Главы книги первой. Гл.1. Об определении или об описании Бога, где порицается безумие древних Аномеев и дерзость современных Иезуитов (§1–26/Р.311–334/). Гл.2. Об именах Божиих (§27–45/Р.334–352/). Гл.3. О существовании Бога против атеистов (§46–69/Р.352–379/). Гл.4. Об единстве Божием против язычников (§70–75/Р.379–386/). Гл.5. Опровержение возражений язычников, некоторые боги и богини которых выставляются на посмешище (§76–91/Р.386–400/). Гл.6. О простоте Божией против Антропоморфитов и некоторых других (§92–101/Р.401–407/). Гл.7. Отвержение вздора Антропоморфитов и других (§102–106/Р.408–413/). Гл.8. Об атрибутах Бога вообще (§107–111/Р.413–415/). Гл.9. О совершенстве Божием (§112–120/Р.415–421/). Гл.10. О бесконечности и вечности Божией (§121–123/Р.421–426/). Гл.11. О неизмеримости Божией (§124–129/Р.426–432/). Гл.12. О неизменности Божией (§130–139/Р.433–439/). Гл.13. О мудрости Божией (§140–148/Р.439–451/). Гл.14. О всемогуществе Божием (§149–151/Р.451–454/). Гл.15. О произволении Божием (§152–157/Р.454–457/). Гл.16. О благости Божией (§158–170/Р.458–470/). Гл.17. О жизни и бессмертии Божием, где среди прочего мы коснемся и богохульства Акефалов относительно претерпевшего страдания Божества (§171–174/Р.471–474/). Гл.18. О блаженстве Божием (§175–177/Р.474–476/). Гл.19. Об отрицательных атрибутах Божиих (§178–180/Р.476–478/). Существует больше атрибутов Божиих, нежели те, что перечислены. Таковы праведность, милосердие, кротость, милость, предопределение, отвержение (дурного) и другие. Однако поскольку они обращены к вещам, которые расположены вне Божественной природы, их более целесообразно и удобно излагать в другом месте, где будет исследование о Боге вовне. Том 3 КНИГА ВТОРАЯ. О священнейшем таинстве Святейшей и Нераздельной Троицы. Введение. Историческое повествование о противниках этого таинства, и о еретиках, которые по-разному заблуждались относительно его, а равно и простое изложение православного учения о Святейшей Троице. (Р.479–493). Последовательность глав второй книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

1757 На его место был посажен епископом Ромульф, сын герцога Лупа...– О герцоге Лупе см. кн. IV, гл. 46; кн. VI, гл. 4; кн. IX, гл. 11, 12, 14 и прим. 156 к кн. IV. 1759 ...а Хродехильде повелели находиться в вилле, некогда принадлежавшей упомянутому ранее Ваддону...– См. кн. VII, гл. 27; кн. IX, гл. 35. 1760 ...они хитростью заманили... другого человека, наделенного властью трибуна...– Видимо, этот человек был трибуном. См. прим- 74 к кн. VII. 1762 ...граф отправился ко двору, чтобы... внести в государственную казну надлежащую [сумму] налога... – Графы (comites), на которых лежала обязанность погашения налогов, должны были приносить ежегодно в королевскую казну сумму, которую казна ожидала от их управления. См. прим. 154 к кн. V. 1763 ...они открыли, где спрятаны сокровища их отца, похищенные им из имущества... Гундовальда – Ваддон участвовал в предприятии Гундовальда. См. кн. VII, гл. 28, 34, 38, 39. 1766 ...потому что Викторий в своем пасхальном календаре написал...– О нем см. кн. 1, 2-е предисл. и прим. 10 к кн. I. 1767 ...Латиняне же справляют Пасху на двадцать второй день после новолуния.– Т. е. когда весеннее полнолуние (четырнадцатый день после новолуния) падает на субботу; греческая церковь справляет праздник пасхн на следующий день; западная церковь – на одну неделю позже. 1769 И в самом деле, источники в Испании... наполнились водой в тот день, в который мы справляли Пасху. – См. кн. V, гл. 17 и прим. 95 к кн. V. 1778 ...и тотчас рухнули все здания...– Видимо, здесь имеется в виду одно из землетрясений, постигших Антиохию в 581 и 588 г. 1781 ...и был он спасен от опасности смерти, как упомянутый Лот некогда [был спасен] в Содоме. – По библейскому сказанию, города Содом и Гоморра в Древней Палестине за грехи их жителей были разрушены огненным дождем и землетрясением. Все жители погибли за исключением Лота и его семьи, выведенных из города Ангелами. 1785 ...называя себя великим и не боясь объявить себя даже Христом. – Слово «великий» заимствовано из Деяний апостолов (8, 9). Как справедливо отметил А. Я. Гуревич, лжехристы и лжесвятые заявляли о своем существовании во Франкском королевстве именно в обстановке общественного брожения, когда создавались благоприятные условия для распространения «учения» о конце света. Период Меровингов, по Григорию, заполнен всяческими бедствиями. Тут и частые неурожаи, массовая смертность, опустошительные набеги врагов, грабежи, пожары, гражданские распри, жестокость правителей, притеснявших простой люд, и т. д. Почва для брожения была действительно благоприятной. В то время как Церковь учила, что второе пришествие будет только по окончании земной истории, самозванцы-лжехристы выражали протест народа, его нетерпение, страхи и чаяния. (См.; Гуревич А. Я. Из истории народной культуры и ереси: «Лжепророки» и церковь во Франкском государстве/Средние века. 1975. Вып. 38. С. 170–184).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

719. Там же, гл. 1 (С. 9—11). 720. Там же, гл. 1 (С. 11—12). 721. См. цитаты в Главе II нашей работы. 722. Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 1 (С. 13). 723. Там же, гл. 1 (С. 14—15) 724. Там же, гл. 2 (С. 18). Учение преподобного Исаака Сирина о чистой молитве рассмотрено нами отдельно. См.: Иларион (Алфеев), игумен. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. Изд. 2–е. СПб., 2001. С. 198—204. 725. Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 18—19). Ср.: Дорофей Газский. Поучение 1–е (Рус. пер. в: Преподобного отца нашего ав–вы Дорофея душеполезные поучения и послания. Изд. 10–е. Шамордино, 1913. С. 19—25). 726. Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 23—24). Ср.: Григорий Полома. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистой Владычицы нашей Богородицы (В кн.: Беседы иже во святых отца нашего Григория, архиепископа Фессалоникийского, Паламы. Пер. с греческого архим. Амвросия (Погодина). Т. 3. Монреаль, 1984. С. 85—137). 727. Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 34—35). 728. Там же, гл. 3 (С. 35—37). 729. Там же, гл. 4 (С. 37—38). 730. Там же, гл. 5 (С. 39—42). 731. Там же, гл. 6 (С. 43–48). 732. Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 11 (Цит. по: Крины сельные или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. О заповедях Божи–их и о святых добродетелях. Архимандрита Паисия Величковского. 2–е издание русского Свято–Ильинского скита на Афоне. Одесса, 1912. С. 15—16). 733. Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 23 (С. 25—26). 734. Паисий Величковский. Крины седьмые, гл. 24 (С. 28—29). 735. Там же, гл. 26 (С. 31). 736. 1 Фес. 5:17. 737. Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 28 (С. 39). 738. См.: Четвериков Сергий, протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. С. 5—6. 739. Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Об именах божественных. В кн.: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Творения. СПб., 1997. С. 684—707. 740. См.: Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867. Сочинение написано и 1816 году. О нем см. в: Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 169.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Признают бессмертие души и думают, что че­ловеку ни о чем не должно иметь столько попечения, как о наблюдении истины. Они, посылая в храм дары, не отправляют в оном жертвоприношений, потому что святейшие имеют обряды (?) и по сей причине не бывают впускаемы в общий храм, но особливо отправляют свои священнодействия (?). Впрочем люди сии весьма благонравны, и упражняются в едином только земледелии. Справедливость их, которой они превосходят всех греков и варваров, и которой они чрез многие века себя отличали, заслуживает удивления. Имения же суть между ними общие, так что богатый столько же довольствуется своим стяжанием, сколько и ничего неимеющий. По сим правилам живут более, нежели четыре тысячи мужей, которые ни жен не поемлют, ни рабов иметь не стараются, почитая последнее несправедливым, а первое подверженным многим беспокойствам и ссорам: и для того обитают раздельно и одни другим услуживают. Над произращениями и плодами земли поставляют надзирателями людей добрых из священнического сана, которые о приуготовлении жита и других снедей имеют старание. Порядок жития у всех у нихъ одинакий, и они весьма много походят на даков, называемых полистами („Древности иудейские“. Перевод Мих. Самуйлова, Спб. 1795 г., часть 1, стр. 194). 315 Как напр. учение о свойстве и бессмертии души, загробной жизни, блажен­ств праведников, и наказаний грешников и т. п. 316 Как напр, оскворнение елеем, любовь к нечистоте, процесс испражнения, чрезмерное соблюдение субботы, непримиримая ненависть к „обижающим» необщительность и кастичность самой секты и т. п. 317 См.напр.”Древн. Иуд.“ кн.1, гл.1. гл. 2 гл.3, гл.4, гл.5, гл. 7, гл.9; кн. 11, гл. 5; гл. 7; кн. 3, гл. 7; кн. 6, гл. 11; кн. 10, гл. 11; кн. 1, гл. 19, и мног. др. 319 В этом отношении Иоанн Креститель напоминает Штраусу („Das Leben Jesu“, 1874, стр. 187) еще и другого пустынного отшельника – Бана, жившего немного позже Иоанна и о котором говорит Флавий („Vita“ 2). В общем же Штраус признает близкое сродство между Иоанном Крестителем и ессинами, по отношению к которым Иоанн быль будто-бы то же, что отшельник по отношению к обще­жительным монастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Диоклитиан для удобства управления громадной Римской империей разделил ее на две половины, из коих одною — Восточною правил сам, живя в Никомидии и имея у себя соправителем цезаря Галерия, а в другой — Западной поставил императором Максимиана, соправителем же его — цезаря Констанция Хлора, непосредственно управлявшего Галлиею и Британиею. Жизнь Константина кн. I, гл.17. Жизнь Константина, кн I,16. Церков. История, кн. VIII,13, Жизнь Константина, кн. I,13. О смерти гонителей, гл. 15. был единственным сыном Елены; Констанция была дочь другой жены Хлора Феодоры, от которой Констанций имел и других детей. Современники, к сожалению, не говорят о влиянии св. Елены на Константина в детстве. Жизнь Константина кн. II,49. Жизнь Константина, кн. I,27. Жизнь Константина, кн. I,36; Лактанция: О смерти гонителей,44. Жизнь Константина, кн. I,28–32. Жизнь Константина, кн. I,37. Церков. Ист. кн. IX,9; Жизнь Конст. Кн. I,40. Церков. Ист. кн. Х,6 и 6. монограмма состояла из двух букв Х и Р, из коих первая покрывала вторую. Жизнь Констан. кн. IV,19. Церков. Ист. кн. Х,1–3. ( < < back) женился на сестре Константина в 313 году. ( < < back) Жизнь Констан. кн. XI,9. ( < < back) Правосл. церкви изд 1892 г. Победоносцева, стр. 73–74. ( < < back) Жизнь Константина, кн. III,1. ( < < back) Сион с крепостью Иевусом (Иерусалимом) высилась на границах колен Иудина и Вениаминова; отнятая Давидом у хананейского племени иевусеев, она стояла как бы вне пределов коленного разделения земли обетованной. ( < < back) религия наша имеет родину в этой стране (Палестине) и в этом городе (Иерусалиме)» — выражение блаж. Иеронима. Творения т. II, стр. 6. ( < < back) Жизнь Константина, кн. III,42. ( < < back) истор. Руфина, кн. I, стр. 8. ( < < back) праздник Воздвижения честного Креста — день постный — богослужение православной Церкви посвящается прославлению Креста Господня, воспоминаниям крестной смерти Спасителя; на всенощном бдении после великого славословия совершается торжественно вынос Креста священнослужителями из алтаря на средину храма и здесь бывает поклонение ему. Особенною торжественностью отличается обряд воздвижения Креста в кафедральных храмах, совершаемый епископами при многократном возглашении клира: «Господи, помилуй».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

2 Публикуется по: Палладий, епископ Еленопольский. Лав- саик. М., 1992. Гл. 56. С. 117–121. Авва Питирион Публикуется по: Руфин. Жизнь пустынных отцов. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1898. Гл. 13. С. 72–73. Об ученике Антония Великого преподобном Питирионе (Питируне) Фиваидском упоминают Сократ Схоластик (кн. 4, гл. 23); Палладий (гл. 64); Никифор (кн. 9, гл. 14). После смерти Антония Великого он стал учеником Аммона, будущего епископа, также ученика Антония Великого . В то время святой Аммон был настоятелем монастыря на горе недалеко от монастыря Писпер. После него настоятелем стал преподобный Питирион. Палладий пишет, что под его руководством находились несколько тысяч отшельников. Память преподобного Питириона в субботу сырной седмицы. Дидим александрийский , слепец Публикуется по: Палладий, епископ Еленопольский. Лав- саик. М., 1992. Гл. 4. С. 16–17. О слепом писателе Дидиме, которого посещал во время арианского гонения Антоний Великий в Александрии, упоминают в своих творениях: блаженный Иероним , Сократ Схоластик (кн. 6, гл. 25), Созомен (кн. 6, гл. 2), Кассиодор и др. Феодорит пишет, что «Дидим, еще в детстве лишившийся чувства зрения, тем не менее знал поэзию и риторику, арифметику, геометрию и астрономию, силлогистику Аристотеля и красноречие Платона, – и все эти науки изучал одним слухом, не как источники истины, а как оружие, которым истина может пользоваться против лжи. Он изучил также и Божественное Писание; изучил не просто слова, но и смысл его» (Церковная история. Кн. 4. Гл. 29). Авва Памво Публикуется по: Палладий, епископ Еленопольский. «Лавсаик» . М., 1992. Гл. 10. С. 26–27. О Памво, ученике Антония Великого , см.: Сократ (кн. 4, гл. 23), Никифор (кн. 9, гл. 14); «Скитский патерик»: «Авва Пимен сказывал, что авва Антоний говорил об авве Памво: “Имея страх Божий, он устроил в себе обитель для Духа Божия»; “...авва Памва спросил ав- ву Антония: что мне нужно делать, чтобы спастись? Старец сказал ему: не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык и чрево» и др.».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Григория Богослова. Т. I. С. 175. 82 Григория Богослова надгробное слово Василию Великому/Твор. Григория. Т. IV. С. 75—77; Стихотворение Григория о своей жизни/Твор. его. Т. VI. С. 13. 83 Фридлендер. Картины римских нравов. С. 152. 84 Шлоссер. Всемирная история. Т. IV. С. 354. 85 Письмо Василия Великого к Либанию/Твор. Василия Великого. Т. VII. С. 339. 86 Это свидетельство св. Иустина Философа/Иустин. Разговор с Трифоном, гл. 2. 87 Слова Синезия/Остроумов. Синезий, епископ Птолемаидский. М., 1879. С. 182. 88 Блаж. Августин. Исповедь. Кн. III, гл. 3. 89 Фридлендер. Картины римских нравов. С. 153. 90 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 9, 13. 91 Блаж. Иероним. Апология против Руфина. Кн. I, гл. 30. 92 Евсевий. Церков. история. Кн. V, гл. 20. 93 Там же. Кн. VI, гл. 3. 94 Gregorii Neocaesariensis Oratio panegyrica in Origenem, cap. 16. 95 dementis. Stromatum. Lib. I, cap. 1. 96 Василий Великий. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями/Творения его. Т. IV. С. 345. 97 Там же. С. 356. 98 Там же. С. 349. 99 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому»: 100 Евсевий. Церков. история. Кн. VI, гл. 2. 101 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому/Там же. С. 79. 102 Там же. С. 76. 103 Sievers. Das Leben des Libanius. Berlin, 1868. S. 24—25. 104 Григорий Богослов. Обличительное слово на царя Юлиана/Там же. Т. I. С. 174. 105 Августин. Исповедь. Кн. 1, гл. 13. 106 Григорий Богослов. Обличительное слово на царя Юлиана/Там же. С. 175. 107 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 16. 108 Там же, гл. 16. 109 Там же, гл. 13. 110 Василий Великий. К юношам..»: 111 Блаж. Иероним. Письмо к Евстохии/Творения его в рус. пер. Т. I. С 131—132. 112 Март. Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи. Рус. перев. Москва, 1880. С. 226—229. 113 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому»: 114 Там же. 115 Григорий Богослов. Стихотворение о своей жизни/Твор. его. Т. VI. С. 9. 116 Василий Великий. Толкование на пророка Исайю/Твор. его. Т. II. С. 123. 117 Григорий Богослов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

14 Г. Ратнером издано уже несколько выпусков по критике и исправлению текста Иерус. Талмуда, под общим заглавием: «Агават Цийон ве – Иерушалаим». Варианты, разночтения и пополнения текста Иерусалимского Талмуда, изданные по древним печатным и рукописным источникам с критическими замечаниями и объяснениями Б. Ратнером. 15 В т. 17 Песахим; 18: Шекалим, Иома, Сукна, Рош-гащана, Таанит, Мегилла, Хагига, Беца, Моэд-катан; 20: Маасрот, Маасер-шени, Халла, Орла, Биккурим; 25: Сангедрин, Маккот; 30: Киддушин, Сота и Кетубот. 18 Согласно усвоенному в лексиконе Иоанна Буксторфия пониманию слова «Midrasch» в женском роде, это слово понимается автором в женском роде и читается, как имя женского рода «мидрашь». 19 О значении творений бл. Иеронима для б. археологии см. сочинение проф. Е. Я. Полянского: «Творения бл. Иеронима, как источник для библейской археологии» 1908 г. 20 Первоначально это сочинение было написано на арабском языке, на котором оно называется «Китаб-ал-Сираг» (книга светильник) а потом было переведено на еврейский язык. 21 1-я книга – «Сефер га-мадда» (книга о знании, т. е. Бога), 2-я кн. «Сефер агава» (книга о любви, т. е. к Богу, точнее о выражении таковой любви); 3-я кн. «Сефер га-земаним» (книга о временах, т. е. праздничных); 4-я кн. «Сефер нашим» (кн. о женщинах, т. е. законы о заключении и расторжении браков); 5-я кн. «Сефер кедуша» (книга о святости в пище); 6-я кн. «Сефер га-плеа» (кн. о обетах и клятвах); 7-я кн. «Сефер зераим» (книга о семенах, т. е. об аграрных законах); 8-я кн. «Сефер-фбада» (кн. о богослужении); 9-я кн. «Сефер корбанот» (кн. о жертвоприношениях); 10-я кн. «Сефер тегора» (книга о чистом, т. е., о соблюдении чистоты); 11-я кн. «Сефер незикин» (кн. о повреждениях, встречающихся в обычной жизни); 12-я книга «Сефер киньян» (кн. о купле, т. е. купле и продаже); 13-я кн. «Сефер мишпатим» (кн. о судах, т. е. о судебных процессах по тем делам, которые не были сопряжены с повреждениями); 14-я кн. «Сефер шофетим» (кн. о судьях, т. е. о праве еврейских судей, в частности синедриона).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Журнал опубликовал большое число материалов и исследований по отдельным аспектам истории Русской Церкви: записку А. Н. Муравьёва «О состоянии Православной Церкви в России» (1883. Кн. 1), в к-рой обсуждались проблемы церковных преобразований; труд Ю. Ф. Самарина «Православные латыши, 1841 и 1842 гг.: Ист. очерк» (1863. Кн. 3) - об обстоятельствах массового перехода в Православие латышей, «Очерки из быта Малороссии XVIII в.: Приходское духовенство и монашество» А. М. Лазаревского (1871. Кн. 2). Тема мон-рей и монашества освещена в публикациях журнала: «Черты монастырского быта в 17 в.» (1873. Кн. 1), «Московские монастыри во время нашествия французов в 1812 г.» (1869. Кн. 1), «О монастырском земельном владении» (1910. Кн. 1). К материалам о миссионерстве в РА относятся записки и письма митр. Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) (1879. Кн. 2; 1881. Кн. 2), «Записки» генерал-губернатора Вост. Сибири Н. Н. Муравьёва-Амурского (К истории духовной миссии в Китае//РА. 1886. Кн. 2), «Рассказы» руководителя Алтайской духовной миссии архим. прп. Макария (Глухарёва) (1904. Кн. 1), переписка архиеп. Японского равноап. Николая (Касаткина) (1910. Кн. 1). Ряд публикаций РА посвящен старообрядчеству: «Послания протопопа Аввакума к боярыне Феодоре Морозовой, княгине Евдокии Урусовой и Марии Даниловой» (1864. Кн. 1), «Из истории раскола: Бумаги кн. Прозоровского, Архарова и гр. И. П. Салтыкова» (1864. Кн. 2), «Митрополит Иннокентий о епископах-старообрядцах» (1889. Кн. 2), «Записки митр. Филарета о раскольническом и единоверческом духовенстве» (1889. Кн. 3). Во время архивных изысканий Б. обнаружил и напечатал отдельным изданием написанное Екатериной II «Житие Сергия Радонежского» (М., 1887). Большую ценность представляет регулярно публиковавшийся в РА критико-библиографический материал о выходивших в свет исследованиях по истории и о публикациях документов. В качестве «дополнения» к РА историк подготовил и издал 3 части каталога Чертковской б-ки (1863-1868), документальные сборники «Осмнадцатый век» (1868-1869. 4 кн.), «Девятнадцатый век» (1872. 2 кн.), «Архив кн. Воронцова» (1870-1897. 40 кн.). Б. составил библиографические указатели к периодическим изданиям: «Московским литературным и ученым сборникам» (1846-1847), «Московскому сборнику» (1852), «Русской беседе» (1856-1860), «Москвитянину» (1841-1856), «Русскому вестнику» (1856-1862), «Библиографическим запискам» (1858-1861), изданиям ОИДР (1815-1865). В 1869-1910 гг. в «Московских ведомостях» и др. периодических изданиях Б. опубликовал ряд воспоминаний о знаменитых людях своего времени.

http://pravenc.ru/text/77626.html

В XVII веке при Московском дворе существовала целая Академия – Оружейная Палата, где работали знаменитые царские иконописцы, художники, резчики, граверы и проч. Цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович ценили и любили иконы и украшали ими комнаты своего дворца, где, однако, не могли поместиться все царские иконы, и поэтому для них было устроено особое помещение. Существовавшая при Московском дворце Образная Палата служила для хранения икон, а также и других священных предметов и книг, принадлежащих государю и членам его семейства. Из этой Палаты образа, кресты и проч. брались по мере надобности в дворцовые приказы, Оружейную Палату, во дворец и в придворные церкви. В царствование Алексея Михайловича Образная Палата представляла собою громадный и превосходный музей памятников православной иконографии и искусства, равного которому по богатству в настоящее время нет в России и даже на всем православном Востоке. Это ясно видно из издаваемой нами описи Палаты, приблизительно от 1669 (7177) г. Составлена опись и скреплена по листам дьяком Мастерской Палаты Иваном Чаплыгиным. Хранится она в Московском Отделе Общего Архива Министерства Императорского Двора по оп. 34 (152а), но, к сожалению, уцелела не вполне, именно – не достает первых 16 листов. Всего в ней 214 листов; разделена она на 22 главы: 1 гл. – 1–4 лл., 2 гл. – 5–12 лл., 3 гл. – 13–20 лл., 4 гл. – 21–58 лл., 5 гл. – 59–72 лл., 6 гл. – 78–86 лл., 7 гл. – 87–101 лл., 8–9 гл. – 102–111 лл., 10 гл. – 112–119 лл., 11 гл. – 120–133 лл., 12 гл. – 134–142 лл., 13 гл. – 143–160 лл., 14 гл. – 161–172 лл., 15 гл. – 173–176 лл., 16–18 гл. 177–206 лл., 19–20 гл. – 206 об. – 209 лл., 21 гл. – 210 л., 22 гл. – 211–214 лл. Главы 13–15 заключают в себе перечень книг рукописных и печатных, которые находились в Образной Палате. Как видно из рассматриваемой рукописи, опись Образной Палаты была производима и раньше 1669г., именно в 7160г., 1651–2 гг. Главное богатство Палаты составляли иконы, – они были в серебряных и золотых, басемных и сканных окладах, или без них. Риз, покрывавших всю икону и тем безобразивших ее, здесь не было. Письмо на иконах было – греческое, грузинское и русское, последнее царских и других иконописцев. Число икон было очень велико. В описи нередко указано происхождение икон, откуда они поступили в Палату. Многие иконы были поднесены государю и членам его семейства или служили им благословением. В рукописи мы, между прочим, читаем: образ Богоматери Казанской в Палату . . Образ . (Перечень следующих затем икон дает косвенное указание на монастыри, которые подносили их, напр., Иосифа Волоцкого , Макария Калязинского, Евфимия Суздальского, Антония Сийского, Дмитрия Вологодского Прилуцкого, Соловецких чудотворцев и т.д.). Иконы взяты из царских хором. Образом Спаса Вседержителя . Образом Пречистой Богородицы Казанская . Иконою Воскресения Христова .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010