С кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. важное место в изданиях ОИДР заняли труды по истории Русской Церкви. За время деятельности ОИДР в его работе принимали участие свыше 50 представителей духовенства. Хотя действительных членов (за период до 1890 - 13 чел., в т. ч. еп. Амвросий (Орнатский), архиеп. Филарет (Гумилевский), архимандрит (впосл. митрополит) Макарий (Булгаков; с 1879 почетный член), архим. (впосл. архиепископ) Макарий (Миролюбов), еп. Порфирий (Успенский), архимандриты Леонид (Кавелин) и Григорий (Воинов-Борзецовский), протоиереи М. Я. Диев , А. В. Горский и С. К. Смирнов ) и членов-соревнователей ОИДР (за период до 1890 - 11 чел., из к-рых 7 стали почетными членами (в т. ч. архиеп. Савва (Тихомиров) в 1866) и 1 - действительным) из его среды за всю историю общества было немного, однако некоторые из них публиковались в ЧОИДР весьма часто. Среди таких авторов: архим. Леонид (Кавелин) - 71 публикация ( Белокуров. 1916. С. 279), архим. Григорий (Воинов-Борзецовский) - 56 (Там же. С. 276) и архимандрит (впосл. архиепископ) Макарий (Миролюбов) - 42 публикации (Там же. С. 280). Большинство напечатанных ими материалов невелико по объему, однако именно эти авторы в некоторой степени определяли лицо ЧОИДР сер.- 2-й пол. XIX в. Среди первых публикаций по церковной тематике в изданиях ОИДР были работы: В. А. Милютина «О недвижимых имуществах духовенства в России» (ЧОИДР. 1859. Отд. 1. Кн. 4; 1860. Кн. 3; 1861. Кн. 1, 2), архим. Макария (Миролюбова) «Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии» (1863. Отд. 1. Кн. 2, 3, 4), Ю. Ф. Крачковского «Очерки униатской Церкви» (1871. Отд. 1. Кн. 1, 2; 1876. Кн. 3, 4). Представители духовенства публиковали работы по краеведению - Сибири (прот. А. И. Сулоцкий, список работ см.: Белокуров. 1916. С. 284), Москвы (архим. Григорий (Воинов-Борзецовский), Московской епархии (в ЧОИДР опубликованы вып. 4-11 «Исторических материалов о церквах и селах [Московской епархии] XVI-XVIII ст.» В. И. и Г. И. Холмогоровых (1885. Отд. 1. Кн. 3, 4; 1886. Кн. 1, 3, 4; 1888. Кн. 4; 1889. Кн. 1; 1892. Кн. 1; 1896. Кн. 4; 1897. Кн. 1; 1901. Кн. 1, 2; 1910. Кн. 4; 1911. Кн. 3; 1913. Кн. 2)), по истории монастырей (архим. Леонид (Кавелин)). В 1911 г. прот. И. П. Кречетович опубликовал в ЧОИДР работу «Крестьянская реформа в Оренбургском крае (по архивным данным)» (1911. Кн. 2. С. I-VIII, 1-628).

http://pravenc.ru/text/2578101.html

683 В соборном приговоре 1551 гола постановлено было: «Царския двери были бы с запоны». См. акты археогр. эксп. 232. 685 В благословенной грамоте сибирск. митрополита Павла на строение Троицкого селенгинского монастыря, 1681 года сказано: «направо местная икона живоначальной Троицы должна быть, а налево Богоматери, а прочия иконы подле тех по церковному чину». См. истор. акт. Арх. коммис. 69. 686 Напр. на иконостасе Московского Успенского собора, состоящего из 5 ярусов; на иконостасе Тихвинского монастыря, состоящего из 6 ярусов. 687 Под крестом в иконостасе Тихвинского монастыря в шестом ярусе помещены изображения страданий Христовых. Можно думать, что эти изображения составляют распространение и дополнение изображения креста поверх иконостаса. В иконостасе успенского московского собора, представляющем полную идею Вселенской Церкви, изображений страстей Христовых нет. 693 В письме ad clerum ет de Celerino confessolere ordinamo, кн. IV, V. Киприан называет амвон pulpitum. У Созомена кв. VIII, гл. 5, амвон называется βημα των αvαγνωστων. Амвон, на котором архиерей облачается, в древних писаниях отечественных называется облачальным архиерейским. Временник 1855 года, 22 кн.историч. собрание о Суждале гл. 4. 711 Bona de Jiturgia lib. 1, cap. 2. См. также в разных местах устава и в требнике митр. Петра при последовании малой схимы. 719 Евсев. истор. кн. X, гл. 3 и 4. О жизни Константина Вел. кн. IV, гл. 41, 43, 45, 47. Им же основанный храм в Антиохии, но оконченный сыном его Констанцием, освящен был целым Собором Антиох. (341). См. также Евсев. церк. истор. кн. X, гл. 3, 4. Сократ, кн. 2 гл. 7. Созомен, кн. 2, гл. 26. Феодорит. Кн. 1, гл. 31. 727 Воскомастика (Κηρομαστιχη) есть состав из воска и смолы благовонной. Симеона Фессалоник. гл. 74. 738 Илитон называется гробными пеленами и сударем в чине освящелия нового илитона в требнике митроп. Петра. 740 Св. Афанасия Вел. послан к пустынножителям. Также см. в конце служебника известие учительное, где сказано: «аще служащу иерею божественную службу церковь возгорится или от бури или иныя ради вины верх пастися начнет, сохранно со антиминсом да возмет святая, и да изыдет из церкве, и на ином честном месте, на том же антиминсе да совершит божественную службу, начен от места, егоже исходя преста». Вероятно в исторических актах о западном России упоминается о таких антиминсах, которые называются там неподвижными, том. IV, 37, 1592 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

38. О праве убежища в церкви см. прим. 18 к кн. V. 1426 ...черной магии... – В подлиннике: nigroinantici ingenii – «дар вызывания мертвых (душ)». Григорий связывает греческое слово necromanieiou – «прорицалище мертвых» с латинским niger – «черный»; отсюда, по народной этимологии, – «черная магия». 1428 ...произнес первый, второй и третий стих – По-видимому, речь идет о тропарях – церковных праздничных песнях. 1429 ...совершали общие молебствия... – В подлиннике: rogationes publicae. См. прим. 194 к кн. II. 1430 ...когда наступил день и светоч солнца был высоко. – Ср.: Вергилий. Энеида (VII, 148): «Завтрашний первой едва освещал лампадою земли/День восстающий». У Григория этот стих перефразирован. 1436 ...войско короля Гунтрамна опустошило Септиманию... – См. кн. VIII, гл. 45, где говорится о походе герцога Дезидерия на Каркассон, один из городов Септимании. 1438 ...Гунтрамн Бозон был ненавистен королеве [Брунгильде]... – Герцог Гунтрамн Бозон, отличавшийся вероломством, еще ранее был причастен к интригам против Меровея, сына Хильперика, женившегося на Брунгильде, вдове короля Сигиберта (см. кн. V гл. 2. 14, 18). Кроме того, не без его участия в Галлию из Константинополя прибыл самозванец Гундовальд, действовавший от имени юного короля Хильдеберта Австразийского. См. кн. VII, гл. 36. 1440 ...Раухинг объединился с вельможами короля Хлотаря, сына Хильперика.. – Раухинг – вельможа короля Хильдеберта II, участник заговора против короля и его матери, королевы Брунгильды. О нем см. кн. V, гл. 3: кн. VIII, гл. 28, 29. 1441 ...Урсион и Бертефред – вельможи короля Хильдеберта II, участвовавшие в заговоре австразийской знати против короля. Об Урсионе см. кн. IX, гл, 9 и прим. 37. О Бертефреде см. кн. VI, гл. 4. 1442 ...на обывательских лошадях ... – В подлиннике: evectio publica – «подорожная». Королевские служащие и слуги имели право свободного переезда на казенный счет. См. прим. 188 к кн. VI. 1444 Нрава же он был легкомысленного, сверх меры жадный и алчный до чужого добра...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

V). В последующих главах (VI-IX) перечисляются 9 чинов небесной иерархии с краткой характеристикой каждого. В гл. IX ангелам, особенно ангелам-хранителям народов, уделяется наибольшее внимание ввиду их наименьшей сокрытости и участия в делах «нашей иерархии». В гл. X описываются иерархические отношения, в к-рые вступают не только триады друг с другом, но каждый чин, а также отдельные представители небесных воинств внутри каждого чина и внутренние силы каждого небесного и человеческого ума. Затем автор объясняет, почему небесная иерархия именуется «небесными силами» и что означает это наименование (гл. XI); ее члены, так же как и члены земной иерархии, по «Божественной соименности» называются именами более высших чинов (гл. XII); ни то ни другое никак не нарушает иерархического принципа. Вместе с тем более высшие чины могут выполнять роль низших, как, напр., серафим, очищающий прор. Исаию ( Ис 6–7 ), хотя далее Дионисий склонен увидеть на месте серафима ангела, относящего свое очистительное искусство «к Богу, как к причине, а к серафиму, как к первому священноначальнику» (гл. XIII). Число небесных сил неисчислимо (гл. XIV). Они могут раскрываться в антропоморфных образах или через аналогию с природными явлениями, но остаются неописуемыми и знающими о людях гораздо больше, чем люди о них (гл. XV). «О церковной иерархии» (EH) Трактат состоит из 7 глав. Гл. I об учреждении иерархии, в остальных главах говорится о 6 таинствах (ερουργα):  Крещении  (гл. II), таинстве собрания ( Евхаристии ) (гл. III), Освящении мира (гл. IV), Рукоположении (таинстве  Священства ) (гл. V), монашеском  постриге  (гл. VI) и  погребении  (гл. VII). За исключением гл. I, каждая глава делится на 3 части: после 1-й вступительной части во 2-й излагается чинопоследование таинства, в 3-й – его символическое толкование. В гл. III приводится евхаристическая молитва , в к-рой вспоминается грехопадение и Воплощение, имеющее сотериологическое значение для членов Тела Христова (3. 11–12). Исхождение и возвращение ставятся в контекст Божественного домостроительства, когда первое соотносится с вочеловечением Христовым по человеколюбию к нам, а второе – с посильным уподоблением с нашей стороны Его Божественной жизни (3.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит] (Притч. 4. 26–29). 10. Церковный Устав, гл. 35. 11. Лествица. Слово 1, гл. 18 и 19, по переводу па русский язык 1851 года. 12. Там же, гл. 9. 13. Лествица. Слово 4, гл. 3 и 5. 14. Книга 4, гл. 8 и 9. 15. Так названо монашество в писаниях многих святых Отцов: в «Слове о рассуждении» преподобного Кассиана Римлянина, Добротолюбие, часть 1, в Поучениях аввы Дорофея; в Словах святого Симеона Нового Богослова и проч. 16. Лествица. Заглавие слова 28. 17. Церковный Устав, гл. 37, и Лествица. Слово 19, гл. 5. 18. Лк. 18. 14. 19. Лествица. Слово 28, гл. 3. 20. Преподобный Пимен Великий. Алфавитный патерик. 21. Тщательная исправность от чтеца требовалась в древних монастырях. Преподобный Кассиан, книга 2, гл. 11. За ошибку при чтении чтец подвергался эпитемии. Преподобный Кассиан, книга 4, гл. 16. 22.  … плод уст (Евр. 13. 15). 23. Церковный Устав, гл. 27. 24. Заимствовано из Церковного Устава, Следованной псалтири и из обычаев благоустроеннейших монастырей российских. 25. Церковный Устав, гл. 29. 26. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3. О совести. 27. Преподобный Нил Сорский. Слово 5, статья о мере пищи. 28. Церковный Устав, гл. 35. 29. Преподобного Григория Синаита Главы зело полезные, глава 18. Добротолюбие. Ч. 1. 30. Церковный Устав, гл. 35. 31. Там же и в Патерике Алфавитном. 32. Послание к иноку Николаю. 33. Монастырское выражение. 34. Алфавитный патерик. 35. Писавший эти правила, посещая при первоначалии своем опытнейших старцев, заметил у них этот похвальный обычай. 36. Житие преподобного Симеона Нового Богослова, рукопись; имеется житие сего угодника Божия и печатное издание Оптиной Пустыни. 37. Преподобный авва Дорофей. Поучение 4 о страхе Божием. 38. Изречение преподобного Исаии Отшельника. Алфавитный патерик. 39. Мф. 25. 40. 40. Святого Исаака Сирского Слово 8 и преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 125. Добротолюбие. Ч. 1. 41. Книга 4, гл. 10 и 11. 42.  Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Сол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Затем от 1 до 37 главы включительно идет уже канонический синопсис с толкованиями Аристина и, по местам, Зонары и какого-то неизвестного толкователя. Главы 38–41 составляют различные дополнения к каноническому синопсису. С 42 главы начинается вторая часть Кормчей, главное, (но не исключительное) содержание которой составляют законы византийских императоров по делам церкви. Именно: Гл. 42. Восемьдесят семь глав, извлеченных из новелл Юстиниана Иоанном Схоластиком. (Подлинник издан Геймбахом в Аνκδοτα juris t. 11, p. 208–234). Гл. 43. Три новеллы императора Алексея Комнина о церковном обручении и венчании браков. (Подлинник у Цахорио в Jus graeco-romanum, pars p. 401. 359). Гл. 44. Гражданские законы в 13 титулах, отделенные от титулов Фотиева номоканона (с сокращениями). Гл. 45. Извлечение из уголовных законов Моисея (Подлин. у Котельера в Мопит. eccl. graecae. t. I, р. 1–27). —223— Гл. 46. Закон судный людем – болгарская компиляция из разных источников византийского права, преимущественно из Эклоги Льва Исаврянина. (Источники указаны в моем «Первон. слав.-русс. номоканоне», стр. 96–97). Гл. 47. Полемическое сочинение против Латинян, написанное в эпоху окончательного разделения между восточною и западною церковью, т.е. в половине XI века, греческим монахом Никитою Стифатом . (Подлинник у Питры, в конце сочинений Димитрия Хоматина). Гл. 48. О фрязех и прочих латинех – такое же полемическое сочинение неизвестного автора. Гл. 49. Градский закон. Это – полный перевод известного нам Прохирона императора Василия Македонянина, современника патриарху Фотию. Гл. 50. Законы императоров Льва и Константина – вышеупомянутая Эклога, с некоторыми сокращениями. Гл. 51. О браках. Она состоит из двух частей: в первой говорится вообще об условиях и порядке совершения браков; вторая составляет руководство к определению степеней родства и свойства, препятствующих браку. Первая взята из латинского источника, вторая – из греческого. Подробное исследование об этой главе – в моей книге, над заглавием: «50-я глава Кормчей, как исторический и практический источник русского брачного права» (М. 1887). Гл. 52. О беззаконных браках – разные византийские статьи о браках, запрещенных по родству и свойству. Гл. 53. Так называемый том соединения (τμος νσεως), изданный в 920 г. константинопольским патриархом Николаем Мистиком о незаконности и недействительности 4-го брака. Гл. 54. Канонические ответы патриарха Николая Грамматика на разные вопросы, касающиеся большею частью церковного богослужения и монастырской дисциплины. Гл. 55. Канонические ответы Никиты, митрополита ираклийского, на вопросы Константина епископа памфилийского – памятник конца XI в. Гл. 56. Правило Мефодия, патриарха константинопольского (IX в.), о способе принятия в церковь отпадших от пра- —224— вославной веры в ересь или в какую-нибудь нехристианскую религию. Гл. 57. Отношения к церковному праву не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30 .), на чин архиерейский, который будтобы приобретается святокупством (гл. 32.). В заключение Святитель кратко опровергает основание всех хулений раскольнических, именно, будто бы отступила благодать от Церкви Христовой и она исполнена ересей (гл. 33.). Третью часть Розыска (о делах раскольнических) сочинитель разделяет на две статьи; в первой из них разсуждает о мнимых добрых делах раскольников, во второй о злых (гл. 1.). 1.Добрые, по видимому, дела раскольников испорчены самонадеянностью, уверяющей себя в их богоугодности (гл. 2.), тщеславием, осуждением других, лицемерием для прельщения других (3 и 6 гл.), и много теряют цены потому, что совершаются по одним низшим побуждениям страха мучений и надежды награде (гл. 4.), и вне святой Церкви (гл. 5 и 7.). 2.Указывая на злые, явно беззаконные дела раскольников, Святитель повторяет свидетельства Игнатия, митрополита Сибирского, о расколоучителях, заточенных в Сибири (8 и 9 гл.); потом разсказывает примеры беззаконного совершения таинств лицами не освященными и не по чину церковному (гл. 10.); говорит о сожигателях (гл. 11 и 13.), о морельщиках (гл. 16.), о волхвующих с отвратительными обрядами (гл. 12. 14 и 15.), о плотоугодниках, сладострастие называющих любовию Христовою (гл. 17.); исчисляет брынские скиты и толки, – с описанием учения и дел каждого из них (гл. 18 и 19.); резко выставляет несообразность сих дел с словом Божиим, с здравым смыслом, с нравственным чувством (гл. 20.); повторяет, что и добрые дела суть злы, если совершаются во вражде с Церковью (гл. 21.), и наконец приводит свидетельства гнева Божия на раскольников, в разных чрезвычайных событиях, особенно в откровениях из Мира духовного. В заключение всей книги, Святитель обращает к православным кроткое и полное любви увещание стоять твердо в православии. Чтобы определить достоинство сего сочинения, содержание которого мы изложили, обратим внимание на полноту сведений о расколе, какие здесь собраны, и на характер полемики Ростовского Святителя против раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

60.  24 ноября, вечерня, на Господи, воззвах, гл. 2. 61.  «Неседальная песнь» — буквальный перевод греческого слова «Акафист» 62.  Но при всей нашей любви и приятии земли и твари и жизни, Православию чужд «лживый эротический пафос страсти в этой земле», как и все, тяготеющее к хилиастическим ожиданиям Царства Христова на земле. 63.  15 августа, великая вечерня, на литии, слава, гл. 5, Феофаново. 64.  Молитва на причащение гроздия в 6 день августа, Требник, гл. 26. 65.  Молитва на благословение гроздия. Минея за август, 6 день. 66.  Молитва о приносящих начатки овощей. Требник, гл. 27. 67.  Молитва на благословение ваия. Триодь Постная. Неделя ваий, утро. 68.  I августа, утро, канон, гл. 6, песнь 4. 69.  14 сентября, утро, канон, гл. 8, песнь 9. 70.  Неделя 3 Великого Поста, утро, канон, гл. 1, песснь 9, господина Федора Студита. 71.  Ветвь дуба, в сочельник Рождества привозимая из леса в дом, вокруг коей собирается вся семья. 72.  Собрание древних литургий Востока и Запада. СПб. 1875, выпуск 2, стр. 22. 73.  Там же, стр. 26. 74.  Там же, стр. 88. 75.  Сравни 11 молитву на утрени: Боже, Боже наш, умныя и словесныя… 76.  Буквально — «печаль». 77.  Литургия святителя Василия Великого. Молитва «Сый Владыко». 78.  8 октября, великая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 4. 79.  8 ноября, утреня, канон Иоанна монаха, гл 8, песнь 7. 80.  То же,песнь 7. 81.  То же песнь 7. 82.  26 марта, утреня, канон Иосифов, гл. 4, песнь 4. 83.  8 ноября, утреня, канон, песнь 4. 84.  8 ноября, ин канон на утрени, песнь 8. 85.  Образное выражение песнописателя, Бог уподобляется Правителю, Председателю совета пританов в древних Афинах, т. е. очередной филе или отделению совета Ареопага. 86.  8 ноября, великая вечерня, на литии, гл. 2, Арсениево (Еп. Корфский, автор канона на елеосвящение). 87.  Тогда же, слава, гл. 4. 88.  Тогда же, на Господи, воззвах, гл. 4. 89.  Четьи-Минея, на день 8 ноября. 90.  26 март, утреня, ин канон, гл. 4, песнь 8, Иосифово. 91.  Добротолюбие, том 2, стр. 92.  8 ноября, малая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 1 (то же в Октоихе, понед., слава, гл.1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

5). В здешнем бытии ожидают человечество тяжелые испытания (гл. 6), но Господь хранит Своих избранников (гл. 7), преданные молитвы которых вызывают мировые потрясения (гл. 8) и навлекают на греховный бунтующий мир жестокие казни (гл. 8–9) вплоть до всеобщего исчезновения всего нечестивого и недостойного (гл. 10). Сами люди выходят со свидетельством своей веры и упования, но своими силами гарантируют лишь принципиально светлые возможности, а фактически побеждаются или погибают (гл. 11) настолько, что самый святой род спасаемых подвергается смертельной опасности (гл. 12) уже от вмешательства высших демонических сил, которые покоряют, соблазняют и увлекают до совершенного подчинения (гл. 13). Однако это было лишь временным торжеством для испытания всецелой преданности людей и не может изменить результатов последней божественной жатвы (гл. 14) и окончательного господства правды Божией в самом человечестве (гл. 15). Надо только оставаться верными своему исповеданию и непреклонными до мученичества при всех сатанинских нападениях (гл. 16), ибо мироправящий Владыка неба и земли сокрушит сатанинское зло в самом центре (гл. 17), до такой степени наглядно и ярко, что весь мир должен видеть этот заслуженный ужас и поучаться подобными бедствиями (гл. 18), что спасение бывает единственно во Христе, со Христом и от Христа (гл. 19) по соучастию с Ним и по Его праведному суду (гл. 20), когда всем святым Божиим, как чадам Господним, будет даровано вечное и славное блаженство (гл. 21–22). По всему видно, что христианская жизнь связана с большими трудностями и преткновениями, но она не может быть иною в мире возобладавшего зла и обязывает лишь к тому, чтобы подвигами любви по вере Христовой приобщить его и совсем покинуть для небесных чертогов, уготованных Христом в доме Отца Своего. Потребуется жестокая борьба, но зато все победившие получат не просто отличие, а заслуженный дар. И поскольку первое – во всецелом мировом перерождении немыслимо, а второе – вполне несомненно, то каждый верующий, сохраняя свою чистую любовь, должен всегда стремиться к блаженному концу и непрестанно взывать со всею Церковью:

http://pravoslavie.ru/101958.html

Argumentum: Гл. 1. Старинные христианские обычаи и образ жизни могут ли изменяться или улучшаться? Правило веры не переменимо и не подвержено исправлению; но не то по отношению к церковной дисциплине, которая может развиваться. Гл. 2. Обычай, допускающий покрытие голов девушек, освящен преданием некоторых христианских общин. Гл. 3. Противодействие сказанному обычаю исходит из чересчур большой светскости девушек и приносит ущерб нравственности. Гл. 4. Многие утверждают, что изречение Апостола в 1-м послания к Коринфянам, гл. 11, ст. 3, и след. ( 1Кор.11:3–15 ), касается только замужних женщин. Тертуллиан указывает на то, что оно относится ко всем женщинам, так как выражение «жена» (mulier) общего характера. Гл. 5. Продолжение. Такой же смысл имеет это слово и в книге Бытия. Гл. 6. Продолжение. Тоже самое видим как у Апостола Павла, так и вообще в Новом Завете. Гл. 7. Что Павел употреблял это слово в данном значении, доказывают мотивы, выставленные им в месте, сюда относящемся. Гл. 8. Это вытекает из избранных им выражений. Выражения же эти следует понимать так, как указывает практика коринфской церкви. Гл. 9. Церковная дисциплина достигает того, что все женщины в церкви являются с покрытыми головами, и девушки, посвященные Богу, появляющиеся в церкви с непокрытой головой, не должны считать это за свой отличительный признак. Гл. 10. Ибо и холостые мужчины не пользуются никаким подобным обозначением, хотя они, быть может, могли бы иметь более претензий на это. Гл. 11. В каком возрасте женщины подходят под условия этого правила? По разуму и по преданию сроком для этого следует считать вступление в зрелый возраст. Гл. 12. Продолжение рассуждения. Гл. 13. Несообразность того, что девушки, посвященные Богу, не соблюдают в церкви обычая покрывать головы, а на улицах накрываются. Гл. 14. Они оправдывают свое поведение под предлогом привлечь других к подражанию себе. Но такие поступки, возбужденные завистью и почетом, вредят только их положению. Гл. 15. Если девушка накрывается, она избегает дурного глаза и заграждает путь всяким покушениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010