Трудно и даже невозможно сказать, с какого именно года эсто-латышские племена, населявшие земли Ливонии, обратились в крепостных крестьян своих господ, потому что это обращение совершилось постепенно и было результатом той системы землевладения, которую принесли с собою германские пришельцы. Имеются неоспоримые свидетельства, что в первые времена утверждения пришельцев в Ливонии, император Фридрих II, папы Иннокентий III, Гонорий III, Григорий IX запрещали ордену порабощать ливонских туземцев, грамотами старались обеспечить за ливонскими туземцами личную свободу, право собственности, владение вообще всем тем, чем они пользовались до обращения в христианство. Но не грамотами я даже не договорами с туземцами можно было бороться с силою вещей, с порядками, возникавшими на почве, в которой явились две крайности: победители (меньшинство) и побеждённые (громадное большинство). Чтобы удержать в повиновении массы побеждённых, пришлось основать военное братство, пришлось затем раздавать покоренные земли в лены вассалам. Вассал, приняв лен, должен был исполнять и свои обязанности в отношении к властителю; обязан был нести лично военную службу на коне и ставить с лена известное количество ратников, обязан был также держать в повиновении и туземное население его лена. По военная служба, но необходимость взимания. податей и сборов вызывали ропот и волнение в туземцах, до того времени вольных. За ропотом следовали восстания, за восстаниями следовали укрощения, за укрощениями следовали наказания и лишения прав и собственности, за лишением собственности последовало в конце концов то, что туземцы постепенно и мало-по-малу сделались сами собственностью своих владельцев. Крепостное состояние ливонских туземцев развивалось с годами и лишь со второй половины XV столетия является во всей силе. Этим указанием того, как свободные насельники прибалтийского края сделались впоследствии крепостными победителей, объясняется и вообще весь характер цивилизаторской деятельности католиков и немцев в Ливонии. Насаждение христианства среди язычников было только благовидным предлогом для расширения немецкого господства в Прибалтийском крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И совершенно не случайно в числе авторов «Русской беседы» мы встречаем такие имена, как С.Т. Аксаков, И.Д. Беляев, Марко Вовчок, П.А. Вяземский, А.Ф. Гильфердинг, Н.П. Гиляров, А.А. Григорьев, Я.К. Грот, В.И.Даль, В.А. Жуковский, Н.С. Кохановская, П.А. Кулиш, В.И. Ламанский, М.А. Максимович, М.П. Погодин, Т.Г. Шевченко и многие другие. В научных исследованиях стали с успехом использовать те идеи и разработки, которые еще десятилетие назад вызывали раздражение и огульную критику. Концентрированным выражением основных положений славянофильской идеи исторического развития России являлось «К сербам. Послание из Москвы». По сути, в нем подводился нелицеприятный итог петровскому перевороту. На пороге нового витка либеральных реформ это была одна из самых трезвых оценок русской истории. Дальнейший трагический ее ход подтвердил духовно-выверенный соборный диагноз крупнейших представителей русской светской религиозной мысли XIX века» c. 281]. Славянофилами были не только упомянутые А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, но и такие мыслители, как братья И.В. и П.В. Киреевские, Д.А. Валуев, И.С. Аксаков. Славянофилом называл себя и Ф.М. Достоевский. Именно они несли знамя «народного самосознания во всех областях жизни и духа» и «допрошали духа жизни в былом, т. е. в истории, в до-петровской старине, и в современном быте простого народа. В этом заключается все призвание, весь смысл, вся заслуга славянофильства. Их подвиг – был подвиг народного самосознания» c. 2520]. Подытоживая свое исследование «самостоятельной, независимой, своеобразной русской мысли», А.Д. Каплин делает вывод, что «ни одно направление в светской российской общественной мысли не сделало так много, как славянофилы. Мы не будем перечислять все, сделанное ими, ибо этот список будет довольно обширен (здесь и теории в области философии истории, и конкретное исследование отдельных исторических периодов, проблем и т. д.). Ни по «калибру ума» ( К.Н. Леонтьев ), ни по исторической значимости никакие их современники западники (ни все вместе, ни каждый в отдельности, несмотря на большой объем написанного, как например, у С.М.

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Но, несмотря на то, что докладчиком и защитником по вопросу о дьякониссах являлся один из старейших и почтеннейших членов Св. Синода, митрополит Владимир, с которым от юности до конца дней своей жизни митрополит Антоний поддерживал самые наилучшие сердечные отношения, и что в благоприятном разрешении вопроса была живо заинтересована Августейшая Особа, Ея Высочество Великая Княгиня Елизавета Федоровна, и, наконец, что затребованная от профессоров канониста и литургиста сведения получились положительные и доказывающие возможность восстановления и чина дьяконисс, и института дьяконисс, митрополит Антоний нашел возможным горячо доказывать в Святейшем Синоде, что восстановление это возможно только на предстоящем и ожидаемом всеми соборе. Как известно, за подкреплениями научного характера вла­дыка митрополит Антоний обращался к профессорам своей Петербургской Академии и даже будто бы в поисках доказательств, не был совершенно безу­спешен. Как бы там ни было, но вопрос о дьякониссах в первоначальном своем виде, благодаря настойчивости митрополита Антония, не получил положительного разрешения и остановился, можно сказать, на полпути. Митрополит Антоний любил Кавказ и его богатую природу и высоко ценил разнообразные целительные воды лечебных мест Пятигорска, Ессентуков, Железноводска и Кисловодска. Особенными симпатиями владыки пользовался Кисловодск, куда он нередко ездил на летний отдых далеко задолго до своей тяжелой болезни. Здесь он неизменно останавливался за собором на даче художника, кажется, Степанова. Дача эта с обширным балконом над обрывом, в котором по живописным склонам его расстилался обширный тенистый сад, соединяющийся с общественным парком особыми тропинками, ведущими затем в окружающие Кисловодск горы. Сюда-то в простенькой рясе и шляпе на голове, палочкою в руке владыка удалялся на вечернюю или одиночную прогулку, или нередко в компании с кем-либо из посещавших владыку пребывавших на водах архиереев (в последнее время у владыки часто гостил Экзарх Грузии Иннокентий Беляев), или знакомых ему профессоров Академии, или даже си кем-либо из знакомых, симпатичных ему, из курортной публики. К 5 часам – вечернему чаю – у владыки на его балконе иногда собиралась довольно значительная и разнообразная публика и вела непринужденный разговор по всем вопросам дня, любуясь в то же время прелестным видом на горы и наслаждаясь вечернею живительною прохладою. Владыка за изящно сервированным чайным столом лично исполнял роль самого внимательного хозяина по отношению к своим гостям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Н. Е. Гайдуков: Церковные древности. Сборник материалов III Международной конференции «Церковная археология: литургическое устройство храмов и вопросы истории христианского богослужения». Симферополь, 2005. 13 ноября 2005 г. 17:42 Сборник представляет собой публикацию материалов III Международной конференции по церковной археологии, состоявшейся в 2003 г., и выпущен к конференции «Церковная археология и археография», которая прошла в сентябре этого года в Севастополе. Если на Украине в настоящее время наблюдается довольно стойкий интерес к проблемам церковных древностей, то в России за последние годы он заметно ослаб (и это при том, что впервые о церковной археологии заговорили именно в России: был выпущен учебник ( Беляев Л.А. Чернецов А.В. Русские церковные древности. М., 1996), в 1995 году проведена конференция по церковной археологии в Пскове, до недавнего времени существовала секция «Церковные древности» на ежегодных Рождественских чтениях). Практически ни в одном из богословских высших учебных заведений не читается курс «Церковная археология», нет специальных секций, посвященных церковным древностям, на конференциях, заметно поубавилось и новой литературы на тему. Приятным исключением, пожалуй, остаются только Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет и Московская Духовная академия. Тем не менее, приятно осознавать интерес наших украинских коллег к церковной археологии и церковным древностям. С другой стороны и интерес Русской Православной Церкви к своей истории и памятникам на Украине чрезвычайно высок. Это неоднократно отмечал в своих выступлениях митр. Симферопольский и Крымский Лазарь , который уже много лет участвует в работе конференций по церковной археологии. Таким образом, складывается уникальный опыт сотрудничества науки и Церкви. И пусть не всегда священнослужители и ученые могут понять и услышать друг друга, опыт подобного сотрудничества на Украине уже есть. Сборник состоит из нескольких разделов. Раздел «Православие: люди и судьбы» начинается со статьи Ю. А. Бабинова (Севастополь) «Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий в духовном наследии Крыма»; в ней обсуждаются многие аспекты пастырской деятельности святителя, в том числе связанные с возрождением древнехристианских обителей Крыма, что с нашей точки зрения имеет первостепенную важность. Фиксация перестроек, которые проводились в XIX в. без надлежащей документации, сохранилась только в архиве святителя, а эти материалы чрезвычайно важны для исследователя древнехристианских святынь Крыма. Также представляет интерес статья Е. П. Кабанца (Киев) «Антиминс патриарха Феофана из коллекции Национального Киево-Печерского заповедника», она посвящена судьбе уникального антиминса XVII в., обнаруженного в ходе раскопок 1978 г. в тайнике в ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

http://patriarchia.ru/db/text/57095.html

1867. Апрель-Июнь. Книга вторая. М., 1867. С. 418. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество … С. 208. Там же. С. 240. Там же. С. 229–230. Иосиф Волоцкий, преп. Духовная грамота//Монастырский хронограф//Сайт Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата Московского Патриархата: URL: . Челобитная Никиты (Пустосвята). Историко- и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей//Материалы для истории раскола за первое время его существования в 9 т.//под ред. Н. Субботина. Т. 4. Ч. 1. М., 1878. С. 157. Там же. С. 144. Там же. С. 145–146. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество… С. 207–209. Петр Петрей де Ерлезунд. История о Великом княжестве Московском … С. 418. Павел Алеппский, архидиак. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским./Пер. с араб. Г. Муркоса. Издание четвертое. М., 2019. С. 276. Там же. С. 684. Деяния Московских Соборов о разных церковных исправлениях 1666 и 1667 гг. М. 1977 г. Л. 27. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество … С. 207–209. Деяния Московских Соборов ... Л. 27. История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. В 6-ти частях, 1807–1815. М., Ч. 1. 1807. С. 344. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество … С. 224. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 413. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество… С. 359. Там же. С. 96. Там же. С. 99, 240. Иосиф Волоцкий, преп. Духовная грамота//Монастырский хронограф//Сайт Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата Московского Патриархата URL: . Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке: церковно-историко-археологическое исследование/соч. прот. Моск. придворного Благовещенск. собора Н. Д. Извекова//Труды Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии: в 4 т., 1904–1911. М., 1906. Т. 2. С. 233.

http://bogoslov.ru/article/6193987

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИННОКЕНТИЙ (БЕЛЯЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иннокентий (Беляев), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Иннокентий (Беляев) ( 1862 - 1913 ), архиепископ Карталинский и Кахетинский , экзарх Грузии В миру Беляев Иван Васильевич, родился 23 сентября 1862 года во Владимирской губ., в семье священника. Окончил духовное училище, Владимирскую духовную семинарию , в 1885 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия . Некоторое время был домашним учителем детей в семье будущего митр. Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) . 16 августа 1885 года назначен преподавателем русской словесности и литературы в женское епархиальное училище г. Тобольска , затем - преподавателем в тобольскую Мариинскую женскую гимназию, в 1887 году - инспектором классов. После кончины супруги и детей в марте 1895 года был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского , 26 марта рукоположен во иерея , вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем виленского Троицкого монастыря . Одновременно был председателем епархиального училищного совета, председателем комитета виленского Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству нравственно-религиозных народных чтений. В 1898 году выпустил капитальный труд " О пострижении в монашество " , за который Совет Казанской духовной академии в 1899 году присудил ему ученую степень магистра богословия . Сумский викарий Харьковской епархии 1 августа 1899 года был хиротонисан во епископа Сумского , викария Харьковской епархии . Хиротония состоялась в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. 27 августа 1900 года освятил двухэтажное здание харьковского училища для глухонемых, произнес " теплое, задушевное слово, вызвавшее слезы у присутствующих " , благословил учредителя училища свящ. Василия Ветухова иконой Спасителя. Возглавил Харьковское отделение попечительства о глухонемых (учреждено имп. Марией Феодоровной), открыл ремесленную школу в с. Кочеток и хутор-школу в слободе Клугиновка.

http://drevo-info.ru/articles/13679532.h...

Отошел ко Господу старший священник Иоанновского ставропигиального монастыря г. Санкт-Петербурга протоиерей Николай Беляев 12 января 2021 г. 18:07 12 января 2021 года, на 83-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке г. Санкт-Петербурга протоиерей Николай Беляев, сообщает  сайт обители . Отпевание почившего священника состоится 14 января в 10.30 в верхнем храме Иоанновского монастыря. Начало Литургии в 7.45. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной приснопоминаемого отца Николая. Протоиерей Николай Беляев родился 4 марта 1938 года в Костроме. В 1956 году в городе Скопине Рязанской области окончил среднюю школу с золотой медалью. Выпускник математико-механического факультета Ленинградского государственного университета (специальность «Астрономия и небесная механика»), 30 лет посвятил работе в Институте теоретической астрономии АН СССР, где прошел путь от старшего лаборанта до ведущего научного сотрудника. Последние 15 лет работы в институте Николай Алексеевич Беляев был ученым секретарем Рабочей группы Астросовета АН СССР «Динамика малых тел Солнечной системы», участвовал в организации и проведении всесоюзных и международных конференций по динамике малых планет и комет, в частности, по комете Галлея. За период работы в институте им было опубликовано более 40 научных статей в отечественных и зарубежных журналах, написаны пособия и созданы фильмы по комете Галлея, книга «Комета Галлея и ее наблюдение», монография «Короткопериодические кометы» и др. Именем Николая Алексеевича Беляева названа планета 2626. Награжден медалью президиума Астрономического совета АН СССР «За открытие новых астрономических объектов». С 1990 года — священнослужитель Русской Православной Церкви, с 1992 года исполнял послушание старшего священника Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга. Награжден орденами благоверного князя Даниила Московского III степени, преподобного Серафима Саровского III степени, святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени, праведного Иоанна Кронштадтского «За заслуги в области духовного возрождения России». 4 марта 2018 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ Иннокентий (Беляев), архиеп. Картлинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в. (РГИА) Иннокентий (Беляев), архиеп. Картлинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в. (РГИА) (Беляев Иван Васильевич; 23.09.1862, Владимирская губ.- 9.09.1913, С.-Петербург), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Род. в семье священника, окончил ДУ, Владимирскую ДС, в 1885 г.- КазДА со степенью канд. богословия. Нек-рое время был домашним учителем детей в семье буд. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) . 16 авг. 1885 г. назначен преподавателем рус. словесности и лит-ры в жен. епархиальное училище г. Тобольска, затем - преподавателем в тобольскую Мариинскую жен. гимназию, в 1887 г.- инспектором классов. После кончины супруги и детей в марте 1895 г. Беляев был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского, 26 марта рукоположен во иерея, вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской ДС и настоятелем виленского во имя Святой Троицы монастыря . Одновременно был председателем епархиального училищного совета, председателем комитета виленского Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству нравственно-религ. народных чтений. В 1898 г. И. выпустил капитальный труд «О пострижении в монашество», за к-рый Совет КазДА в 1899 г. присудил ему ученую степень магистра богословия. 1 авг. 1899 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга И. был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. 27 авг. 1900 г. освятил 2-этажное здание харьковского уч-ща для глухонемых, произнес «теплое, задушевное слово, вызвавшее слезы у присутствующих», благословил учредителя уч-ща свящ. Василия Ветухова иконой Спасителя. Возглавил Харьковское отд-ние попечительства о глухонемых (учреждено имп. Марией Феодоровной), открыл ремесленную школу в с. Кочеток и хутор-школу в слободе Клугиновка.

http://pravenc.ru/text/389649.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался Сергей Беляев, сотрудник РАН, руководивший обретением мощей более 30 святых 23.10.2019 Сергей Алексеевич Беляев , известный ученый, историк, археолог, сотрудник Института Всеобщей истории Российской академии наук скончался на 84 году жизни. Об этом сообщили его родственники. Сергей Алексеевич много сделал для Русской Православной Церкви. Сферы его научных изысканий - первые века Христианства, Херсонес, наследие русской эмиграции. Руководил Херсонесской экспедицией Академии наук СССР. Ему принадлежит открытие место крещения князя Владимира. В постсоветские время по просьбе патриарха Московского Алексия II участвовал как ученый в обретении мощей более 30 святых. Патриарх Тихон, архиепископ Рижский Иоанн (Поммер), преподобный Максим Грек... Мощи трех святых - митрополитов Филарета (Дроздова), Иннокентия (Вениаминова ) и архимандрита Антония (Медведева) были извлечены из ямы в Лавре перемешанными. Представитель славной династии Беляевых, в числе которой генералы и священники, сестры милосердия и монахини. Судьбы необыкновенные - герой Парагвая; ученый, разгадавший секрет дамасской стали, молочная сестра Александра Блока. Его дедушка Сергей Тимофеевич Беляев, командовавший русской артиллерий в Первую мировую, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В детском возрасте перенес разлуку с репрессированными родителями. Закончил Ленинградский университет. Работал в Эрмитаже, общался там со Львом Гумилевым , вместе с ним хоронил Анну Ахматову. В 1970-е годы добился с помощью семьи художника Корина, чтобы в день памяти Пушкина на Мойке звучали православные песнопения.. Двадцать лет вел популярную секцию о святынях Московского Кремля в рамках Рождественских чтений. Это лишь крупицы его жизни.. Еще в прошлом году ездил в свой любимый Херсонес. Последние годы занимался реконструкцией Херсонеса от позднеантичных времен до крещения князя Владимира. Трехмерная реконструкция архитектуры и текстов богослужений. Привлекал студентов Суриковского института. Михаил Борисович Пиотровский отзывался о нем: «Если говорить об археологии Крыма, то только с Беляевым». Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 23.10.2019 20:59:22

http://drevo-info.ru/news/25365.html

Иннокентий оставил после себя весьма ценный научный труд: «Начертание церковной истории», в двух частях. Это Начертание, составленное по курсу церковной истории тюбингенского профессора Веисмана, долгое время служило учебным руководством в наших духовных семинариях. От Иннокентия осталось ещё «Деятельное богословие», читанное им в Петербургской академии. В своё время Иннокентий славился как замечательный проповедник. Проповеди его отличаются необыкновенною простотой и силой убедительности. Славу замечательного проповедника и богослова с Филаретом Московским разделял Иннокентий Борисов , архиепископ херсонский и таврический. Иннокентий, в мире Иоанн, сын приходского священника в г. Ельце, Орловской губернии, родился в 1880 году. С девяти лет Борисов обучался в Воронежской духовной семинарии, а потом в Севской. По окончании семинарского курса, он в 1819 году поступил в преобразованную в этом году Киевскую духовную академию. Из академии даровитый Борисов вышел первым магистром и был определён инспектором и профессором церковной истории в Петербургскую семинарию. В ноябре 1823 года он принял монашество с именем Иннокентия и через год был переведён бакалавром богословских наук в Петербургскую академию. Здесь он быстро возвышался по службе; он был назначен инспектором академии, возведён в звание профессора, получил сан архимандрита и за свои учёные труды удостоен степени доктора богословия. В Петербурге Иннокентий приобрёл себе известность и как даровитый профессор и, в особенности, как замечательный проповедник. В 1830 году он был назначен ректором и профессором богословских наук в Киевскую академию. В десятилетнее служение в Киевской академии Иннокентий оказал важную услугу русскому духовному просвещению тем, что весьма много способствовал усовершенствованию нашей богословской науки. При нём родная русская речь сменила латынь, которая была языком богословской науки, в духовных школах, русская самостоятельная мысль освободила эту науку от подражания западным образцам и сообщила ей новое направление – историческое вместо прежнего, схоластического. В бытность ректором академии Иннокентий усердно занимался изучением отечественной истории, любовь к которой старался насадить в Киевской академии современный Иннокентию киевский митрополит Евгений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010