Воспевает пророк Аввакум: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я о Господе радуюсь и возвеселюсь о Боге Спасе моем» ( Авв. 3:17–18 ). Смотрите, откуда этот пророк, исполненный Святого Духа, преисполняется радостью? Не от скорбей ли, напастей и печалей? Сады, говорит он, огороды и виноградники не дадут плода, не будет урожая в поле, голод будет среди людей и скота, и если кто-либо похитит волов от яслей, разве не напасть, разве не печаль и хлопоты будут от этого для господина? А пророк вместо скорби и печали воспевает: «Я о Господе радуюсь и возвеселюсь о Боге Спасе моем». Почему и говорит, когда случаются такие печали: если я снесу их мужественно и не буду малодушествовать, то достигну совершенства и буду возвышен Богом. «Господь Бог мой, сила моя, и направит ноги мои к совершенству и на высоту возведет меня» ( Авв. 3:19 )! Видите, как находящие на богодухновенного мужа скорби умножают его духовную радость о Боге. Прекрасно говорит об этом святой Киприан, согласуясь с пророческими словами: «Пусть не будет плода в винограднике! Пусть обманет древо маслинное! Пусть злаки увянут от зноя, и поле не даст урожая! Что в этом христианам, что в этом служителям Божиим, которых призывает рай, которых ожидает благодать и богатство небесного царствия? Пусть радуются о Господе, а злое и противное мира сего пусть несут с мужеством, если чают будущих благ!» Такова была новизна, таково было мужественное великодушие, такова была всегда духовная радость в Боге ныне поминаемого богодухновенного мужа, высокопревелебного архимандрита. Не было ли плодов в винограднике, то есть добра в святой обители, как бы те виноградники были опустошены нашествием неприятельским, оскудевала ли пища у овец, то есть умалялись ли доходы словесных овец в Богородичной овчарне, пропадали ли волы от яслей, то есть отходили ли местности к польской стране и как бы уводились у святой обители волы, случались ли другие подобные немалые скорби, напасти и заботы, – этот столп не терял своей новизны, сей, говорю, богодухновенный муж не терял своего великодушия, упования и духовной радости в Боге, но в тайных молитвах своих песнословил сердцем вместе с Аввакумом: «Я же о Господе возрадуюсь и возвеселюсь о Боге Спасе моем», – ибо он хорошо помнил совет святого апостола Иакова: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения», то есть в скорби, в печали и различные напасти ( Иак. 1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мог ли, например, Авраам назвать Исаака, Иакова, Иосифа или хотя бы того же Давида своим Господом? А если Мессия есть Господь Давида, если Он уже существовал в то время, когда жил Давид, то как же Он мог быть его Потомком? Не ясно ли, что Мессия по человеческому Своему происхождению – Сын или Потомок Давида, но по Божеству Своему, как воплотившийся Сын Божий, Он – Господь Давида? Называя Мессию Господом, Давид показал, что имеющий произойти от него Христос есть Владыка и Господь его, т.е. истинный Сын Божий и Бог; а сказав: «седи одесную Меня», указал на Его человечество, ибо Сын Божий, как Бог, от века сопрестолен и соприсносущен с Богом Отцом, а как Человек Он, по вознесении Своем, «воссел одесную» (престола) «величия на высоте» ( Евр. 1:3 ), когда Его человечество восприяло ту же неизменную и неизреченную славу, какую имело Его Божество прежде всех веков и времен». Об этом Спаситель наш молился Богу Отцу Своему и перед Своими страданиями: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ). «Посмотри, – говорит святитель Златоуст, – как благовременно предлагает Господь Свое учение о Божестве Своем. Сказав наперед, что Господь есть Един, говорит потом о Самом Себе, что и Он есть Господь, и доказывает это не только делами Своими, но и свидетельством пророка; а вместе с тем возвещает, что Сам Отец отомстит врагам Его за Него, говоря: «доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Таким образом, Спаситель и этими словами доказывает Свое согласие и равное достоинство со Отцом и заключает беседу Свою с фарисеями, представив им учение высокое, величественное и могущее заградить уста их». Ибо они действительно с того времени замолчали, не по собственному произволению, но потому, что не могли ничего вопреки сказать; и таким образом нанесен был им столь решительный удар, что они уже не отваживались более нападать на Него, ибо сказано:  И НИКТО НЕ МОГ ОТВЕЧАТЬ ЕМУ НИ СЛОВА; И С ТОГО ДНЯ НИКТО УЖЕ НЕ СМЕЛ СПРАШИВАТЬ ЕГО . Враги Его убедились наконец, что довольно одного светлого луча Его Божественной премудрости для того, чтобы рассеять всю темную мглу их хитросплетений. «Этим кончились состязания их с Господом, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. – Главные секты Иудейские: фарисеи, саддукеи, иродиане – все как бы нарочито явились теперь перед лицом Иисуса Христа, со своими вопросами и искушениями, чтобы показать, как ничтожна была вся их жалкая ученость перед Божественной мудростью мнимого Тектона Назаретского. Вопросы, ими предложенные, ныне могут показаться не столь важными и трудными, но тогда они были таковы, что самые ученые раввины не знали, что отвечать на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Богородице, на путь спасения поставь меня, ибо я загрязнил душу свою страшными грехами, и всю жизнь свою загубил в лености; но Ты избавь меня Твоими молитвами от всякой нечистоты». «Окаянный лишь только вспомню множество совершенных мною ужасных грехов, я прихожу в трепет при воспоминании Страшного суда; но надеясь на милость благоутробия Твоего, как Давид, взываю к тебе: по великой милости Твоей, Боже, помилуй мя». Пост, как было сказано, есть время по преимуществу назначенное Св. Церковью для духовной нашей борьбы с врагами нашего спасения и главным из них дьяволом. Св. Церковь , как опытный полководец, еще заблаговременно приготовляет нас к этому. Как полководец перед выступлением на брань заранее заботится об исправности, порядке и чистоте оружия, всех боевых принадлежностей и жизненных припасов, необходимых для содержания войска, так и Св. Церковь , предвозвещая пост, как брань на демонов, наперед старается приготовить нас к ней, побуждая нас очистить себя от всякого рода страстей и грехов, запастись всем, что необходимо, вооружиться, как следует, чтобы смело и бодро приступить к бою. И как полководцы при этом неоднократно обращаются к воинам с воодушевленной речью, стараясь рассказами родной старины и примерами былого поднять в них дух и энергию, возбудить ревность, отогнать от них леность, страх и уныние, так и Св. Церковь , ведя нас на брань духовную с врагами нашего спасения, убеждает и поощряет нас словом Божьим, примерами, правилами и наставлениями. А так как первое и главное оружие добродетели есть покаяние и смирение, а главным препятствием к достижению её служит надменность и гордость, то посему в первое приготовительное воскресение Св. Церковь предлагает в назидание на литургии Евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Два человека вошли во храм, помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился в себе так: «Боже, благодарю Тебя,что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю: даю десятую часть из всего, что приобретаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне грешнику». Сказываю вам, что сей пошел в дом свой более оправданным, нежели тот; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; a унижающий себя возвысится ( Лк.18:10–14 ). Примером фарисея Св. Церковь побуждает нас уничтожить в себе страсть надменности и гордости, а из примера мытаря научиться покаянию и смирению. Ибо надменность и гордость составляют корень и начало всех зол и грехов. Через них пал с неба как молния, денница – сатана: из-за них изгнан был Адам из рая. Надменность и гордость помешала книжникам и фарисеям признать в лице Иисуса Христа обещанного Мессию Спасителя. Смысл всей притчи тот, что никогда не следует превозноситься своими достоинствами, a тем более осуждать при этом ближнего; но всегда должно соблюдать и сохранять смирение: гордым Господь противится, а смиренным подает благодать. Легче грешнику обратиться на путь истины, нежели мнимому праведнику достигнуть нравственного совершенства. Вот почему и мытарь вышел более оправданным, нежели фарисей. Заслуживает особого внимания то обстоятельство, что Господь невполне осуждает фарисея, потому что Его благость снисходит и к грешной молитве; не оправдывает также Он вполне и сердечной молитвы мытаря, заповедуя этим нам, что никто из нас не должен гордиться даже действительными своими заслугами перед Богом. «Когда исполните все повеленное вам, – говорит Спаситель, – говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). В воскресение следующей приготовительной к Великому посту недели на утреннем богослужении пением песни: «На реках Вавилонских» напоминается нам одно выдающееся событие ветхозаветной церкви по характеру своему весьма близкое к нашему нынешнему положению и состоянию. Носитель обетований Божьих, древний Израиль за нечестие, за грехи, за идолопоклонство крайнее, по попущению Божию, лишен был отечества, родины и гордости своей – Иерусалима, а главное храма и святыни последнего кивота, как видимого образа невидимого среди его пребывания Господа; отведен был в плен Вавилонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Если бы Иисус Христос не был на земле, то никакой человек не мог бы войти в Царствие Небесное, но ныне все мы и каждый из нас удобно может войти в него; но войти в него можно не иначе, как тем путем, которым прошел Иисус Христос, живя на земле. Но что Господь уготовал нам там, на небеси, – того никто не может ни сказать, ни вообразить: и мы об этом можем сказать только то, что верующие во Иисуса Христа и последующие Его заповедям по смерти своей будут жить с ангелами, праведниками и святыми, – там, на небеси, – и будут видеть Бога лицом к лицу; будут радоваться радостию чистою, непрестанною и вечною, не зная ни скуки, ни печали, ни заботы, ни мучения, ни страдания; и напоследок, в скончание мира сего, воскреснут с телами своими и будут вечно царствовать со Христом. И все такие блага Иисус Христос дарует не одному какому-нибудь народу, но всем без исключения: кто только хочет, может получить их; путь к тому показан, устроен и, сколько возможно, углажен и уравнен, и сверх того, Иисус Христос готов помогать нам идти по сему пути и, так сказать, Сам хочет вести нас за руку, – и нам остается только не противиться Ему и не упорствовать, но предаться совершенно Его воле: пусть Он Сам ведет, куда и как изволит. Вот видите ли, как любит нас Иисус Христос, и как дарствует Он нам блага! И что, ежели бы Иисус Христос теперь вдруг видимо явился пред нами и спросил нас: чада Мои! имеете ли вы любовь ко Мне за то, что Я сделал для вас? чувствуете ли в сердцах ваших благодарность ко Мне? Кто бы из нас не сказал Ему: ей, Господи! любим и благодарим? Но ежели вы любите Иисуса Христа и считаете себя благодарными Ему, то сделаете ли то, что Он вам велит? Потому что кто кого любит, и кто чувствует себя благодарным, тот сделает все, что угодно его благодетелю. Но Иисус Христос хочет от вас только одного, – именно того, чтобы вы шли за Ним в Царствие Небесное. Иисус Христос для нас сделал все: ужели мы не исполним для Него одного Его желания? Иисус Христос, чтобы спасти нас, сошел с небеси на землю: ужели мы для Иисуса Христа не захотим немного пострадать и потерпеть?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Блажен и преблажен тот, кто всю жизнь свою последует за Иисусом Христом; потому что он непременно будет там, где пребывает Сам Иисус Христос. Счастлив и тот, кто заботится и старается подражать Иисусу Христу: потому что получит помощь от Иисуса Христа. Но несчастлив тот, кто не имеет желания идти за Иисусом Христом, отзываясь тем, что тяжко идти за Ним, или что не достанет сил для того: потому что таковый сам себя лишает благодати Божией и как бы отталкивает руку помощи Иисуса Христа. Но горе будет тому человеку, который противится Иисусу Христу, упорствует и как бы восстает на Него: потому что участь такового – во озере, горящем огнем и жупелом!  Часть вторая. Как Иисус Христос жил на земле, и что он пострадал за нас Всякий человек должен исполнять закон Божий. Закон этот содержится в двух заповедях: первая – люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всею мыслию твоею и силою твоею; другая – люби ближнего твоего, как сам себя. Кто сколько исполнит это, тот столько получит и награды. Но нет, не было и не будет такого человека, который бы сии две заповеди исполнил в совершенной точности. Один только Иисус Христос исполнил их совершенно и без всякого недостатка. В этом отношении все святые – и даже великие святые – люди суть только как светильники; а Иисус Христос есть как солнце во всем своем сиянии и блеске. И как человеку невозможно смотреть на солнце и описать его, так невозможно описать и всех добрых дел Иисуса Христа; и потому о жизни и добродетелях Его я скажу вам коротко, и только то, что можно видеть из Евангелия. Никакой человек и даже никакой ангел не любил столько Бога, сколько любил и любит Его Иисус Христос. Иисус Христос всегда молился Богу Отцу Своему, и особенно часто Он молился ночью и в уединении. Иисус Христос в каждый праздник, и особенно в Пасху, ходил в Иерусалимский храм, который был не близко от Его места жительства; в каждую субботу приходил туда, где собирались люди для молитвы и поучения. Иисус Христос всеми делами Своими всегда прославлял имя Божие и тайно и пред людьми воздавал хвалу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Именно поэтому мы можем утверждать, что дар говорения на иностранных языках в Церкви носил временный характер. По свидетельству церковных писателей уже в III веке апостольская глоссолалия в христианских общинах постепенно исчезает и возникает ее подделка в виде бессмысленного языкоговорения в еретических общинах гностиков, монтанистов, а затем и у мессалиан (евхитов или адельфиан). 27 Подтверждением временности глоссолалии служит и то, что рассматриваемый дар не имеет преемственности служения в Церкви. Это хорошо видно в сравнении с новозаветным священством. В Первом послании к Тимофею мы читаем: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4, 14 ), а о преемственности этого дара мы находим подтверждение в послании к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1, 5 ). Ничего подобного по поводу говорения на иных языках в Новом Завете мы не находим, и это лишний раз подтверждает временность подобного дара для Церкви. Тем не менее, как свидетельствуют жития некоторых святых, в необходимых случаях для пользы проповеди Евангелия и для духовного наставления дар языков иногда проявлялся и в позднейшей истории Церкви Христовой. Известен случай со святителем Иннокентием (Поповым-Вениаминовым) (†1879 г.), когда он, будучи проездом в Чебоксарах, в 1860 году, совершил Божественную Литургию на чувашском языке, совершенно его не зная, что вызвало необыкновенный религиозный подъем у местных жителей и привело многих к вере. 28 О другом удивительном и истинно Апостольском даре глоссолалии, наподобие того, который нам известен из жития преподобного Пимена Великого , говорит нам жизнеописание грузинского подвижника, преподобного иеросхимонаха Иллариона (†1864 г.). Проживая на святой горе Афон, в грузинском Иверском монастыре, зная только грузинский и турецкий языки, святой в случае духовной необходимости, иногда мог очень хорошо говорить и по-гречески, и по-русски, «но это не от знания языка, а по вдохновению свыше лишь в случае важных духовных нужд». В его житии рассказывается о случае с русским монахом отцом Феоной, который испытал на себе демоническое искушение за свое ревностное послушание и был успокоен продолжительной беседой с подвижником. На следующий день, когда Феона подошел к старцу и хотел заговорить с ним о случившимся, выяснилось, что преподобный Илларион решительно ничего не понимает. Через переводчика святой подвижник ответил: «Я не знаю, как говорил, но Господь, видя нужду, подал тебе разуметь мою беседу так, что я как бы заговорил по-русски, а на самом деле я не знаю, как». 29

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Об Елеосвящении, как святом таинстве, врачующем и тело и душу больного христианина, учили отцы и учители Церкви первых ее веков. Особенно ясно учат о нем отцы Церкви пятого века: Виктор, пресвитер антиохийский, Цезарий писатель церковный, Иннокентий, папа римский и другие. Цезарий так, например, пишет: «всякий раз, как постигает какая-либо болезнь, пусть больной примет Тело и Кровь Христову и помажет тело свое, чтобы исполнились на нем слова Писания: «Болен ли кто из вас» и т. д. Видите, братие, кто в болезни прибегает к церкви, тот удостаивается получить и здравие тела и отпущение грехов» (Догм. Макария т. 2). Еще раньше указанных отцов и учителей Церкви учил о св. Елеосвящении св. Иоанн Златоуст ; говоря о способах отпущения грехов священниками, он пишет: они делают его (отпущение грехов) не только посредством молитв, не только возрождают нас крещением, но и имеют власть разрешать от грехов и после сего возрождения соделанных, как сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви» и т. д. Еще раньше И. Златоуста учил о св. Елеосвящении св. Кирилл Иерусалимский порицая волшебства и наставляя христиан относительно молитв, он учит: «При этом я напоминаю тебе еще слова Божественнаго Писания: «Болен ли кто из вас» и т. д. Слова: «я напоминаю тебе» показывают, что современным св. Кириллу христианам таинство Елеосвящения было известно. Ориген , живший в третьем веке, говоря о таинстве покаяния, учит: «в сем исполняется и то, что сказал ап. Иаков: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и да возложат на него руки, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Все сектанты, не имея законных пастырей Церкви, сами себя лишают возможности врачевать и тело и душу в великом таинстве св. Елеосвящения. Но ты, православный христианин, благодаря милосердного Господа за дарованное Им духовное врачевство, прибегай к Нему во всякой твоей болезни, помня слова св. ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но христиане! Мы, которые называемся учениками Иисуса Христа, мы, которые обрекли себя Иисусу Христу, и мы, которые желаем быть со Иисусом Христом в Царствии небесном, – ужели мы думаем войти в оное каким-либо другим, легким путем, а не путем скорбным? Нет! И нам предстоят страдания на пути нашем, и мы, если только хотим быть там, где Учитель и Глава наш, – и мы должны терпеть и страдать в сей жизни. Потому что каким путем прошел Учитель, таковым должны идти и ученики Его; в каком положении был Глава, в таком положении должны быть и члены Его. Апостол Павел говорит:«Хотящии благочестно жити, должны быть гоними». А иначе, почему же мы будем называться учениками Иисуса Христа, ежели не будем подражать Ему во всем? Тот, кто не хочет перенести ни малейшаго оскорбления и ни малейшей неприятности, ни ограничить ни одного желания, ни остановить ни одной дерзкой мысли, – тот не ученик Иисуса Христа; он не христианин, но самозванец, и, следовательно, он не может быть в славе Царствия Иисуса Христа. Но напротив того, тот только может назваться учеником Иисуса Христа, кто со смирением старается переносить оскорбления и неприятности всякого рода, и даже тот, кто хотя самые малейшие досады переносит с кротостью и покорностью, – не лишится награды, обещанной ученикам Иисуса Христа. Нет! Никто из человек и никогда не войдет в Царствие небесное без страдания, потому что и Сам Иисус Христос, приняв на себя человечество, уже не мог без страдания войти в славу Свою. И посмотрите на первых учеников Иисуса Христа: кто из них не страдал, и кто из них даже не претерпел насильственной смерти? Все и каждый из них, изо всех тех, кого мы почитаем святыми, все страдали и терпели на пути в Царствие небесное. – Так, христиане! и мы непременно должны подражать Иисусу Христу; должны быть подобными во всем Ему и ученикам Его в страданиях. Правда, нет ныне в свете таких гонителей и мучителей, каковые были в первые века христианства: ныне нет Пилатов и Неронов, и самый буйный народ уже не требует кровавых жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Предметы же исповедания следующие: вообще полученные через веру истины 771 , упование 772 , в особенности же – Иисус Христос 773 , а потому – Бог Отец и Дух Святый 774 . Главнейшая цель исповедания есть слава Бога и Христа, верою и учением Которого мы прославляемся 775 . Из этой главной цели проистекают две другие, частные, а именно: успехи Евангелия 776 , почему кровь мучеников у Тертуллиана названа семенем Церкви 777 , и наставление и утверждение ближнего в вере 778 . По этой-то причине блаженный Августин говорит: «Мы не можем быть спасены, если для спасения ближних не исповедуем веры устами». Обязательность исповедания веры открывается из слов Самого Христа: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10:32 ). «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк. 8:38 ). Добродетель исповедания веры или мужества исповеднического бывает самой великой во время гонения. Если христиане, презрев в это время всевозможные страшные мучения и самую смерть, непоколебимо стоят в исповедании веры, то таковое исповедание истины называется мученичеством 779 , так Стефан называется мучеником 780 , а также и все те, которые были убиты за проповедь слова Божия и за свидетельство об имени Христовом 781 . Обязательство к принятию мучений за Христа открывается из того, что мученичество есть самый превосходный способ прославления Сына Божия 782 , а также и из того, что Христос заповедал не бояться убивающих тело: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10:28 ). Обетом называется то благочестивое действие, когда мы что-либо обещаем Богу или даем слово почитать и прославлять Его особенным образом. В Ветхом Завете встречаются разные роды обетов 783 : и обет Назореев 784 , и обет Иевфая 785 , и обет Анны, произнесенный о Самуиле 786 . Дающий обет должен прежде всего располагать своей волей и потому быть в состоянии что-либо обещать; следовательно, ни лишенный ума, ни тот, кого принуждают давать обет, не могут быть способными к обету 787 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010