По-Вашему, исихасту можно напрямую общаться с Богом без Иисусовой молитвы (по-Вашему – без посредника). Т.е. зачем нужно непрестанно призывать Имя Господне, если можно без слов напрямую общаться человеку с Богом " с глаза на глаз " , войти в контакт с его энергией – это волшебство какое-то. Но именно в глубокой молитве Иисусовой, которую Григорий Палама творил непрерывно и желал, что бы все (в том числе и миряне) ее творили, человек и общается с Богом, призывая Его Имя. В нашей воле – призывать Бога, Его воля – ответить на призыв. Мысль о освящении иконы Святым Именем не моя, это постановление Седьмого Вселенского Собора.       Александр Блуд 05 июля 2011г. 19:47 Ответ Александру Жабенко Александр, я не ответил на комментарии, где вы даете много полезной информации, но не совсем по существу (а может это я не уловил существо) – извините. Не следует разделять в молитве Бога и Его Имя – это искусственная операция. Попробуйте (к примеру) сами наладить с Богом отношения без призыва Его Имени и увидите, что это невозможно. Имя именует носителя, носитель отзывается на призыв, обращенный к нему через имя. Через различные Имена человек призывает Бога. В предельной молитве призыв идет от всего сердца, всего существа, когда ум преодолевает все тварное, словесное и восторгается в Богообщение, прикасается к Неименуемому Имени превыше всякого имени.   Александр Жабенко 05 июля 2011г. 22:45 Александр, то, что написал ранее здесь, имеет прямое отношение к теме. Вы не отвечаете, а просто повторяете свои формулировки.  Между прочим, общение Бога и Иакова происходило без имени. Значит, такое возможно. Александр, Вы не ответили: словесно Имя или нет? Причаствуются ли верные собственно Имени Божьему или Самому Богу? Думаю, второе. Смотрите, есть Имена Божьи, которые указывают на Ипостаси Троицы -- Отец, Сын, Дух или подобные (например, Иисус, Христос, Единородный) -- они никем больше не причаствуются и относятся исключительно к Ипостасям. Есть Имена, которые указывают на отношения Бога к миру (катафатические) -- Творец, Судья, Промыслитель, Саваоф и под., -- но в них нет прямого указания на Божьи нетварные энергии. Есть аналогичные апофатические Имена -- Безграничный, Превечный, Всывышний и проч. -- но в них также нет таких указаний. Есть, наконец, Имена благодати -- Всемилостивый, Любовь, Мир и под. -- но опять же -- и эти Имена указывают на Бога, и не сами по себе являются тайниками благодати -- подобно как и прочие Имена не таят в себе то, на что указывают.

http://bogoslov.ru/article/1769527

Закрыть itemscope itemtype="" > Валерий Фадеев: «В каждой из этих точек сложилась неоднозначная ситуация» В рамках проекта «Великие имена России» аэропорты могут получить имена не только действительно выдающихся исторических деятелей, но и имена палача Папанина и оккультиста Рериха 05.12.2018 668 Время на чтение 3 минуты Экспертный совет конкурса «Великие имена России» на заседании 4 декабря утвердил итоги финального голосования по выбору имен для 47 аэропортов – участников проекта, сообщает сайт «Великие имена России» . Публично результаты были озвучены в эфире программы «60 минут» на ТК «Россия 1», они опубликованы на сайте «великиеимена.рф». В конкурсе приняли участие 5 525 553 человек. В большинстве регионов победителями признаны имена, набравшие простое большинство голосов. При этом пять популярных имен одновременно вышли в лидеры голосования в нескольких городах. В этих случаях в качестве общего критерия учитывалось процентное соотношение голосов, отданных за кандидата в каждом городе. · За Петра I в Воронеже отдано 59% от общего числа голосов против 47% в Санкт-Петербурге. · За Михаила Ломоносова в Москве (Домодедово) – 71% против 61% в Архангельске. · За Фармана Салманова в Сургуте – 58% против 45% в Нижневартовске. · За Михаила Лермонтова в Минеральных Водах – 89% против 87% в Пензе. · За Сергея Королева в Самаре – 60% против 43% в Москве (Внуково). Таким образом, Воронеж получит имя Петра I, Москва (Домодедово) - имя Михаила Ломоносова, Сургут – Фармана Салманова. По решению экспертного совета, в трех городах, проигравших в конкуренции за эти имена, будет проведен второй тур финального голосования, в шорт-листы добавят по одному имени из списка ВЦИОМ, следующее за именами-финалистами. Города и шорт-листы вторых туров: Санкт-Петербург (Пулково): Александр Невский (полководец), Федор Достоевский (писатель), Дмитрий Шостакович (композитор, пианист). Архангельск: Николай Кузнецов (адмирал), Федор Абрамов (писатель), Иван Папанин (палач-чекист и по совместительству исследователь Арктики).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/05/va...

У нас при освящении колокола читается: «О еже гласом звенения его утолитися и утишится и престати всем ветром зельным, бурям же, громам и молниям всем вредным безвредиям и злорастворенным воздухом. О еже отгнати всю силу коварства и навета невидимых врагов от всех верных своих, глас звука его слышащих. Кампан сей благослови и освяти, и влей в он силу благодати Твоея. Яко да услышавше вернии раби Твои глас звука его, в благочестии и вере укрепятся и мужественно всем диавольским наветом сопротивостанут». Что касается имен, даваемых колоколам, то стали их давать лишь с употреблением при церквах нескольких колоколов, для отличия одного от другого. Что имя, даваемое колоколу, ничего общего с обрядом освящения не имело, доказывает то, что и китайцы давали имена колоколам. Имена колоколам начали давать с 13 столетия; так, в Устюжском рукописном летописце сказано: «Князи Ростовские, Дмитрий и Константин Борисовичи, послали из Ростова на Устюг Великий архиерея Тарасия, ради освящения соборныя церкве Успения, а с ним образ пресв. Богородицы Одигитрия, да колокол Тюрик» 239 . Первоначально на Западе давали колоколам лишь мужские имена, затем стали давать и женские, но потом мужские имена попадались редко. Иногда имена уступали место прозвищам. Этамп владеет колоколом, пожертвованным церкви в 1400 году герцогом Жаном Беррийским, на котором можно прочесть следующую надпись: «Мария, прозванная Жаном, герцогом Беррийским, «Толстушкой» («Marie ay nom et (fus) nommée la grosse engrassée par jean duc de Berry»). В Св. Морисе Анжерском, маленький серебряный колокол, в который звонили только на масленице, был поэтому прозван Harainer (от слова Hareng – Селедка) 240 . В Юрьевском монастыре в Новгороде находятся колокола, носящие следующие имена: Гавриил в 267 пуд[ов], Георгий в 523 пуд[а], Крест в 1400 пуд[ов] и Неопалимая Купина в 2100 пуд[ов]. Первый, положивший начало крещению колоколов, был папа Иоанн 14, давший в 968 г. колоколу имя «Johannes». Крещение колоколов В 12 столетии на Западе колокола крестили подобно младенцам, приглашали восприемников – мужчину и женщину, которые, держась за веревку, обвязанную вокруг колокола, повторяли за священником имя колокола, затем надевали на него крестильную рубашку. После крещения восприемники устраивали праздничный обед и делали церкви подарок, почему обыкновенно восприемниками приглашались люди богатые. Имена восприемников вырезались иногда на колоколе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как следует из описания деятельности созданной в епархии специальной комиссии, принимавшей решение, какие имена включать и какие не включать в состав Собора, то вопрос о том, был ли канонизован тот или иной подвижник или нет, при решении вопроса о внесении того или иного имени в список, даже не ставился . Празднование Собора Костромских святых было учреждено в 1983 г . по благословению Патриарха Пимена; в список имен Собора впоследствии стали вписываться «техническим образом» имена неканонизованных усопших. В Соборе Костромских святых, например, в 2003 г . не было имени Димитрия Красного, князя Галичского (+ 1441). О канонизации его в прошлом ничего неизвестно, материалы о нем на предмет канонизации никогда не рассматривались, однако, имя его оказалось в списке Собора Костромских святых в 2005 г . как местночтимого святого, соответственно без его канонизации. Такая же ситуация была и с архимандритом Никитой Костромским (+ середина XV), имени которого не было в Соборе Костромских святых ни в 2002 г ., ни в 2003 г ., он не был канонизован ранее, не был канонизован и впоследствии, однако его имя было внесено в список имен святых этого Собора. В 1987 г . архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) подал Патриарху Пимену рапорт, с просьбой учредить Собор Рязанских святых, к которому был приложен список имен, где были имена как канонизованных святых, так и имена неканонизованных усопших. Например, в него был включен архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил (+1655), архиепископ Рязанский Гавриил (1785–1862), блаженная Любовь Суханова (1852–1921) и не прославленный в то время в лике святых епископ Феофан Затворник (1815–1894). О том, что сам архиепископ Симон, несмотря на приложенный к рапорту список имен, считал этих подвижников неканонизованными, свидетельствует то, что спустя 10 лет, в 1997 г ., он подал прошение о канонизации архиепископа Мисаила в лике местночтимых святых Рязанской епархии, после чего тот был канонизован как местночтимый святой. Епископ Феофан Затворник был канонизован для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в 1988 г . В Собор Ростово-Ярославских святых в 2005 г . к списку имен Собора, учрежденного в 1964 г ., где были в то время имена только канонизованных святых, было добавлено более 80 имен неканонизованных усопших и 1265 безымянных. Причем, включены были имена и тех, материалы о которых рассматривались ранее и вопрос о канонизации которых не был решен положительно, как, например, о епископе Прохоре (+1328) с. 227]. Среди других в списке Собора был епископ Симон Ростовский (+1-я половина XII), упоминания о котором нет ни у Е.Е. Голубинского, ни даже у архиепископа Филарета (Гумилевского), который, зачастую без детального изучения, помещал в свои книги имена неканонизованных усопших; оспаривалось само существование личности этого святителя, который отождествлялся с другим епископом Симоном.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Ричард Бокэм (баптист) 3. Имена в евангельских преданиях Загадка безымянных персонажей Евангелий • Значение деталей в евангельских повествованиях • Зачем безымянным очевидцам Иисуса давали имена в поздних неканонических Евангелиях • Почему евангелисты сознательно опускали или приводили имена некоторых персонажей • Все безымянные и названные по именам персонажи четырех канонических Евангелий Имена в Евангелиях В Евангелиях есть фен1омен, до сих пор не получивший удовлетворительного объяснения. Он связан с именами. Многие персонажи в Евангелиях остаются безымянными, но другие названы по имени. В этой главе я хочу рассмотреть предположение, что многие из поименованных персонажей были очевидцами, причем не только положили начало преданиям, связанным с их именами, но и продолжали рассказывать свои истории и авторитетно подтверждать их истинность. Вполне возможно, что с некоторыми из них евангелисты были знакомы. В таблицах 1–4 мы показываем сравнительное число безымянных и поименованных персонажей во всех четырех Евангелиях. (Из списка исключены персонажи Ветхого Завета и нечеловеческие персонажи, а также предки Иисуса из двух его генеалогий и Феофил, которому посвящает свой труд Лука. Также исключены многочисленные упоминания анонимных групп – «фарисеи», «книжники», «первосвященники», «стражники», «ученики Иоанна» и т.д.) Во всех Евангелиях число поименованных и безымянных персонажей более или менее одинаково. Легко заметить, что существуют определенные категории людей, попадающие, по большей части, в ту или иную группу. Общественно значимые персоны – те, кто был известен читателям и помимо истории об Иисусе (Иоанн Креститель, Ирод, Иродиада, Каиафа, Пилат, по-видимому, Варавва) – обычно называются по именам. Те, кого Иисус исцелял или из кого изгонял бесов, обычно остаются безымянными. Безымянны и те, кто вступает с Иисусом в разговор, однако не становится его учениками. Некоторые из безымянных лиц играют в повествовании столь незначительную роль, что мы и не ждем от автора их имен 97 . Ученики Иисуса, в том числе двенадцать апостолов, обычно называются по именам. Эти категории не вызывают вопросов. Вполне естественно ожидать, что предание сохранило имена учеников Иисуса и что публичные персоны появляются в повествовании под собственными именами – в то время как имена людей, исцеленных Иисусом или имевших с ним одну-единственную встречу, могли быть даже не известны тому, кто первым об этом рассказал; да и не было особых причин узнавать их и запоминать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

“Стоит, говорит С. В. Троицкий , лишь, хотя бегло, пересмотреть то, что пишут об именах Божиих св. отцы, чтобы видеть, что учение имебожников стоит в явном и прямом противоречии с учением святоотеческим и церковным. Имебожники утверждают, что Бог должен иметь имя. Святые отцы говорят, что Он не только не должен иметь имени и не имеет его, но и не может иметь его, как стоящий выше всякого имени. “Нет ни одного имени, которое обозначает все естество Божие», пишет св. Василий Великий против предтечи имебожников Евномия, которое “достаточно было бы его выразить. Но многие и различные имена, взятые в собственном значении каждого, составляют понятие, конечно, темное и весьма скудное в сравнении с целым, но для нас достаточное. Понятия, которое бы вполне было достойно Его, никто никогда не достигнет, хотя бы соединились все умы для наследования и стеклись все языки для выражения оного. Итак, богодухновенное Писание по необходимости употребляет многие имена и речения для честного и загадочного изображения славы Божией». Короче сказать, по святоотеческому учению, Бог многоименен (так неоднократно называет Бога св. Григорий Нисский ), потому что Он безыменен (так называет Бога св. Дионисий Ареопагит ), и потому никак нельзя думать, что в одном каком-либо имени Его заключается значение всех других». Между тем, имебожники выделяют из ряда имен Божиих имя Иисус, хотя и слово Божие, и святые отцы ясно учат, что имя это усвоено Сыну Божию только по Его воплощении. Имебожники говорят, что имена Себе дал Сам Бог и что потому имена эти вечны. Святые отцы выясняют, что Сам Бог не нуждался в имени и не давал Себе никакого имени не только до сотворения мира, но и после сотворения его, а что имена Божии нужны лишь людям, и потому все имена Божии, как и все имена вообще, явились только после сотворения людей и созданы самими же людьми. Самое имя “Сый», по глубокому выяснению св. Григория Нисского и других св. отцов, означает то, что у Бога нет никакого имени и смысл слов “Сый есть вечное имя Божие», состоит в том, что Бог никогда не имел, не имеет и не будет иметь никакого имени. Самое слово “Сущий», являющееся грамматической формой причастия от глагола “быть», не есть какое-либо имя, а есть глагольная форма, означающая одно бытие, существование Божие. Оно означает лишь, что Бог существует. Но что Он такое, каково Его имя – по сущности или хотя бы по действиям – оно вовсе не показывает. А, между тем, св. Григорий Богослов именно это наименование “Сый» находит наиболее свойственным Богу. “Имя Сый, говорит он, принадлежит собственно Богу и всецело Ему одному, а не кому-либо прежде или после Него, потому что и не было, и не будет чем-либо ограничено или пресечено». Иоанн Дамаскин в “Точном изложении православной веры» пишет: “Кажется, из всех имен, приписываемых Богу, более главное “Сый», как и Сам Он, отвечая Моисею на горе, говорит: Сый посла Мя. Ибо все совместимое в Себе Он имеет бытие, как бы некоторое море сущности, беспредельное и неограниченное».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Так обстоит дело со многими сочинениями Григория Назианзина. В Словах о богословии, однако, Григорий предлагает учение, очень похожее на учение Василия. В Слове 30 (глава 17) Григорий начинает с общего обзора Божественных имен с целью объяснить, как нам следует понимать библейские имена Иисуса Христа. В качестве первого шага, он утверждает, что Божественное не имеет имен, оно — akatonomaston (безымянно, не может быть названо или выражено). Среди прочих имен имя «Бог» и имя «Сущий» — имена, которые скорее всего могут претендовать на название Божественной сущности. Особенно это касается имени «Сущий». Другие имена, такие как «Огонь» или «Господь», не являются прямыми наименованиями природы, но могут быть поняты либо метафорически («Огонь»), либо с помощью выражения отношений («Господь»). Поэтому характерное имя Бога — это «быть» в строгом смысле этого слова (Слово 30, 18). Среди других имен мы можем различать те, которые означают силу и способность Бога, и те, которые означают домостроительство (oikonomia). Среди последних, в свою очередь, можно выделить имена, указывающие на домостроительство вне, выше тела (oikonomia hyper to swma), и имена, касающиеся Воплощения (oikonomia en swmati). Григорий дает подробное объяснение с несколькими примерами для каждой из категорий имен. Его вывод: у нас есть общие имена для Божества и — отдельно от них — конкретные имена для Отца, Сына и Святого Духа. На основании этой классификации Григорий далее анализирует библейские имен Сына. Вместо понятий качеств и действий, который мы наблюдали у Василия, Григорий предлагает два выражения: «сила», или «способность» («exousia») и «домостроительство» («oikonomia»). Григорий, как и Василий, говорит, что Божественная сущность непостижимы для человека (Or. 28, 17). Но он тут же добавляет, что есть путь приблизиться к Божественному — соединение Божественного с человеческим разумом — и восхождение к Божеству: истинная философия в том, что мы можем понять Бога настолько, насколько Он понимает нас.

http://bogoslov.ru/article/570196

В синодик внесены следующия имена: святейших вселенских патриархов, бывших поборников по православной вере: Иоанна, Исаии, Германа, Тарасия, Никифора…, всех патриархов Московских и всея России, великих князей: Владимира, Ярослава, Всеволода, Георгия, Димитрия, Ярослава, Александра,… Василия, Иоанна; царей и великих князей: Иоанна, во иноцех Ионы; Феодора, Бориса во иноцех Боголепа, Василия во иноцех Варлаама, Михаила, Алексия, Феодора, Иоанна, императора Петра; имена благоверных царевичей, великих княгинь, цариц, царевен, князей: Мстислава, Мстислава, Василия..., Иоанна, Иоанна; митрополитов всея России: Феопемнта..., Макария, Филиппа, Кирилла, епископа Саввы, митрополитов и епископов Новгородских..., создателей святыя обители Валаамския: 94 првподобнаго игумена Сергия, преподобнаго игумена Германа; прочих игуменов; потом старцев и слуг побитых от немец на Валааме в лето 7086 февраля в 20 день; далее Валаамских старцев я слуг, которые в мор изомроша в лето 7089 г. После них имена убиенных, о которых сказано: „Лета 7091 царь и государь и великий князь Иоанн Васильевич, всея Руси прислал свое царское богомолье на Валаам сия имена убиенных и велел поминати во веки и кормы по них оставити месяца октября в 8 день, да января в 10 день, да июня в 12 день всех до 600, в заключение прибавлено: „помяни Господи и прочих в опричнину избиенных всякаго возраста мужеска полу и женска, ихже имена сам веси Владыко.” Затем помещены имена братвй Валаамскаго монастыря, игуменов и братий Васильевскаго монастыря; потом роды благотворителей: Тихона Иванова сына Бестужева, построившаго церковь в 192 году в Васильевской обители во имя св. Василия Кесарийскаго, думнаго дияка Емелиана Украинцова, Опочининых, митрополита Варлаама Ростовскаго, князя Владимира Андреевича, князей Мышецких, епископа Варлаама Крутицкаго, архиепископа Ионы, княгини Анны Щенятовой, Никиты Романовича Юрьева-Захарьина, архиепископа Геннадия, Бахтина, Арцыбашева, Кушелева, дьяка Корнилия Иевлева, Оболенскаго, имена убиенных, о которых сказано: „159 года июня побитых под Псковом дворян и всяких людей православныя веры: новгородцы, псковичи, пусторжевцы, Ржев Володимиров, зубчане, торопчане; роды: Обернибесовых, Бестужева и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теория имен не была главным пунктом спора между Каппадокийцами и Евномием: вся полемика вращалась вокруг главного вопроса о постижимости или непостижимости Божества. С этим вопросом был напрямую связан другой — о Божестве Иисуса Христа. Евномий считал, что сущность Божия постижима для человека («О сущности Своей Бог знает ничуть не больше, чем мы; нельзя сказать, что она ведома Ему более, а нам менее»   ) и что имена Божий адекватно выражают сущность Божию. Поскольку имя «нерожденный» (γννητος) применимо только к Богу Отцу, следовательно, Сын по сущности не равен Отцу, так как является рожденным от Него. Настаивая на том, что имена Божий выражают сущность Божию, Евномий, однако, не считал необходимым рассматривать эти имена как объект богослужебного почитания. «Тайна благочестия, — писал он, — состоит собственно не в священных именах и не в особых обычаях и таинственных знаках, а в точности догматов»   . Этим идеям Великие Каппадокийцы противопоставили учение о том, что все имена Божий заимствованы из материального мира, тогда как Сам Бог находится вне иерархии тварных существ. Имена могут напомнить людям о Боге, но нет такого имени, которое полностью охарактеризовало бы сущность Божию, так как она находится за пределами человеческого познания. Всякое имя подвластно человеческому разуму, но имя Божие — неподвластно ему. Евномианская теория имен стала объектом детального анализа в сочинении святителя Василия Великого (ок. 330—379) «Против Евномия». Опровергая Евномия, Василий писал: «Именования являются обозначениями не сущностей, а тех отличительных свойств, которые они в каждом отдельном случае обозначают»   ; имена возникают «благодаря приложению слов [к предметам], а не по сущности предметов» (κατ θσιν των ρημτων, και μη κατ φσιν πραγμτων)   . Говоря так, Василий воспроизводил знакомое нам мнение Аристотеля о том, что имена являются результатом называния (θσει), поскольку не существует никакого имени от природы (φσει). Теория имен, предложенная Василием Великим в противовес евномианской, суммирована И. Озэрром в следующих тезисах:

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Помимо Благости, Света, Единства, Красоты, Добра и Любви, Дионисий упоминает Божественные имена Сущий, Жизнь, Премудрость, Ум, Разум (Слово), Сила, Совершенный и др. Божественные имена отражают Божественные действия, в которых Бог целиком становится доступным для причастия своим творениям. Вместе с тем имена Бога не говорят о Нем исчерпывающе, а лишь отражают множественность Его дел. Божественная сущность остается непостижимой, и имена недостаточными для Ее описания. Поэтому все утверждения о Боге можно превосходить и отрицать, ибо ничто не соизмеримо с Ним, Он выше всего тварного бытия и всех тварных аналогий. Так катафатическое богословие переходит в апофатическое, возвращая богослова из области Божественных действий к пребывающей за пределами тварного мира Божественной сущности. Имена Божии – наименования, прилагаемые к Богу, образованные от Его действий в сотворенном Им мире. Следуя православному богословию, Сама по Себе Божественная сущность непостижима, а значит и неименуема. Цитаты о божественных именах «Нет ни одного имени, которое бы, объяв все естество Божие, достаточно было вполне его отразить». св. Василий Великий «Бог не есть речение, и не в голосе и звуке имеет бытие. Все люди, имеющие разум, думают, что какою бы то ни было силою речений невозможно выразить неизреченное естество». св. Григорий Нисский «Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, да не станем отыскивать имени Его существа». св. Иоанн Дамаскин «Но это не означает, что Бог всецело непознаваем. Он познаваем в Своем Откровении. Непостижимая Божественная сущность раскрывается в Божественных действиях (греч. энергиях), по которым и познается Бог. Божественные действия могут быть наименованы и именно от них производны сами имена Божии». «Я же, наученный богодухновенным Писанием, дерзаю утверждать, что Превысший всякого имени у нас получает многоразличные наименования по различию благодеяний, а сущность – неименуема». «Он получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни».

http://azbyka.ru/bozhestvennye-imena

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010