1897. С. 149-150). Очевидно, план преподавания богословия, утвержденный в 1763 г., был создан при решающем влиянии богословской системы архиеп. Феофана (Прокоповича), исключая лишь части откровенно лютеранского происхождения. Лит.: Рождественский Ф. Самуил Миславский, митр. Киевский//ТКДА. 1876. 3. С. 510-563; 11. С. 505-536; 1877. 4. С. 3-39; 5. С. 301-359; 6. С. 529-577; Червяковский П. А. Мат-лы для истории правосл. богословия в России//ХЧ. 1876. Ч. 1. 1/2. С. 32-86; он же. Учение Феофана Прокоповича об источниках богословия в связи с протестантством XVII в.//Там же. 1877. Ч. 1. 3/4. С. 291-330; он же. Учение Феофана Прокоповича о Свящ. Писании в символическом и церк.-ист. отношении//Там же. Ч. 2. 7/8. С. 2-42; он же. О методе «Введения в богословие» Феофана Прокоповича//Там же. 1878. Ч. 1. 1/2. С. 18-32; 3/4. С. 321-351; Булашев Г. Преосв. Ириней Фальковский//ТКДА. 1883. Т. 2. 7. С. 444-514; Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. 18834. Т. 1. С. 55-61; Тихомиров Ф. А. Идея абсолютизма Бога и протестантский схоластицизм в богословии Феофана Прокоповича//ХЧ. 1884. Ч. 2. 9/10. С. 315-326; он же. Трактаты Феофана Прокоповича о Боге едином по существу и троичном в Лицах. СПб., 1884; Петров Н. И. Киевская Академия во 2-й пол. XVII в. К., 1895; он же. Киевская Академия в царствование имп. Екатерины II (1762-1796 гг.). К., 1906; Серебренников В. Киевская Академия с пол. XVIII в. до преобразования ее в 1819 г. К., 1897; Ястребов М. Ф. Высокопреосв. Иннокентий (Борисов), как профессор богословия КДА//ТКДА. 1900. 12. С. 522-566; Вишневский Д. К. Киевская Академия в 1-й пол. XVII ст.: (Новые данные, относящиеся к истории этой Академии за указанное время). К., 1903; Cracraft J. Theology at the Kiev Academy during its Golden Age//HUS. 1984. Vol. 8. N 1/2: The Kiev Mohyla Academy. P. 71-80; Cymopiyc К. В. Два рукописи Pociйcьkoï haцiohaльhoï бiблiomeku з meoлoriчhuмu лekцiямu Йосифа Волчанського за 1721-1725 рр.//Киïвська Akaдeмiя. К., 2006. Вип. 2/3. С. 255-269; он же (Суториус К. В.). Источники по истории преподавания правосл. латиноязычного богословия в России в 1-й пол. XVIII в.: Дис. СПб., 2008; он же. Нравственное богословие как учебный предмет в Киево-Могилянском коллегиуме/академии до 1760 г.//Религиоведение. 2010. 2. С. 34-49; Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция кон. XVI-XVIII вв.: Становление, эволюция и проблема заимствований. М., 2007; Бухаркин П. Е. Феофан Прокопович и духовно-интеллектуальные движения петровской эпохи//ХЧ. 2009. 9/10. С. 100-121.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

Н. X. Палаузов вспоминает: «В 1853 году, когда войска русских заняли Молдавию и Валахию, под командой князя Горчакова, Преосвященный Иннокентий сказал мне: «Я говорил генерал-губернатору Федорову о тебе как о болгарине, знающем Болгарию, иди к нему и скажи, что я тебя послал, он, вероятно, поручит тебе написать записку о болгарах». Уже здесь виден кругозор архиепископа Иннокентия. Балканы он знал лучше Генштаба. Там это знали и побаивались святителя. Н. X. Палаузов вспоминает: «Я был свидетелем, как многие генералы становились на колени пред Иннокентием, испрашивая его благословения». Говоря о военной кампании; которую разрабатывал Генштаб, архиепископ Иннокентий говорил Н. X. Палаузову: «Представь себе невежество нашего Генерального штаба, наших генералов, собираются воевать и не знают народа, за который хотят сражаться» 55 . Святитель поручил Н. X. Палаузову написать записку о Болгарии, сказав: «Напиши так, чтобы показать нашим генералам, что такое Болгария и болгары» 56 . Это свидетельство о том, что архиепископ Иннокентий старался вникнуть в существо любого вопроса досконально, дойти до самой его сути. События, которые разворачивались как на дипломатическом, так и на военном фронтах, были близки архиепископу Иннокентию, ибо он не мог не вспоминать и свои поездки на Афон, в Грецию, дорогие ему лица южных славян. С афонскими монахами у него сложились отношения братской любви, о чем свидетельствует и его переписка со святогорской братией. Жизнь и аскетические труды святогорцев всегда волновали и интересовали святителя. Во время войны на Балканском полуострове архиепископ Иннокентий заботился о воспитании болгар и греков в Одесской Духовной Семинарии. А. И. Войцехович писал ему, что «Ваша Семинария должна иметь исключительное значение, а именно воспитание болгар и греков, тем более пока Афонский Синод не имеет к тому средств» 57 . В 1851 г. греческий король за большие труды для пользы братской Греческой Церкви в трудные годы ее бытия наградил архиепископа Иннокентия орденом Спасителя первой степени 58 . Это был единственный случай награждения таким орденом в истории России.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

«Схоластическое» богословие давно уже не удовлетворяло, «исторический» метод не давал именно синтеза, не созидал систем. И выхода стали искать у нас в нравственном раскрытии догматов. Догматика перестраивается с нравственной точки зрения. Антоний был одним из самых ярких представителей этого тогда нового богословия 34 . И ниже: В богословии возможен двоякий путь: сверху или снизу, – от Бога или от человека, – от Откровения или от опыта. Патристика и схоластика идут первым путем. «Новое богословие» предпочитает путь снизу. Морализм в богословии и есть один из видов этого антропологического уклона, но не единственный 35 . При столь разноречивых оценках резонно возникает вопрос: что в действительности формирует характерные черты учения и что связывает новых богослов из мирян с новыми богословами из академистов? Первые представители «нового богословия» из духовноакадемической среды Как уже отмечалось, русское образованное общество вошло в поле конфессионализации в начале XIX в., и немного позже началось освоение немецкой романтической философии. Духовная школа, правда, тоже не стояла на месте, и уже богословские интенции архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) во многом определялись необходимостью дать ответ Канту и его чисто человеческой христологии. Однако, отмечая близость философского бэкграунда академических и внеакадемических богословов, мы обнаруживаем и важные различия: у первых–сосредоточение интереса прежде всего в области антропологии/психологии, у вторых – в области экклесиологии; в первом случае – отсутствие, а во втором – наличие вектора конфессионализации. (Именно этим, вероятно, объясняется тот факт, что Иннокентий Борисов высоко оценил «Догматическое богословие» митрополита Макария (Булгакова) – как работу, в которой русское богословие сбросило с себя путы схоластики, тогда как для славянофилов Макарий стал символом рабства у схоластического Запада.) Как бы то ни было, вряд ли можно объяснить простым совпадением то, что именно в 1880–1890-е гг., время широкого распространения хомяковских идей, «маркер конфессионализации» становится важным и для формирования нового школьного богословия, позволяя последнему противопоставить себя схоластическому прошлому и уверенно заявить о себе как о пути, ведущем к богословскому возрождению в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Прямых учеников, впрочем, у него было мало. Самостоятельной работой занимался только один, С. К. Сабинин, бывший все время заграничным свяшенником при дипломатической миссии в Копенгагене, потом в Веймаре (1789—1863). Курсовое сочинение Сабинин писал о “Песни Песней,” в каком должно разуметь ее смысле. Потом работал над книгой Исаии. В “Христианском Чтении” поместил он ряд экзегетических очерков, всего больше о пророчествах. Со времени запрещения перевода Павского Сабинин обращается к скандинавским темам, издает грамматику исландского языка, — и у него филологический интерес был преобладающим, как у Павского...    В другом смысле к тому же “немецкому” направлению в русской богословской науке принадлежит Иннокентий Борисов (1800—1855), из первого курса воспитанников Киевской академии, потом инспектор академии Петербургской и ректор Киевской, наконец, архиепископ Херсонский и Таврический. В свое время его настойчиво подозревали и обвиняли в “неологизме,” было однажды наряжено даже “негласное дознание” о его образе мысли. Для этого были поводы...    Иннокентия самого всего больше интересовала философия. Но мыслителем он не был. Это был ум острый и восприимчивый, но не творческий. Исследователем Иннокентий никогда не был. Он умел завлекательно поставить вопрос, вскрыть вопросительность в неожиданной точке, захватить внимание своего читателя или слушателя, с большим увлечением и блеском пересказать ему чужие ответы. Только блестящая манера изложения маскирует этот всегдашний недостаток творческой самодеятельности. Но всегда это именно изложение только, никогда не исследование. Как говорил об Иннокентии Филарет Московский, у него не достает рассуждения, а воображения слишком много. Иннокентий именно оратор, прежде всего. И в этом “краснословии” разгадка его влияния и успеха, — и на профессорской кафедре, и на проповедническом амвоне...    В своих богословских лекциях Иннокентий не был самостоятелен. Догматику он читал применительно к “системе” М. Добмайера, как и архим. Моисей, у которого он сам слушал богословие, — эта “система” в те годы была принята в католических школах в Австрии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

a) tempus eucharistiae celebrandae, a) время совершения евхаристии, b) praepatio ad ejus usum, b) приготовление к ее принятию, c) consequens eucharistiae acceptae; c) плод принятия евхаристии; 7. Vigilantia spiritualis, cujus 7. Духовное бодрствование: a) notio, a) понятие о нем, b) motiva et b) мотивы и c) objecta; c) предмет его; 8. Imitatio spiritualis, cujus 8. Духовное подражание: a) summum objectum sen ideale perfectissimum, a) главный его предмет или совершеннейший идеал, b) monita, expressa in S. Scriptura, b) увещания, изложенные в священном писании, c) exempla imitationis spiritualis secundaria; c) примеры подражания второстепенные; 9. Conservatio cum sanctis, cujus 9. Обращение с святыми: a) necessitas, a) необходимость его, b) momenta, b) ступени, c) centum; c) средоточный пункт; 10. Quies spiritualis, cujus 10. Духовный покой: a) notio, a) понятие о нем, b) modus et b) способ и c) fundamentum. c) основание. Pars secuuda. Часть вторая. Jurisprudential christiana. Христианское законоведение. Notio et summa doctrinae. Понятие и сущность этого учения. Caput 1. Глава 1. De legibus divinis in genere. О божественных законах вообще. Legum divinarum: a) notio generalis, а) Общее понятие о божественных законах, b) division earum b) их разделение α) respectu subjecti, cui proponuntur, α) по отношению к лицу, которому они предлагаются, β) quoad dictonis suae amplitudinem, β) в разсуждении широты своего изречения; c) legume per Mosen consignatorum abrogation et quidem c) отмена законов, изложенных Моисеем, и именно – α) legume ceremonialium, α) законов обрядовых, β) forensium. β) судебных. Caput 2. Глава 2. De officiis hominis christiani. Об обязанностях человека-христианина. Summa officiorum in genere. Сущность обязанностей вообще. De officiis bominis chr. erga Deum seu de cultu Dei. Об обязанностях человека-христианина по отношению к Богу или о богопочитании. Cultus divini a) summa, Богопочитание: а) сущность, b) divisio: b) разделение на: a) cultus internus, a) внутреннее,

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

дело по внутрен. правл. 1833 г., 34 Этот конспект представлен был Иннокентием к выпускным экзаменам VI курса, в июне 1833 года (См. арх. Киевск. дух. Акад., дело по внутрен. правл. 1833 г., 35 Между этим и предыдущим трактатом иногда ставились трактаты: de homine in statu innocentiae и beatitudine et actibus humanis (последний трактат надписывался иногда «de ultimo fine hominis»). См. Summa theologiae scholasticae, auctore M. Becano, Parisiis, 1658. Иногда последний из этих трактатов сливался с предшествующим трактатом de angelis под общим заглавием «de beatitudme, de angelis et actibus humanis». См. Cursus theologicus ad usum tyronum elucubuatus. Fr. Viva. Pragae. 1716 36 Между этим и предыдущим трактатом ставился иногда еще трактат de legibus. См. Becani op. cit. 37 Tractatus theologicus de sacramentis in genere et specie, disputationibus et quaestionibus amo incarnatae Sapientiae 1708 septembri 10 inchoatus… in collegio Kijovo-Mohiliano exporrectus et illustrates. Находится в библиотеке музея при Киевск. дух. Акад. (имеются экземпляры этого курса в библиотеках Киевск. дух. Акад. и Киево-Михайловск. монаст.). В этой рукописи содержатся еще трактаты: 1) disputations theologicae de peccatis et gratia in duos tractatus distributae, anno Domiui 1709, februari 24, 2) praefatio ad menstruas disputationes thiologicas de fide theologica, de spe theologica, de charitate theologica in tres tractatus distributes, anno Domini 1709. 38 Theologia scholastic de Deo ter optimo maximo in collegio Kijovo-Mohiliano dictata consvetisque disputationibus et auctoribus illustrata. Читана в 1725–1727 г., хранится в библиотеке музея при Киевской дух. Академии. Содержит в себе трактаты: 1) de Deo secundum de et attributis divinis, 2) de Deo trino, 3) de jure et justitia, 4) de incarnatione, 5) de angelis. 39 Theologiae orthodoxae christeanae tractatus de Deo et angelis in orthodoxo collegio Kijovo-Mohiliano disputationibus illustrati per reverendum patrem Hilarionem Levicki, ejusdem collegii rectorem, anno Domini 1726 expositi.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

понятия о нем и следствия, т.е. communio naturarum et idiomatum. общение природ и их свойств. Doctrina de dupliei statu Christi, nempe Учение о двояком состоянии Христа, а именно – exinanitionis, cujus уничижение: notio, понятие о нем, gradus, степени его и fundamentum; основание; exaltationis, cujus iterum прославления: notio, понятие о нем, species. виды его. Doctrina de triplici Christi officio, et quidem Учение о троякой должности Христа, а именно: a) prophetico, quod praestitit а) пророческой, которую он исполнил docendo, через учение, apostolos eligendo, избрание апостолов, Spiritum S. mittendo; послание Духа Святого; b) sacerdotali, cui satisfecit morten pro hominibus obeundo eosque ita Deo reconciliando; б) первосвященнической, которую исполнил чрез принятие смерти за людей и примирение их чрез то с Богом; c) regio, quo funditur в) царской, которую Он исполняет ecclesiam regendo, чрез управление церковью и a hostibus muniendo usque ad finem seculi. очищение ее от врагов до конца века Doctrina de application salutis per Christum partae. Учение о приложении спасения, снисканного чрез Христа. 1) de iis, quae necessaria sunt ad assequendam salutem, utpote 1) о том, что необходимо для получения спасения, как-то: a) de gratia, а) о благодати, b) fide, б) вере, c) bonis operibus; в) добрых делах; 2) de adminiculis salutis, et quidem 2) о посредствах спасения, именно: a) de verbo divino, nempe lege et evangelio; а) о слове Божьем, т.е. законе и еванглии; b) de sacramentis: б) о таинствах: baptismo, крещении, ungvento chrismatis, миропомазании, eucharistia, евхаристии, poenitentia, покаянии, sacerdotio, священстве, matrimonio, браке, extrema unctione. елеопомазании. Pars tertia, decasteologiam continens, hic Часть третья. Дикастеология. Doctrina de morte et statu hominis post mortem. Учение о смерти и о состоянии человека после смерти. Notio mortis, Понятие о смерти, universalitas, всеобщность смерти, cavsa, причина ее, solatium, утешение (при мысли о смерти), status hominis post mortem

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Был здесь на днях Харьковский священник, урожденец Каменец-Подольский. Что-то дурно отзывается о Макарии. Подтверждает чаяние, что Макарий будет брать взятки, говорят, что делами мало занимается. Письмоводитель подчёркивает в прошении или в деле известные строки и только на них посмотрит Макарий и составит резолюцию. В Колоколе была напечатана какая-то история его с племянницею и двумя дамами. Царь в Харькове не пригласил его к обеду. Этот священник по поручению Борисова едет хлопотать о продаже права на издание сочинений Иннокентия 275 . Борисов велел просить 40,000. Сомневаюсь, чтобы дали в настоящее время. Не тем заняты умы, и довольно прошло времени после смерти. Живость впечатления ослабла. Рассчитывает он, что напечатают 10,000 экземпляров и за каждый экземпляр по 10 рублей – итого 100,000 рублей. Но главные читатели духовные и многие ли из них дадут по 10 рублей. Отзыв Филарета Черниговского 276 об Иннокентии и других писателях не хорош и неприличен. Что за страсть всё ругать и отыскивать везде чёрные стороны? Какого же ему самому ждать отзыва о своих сочинениях? 1861 r., ноября 27. В пятницу Ректор возвратился из Москвы. Говорит, что поручение, возложенное на него митрополитом, есть совершенно частное, но о котором митрополит не велел никому говорить. В бытность Ректора в Москве приезжал туда Урусов, о котором Ректор говорит, что он твёрд на своём месте. На этой неделе приедет Путятин с H. А. Сергиевским в Москву, кажется, по делам университета. Слухи об его выходе из министров всё держатся. Даниловский о. архимандрит Иаков в письме ко мне выражает сожаление, что не поздравил Вас со днём Ангела. Дело по Дивееву ещё в руках у о. Иакова; другое, пишет он, поважнее и пообширнее, представил владыке 18 числа при донесении на 41 листе. При следствии в Дивееве от Баркова 277 не имел никакой помощи, ибо он не знает следственных дел. Дивеевские монашенки кланялись в ноги Иакову и Баркову. Барков отвечал им тем же для того, как он говорил, чтобы отучить их от поклонов и выходила очень смешная комедия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Существенной чертой его преподавания был именно адогматизм. У Скворцова имелись симпатии к отдельным системам, но они не затмевали вкуса к любомудрию как процессу, действительному освобождению разумного начала, – при непременном руководстве веры. Credo, ut inteligam… Но не quia absurdum… И. М. Скворцов, несомненно, стал основателем школы, влияние которой ощущалось в течение XIX столетия и в других академиях и университетах. В ней выросли Орест Новицкий , Феофан (Авсенев), В. Н. Карпов, С. С. Гогоцкий, П. Д. Юркевич , епископ Василий (Богдашевский) , П. Линицкий и другие, распространявшие свои философские интересы на различные сферы церковного знания... В отношении С. С. Гогоцкого необходимо сказать, что в середине XIX века в России ему было немного равных по широчайшей философской эрудиции, углубленному знанию различных систем. Свою философскую свободу он осуществлял не через построение самостоятельной системы, а в созерцании взглядов других мыслителей, их историческом сопоставлении. Ныне практически забытого Д. В. Поспехова, тяготевшего преимущественно к гносеологии и психологии, многие в свое время ставили даже выше П. Д. Юркевича 23 . Представители киевской школы П. П. Кудрявцев , М. А. Старокадомский оставались носителями предания и в послереволюцинные годы, причем Старокадомский смог передать свой опыт и Московской академии 24 . Сын И. М. Скворцова, К. И. Скворцов , также профессор КДА, впервые проявил дерзновенный критицизм в сфере патрологии, высказав сомнения относительно авторства ареопагитского корпуса… Киевская академия от Авсенева до Четверикова имела и свою мощную традицию преподавания психологии, в которой мистико-метафизические интересы непринужденно сочетались с новейшими экспериментальными методами. Основа, которая имелась в Киевской духовной академии в области философских дисциплин, сыграла немаловажную роль и в развитии собственно богословских. Иннокентий (Борисов) , а позднее Сильвестр (Малеванский) являются определяющими фигурами для русской богословской школы, противостоящей схоластике.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Именовалась: Харбинская и Маньчжурская; с 13(26)10.1945 – Маньчжурская и Восточно-Азиатская, Митрополичий округ; с 1952 г. – Харбинская и Маньчжурская, паки. Викарные кафедры: Цицикарская, Синьцзянская (?). 20.05(02.06)1920 15(28)03.1931 13(26)10.1945 Мелетий Заборовский) 13(26)10.1945 24.03(06.04)1946 14(27)12.1945 29.05(11.06)1946 29.05(11.06)1946 01(14)06.1948 25.01(07.02)1956 12(25)12.1957 Харьковская Основана 16.10.1799. Выделена из Белгородской (Курской) епархии. Именовалась: Слободско-Украинская и Харьковская; с 05.02.1836 – Харьковская и Ахтырская; с 23.05(05.06)1945 – Харьковская и Богодуховская. Викарные кафедры: Сумская, Старобельская, Волчанская, Лебединская, Изюмская. 16.10.1799 06.02.1813 14.10.1813 20.01.1817 18.02.1817 26.01.1826 Павел Соббатовский 28.02..1826 12.03.1832 Виталий Борисов-Жигачев 19.05.1832 22.06.1835 Иннокентий Александров 22.06.1835 29.02.1840 06.04.1840 31.12.1841 Смарагд Крыжановский 31.12.1841 01.03.1848 01.03.1848 06.11.1848 Елпидифор Бенедиктов 06.11.1848 02.05.1859 Филарет Гумилевский 18.04.1859 10.12.1868 21.01.1869 07.09.1874 07.12.1874 13.04.1879 13.04.1879 15.09.1882 Иустин Охотин 22.09.1882 03.09.1901 10.11.1901 01.02.1903 08.02.1903 28.04.1914 14..05.1914 01..05.1917 19.081917 17(30)05.1918 17(30)05.1918 27.12.1919(09.01.1920) 30.10(12.11)1927 26.08(08)09.1924 30.10(12.11)1927 13(26)06.1934 13(26)06.1934 10(23)10.1934 22.01(05.02)1935 07.1936 01.1937 10(23)04.1937 07(20)051937 15(28)07.1938 08.1942 09.1943 09.1943 01(14)10.1943 23.05(05.06)1945 23.09(06.10)1960 11.1960 10(23)11.1960 10(23)11.1960 03(16)03.1961 03(16)03.1961 17(30)03.1964 Нестор Тугай 17(30)03.1964 15(28)07.1967 24.09(07.10)1967 18.11(01.12)1970 18.11(01.12)1970 10(23)11.1983 10(23)11.1983 19.01(01.02)1984 19.01(01.02)1984 31.08(13.09)1989 Ириней Середний 31.08(13.09)1989 Харьковская, григ. Даты основания и упразднения неизвестны. Харьковская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Изюмская, Ахтырская, Богодуховская, Валковская, Змиевская, Купянская, Сумская, Чугуевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010