Церковь Христова нарекает имя с молитвою к Богу, да свет лица Его знаменается на нас. Наречением имени она предначинает наше соединение со святыми, обитающими на небе, а молитвою наше общение с Богом. Отселе имя становится первою нашею собственностию, которую приобретаем в мире, и первым нашим отличием, которое отличает нас от безъименных детей природы. Под сим именем принимаем св. крещение и делаемся чадами Божиими; под сим именем призываем в молитвах Отца Небесного и просим молитв о себе у других; под сим именем нас полагают во гроб и творят воспоминание о нас. Таково значение имен, которые нарекла нам Церковь ! – Светские имена почестей и отличий нужны и полезны только на время, пока живем в мире, а с церковным именем перейдем в вечность и предстанем на суд Божий. Имя, почести и отличия напишут пышно и блистательно в истории знаменитых людей, и вырежут на камне или металле, а имя, данное в честь какого-либо Угодника Христова, напишется смиренно, но душеполезно, в молитвенных памятниках Церкви, и будет воспоминаться при бескровной жертве Господу Богу. Какие же имена должны обращать на себя наше особенное внимание: превозносимые ли светом, – имена вождей, героев, политиков, философов, ораторов, художников, или прославляемые Церковию, – имена Пророков, Апостолов, мучеников, исповедников, пастырей, преподобных? – Не полагаю, чтобы кто из истинных сынов Церкви стал оспаривать преимущество, важность и достоинство ее имен. Имена Церкви суть имена Божии. Имена ваша написана суть на небесех. Церковь Христова, нарекая нам имя Святого, поручает нас Его руководству, покровительству и ходатайству пред Богом. Отселе он становится для нас примером жизни, наставником, молитвенником, предстателем на небе, нашим как бы Ангелом Хранителем, а мы становимся последователями его святой жизни, подражателями его веры и благочестия, и благоговейными чтителями его памяти. Верование наше в предстательство Святых и их ходатайство о нас пред Богом основывается на свидетельстве слова Божия. Оно говорит: много может молитва праведного. Если многую пользу приносит молитва праведника, живущего на земле: то не множайшую ли должна приносить молитва , когда он переселится на небо?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Вполне можно допустить, что один человек носил имена Иуда (Иегуда) и Фаддей (Таддай). Эти имена могли восприниматься по звучанию 269 – так же, как имена Иосиф (или Иисус) и Иуст, Рувим и Руф, Иисус и Иасон, Савл (евр. Shául) и Павел (лат. Paulus) 270 . Члена группы Двенадцати по имени Иуда, несомненно, нужно было как-то отличать от другого носителя того же имени, Иуды Искариота. В Ин 14он так и назван: «Иуда – не Искариот»; однако едва ли такая оговорка делалась каждый раз. Чтобы отличить этого Иуду от его тезки, можно было использовать патроним (Иуда Иаковлев – «Иегуда бар Ияаков») – или звать его вторым, греческим, именем Фаддей (Таддай). По-видимому, использовались оба приема: один из них отразился в списках у Марка и Матфея, другой – у Луки и в Деяниях. По-видимому, как полагает Иеремиас, после предательства Иуды Искариота его тезку, оставшегося в числе Двенадцати, начали называть Фаддеем 271 . Возможно, его именование у Луки – «Иуда Иаковлев» – отражает официальный, письменный список; Фаддеем же его чаще звали в неформальной обстановке 272 . Имена и эпитеты двенадцати апостолов Таким образом, разночтение между Фаддеем и Иудой Иаковлевым не должно служить аргументом против предположения, что списки Двенадцати тщательно сохранены и воспроизведены во всех трех синоптических Евангелиях. Это подтверждает и другая поразительная черта списка во всех его формах. Речь идет о том факте, что буквально все эпитеты, добавленные к их именам (патронимы, прозвища и иные формы второго имени) или заменяющие их личные имена, призваны помочь отличить одних членов группы Двенадцати от других. Прежде всего стоит отметить, что, как и следовало ожидать, многие апостолы носят достаточно популярные имена 273 : Симон (самое распространенное из еврейских мужских имен; 243 упоминания), Иуда (четвертое по распространенности; 164 упоминания), Иоанн (пятое по распросграненности; 122 упоминания), Матфей (девятое по распространенности; 62 упоминания) 274 и Иаков (одиннадцатое по распространенности; 40 упоминаний).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

- Почему православные китайцы не вносят в святцы китайские имена пекинских мучеников, согласно древней традиции, принятой в церкви, чтобы нарекать их при крещении? - В Китае католики и православные дают имена в честь святых. У протестантов нет такой традиции давать имена в честь святых, но православные и католики имеют два имени. Мы используем христианские имена в церкви, когда причащаемся, при крещении, венчании, но в школе, на работе, в официальных документах мы всегда пользуемся нашими китайскими именами. Лишь некоторые используют свои христианские имена в китайском переводе, но это необычно. В китайском языке каждый символ, или " буква " , каждый знак звучит как один слог, и обычно большинство фамилий однослоговые как то: Ли, Вонг или Чан. Некоторые состоят из двух иероглифов. Для имени мы используем один или два, но не три. - То есть не бывает более четырех слогов в полном имени. - Да. Если у кого-то имя имеет больше четырех слогов - значит он откуда-нибудь с Тибета или из Монголии. И также очень странно слышать перевод на китайский имени какого-нибудь святого в обыденной жизни. Это все равно что в России человека называли бы Майк вместо, Михаил или Миша. - Да это так. Понятно о размере имени, но в раннехристианской традиции - если кого-то звали Иоанн и его мирское дохристианское имя было Ахиллес, если он пострадал за Христа, его языческое имя добавлялось в святцы и могло быть использовано в крещении. Языческое имя освящалось мученической смертью. - Да конечно. Но согласно китайской традиции мы не можем использовать фамилию. Это все равно что в крещении назвать кого-нибудь Смитом. Что касается самого имени, в Китае, если ты кого-то уважаешь, ты не назовешь его именем своего ребенка. Для нас не использование имени - знак уважения. На Западе все по-другому. Также в традиционных китайских семьях, таких как моя, мы никогда не говорим имя родителей или дедушки громко. Когда мой дед был жив и ему нужно было написать иероглиф имени матери или отца, он писал его немного по-другому. Например вместо Мария - Мари, без последней буквы. Он говорил: Я так уважаю моего отца и деда что не повторяю их имена и не пишу их " . Молодежь смеялась над ним, но из-за этого мы не используем имена мучеников. И еще мы не хотим чтобы в деревне или в школе были люди с таким же именем.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

а) лексика располагается не в алфавитном, а идеографическом (тематическом) порядке; б) анализируется лексика различных религий и конфессий; в) материалом исследования является русская, украинская и польская религиозная лексика. Результаты работы по идеографическому описанию русской, украинской и польской религиозной лексики представлены в следующей классификации. 1. Названия, имена и перифразы сверхчеловеческих существ: 1) названия Бога: а) названия, имена и перифразы Бога в христианских религиях и относящиеся к ним прилагательные: русск .: Бог Сын, Бог Святой Дух, Бог-Отец, Владыка небесный, Господь наш Иисус Христос , Дух Святой, Единый Бог; укр .: Бог, Божий, Авва ‘Отец’, Адонаи ‘Господь’, Христосъ ‘помазанник’, Бог, Господь, Саваоф, Отець (Bimeць), Владика, Владика живота мого, Bceмorymhiй, Всемогучий, bcebuшhiй; Icyc, Христос, Icyc Христос, Син Божий, Господь Icyc, Вседержитель Христос, Учитель, Бог-любов, мeciя, пророк, Спаситель, воскреслий Бог , Боголюдина, надлюдина; Святий Дух; польск .: Byg Ojciec, Кгук Niebios, Kryl Niebieski, Pan Stworzenia, Syn Bozy; б) названия, имена и перифразы Бога в нехристианских и языческих религиях: русск .: Авва, Аврора, Аллах, Брахма, Вакх; укр .: Авва, Аврора, Аллах, Брахма, Вакх; польск .: Adnai, Allach, Jahwe; 2) названия, имена и перифразы ангелов и относящиеся к ним прилагательные: русск .: Ангел Хранитель, Ангелы, Архангелы, Небесное воинство Гавриил; укр .: ангелъ, архангелъ, херувимъ; польск : Aniol, Aniol–Stryz, Gabriel. 2. Названия, имена и перифразы отрицательных высших существ, противостоящих Богу : русск .: бес, дьявол , лукавый; укр .: антихристъ, вельзавелъ, дияволъ, демонъ, сатана; польск : bies, diabl, zly. 3. Названия, имена и перифразы возвышенных человеческих существ: 1) названия, имена и перифразы Божией Матери и относящиеся к ним местоимения: русск .: Благодатная Мария, Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Матерь Божия, Невесто Неневестная; у к р.: Мати Божа, Мати Божа небесна, Пречиста Мати, Mamihka Христова, Бoroмamip, велика Mamip, Мати свята; польск : Boza Rodzicielska, Matka Boza, Matka Boska;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава девятнадцатая Учение Евномия, что имена Божии выражают сущность Божию и чрез них приобретается ее познание. Учение св. отцов о непостижимости и неименуемости Божественного существа He может быть состоятельным пред лицом св. отцов Церкви и учение Евномия, что имена Божии, как Божественные действия, выражают сущность Божию, в силу чего мы, по его словам, можем иметь познание о самом существе Божием. Св. Григорий Нисский и Василий Великий показали нам, что имена Божии, как членораздельные слова, не суть Божественные действия, но суть действия человеческие. Из этого явствует, что имена Божии, как действия человеческие, не могут выражать сущности Божией и дать нам познание о Божественном существе. У св. отцов Церкви есть нарочитое учение о непостижимости существа Божиего и даже о неименуемости Бога в Его существе. Означенное святоотеческое учение еще раз показывает всю ложность еретической теории Евномия, что имена Божии суть действия Божии. Итак, остановимся своим вниманием на учении св. отцов Церкви о непостижимости существа Божиего. Св. Григорий Нисский приводит такие слова Евмомия: «тем не свойственно даже нарицаться христианами, которые утверждают, что естество Божие неведомо» 894 . А также, по свидетельству святителя Григория, Евномий говорит, «что познал существо Божие, и полагает, что собственным разумом понял непостижимое для нас» 895 . Такие заявление Евномий делал на том основании, что имена Божии будто выражают сущность Божию, и в особенности имя «нерожденность», которое является, по его словам, главнейшим выражением сущности Божией и с каковым именем связаны все прочие Божественные имена 896 . Это имя и считает Евномий средством для абсолютного познания существа Божиего. Ниспровергая такие заявления Евномия, св. Григорий Нисский говорит, что в человеческой тварной природе нет силы к познанию существа Божиего, и не только человеческая, но и ангельская природа не может вместить и обнять ведением бесконечное естество 897 . «Пусть, – говорит св. отец, – хвалящиеся знанием бесконечного существа Божиего прежде ответят относительно доступного: светил небесных, земли и воздуха, созданных Богом существ, которые мы видим» 898 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Ему принадлежало 24 000 км плодородных и лесных угодий, приписанных к Киприанскому монастырю. В рамках этой балканской политики в 1874 г. состоялось и посещение монастыря Зографу генералом Николаем Павловичем Игнатьевым, послом Российской империи в Константинополе, в чью сферу влияния входила и Святая Гора. Ценным и в своем роде единственным источником сведений является рукопись, хранящаяся в библиотеке Зографского монастыря, до сих пор не ставшая предметом исследования: так называемый «Русский помянник», состоящий из 116 бумажных листов. По времени помянник простирается с 1639 г. до Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. На первом листе находится рисунок монастырских строений Зографу. Затем идет прошение о здравии царя Феодора Михайловича, его супруги Евдокии и чад – Алексия, Ирины, Анны и Татианы. На следующем листе видим имена Петра Великого, Екатерины Алексеевны и Петра II. Далее помещены имена двадцати одного князя династии Рюриковичей, первый из которых – Владимир, на противоположной странице стоят семнадцать имен великих княгинь, начиная с Ольги. Далее идут имена сорока двух митрополитов Киевских и всея Руси, первый – митрополит Михаил (980–991). Затем следуют имена четырех русских патриархов, начиная с Иова, остальные – Ермоген, Филарет и Никон. О здравии поминались имена императриц Анны Иоанновны и Елисаветы Петровны. Важно то, что среди поминаемых есть и немало имен из боярских семей. Приведем некоторые из них: Иван Павлович Матюшкин, Максим Григорьевич Матюшкин, Симеон Чередов, Иван Афанасьевич Габренев, Дмитрий Михайлович Пожарский и другие. Есть имена монахов Александро-Невского монастыря и имена сродников патриархов Иоасафа, Филарета и Иоакима. Отметим также, что в том же списке помещено имя Антиоха Константина Кантемира и других молдавских князей под датой 12 марта 1697 г. Очевидно, что этот помянник представляет собою уникальный источник, свидетельствующий об очень тесных отношениях Зографского монастыря с Россией, да и не только с ней. Эта рукопись сама по себе может составить особый предмет исследования, способный пролить свет на важнейшие события из истории монастыря и России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да святится Имя Твое. Нам известно Его имя? — Бог — это имя! Отец Алексий: Это не имя. — А нам сказали, что это имя, потому и пишется с большой буквы. — Иисус Христос? Отец Алексий: Иисус Христос — это имя, Иешуа Помазанный. Но имя Бога непознаваемо, потому что непознаваем Сам Господь, потому что имя — это то, что выражает некое сущностное знание; вы же помните, что Господь дал Адаму нарекать имена животным, — не просто дать им клички, как мы сейчас даем — Тузик, Барсик, — а назвать их тем, что они есть, и тем самим получить над ними власть. Адам их назвал — и тем самым как высшее создание, сотворенное по образу и подобию Божиему, он подчинил их себе. В Апокалипсисе говорится, что каждый получит новое имя, которое никто не будет знать кроме того, кто получает, — потому что человек тоже непознаваем, его только Бог познает. Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем — говорит Апостол (1 Кор 2:11). Бог дает спасенным те новые имена, которые до конца выражают их духовную сущность. Христианские имена, которые мы носим, каким-то образом ее отража­ют, потому что мы носим имена святых, хотя многие из них — просто имена языческих богов, например, Дионисий… Имя Божие непознаваемо, поэтому оно не произносилось. То, что мы произносим как Яхве, мы произносим примерно, потому что писались в нем только согласные, а гласные были известны лишь первосвященническому роду, и имя Божие произносилось тихим шепотом в храме раз в году, во время Пасхальной жертвы. А мы открываем тайну имени Божиего в Новом Завете: Иоанн Богослов говорит, что Бог есть Любовь; это — имя Божие. Помните, в молитве святого праведного Иоан­­на Кронштадтского:имя Тебе — Любовь… И когда мы спрашиваем, что значит да святится имя Твое, то вспоминаются строчки из Евангелия: Так да светит свет вашпред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). Ивсе-таки имя Божие святится в нас, потому что каждый из нас носит это имя на себе. Имя Господа нашего Иисуса Христасостоит из двух частей: Иисус — это человеческое имя, Иисусов было много, а Хрис­тос — это не человеческое имя, это Божественное предназначение — Помазанник. И в Божественное имя Христа каждый из нас облекается при святом крещении. Детям это можно объяснять таким образом: каждый носит имя своего рода, фамилию. И есть прославленные роды, имена которых давно известны: Пушкин, Кутузов… Бывает так, что человек ничего из себя не представляет, а имя его родовое — святится в истории, в веках, в памяти народной…

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

В своем ответе святитель Василий Великий обличает аномеев в том, что они «неосновательно делают такие различения» 40 . Если бы они внимательно изучали Священное Писание, то убедились бы, что предлоги используются в нем по-разному 41 и что выражения «из Которого», «Которым» и «в Котором» равно прилагаются ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы. Следовательно, различие имен не означает по необходимости и различие сущности, поскольку употребление имен бывает часто условным. Тождество предмета речи упраздняет здесь различие имен. Свое утверждение святитель Василий доказывает многочисленными ссылками на Священное Писание и в завершение говорит: «Пусть теперь тождество выражений заставит их со стыдом исповедать неразличную сущность» 42 . Кроме того, каждый может убедиться, что слова часто меняют свое значение и принимают иное, отличное от главного, как, например, в выражении «рождаемый от жены» вместо рождаемый «женою» 43 . На основании приведенных грамматических выкладок святитель Василий подробно объясняет лингвистический подход святителя Афанасия Великого и других александрийский богословов. «Вещи» (τ πργματα) первичны, поскольку обладают фактическим бытием, тогда как их словесные выражения (φωνς) вторичны и подстраиваются под них. «Ибо не за именами следует природа вещей, а, наоборот, имена изобретены уже после вещей» 44 . Данный принцип становится для святителя Василия основополагающей истиной, на которой строится все здание его библейской герменевтики. Утверждение Евномия, что «у тех вещей, имена которых различны, и сущности необходимо должны быть инаковы» 45 , – противно здравому смыслу. Имена показывают лишь отличительный признак (τν χαρακτρα), особенности или, скорее, «совокупность отличительных свойств» (συνδρομν διομτων), характеризующие конкретную личность и отличающую ее от других, тогда как «сущность» (οσα) одна и та же у всех людей. Так, «услышав имя Петра, мы не разумеем под сим именем сущности Петра (сущностью же называю здесь вещественное подлежащее, которого это имя вовсе не означает), а только напечатлеваем в себе понятие об особенных свойствах, в нем усматриваемых» 46 . Все сказанное равным образом относится и к имени Павел. Если бы на самом деле все те, кто носят различные имена, имели бы и различную сущность, тогда следовало бы признать всех людей инаковыми по сущности. И наоборот, те, кто носят одинаковые имена, должны были бы иметь одну сущность. Но полагать так есть чистое сумасшествие и безумие. Следовательно, названия и имена не обозначают сущностей, но только их отличительные качества или действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

И не имам отмыти имене его от книг животных. «Символическое представление о книге, в которую Бог вписывает имена людей, находим еще и в Ветхом Завете: книге Исход (32:32–33) 118 , Исаии (4:3), Иезекииля (13:9), Даниила (12:1); записаны ( Мал.3:16 ) в ней имена рабов Божиих (Исх.), праведных и святых (Ис.; Пс.68 ), членов теократического царства (Иез.) и наследников Иерусалима в земле обетованной (Ис., Иез.). Упоминаемая теперь книга жизни Нового Завета имеет одинаковое значение со всем указанным, с тем только различием, что она имеет отношение к новому, духовному Израилю, у которого царь – Агнец, а столица – Небесный Иерусалим (см.: Откр.19–21 -я гл.). Эпитет жизни показывает, что в этом символе преобладает мысль о жизни вечной, спасении, блаженстве, приобретенных смертью Христа (ср.: Откр.13:8 ). Однако, так как искупление простирается на всех людей без исключения и царство Божие, по идее и, так сказать, в задании, обнимает все человечество, то вписанными в книгу жизни представляются имена всех людей от сложения мира (см.: Откр.13:8 ). Но грех как измена Царю-Богу и как признак духовной смерти лишает человека прав на такую вечноблаженную жизнь в Царстве Божием; поэтому Бог изглаждает имена грешников из книги жизни ( Исх.32:33 : Того, кто согрешит предо Мною, изглажу его из книги Моей), и лишь имена праведников и оправданных (т.е. грешников, прощенных в грехах своих) остаются в ней. Отсюда и в данном месте стоит отрицательная форма не изглажу, вместо положительной – впишу» (Жданов) 119 . Вписывает имена рабов Своих в книгу Свою Сам Бог, как и изглаживает их; но вписываем или изглаживаем себя для нее и сами мы – через соответствующие дела свои. «Ибо дела наши, как суть следствие и свидетельство нашего внутреннего состояния и жизни, поскольку истекают из нее, как потоки из источника, так они же, исходя из нас, оставляют в природе нашей глубокие следы и производят в ней известное настроение, из чего после составляется и образуется характер жизни (да и самой вечности). Каждый поступок, исходя из нас, подобно звуку, отглашается обратно в природе нашей и образует известный тон и настроение нашей жизни. Каждое действие, исходя из сердца нашего – этого начала и исходища жизни и деятельности, как водная волна, обратно приливает к нему, и то делает его более чистым и прозрачным, то производит в нем большую мутность, вносит в него нечистоту. После каждого дела мы неприметно, но непременно бываем сколько-нибудь либо хуже, либо лучше. По сей-тο причине каждое дело привносит в природу нашу свое семя либо жизни, либо смерти, и каждый поступок начертывается на сердце нашем писалом железным. Посему-то, по самому естественному закону и порядку самой природы, даже и без нарочитого действия правды Божией, наши грехи должны возвращаться и возвращаются на главу и в недра наши; посему-то дела наши пойдут вслед нас «за гроб» 120 , ибо мы сами понесем их за собою в вечность; и кто что посеял, тот и пожнет то, пожнет или бессмертие и жизнь, или тление и смерть» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Слова правила « и его имя (известного грешника) никогда от иереев Божиих да не возносится » ( το νομα αυτο μηδαμως παρ τοις του θεο ερεσιν νενεχθη) напоминают о церковных диптихах, употребляемых еще и ныне в православной церкви. Слово «диптих» ( δπτυχος) происходит от δις – два раза и πτσσειν – свернуть, сложить, означая таким образом дважды свернутый, сложенный. Это прилагательное употреблялось для обозначения всего, дважды сложенного или свернутого, главным же образом для обозначения двойных табличек (лат. tabella, tabellae) или двух соединенных вместе листов, на которых записывались имена лиц, поминаемых в определенное для сего время в церкви. В церкви находились δπτυχα επισκπων (tabellae episcoporum), δπτυχα ζντων (viventilim) и δπτυχα νεκρν или κεκοιμημνων (mortuorum). в первые записывались имена всех усопших епископов, бывших в данной церкви и православно верующих; во вторые – имена всех живых членов данной церкви, особенно же имена благотворителей церкви; в третьи – заносились имена всех во Христе усопших ( των εν Χριστφ κεκοιμημνων), а главным образом, имена тех, которые своею верою и добрыми делами приобрели заслуги в той или другой церкви. Относительно употребления церковных диптихов упоминается еще в Апостольских постановлениях (VIII, 12), а также находим свидетельство у отцов и учителей церкви древнейшего периода. Они употреблялись во время божественной литургии для поминовения вписанных туда имен в те моменты службы, когда делается это и теперь в нашей православной церкви. Данное (81) карфагенское правило под приведенными выше словами разумеет δπτυχον επισκπων, повелевая вычеркнуть из него имя того епископа, который совершил подразумеваемое правилом преступление, чтобы не поминать его более при богослужениях. Точно такое же решение издал пятый вселенский собор, предписывая вычеркнуть из церковных диптихов имя Феодора Мопсуестийского. Во второй половине правило говорит о том, что нельзя освободить от анафемы и того епископа, который умер без духовного завещания ( αδιθετος, intestatus), вследствие чего имущество его по общему праву унаследовали его родственники – еретики или язычники, потому что, как говорит правило, он обязан был позаботиться об этом заблаговременно и распорядиться имуществом по закону, как подобает его званию (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010