30 июля 1856 г. Е. по прошению был уволен на покой с управлением свияжским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем . Составил службу, канон и акафист свт. Герману (Садыреву-Полеву), к-рые были одобрены Синодом и опубликованы. Один экз. был вложен в гроб Е. Многочисленные проповеди архиерея публиковались в «Орловских ГВ», «Вологодских ГВ» и др. Подготовил и издал сборник проповедей, произнесенных им во время пребывания на Вологодской и Тобольской кафедрах. Длительное время Е. учил выпускников семинарий особенностям богослужебной практики, поручал им писать проповеди, толкования на Свящ. Писание и проч. Архиерейские службы Е. отличались особой продолжительностью (до 6 часов) и торжественностью. По свидетельству прп. архим. Пимена (Мясникова) , «этот преосвященный имел особенность в служении - необыкновенную медленность, так что, начав литургию в обыкновенное время, он оканчивал ее весьма неопределенно, иногда в первом часу пополудни, во втором и даже позднее, что было для сослужащих с ним чрезвычайно утомительно, из-за чего на него очень роптали» (Восп. архим. Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М., 2004. С. 110-111). С др. стороны, его службы привлекали старообрядцев. Крестные ходы при нем также отличались продолжительностью по времени и протяженностью в неск. верст, Е. участвовал в них от начала до конца. Награжден орденами св. Владимира 3-й степени, св. Анны 1-й степени (1838). Похоронен в Свияжском мон-ре. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 867; ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 4. Д. 268. Соч.: Воззвание к духовному бодрствованию в холерный 1848 год, или Поучения преосв. Евлампия, еп. Вологодского и Устюгского, во время холеры в Вологде. М., 1851; Новый год, или Предуготовительные к покаянию поучения от Нового года до св. Четыредесятницы. М., 1853; Св. Четыредесятница, содержащая поучения на каждый день 1-й седмицы, на каждую неделю Великого поста и на каждый день Страстной седмицы. М., 1858; Св. Пятидесятница, заключающая поучения на каждый день Светлой седмицы и на каждую неделю Пятидесятницы с прочими праздниками и Неделею всех святых. М., 1858; Воззвание к братии (именуемым старообрядцам)... [Каз.], 1858; Слова к тобольской пастве, говоренные в продолжении 1852-1856 гг. Каз., 1860. 2 т.; Обозрение св. Четыредесятницы, особенно в отношении к паремьям, читаемым на 6-м часе и вечерне ежедневной великопостной службы. Каз., 1861. Т. 1; Акафист иже во святых отцу нашему Герману архиеп., Казанскому и Свияжскому чудотворцу. М., 18822, 18883; Письма преосв. Евлампия, еп. Вологодского, к Иннокентию, архиеп. Херсонскому, с 1843 по 1850 г./Сообщ. Н. И. Барсов//Вологодские ЕВ. 1890. 1. С. 10-16; 2. С. 32-40; К биогр. 1-го Екатеринбургского еп. Евлампия: (Письма преосв. Евлампия к разным лицам)//Екатеринбургские ЕВ. 1903. 1-5, 12-16, 20; 1904. 5-8, 15-20; 1905. 1-2, 6, 8-9, 11, 16-22.

http://pravenc.ru/text/187171.html

     Поскольку здесь нам предстоит рассмотреть многие вопросы, смысл коих невозможно разрешить одним ответом, то для этой цели мы выделим три раздела.      В первом разделе покажем, что пост вообще ведет начало от Закона Божия и утверждается в Священном Писании.      Во втором разделе покажем, что Церковь Христова имеет власть устанавливать законы о постах.      В третьем разделе поместим четыре установления: первое установление - о посте Святой Четыредесятницы; второе - о всех четырех постах, соблюдаемых в продолжении каждого года; третье - о качестве постной пищи; четвертое - о посте в среду и пятницу.      Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения, приступать к исповеди - на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста - это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным.      Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином, если не выполняешь распоряжений Матери-Церкви? Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихся православных чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву. Свт. Иннокентий Херсонский РАЗДЕЛ I. О ПОСТЕ ВООБЩЕ, ЕГО НАЧАЛЕ И УСТАНОВЛЕНИИ   1. Установление поста в Ветхом и Новом Заветах      Первое, о чем следует напомнить, говоря о посте,- что установление его восходит к ветхозаветным временам.      Заповедь, касающаяся поста, была дана Господом первым людям еще в раю. Вот что читаем мы в Книге Бытия: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,16-17).      У пророка Иоиля о посте сказано: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши. И еще: Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление (Иоил. 2,12-13,15).      В Книге Товита пишется: Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью... лучше,.. нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет, и очищает всякий грех (Тов. 12, 8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Акцентируя это как объективную реальность и явное следствие пребывания Спасителя в аду,  Церковь  не объясняет, какими были субъективные настроения (мотивы) и состояния грешных душ, освобожденных из ада вместе с праведниками. Если и уместны здесь благочестивые предположения, то можно было бы сказать, что освобождение [и] грешных душ из ада явилось следствием Божественной проповеди Спасителя в аду, которая своей всеспасительностью и победой над диаволом и смертью была очевидной для всех душ, так что, определившись за Господа Иисуса Христа, они уверовали в Него как в Спасителя ». Отсутствие полного согласия отцов по вопросу о спасении грешников, при сошествии во ад, по мнению свт. Иннокентия Херсонского , « явно ведет к мысли о том, что это – не догмат. Разномыслие это неизбежно потому, что учение сие не определено Священным Писанием ». В системах догматического богословия, принятых в дореволюционном и современном духовном образовании , в вопросе о категориях спасенных из ада, единства нет. Справедливо ли мнение о том, что сошествие Иисуса Христа во ад является вневременным событием и может продолжаться в наше время и до скончания века? Утверждение, что Господь будто бы и сейчас продолжает находиться в аду, продолжая проповедовать там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, является совершенно новым учением, никогда прежде не известным Церкви и чуждым ее вере .  Церковь учит о сошествии Христа во ад обоженной душой, как о единовременном акте, после которого произошло Его телесное Воскресение и Вознесение на небеса. В символе веры мы исповедуем Господа Иисуса Христа « воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца ». Это новое учение противоречит словам апостолов, писавших, что Господь, « быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал » ( 1Пет.3:18–19 ); « сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все » ( Еф.4:8–10 ).

http://azbyka.ru/soshestvie-vo-ad

«Видели, – говорит святитель Златоуст, – ужасное и странное дело: гроб пустой, в котором прежде на их глазах положено тело. Потому и привел их видеть это, чтобы они могли быть свидетельницами того и другого, и гроба, и воскресения. Потому и радуются, и дивятся», и трепещут от страха, так что на пути, встречаясь со знакомыми, никому ничего не могли сказать. Но и этот страх скоро рассеивается от светлой радости лицезрения воскресшего Господа:  КОГДА ЖЕ ШЛИ ОНИ ВОЗВЕСТИТЬ УЧЕНИКАМ ЕГО ,  И СЕ ИИСУС ВСТРЕТИЛ ИХ И СКАЗАЛ: РАДУЙТЕСЬ! «Заговорил, чтобы они еще больше узнали Его по голосу, и первый голос Его благовествовал радость» (Е. Зигабен). О, с каким святым восторгом, в забвении всего земного, святые жены бросились к ногам своего возлюбленного Господа!  И ОНИ ,  ПРИСТУПИВ ,  УХВАТИЛИСЬ ЗА НОГИ ЕГО , – и Он не возбранил им этого, чтобы убедить, что это не был призрак,  И ПОКЛОНИЛИСЬ ЕМУ . «С великим веселием притекли к Нему, прикосновением твердо уверились в Его воскресении и поклонились Ему» (свт. Иоанн Златоуст ), поклонились уже не как Сыну Марии, но как Единородному Сыну Божию, исполненному благодати и истины. И милосердый Господь успокаивает их, прогоняя страх и уготовляя удобнейший путь к вере.  ТОГДА ГОВОРИТ ИМ ИИСУС: НЕ БОЙТЕСЬ; ПОЙДИТЕ ,  ВОЗВЕСТИТЕ БРАТЬЯМ МОИМ , – какое трогательное, нежное название в устах Воскресшего из мертвых, Прославленного, готового идти к Отцу Своему Господа Иисуса! Он не стыдится назвать Своих апостолов братьями: «возвестите», – говорит, – «братьям Моим», ЧТОБЫ ШЛИ В ГАЛИЛЕЮ ,  И ТАМ ОНИ УВИДЯТ МЕНЯ  и Я скажу им, что делать. Сказал Господь и стал невидим... С какой любовью заботится воскресший Господь, чтобы скорее успокоить и обрадовать Своих возлюбленных учеников! Он видел, в каком жалком положении находились они после того, как осиротели. Даже на погребение Его никто из них, кроме может быть Иоанна, не явился; даже слабые женщины были мужественнее их: святых жен мы видим и на Голгофе, и у гроба Христова, до самой последней минуты, пока камень не закрыл входа в пещеру, пока сумрак наступавшей ночи не напомнил им, что пора покинуть дорогой гроб... А из учеников только Иоанн стоял у креста и за такую любовь Господь усыновил Его Своей Матери. Остальные, пораженные глубокой скорбью, от страха боялись выйти из дома и сидели при затворенных дверях... И вот, мы видим, что «и от Ангелов, и от Него Самого, при обоих явлениях, повторяется одно и то же повеление, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – чтобы жены шли скорее к ученикам с вестью о Воскресении. Блаженство Воскресшего казалось Ему как бы неполным, пока не будет разделено с теми, которых Он возлюбил до конца, и которые по этому самому называются теперь не учениками, а братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Воскрешенный Лазарь через много лет, уже будучи в преклонных годах, умер, а Воскресший Христос не умрет никогда. Воскресший Лазарь вышел в пеленах, которыми оборачивали тело усопшего, оставаясь смертным. Пелены Христа остались лежать на том месте, где было положено Его тело. Тело воскресшего Христа стало обладать (и обладает) принципиально новыми свойствами, в сравнении с телом Лазаря: оно прославлено, нетленно. Цитаты о Воскресении Христовом «Если наши души не воскреснут и не оживут со Христом еще здесь, на земле, то да не чаем мы никакой отрады от воскресения наших мертвых тел в День судный, в День Гнева». святитель Николай Сербский «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших». 1Кор.15:14-17 «Вы, Которые ищете бессмертия, всю жизнь гоняетесь за славой, если хотите бессмертия истинного, славы неувядаемой, то не ищите их нигде, кроме гроба Христова: здесь источник жизни и нетления! Воскресший Спаситель сделает вас бессмертными не по имени только, как делает мир и история, а даст всему существу вашему жизнь вечную. О, братие, как блага и утешительна вера наша! Какое великое счастье быть христианином! Где столько света и жизни, как в Евангелии? Где столько упования и утешений, как у Креста? Где Спаситель, подобный нашему? Одни мы, христиане, носим крест, одни мы празднуем и воскресение!». свт. Иннокентий Херсонский Литература по теме Близкие понятия 2 комментария Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить

http://azbyka.ru/voskresenie-xristovo

Господь каждого из нас приглашает вступить на лестницу, ведущую в Царствие Небесное. Для начала - хотя бы на первую ступеньку. Кто-то хочет видеть Церковь как какую-то устаревшую археологическую находку, некий запылившийся артефакт, музейный экспонат, пропахший молью и нафталином. Но как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Церковь наша вечно молодеет!» Церковь - это пространство встречи человека с Богом! С Богом Любви! Что может быть современнее и глубже? Святитель Иннокентий Херсонский отмечал, что «нужно, чтобы в душе открылась потребность войти во внутреннюю пустыню». Чтобы человек, наконец-то, понял, что жизнь - это не веселая пирушка, не череда бесконечных приключений, не интернетная заманчивая игра. Настоящая реальная, а не призрачная жизнь - очень глубока, богата и подлинна. Она имеет очень много смысловых граней, чудесных оттенков, полутонов. Всё это открывается через молитву, Таинства, через духовный подвиг. «Жизнь жительствует», - как восклицает свт. Иоанн Златоуст в слове на Пасху. Христианство помогает человеку как бы забежать за смерть, за собственную смерть и, «Воскресение Христово видевше», почувствовать и осознать своё будущее воскресение! Однажды преподобный старец Паисий Афонский сидел в архондарике своей келии и творил молитву Иисусову. Был понедельник Светлой седмицы. Вдруг он почувствовал необыкновенно сильное благоухание. Он попытался определить - откуда оно исходило. Но ни в келии, ни в храме оно не ощущалось. Он вышел во двор - благоухание усилилось. Он услышал стук в деревянное било и увидел, как вдалеке совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть». Расстояние между его келией и крестным ходом было около километра. Так Пресвятая Богородица послала Свое приветствие старцу! Свое таинственное, духовное, благодатное благоухание Царица Небесная источает на весь мир. Её смерть - не конец, а начало! Не разлука, а Встреча! Не уныние, а вдохновенная радость! «Тебя перенесли Ангелы с Архангелами, - восклицает прп. Иоанн Дамаскин, - Перед Твоим восхождением вострепетали нечистые воздушные духи. Твоим прохождением благословляется воздух и эфир освящается свыше. Твою душу, радуясь, принимает небо; Тебя встречают ангельские Силы со священными гимнами и с блистающими лампадами светлого торжества. Ты достигла самого царственного Престола Своего Сына, где взираешь на Него собственными очами, радуешься и предстоишь Ему с великим дерзновением».

http://pravoslavie.ru/106011.html

«Да и к чему было говорить? – вопрошает Филарет, архиепископ Черниговский. – Он говорил, когда готовы были слушать Его, по крайней мере, без ненависти к истине. А теперь? Теперь и само дело говорило о себе ясно. Мнимые свидетели были не более, как клеветники». «Ответ был бесполезен, когда никто не слушал, и когда суд их имел только наружный вид суда, а на самом деле был ничем иным, как нападением разбойников, которые бросаются на проходящих из своего вертепа» (свт. Иоанн Златоуст ). «Раздраженный этим молчанием, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – первосвященник скорее всего согласился бы посчитать это молчание за признание в преступлении, но некоторый остаток приличия еще обуздывал его личную ненависть. Между тем, вступив в разговор с Узником, он не мог уже без стыда закончить его ничем. Хитрость саддукея нашла средство, не прибегая к явно несправедливым мерам, не только заставить Подсудимого говорить, но и сказать нечто такое, чем весь допрос в немногих словах мог быть совершенно окончен. Как первый служитель Бога Израилева, первосвященник, при всем недостоинстве своем, имел право спрашивать обвиняемого под клятвой: тогда уже нельзя было не отвечать, не преступив должного уважения к клятве, к сану первосвященника и к самому Закону. К этому-то средству и прибег Каиафа». Перед лицом Бога обвиняемый не мог сокрыть истины.  И ПЕРВОСВЯЩЕННИК СКАЗАЛ ЕМУ  с притворным уважением к словам, которые сам произносил: ЗАКЛИНАЮ ТЕБЯ БОГОМ ЖИВЫМ , Богом истинным, проклинающим тех, которые ложно говорят от Его имени или ложно клянутся Им: СКАЖИ НАМ ,  ТЫ ЛИ ХРИСТОС ,  СЫН БОЖИЙ?  Сын Бога, вовеки благословенного? Ты ли – Мессия? Вопрос был так поставлен, что грешно было не отвечать, и из любого ответа судьи могли вынести обвинение Господу. Если Он скажет: да, – Его объявят богохульником; если скажет: нет, – Его обвинят как обманщика, потому что Он перед народом явно выдавал Себя за Мессию. В том и другом случае приговор готов: повинен смерти... И Господь наш, благоговея перед именем Отца Своего Небесного и подавая всем нам пример такого благоговения, дал Каиафе ответ... Со спокойным сознанием Своего Божественного достоинства ИИСУС ГОВОРИТ ЕМУ: ТЫ СКАЗАЛ ... Ты сказал справедливо, что Я Христос. Я действительно Сын Бога Живаго. «Хотя Господь знал, что не уверуют в Него, однако исполняет Свой долг, чтобы потом не могли сказать они: если бы Он исповедал Себя после заклинания, то мы уверовали бы в Него».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Между тем и современная наука говорит о том, что солнце не стоит в одной точке, но " непрестанно движется и круговращается " по орбите вокруг центра галактики Млечный Путь. То же самое и в цитате из блж. Августина - в ней говорится, что солнце " имеет свою собственную окружность, или круговращение " , но не говорится, что оно именно вокруг земли. Это можно предположить, но прямо этого не сказано. То же самое и в цитате из Златоуста про звезды: " Они часто в одно мгновение пробегают великое пространство и никогда не стоят на одном месте, но совершают одно течение, какое назначено им от Господа " . И где здесь про вращение звезд именно вокруг земли? А что звезды находятся в движении, это верно, например, наше солнце, по подсчетам, перемещается в пространстве по своей орбите вокруг центра галактики со скоростью 728,000 км/ч. О том, что солнце вращается вокруг земли прямо сказано только в цитате из свт. Григория Нисского, но и он не указывает, что это положение имеет догматическое значение. Остальные святоотеческие цитаты во многом просто описывают, иногда в поэтичных выражениях, то, как наблюдается с земли восход, закат и движение солнца по небосводу. Например: " Иоанн Дамаскин: “Мерой дня служит бег Солнца над Землей от восхода его до захода " Собственно, то, что так это выглядит с земли, никто и не оспаривает, и слова " восход " и " закат " точно так же употреблял и Коперник, употребляют и современные ученые. Но это не значит, что они геоцентристы. Дмитрий уверяет: «Совершенно неверно мнение, что приведенные места в Библии употребляют лишь “язык наблюдателя”, не выражая подлинных явлений. То есть, когда человек находится на земле, она ему кажется неподвижной и свои измерения и наблюдения он вынужден невольно производить относительно своей точки местонахождения. Говорящие так невольно обвиняют Священное Писание во лжи». Давайте сравним это со словами святителя Иннокентия Херсонского: Шестоднев - " это рассказ чисто исторический в том отношении, что содержание его есть происшествие истинное, а не какой-либо вымысел...

http://pravoslavie.ru/79174.html

Но по мере того, как разогревается вера грешницы, вера фарисея постепенно затухает. И вот он уже думает: нет, сей Человек даже не пророк, ибо если бы знал Он, кто прикасается к нему, то вознегодовал бы и прогнал ее, как сделал бы я. Фарисейство Симона настолько сильно, что он даже не понимает смысла причти, рассказанной Ему Христом. И тогда Господь открыто противопоставляет грешницу фарисею. Ведь Симон не оказал Ему даже общепринятых знаков гостеприимства (ср. Быт.15:4 ; Быт.33:4 ; Руф.3:3 ; Пс.22:5 ), а сия грешница исполнила правила встречи гостя во много раз лучше. И грешнице говорит: «Прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя», и отпускает ее: «Иди с миром» ( Лк.7:48-50 ). Да она уже исполнила то, что должна была, – она уже помазала Мессию. «Если Христос родился в яслях, а главное само откровение о Своем мессианском достоинстве сделал бедной и греховной самарянке, то неудивительно, что и помазание Его было совершено не первосвященником в торжественной обстановке храма, а при самых простых обстоятельствах» (5, с. 281). И, исполнив, она «пошла с миром, именно с тем миром, который дается Христом и не может быть дан миром», – говорит один из исследователей Евангельской истории (7, с. 171). Необходимо отметить, что западное предание отождествляет эту женщину с Марией Магдалиной, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Лк.8:2 ), опираясь на то, что число «семь» означает полноту, и по иудейским представлениям, именно семь бесов должны обитать в блуднице. Однако, православная Церковь не поддерживает этого мнения. Заметим также, что православие отличает это помазание от последующих, тогда как относительно Мф.24:6-13 ; Мк.14:3-9 ; Ин.12:1-8 существуют различные мнения. Так, св. Иоанн Златоуст , блаж. Феофилакт, свт. Феофан Затворник говорят о трех помазаньях, причем Феофилакт и арх. Михаил говорят даже о том, что первое и третье помазания были совершены одной женщиной, в одном доме (отождествляя Симона-фарисея и Симона-прокаженного), тогда как св. Ефрем Сирин и св. Иннокентий Херсонский , считают, что помазаний все-таки было два.

http://azbyka.ru/obrazy-zhen-v-evangelii

Рыльске. СПб., 1837; Святая четыредесятница, или Собр. поучений во св. четыредесятницу. СПб., 1838. 2 ч.; Слово в день восшествия благочестивейшего государя имп. Николая Павловича на всерос. престол. СПб., 1838; Слово в день Сретения Господня. СПб., 1838; Словесное млеко, или Собр. слов, произнесенных к курской пастве. СПб., 1839. 2 ч.; Собр. слов и бесед... к курской пастве. СПб., 1839; Беседа о целебной силе веры. СПб., 1843; Беседа в неделю Закхея. СПб., 1844; Духовное брашно, или Собр. поучений. СПб., 1846; Беседа в неделю мытаря и фарисея. СПб., 1847; Воскресные беседы. СПб., 1847; Поучения. СПб., 1852; Духовная вечеря, или Собр. поучительных слов. СПб., 1853; Слово в день сошествия Св. Духа. СПб., 1857; Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому//Курские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 7-11. Ист.: Макарий Оптинский, прп. Письма. Минск, 2002. С. 64-65; Игнатий (Брянчанинов), еп. Собр. соч. М., 2005. Т. 7: Избр. письма. С. 11-17; Филарет [Дроздов], свт. Письма к прп. Антонию, наместнику Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. Серг. П., 2007. Ч. 1. С. 398. Лит.: Агнцев Д. И. История Рязанской ДС: (1724-1840). Рязань, 1889. С. 172, 205, 208; Владимир (Добролюбов), архим. Ист.-стат. описание Рязанского 3-кл. муж. Св.-Троицкого мон-ря. Рязань, 1890. С. 46; Сенаторский Н. П. Перенесение архиерейской кафедры из Белгорода в губернский г. Курск//Курские ЕВ. 1890. 50. С. 872; К биографии преосв. Илиодора, еп. Курского и Белоградского//Курские ЕВ. 1892. 4. Ч. неофиц. С. 52-57; К жизнеописанию Илиодора, архиеп. Курского и Белоградского//Там же. 18. Ч. неофиц. С. 251-254; Танков А. А. Высокопреосв. архиеп. Курский Илиодор: (Из истории управления его Курской епархией)//Там же. 1894. Ч. неофиц. 44, 49; 1895. 6; 1897. 17; Златоверхников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 5, 8-9, 45; Бугров Ю. А. История Курской епархии. Курск, 2003; Раздорский А. И. Церковно-ист. и стат. описание Курской епархии 1850-х гг.//События и люди в док-тах курских архивов.

http://pravenc.ru/text/389289.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010