святую икону, а матерь твоя не стыдилась, когда, рождая тебя, для облегчения мук смертных, взирала на святую икону и поручала тебя ей в охранение на всю жизнь. Ты стыдишься теперь показать в своем доме святую икону, а ту самую минуту, когда все оставляло тебя и ты казался погибающим, не ты ли становился пред нею на колени, со слезами просил Бога о помощи и давал обеты вести себя по-христиански? Стыдишься показать в своем доме святую икону, а не она ли, эта икона, теперь заброшенная во мрак, станет у главы твоей на страже, когда ты будешь лежать во гробе – мертв и бездыханен? Не продолжим прения – дело ясно! Справка верна; свидетели с обеих сторон выслушаны; возражения рассмотрены: остается произнести суд. Куда клонится ваше мнение? На сторону моды или святых икон? Избирайте, что хотите. Не могущий выйти из плена моды – пусть лобызает ее узы, а мы начнем сейчас же поклоняться с благоговением святым иконам и лобызать с любовью изображения Спасителя нашего и Его Пречистой Матери. Аминь. Читать далее Источник: Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина/Свт. Иннокентий Херсонский. - Москва : Отчий дом, 2011. - 448 с. - (Серия «Духовный собеседник»)./Великий пост. 5-376 с. ISBN 5-85280-190-9 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

«Блестяще написанная, эта книга была первым в России опытом историко-художественного изложения евангельских событий», — отозвался о книге свт. Иннокентия Херсонского «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» отец Александр Мень. Как мы знаем тема смерти Христа волновала Достоевского (знаменитая сцена из «Идиота», например). Иннокентий Херсонский в этой своей книге дал образец применения метода, впоследствии получившего широкое распространение в трудах Ф. У. Фаррара, А.-М. Дидона, Д. К. Гейки, А. Эдерштейма: иллюстрации подробностей евангельской истории данными из всеобщей истории, археологии и др. наук. Интересно мнение святителя об издании этого труда (шире: о книгах по библеистике, богословию и вызываемой реакции на них): «Хотя в них [в рукописях «Последних дней»] и нет ничего еретического, но обстоятельства нынешние таковы, что охотники до ересей легко могут найти в них к чему привязаться, а мне уже давно наскучило иметь дело с инквизицией». «Слово о смерти» — одно из главных сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). «Важность» смерти для каждого человека и христианина особенно, наверное, не надо доказывать. Разумеется, она волновала и Достоевского — человека, стоявшего на эшафоте. Смерть, смертность — важные темы его прозы. Здесь, помимо прочего, Брянчанинов излагает свое учение о вещественности души (духовен в собственном смысле только Бог). Флоровский писал о «Слове о смерти» Игнатия (Брянчанинова) в своих «Путях русского богословия»: «У Игнатия учение о воскресении тела остается недосказанным. То верно, что он во всей природе видел какое-то тайное знамение или символ «воскресения мертвых». Но все его известное «Слово о смерти» (1863) построено так, как если бы не было воскресения. Развоплощение души изображается почти в платонических чертах. Смерть есть высвобождение души из уз грубой телесности. Если припомнить, что для Игнатия уже сама душа тонко вещественна по природе, то воскресение оказывается невозможным и ненужным, разве в виде нового огрубления жизни…»

http://blog.predanie.ru/article/chto-chi...

Свт. Иннокентий Херсонский прославился в первую очередь как проповедник (его проповеди пользовались огромной популярностью в дореволюционной России, переводились на многие языки). В этой книге собраны слова и беседы на Богородичные праздники . Вот из его слова на Рождество Богородицы: «Сей день… Господень… радуйтеся, людие!» (Стихира 2 на литургии). Так взывает ныне Святая Церковь, как бы опасаясь, чтобы кто-либо из нас, по невниманию или другим причинам, не остался без участия в радости настоящего дня. Что же находит она в дне сем особенно радостного?.. То, что он есть день Господень! Подлинно, братие, Сам Господь сотворил день сей, да возрадуемся и возвеселимся в онъ (Пс 117:24). Без Его всемогущей силы Иоаким и Анна не произрастили бы плода, от коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можем сказать, чтобы Спаситель мира не явился в мире, когда бы не было Марии, то можем и должны исповедать, что Он явился в мире не прежде, как произошла на свет Мария, и явился от Марии. Посему одно рождество Бога Сына превосходит важностью рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых Ветхого Завета, явилось наконец в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместилищем Бога Слова. Таким образом рождением Марии разрешилось неплодство не Иоакима токмо и Анны, а всего рода человеческого; а посему оно есть торжество поистине всемирное: «Сей день… Господень… радуйтеся, людие!» Радуйтеся явлению Той, Коея Сын действительно «сотрет главу змия» (Быт 3:15), Которая будет иметь столько веры и любви, что не усомнится сказать Архангелу: се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему (Лк 1:38), Которая Своею плотью и кровью будет питать ту Плоть и Кровь, без вкушения коих нет для нас живота вечного, Которая в состоянии будет стоять на Голгофе и слышать со креста: …Жено, се сын Твой (Ин 19:26), Которая, соделавшись честнейшею Херувим, не престанет простирать над родом человеческим Своего благодатного покрова: «радуйтеся, людие!»

http://blog.predanie.ru/article/12-knig-...

До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, заштатная, общежительная Харьковской епархии. С 2007 года после разделения Донецкой епархии лавра, хотя и стоит на территории Горловской епархии, приписана к Донецкой епархии. Монастырь на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры. Дата основания: XV век Адрес: Свято-Успенская Святогорская Лавра, ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, Украина, 84131. Телефоны: +38-066-483-30-07 , тел./факс: +38 (06262) 5-30-24 (деж. с 6.00 до 22.00). Экскурсионный отдел: +38 (05662) 5-30-75 . Как проехать: 1. Поездом до ст. Святогорск Донецкой железной дороги, далее – городским автобусом до ост. Святогорская Лавра. 2. До ст. Славянск Донецкой железной дороги, далее – электричкой до ст. Святогорск или автобусом до автостанции г. Святогорска. 3. До ст. Купянск, ЮЖД, далее – электричкой до ст. Святогорск. Подробнее... Касперовский женский монастырь (Грузско-Ломовка) [ править править код ] Касперовский женский монастырь Монастырь учрежден в 1996 г. на территории упраздненной психиатрической больницы, где сохранился отдельно стоящий каменный храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», кон. XIX в. в псевдовизантийском стиле, с колокольней над входом. В 1999 г. в обители открыто училище регентов-псаломщиков. На 2003 г. обитель имела еще 2 храма – св. прор. Иоанна Предтечи и св. ап. Иоанна Богослова (домовой), а также обустраивала храм Касперовской иконы Божией Матери, который был освящен в 2004 г. в одном из корпусов бывшей больницы (имеет боковые приделы: левый – св. прор. Иоанна Предтечи, правый – св. мч. Иоанна Воина). С 2008 г. в обители существует летний храм свт. Иннокентия Херсонского , в виде большой часовни-алтаря с примыкающим навесом. Дата основания: 1996 Адрес: 86197, Украина, Донецкая область, г. Макеевка, пгт Грузко-Ломовка, ул. Ленина, 10 Телефон: (062) 345–91–13 Подробнее... Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (Никольское) [ править править код ] Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Донецкая_облас...

Синод постановил поддержать инициативу празднования на общецерковном уровне 400-летия Киевских духовных школ. Для проведения торжественных мероприятий по случаю 400-летия Киевских духовных школ образован Организационный комитет во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Утвержден предложенный план мероприятий на 2015 год по случаю празднования 400-летия Киевских духовных школ. Решено пригласить представителей Поместных Православных Церквей на торжественные мероприятия по случаю празднования 400-летия Киевских духовных школ. Синод заслушал рапорт митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа о почитании останков святителя Илариона (Юшенова), епископа Полтавского и Переяславского, как святых мощей. 16 сентября 2014 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал 47) святитель Иларион (Юшенов), епископ Полтавский и Переяславский, был причислен к лику местночтимых святых Полтавской епархии с установлением памяти в день его прославления. Останки святителя Илариона (Юшенова) постановлено считать святыми мощами. Синод УПЦ благословил установить день празднования Собора Херсонских святых 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль) и утвердил иконописное изображение Собора Херсонских святых. В состав Собора Херсонских святых решено включить: 1) свт. Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического; 2) сщмч. Прокопия, архиепископа Херсонского; 3) сщмч. Иоанна Херсонского, пресвитера; 4) сщмч. Матфея, пресвитера; 5) прп. Варсонофия Херсонского; 6) прп. Евтропию Херсонскую; 7) прав. воина Феодора Ушакова; 8) блж. Домнику Олешковскую. Синод заслушал рапорт архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, и благословил причислить к лику местночтимых святых Запорожской епархии последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (+1803 г.). Память праведного Петра Калнышевского постановлено совершать 31 Октября/13 ноября (старый/новый стиль), в день его преставления. Также принято решение о внесении имени праведного Димитрия Горского в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день его преставления 15/28 декабря (старый/новый стиль). 19 июня 2014 года решением Священного Синода УПЦ праведный Димитрий Горский причислен к лику местночтимых святых Северодонецкого епархии.

http://pravoslavie.ru/76051.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010