Родители Иннокентия были: священник градской Успенской церкви 5 Алексей Борисович Борисов и Акилина Гавриловна, урожденная Лубеновская. Иннокентий был последний из детей этой благословенной четы. Отец Иннокентия не имел никакого школьного образования, но получил от природы богатые дары, душевные, как и телесные, ставши служителем алтаря, развил их сам чтением, размышлением и усердным приложением к делу своего служения. Священства он не искал, и оно само к нему пришло. Когда упразднилось при Успенской церкви священническое место, о. Алексей, из низших степеней клира дослужившийся до диаконства, и не думал проситься на него. Но прихожане уговорили его поехать с выборными из них к архиерею, (Аполлосу Байбакову), который и посвятил его в священники, исполняя просьбу прихожан, хотя в то время уже в Ельце, как и вообще по городам, священниками были лица, обучавшиеся в семинарии. Когда он сделался священником, не проходило ни одного воскресного и праздничного дня без того, чтобы храм его не оглашался словом какого-либо из известных проповедников. Любимыми проповедниками о. Алексея были: Платон, Гедеон (Криновский), Димитрий Ростовский , Минятий. Разборчивость вкуса в сочинениях этого рода была у него самая тонкая. Он выступал перед слушателями с такою только проповедью, которою предварительно трогался и убеждался сам, и которую усваивал до того, что слушатели, внимая словам его, совершенно теряли из виду лежавшую перед ним книгу и верили, что он произносит свое живое, а не чужое печатное слово... Пятьдесят лет прошло со времени кончины родителя Иннокентия, но память о нем до сих пор жива в Ельце, как о пастыре добром, переходя преданием из поколения в поколение. Мать Иннокентия, в параллель отцу его, была женщина неграмотная, но весьма умная, благочестивая и в высшей степени набожная. Крест и молитва были основанием всех ее мыслей, действий и поступков. Все ее знания ограничивались ручной пасхалией, которую она помнила весьма твердо. Вера ее в силу и действие освященных вещей так была велика, что одними ими ограждалась она от всех нравственных и физических враждебных влияний. Во всю долгую (76 лет) жизнь свою она не лечилась, боясь умереть скорее от лекарства, чем от болезни. У нее была своя домашняя аптека, состоящая из травушек-муравушек, а также из разных святых вод, особенно крещенской-полуночной, херувимского росного ладана (употреблявшегося при каждении во время херувимской в двунадесятые праздники), благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор, и подобных сим освященных вещей. Ими она врачевала себя и детей своих, и, удивительное дело, все таковые лекарства оказывали свое действие».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

60 Напечатано было впервые под заглавием «Gaudeamus igitur Киевской Академии» в февральской книжке «Киевской Старины» за 1882 г., т. I, стр. 431–434, и ходило по рукам, как очень популярная песня в студенческой среде. Она, конечно, самим автором была помещена в «Грехах юности», откуда мы ее и заимствовали. 68 Иннокентий Борисов . Родился в Орловской губернии в 1800 году, окончил Киевскую Академию, с 1830 по 1840 гг. был ее ректором, затем архиереем в Вологде, Харькове и с 1850 по 1857 г. в Херсоне. Известен как духовный писатель и проповедник, стяжавший себе славу «русского Златоуста». В бытность свою ректором академии особенно ратовал за более широкое Общее образование студентов, знакомство их с естественными науками, астрономией и т.д. Это все, безусловно сильно отразилось и на духовном облике о.Антонина. 69 Евгений Булгарис, родился в Греции в 1716 г.; хиротонисан во епископа Славянской (екатеринославской) епархии в 1775 году. Скончался 27 мая 1807 года в Александро-Невской лавре в Петербурге. 70 Никифор Феотоки, родился в Греции 15 февраля 1731 г.; хиротонисан в 1779 г. во епископа Славянской епархии. Скончался 31 мая 1800 г. в Москве. 71 Отгонов Панепистимион основан 14 апреля 1837 года. 20 октября 1863 г. переименован в «Народный». 72 Константин Асопиос родился в 1791 г. Известный греческий филолог. Прославился своими трудами по истории греческой письменности: «Греческие уроки», «История греческой литературы». 73 Панайот Ромботти, родился 1830 г. Был профессором догматики и литургики в афинском университете. Скончался 6 июля 1875 года. 74 Феоклит Фармакидис, родился в 1784 году, преподавал в университете историю философии. Отличался модернистским направлением в церковных взглядах. Вместе с Мануси был главным руководителем так называемой «немецкой» партии среди эллинских ученых. Скончался 21 апреля 1860 года. 75 Константин Икономос, родился в 1780 году. Известный ученый филолог и плодовитый греческий церковный писатель. Особой известностью пользовались его сочинения: «Опыт ближайшего сродства языка славянороссийского с греческим». СПБ. 1828 г. «О переводе 70-ти толковников» и мн. др. Был одним из главных противников Фармакида и вообще неотеристской партии, отличаясь своими консервативными идеями. Скончался в 1857 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Последние годы жизни Бухарев провел в материальной нужде: гонорары за редкие публикации были слишком ничтожны, чтобы обеспечить существование, тем более человека, уже женатого. Он умер в апреле 1871 Судьба Бухарева обнажила прежде всего проблемы ученого монашества, но она указала также на необходимость реформирования духовного образования: господствовавшие в нем воззрения не соответствовали требованиям времени. Старейшая из академий, Киевская, была преобразована на основе нового учебного плана в 1819 г. После этого около десяти лет она испытывала недостаток в преподавателях. Новый подъем начался лишь в ректорство архимандрита Иннокентия Борисова Он окончил Киевскую Академию в 1823 г., став ее первым магистром, и был назначен инспектором Петербургской семинарии. В том же году он принял монашество и, уже будучи иеромонахом, стал бакалавром богословия в Петербургской Академии. К началу 1826 г. Иннокентий — экстраординарный профессор, а два месяца спустя — архимандрит. На его проповеди в Казанском соборе и в Александро-Невской лавре собиралось множество народу, а появление их на страницах академического журнала «Христианское чтение» разом повысило его тираж. Неблагоприятным следствием популярности архимандрита Иннокентия как проповедника стала критика, которой подверглись его лекции в академии. За свою склонность к философскому обоснованию догматических положений он был обвинен в ложном толковании православия. Вот что пишет Д. С. Ростиславов, знавший Борисова как инспектора и профессора, в своих воспоминаниях о студенческих годах: «Борисов... занимался с большим усердием богословскою иностранною литературою; можно сказать, что он прочитал все, что тогда выходило замечательного в ней, принадлежало ль это тогдашним рационалистам и неологам или защитникам католической и протестантской догмы. Но кроме того, с не меньшим, может быть, усердием он занимался философией, историей, эстетикою, археологией и пр. ...Будь сказано не в обиду почитателям покойного митрополита Филарета Дроздова, ученость Борисова была многостороннее, объемистее и современнее учености Московского святителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Поистине, Матерь благословенно-воцарившегося Царя, Праматерь Наследника Царева, в сих наименованиях не заключается ли для Тебя утешение так же праведное и сильное, как Твоя печаль? Да утешит Тебя воспоминание, что Твой Державный Супруг, во все продолжение царствования, среди неутомимых трудов и в часы скорби или огорчений, всегда своим любящим сердцем находил успокоение близ Твоего любящего сердца. Храня Его спокойствие, Ты хранила сокровище России. Да утешит Тебя воспоминание, как значительно Господь благословил Его жизнь, в Его последних днях и часах, в которых светлые черты Царя и Отца семейства – христианина, несмотря на изнеможение внешнего человека, сияли так сильно, так назидательно и благотворно! Твоя молитва соединилась с Его последнею молитвою. Над сим союзом не имеет власть смерть: он простирается от времени в вечность. Молитва приближает к Богу, и близ сего средоточия существ и миров не разлучено то, что является разлучением в мире перемен. Молитвою веры и упования возверзи на Господа печаль Твою. С утешением помышляем, что и Твоя любовь к Твоему Державному Сыну, побуждает Тебя умерить Твою печаль, чтобы ею не увеличивать тяготы души Его тогда, когда он взял на свои рамена великое бремя – Россию. Если позволительно мне сказать нечто и о себе,– лишаясь последнего утешения в близости принести долг мой в Бозе почившему Государю, который малое мое служение удостоивал внимания, и милостынями своими далеко выше моего достоинства меня ущедрял и на мои недостатки снисходительно взирал, – то я должен покориться всякой необходимости: это мой служебный долг привязывает меня к месту и моя ветхость не оставляет мне надежды перенести далекий путь». В заключение приведем отзыв об Императоре Николае I еще двух иерархов, лично его знавших. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) говорил: «История не представляет такого венценосца, который мог бы рядом стать с нашим Государем по великодушию, по крепости царского слова, по рыцарской честности». Архиепископ Рижский Платон (Городецкий) , впоследствии митрополит Киевский, говорил И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

А. Олесницкаго//Там же. 1907. 10. С. 334–339; Рыбинский В. П. Проф. А. А. Олесницкий: (Некр.)//Там же. С. 308–322; Головащенко С. I. духовно-академ. mpaдuцiя XIX — поч. ХХ ст. в bimчuзhяhoro зап. НаУКМА. К., 2001. Т. 19: Фiлocoфiя та С. 87–96; он же. Бiблiя як предмет популярного вивчення: biзiя kihця XIX — початку ХХ ст.: (Володимир Akaдeмiя. 2010. Вип. 8. С. 44–50; он же. Icmopuчha критика та виклад в КДА kih. XIX — поч. ХХ ст.: (Ф. Покровський та В. Puбihcьkuй)//Haykobi зап. НаУКМА. 2010. Т. 102: Фiлocoфiя та С. 65-71; он же. Предыстория рус. Толковой Библии в КДА («Правила для руководства при составлении объяснительных примечаний к русскому тексту Библии» А. А. Олесницкого)//ТКДА. 2010. 12. С. 79–91; он же. С. М. Сольский и А. А. Олесницкий как исследователи Свящ. Писания: (К вопросу о становлении проблемного и методологического поля киев. духовно-академической б-ки)//Там же. 13. С. 82–96; он же. Апологетичний дискурс у поч. ХХ ст. (Д. Богдашевський та О. akaдeмiя. 2011. Вип. 9. С. 47–57; он же. Исследование Свящ. Писания в КДА в 1861-1914 гг.: Осн. темы и проблемы (по публ. в «Трудах КДА»)//ТКДА. 2011. 14. С. 40-54; он же. Дocлiджehhя та викладання в КДА XIX — поч. ХХ ст. К., 2012; Сильвестр (Стойчев), игум. Из истории богосл. дискуссий: проф. М. М. Тареев и Д. И. Богдашевский//ТКДА. 2012. 16. С. 74–80. Догматическое и нравственное богословие. Барсов Н. И. К биографии Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического//ХЧ. 1883. 11/12. С. 629–653; 1884. 1/2. С. 188–224; 7/8. С. 99–161; Введенский А. И. Сравнительная оценка догматич. систем митр. Макария (Булгакова) и еп. Сильвестра (Малеванского)//ЧОЛДП. 1886. Февр. С. 127–149; Март. С. 248–279; Апр. С. 334–352; он же. К вопросу о методологической реформе правосл. догматики//БВ. 1904. 6. С. 179–208; Флоринский Н. И., прот. О преосв. Димитрии, архиеп. Херсонском и Одесском, бывш. ректоре и проф. Академии: Восп. студента 14 го курса КДА//ДЧ. 1886. 8. С. 410-425; Буткевич Т. И., свящ. Иннокентий Борисов, бывш. архиеп. Херсонский.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Еп. Климент (Вечеря), В. В. Бурега Сравнительное богословие и история западных исповеданий в КДА Академический устав 1809-1814 гг. не выделял сравнительное (или обличительное, как оно тогда называлось) богословие в самостоятельную дисциплину. Более того, составители устава считали нецелесообразным уделять слишком большое внимание «части полемической». Преподавателю богословского класса предписывалось давать студентам лишь общее понятие «о вопросах, в споре обращающихся, и о лучшем способе их разрешения». В соответствии с типовым конспектом по богословским наукам, подготовленным в 1814 г. в СПбДА и впосл. разосланным во все ДА, обличительное богословие входило в состав общего курса богословия и изучалось во 2-м полугодии 4-го года обучения вместе с «собеседовательным богословием» (гомилетикой) и каноническим правом. Т. о., в первые годы существования КДА студенты получали лишь самые общие сведения о вероучении других христианских конфессий в рамках общего богословского курса. Бакалавры богословских наук должны были преподавать не только обличительное богословие, но и ряд других разделов богословия, что не способствовало самостоятельному развитию этой дисциплины. В 30-х гг. XIX в. ректор свт. Иннокентий (Борисов) в богословском курсе рассматривал обличительное богословие как отдельную дисциплину и стремился выделить ее в самостоятельную кафедру. По воспоминаниям одного из студентов КДА 30-х гг. XIX в., «полемическое богословие в Академии и семинариях исключительно обязано ему (свт. Иннокентию.- В. Б.) своим бытием в настоящем виде» ( Феофилакт (Праведников). 1895. С. 637). Тем не менее до 50-х гг. XIX в. бакалавры богословских наук совмещали в КДА преподавание обличительного богословия с преподаванием др. дисциплин. Наиболее ранние из сохранившихся программ КДА по обличительному богословию относятся к 1847/48 и 1848/49 уч. г. (ЦГИАК. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 2981). Они были составлены преподовавшим эту дисциплину архим. Антонином (Капустиным). Во введении в свой курс он рассматривал цели и задачи обличительного богословия, раскрывал его метод и приемы, говорил о его связи с другими богословскими дисциплинами.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

579 Печатный текст проповеди для того, чтобы быть мерой величины её, конечно, бывает не всегда надёжен безотносительно; но для того, чтобы судить относительно, примем во внимание следующее: из всех изданных проповедей Макария 135 проповедей (разумея в том числе и так называемые речи) занимают каждая пять и менее страниц печатного текста; 32 проповеди – от шести до семи страниц; 13 проповедей – от восьми до девяти; 19 проповедей – по десяти страниц; и только 8 проповедей – выше десяти, но не свыше тринадцати страниц и то скорее крупного, чем мелкого шрифта. 582 Дело было в 1833 году, См. письма к Гавриилу Тверскому в издан. Преосвящ. Саввы, Тверь, 1888, ч. I. стр. 67. В воловине шестидесятых годов Филарет, в письме к преосв. Савве, следующим образом рассуждал о продолжительности проповеди: „не пишете, говорили ли Вы поучение или поучения. А это желательно. Если время не благоприятствует протяжённому слову: и краткое может принесть пользу. Народ наш не довольно настроен к напряжённому и продолжительному вниманию: краткое, близкое к разумению и к сердцу слово он берёт и, не роняя, уносит“, 170. 169. 583 Во многих случаях, должно прибавить впрочем, пример более естественной продолжительности церковного слова ещё в сороковых годов подавал Иннокентий Борисов . Но вообще предания русской проповеди были не за краткость проповеди, и это, может быть, потому, что русская проповедь нового времени развивалась главным образом в виде проповеди торжественно-официальной (так назыв. чреда проповедания Слова Божия в Петербурге, кафедральные соборы, проповеди по торжественным, случаям), почему не удивительно, что здесь она принимала оттенки академических (по силе возможности, конечно) речей, что затем, по закону подражания, находило приложение и в самых отдалённых, совсем не академических углах. Например (опять случай из практики Филарета) священник в катехизических поучениях в чувашском Поволжье о литургии приводит свидетельство Плиния! Без сомнения, „сия учёность – не для чуваш“, замечал Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И, – стряхни они с себя этот мертвенный сон безучастия и беспечности, который овладел ныне большинством их; проникнись они той жалостью к народу, остающемуся без руководства, – какая дышит в словах Христа Спасителя ( Мф.9:36 ); пойми они всю силу и злокачественность современных заблуждений; оставь устарелые формы речи, не удобные для потребностей минуты; заговори они живым словом убеждения и любви; подкрепи свое слово примером христианских добродетелей: что бы они могли сделать для народа! Одно представление об этом значении живого церковного слова, какое дал ему Спаситель наш в Своей Церкви, способно привести в восторг ревнителя истины и блага человечества. Сюда, к возбуждению и надлежащему направлению этой деятельности служителей Церкви, должны быть обращены все наши усилия и заботы. Мало у нас в духовенстве дарований, – это наше несчастье; мало усердия к делу, – это наше преступление» 6 . В начале нашей работы мы уже упомянули, что святитель Феофан произносил свои проповеди только после тщательной подготовки. Мы задались вопросом, произносил ли святитель Феофан проповеди-импровизации экспромтом? Тем более известно, что во время учебы святителя в академии, ректором академии был архимандрит Иннокентий (Борисов) – знаменитый церковный проповедник, который приучал студентов говорить проповеди экспромтом и воспитывал в них любовь к этому великому делу 7 . При исследовании этого вопроса возникает ряд сложностей. Во-первых, если проповедь была произнесена экспромтом, то не сохранился черновик этой проповеди и, однажды прозвучав, эта проповедь сохранилась лишь в сердцах слушателей и у нас нет возможности ее прочесть. Во-вторых, если проповедь-экспромт все-таки записали, по каким критериям мы можем ее отнести к импровизации. Владимир Викторович Бурега в учебном пособии по гомилетике выделяет следующие особенности проповеди-экспромта: – отсутствие тщательной предварительной подготовки (экспромт от лат. exprom(p)tus (готовый, скорый); – относительная краткость; – касается одной темы; – такая проповедь вызвана неким неординарным событием, побудившим проповедника обратиться к слушателям 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

— А… Друкарт! Тот вернулся. — Теперь… того… как оно… вот как: и этого жида взять… в сани… и поезжайте… с ним… сейчас прямо… к митрополиту… Он добрый старик… пусть посмотрит… всё расскажите… И от меня… кланяйтесь… и скажите, что жалко… а ничего не могу… как закон… Хорошенько… это понимаете. — Слушаю-с. — Да… что не могу… Очень, стало быть, хотел бы… да не могу… а он очень добрый… понимаете… — Очень добрый, ваше сиятельство. — Так ему… я это предоставляю… и сам не вмешиваюсь, а… только очень его… прошу… потому… если ему тоже жаль… он как там знает… Может быть… просите и… потом мне скажете. Князь докончил свою речь уже более живым и веселым тоном, сделал решительный взмах рукою, повернулся и, гораздо повеселев, пошел в свои внутренние покои; но, наверно, не за тем, чтобы спешить рассказать о своем распоряжении в апартаментах княгини. Командированный князем чиновник взял жида и покатил с ним в лавру, а я получил с рассыльным клочок бумажки с сделанною наскоро карандашом надписью: «Задержите ставку, — едем к митрополиту». XV Ставку на два-три часа задержать было возможно, и я это сделал; но к чему все это могло повести? Наши иерархи и вообще люди «духовного чина», как называет их в своем замечательном «Словаре» покойный митрополит киевский Евгений Болховитинов , к несчастию для общества почти совсем ему неизвестны с их самых лучших сторон. Долженствуя стоять на самом свету, в виду у всех, они между тем почти совершенно «проходят в тенях»; известные при жизни с одной чисто официальной, служебной своей стороны, они не получают более полного и интересного освещения даже и после смерти. Их некрологи, как недавно справедливо замечено по поводу кончины бывшего архиепископа тобольского Варлаама , составляют или сухой и жалкий перифраз их формулярных послужных списков, или — что еще хуже — дают жалкий набор общих фраз, в которых, пожалуй, можно заметить много усердия панегиристов, но зато и совершенное отсутствие в них наблюдательности и понимания того, что в жизни человека, сотканной из ежедневных мелочей, может репрезентовать его ум, характер, взгляд и образ мыслей, — словом, что может показать человека с его интереснейшей внутренней, духовной стороны, в простых житейских проявлениях. Насколько превосходят нас в этом протестанты и католики, об этом и говорить стыдно: меж тем как там мало-мальски замечательного духовного лица если не заживо, то тотчас после смерти знают во всех его замечательных чертах, — мы до сих пор не имеем живого очерка даже таких лиц, как митрополит Филарет Дроздов и архиепископ Иннокентий Борисов .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1861. С. 11). 183 …народные славянские рассказы и предания из книги Боричевского… — Имеется в виду книга историка и этнографа И. П. Торнавы-Боричевского (1810–1887) «Повести и предания славянского племени» (1840–1842). 184 ( Должно быть напечатано — авторитета»). — У Щербины: «Они должны быть напечатаны церковнославянским шрифтом, равно как и места из Четиих Миней, для ознакомления народа с церковнославянскою грамотою и чтоб придать книге более веса и авторитета» (Отеч. зап. С. 294) 185 …последние дни Иисуса Христа из книги Иннокентия. ·— Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800–1857) русский богослов и церковный оратор, ректор Киевской духовной академии Трактат Иннокентия «Последние дни земной жизни господа нашего Иисуса Христа, изображенные по сказаниям всех четырех евангелистов» вызвал сомнение у представителей ортодоксального богословия (противником Иннокентия выступил Филарет, по настоянию которого было назначено секретное дознание «об образ «мыслей архимандрита Иннокентия») и был напечатан только после смерти автора. О нем см.: Погодин M. П. Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия. M. 1867. 186 …места из объяснений на литургию из сочинений Гоголя и других… — Имеется в виду богословское сочинение H. В. Гоголя «Размышление о божественной литургии» (1848) 187 …из «Начертания христианских обязанностей» Кочетова. — И. С. Кочетов (1789–1854) — протоиерей, с 1841 г. ординарный академик имп. Академии наук, его сочинение «Начертание христианских обязанностей» в 40-60-х годах служило учебником в светских и духовных учебных заведениях. 188 …из поучений Иродиона Путятина… — P. T. Путятин (1807–1869) — известный проповедник, его «Краткие поучения» стали появляться в печати с 1842 г., некоторые из них были помещены в «Русской хрестоматии» Галахова (ч. 1) 189 …слово о пьянстве Тихона Задонского. — Имеется в виду популярная проповедь воронежского и елецкого епископа Тихона Задонского (в миру Тимофея Савельевича Соколова; 1724–1783), пятнадцатитомное собрание сочинений которого вышло в начале 1860-х годов. О Тихоне Задонском см.: IX, 511–513. 190

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010