196 Св. Епифаний (О Ерес. 72) приводит исповедание Маркелла Анкирского, сделанное на соборе в Риме. Оно заключает в себе выражения двусмысленные, на которые указывает Евсевий Кессарийский в своих сочинениях. Конечно их можно понимать в смысле православном, но также можно толковать их в смысле благоприятном ересям Савеллия и Павла Самосатского. 201 Сократ (гл. 15) говорит, что вследствие преимуществ Церкви Римской, Юлий восстановил епископов, о которых суждено было на соборе в Риме. Историк этот ошибается во времени, потому что только четыре года спустя на соборе Сардикийском предложено было даровать Юлию право аппелляции по делам епископским. Ошибка Сократа повлекла за собой и ошибку Созомена (кн. III, гл. 8), утверждавшего, что епископ Римский, по важности своего престола, имел общий надзор в делах епископских. Мы увидим установления этого преимущества престола Римского, которое оба историка в изложении своем привели слишком преждевременно. 206 Тут в сказаниях Сократа и Созомена есть недоразумения потому, что они перемешали последние события с Павлом и Афанасием, с бывшими до собора в Риме. До собора Римского Афанасий бежал, чтобы укрыться от насилия Григория: по возвращении же своем после собора, снова бежал в Рим, по случаю осуждения его Констанцием. Павел был сослан во второй раз после умерщвления Гермона, а по возвращении в Константинополь, после собора в Риме, был сослан Филиппом в Македонию и снова прибыл в Рим. 207 Руффин, И. Ц., кн. I, гл. 19; Сократ, И. Ц., кн. II, гл. 18; Созомен И . Ц , кн. III, гл. 10. 209 Св. Афанас.. О Соборе, § 27 и след.; Сократ, И. Ц., кн. II, гл. 19 и 20, Созом., И. Ц., кн III, гл. 11. 212 Св. Афан., Ист. ариан к инок., § 15: Апол. прот. ариан, § 36 и послед.; Феодорит, И . Ц.) вн. II, гл. 5; Сократ, И.Ц., кн. II, гл. 20: Созомен. И . Ц., кн. III, гл. 11. 213 Сократ добавляет к Афанасию имя Павла, но это ошибка; Павел был тогда уже убит, как удостоверяет Феодорит, а послание собора Сардикийского, нижеприведенное служит доказательством, что святителя Константинопольского на соборе не было. Созомен избегнул этой ошибки предшественника своего Сократа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

После такой борьбы, говорит он, окончил он жизнь в тихой старости и присоединен был к Отцам своим, патриархам, пророкам, апостолам и мученикам, подвизавшимся за истину. О, муж истинно священный и возлюбленный! С небеси, куда ты вселился, призри на нас. Управь народом сим, чествующим единым поклонением Троицу всесовершенную, Отца, Сына и Святого Духа. Паси вместе со мной стадо сие и сохрани мне жизнь, если мир должен царствовать. Но, если Церковь должна находиться в борьбе, возьми меня с собой и с твоими подражателями. Многого я прошу, но я возношу к тебе моление это, во Христе нашем Учителе, Которому слава, честь и держава во все веки! Аминь! Не дерзаем сами похвалять великого Афанасия, Григорию Богослову было достойнее воздать хвалу добродетелям его и прославить его доблести. 845 Иовиан. к св. Афан. и св. Афан. к Иовиан. икиер. Int. op. s. Alhanas Edit. Bened. V, Феодор.; И. Ц. кн. IV. гл. 2 и 3. 851 Феодор., И.Ц., кн. IV, гл. 5. Сократ., И. Ц ., кн. IV, гл. 1. Созом., И .Ц., кн. VI, гл. 6. Созом., И.Ц., кн. VI, гл., гл. 859 ΙΙρς την χρησττητα σου κα» πντας τους " Ιταλος τε και Δυτικυς ε’πισκο- πους γρμμα κομξομεν. Ad tuam Benignitatem et ad universos Italiae et, occidenlis Episcopos Lilteras afferimus. Следовало привестн изречение это в ответ латинцам, превратившим это обращение азиатских в апелляцию к папству, к верховной власти в делах веры. Азиатским нужна была только поддержка на Западе, против преследователей восточных, чтобы можно было говорить о единении своем с Церковью западной. 863 Руфин, (И. Ц., кн. II, гл. 10) говорит, что епископ, рукоположивший Урсина был невежественный и грубый. 864 Историк Сократ (кн. IV, гл. 29) приписывает бывшие схватки пароду, а префекту Максимину кровавые казни. Сократ заимствовал все это из Руффина, а последний историк кажется не знал хорошо этих событий. Во время борьбы, префектом в Риме был Ювенций, а не Максимин, как то утверждает Аммиен-Марселлин. 865 Амм. Марселл., кн. XXVII, § 18; Руфин, (И. Ц., кн. II, гл. 10) приписываете эти крайности обеим партиям, а главное префекту Максимину.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Святитель Григорий Нисский поясняет и то, почему Господь наделил человека только образом, а подобие предоставил свободной воле его, а именно: «Дабы ты, усовершив сам себя, сделался достойным мздовоздаяния» ( Григорий Нисский , свт. Слово первое... Хр. Чт. 1840. 7. С. 324). Отличая подобие от образа и понимая его как цель жизни человека, святые отцы указывали и путь к нему. Путь этот, по их учению, содержится в Святом Евангелии (Там же) и заповедях Закона ( Климент Александрийский , свт. Строматы. Кн. 2. Гл. 19. Цит. изд. С. 264; ср.: кн. 7. Гл. 3. С. 801). Ещё частнее – святые отцы перечисляли добродетели, ведущие человека к Богоподобию. К таковым добродетелям относятся: подчинение Богу ( Ириней Лионский , сщмч. Сочинения. Кн. 4. Гл. 38. Цит. изд. С. 435), непамятозлобие, братолюбие, сострадательность ( Григорий Нисский , свт. Слово первое... Цит. изд. С. 322–323), бесстратие ( Василий Великий , свт. Творения. Ч. 5. Слово о подвижничестве. СТСЛ, 1901. С. 56), воздержание, господство над своими страстями, праведность ( Климент Александрийский , свт. Строматы. Кн. 2. Гл. 19. Цит. изд. С. 259 и 266; ср.: кн. 2. Гл. 22. С. 291; кн. 4. Гл. 23. С. 494; кн. 7. Гл. 3. С. 794 и др.), «кротость, смирение и вообще добродетель», – заключает святитель Иоанн Златоуст ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Том 4. На книгу Бытия. СПб., 1898. С. 69). Достигший Богоподобия человек, по учению святых отцов, удостаивается великого блага – отождествления по своей природе с существом Того, Кто обладает всеми совершенствами, (...) удостаивается созерцания и некоторого познания самого существа Божия ( Климент Александрийский , свт. Строматы. Кн. 7. Гл. 3; ср.: кн. 4. Гл. 25. Цит. изд. С. 794 и 494). Поэтому они вслед за Откровением призывали людей к достижению Богоподобия ( Григорий Нисский , свт. Слово первое... Цит. изд. С. 326), чтобы все «соделались причастниками Божия блаженства» ( Василий Великий , свт. Творения. Ч. 5. СТСЛ, 1901. С. 56). Таково учение Откровения и святых отцов Церкви об образе и подобии Божием в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

По содержанию Книга в целом делится на ряд частей, условно на пять разделов. В Новом Завете мы находим 11 цитат из пророка Исаии – это евангелист Матфей, Деяния апостолов, Послание ап. Павла к Римлянам и ряд др. моментов (Мат. 12:17–18), ( Деян. 8:28–35 ), ( Рим. 10 ) и т.д. Первый раздел мы условно называем «Книга суда над Израилем и Иудеей» (гл.1–6). Основные темы – общее введение в пророческое служение, жалобы и обвинения, приговор к помилованию, пророчество о бесплодном винограднике и плач пророка над ним. Гл.6 повествует о призвании Исаии и посвящении его в пророки. Второй раздел – это Книга об Еммануиле (гл.7–12). Самое важное – это пророчество о рождении Еммануила (гл.7). Затем идет пророчество о Дамаске и Самарии (гл.8). Гл.9 говорит о наказании Израиля через Ассирию. Гл.10 говорит о самонадеянности и унижении Ассирии – это позднейшая вставка в текст, касающаяся более позднего периода. Гл.11 говорит о Мессии и царствии Его на Земле. Гл. 12 – благодарственные песни избавленных от поругания и наказания. Третий раздел, куда включается гл. 13–27, условно называем «Книга плача о врагах Господних». В гл.13–23 дается описание различных городов, суда над ними, их людьми и народами. Гл. 24–27 некоторые экзегеты называют «Апокалипсис Исаии». Здесь говорится о судьбе всего Мира, отчасти этот Апокалипсис перекликается с Апокалипсисом Иоанна Богослова. Четвертый раздел – это книга бедствий Сиона, Книга суда и спасения. Сюда входят такие темы, как опасность Ассирии, или так называемые шесть плачей (гл.28–33); гл.34 включает в себя тему, которая называется «Суд над всеми народами» и гл.35 – это «Слава Мессии». Далее мы встречаемся с Книгой, которую мы условно называем «Книга приложений», которая повествует нам о различных событиях, в частности, об освобождении Иерусалима, о болезни и выздоровлении Езекии, о компромиссе Езекии (гл.38). Затем идет раздел, который мы условно относим к Второ-Исаие, который включает главы 40–66. Это особый раздел, где говорится о национальном избавлении царем Киром, о возвращении из вавилонского плена (гл.40–48), о духовном избавлении отрока Господня, о страдании и победе. Мессианские места этого раздела – гл.53. Больше нигде в Священном Писании Ветхого Завета, за исключением некоторых Псалмов Давида, в такой сжатой форме, практически без пробелов, не дано описание страдания Иисуса Христа и избавления через эти страдания. Практически вся эта глава может быть полностью воспроизведена по цитатам из Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В Поморской рукописи В Гродненском издании О Христианстве и о имени Иисус Христове Толкование апостольского сложения и цареградского о трех стисех 1. 2. 8. Верую во единаго Бога еже есть Святую Троицу. О воплощении Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа воплощшагося от Духа Святаго рождшагося от Девы 1 . Марии 1 Гл. 11. Гл. 14. Гл. 11. О страсти Христове глава четвертая еже при Понтийстем Пилате распят и умре и погребен бысть. опущ. только слова: глава четвертая. Гл. 20. Гл. 23. Гл. 20. О различии между святыми Божиими в царствии небеснем. О сем еже различие будет… Гл. 37. Гл. 43. Гл. 39. О надежди Христианстей. О надежи Господни и о молитве. Гл. 60. Гл. 83 (73) Гл. 71. О Души. О души, еже в зачатии человека готова и всецела от Бога дана бывает. Гл. 62. Гл. 84 (74) О первой тайне сиречь о святом крещении. Гл. 64. Гл. 88 (78) Гл. 76. О третией тайне сиречь о рукоположении или о священничестве. Зде Златоуст о третией… Зде Златоуст о третией… в) разности в самом тексте катехизиса. Кроме различия, усматриваемого в количестве глав и в оглавлениях, встречается весьма много разностей в самом тексте Катехизиса. Сии разности опять трех родов. Одни состоят в опущении слов или выражений, другие в прибавке, третьи наконец в заменении их другими словами, или выражениями. Покажем в отдельных таблицах те и другие разности. Так Некоторые слова и выражения, находящиеся в Соловецкой рукописи, опущены в Поморской рукописи, или в Гродненском издании Катехизиса: в соловецкой рукописи: в поморской рукописи: в гродненском издании: л. 3 на об. Господь Бог остави нам сие Знамение, еже есть образ честнаго и животворящаго креста Господня. л. 5опущ. Там же. Имать явитися на небеси Знамение честнаго и животворящаго креста Господня. там жеопущ. Там же. Еже есть честный крест Христов. л. 5. И на левое плечо полагая персты знаменуеши сошествие Господне во ад. л. 7 на об.Опущ. л. 10. И паки от Иоаннова соборнаго послания перваго, аще друг друга любим. л. 15 на об.опущ. Л. 12 на об. Мрежи словесныя уловльшия к разуму Божественнаго наздания явленнаго человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

16. Протестанты, несмотря на то, что Библия описывает множество различных материальных святынь и что святыни всегда были как в древнем Израиле, так и в Церкви, категорически отвергают все святыни и само богословское понятие «материальная святыня» (см. гл. 1). 17. Протестанты не почитают Крест и поносят его, называя мерзким орудием убийства Спасителя, несмотря на то, что Библия (см. гл. 2, абз. 14–39) и Церковь изначала (см. гл. 2, абз. 41–54) совершенно иначе относятся ко Кресту, да и сами протестанты, противореча своему же учению, своеобразно почитают Крест, особенно в последние годы (см. гл. 2, абз. 59–79). 18. Протестанты, вопреки Св. Писанию (см. гл. 3, абз. 8–10), учению древней Церкви (см. гл. 3, абз. 87–95) и собственной практике (см. гл. 3, абз. 4–5), отвергают иконы (и их почитание), считая образы лжебогов и образы Христа и Его святых одним и тем же – идолами, безбожно смешивая святое с нечестивым, подпадая тем самым, как иконоборцы, под анафему Седьмого Вселенского Собора. 19. Протестанты, вопреки учению Библии (см. гл. 4, абз. 9–18, 32–37, 43–49), всей древней Церкви (см. гл. 4, абз. 19–31, 38–42, 53–75) и даже собственной практике (см. гл. 4, абз. 93–97) отвергают молитвенное общение небесной и земной Церкви: молитвы Ангелов и святых о живущих на земле, молитвы к Ангелам и святым и молитвы за упокой. 20. Протестанты, вопреки Св. Писанию (см. гл. 5, абз. 10–20) и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 5, абз. 25–41) богохульствуют, говоря, что Дева Мария не является Приснодевой и кроме Христа имела других детей от Иосифа, подпадая тем самим под анафему Церкви (см. гл. 5, абз. 65). 21. Протестанты, вопреки Библии (см. гл. 5, абз. 79–84), учению всей древней Церкви (см. гл. 5, абз. 86–101) и просто здравому смыслу (см. гл. 5, абз. 104) отказываются называть Деву Марию Богородицей. 22. Протестанты утверждают, что для спасения не нужны добрые дела и таинства Церкви, и что человек спасается лишь верой, ложно определяемой как «признание Христа Своим личным Спасителем» (см. гл. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Пожаловал благочестивый же Государь Царь и Великий Князь Михаило Фёдорович всея России, в дом Пречистыя Богородицы, при игумене Иакове з братею напрестольное Евангелие в тетрархе, да на ризы миткаль. Да благочестивый-же Государь Царь и Великий Князь Михаил Фёдорович всея России, пожаловал в старой колокол в прибавку, что дал блаженныя памяти Царь и великий Князь Иван Васильевич всея России, и тот колокол переливали меди десять пудов новыя. 7160 (1652) г. Пожаловал Государь Царь и великий Князь Алексей Михайлович всея России в дом Пречистыя Богородицы в Свенский монастырь, блаженныя памяти по святейшем Иосифе патриархе московском и всея России, в монастырскую казну из его патриаршыя казны денег двадесят рублев. 7256 (1748) г. Пожаловала благочестивейшая Государыня Императрица Елисавета Петровна шесть тысяч рублей на построение соборныя церкве Успения Пречистыя Богородицы в Новопечерский Свенский монастырь 26 . Далее отмечаем только роды вкладчиков, при чём имена простых людей, не имеющие непосредственного исторического интереса, опускаются. л. 10, гл. 2 (главы отмечены только в оглавлении): род Данили Романовича, да Никити Романовича, да Василия Михайловича Юрьевых. 7062 г. л. 11, гл. 3, род князя Дмитрия, да князя Алексея Никитича Трубецких. 7135. л. 13, гл. 4, род князя Алексея Ивановича Воротинского. 7149 г. л. 13. гл. 5, род князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. 7073 г. л. 14, гл. 4, род Андрея Ивановича Нарманского. 7192 г. л. 14, гл. 6, род государева думного дьяка Михаилы Данилова. 7149 г. л. 14, гл. 7, род князя Петра Серебреного. 7059 г. л. 14, гл. 8, род Петра Головина. 7059 г. л. 14, гл. 9, род Игнатия Блудова, 7062 г. л. 15, гл. 10, род Василия Тучкова. 7062 г. л. 15, гл. 11, род Михаилы Лыкова. 7062 г. л. 15, гл. 12, род Фомы Третьякова. 7069 г. л. 15, гл. 13, род князя Данилы Засекина. 7069 г. л. 15, гл. 14, род Бориса Ивановича Сукина. 7076 г. л. 16, гл. 15, род Володимера Лошкина. 7077 г. л. 16, гл. 16, род Петра Софонова. 7128 г. генваря в 3 день. л. 16, гл. 17, род Елизарья Михайловича, да Михайлы Михайловича Салтиковых. 7080 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

И блажен, кто не соблазнится о Мне», разумеется – ввиду таких дел ( Мф. 11:3–6 ). Если предположение, что первоначально явился сборник изречений, не оправдывается свидетельством Св. писания и отчасти противоречит самой теории Эвальда, то, естественно, что оно не находит себе оправдания в истории церкви, хотя Эвальд и ссылается на неё. Нет и следа ни одной такой рукописи, которая когда-нибудь существовала бы и употреблялась бы в церкви в виде Собрания изречений. Если же Эвальд, напротив, видит «весьма ясное подтверждение своего мнения во всех писаниях св. Иустина мученика , который ни на что так часто не ссылается, как на изречения Христа, именно на такие, какие были собраны только в этом труде Spruchsammlumg)», то эти «ясно» и «скоро» нисколько не оправдываются до нас дошедшими творениями св. Иустина мученика : «Первая и вторая Апологии и Разговор с Трифоном иудеем». Для читателя Иустиновых творений очевидно, что автор их указывает изречения Господа Иисуса, но также очевидно и то, что Иустин указывает на события Ев. истории, и таких указаний весьма много. Кроме изречений Христа Спасителя, в сочинениях Иустина упоминаются: родословие Иисуса Христа (Ап. 1, гл. 32; Разг. гл. 23, 43, 45, 100, 101, 120), благовестие о рождестве Иисуса и рождение Иоанна Кресгителя (Ап. 1, гл. 33; Разг. глав. 100, 78; Ап. 1, гл. 33 и 32; Разг. гл. 66, 43, 84), Рождество Христово в Вифлееме, поклонение Волхвов, бегство в Египет, избиение младенцев в Вифлееме (Ап. 1:34, 46; Разг. гл. 77, 78, 88, 102, 103, 106), история Иисуса Христа до начала Его открытой деятельности – вообще (Разг. гл. 88; Ап. 1, гл. 35), Крещение Иисуса Христа от Иоанна (Разг. гл. 51, 88, 103, 49), искушение Его от диавола (Разг. гл. 103, 125), жизнь и деятельность Христа вообще (Ап. 1, гл. 46: Разг. гл. 88; cp. Ап. 1, гл. 31), рассказ о начальнике в Капернауме (Разг. гл. 76, 120, 140), избрание апостолов (Ап. 1, гл. 39, 42, 106, 81), послание их на проповедь (Ап. 1. гл. 19), усекновение главы Крестителя (Разг. гл. 49), исповедание ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Гл. 86.17. ИППОДРОМОМ ХВАЛИЛСЯ: подроуми хвалше; в основном тексте не говорится конкретно о том, что Михаил хвалил свой ипподром. Вечеринка происходила после развлечений императора на ипподроме, недалеко от церкви св. Маманта (в северной части Константинополя, на европейском берегу Босфора). И24 Гл. 87.2. ЦЕРКОВЬ – Богородицы в Константинополе. Гл. 87.4. МАГИСТР И ДОМЕСТИК – высшие военные чины в Визант. империи. Гл. 86.6. О... ЕПИСКОПЕ – города Евхаиты. Гл.. 87.8. НА ОХОТУ. Имп. Василий погиб на охоте 29 авг. 886 г. В Тр. утрачен фрагмент Криницы до сер. гл. 91.10. Утрата восстановлена Истриным по Унд. ПОЯС ПЕРЕРУБИВШИЙ – и тем спасший царя от неминуемой смерти. Гл. 88.1. СТЕФАН СИНКЕЛЛ. Синкелл – одна из высших духовных должностей; Стефан был синкеллом при патриархе Фотии. Гл. 88.3. «Греки» на месте «ромеи». To же гл. 90.4; 91.4. Гл. 88.5. ОБ ЭПИКТЕ ВАСИЛИИ – в Унд о в Эрм о египтнин. Гл. 88.6. ЦАРЬ; в Унд – на приравнивание титула βασιλες «царь» к собственному имени, одноименному с титулом, повлиял предыдущий текст об эпикте Василии. Речь идет о василевсе Льве VI. Этот греч. титул вместо лат. «император» был официально принят в IX в. и сохранялся до конца визант. истории. Гл. 88.7. В ЦЕРКВИ СВЯТОГО ДИОМИДА – в основном тексте греч. и пер. «в церкви Святого Мокия». Храм св. Мокия был самым известным из КПских храмов. Он был расположен на седьмом холме, за стеной Константина, севернее ворот Пиги (в стене Феодосия). Гл. 88.8. САРАЦИН – Лев. Гл. 88.10. КОНСТАНТИНА – это Константин VII (911–947), прозванный Багрянородным, потому что он родился в Большом имп. дворце в порфировой, или багряной, комнате (стены ее были обложены порфировым камнем), то есть в царской семье, что было актуально в эпоху, когда царская власть то и дело захватывалась силой. Гл. 88.11. НИКОЛАЙ – Николай I Мистик, патриарх (901–907, 912–925). И25 Гл. 89. АЛЕКСАНДР – брат Льва VI. Гл. 90. Номер главы восстанавливаем по основному тексту. В Кринице по Унд сбитая нумерация: ·р· «100». Следующая глава имеет номер · ра · «101» вместо ·ча· Одно из направлений поиска сбоя – смешение греч. коппы (числовое значение «90») с похожей на нее буквой «ро» («100»). В Син адекватные греч. номера: ч и ча С21об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Об индифферентизме и веротерпимости//ДБ. 1859. 31. С. 137-145; 32. С. 170-180; Христианская Церковь на Западе Европы в средние века//ПО. 1860. 2. С. 105-124; Современные религиозные партии в протестантстве//ПО. 1860. 9. С. 83-112; Из Германии//ПО. 1861. 11. С. 388-413; 1862. 1. С. 31-71; 5. С. 64-103; Сивекингская благотворительная община в Гамбурге//ПО. 1861. 5. С. 67-88; Очерки быта народа Божия//ДЧ. 1864. Т. 1. Кн. 2. С. 168-194; Кн. 3. С. 261-290; Кн. 4. С. 390-402; Т. 2. Кн. 5. С. 24-35; Кн. 6. С. 130-150; Кн. 7. С. 233-239; Кн. 8. С. 339-348; Т. 3. Кн. 9. С. 75-93; Кн. 10. С. 160-171; Кн. 11. С. 219-227; Кн. 12. С. 387-392; 1865. Т. 1. Кн. 1. С. 11-27; Кн. 2. С. 101-120; Кн. 3. С. 244-248; Кн. 4. С. 281-293; Т. 2. Кн. 7. С. 230-241; О катехизическом преподавании христ. учения детям: [Из: Sailer J. M. Téologie Pastorale. P., 1860. Т. 1]//Калужские ЕВ. 1866. 4. Ч. неофиц. С. 89-103; 12. С. 341-347; Из Калуги: Неск. известий о Калужском ДУ//ПО. 1866. Т. 19. Заметки. 1. С. 17-31; 3. С. 95-115; Кр. хронологическое обозрение истории св. церкви от начала ея до последнего времени//ДЧ. 1867. Т. 1. Кн. 1. С. 1-15; Очерки библ. древностей//Калужские ЕВ. 1865. 15. С. 396-404; 19. С. 522-532; 21. С. 576-590; 1866. 3. С. 65-79; 9. С. 265-279; Очерки быта древних евреев: Пособие к изъяснению Св. Писания//ВЧ. 1867. 24. С. 450-459; 25. С. 469-477; 26. С. 495-508 (отд. изд.: К., 1869; переизд. в кн.: История Израиля и Иудеи: Обществ. и полит. жизнь. М., 2004. С. 502-643); Основные начала обучения//ТКДА. 1868. 8. С. 296-324; 9. С. 519-544; Руководство к начальному обучению: (Для учителей нар. школ). К., 1869 (совм. с И. И. Малышевским, И. Т. Экземплярским). Пер.: Вольтер Ф. М. Философия истории: Пер. с франц. СПб., 1868; Гоббс Т. Левиафан, или О сущности, форме и власти гос-ва/Пер. с англ.: Н. Л. Зайцев, С. П. Автократов. СПб., 1868; Эттинген А., фон. Реализм в области наук о духе и в особенности - о нравственности: (Из соч.: Die Moralstatistik und die christliche Sittenlehre): Пер. с нем.//ТКДА. 1870. 12. С. 610-644; он же. О социальной этике, основанной на нравственной статистике, и о значении посл. для нравственного богословия: (Из соч.: Die Moralstatistik und die christliche Sittenlehre): Пер. с нем.//Там же. 1871. 10. С. 40-106.

http://pravenc.ru/text/1618918.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010