Св. Макарий Унженский † 25 июля 1504. (Строит. Давид Хвостов , 1596–1608). Иона , 1598. Иоасаф , 1607–10. Зосима , 1613–25. Макарий , 1625–33. Макарий , второй, определён 22 февр. 1634; до 1638. Пафнутий , 1638–40, уединился. После в Московском Богоявленском. Иосиф Норкин , 1640–52, уволен. Пафнутий (вторично), бывший Московского Богоявленского, определён 1 апр. 1652 и 53. Карион , 1653–59, уволен. Пафнутий (третично) с 28февр. 1659–1661, в янв. отошёл в Кусскую пустынь и там †. Сергий , бывший архим. (какого монастыря?) определён 7 февр. (sic) 1661–63, оставлен. Нафанаил , 1663–66, оставлен. Никита , 1666–75, отрешён. Митрофан 1675 перев. из Владимирского Козмина, а 2 апр. 1682 хирот. в епископа Воронежского. Иона , 1682–88. Феодосий 1688–91. Спиридон , 1691–94. Иона , 1694–99. Трифиллий , 1699 и 1700. Леонид , 1700–14. Леонтий Павлов перев. из Кривоезерского, 1714–27. Александр , 1727 и 28. Леонтий (вторично) 1728–1741; † … Ефрем , 1741–44, отрешён. Александр , 1744–50. Варсонофий , 1751. Гурий , 1751–58. Анастасий , 1758–61. Иосиф , 1761–63. Амвросий , архим., 1763–70. Иероним , архим., 1770–74. Митрофан , 1774–82. Иосиф , 1782–92. Транквиллин , 1792–1800. Иринарх , 1800–6. Гедеон , 1806–20. Макарий 1820 перев. из Железноборовского; архим. с 1829 по 1838. Дионисий Муравьев , архим., 1839 перев. из Паисиина; до 1850 († …?). Платон , архим., в нояб. 1850 перев. из Чухломского Авраамиева; до 1867 († …?). 266 Иннокентий , архим., 1867 и 68. 4 Тихонов Николаевский под городом Духом, основан св. Тихоном Луховских в исх. XV века. В 1681г. приписан к Ново-Иерусалимскому; 1743 отписан. С 1764 третьеклассный. [IV, 870; VI, 399.] Св. Тихон Луховский, строит., † 16 июня 1492; в лике святых с 1569. Игумены Константин , 1569. Иона , 20 июня 1577. Антоний , 1583 и 84. Ферапонт , 1592–99. Мисаил , строит., 1602. Иона , 1608, 30 сент. 1614. Сергий , 1624–27. Иоаким , 1630–34. Евфимий перев. из Авраамиева Городецкого 3 авг. 1634. Корнилий определён 15 июня 1635. Феодосий , 1638 и 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы коснемся трех таких общин, о жизни которых сейчас достаточно подробно известно. Первая община была связана с Петроградом и окормлялась молодыми иеромонахами – ближайшими учениками и помощниками священномученика митрополита Вениамина (Казанского). Вторая группа общин возникла и существовала в Москве. Ее основателями были насельники известной Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. И, наконец, третья известная нам сейчас группа изначально подпольных монашеских общин возникла в Оренбурге. Уже весной 1922 г. в Петрограде по благословению митрополита Вениамина (Казанского) были созданы две нелегальные монашеские общины. Их основателем был тогдашний благочинный женских монастырей Петроградской епархии архимандрит Гурий (Егоров). Его положение помогло ему поселить на покинутом подворье Серафимо-Дивеевского монастыря в местечке Старый Петергоф (его храм действовал тогда как приходской) пять-шесть молодых девушек – новоначальных монахинь с их духовником иеромонахом Варсонофием (Веревкиным) . Другая нелегальная монашеская община обосновалась в Петрограде, на Конной улице. Ею руководил сам отец Гурий. Обе общины были тесно связаны с Александро-Невским братством, действовавшим в Петрограде с 1918 г. 95 . Братство было создано во исполнение призыва патриарха Тихона к защите Церкви, прозвучавшего в его послании от 19 января 1918 г., и поначалу его целью была охрана церковного достояния от посягательств со стороны новой власти. Однако очень скоро Александро-Невское братство стало вести просветительскую, благотворительную, пастырскую работу, став самым крупным церковно-общественным объединением Петрограда и признанным лидером православных северной столицы. В сентябре 1918 г. его создание приветствовал в своей специальной грамоте патриарх Тихон. Общее руководство его деятельностью осуществлял митрополит Петроградский Вениамин, а непосредственно жизнью братчиков руководили его ученики, молодые иеромонахи Иннокентий (Тихонов), будущий епископ Старорусский, братья Гурий и Лев (Егоровы). Основание двух нелегальных монастырей явилось логическим продолжением деятельности Александро-Невского братства, члены которого стремились жить напряженной духовной жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Варсонофий посетил святыни Пензенской и Сердобской епархий августа 2019 Совершая паломническую поездку на свою малую родину в село Малиновку, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий посетил 3 августа святыни Пензенской и Сердобской епархий. Его Высокопреосвященство сопровождают протоиерей Сергий Куксевич, духовенство Санкт-Петербургской епархии. В сопровождении митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима архипастырь помолился в Успенском кафедральном соборе Пензы перед мощами святителя Иннокентия, епископа Пензенского, и чтимыми иконами. С 1988-го по 1991-й годы при епископе Пензенском и Саранском Серафиме (Тихонове) владыка был настоятелем собора. В часовне, где погребены архиереи Пензенской епархии - епископ Феодосий (Погорский) и архиепископ Серафим (Тихонов), была совершена заупокойная лития. Вместе с губернатором Пензенской области Иваном Белозерцевым и председателем Заксобрания Валерием Лидиным гости ознакомились с ходом строительства кафедрального собора Всемилостивого Спаса. В Сердобской епархии владыка побывал на городском кладбище - месте погребения своего духовного отца схиархимандрита Михаила (Кожевникова). Была отслужена заупокойная лития. Иерарх помолился в Михайло-Архангельском кафедральном соборе, где с 1975-го по 1976-й годы перед поступлением в Московскую духовную семинарию нес послушания просфорника, истопника, сторожа и алтарника. Собору было подарено Страстное Евангелие. Заупокойное богослужение также было совершено на могиле матери митрополита Владимира (Котлярова ) - Гликерии Котляровой (+ 1966), погребенной на кладбище в Ртищеве. ИА " Вода живая " , 03.08.19 Поделиться 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

...Помню, я посмотрел на митрополита, и мне понравилось великое спокойствие на лице у него, и мне стало хорошо за него, за себя и за всю церковь ». X. После приговора Суд над митрополитом Вениамином будущий священномученик Иннокентий Тихонов уподобляет суду, которым был судим Господь наш Иисус Христос . В письме к своим духовным чадам из ссылки он приводит слова службы утрени Великого Пятка: «Уже омакается трость изречения, от судей неправедных, Иисус судим бывает, и осуждается на крест». Затем он спрашивает в своем письме: «Знаешь, что это значит, какая это трость? Трость, которой в древности писали. Мы бы сказали теперь вместо этих слов: “…Уже омакается перо приговора”. Так и встает перед нами картина беззаконного суда. Слушали и постановили. И пишется неправое решение». Поздним вечером 5 июля провозглашен смертный приговор десятерым. Митрополита Вениамина и епископа Венедикта увозят, как и всегда, в ДПЗ (дом предварительного заключения) на Шпалерную. Остальных восьмерых выводят на улицу и сажают в грузовик. Едут при полном молчании. Отец Михаил Чельцов вспоминает одну фразу Юрия Новицкого, обращенную к нему: «Вас вместе с нами к расстрелу? А знаете ли, вы наш лучший повод к кассации». Конечно, кассационные жалобы защитники подают немедленно, обращаются и в Верховный ревтрибунал при ВЦИК с просьбой отменить обжалуемый приговор. Обращаются и с двумя другими просьбами – об изменении всем осужденным меры репрессии и о помиловании. Все возможные формальности соблюдены. Между тем грузовик с восемью осужденными на смерть направляется к 1-му исправдому. На улицах совсем никого. Только около Сергиевского собора (на углу Сергиевской улицы, ныне Чайковского, и Литейного проспекта) небольшая кучка людей – из нее кто-то благословляет. Тесным кольцом конвоируют курсанты; впереди и позади – чекисты на двух автомобилях. В тюрьме приговоренных тщательно обыскивают, размещают в нижнем этаже, где обычно проводят дни смертники. Размещают их по двое. Протоиерея Михаила Чельцова с архимандритом Сергием Шеиным. Познакомились они недавно, только на суде. Камера – одиночка; очень мала. Каждый старается уступить другому. Отец Сергий заявляет, что он монах и ему не подобает нежиться. Как-то устроились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сщмч. Иннокентий (Тихонов), как никто остро переживший эсхатологическую природу братства, писал: «Братство есть старая, но забытая и обновляемая форма церковной жизни. Оно есть жизнь Церкви в Церкви, которая не есть какое-то внешнее учреждение, но, напротив, семья наша, истинное единение наше во Христе…» . «Кажется, все Господь возьмет от нас на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, самую Церковь, братское общение наше в благодати. Если оно сохранится, то все может быть спасено, а если оно утратится, то не будет и благодати христианской жизни» . В 1932, а затем в 1937 гг. в результате массовых репрессий, направленных против руководителей братств и их членов, большинство братств были уничтожены. Немногочисленные исключения, подобные братствам еп. Макария (Опоцкого) существовали на глубоко нелегальном положении. Тем не менее, память о братствах, тяга к общей братской жизни сохранялись в Церкви и народе и разгорались при первой же возможности. Так, в 60-е годы Борисом Талантовым было создано Братство Вятских христиан. А в 1970-х годах берет свое начало общинно-братское движение, возглавляемое священником Георгием Кочетковым. Начало 90-х также было ознаменовано явлением ряда православных братств, и по сей день продолжающих свое существование. ВОПРОСЫ Несмотря на то, что «константиновский» период жизни Церкви завершился в нашей стране в 1917 г., несмотря на то, что история показала, что братства более верны и надежны, чем приходы, что именно они являются настоящей опорой Церкви, за последние 25 лет в церковной жизни нашей страны восстанавливались в основном приходы. Почему так произошло? Каким должно быть на настоящий момент соотношение приходской и братской жизни? Проф. свящ. Георгий Кочетков : Это большой вопрос. Трудно на него ответить кратко, что неизбежно с собой несёт какую-то редукцию смысла. И всё же попробую. Мне кажется, что после такого разгрома, которому подверглась Церковь в нашей стране в XX веке, представить себе восстановление сразу общин и братств было почти невозможно. Восстановление Церкви Сталиным после 1943 года совершалось по лекалам Кремля и соответствующих органов, а совсем не по планам церковной иерархии или церковного народа. Весь наш народ был рассеян, люди были атомизированы, ничему не научены, священники не образованы. Не было возможности давать нормальное образование ни священнослужителям, ни даже епископам. Епископов было очень мало, храмов было тоже очень мало. Вся церковная жизнь находилось в кризисе. Христианская культура нашей страны к концу существования советской власти была практически уничтожена. Откуда же могли взяться у нас такие деликатные, утончённые цветы, как общины и братства?!

http://bogoslov.ru/article/4767309

Таким образом, число иерархов так или иначе (устно или письменно) высказавшихся за избрание митрополита Кирилла Всероссийским патриархом, достигает 69-ти (не считая митрополита Сергия). Напомним, что число иерархов, подписавших акт о вступлении митрополита Крутицкого Петра в права патриаршего местоблюстителя, составляло 60 человек, из которых часть епископов к концу 1926 года оказалась в заключении, например: архиепископ Херсонский Прокопий (Титов), архиепископ Иркутский Гурий (Степанов) , епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), епископ Каменец-Подольский Амвросий (Полянский), епископ Гомельский Тихон (Шарапов), епископ Житомирский Аверкий (Кедров), епископ Петропавловский Алексий (Буй), архиепископ Владимирский Николай (Добронравов) , епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов) и др., некоторые иерархи, как, например, епископ Малоярославецкий Иоасаф (Шишковский-Дрылевский), епископ Иваново-Вознесенский Августин (Беляев), пребывали в ссылке. Наконец, несколько человек из числа иерархов, подписавших акт о вступлении митрополита Петра Крутицкого в права патриаршего местоблюстителя, уклонились в григорианский раскол, а следовательно, и не могли участвовать в выборах патриарха, это: архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский), епископ Царицынский Тихон (Русинов), епископ Бутурлиновский Митрофан (Русинов), епископ Можайский Борис (Рукин), епископ Симбирский Виссарион (Зорин). Итак, из 60-ти архиереев, поставивших свою подпись 12 апреля 1926 года, по крайней мере, 16 человек были лишены возможности голосовать, либо в силу физической невозможности это сделать (будучи в заключении или ссылке), либо в силу своей канонической несостоятельности (являясь раскольниками). Был лишен возможности участвовать в выборах и сам митрополит Петр Крутицкий. Оттого мнение, по меньшей мере, 69-ти иерархов Церкви становилось еще более весомым. Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба Церкви, если бы епископат более решительно обратил внимание на факт почти удавшейся попытки избрания митрополита Кирилла патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На предложение похоронить владыку Иоанна в ограде собора власти ответили согласием, что само по себе было чудом Митрополита Иоанна очень уважали ярославские власти. И на предложение похоронить его в ограде собора ответили согласием, что само по себе было чудом. Ведь много десятилетий при советской власти священство не хоронили возле храмов. Сейчас это место упокоения – настоящий православный некрополь. Рядом с могилой митрополита Иоанна захоронен его друг, архиепископ Михей (Хархаров), перезахоронен (с заброшенного кладбища) епископ Исаия (Ковалев). Все трое лежат под каменными крестами. Народная тропа сюда не только не зарастает, а с каждым годом становится только шире. Могилы утопают в цветах, горят лампадки. Митрополит Иоанн говорил своим близким перед уходом: «А могилки надо посещать». Но как же примирить сердце: могилки исчезают, и уничтожает их не только время – уничтожает и недобрая человеческая воля. И посещать нечего. Из основателей Александро-Невского братства, к которому принадлежал митрополит Иоанн, почти ни у кого нет могилы. Нет ее у митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). Место его расстрела неизвестно. Нет могилы родного брата митрополита Гурия, преподобномученика архимандрита Льва (Егорова). Расстрелян. Официальный документ о смерти архимандрита Льва владыка Гурий получил только в середине 1950-х годов. Тогда и отпел брата. Информацию органы госбезопасности дали ложную: якобы умер 25 января 1942 года. В те времена многое списывали на войну. На самом деле он был расстрелян 20 сентября 1937 года. Теперь в этот день Русская Православная вспоминает преподобномученика Льва, причисленного в 2003 году к лику святых. По приговору НКВД расстрелян и погребен в общей могиле архиепископ Иннокентий (Тихонов). Причислен к лику святых Украинской Православной Церковью. Это он в 1936 году тайно рукоположил монаха Иоанна (Вендланда) во диакона и священника. Нет могилы архимандрита Варлаама (Сацердотского). Расстрелян. Не сохранились могилы родных митрополита Иоанна. В блокадном Ленинграде умерла его тетя Екатерина Антоновна, родная сестра отца. Умерла двоюродная сестра Кити Лермонтова, известный советский палеонтолог. Она осталась с матерью в блокадном Ленинграде. Обе умерли от голода и погребены на Пискаревском кладбище.

http://pravoslavie.ru/157758.html

К 1917 году в Благовещенской епархии было уже 96 церквей, 2 монастыря, 83 церковно-приходских школы (более 4 тыс. учащихся). Епархиальное духовенство составляли 91 священник, 17 диаконов. В одном только Благовещенске действовало более 20 православных храмов. Все они в годы гонений на Церковь были разрушены, а Благовещенский кафедральный собор сгорел в 1924 г. Албазинская икона Божией Матери была помещена в Ильинскую часовню, где находилась до 1938 г., а затем оказалась в закрытых запасниках Амурского областного краеведческого музея. В период войн и революций Благовещенской епархией управлял Преосвященный Евгений (Зернов). С его арестом в августе 1924 года, жизнь Благовещенской епархии фактически замерла. Хотя имеются сведения, что в 1930-1932 и в 1932-1935 годах Благовещенскую кафедру поочередно возглавляли епископы Иннокентий (Тихонов) и Герман (Коккель). В 1940-е годы в Приамурье началось возрождение церковной жизни, но до восстановления Благовещенской епархии еще было далеко. В 1943-1946 гг. дальневосточные приходы управлялись Новосибирским и Барнаульским архиереем. В 1946 г. была учреждена самостоятельная Хабаровская и Владивостокская епархия. Однако спустя три года кафедра вновь была упразднена, а ее приходы перешли в Иркутскую и Читинскую епархию. Только в 1988 году на Дальнем Востоке была образована самостоятельная Хабаровско-Владивостокская епархия. В 1990 году после выделения из нее Владивостокской и Приморской епархии она стала именоваться Хабаровской и Благовещенской. 28 декабря 1993 года на заседании Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Благовещенская епархия была восстановлена в пределах Амурской области (журнал Епархиальным архиереям было установлено носить титул «Благовещенский и Тындинский». Первым управляющим Благовещенской епархии был назначен епископ Гавриил. С ноября 2011 года по настоящее время Благовещенскую кафедру возглавляет епископ Лукиан. В 1993 году в Амурской области существовало всего три прихода. В настоящее время Благовещенская епархия насчитывает 62 прихода, разделенных на 7 благочинных округов, один мужской и два женских монастыря. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Амурская_облас...

В 1922 году управление епархией перешло к обновленцам, которых поддержали авторитетные ташкентские протоиереи Сергий Уклонский и Григорий Брицкий. Против обновленцев выступили протоиерей Михаил Андреев и священник Валентин Войно-Ясенецкий (будущий епископ Лука). Архимандрит Гурий единственный из отцов Александро-Невского братства остался в живых в годы Большого террора. Средняя Азия стала для него спасительной пустыней. Но и здесь он не оставлял своего служения. Официально «пребывая на покое» с 1933 по 1944 год, отец Гурий в действительности руководил небольшой общиной, собрав вокруг себя своих духовных чад. Архимандрит Гурий получил от митрополита Арсения (Стадницкого) благословение на тайное служение в домашних условиях и антиминс для совершения Божественной литургии. Целью таких общин, сформировавшихся в церковном подполье в 1920-1940-х годах, было не дать угаснуть монашеству как аскетической традиции в условиях гонений. Реализовывалась форма бытия, именуемая «монашество в миру» или «монашество без стен и одежды». Члены общины работали в государственных учреждениях, добросовестно выполняя свои трудовые обязанности и гражданский долг. Это также являлось частью христианского мировоззрения. Митрополит Иоанн (Вендланд) вспоминал: «Мы жили удивительной жизнью: с одной стороны, глубоко церковной, с другой — активно гражданской. …Только своеобразные условия тридцатых годов позволили жить так, как жили мы. Своей церковности мы не афишировали, более того, стремились к тому, чтобы никто из посторонних (даже моя мама) о ней не знали. Это достигалось очень легко, потому что мы не были болтливы, а в гражданской жизни работали очень напряженно» 5 . Как показали события последующих лет, эта форма бытия принесла благодарные плоды — многие члены общины приняли монашеский постриг. В 1934 году архимандрит Гурий совершил тайный постриг в монашество Константина Николаевича Вендланда с наречением имени Иоанн. А в 1936 году епископ Иннокентий (Тихонов) по просьбе своего друга рукоположил монаха Иоанна во иеродиакона и иеромонаха.

http://patriarchia.ru/db/text/6022890.ht...

Сегодня, как мы наблюдаем, некоторые соотечественники активно выступают против Церкви, против «клерикализации общества», как они говорят… Почему, как вам кажется? – Я думаю, потому, что у этих людей нет личного опыта. Если бы 99,9 процентов из тех, кто выступает сегодня против Церкви, пришли к митрополиту Иоанну, они бы от него просто не ушли! Он бы их просто не отпустил: покрыл бы своей любовью… А против любви нет оружия – если у тебя есть любовь, ты ничего не можешь ей противопоставить! Думаю, именно потому, что у нас нет любви, существует сейчас в обществе такая агрессия…   Я немного проанализировала, как складывался жизненный путь владыки Иоанна (Вендланда), и пришла к выводу, что Господь заранее предусматривает Своих избранных. Если посмотреть, кто митрополита Иоанна постригал в монашество, рукополагал – это все мученики! Не просто исповедники, а мученики, почти все – погибшие и причисленные сегодня к лику святых!.. – А если посмотреть на окружение митрополита Иоанна? – Его первым духовным отцом был отец Александр (Покляр): впоследствии расстрелян. Епископ Амвросий (Либин), посвятивший его в чтеца, расстрелян. Епископ Иннокентий (Тихонов), посвятивший его в сан диакона, а потом в священника, – тоже расстрелян. Владыка начинал свою жизнь в Церкви на таком основании! И разве он мог быть другим?.. Поэтому мы и говорим о таких людях сегодня, что это были «люди-глыбы», люди, сохранившие Церковь, передавшие нам сокровище Православия! Рейтинг: 10 Голосов: 1287 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина 6 февраля 2018, 18:37 Хорошо бы такие книги о подвижниках Церкви, основанные на живых свидетельствах, объединить в серию, вроде Жизни замечательных людей. Портал представляет много подобных книг, но они рассыпаны все, как жемчужины, хорошо бы их собрать вместе. Эти бесценные свидетельства обладают удивительной способностью приводить людей к вере, а собранные вместе, дадут более полное и упорядоченное представление о жизни Церкви Александр Б 6 февраля 2018, 18:13

http://pravoslavie.ru/110433.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010