Поскольку здесь нам предстоит рассмотреть многие вопросы, смысл коих невозможно разрешить одним ответом, то для этой цели мы выделим три раздела.      В первом разделе покажем, что пост вообще ведет начало от Закона Божия и утверждается в Священном Писании.      Во втором разделе покажем, что Церковь Христова имеет власть устанавливать законы о постах.      В третьем разделе поместим четыре установления: первое установление - о посте Святой Четыредесятницы; второе - о всех четырех постах, соблюдаемых в продолжении каждого года; третье - о качестве постной пищи; четвертое - о посте в среду и пятницу.      Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения, приступать к исповеди - на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста - это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным.      Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином, если не выполняешь распоряжений Матери-Церкви? Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихся православных чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву. Свт. Иннокентий Херсонский РАЗДЕЛ I. О ПОСТЕ ВООБЩЕ, ЕГО НАЧАЛЕ И УСТАНОВЛЕНИИ   1. Установление поста в Ветхом и Новом Заветах      Первое, о чем следует напомнить, говоря о посте,- что установление его восходит к ветхозаветным временам.      Заповедь, касающаяся поста, была дана Господом первым людям еще в раю. Вот что читаем мы в Книге Бытия: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,16-17).      У пророка Иоиля о посте сказано: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши. И еще: Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление (Иоил. 2,12-13,15).      В Книге Товита пишется: Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью... лучше,.. нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет, и очищает всякий грех (Тов. 12, 8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Столп церкви Соломоновой, как сказано выше, был сделан из двоякой материи: из меди и из золота, сделан из меди и позолочен. И медь, и золото являются символами терпения в скорбях и постоянства в добрых делах, а то, что медь имеет такое значение, указан Сам Господь при явлении Своем возлюбленному ученику Иоанну, когда показал ему ноги, подобные раскаленной меди: «Ноги Его подобны халколивану (сорт меди), как раскаленные в печи» ( Откр. 1:15 ). Под сими ногами Христовыми святой Амвросий разумеет тех верных, которые будут жить во время лютого антихристова гонения и, вкусив в сие время бесчисленные беды и скорби, как бы искушенные в печи огненной, окажутся сильными в терпении и твердыми в добродетельной жизни. А что образом того же является и золото, это ясно из слов Духа Святого: «Как золото в горниле очистил их и нашел их достойными Себе» ( Прем. 3:6 ). Кто тогда терпеливо сносит всякие беды и скорби и постоянно пребывает в добрых делах, тот является как бы единым столпом, сделанным из духовной меди и золота. Но истинно то, что усопший в Боге архимандрит претерпел немало скорбей и постоянно проводил жизнь свою добродетельно, почему и был столпом, сотворенным из духовной меди и золота. А что он претерпел немало скорбей, искусился как медь и золото в горниле, это может видеть каждый из знающих. Ибо что иное наши несчастные времена, как не печь, разожженная бедами и скорбями? Ныне исполняются слова Христовы: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира» ( Мф. 24:21 ). «Услышите о войнах и о военных слухах» – вот скорбь. «Восстанет народ на народ, и царство на царство» – вот беда. «Тогда будут предавать вас на мучения и вы будете ненавидимы всеми» – вот скорбь. «Будут глады, моры и землетрясения по местам» – вот беда ( Мф. 24:6–7, 9 ). Предзнаменует Богослов: «Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист» – вот скорбь. «И теперь появилось много антихристов» – вот беда ( 1Ин. 2:18 ). Со всех сторон мир пылает огнем бед и скорбей: «Опасности от единоплеменников, опасности в городе, опасности между лжебратиями» ( 2Кор. 11:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Со стороны адвентистов написано очень много против празднования воскресного дня и в защиту ветхозаветной субботы, которую, по их мнению, должно праздновать и в Новом Завете, всем христианам. Со стороны же их противников написано очень много против празднования христианами субботы и в пользу празднования воскресного дня, – и написано притом не всегда ясно и далеко недостаточно. А потому настоящее сочинение по упомянутым вопросам является далеко не лишним. Оно полезно не только как противоядие адвентизму. Оно необходимо каждому христианину, желающему ко всему относиться сознательно, дабы знать, почему он празднует воскресенье, а не какой-либо другой день недели. 1. Пришел ко мне однажды мой хороший знакомый, принадлежащий к секте адвентистов, и между нами началась беседа на религиозные темы. Между прочим он спросил меня: «Какой день ты празднуешь и почему?» Я ответил на это: «Вам, конечно, известно, что я праздную воскресенье – первый день недели. Если же интересуетесь, почему я праздную его, то извольте выслушать. Я праздную первый день недели потому, что в этот день воскрес Господь наш Иисус Христос , спасший нас от власти темной, а также и потому, что воскресение Христа есть самый главный основной догмат христианской веры, без которого вся христианская вера тщетна, или не стоит ничего: «Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают»... «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» ( 1Кор.15:15–17 ), а также и потому еще праздную воскресный день, что его празднуют все христиане, начиная от дней апостольских до настоящего времени. – Позвольте мне разочаровать вас во всем, сказанном вами, – начал адвентист. – Вы празднуете воскресный день вовсе не по тем причинам, какие вы указали. Праздновать первый день недели установил римский император Константин Великий , издавший указ, который повелевал праздновать этот день: «достопочтенный день солнца», как сказано в нем... вот этот указ: «Все судьи и ремесленники не должны работать в достопочтимый день солнца. Земледельцы, однако, свободно могут заниматься полевыми работами в этот день, потому что часто бывает, что работу в поле или в винограднике нельзя откладывать. Не следует допускать, чтобы урожай, данный небесным Провидением, пропадал ради этого» (См. Ист. суб. Андреева, стр. 325; Ист. церкви Шрекка, т. 5, стр. 96; Библ. чтен. о наст. истине, стр. 128, изд. 1909 г. Рига).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Евангелист Марк говорит, что книжник сказал Иисусу Христу: «хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог, и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжении и жертв» ( Мк. 12:32–33 ). «Из уст книжника-фарисея слышать такое здравое суждение, произнесенное от сердца и с силой – был случай редкий, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. – Господь во все время Своего служения не много слышал таких здравых суждений. «Недалеко ты от Царствия Божия», – сказал Он книжнику, и светлый, исполненный милосердия взгляд подтвердил этот отзыв. Тем огорчительнее было для прочих фарисеев слышать от своего собрата слова, которые отзывались явной изменой их секте, постоянно утверждавшей, что предание выше Писания, обряды выше заповедей. Можно думать, что этот книжник, рано или поздно воспользовался близостью к нему Царствия Божия и, соделавшись последователем Иисуса Христа, собственной жизнью оправдал, что любовь к Богу и ближнему есть большая из всех заповедей». «Презрев низшие обязанности, – говорит святитель Златоуст, – он постиг, в чем состоит начало добродетели. Ибо все прочие обязанности – хранение субботы и другие – имеют целью любовь. Впрочем, Спаситель не приписывает ему совершенной похвалы, а показывает, что ему еще много недостает. Ибо слова: «недалеко ты от Царствия Божия» означают то, что он еще не достиг его, и сказаны с тем намерением, чтобы он искал, чего ему недостает. А что Спаситель похвалил его, этому не удивляйся, но познай из этого, как Он применяется к понятиям приходящих к Нему. Пусть они говорят о Христе много такого, что недостойно славы Его, только бы не дерзали отвергать бытия Божия. Он хвалит законника, когда тот сказал, что кроме Отца нет иного Бога, это не означает того, что Иисус Христос не признавал Себя Богом; да не будет сего. Но так как не пришло еще время открыть Ему Свое Божество, то Он и оставляет законника при прежнем учении, и хвалит его за то, что он хорошо знает древний Закон, чтобы таким образом сделать его способным к принятию учения Новозаветного, когда оно открыто будет в нужное время. Впрочем, слова эти: «один есть Бог и нет иного кроме Его» как в Ветхом Завете, так и в Новом приводятся не в опровержение Божества Сына Божия, а для того, чтобы отличить идолов от истинного Бога. С этой мыслью и Спаситель хвалит законника, произнесшего эти слова». После этих опытов Божественной премудрости Иисусовой уже никто не смел предлагать Ему вопросов. Но когда все совопросники умолкли, Господь Сам начал разговор с фарисеями. Сердцеведец знал, что они предлагали Ему вопрос о заповедях с затаенной мыслью: не назовет ли Он Себя Сыном Божиим и Богом?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Особенно трудна борьба у человъка с дьяволом , как врагом самым сильным, искусным, хитрым, а главное невидимым. Вот почему и апостол заповедует всем нам, христианам, ввиду всего этого, бодрствовать и трезвиться ( 1Фес.5:6 ); «Бодрствуйте и молитесь, – говорит Спаситель, – чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ). Так должно смотреть на наше пребывание в сем мире; такому взгляду научает нас, слово Божие и Св. Церковь . Согласно такому взгляду и верованию большая часть годового времени назначена Св. Церковью служить для нас, временем плача и сетования о грехах, временем борьбы, духовного упражнения нашего в добродетельной жизни. Но преимущественно для этой цели установлена Св. Церковью Святая и Великая четыредесятница или так называемый «Великий Пост» со всеми его столь глубоко трогательными и высоконазидательными молитвами, песнопениями и церковными службами. Как Господь наш Иисус Христос перед Своим вступлением на открытое служение роду человеческому 40 дней и 40 ночей провел в посте и молитве, так ныне православные христиане, по Его примеру, желая достойно приготовить себя к празднику Св. Пасхи, великому и торжественному дню воспоминания славного воскресения Победителя ада и смерти, проводят 40 дней в посте и молитве. Пост святой четыредесятницы, по установлению Св. Церкви, состоит в совершенном воздержании от пищи и пития в продолжение дня и вкушении их в самом умеренном количестве вечером; вкушать при этом можно только пищу, состоящую в сухоядении и при том постную. Но истинное провождение поста не ограничивается только воздержанием от пищи. Памятуя слова Спасителя, что не то сквернит человека, что входит внутрь, а исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ( Мк.7:18–23 ), – памятуя эти слова, Св. Церковь заповедует сохранять не только пост телесный, но главнее всего – пост духовный: «Братия, постяся телом, будем поститься и духом» – внушает она своим чадам в одной из церковных песней Великого поста, – «развяжем всякое сплетение лжи, уничтожим неправду насильно навязанных (ближнему) обязательств, всякую несправедливую запись раздерем, алчущим подадим хлеб, и нищим бездомным дадим приют, чтобы удостоиться от Христа великой милости».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Ты восчувствуешь в сердце твоем неизъяснимую сладость, дивное спокойствие и радость, силы и возможность молиться Богу истинною молитвою и веровать в Него истинною верою: и сердце твое загорится чистою любовью к Богу и к каждому человеку. И всё это есть дар Духа Святаго. Не считай это наградою за свои труды и скорби и не подумай, что ты достиг совершенства или святости. Такие мысли суть не что иное как внушение гордости, которая так глубоко проникла в душу нашу и так крепко приросла к ней, что она может проявляться даже и тогда, когда человек имеет силу чудотворений. Такие утешения и прикосновения Духа Святаго не суть награда, но только милость Господня, которая дарует тебе вкусить блага, которыя Бог уготовал любящим Его, чтобы ты, вкусив их, искал их с большею ревностью и усердием, и с тем вместе приготовился и укрепился к перенесению новых скорбей и страданий. И та любовь, которую ты восчувствуешь в то время, не есть еще то совершенное состояние, до котораго достигают святые на земли, но только указание на него… Крест соединяет со Христом и делает крестоносца подобным Ему. Лучший и высочайший плод креста указал псалмопевец словами: “близок Господь к сокрушенным сердцем”(Пс. 33:19) А в другом месте устами его Сам Бог говорит так: “…с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его”(Пс. 90:15) Этими словами Бог как бы сказал: “Я скорблю вместе со скорбящим; кто мой тот и в скорби со Мною, и Я с ним в скорби пребываю неразлучно.” Как кольцо есть знак обручения, так страдание, которое люди смиренно переносят ради Бога, есть истинное знамение Божия избрания и как бы обручение души с Богом. Господь Иисус Христос такою был воспламенён любовью к роду человеческому, что Он “будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;смирил Себя, быв послушным даже до смерти” (Флп. 2:6-7). Для чего Он это сделал? Одна из причин была та, чтобы, уподобившись во всём людям, кроме греха, Он мог возбудить в людях любовь и привлечь их к Себе.

http://pravmir.ru/svyatitel-innokentij-m...

Чтобы тебе не блуждать напрасно по лабиринту человеческих заблуждений, и не исчезать в суетных помышлениях о начале и конце вещей и человека, – для сего Сам Единородный Сын Божий, «сый в лоне Отчи» ( Ин. 1:18 ), «прииде, в мир и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе» ( 1Ин. 5:20 ). В пользу ли тебе сие снисхождение и руководство? После толиких трудов и усилий, познал ли ты, что есть истина? Уверился ли, что ее нет ни на земли, ни на небе, как токмо в Том, Кто есть истина и Источник всякие истины по самому существу Своему, в Единородном Сыне и Слове Божием? Уверившись в сем, памятуешь ли, что «есть истина в Иисусе» ( Еф. 4:21 ); что она состоит «не в препретелъных человеческая премудрости словесех, но в явлении духа и силы» ( 1Кор. 2:4 ); не в высокоумных мечтаниях, а в том, чтобы «отложити... ветхого человека, тлеющаго в похотех прелестных, и облещися в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины» ( Еф. 4:22, 24 ). Если ты право правишь слово истины, «не сокрывая ее в неправде» ( Рим. 1:18 ) ни своего, ни общественного мнения; если на служение истин взираешь, как на служение Самому Богу; если слава Божия и благо ближних, а не самолюбие и корысть, движут и руководят тебя в твоих изысканиях, то приступай с дерзновением к сему гробу величайшего Свидетеля и Творца истины; лобызай язвы, понесенные за истину, и почерпай мужество на новые подвиги для истины. Любя ее здесь, ты приимешь за нее и от нее все на небе; будешь представлен туда, где одна истина, один свет, одна радость. Но если святая истина в занятиях твоих служит токмо средством к достижению других земных целей; если ты с равным усердием готов защищать ложь, для тебя выгодную; если плодом твоих изысканий были одни сомнения, превращение умов, возмущение совестей; если ты готов издеваться над истиной, потому что она, как Иисус перед Иродом, кажется тебе странной, то удались от сего гроба: святое «буйство» креста не по тебе; твое место не здесь, а во дворе Ирода! Нужно ли глашать всех по имени? Каждый, кто носит имя христианина, стань у гроба сего, и дай отчет.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Ин.12:24 .  Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Так как ученики под влиянием торжественной встречи Христа с народом могли истолковать слова Христа о прославлении Его в смысле обещания каких-либо новых чудес, то Господь с особенной силой (два раза повторенное «истинно») отклоняет такое понимание Его слов. Нет, не внешнее прославление ожидает Его теперь, а, напротив, унижение, смерть. Но эта смерть является необходимым условием для возникновения новой, более богатой и разнообразной жизни. Он должен отдать Свою душу или жизнь для того, чтобы спасение, Им принесенное, вышло из ограниченных рамок иудейства и стало достоянием всего мира. Такой смысл имеет эта притча о зерне, которое, умирая, т.е. разлагаясь в земле, дает от себя новый росток, на котором появляется уже много зерен (плодов). Таким образом здесь выражена мысль о том, что в лице Господа Иисуса Христа заключена жизнь всей Церкви, что каждый верующий отображает в себе Христа, живет с Ним и в Нем. Нужно заметить, что если и язычники стали прислушиваться к словам Христа, то и они могли несколько уразуметь их смысл, так как и у них в мистериях зерно играло большую роль как символ жизни. Ин.12:25 .  Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Ин.12:26 .  Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Такая же готовность к самопожертвованию должна отличать и учеников Христа. См. комментарии к Мф.10:39, 16:25 , и параллельные места. Что касается награды, которую обещает Господь Своим последователям, то Иоанн здесь несколько своеобразно выражает то, что указано у Мф.10:32, 34 и Мк.8:38 . Ин.12:27 .  Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. По замечанию архиепископа Иннокентия, все это, как показывает само свойство мыслей и слов, было произнесено с выражением величия, подобающего Сыну Божию. «Но вдруг светлый взор Его покрылся как бы неким сумраком печали. По божественному лицу Его видно было, что в душе Его одно чувство быстро сменяется другим и происходит как бы некое сильное внутреннее движение и борьба». От мысли о славном будущем Господь внезапно переходит к мысли о настоящем, и вот «душа», которая должна быть возненавидена, отзывается на эту мысль страшно болезненным ощущением. В самом деле, Христос был безгрешен, а смерть, между тем, есть последствие греха. Ясно, что она была особенно ненавистна, противна «душе» Христа, Его святейшей природе. Кроме того, та именно смерть, которую потерпел Христос, была ужасна и потому, что она являлась наказанием за грехи всего человечества. Христос в этой Своей смерти должен был вкусить всю горечь той чаши, которую правосудие Божие уготовало грешному человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однажды архиепископ Албанский Анастасий справедливо заметил: «Как немыслимо иметь Церковь без литургической жизни, так еще более немыслимо иметь Церковь без миссионерской жизни». Апостол Павел говорит: «Итак, вера – от слышания, а слышание – от слова Божия... Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слышали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10, 13–15;17). Индия нуждается в Евангелии Истины Сына Бога Живого Печально, что Индия, возможно, единственная страна, где проповедовал и страдал апостол Фома, и которая никогда в истории не была христианской, по причинам, известным только Богу. Индия нуждается в проповеди Евангелия, причем не только язычникам, но и инославным людям, в неискаженном виде, не противоречащем апостольскому учению. Индия нуждается в Евангелии Истины Сына Бога Живого. Пусть никто не говорит, что Христос уже известен людям разных неправославных конфессий, будь то древних или современных, потому что они знают не Христа, а те версии Христа, которые они сами создали. Христос един, Он есть Истина и познается в Своей Церкви, как Он ее открыл, и в ней мы православно поклоняемся Ему со Отцем и Духом. Мы имеем это Евангелие, охраняемое Церковью и сохраненное мученической кровью. Святая Церковь Царства Божьего основана на Евангелии Иисуса Христа, и «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13, 33). На каждой литургии мы радуемся и величественно исповедуем: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть». Прихожане храма в честь Живоначальной Троицы в г. Чандрапур Но мы приняли Свет Правды, Святого Духа и истинную веру не для того, чтобы держать их в сундуке под замком, но чтобы распространять Свет Правды, Веры и Радости, который мы приняли через Святого Духа, на всех! Поэтому, как всем апостолам и святым Кириллу и Мефодию, Герману Аляскинскому, Иннокентию Московскому, Николаю Японскому, нам нужно «дорожить временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5, 16) и вернуться к последней заповеди Христа перед Его вознесением:

http://pravoslavie.ru/159189.html

Таким образом, случилось совсем не то, чего хотели. Враги хотели предать Его публичному позору, а Он через это самое еще более прославил Себя. Они говорили: прежде убьем Его, а то «придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» ( Ин. 11:48 ); но когда убили, то наперекор их осторожности это с ними и случилось. И здесь хотели публичным распятием повредить Его славе, но вышло напротив. А что они имели власть сами по себе предать Его смерти, то это видно из слов Пилата: «возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» ( Ин. 18:31 ). Но они не хотели этого, чтобы показать другим, что Он предан смерти как законопреступник, как самозванец, как возмутитель. Поэтому и распяли вместе с Ним разбойников; поэтому также говорили: «не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил» ( Ин. 19:21 ). А все это делалось для утверждения истины. Таково обыкновенно коварство: что оно злоумышляет, тем самым и разрушается». В ожидании нового собрания синедриона, Господь был выведен из палат Каиафы во двор и отдан на поругание буйной толпе стражников храма и слуг архиерейских. «Те и другие почитали за долг выказать свое раздражение и презрение к Человеку, Который, по их мнению, имел дерзость быть врагом их начальников. Может быть даже, что от первосвященников дан был слугам намек, как поступать с Узником» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). «Пророк Галилейский, Мессия самозванец!» Такими насмешками началось поругание. Но скоро от слов перешли к делу.  ТОГДА ПЛЕВАЛИ ЕМУ В ЛИЦЕ , чтобы показать крайнее к Нему презрение и унижение,  И ЗАУШАЛИ ЕГО : били по голове, по устам, ударяли руками с пригнутыми пальцами, или проще – били кулаками:  ДРУГИЕ ЖЕ УДАРЯЛИ ЕГО ПО ЛАНИТАМ . Иные хотели показать свое остроумие: закрывали лице Его одеждой, и при каждом ударе спрашивали, со злым издевательством  И ГОВОРИЛИ: ПРОРЕКИ НАМ ,  ХРИСТОС ,  КТО УДАРИЛ ТЕБЯ?  Угадай, Христос, кто Тебя ударил? Если Ты Мессия всеведущий, то должен знать все. Господь переносил все эти поругания, не говоря ни слова. Евангелисты не сочли за нужное даже упомянуть об этом. Еще через пророка Исайю Мессия сказал о Себе: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим: лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» ( Ис. 50:6 ). И теперь это пророчество исполнилось в точности. «И для чего они все это делали, когда уже вознамерились умертвить Его? – восклицает святитель Златоуст. – Что за нужда в ругательстве таком? Разве та, чтобы видел ты наглый нрав их? Подлинно, как будто нашедшие добычу, они прорывались бешенством, со злобной радостью бросались на Него, высказывая убийственный свой нрав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010