По уничтожении иконоборчества деятели православия провели тщательную чистку источников. Погибли сочинения иконоборцев, эдикты императоров и постановления церковных синодов и соборов. Православная историография традиционно изображала Льва Исавра «нечестивым», злым и кровожадным человеком, столпом невежества. Однако реально гонения на иконопочитателей при Льве III были незначительны, из мучеников VIII – IX столетий, пострадавших за иконы, лишь десяток приходится на время его правления, да и то почти все – наказанные за убийство императорского чиновника в Халкопратиях. Незадолго до кончины императора страшное землетрясение поразило многие города империи, в том числе и Константинополь. Рухнула часть башен Феодосиевой стены, сама стена серьезно пострадала. Василевс ввел чрезвычайный налог с граждан на ремонт городских укреплений. Последствия стихийного бедствия устранили, но императорская подать дикератион («два кератия» – одна двенадцатая номисмы) осталась. Теперь укрепления стали содержаться казной, а не городскими магистратами, как было еще со времен античного Рима. Ненадолго пережив триумф Акроинона, император Лев III Исавр умер 18 июня 741 г. Константин V Копроним или Каваллин (718 – 775, сопр. с 720, имп. с 741, в 742 – 743 вне столицы) Император Константин V, активнейший иконокласт, портрет которого византийская православная историография рисует самыми черными красками, родился в июле 718 г. Рассказывают, что на церемонии крещения младенец Константин «осквернил купель испражнениями», таким образом самого себя «окрестив», отсюда и малопристойное прозвище Копроним -«дерьмоименный». Вторую хульную кличку – Каваллин, «кобылятник», император обрел из-за своего увлечения лошадьми. В 732 г., в знак прочного союза империи с Хазарским каганатом, Лев III женил сына на Ирине, новокрещенной дочери кагана. Вскоре после смерти отца Константину V пришлось оружием отстаивать свое право на трон у зятя Артавасда и племянников. Одержав победу над узурпатором, Копроним обошелся с участниками мятежа, по византийским меркам той поры,довольно мягко, покарав некоторых членовредительством и ссылкой. Патриарха Анастасия, поддержавшего самозванца, василевс приказал нагим посадить на осла задом наперед и под насмешки толпы провести по ипподрому. Сочтя такое наказание вполне достаточным, император вернул Анастасию патриарший престол. Видимо, тогда, чтобы уменьшить мощь Опсикия и впредь обезопасить престол от притязаний его стратигов (фема находилась в непосредственной близости от столицы), он разделил ее на три фемы: собственно Опсикий, Вукелларии и Оптиматы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Утром Маркиан велел поместить мучеников в котлы, наполненные смолой и серой, и, не желая видеть гибель сына, удалился, оставив наместника для приведения в исполнение имп. приказа. Дрова, к-рыми были доверху обложены котлы, сгорели, но святые остались невредимыми. Народ и Маркиан, которому донесли о происшедшем, были поражены случившимся. Святых отвели в темницу, куда пришла навестить К. его мать М. (в древнейших текстах - Маркионилла: Halkin. 1980. P. 293; ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 586). Она уверовала во Христа и была крещена пресв. Антонием. Маркиан, узнав об этом, заключил и ее в темницу. Он повелел казнить 20 воинов и 7 братьев царского рода, а И., К., пресв. Антония, Анастасия и М. решил судить позже. В день суда святые сообщили, что готовы поклониться идолам. Когда шествие приблизилось к храму Зевса, И. обратился с молитвой к Богу, и здание рухнуло, задавив тысячу жрецов и множество язычников. Мучеников снова отвели в темницу; во время молитвы им явился в сиянии сонм святых, среди к-рых были 20 воинов, 7 братьев и В. со св. девами, возвестившая И. о предстоящем мученическом подвиге. Перед казнью Маркиан велел пытать узников. Сначала им обернули пальцы на руках и ногах папирусом, смоченным в масле, и зажгли его. Но папирус сгорел, не причинив мученикам вреда. Затем у И. и К. содрали кожу с головы, а Антонию и Анастасию выкололи глаза. Когда палачи начали пытать М., то ослепли. После этого святых бросили на съедение зверям, но те не тронули их. Тогда Маркиан приказал усечь их мечом вместе с осужденными на смерть преступниками. Это произошло прежде 10-х календ июля, т. е. 21 июня ( Halkin. 1980. P. 295), согласно лат. Мученичеству - в 5-е иды янв., т. е. 9 янв. (ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 587). Сразу после казни началось землетрясение, разрушившее треть городских зданий, причем не уцелело ни одно место, где стоял к.-н. идол. Землетрясение сопровождалось молниями, громом и градом, от к-рого погибло немало язычников. Вскоре Маркиан заболел и умер в муках, съедаемый червями.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

э. Город этот возник как греческая колония, на западном берегу пролива, за которым было установлено имя Босфора Киммерийского (Керченский пролив). Распространяя свое господство по побережью на запад и восток, он стал центром царства под династией царей Спартокидов. Митридат VI Евпатор, царь Понта, включил его в свою державу, охватывавшую оба берега Черного моря, и в нем окончил свою бурную жизнь в 63 г. до P. X. При Августе Босфорское царство вошло в кругозор римской политики, и в течение первых веков здесь правили цари с династическим именем Тиберий Юлий. В половине III века сюда надвинулись готы и воспользовались боспорским флотом для своих морских грабительских предприятий на малоазиатский берег и побережье Кавказа. В начале IV века прекратилась местная династия царей Тибериев Юлиев. Археологические находки позволяют предполагать, что при Констанции Боспор был в руках готов; но это временное господство чужого народа не отразилось на составе местного населения, пользовавшегося греческим языком. 76 Этот центр культурной жизни, уцелевший на далекой окраине, восстановил свои отношения к империи при Юстине. Одна эпиграфическая находка 1888 года дала неожиданное свидетельство, что этому предшествовало восстановление старой династии Тибериев Юлиев. 77 Это событие относится, быть может, еще к концу V века и во всяком случае не позже начала VI. Гунны, занявшие степные пространства Таврического полуострова, понимали значение старых торговых городов на побережье, где они могли получать предметы производства культурной жизни в обмен на сырые продукты своего простого хозяйства, кожи, сало, шкуры зверей, получая в обмен соль, вино, ткани и предметы роскоши. Восстановление старых отношений Константинополя с Боспором случилось незадолго до принятия Лазики под верховную власть императора. Желая оказать помощь лазам в неизбежной борьбе с персами, Юстин послал на Боспор племянника имп. Анастасия, Проба, чтобы за деньги навербовать гуннов на службу империи. Но на этот раз деньги не прельстили гуннов, и Проб уехал назад, не добившись успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Базилика в Месемврии. V в. Базилика в Месемврии. V в. Во 2-й пол. IV-V в. в Мёзии, Дардании, Дакии, Фракии и Македонии велась активная церковная жизнь. Отдельные епископы в ряде случаев принимали деятельное участие в общественной жизни своих городов. К кон. VI - нач. VII в. на территории совр. Б. сложилась развитая церковная организация. С перемещением столицы Вост. Иллирика в Фессалонику местный митрополит в качестве папского викария получил в управление епархии этой префектуры. Важнейшее значение имело решение имп. Юстиниана придать архиерейской кафедре г. Юстиниана Первая статус автокефальной архиепископии (535). Под ее юрисдикцию перешла часть епархий Вост. Иллирика, в т. ч. и находившиеся на территории совр. Зап. Б.: Средиземная и Прибрежная Дакии, Вторая Македония. Вост. провинции, входившие в состав Фракийского диоцеза, находились под церковной юрисдикцией К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. N 1). Митрополиту Филиппополя (Фракийская епархия) подчинялись епископы Диоклетианополя, Севастополя и Диосполя. Митрополит Адрианополя (епархия Гемимонт) имел зависимые епископства в Месемврии, Созополе, Плотинополе, Анастасиополе и Цоиде. Митрополиту Маркианополя (та же епархия) подчинялись 5 епископий (в Доростоле, Трансмариске (совр. Тутракан), Новах, Зекедеспе и Апиарии (в окрестностях с. Ряхово, около г. Русе). Статус автокефальных архиепископий имели кафедры в городах Одесс (Мёзия), Вероя и Никополь (Фракия), Месемврия (Гемимонт). Несмотря на то что в сохранившихся перечнях епархий имеется ряд несоответствий, их сведения дают представление об устройстве Церкви на Балканском п-ове накануне массового переселения славян и предков болгар на Балканы, к-рое привело к существенным изменениям в религ. жизни и церковной структуре VII в. Славянская колонизация Систематический характер походы славян на земли империи приобрели с начала правления Юстиниана I (527-565). С 60-х гг. VI в. слав. племена, попавшие под власть Аварского каганата, участвовали в походах аваров на Балканы. В 550/51 г. славяне после совершения похода в земли Византийской империи впервые остались зимовать в ее пределах. В дальнейшем вслед за крупными военными походами происходило массовое переселение славян на захваченные земли. Местное романизированное и эллинизированное население было вытеснено на побережья Чёрного и Эгейского морей. Над теми землями, где селились славяне, визант. власти утрачивали контроль, и здесь образовывались слав. племенные протогос-ва и союзы племен - «склавинии» (от греч. σκλαβηνο- славяне). К сер. VII в. славяне стали основным демографическим элементом на Балканах; к этому времени относится окончательное оформление здесь значительного числа «склавиний» (в Мёзии, Фракии и Македонии). В Мёзии и Добрудже сложилась «склавиния» Семь родов, принявшая впосл. активное участие в формировании Болгарского гос-ва. Вплоть до Х в. нек-рые «склавинии» сохраняли автономию в рамках империи, а иногда отказывались признавать ее власть.

http://pravenc.ru/text/149669.html

В нач. XIX в. попытку отражения новых рус. изданий - книг и журнальных статей (за период 1801-1805) - сделали А. К. Шторх и Ф. П. Аделунг в «Систематическом обозрении литературы в России» (СПб., 1810-1811. 2 вып.). По их данным, за указанный период на рус. языке было издано 1304 названия, из них 213 - по богословию (или 16,3%). Идея создания национального репертура рус. книг была реализована книготорговцем, а затем библиотекарем имп. Публичной б-ки в С.-Петербурге В. С. Сопиковым ( Сопиков В. С. Опыт российской библиографии. СПб., 1813-1821. 5 ч.; переизд. В. Н. Рогожиным, 1904-1908: Ч. 1: Книги церковной печати; Ч. 2-5: Книги гражданской печати (включает сочинения авторов - духовных лиц)). В указателе описано более 13 тыс. книг и журналов (без аналитической росписи), изданных на рус. и церковнослав. языках в России и за границей со времени возникновения книгопечатания и до 1813 г., а также частично в 1813-1818 гг. В собирании библиографических материалов для Сопикова принимали участие митр. Евгений (Болховитинов), К. Ф. Калайдович, В. Г. Анастасевич и др. Несмотря на неполноту и отдельные неточности, «Опыт» остается основной рус. национальной библиографией за 250 лет книгопечатания в России и единственным (до сих пор) реализованным национальным ретроспективным сводом книг. За период с 1810 по 1860 г. в России вышло в свет в 3 раза больше книг, чем за предшествующие 250 лет. В кон. 50-х гг. XIX в. библиографом Г. Н. Геннади была предпринята еще одна попытка создания национального репертуара рус. книг, однако удалось составить только биобиблиографический «Справочный словарь русских писателей и ученых…» (см. далее) и «Список русских анонимных книг с именами их авторов и переводчиков» (СПб., 1874), а также указатель 2-й степени «Литература русской библиографии» (СПб., 1858), к-рый подвел итоги работы в этой области с 1710 по 1858 г. В 90-х гг. XIX в. С. А. Венгеров, готовивший материалы к составлению «Критико-библиографического словаря русских писателей и ученых», на основе своей картотеки начал выпускать универсальный указатель «Русские книги» (СПб., 1895-1898.

http://pravenc.ru/text/149151.html

Греч. оригинальный текст хронографии сохранился в одной рукописи - Bodl. Baroc. 182. Fol. 1-331 (XI-XII вв.), к-рая содержит большие лакуны (изд.: Ioan. Malal. Chron.; PG. 97. Col. 9-790). В рукописи полностью утрачены начало - введение И. М. и 1-я книга и конец хронографии, текст обрывается на описании событий 563 г., и, до какого момента он был продолжен, определить не удается. Кроме того, мн. разделы хроники были сокращены и представляют собой лишь конспект оригинального текста И. М. Частично отсутствующие отрывки восстанавливаются по неск. позднейшим греч. хронографическим сводам. Среди них важны «Тускуланские фрагменты» (Cryptoferr. Z α XXXIV f. 62r - 69v; VI-VII вв.; см.: Mai. De fragmentis historicis tusculanis// Idem. Spicilegium Romanum. 1839. Vol. 2. Append. 1-28; PG. 85. Col. 1807-1824); «Хроника 889 г.» (Paris. gr. 854. Fol. 71v - 99r, XIII в.; см.: Сгатег. 1839. P. 165-230); хронографический свод X в., в котором сохранилась 1-я книга хронографии И. М. (Paris. Suppl. gr. 682. Fol. 9r - 22v, X в.; см.: Wirth. 1894. S. 3-10); компилятивная «Эклога» из хронографий И. М., Георгия Синкелла и Феофана Исповедника (нач. IX в.), также сохранившая фрагменты 1-й книги И. М. (Paris. gr. 1336. Fol. 143r - 161v, XI в.; см.: Сгатег. 1839. P. 231-242; Paris. gr. 1630. Fol. 234r - 239v, XIV в.; см.: Joannes Antiochenus. 1868). Нек-рые фрагменты хронографии читаются также в неск. рукописях XVII в. ( Krumbacher. Geschichte. S. 331; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 320). Недостающие отрывки частично восстанавливаются по средневек. переводу хронографии на церковнослав. язык (см. ниже). Книги в составе хронографии могут отличаться по характеру изложения. Хронист отмечал, что разделы о мировой истории он писал, опираясь на источники (книги 1-14), в отличие от описания событий современной ему истории, начиная с времени правления визант. имп. Зинона (см.: Истрин. 1994. С. 5). Каждая из последних 4 книг хронографии (книги 15-18) посвящена правлению одного императора (Зинона, Анастасия I, Юстина I и Юстиниана I); для более ранних периодов хронист не выделял подобных хронологических рамок. Основная композиционная единица хронографии - описание правлений царей и др. властителей. Характеристики персонажей, особенно рим. и визант. императоров, даются в форме т. н. соматопсихограмм, т. е. некомментированного перечисления эпитетов, относящихся как к внешности, так и к внутренним качествам человека.

http://pravenc.ru/text/471366.html

Весь город и порт были очень красиво иллюминованы. 3-го июня. Вторник. Простояли полночи на месте и прибыли в Кишинев в 9 1/2 жарким утром. По городу ехали в экипажах. Порядок был образцовый. Из собора с крестным ходом вышли на площадь, где произошло торжественное освящение памятника Имп. Александру I в память столетия присоединения к России Бессарабии. Солнце пекло сильно. Принял тут же всех волостных старшин губернии. Затем поехали на прием к дворянству; с балкона смотрели на гимнастику мальчиков и девочек. Оттуда был красивый вид на окрестность города. На пути к станции посетили земский музей. В час 20 мин. уехали из Кишинева. Завтракали в большой духоте. В 3 ч. остановились в Тирасполе, где сделали смотр 14-й и 15-й арт. бригадам, 4-му стр. арм. дивизиону, 8-му морт. арт. див., 8-му драг. Астраханскому полку и 8-му конно-артил. дивизиону. Принял две депутации и сел в поезд, когда начался освежительный дождь. В вагонах стало легче дышать. До вечера читал бумаги. 4-го июня. Среда. Спал отлично, т. к. ночью было очень прохладно. Проезжали знакомою местностью вдоль Полесской ж. д. Гулял с детьми на некоторых станциях. В Барановичах было собрано до 3000 учащихся детей. В 8 1/4 были в Вильне. 5-го июня. Четверг. Ночью шел дождь и было прохладно спать. Пил чай в 9 час., когда поезд проходил ст. Сиверскую. В 9.45 прибыли в Царское Село и с павильона заехали в наш собор к молебну. По приезде в Александровский дворец — Анастасия получила подарки, т. к. ей минуло 13 лет. Немного устроившись в своих комнатах, пошел гулять. Увидел с грустью большие опустошения, наделанные в парке ураганом в апреле. На дворцовой площадке шла репетиция парада. В 12 ч. принял депутацию 4-го пех. Копорского полка, командира моего Кирасирского полка г.-м. Вермана и вновь назначенного прусского генерала Хелиуса. После завтрака гулял и долго катался с детьми в байдарках. Пили чай на балконе. Принял Григоровича. Вечером занимался бумагами. 6-го июня. Пятница. С утра меня атаковали с разными вопросами; последним принял Гротена, назначенного флигель-адъютантом 22 мая. Погулял 1/4 часа. Принял Барка и Рухлова. Завтракали на балконе. День стоял чудный без единого облачка. Влез на белую башню и смотрел на выстраивание шпалер от войск гарнизона. В 3.45 поехал встречать короля Саксонского; почетный караул от моего Кирасирского полка. Привез его к нам и затем в Большой дворец — со взводом Конвоя впереди и сзади экипажа. У подъезда поч. кар. от 1-го Стрелк. полка. Довел короля до его комнат и вернулся к 5 ч. Пили чай на балконе. В 7 час. поехали с Ольгой и Татьяной на парадный обед с тостами. Заходящее солнце хорошо освещало большую залу. Разговоры и представления происходили в антикамере. Король назначил меня шефом 2-го Саксон. артиллерийского полка 28, мундир кот. он привез мне. Вечером покатался с О[льгой] и Т[атьяной] в моторе отличным свежим вечером. Читал. 7-го июня. Суббота.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Pyr.//PG. 91. Col. 353; Relatio Motionis// Allen, Neil. 1999. P. 21; Opusc. 9), где сделался одним из главных организаторов, идеологов и составителей деяний Латеранского Собора 649 г. ( Riedinger. 1982; Idem. 1985). Вероятно, М. И. находился в Риме до ареста папы Мартина I в июне 653 г. Обстоятельства ареста М. И. точно неизвестны, но, возможно, это произошло примерно тогда же ( Theoph. Chron. P. 329-332). Его подвергли суду в К-поле в 655 г. и сослали в Визию во Фракии. В ссылке М. И. противостоял попыткам властей склонить его отказаться от жесткой позиции защиты решений Латеранского Собора; известны 2 тщетные попытки уговорить М. И. изменить отношение в 656 и 658 гг. («Диспут в Визии», письмо мон. Анастасию). Может быть, М. И. имел отношение к восстанию Феодосия, брата имп. Константа II, в 659/60 г. ( Jankowiak. 2009. P. 341-347). Осужденный Собором, претендовавшим на название Вселенского, в 661 или 662 г., он был подвергнут жесточайшим наказаниям (ему вырвали язык и отрубили правую руку) и сослан в Лазику, где он умер. Вопрос о месте последних дней М. И. в ссылке и о месте его погребения является предметом научных дискуссий. Так, А. Ю. Виноградов подверг критике все предыдущие гипотезы о последних днях М. И. в районе крепости Мури в Грузии и предложил новую гипотезу, локализуя место кончины М. И. в районе Омаришарской крепости (в верховьях р. Кодори, при слиянии Гвандры и Клыча, совр. Абхазия) или, менее вероятно, в районе Чхалтинской или Клычской крепостей (также в верховьях Кодори) ( Виноградов. 2013). Весьма проблематичным в реконструкции биографии М. И. по сир. псогосу помимо версии о его палестинском происхождении является расходящееся с предыдущим научным консенсусом представление о том, что он не был в К-поле и не подвизался в монастыре близ него ( Boudignon. 2004). Пытаясь доказать это, исследователям пришлось внести существенные изменения в просопографию М. И. ( Jankowiak, Booth. 2015. P. 24-27) по сравнению с традиц. просопографией (напр.: Larchet. Introd.//Lettres.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

В начале апреля 527 г. Юстин I тяжело заболел и потому назначил Юстиниана соправителем с титулом августа. Фактически последний управлял державой при престарелом дяде уже давно, и Прокопий в «Тайной истории» даже уподобляет Юстина ослу, который во всем слушается погонщика, довольствуясь возможностью самостоятельно лишь махать ушами. 1 августа 527 г. император умер, оставив преемником Юстиниана. Юстиниан I Великий (482 или 483 – 565, имп. с 527) Император Флавий Петр Савватий Юстиниан остался одной из самых крупных, известных и, как ни парадоксально, загадочных фигур всей византийской истории. Описания, а тем более оценки его характера, жизни, деяний зачастую крайне противоречивы и могут служить пищей для самых безудержных фантазий. Но, как бы то ни было, по масштабам свершений другого такого императора Византия не знала, и прозвище Великий Юстиниан получил абсолютно заслуженно. Он родился в 482 или 483 г. в Иллирике (Прокопий называет местом его рождения Таурисий близ Бедриан) и происходил из крестьянской семьи. Уже в позднем средневековье возникла легенда о том, что Юстиниан якобы имел славянское происхождение и носил имя Управда. Когда дядя его, Юстин, возвысился при Анастасии Дикоре, он приблизил к себе племянника и сумел дать ему разностороннее образование. Способный от природы, Юстиниан мало-помалу стал приобретать при дворе известное влияние. В 521 г. он удостоился звания консула, дав по этому случаю великолепные зрелища народу. В последние годы правления Юстина I «Юстиниан, еще не возведенный на престол, управлял государством при жизни дяди своего ... который еще царствовал, но был очень стар и неспособен к делам государственным» (Пр.Кес., с. 83]). 1 апреля (по другим источникам – 4 апреля) 527 г. Юстиниан был объявлен августом, а после смерти Юстина I остался самодержавным правителем Византийской империи. Был он невысокого роста, белолицый и считался красивым, несмотря на некоторую склонность к полноте, ранние залысины на лбу и седину. Дошедшие до нас изображения на монетах и мозаиках церквей Равенны (св. Виталия и св. Аполлинария; кроме того, в Венеции, в соборе св. Марка, имеется его статуя из порфира) вполне соответствуют этому описанию. Что же касается нрава и поступков Юстиниана, то характеристики их у историков и хронистов самые противоположные, от панегирических до откровенно злобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Клотильда делит королевство между сыновьями. Миниатюра из рукописи " Большие хроники Сен-Дени " . (Toulouse Bibl. municip. 512. Fol. 34v). 1-я пол. XIV в. После смерти мужа К. поселилась в г. Туроны (ныне Тур), при базилике св. Мартина. Этот храм, самая чтимая святыня Галлии, пользовался особым вниманием Хлодвига. После победы над вестготами (507) Хлодвиг посетил Туроны и преподнес базилике богатые дары. Здесь король получил известие о том, что имп. Анастасий I возвел его в консульское достоинство; после этого Хлодвиг, облаченный в пурпурные одеяния и увенчанный диадемой, совершил триумфальный въезд в город ( McCormick. 1989; Pietri. 1997). Согласно Григорию Турскому, в Туронах К. вела благочестивый образ жизни, постоянно молилась, щедро раздавала милостыню, делала пожертвования церквам и мон-рям. Глухонемого Теодомунда, получившего исцеление по молитве к св. Мартину, К. отправила в школу. Получив образование, юноша стал клириком. Хотя Григорий Турский утверждал, что королева избегала вмешиваться в политику и редко посещала Паризии, центр гос-ва франков, он привел примеры, к-рые свидетельствуют об обратном. В 523 г. по инициативе К., желавшей отомстить за родителей, ее старший сын Хлодомер напал на бургундов и нанес им поражение; кор. Сигизмунд попал в плен и был убит (возможно, Григорий Турский ошибался, полагая, что франки руководствовались намерением отомстить за гибель родителей К.- см.: Wood. 1994. P. 43, 52). После гибели Хлодомера в сражении с бургундами (524) К. забрала его сыновей Теодоальда, Гунтара и Хлодовальда в Туроны. Когда королева посетила Паризии, кор. Хильдеберт заметил ее привязанность к внукам и договорился с братом Хлотарем отстранить мальчиков от наследования. Братья распустили слух, что намерены передать мальчикам управление той частью королевства, которая ранее принадлежала Хлодомеру. Узнав об этом, К. отдала им внуков, но короли схватили их и угрожали, что мальчиков убьют, если К. не позволит остричь им волосы (представители рода Меровингов носили длинные волосы, отличавшие их от др. франков; стрижка волос означала лишение детей королевского статуса). К. заявила, что предпочитает видеть внуков мертвыми, но неостриженными (по мнению Григория Турского, королева дала необдуманный ответ, т. к. была сильно расстроена и не понимала, что говорит). Тогда Хлотарь и Хильдеберт собственноручно убили мальчиков (им было 10 и 7 лет), их слуг и воспитателей. Их брата Хлодовальда спасли приближенные; впосл. он отказался от притязаний на власть, стал клириком и, по свидетельству Фредегария, прославился даром чудотворений (Житие Хлодовальда - BHL, N 1732-1733). Совершив злодеяние, Хлотарь и Хильдеберт покинули город, договорившись о разделе королевства франков. К. похоронила внуков в базилике св. Петра.

http://pravenc.ru/text/1841512.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010