Словом, роль живоцерковного духовенства оказалась вполне выявленной, народ чутко отозвался на нее, и церкви живоцерковников опустели; морально и материально они терпели урон. Тогда-то и была создана и здесь « Церковь обновления», т.е. «тех же щей, да пожиже влей». Однако и эта форма не нашла сочувствия в массах, и гг. обновленцы должны были приостановить всякие попытки обновления. Таким образом создалось положение, при котором сейчас у нас есть как бы два течения: старое автокефальное и новое, но ничем внешне не отличающееся от старого. Та же служба, те же приемы внешние, а о реформах нет и речи, ибо их не прием-лет народ. Вся разница сводится лишь к признанию или непризнанию самочинной власти петроградской епархиальной и ВЦУ. Новая церковь усиленно муссирует и зовет к подчинению, автокефалисты же, не уверенные в православии самочинных церковных властей, игнорируют как ВЦУ, так и Епархиальное Петроградское Управление, «новые», видя, что их моральный авторитет падает все ниже и ниже, что их епископы Николай Соболев, Михаил Попов (из протоиереев) и даже Артемий Лужский – не пользуются не только популярностью, но не решаются служить в городе, ищут теперь путей привлечь к себе народ и остальное духовенство, которое признает каноническим своим руководителем преосвященного Николая (Ярушевича) , епископа Петергофского. Это объединение под его духовным водительством до сих пор не оформлено официально, так как до сих пор еще не зарегистрирована автокефальная церковь как самостоятельная организация, несмотря на хлопоты и здесь и в Москве. Тем не менее фактически большинство петроградцев признает только преосвященного Николая Петергофского, и он всюду служит и рукополагает, а рукоположенных «новыми» пока еще не признают, и они служат у себя только в приходах, которые часто захвачены насильно. Ряд епископов изъят. Преосвященный Венедикт в тюрьме по приговору; преосвященный Алексий (Симанский) и Иннокентий (Тихонов) Ладожский высланы: первый в Семипалатинск, второй – в Архангельск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 декабря 1937 года обе святые (вместе с еще 50 осужденными по Боровичскому делу) были расстреляны. Почти все руководители братства - архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), архимандрит Варлаам (Сацердотский), иеромонах Вениамин (Эссен), иеромонах Сергий (Ляпунов), кроме будущего митрополита Гурия (Егорова) - погибли в 1936-1938 годах. Фактически полностью было уничтожено и первое поколение молодых монахов, принявших постриг до 1932 года, за исключением архимандрита Серафима (Суторихина). В основном уцелели те братчики, которые на момент разгрома еще были подростками. Именно из их числа вышли четыре будущих видных архиерея - митрополит Иоанн (Вендланд), митрополит Леонид (Поляков), архиепископ Никон (Фомичев), архиепископ Михей (Хархаров). В определенной степени к ним можно отнести также архиепископа Михаила (Мудьюгина), мать которого, Вера Николаевна, была активным членом Александро-Невского братства и даже подвергалась за это аресту, а также ныне здравствующего митрополита Волгоградского и Камышинского Германа - духовного сына Владыки Гурия (Егорова), с детских лет росшего среди переехавших в Среднюю Азию членов братства. Несколько юных братчиков стали в дальнейшем священниками. Семена, посеянные братскими отцами, дали свои благодатные всходы. Если бы не ужасные репрессии 1930-х годов, таких «всходов» было бы гораздо больше. Даже после разгрома 1932 года Александро-Невское братство не исчезло полностью. При поселившемся после освобождения в 1933 году в Средней Азии архимандрите Гурии (Егорове) возникла община его духовных детей - бывших братчиков и братчиц, насчитывавшая около 20 человек и просуществовавшая до середины 1940-х годов. Большинство из них позднее приняло монашеский постриг. Избежавшие репрессий и оставшиеся в Ленинграде члены братства уже не собирались вместе и не занимались организованной благотворительностью, хотя в индивидуальном порядке продолжали помогать арестованным за веру, а также обучать детей Закону Божию. Они поддерживали друг друга морально и материально, старались хранить верность братским правилам и берегли память о своих погибших в лагерях духовных отцах. Последними из активных членов Александро-Невского братства ушли из жизни: в 1993 году в Санкт- Петербурге - Лидия Александровна Мейер, дочь известного философа, возглавлявшего в 1920-е годы тайное религиозно-философское общество «Воскресенье», и в 2005 году - архиепископ Ярославский Михей (Хархаров), до конца своих дней свято хранивший память о братстве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Одной из основных своих задач Братские отцы считали подготовку молодых образованных священнослужителей, - в условиях ограничения, а в перспективе и полной ликвидации духовного образования это позволило бы сохранить кадры духовенства, способного в будущем осуществить возрождение Церкви. Вся деятельность братства очень помогала сплочению верующих всех возрастов и сословий перед лицом яростных антицерковных гонений, это было удивительно дружное сообщество людей, трудившихся ради Христа и во имя любви к ближним, где само слово «брат» понималось в его истинно евангельском смысле. Одного из создателей Александро-Невского братства мы назвали - это был иеромонах Лавры о. Лев (Егоров). Вместе с ним братством руководили его брат Гурий, а также о. Иннокентий (Тихонов). Эти молодые монахи еще в 1916 году развили интенсивную миссионерскую деятельность среди бедного населения Петрограда. Продолжая ее после Октябрьской революции, иеромонах Лев вместе с отцами Гурием и Иннокентием 8 марта 1918 года, когда братство уже действовало, создал при Александро-Невской Лавре молодежный кружок. Конечно, теперь миссионерская деятельность трех молодых монахов приняла несколько иные, чем до революции, формы. Они не «ходили в народ», зато народ шел к ним. В частности, в состав кружка вошли многие ученицы Епархиального женского училища. Митрополит Иоанн (Вендланд) писал об этом периоде 1918 года так: «По городу разнеслась слава о „братьях Егоровых " . Однажды отец Гурий представился митрополиту Антонию Храповицкому, которого раньше не знал. Когда он назвал свою фамилию, митрополит воскликнул: „А, братья Егоровы, как вас не знать, вся Россия знает братьев Егоровых! " В те годы отец Гурий познакомился со Святейшим Патриархом Тихоном: несколько раз он ездил к Патриарху в Москву по поручениям митрополита Петроградского Вениамина. Был такой единственный случай, когда Патриарх Тихон [в мае-июне 1918 г. - Авт.] приехал в Петроград. Митрополит Вениамин представил ему отцов Иннокентия, Гурия и Льва. Патриарх сказал: „Ну, кто же их не знает, Иннокентия, Гурия и Льва. Их надо выдвигать " » (1).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Зная архиепископа Александра, можно с уверенностью сказать, что он не является убежденным обновленцем и избрал эту линию поведения по соображениям политического свойства: недаром он призывает и других «к благоразумной оценке текущих событий...» Изменятся обстоятельства в отношении Святейшего Патриарха в лучшую сторону, изменится и он. Думается, что и в остальной епархии большинство «обновленцев» таково же. 13/26 января 1924 года. Резолюция митр. Серафима [Александрова]: Принять к сведению. 3. III. 1924 83 . Копия рукописи записки хранится в Архиве СПб митрополии 84 . 1 Григорий (Чуков), митр. Александрова – Чукова Л.К. О мерах по борьбе с сектантством: Доклад Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ. 22 июля 1945 – 10 апреля 1946 гг. Черновые записи; 3 Илья (Соловьев), диакон. Высшее Церковное Управление. Православная Энциклопедия. Т.10.С.104–106. 5 Григорий (Чуков), митр. Александрова – Чукова Л.К. Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 4(2). Петроградский процесс 1922 года//http://www.bogoslov.ru/text/1414241.html 7 Настоятель Никольской домовой церкви Александро-Невского общества Трезвости церкви на Спасской улице близ Литейного проспекта иеромонах Мануил в марте 1920 г. года основал при церкви Спасское братство, по делу которого ненадолго был арестован в июне 1922 г. 9 Михаил Попов – один из первых обновленческих епископов в Петрограде, епископ Детскосельский, викарий Петроградской епархии. Был уполномоченным в Петрограде от ВЦУ и членом Петроградского епархиального управления. 10 Епископ Венедикт в своем ответном письме не поддержал просьбу еп.Николая поддержать его как главу Петроградской церкви. Также не поддержал его и еп. Иннокентий (Тихонов). На письмо еп.Николая еп.Венедикт ответил: «я считаю Преосвященного Николая епископа Петергофского в настоящее время только законным викарием Петроградской епархии; признать же его правящим архиереем могу лишь в том случае, если; 1) последует предварительное избрание Преосвященного Николая через законно собранных представителей от духовенства и мирян […] и если по избрании его будет выражено согласие на это законных архиереев области как соборное утверждение его в правах правящего архиерея […] в этом случае должен быть сначала решен вопрос о положении старшего викария, епископа Артемия Лужского, а именно: а) об его отношении к ВЦУ и б) об его отношении к «Живой Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Эта трагичная история оставалась одной из самых малоисследованных тем» В Санкт-Петербурге состоится презентация книги историка М.В.Шкаровского «Сто лет Александро-Невского братства: история и современность» 19.01.2018 472 Время на чтение 7 минут В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры готовится к выходу монография «Сто лет Александро-Невского братства: история и современность». Ее автором является доктор исторических наук главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Михаил Витальевич Шкаровский, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Вплоть до недавнего времени сложная и трагичная история Русской Православной Церкви в XX веке оставалась одной из самых малоисследованных тем отечественной историографии. Выход ряда монографий и сборников документов в 1990-х – 2010-х гг. позволил осветить многие важные аспекты, но далеко не все. Повышенное внимание исследователей и читателей заслуженно продолжают привлекать аспекты церковной жизни 1917-1930-х гг. – самого тяжелого и героического периода в многовековой истории Русской Церкви, когда просиял целый сонм святых новомучеников. Одним из таких значительных, но недостаточно исследованных сюжетов является история существовавшего в 1918-1932 гг. в Санкт-Петербурге (Петрограде, Ленинг раде) Александро-Невского братства, столетие создания которого в настоящее время отмечается в северной столице. Особо следует отметить, что несколько создателей и активных деятелей братства были прославлены в лике святых, в том числе священномученики митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), мученицы княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. И в минувшие века, когда на Православную Церковь обрушивались гонения, братства являлись одной из самых действенных форм ее защиты. Когда же после Октябрьского переворота Россию захватила волна антицерковных репрессий и преследований, традиции прошлого возродились вновь. Для сплочения священнослужителей и мирян в Петрограде, а затем и в других городах России стали создаваться объединения преданных делу Христову людей. В северной столице главным сразу стало братство, образованное 19 января/1 февраля 1918 г. про благословению и при непосредственном участии митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Не случайно и Святейший Патриарх Тихон благословил деятельность этого братства в специальной грамоте от 19 сентября 1918 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/19/et...

В 1930 году Константин Вендланд блестяще закончил Ленинградский горный институт, получил диплом инженера-геолога, работал на Урале, затем научным сотрудником Центрального научно-исследовательского геологоразведочного института в Ленинграде. Его ожидала блестящая научная карьера, но по промыслу Божию в 1934 году он избирает еще более блестящий, но тернистый путь, – приняв от архимандрита Гурия тайный монашеский постриг с именем Иоанн, в честь святого Иоанна Златоуста . Начинаются годы тайного монашества. Обстоятельства жизни сложились следующим образом. Профессор В. А. Николаев предложил своему ученику должность ассистента кафедры петрографии в только что открывшемся индустриальном институте. Вернувшийся со строительства Беломорканала архимандрит Гурий одобрил это предложение, и они вдвоем поехали в Ташкент. Туда же отправились мама и сестры Константина Николаевича. «Мы жили, – вспоминал впоследствии Владыка Иоанн, – удивительной жизнью. С одной стороны, глубоко церковной, с другой – активно гражданской. До сих пор я считаю такое соединение самым лучшим». В 1936 году епископ Старорусский Иннокентий (Тихонов, 1889–1942гг.) рукоположил монаха Иоанна в иеродиакона, а через несколько дней – в иеромонаха. Иеромонах Иоанн продолжал преподавательскую деятельность в Среднеазиатском (ныне Ташкентском) государственном университете и параллельно работал в Узбекском геологическом управлении (1935–1945 гг.), занимался геологической съемкой Алмалыкского горного района, поисковыми работами. Во время Великой Отечественной войны занимался поисками месторождений редких металлов, которые были крайне необходимы военной промышленности. В его записях тех лет читаем: «Азиатские горы, тяготеющие к Ташкенту, – это что-то особенное! Они достаточно велики, чтобы быть величественными, и в то же время не слишком грандиозны и не подавляют человека. В этих горах само собой образуется особое душевное состояние. Позади остаются искушения и суета мира сего, душа очищается, какое-то святое безмолвие охватывает ее, и она видит и слышит Божию красоту окружающего мира. Это я хорошо чувствовал каждое лето, проведенное на геологической работе, особенно в Приташкентском районе».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   В сравнении с «Завещанием» Патриарха Тихона послание митрополита Петра гораздо сдержаннее в изъявлении лояльности властям. Это связано с тем, что он знал, сколько недоумений породило в церковной среде «Завещание» Патриарха. Более уступчивый по отношению к властям, документ мог вызвать растерянность у паствы, ведь митрополит Петр не имел такого авторитета среди верующих, как Святейший Патриарх Тихон. Но безусловная гражданская лояльность выражена была и в обращении к Церкви митрополита Петра. Послание патриаршего Местоблюстителя содействовало прекращению сомнений и колебаний среди православных, убедило всех в том, что, исполняя заветы почившего святого Патриарха, митрополит Петр твердо стоит на страже православия и не допустит его подмены обновленческим лжеучением.    Несмотря на то что митрополичья кафедра северной столицы вдовствовала уже третий год после убийства священномученика Вениамина и ссылки викарных архипастырей — Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича), Мануила (Лемешевского), борьба с расколом в Ленинграде не затихала. Во главе православных церквей стоял епископ Венедикт (Плотников), управлять епархией ему помогали епископы Григорий (Лебедев), Николай (Клементьев) и Иннокентий (Тихонов). С негодованием отвергли они призыв именовавшего себя митрополитом Ленинградским нового председателя обновленческого синода Вениамина (Муратовского). В ту пору добрая половина епархиальных архиереев содержалась в лагерях и ссылках, поэтому попечение о православных церквах везде почти брали на себя остававшиеся на свободе викарные епископы. После ареста митрополита Казанского Кирилла епархия его управлялась епископом Иоасафом (Удаловым), в Самаре на страже православия стоял епископ Петр (Зверев), переведенный в июле 1925 г. в Воронеж в помощь престарелому владыке Владимиру (Шимковичу).    Особенно трудно было вести борьбу с обновленчеством на окраинах страны — в Сибири, на Северном Кавказе, в Белоруссии и на Украине.    В Харькове, ставшем республиканской столицей Украины, из 27 храмов только 3 остались в ведении Московской Патриархии. В одном храме распоряжались самосвяты-липковцы, а остальные 23 были обновленческими. В Киеве обновленцы захватили лавру, организовали Высшую украинскую богословскую школу, издавали журнал «Голос православной Украины», а у тихоновцев не было ни печатных органов, ни духовных школ. Православные архиереи и священники либо сидели по тюрьмам и томились в ссылках, либо со дня на день ожидали ареста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Винница Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 49.232559; 28.46868 Украина, Винница Винница, Винницкая область Украина Православие в Виннице [ править править код ] Винницкая епархия, как самостоятельная, была основана 7 сентября 1933 г. И первым архиереем на Винницкой кафедре был священномученик Александр (Петровский). В 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском).С мая 1937 года владыка Александр был переведен из Винницы и возглавил Харьковскую епархию, где ровно через три года в Холодногорской тюрьме закончилось его земная жизнь. Память священномученика Александра 11/24 мая, мощи его находятся в Харькове в Свято-Благовещенском соборе. Епископа Александра 23 марта 1937 г. сменил священномученик архиепископ Иннокентий (Тихонов), который перед этим уже неоднократно был в ссылках и тюрьмах. 29 октября он был арестован, а в ноябре расстрелян в Виннице. 4 октября 1994 г. указом Священного Синода УПЦ Винницкая и Брацлавская епархия была разделена на Винницкую и Могилев-Подольскую, с центром в г. Винница, и Тульчинскую и Брацлавскую с центром в г. Тульчин. До 1793 года православные Подолья претерпевали жестокие гонения со стороны властей Речи Посполитой, которая ставила цель уничтожения Православной Церкви на своей территории и тотального окатоличивания населения путем унии. После присоединения Правобережья к России, 13 апреля 1793 г. на территории Минской, Изяславской и Брацлавской губерний была создана новая епархия. 15 мая того же года ее возглавил архиепископ Виктор (Садковский). Перед этим назначением владыка Виктор за активную проповедь Православия на территории Польши был арестован и заключен в Ченстоховской крепости. Лишь через три года, благодаря энергичному вмешательству русской дипломатии, он был освобожден. Вследствие того, что только в одной Бpaцлabckiй губернии в 1795 году было тысяча четыреста сорок две церкви, императрица Екатерина II распорядилась основать на Подолье самостоятельную епархию с названием " Брацлавская i Подольская " . Тогда же епископом Брацлавским и Подольским был назначен архимандрит ставропигиального Донского монастыря Иоанникий ( Никифорович-Полонский). Сначала резиденцией нового епископа был г. Шаргород, а со временем - Каменец-Подольский. Владыка основал консисторию и создал 13 духовных правлений. Среди прочих было основано и винницкое, которому были подчинены 143 православных храма. После создания духовных правлений епископ Иоанникий, для удобства в управлении епархией, решил разделить ее на благочиннические округа и ввести особую духовную должность - благочинных, которые должны были осуществлять непосредственное руководство подчиненным духовенством. Избранные благочинные были представлены епископу Иоанникию, которому принесли присягу и получили инструкции относительно деятельности на новой должности.

http://azbyka.ru/palomnik/Винница

9 мая 1836 года Святейший Синод обратился к Государю Императору Николаю Павловичу с докладом, в котором указал, что архиерей Подольской епархии нуждается в помощи викарного епископа вследствие большого количества церквей, которых, кстати, было 1512, многочисленности учеников духовных училищ и, в общем, множества дел, связанных с управлением епархией. Ответ был положительным. Новоназначенный викарный епископ получил титул Винницкого, а местопребыванием его стал Шаргородский Николаевский монастырь. В 1861 году Винницкое викариатство упраздняют, а вместо него образовывается Балтское с местопребыванием викарного архиерея в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре. Тем не менее, с 1904 года Винницкое викариатство восстанавливается. Начиная с августа 1918 г. Винницкие епископы, викарии Подольской епархии, живут в Виннице. Именно тогда патриарх Тихон и Священный Синод постановили: " Ректору Киевской Духовной Академии архимандриту Амвросию (Полянскому) быть епископом Винницким. Местопребывание епископу Винницкому иметь в г. Винница " . 21(22) октября 1918 г. в Софийском соборе г. Киева состоялась хиротония во епископы архимандрита Амвросия. Октябрьская революция начала очередную эпоху жестоких гонений, которые явили миру сотни тысяч, а точнее миллионы примеров стояния за веру. В 1932 году владыка Амвросий умер в ссылке, не выдержав издевательств Советской власти. Через 82 года после хиротонии, в августе 2000 г., на Юбилейном Архиерейском соборе он будет причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников для общецерковного почитания. Винницкая епархия, как самостоятельная, была основана 7 сентября 1933 г. И первым архиереем на Винницкой кафедре был священномученик Александр (Петровский). В 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском).С мая 1937 года владыка Александр был переведен из Винницы и возглавил Харьковскую епархию, где ровно через три года в Холодногорской тюрьме закончилось его земная жизнь. Память священномученика Александра 11/24 мая, мощи его находятся в Харькове в Свято-Благовещенском соборе. Епископа Александра 23 марта 1937 г. сменил священномученик архиепископ Иннокентий (Тихонов), который перед этим уже неоднократно был в ссылках и тюрьмах. 29 октября он был арестован, а в ноябре расстрелян в Виннице.

http://azbyka.ru/palomnik/Винница

АНДРЕЕВ Федор Константинович Преподаватель Загородный пр., 21, кв. 17 Преподаватель Колпино, Троицкая ул., 22 ЕГОРОВ Гурий Михайлович Преподаватель Александро-Невская лавра ЕГОРОВ Лев Михайлович Преподаватель Александро-Невская лавра КОЛЧЕВ Валентин Иванович Преподаватель Б. Московская 4, кв. 25 КУПРЕССОВ Сергей Алексеевич Преподаватель Пр. 25 октября, 111, кв.22 ЛЕВИТСКИЙ Павел Петрович Преподаватель Б. Рождественская ул., 16 ПАРИЙСКИЙ Лев Николаевич Преподаватель Александро-Невская лавра ПРОТОПОПОВ Серафим Преподаватель Невская застава, пр. Села Смоленского, 69 ТИХОНОВ Иннокентий Преподаватель Александро-Невская лавра 27 апреля 1922 года исполнилось 25 лет служения о. Николая в сане. По этому случаю в Казанском соборе митрополит Вениамин совершил литургию и молебен. От института была представительная делегация во главе с профессором И. П. Щербовым. В приветственном слове были высказаны добрые пожелания и поднесена икона Божией Матери. Между тем ситуация в городе обострилась. 21 апреля 1922 года началось изъятие ценностей из действующих храмов Петрограда, в канун пятидесятидвухлетия вождя революции. 12 мая 1922 года согласно предписанию Райкома от 9 мая под руководством Ершова происходит вскрытие мощей святого благоверного князя Александра Невского. О. Николай записывает в эти дни в дневнике: «2/15 мая 1922 года. Понедельник. Идут тяжелые дни, снимается иконостас собора, несмотря на распоряжение из Москвы о приостановке. И не найти права! Очевидна мысль; поскорее снять иконостас, поставить Центр перед свершившимся фактом, и – конец! Так это случилось уже с ракой; в пятницу разобрали, а в субботу пришла телеграмма. 3/16 мая 1922 г. Вторник, 12 часов ночи. Совершилось! Иконостас и царские врата уже почти разобраны или, вернее, – разрушены. Ничто не помогло. Вчера вечером пришло человек двадцать пять; собор был опять закрыт, работали до 5.30 и разрушили много. Сегодня с утра я все ждал ответа из Москвы. Около 12 дня каких-то два молодых человека приходили в собор и сообщили, что есть благоприятная телеграмма относительно царских врат. Около 2-х часов приносят телеграмму на имя Жукова от Ятманова с извещением, что около 3-х часов придут он и Бакаев, что до тех пор не приступать к снятию царских врат. Тут же приложена телеграмма Ятманову с сообщением копии посланной телеграммы в Смольнинский губисполком и Бакаеву: „Снятие церковных врат Казанского собора задержать 15.5.1922. Калинин“.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010