2. Чепурин Николай Викторович – 30 000; Чуков Николай Кириллович – 30 000; б) Богословско-Пастырское училище. 1. Егоров Гурий Михайлович – 30 000; 2. Егоров Лев Михайлович – 30 000; 3. Левитский Павел Петрович – 30 000; 4. Тихонов Иннокентий Дмитриевич – 30 000» 338 . Помимо учебных занятий, студенты, как и в прошлом учебном году, продолжали активное участие в местной церковно-приходской жизни. Главное – они проповедовали. Эта работа велась не только в самом Петрограде, но и в других местах, где студенты жили некоторое время. В течение учебного года было устроено несколько паломничеств и братских собраний. В июне и июле со своими наставниками слушатели посетили Макарьевскую пустынь и Александро-Невскую лавру. Братские собрания студентов с наставниками проводились 2 августа, 11 января на Рождество, 17 февраля при открытии портрета Святейшего Патриарха и 16 апреля – в понедельник на Пасхальной неделе. На всех этих собраниях присутствовал Владыка Митрополит, викарные епископы и ближайшие друзья института из духовенства и Общества приходов. С конца ноября, по инициативе прот. М. В. Митроцкого и обычно под его председательством, открывались воскресные собрания, проводимые один или два раза в месяц. На них студенты при участии ректора, проректора и некоторых наставников объясняли очередное Евангелие и обсуждали богословские и церковные вопросы. Таких собраний было десять. Для полноты картины жизни в Богословском институте необходимо отметить то большое участие, которое принимала в благоустройстве института студенческая коллегия. Коллегия состояла из четырнадцати человек по семь первого и второго курсов. Председателем ее был иеромонах Макарий, его помощником – игумен Серафим. Оба они были избраны представителями студентов в Совет института. Секретарем коллегии определили А. В. Зиновьева. От Совета института присутствовали проректор и профессор Ф. К. Андреев. Коллегия рассматривала вопросы об издании лекций и распределении учебных занятии, о времени и условиях сдачи зачетов, об организации церковного сбора и установлении связи между институтом и приходами, о совершении паломничества, торжественных богослужений, устройстве собраний, об оказании материальной помощи студентам. Коллегия при участии студентов соорудила крест с украшениями для ношения его преемственно ректорами Петроградского Богословского института и портрет Святейшего Патриарха Тихона. Члены коллегии – доктора медицины А. М. Скородумов, В. П. Пивоваров и В. В. Грабовская – оказывали медицинскую помощь наставникам и слушателям института. В конце учебного года особая комиссия из В. В. Соболевой, В. В. Грабовской и А. В. Зиновьева при участии проректора выработала проект положения о коллегии студентов. Этот проект (см. Приложение), одобренный 19 марта общим собранием студентов, 2 мая был утвержден Советом института.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 марта 1920 г. иеромонах Нектарий (Трезвинский) был временно командирован для исполнения настоятельских обязанностей в Екатерининский собор г. Ямбурга, 22 июня иеромонах Илларион (Клементьев) - в Заболотскую Преображенскую церковь Новоладожского уезда, а 30 августа 1920 г. иеромонах Герасим (Бекетов) - в Николаевскую церковь с. Саблино Царскосельского уезда. Оставалась Лавра и «школой архиерейских кадров». Один из руководителей Александро-Невского братства, иеромонах Иннокентий (Тихонов), в 1921 г. был возведен в сан архимандрита, а 10 апреля 1922 г. хиротонисан в Троицком соборе Лавры митрополитом Вениамином и другими архиереями во епископа Ладожского, викария Петроградской епархии. Примерно в это же время - 7 апреля 1922 г. - в Троицком соборе владыкой Вениамином была совершена хиротония во епископа Петергофского наместника обители архим. Николая (Ярушевича). Таким образом, предвидя скорые жестокие гонения, Петроградский митрополит пополнил число своих викариев с трех до пяти за счет самых преданных помощников из числа насельников Лавры. Не прекращалась и традиционно активная благотворительная деятельность обители. В 1920 г. здесь по благо­словению владыки Вениамина открылся пункт сбора средств для помощи голодающим, уже к октябрю собравший пожертвований на сумму около 10 тысяч рублей. Непрестанно творили монашествующие дела милосердия - шел сбор по­жертвований от богомольцев на содержание детей, оставшихся без родителей, неимущие ежедневно обеспечивались бесплат­ными обедами. До лета 1920 г. действовала лаврская богадельня, но и после ее закрытия, с июля, содержавшимся в ней четырем бедным старушкам выделяли на хлеб ежемесячно по 45 руб., а затем в связи с инфляцией и большие суммы. В марте 1922 г. в Лавре был устроен пункт питания голодающих, работу которого организовали иеромонахи Лев, Гурий (Егоровы) и Варнава (Муравьев) [xii] . Следует упомянуть, что когда в январе 1920 г. в Лавру поступило письмо странника Михаила Иванова из села Пушкино Московской губернии с просьбой оказать материальную помощь на издание акафиста новоявленной иконы Державной Божией Матери, ему выслали 250 руб.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В нем поселилось и несколько сестер из Братства, выпущенных к тому времени из лагерей. Ташкентской епархией управлял в то время митрополит Арсений 5 . К нему за разрешением служить Литургию в домашних условиях и обратился отец Гурий. Митрополит благословил и дал для этого антиминс. В 1934 году 2 сентября отец Гурий тайно постриг Константина Николаевича в мантию, дав ему имя Иоанн в честь святителя Иоанна Златоустого. А в 1936 году 14 сентября епископ Иннокентий (Тихонов) в Старой Руссе также тайно рукоположил монаха Иоанна в иеродиакона, а на следующий день — в иеромонаха. В конце 1937 года положение тех, кто был ранее арестован, стало очень тревожным. Необходимо было скрыться где-то еще глубже. И здесь смогла послужить отцу Гурию Елизавета Николаевна. На ее имя в глухом поселке Беш-Бала под Ферганой в 1938 году был приобретен маленький домик. Переезд отца Гурия в Беш-Балу, как вспоминает архиепископ Михей, был вызван тем, что с 1937 года проживание в Ташкенте лиц, осужденных за веру во Христа, существенно осложнилось. А такими были и отец Гурий, и живущие с ним Н. С. Яковлева 6 , и А. С. Заспелова 7 . Покупка дома была оформлена на Елизавету Николаевну. За ней, как пишет митрополит Иоанн, по утрам приезжал экипаж и отвозил ее на работу в больницу. Дом этот, будучи в 1938 году основным центром Александро-Невского братства, был, таким образом, в глазах у всех домом всеми уважаемого врача. Врачом Елизавета Николаевна действительно была превосходным. Господь всегда помогал ей точно поставить диагноз и назначить правильное лечение. И узбеки, и русские за это ее очень любили. В земляном полу этого дома было вырыта ниша, и в ней находился алтарь храма в честь Всех Святых в Земле Российской просиявших. Забегая несколько вперед, скажем, что молился в этом храме и будущий архиепископ Михей. Из его уст, а также со слов тех, кто жил тогда с отцом Гурием, известен следующий замечательный факт. Узбеки, находясь вблизи этого дома при совершении в нем богослужений, неоднократно слышали очень тихое, но необычайно красивое пение.

http://pravmir.ru/zhizn-arhiepiskopa-mih...

Скачать epub pdf 25 марта 2019 г. исполнилось 30 лет со дня блаженной кончины митрополита Иоанна (Вендланда) – выдающегося иерарха Русской Православной Церкви второй половины ХХ в. В 1957–58 гг. владыка Иоанн (будучи еще архимандритом) занимал должность ректора Киевской духовной семинарии. К годовщине смерти митрополита Иоанна мы публикуем нескольких его писем киевского периода. Все они были адресованы другому известному иерарху – митрополиту Гурию (Егорову). Эту публикацию необходимо предварить кратким рассказом о совершенно особом жизненном пути митрополита Иоанна 1 . Будущий владыка родился 1(14) января 1909 г. в Петербурге в семье юриста Адмиралтейства Н. А. Вендланда. В крещении он был назван Константином. В 1930 г. К. Вендланд окончил Ленинградский горный институт, получив специальность инженера-геолога. Обучаясь в институте, он также посещал лекции на Богословско-пастырских курсах, которые тогда еще действовали в Ленинграде. Уже в это время в его душе созревает желание принять священный сан и послужить Церкви. Еще будучи студентом, в 1928 г., Константин Вендланд познакомился с архимандритом (впоследствии – митрополит) Гурием (Егоровым, 1891–1965) 2 , который стал его духовным отцом. В начале 1930-х гг. К. Ведланд работал геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. В 1933 г. он переехал в Ташкент, где работал на кафедре петрографии в Среднеазиатском индустриальном институте. Переезд в Ташкент был связан с тем, что именно здесь поселился после пятилетней ссылки архимандрит Гурий. До 1945 г. К. Вендланд жил в Ташкенте, работая преподавателем в высших учебных заведениях. Архимандрит Гурий создал в Ташкенте православную общину, для которой совершал богослужения на дому. К этой общине принадлежал и Константин Вендланд. 2 сентября 1934 г. архимандрит Гурий тайно постриг его в монашество с именем Иоанн в честь святителя Иоанна Златоуста . В 1936 г. по рекомендации архимандрита Гурия епископ Старорусский Иннокентий (Тихонов) рукоположил о. Иоанна в иеромонаха. С этого времени иеромонах Иоанн тайно совершал богослужения в домовом храме в Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

В 1930-е годы как и многие церкви Успенский храм был закрыт и превращен в склад и вновь открылся в марте 1945 г. как кафедральный собор. В Успенском кафедральном соборе находятся мощи святителя Иннокентия, Пензенского Чудотворца, а в ограде собора, у алтаря, захоронены архиепископы Серафим (Тихонов) и Феодосий (Погорский). В советское время лишь Успенский собор и Митрофановская церковь были действующими. В годы, когда пензенские церкви закрывались и разграбливались, жителям Пензы удавалось спасти некоторые иконы, которые были выброшены на улицу. http://www.penza-gorod.ru/ Последним по времени постройки храмом города (до революции) является Успенский кладбищенский собор. История его возведения такова: с 1836 года на Мироносицком кладбище находилась церковь во имя святых Жён Мироносиц. 21 ноября 1899 года она сгорела и тогда стараниями настоятеля храма протоиерея Григория Николаевича Феликсова, церковных старост, купцов М. Е. Ивановского, С. Л. Тюрина и мещанина А. Д. Гуторова на пожертвования жителей Пензы, решено было рядом со сгоревшим храмом, выстроить более вместительный храм. Проект храма разработал губернский инженер Александр Гаврилович Старжинский (1850-1906), автор проектов многих храмов и зданий в губернии, среди которых Троицкий собор Троицкого женского монастыря, первого корпуса Пензенской Духовной семинарии и общежития, здания корпуса Епархиального женского училища (ныне Пензенский государственный краеведческий музей) и др. Проект Успенского храма, который он реализовал на практике, был разработан ещё в 1895 году, и как говорят " ждал своего часа " . В 1901 году получено благословение Священного Синода, выдавшего грамоту на строительство. В 1905 году состоялось освящение всех трёх приделов. Успенский храм имеет традиционную объёмно-пространственную композицию, характерную для подобных построек, выполненных в так называемом русском национальном стиле. В 1922 году городскими властями кладбищенский Успенский храм был передан обновленцам. 25 октября 1931 года в связи с решением обновленческого епархиального управления о слиянии " синодальных " (обновленческих) общин Богоявленской, Петропавловской, Покровской церквей, Успенский храм получил статус кафедрального собора.

http://sobory.ru/article/?object=18552

В 1990-1994 годах рядом с собором был построен Благовещенский храм-крестильня. В 2000-2021 годах в Успенском соборе пребывали мощи святителя Иннокентия Пензенского — одна из главных святынь епархии. За алтарем собора покоится прах архиепископов Феодосия (Погорского; перезахоронен из Уфы в августе 1996 года) и Серафима (Тихонова). В 2015-2017 годах над их погребением был построен небольшой храм-усыпальница в честь великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя обоих владык по их мирским именам. С 2014 года при храме действует музей архиепископа Серафима (Тихонова). Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов), почти 22 года управлявший Пензенской епархией , и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл находились в дружеских отношениях. Оба они — выпускники Ленинградской духовной академии и воспитанники митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) . Владыку Серафима митрополит Никодим рукоположил в иеродиакона в храме апостола Иоанна Богослова при Ленинградской духовной академии 21 мая 1965 года. В дальнейшем владыка Никодим руководил первыми шагами своего воспитанника, включал его в состав делегаций в международных поездках от Отдела внешних церковных сношений. В частности, в ноябре 1969 года состоялась поездка в Японию, делегацию возглавлял митрополит Никодим как председатель ОВЦС, в составе делегации также были: епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев) — будущий Патриарший экзарх всея Беларуси, будущий архиепископ Пензенский иеромонах Серафим и иеромонах Кирилл — будущий Патриарх Московский. Это была их первая совместная международная поездка. Через год, в ноябре 1970 года, на тот момент уже игумен Серафим был назначен членом и секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме . В ноябре 1970 года он прибыл на Святую Землю, там находилась паломническая делегация во главе с митрополитом Никодимом, в составе которой также присутствовал будущий Предстоятель Русской Церкви. Именно эта делегация вводила в курс дел в Русской духовной миссии вновь прибывшего игумена Серафима.

http://patriarchia.ru/db/text/5938076.ht...

назначен помощником инспектора Курской духовной семинарии. В сентябре 1912 г. перемещен на должность инспектора параллельных классов Курской духовной семинарии в г. Рыльске. В октябре 1912 г. рукоположен в сан иерея. В 1919 году командирован в Палестину по делам Русской духовной миссии. С 1921 г. по 1931 г. занимал должность инспектора духовных семинарий в Югославии. В 1921 г. избран на Русский Зарубежный Церковный Собор в Сремских Карловцах (Югославия). Принимал участие в работе Собора. С 1931 г. по 1950 г. служил в Свято-Троицкой церкви г. Белграда. Протоиерей. С 1945 г. настоятель Свято-Троицкой церкви в Белграде, перешедшей под омофор Московского Патриархата. Благочинный русских приходов в Югославии (1945). В феврале 1950 г. возвратился в СССР и назначен ректором Саратовской духовной семинарии. В июне 1953 г. переведен ректором Минской духовной семинарии. В 1956 году – ректор Одесской духовной семинарии. В июле 1957 г. переведен на должность настоятеля Смоленского Успенского собора и назначен секретарем управляющего Смоленской епархией. В феврале 1951 г. удостоен ученой степени магистра богословия. В апреле 1959 г. принял в Троице-Сергиевой Лавре монашеский постриг, возведен в сан архимандрита. В мае 1959 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. В октябре 1964 г. уволен на покой. Иннокентий (Тихонов Борис Дмитриевич) (1889–1937), архиепископ. Из мещан. Окончил Петроградскую духовную академию (1915). Иеромонах (1913). Духовник больных и раненых воинов в подвозном автомобильном перевязочном отряде (1914). Духовник при втором Серафимовском лазарете (1915). Полковой священник Терского казачьего полка (1915). В 1915–1916 гг. состоял профессорским стипендиатом Петроградской духовной академии при кафедре Церковной археологии. В 1917 году поступил в число братии Александро-Невской Лавры. Один из основателей Александро-Невского братства; возглавлял внутри братства кружок любителей православного богослужения. В 1918 г. назначен правителем дел Духовного Собора Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так был убит выдающийся деятель церковной истории ХХвека, один из самых известных петербургских священников постреволюционного времени, преподобномученик архимандрит Лев (Егоров). История кончины отца Льва до недавнего времени оставалась неизвестной. Органы госбезопасности сообщили родственникам ложную информацию о его смерти 25 января 1942 года в лагере поселка Осинники Кемеровской области от несчастного случая на шахте. Эти сведения попали во все опубликованные в 1990-е гг. биографические справки. Точные обстоятельства заключения и смерти отца Льва были выявлены при архивных исследованиях петербургским историком М.В. Шкаровским. «Вся Россия знает братьев Егоровых!» По свидетельству известного церковного историка А. Краснова-Левитина, отец Лев Егоров был «одним из лучших представителей петербургского ученого монашества». Это о нем и его брате-священнике, иеромонахе Гурии, согласно преданию, сказал митрополит Антоний (Храповицкий) : «Вся Россия знает братьев Егоровых!». Блестяще образованный человек, Леонид Егоров был выпускником Историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, где занимался у профессора Державина методикой русского языка. Будучи студентом, он преподавал словесность в средних ученых заведениях столицы. В 1915 году Леонид был пострижен в монахи Александро-Невской Лавры с именем Лев и возведён в сан иеродиакона и иеромонаха (в этом же году принял монашеский постриг с именем Гурий его младший брат Вячеслав). Иеромонах Лев (Егоров), иеромонах Гурий (Егоров), архимандрит Иннокентий (Тихонов), 1921 год. Фото: газета «Кифа» Известные еще до революции православные миссионеры, в 1919 году братья Егоровы основали в Петрограде Александро-Невское братство. В состав братства принимались миряне, как мужчины, так и женщины. Первоначально центром жизни братства была Крестовая митрополичья церковь Александро-Невской Лавры. Затем, с назначением о. Льва на пост настоятеля Феодоровского собора в честь 300-летия Дома Романовых , центр автоматически переместился в «романовский» храм.

http://pravmir.ru/prepodnobnomuchenik-le...

В 1921 году семья Вендландов вернулась в Петроград, где Костя успешно закончил школу, а затем поступил в Ленинградский горный институт на геологический факультет. Учился он блестяще. По мнению учителей, известных геологов В. А. Николаева и В. П. Лодочникова, в студенческом кругу наиболее выделялись своими способностями двое – К. Н. Вендланд и В. С. Соболев. Последний стал академиком, крупным ученым, теоретически предсказавшим возможность нахождения алмазов. Будущий Владыка, послужив геологии, избрал себе другое поприще. Однако вначале о геологии. Молодой ученый Вендланд учился, работал в Геологическом комитете, участвовал в экспедициях. Но это была видимая часть жизни. Существовала еще одна, потайная. В это время он посещал эстонско-русский православный храм в Ленинграде, где настоятелем был отец Александр Пакляр. Вместе со своими сестрами учился на Богословско-пастырских курсах, где и познакомился со своим духовным отцом – будущим митрополитом Гурием (Егоровым, 1881–1965). В конце 20х годов он совмещал учебу с обязанностями внештатного псаломщика киновии Александро-Невской Лавры, под Ленинградом. По ходатайству старосты храма за труды в киновийском храме викарий митрополита Ленинградского епископ Лужский Амвросий (Либин, умер в 1941) посвятил Константина во чтеца. Закончил Ленинградский горный институт, Константин Вендланд работал на Ключевском хромитовом руднике, был научным сотрудником Центрального научно-исследовательского геолого-разведочного института. Летом 1933 года К. Вендланд вновь встретился с архимандритом Гурием, возвратившимся к тому времени со строительства Беломорканала. Именно тогда молодым геологом было принято окончательное решение принять монашеский постриг. Обстоятельства жизни сложились следующим образом. Профессор В. А. Николаев предложил своему ученику должность ассистента кафедры петрографии в Среднеазиатском индустриальном институте. Отец Гурий одобрил это предложение, и они вдвоем поехали в Ташкент. 2 сентября 1934 года отец Гурий совершил монашеский постриг чтеца Константина Вендланда с именем Иоанн, в честь святого Иоанна Златоуста . «Мы жили, – вспоминал впоследствии Владыка Иоанн, – удивительной жизнью. С одной стороны, глубоко церковной, с другой – активно гражданской. До сих пор я считаю такое соединение самым лучшим». В 1936 году епископ Старорусский Иннокентий (Тихонов, 1889–1942) рукоположил монаха Иоанна и иеродиакона, а через несколько дней – во иеромонаха.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Досрочно освободившись из лагеря в июле 1933 г. как «подлинный ударник Беломорстроя», архимандрит Гурий на короткий срок вернулся в Ленинград, но проживать там и служить не имел права. Он переехал в город Бийск на Алтае, где к нему присоединился молодой геолог — Константин Николаевич Вендланд (будущий митрополит Ярославский Иоанн), ставший его духовным сыном. У архимандрита Гурия было тайное решение: по возможности перебраться в Казанско-Богородицкий мужской монастырь в китайском городе Харбине, а оттуда в Японию к митрополиту Сергию (Тихомирову). Но в итоге они оказались в Ташкенте. Официально «пребывая на покое» с 1933 по 1944 г., архимандрит Гурий руководил небольшой общиной из своих духовных чад. Он получил от митрополита Арсения (Стадницкого) благословение на тайное служение в домашних условиях и антиминс для совершения Божественной литургии. В сентябре 1934 г. архимандрит Гурий совершил тайный постриг в монашество К. Н. Вендланда с наречением имени Иоанн, а в сентябре 1936 г. епископ Иннокентий (Тихонов), служивший викарием в Старой Руссе, рукоположил монаха Иоанна во иеродиакона и иеромонаха. В 1937 г. архимандрит Гурий заболел крупозным воспалением лёгких, и это способствовало его знакомству с епископом Лукой (Войно-Ясенецким), осуществлявшим врачебную практику в Ташкенте. В 1938 г. архимандрит Гурий с частью общины, опасаясь ареста, переселился в предместье Ферганы — кишлак Беш-Бала, где был куплен частный дом. В земляном полу дома была вырыта ниша, в которой находился алтарь домашнего храма в честь всех святых, в земле Российской просиявших. В 1939 г. из Ленинграда в Фергану переехал Александр Хархаров (будущий архиепископ Ярославский Михей), который также стал духовным сыном архимандрита Гурия. Тайная община архимандрита Гурия в пос. Беш-Бала под Ферганой. 1940 г. После крушения обновленческой организации Патриарх Сергий в феврале 1944 г. направил архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына) в Ташкент для принятия покаяния от обновленцев и устройства церковной жизни в Среднеазиатской епархии. Благодаря его приезду архимандрит Гурий после длительного «подполья» получил возможность выйти на открытое служение: в июне 1944 г. он был назначен настоятелем Покровского собора Самарканда, но в октябре того же года указом епископа Ташкентского и Среднеазиатского Кирилла (Поспелова) переведён в Фергану. Причиной перевода послужили внутриобщинные конфликты в самаркандском соборе и обострившаяся болезнь. В апреле 1945 г. архимандрит Гурий получил назначение в Ташкент на должность секретаря Епархиального совета с введением в причт Александро-Невского храма. 

http://bogoslov.ru/article/6172382

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010