Так, я то увлекался сочинениями Цицерона, просиживая за ними по несколько часов каждый день, то по желанию одного преподавателя Академии, занимался переводом одного церковно-исторического сочинения, то просиживал целые вечера за проповедями митрополита Филарета, находя для себя наслаждение в уяснении вопросов; почему Филарет сказал именно то, что сказал, почему сказал так, а не иначе, сказал в таком порядке, а не в другом; изучивши проповедь, сердечно радовался, когда мне казалось, что мне удалось разгадать или уяснить себе ту или другую тонкость гениального ума святителя. Лучшим ученикам наставники назначали особенного рода работы. Так пламенно преданный своему делу о. Порфирий (Попов) без всякого смущения дал лучшему ученику такого рода задачу: сличить две проповеди митрополита Филарета и Иннокентия (Херсонского), различно решавшие один и тот же вопрос, и показать достоинство и недостатки их решения. Тогдашний инспектор семинарии о. Нафанаил (Нектаров), умный и острословный преподаватель, дал мне такую работу: на основании таких-то латинских книг составить урок по Священному Писанию о таком-то вопросе и затем, исправив и дополнив представленное, заставлял других учеников готовить этот урок к классу. Ректор семинарии Леонид, также привлекал лучших учеников к особым занятиям. Благодаря ему я приобрел первоначальные познания в английском языке. «У тебя, Горский, свободного времени много, сказал однажды мне ректор, приходи ко мне заниматься английским языком в такой-то час». Самообразование, приобретаемое путем чтения книг, всегда оказывает весьма сильное влияние на умственное развитие ученика и нередко, сообщает его уму неправильное направление. Это самообразование в старой школе находило должное ограничение, не столько в школьной науке, сколько в живом благотворном влиянии на учеников наставников. С чувством глубокой благодарности вспоминают питомцы старой школы о влиянии на их умственное и нравственное развитие бывших своих наставников. «Мы обязаны искренней и глубокой благодарностью нашим наставникам», – говорит один из бывших воспитанников Вифанской семинарии, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

T. I. Изд. 2. Казань. 1887. Стр. 116. 163 Относящиеся сюда выдержки и цитаты см. у Архимандрита Иннокентия (Новгородова) в «Обличительном Богословии». T. I. Казань. 1859. Стр. 401–403. 465. 164 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». T. I. Изд 2. Казань. 1887. Стр. 268. 269. 169 С. Асташков. Исхождение Св. Духа и вселенское первосвященство. Фрейбург в Бризгаве. 1886. Стр. 98–104. 172 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. 3. Изд. 2. Казань. 1879. Стр. 44. 173 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. VII. Стр. 206. 207. 175 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». T. I. Изд. 2. Казань. 1887. Стр. 150–153. 176 См. об этом в «Деяниях Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. 3. Изд. 2. Казань. 1879. Стр. 207. 179 Созомен. Церковная История. III, 8. Спб. 1851. Стр. 150. Сократ. Церковная История. II, 15. Спб. 1850. Стр. 144. 182 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». T. V. Казань. 1868. Стр. 423. 424. 186 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». T. VI. Казань. 1871. Стр. 390. 191 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. I. Изд. 2. Казань. 1887. Стр. 75. 76. 194 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. V. Казань. 1868. Стр. 309. 195 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. III. Изд. 2-е. Казань. 1879. Стр. 28. 196 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. IV. Казань. 1865. Стр. 493. 197 Исхождение Св. Духа и вселенское первосвященство. Издание C. Асташкова. Фрейбург в Бризгаве. 1886. Стр 82. 83. 201 Автор много толкует о недостатках и несообразностях нашего церковного преподавания. Откуда он черпал свои сведения, неизвестно. Во всяком случае он пользовался источником ненадежным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

В Вифанской семинарии надзор за учениками долгое время (до 1872 г.) производился чрез старших воспитанников. Полное преобразование Вифанской семинарии последовало уже в 1881 г. почти накануне введения устава 1884 г. в некоторых чертах сходного с уставом 1814 г. Мало испытавшая влияние реформ, находящаяся вдали от городской жизни с её соблазнами и злобами дня, Вифанская семинария хранила некоторые черты, отличавшая духовные школы XVIII века. В питомцах её жил дух любви к церковному служению. Эта черта, отличавшая Вифанскую семинарию в столетний период её существования, засвидетельствована в журнальном докладе семинарского Правления от 31 августа 1872 года, когда Правление входило с ходатайством о преобразовании семинарии. «Вифанская семинария, быв поставлена выгодно в учебном отношении вследствие близости к Московской духовной Академии и благоприятно в нравственном отношении по причине отдалённости от городских соблазнов и необходимости всем воспитанникам жить в общежитии, которое при бдительном надзоре всегда благоприятствует благоустроению и упорядочению нравов воспитывающегося в нём юношества, всегда представляла собою рассадник таких питомцев, которые в большинстве своем, движимые воспитываемою в семинарии привязанностью в своему званию охотно наполняли собою ряды бедного сельского духовенства епархии. Вследствие этого она привлекала и привлекает в свои стены несколько детей даже иноепархиального духовенства, преимущественно детей тех родителей, которые желают сохранить своих детей верными своему званию. На эту черту в жизни Вифанской семинарии указал митрополит Иннокентий в беседе с ревизором статским советником С. И. Миропольским. «Москвичи, говорил владыка, норовят вон, а Вифанцы рады и скудному месту псаломщика и священника». Один из уважаемых представителей Московского столичного духовенства в речи своей, при открытии общежития при Вифанской семинарии в 1884 году, говорил: «Вифания всегда давала сёлам наибольшее количество пастырей. И это понятно. На скучную, нередко уединённую сельскую жизнь, жизнь полную труда и лишений, не легко решится человек, вкусивший от прелести жизни столичной. Да и решившись, он не вдруг и не так сблизится с своими пасомыми, как воспитанный вдали от жизни городской. И кто знает, может быть, наступит время, когда признают полезным последовать примеру основателя Вифании–давать окончательное богословское образование и пастырское воспитание вне столиц».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Герм. князей лишили права определять религ. принадлежность подданных. Была узаконена секуляризация церковных земель, произведенная до 1624 г., при этом значительная часть бывш. владений Римско-католической Церкви, секуляризованных после 1624 г., не была ей возвращена. Статус официально признанной религии наряду с католицизмом и лютеранством получил кальвинизм, но многочисленные секты преследовались местными властями. Т. о., в конфессиональной сфере В. м. все же не привел к полному утверждению веротерпимости. В. м., закрепивший победу антигабсбургской коалиции, имел большое международное значение. Попытка создания мировой «христианской» империи под эгидой испан. и австр. Габсбургов и планы подавления реформационного движения в Европе потерпели крах. Республика Соединенных провинций (по особому голландско-испан. договору) и Швейцарский союз получили международное признание своей независимости. Франция на длительное время обеспечила себе доминирующее положение в Зап. Европе. Папа Иннокентий X отказался признать условия мирного договора, рассматривая их как недопустимые уступки протестантам. Католич. монархи, стремившиеся быстрее завершить затянувшийся конфликт, не поддержали папу, что свидетельствует о начале секуляризации политики в Европе. Ист.: Acta pacis Westphalicae/Hrsg. M. Braubach, K. Repgen. Münster, 48 Bde. Лит.: Bosbach F. Die Kosten des Westfälischen Friedenskongresses. Münster, 1984; Dickmann F. Der Westphälische Frieden. Münster, 19926; Беляев М. П. Из истории Вестфальского мирного конгресса: Франко-имперские переговоры (1644-1648) о заключении Мюнстерского мира. М., 2000; Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола (1555-1648). СПб., 2002. А. Ю. Серёгина, А. В. Чупрасов Рубрики: Ключевые слова: ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745)

http://pravenc.ru/text/158270.html

—510— пользовались его преемники в деле дальнейшего развития и осуществления папской идеи. Если обратить внимание на эпоху дальнейшего развития папства после Льва В., то нельзя не заметить той резкости и прямоты, с которой высказываются разные частнейшие положения папства, которые у Льва, хотя несомненно присутствуют, но, будучи взаимно объединены в системе, чужды этой резкости. Это можно объяснить в известной степени тем, что у позднейших римских епископов замечается в развитии идеи папства, так сказать, односторонность и тем, что они имели уже подготовленную почву для себя. Так ближайшие преемники Льва В. по кафедре особенно развивают идею папской неподсудности и непогрешимости (Геласий I (492–496), Гормизд I и особенно папа Агафон в двух посланиях: 1) визант. импер. и 2) данном легатам) может быть, не без значительного влияния учения, особенно у Агафона. Позднее с особенной резкостью и настойчивостью, особенно в устах Григория VII и Иннокентия III-ro, развивается учение о светской власти пап, каковой тенденции чуждо стремление Льва возвысить авторитет римского епископа. В общем же эпоха после Льва В., и особенно средневековая, сильна только практическим осуществлением идеалов папства, а теоретическое развитие их осталось как бы в пренебрежении, по крайней мере не все папские притязания были аргументированы и авторизированы как члены веры (Беляев «Догм. пап. неп.», 5 стр.). Папы старались на деле подчинить себе всех членов Церкви во всех отношениях, а богословы старались путем подложных и искаженных исторических данных закрепить идею папства в умах современников. Самое же содержание понятия папства, как главенства, в своих главных пунктах чего-нибудь совершенно нового чего нельзя вывести из системы Льва чисто логическим путем, можно сказать, не получило, и его развитие шло по пути указанному Великим римским первосвященником Львом I-м. Е. Ф-р Спасский А.А. Эллинизм и христианство. [ III. Эсхатология христиан]//Богословский вестник 1912. Т. 2. 6. (С. 511–535). (Продолжение)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—503— тителей Одесских, известных всей России, – каковы: знаменитый вития Иннокентий, Дмитрий, Никанор, мы отправились на подворье, где богослужение ещё продолжалось. Храм подворья был полон молящимися, поют недурно, хотя очень своеобразно, служение совершается по афонскому чиноположению и можно заметить некоторые особенности в нём, сравнительно с обычным богослужением. Так, например, во время полиелея царских врат здесь не отворяли, вопреки общепринятому в России обычаю. Так как пароход «Николай II», Александрийской прямой линии, на котором мы должны были ехать в Константинополь, отходит из Одессы утром следующего дня, то после всенощной в храме подворья иноками был отслужен напутственный молебен. Теперь уже, кажется, всё готово к завтрашнему отъезду: Богу помолились, паспорта выправлены, билеты куплены. Все хлопоты по выправке заграничных паспортов взяли на себя Пантелеймоновские иноки; заботы же о приобретении билетов на пароход и о возможно удобном размещении там всей нашей компании принял на себя очень любезный и в высшей степени предупредительный агент палестинского общества М.И. Осипов, которому и удалось уладить к выгоде нашей недоразумение с Пароходным Обществом. Дело в том, что ещё до нашего отъезда из Сергиева Посада одесский агент Р. Общества Пароходства и Торговли известил нас, что «директор Общества в виде особого исключения разрешил взыскать с участвующих в нашей поездке только 50% со стоимости обыкновенных билетов (без продовольствия) в Яффу и обратно». Не зная ещё «обыкновенного» и паломнического тарифа, мы рассчитывали получить билет 3-го класса за 12 р. 50 к. (паломнический билет стоит за пароход 24 р. и за лодку в Яффе 1 р.). Но к нашему огорчению оказалось, что обыкновенным тарифом считается почему-то стоимость отдельно взятых билетов в Яффу и обратно (в Яффу – круговой линией – 22 р., из Яффы прямой линией – 18 р., всего 40 р., кроме 1 рубля за лодку). Значительная для билетов 2-го класса (вместо 93 р. ехавшие из нас во 2-м классе уплатили лишь около 63 р.), предоставленная нам льгота была ничтожна для пассажи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, почему Руфь не обратилась к тому ближайшему родственнику, на которого указал ей Вооз, почему она просила о браки именно Вооза, тогда как лицо, указанное им, в цепи родства стояло ближе к ней и имело больше прав на брак, чем Вооз? Очевидное дело,–заключают обвинители Руфи, – целью всех этих действий Руфи было не законное стремление к восстановлению потомства своего умершего мужа, а беззаконная, постыдная нецелому древность, и такое желание для нее, как женщины молодой, было самым естественным. Таково существо обвинений, возводимых на Ноемминь и Руфь. Несомненно, что обвинения эти очень тяжки и что являют они праматерь Царя Давида далекой от чистоты сердца и благочестия. Но если ближе, глубже и внимательнее рассмотреть цель поведения Руфи, то легко понять, что советь Ноеммини и поступок Руфи не только не достойны порицания, но честны, законны и заслуживают одобрения. Соответственно цели дела, средства, которыми она достигалась, драматизм, которым была обставлена сущность его, нимало не выходят ив границ вежливости, не роняют достоинства Руфи и должны быть чужды указанных упреков. Целью совета Ноеммини и вслед за ним всех действий ее снохи было не удовлетворение порывам молодости последней, а дело доброе, почтенное и законное, составляющее предмет первой важности для каждой благочестивой израильтянки-вдовы, не охладевшей еще в своей любви к умершему мужу, – это Божией волею указанное стремление к супружеству с кем-либо из ближайших родственников, чтобы через эти брачные узы восстановить потомство умершего мужа, иметь наследника в оставшемся от него уделе. Что именно этой благой цели достигали Ноемминь и Руфь, а не иной какой-либо, в этом убеждают следующие основания. Во-первых, как известно, отсутствие у израильтянина потомства почиталось Божиим наказанием, видимо ниспосланным, давало повод к презрению бездетного со стороны общества и влекло за собой существенные потери в наследственном уделе. Со смертью мужа, удел не мог, по закону, считаться собственностью оставшейся после него вдовы: он должен был перейти в руки других лиц того же поколения, из которого был умерший.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Руководимая этим сознанием, она благодарит своих невесток за ту любовь, которая сказалась в их решении– идти вместе с нею; но замечает при этом, что им лучше воротиться на родину: там, на родине, они скорее могут выйти из бедственного материального положения посредством второго брака с кем-либо из моавитских юношей. Ноемминь не думала, не предполагала, чтобы привязанность Орфы в Руфи к ней была настолько крепка, что предложение возвратиться на родину вызовет в них не только слезу сожаления о предстоящей разлуки, но еще более утвердит их в мысли – идти в чужую страну, пренебречь любовью к отечеству. Такая настойчивость, даже требовательность со стороны невесток – взять их с собою – вызвала со стороны Ноеммини ряд более сильных убеждений возвратиться в свое отечество. «Нет, – как бы так говорила она, – для вас никаких выгод в этом путешествии со мной: надежды на новые браки в моем же семействе, на новую жизнь, для вас нет. Я не беременна сыновьями, которые, как младшие братья Махлона и Хелеона, взяли бы вас, по достижение совершеннолетия, за себя, по закону ужичества (Второз.25:5). Больше того: даже не мыслимо для меня деторождение, потому что стара я для того, чтобы вступить в новый брак и снова благословиться детьми. Если же и предположить, что еще не потеряна для меня надежда на второй брак и рождение от этого брака сыновей, если представить этот несбыточный факт как бы уже наступающим и эту невозможность – возможной, то все же для вас нет никаких выгод идти вместе со мною: во-первых, пожелаете ли вы ждать и воздерживаться от вторичного супружества до тех пор, пока подрастут мои предполагаемые сыновья и достигнут законных лет для брака? Во вторых, и сами вы уже состаритесь к той поре, когда возмужают эти сыновья, и едва ля будете способны на второй брак». Такими соображениями хотела Ноемминь убедить своих снох к возвращение на родину, думала удержать их от путешествия в страну Иудейскую; по ее взгляду, оно не принесло бы им отрады, не дало бы облегчения в их горестном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Люблинская уния окончательно уничтожила самостоятельность литовского княжества, которое вошло в состав Польского королевства. Поляки, получив преобладающее значение в государстве, стали стеснять русскую веру и народность. Устроив государственную унию, Сигизмунд подготовил и церковную унию православных с латинянами. Он ввёл в Польшу и затем в Литву иезуитов, которые совратили в католичество высшие классы русского православного общества и тем ослабили силу православия в западнорусских областях и были главными деятелями в устроении и упрочении церковной унии. Эта уния и была введена при короле, воспитаннике иезуитов, Сигизмунде III. Латинство постепенно водворялось и в юго-западной окраине России, княжестве Галицко-Волынском, которое, находясь в соседстве с католическими государствами (Венгрией и Польшей), рано стало испытывать чужеземное влияние. Ещё в то время, когда Волынь находилась под властью русских князей, папы старались утвердить здесь свою власть. Папа Иннокентий который предлагал союз с Римом Александру Невскому, обратился с таким же предложением к могущественному галицко-волынскому князю Даниилу Романовичу. Даниил решился воспользоваться папским предложением для выгод своего отечества. Он отправил к Иннокентию посла и изъявил согласие присоединиться к римской Церкви, если только папа будет помогать ему против татар и примет его царство под своё покровительство. Папа согласился на эти условия и в своём письме к Даниилу называл его возлюбленным о Христе сыном, позволял русским епископам и пресвитерам совершать евхаристию на квасном хлебе и удерживать прочие их обряды, не противные чистоте веры. Прусскому архиепископу поручено было присоединить к римской Церкви Даниила, епископов и высших сановников. Но Даниил не спешил присоединением к Риму, потому не получил помощи против татар и затем прервал всякие сношения с папой. В 1252 году король венгерский помирил Даниила с папой, и тогда папа прислал ему королевский скипетр и корону. Папские послы убеждали князя возложить на себя корону и соединиться с римской Церковью, обещая ему от папы скорую помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Подтвердились худшие опасения и Н. Н. Глубоковского – относительно направления реформы, и архиепископа Димитрия – об окольных дорогах «в обход прямого пути». Об этой практике писал Глубоковскому не только владыка Димитрий, но и другие иерархи, среди них упоминаемый выше епископ Пензенский Митрофан (Симашкевич) и архиепископ Иннокентий (Беляев). С пометой: «Письмо писано только для Вас», последний отмечал, что ныне в Синоде «засела партия», с которой пока трудно бороться: «Эта партия чрез салон И[гнатьевой] получила ходы [?] вплоть до Императрицы. Назначение членов Синода совершают они. И зимняя сессия Синода явит собою полное собрание иерархов салона графини Игнатьевой, так что Святейший Синод – это салон графини И[гнатьевой]» 2248 . В академиях новым Уставом были недовольны как левые, так и правые. По словам профессора КДА С. Т. Голубева , В. З. Завитневич (из «кадетов») первую свою лекцию в новом учебном году посвятил «разносу» нового Устава, заявив студентам, что его составили люди, «ничего в науке не смыслящие» 2249 . Голубев опасался, что подобные выступления могут спровоцировать студенческие волнения. Другой профессор КДА (Д. И. Богдашевский) замечал, что это был, собственно, не Устав, а новые «Временные правила» для «усмирения» кадетов, наперед полагая, что те «не усмиряются, а еще более раздражаются, и жизнь академическая будет изображать из себя настоящий ад. Обидно, что этими правилами и мы, правые, очень стеснены» 2250 . «Новоиспеченный» Устав «сильно всколыхнул все академии» и в отношении к составу профессоров 2251 . Речь шла о жестком ограничении срока службы 30 годами, ибо нередко она продолжалась до 40 и даже 50 лет (в качестве платных и бесплатных сверхштатных профессоров), что было особенно характерно для Киевской и Казанской академий. Направленная на более регулярное обновление состава академической корпорации, принятая мера неоднозначно оценивалась самими профессорами, «страшно» обидев «заслуженных» профессоров (звание «заслуженного» давали после 25 лет службы в академии) 2252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010